святитель Тихон Задонский (Соколов)

Дети

Наставление в благочестии и в страхе Господнем должно быть с самого младенчества, как только дети начинают хотя бы немного что-то понимать.

1. Поскольку этот возраст как незлобивый удобен к восприятию добра или зла. Объясняю это следующим образом. Сосуд пустой все может в себя вместить: воду, или вино, или пиво, или квас, или иное подобное этому. Так молодой человек может вместить в себя учение доброе или злое.

2. Чему с детства дети научены будут, то, придя в совершенный возраст и под старость, делать будут. Объясняю это следующим образом: сосуд новый, особенно глиняный, чем сначала напоен будет, тем и до разрушения своего пахнуть будет. Так, например, если маслом напоен будет, маслом и пахнуть будет, если вином – вином будет смердеть. Так и молодой человек: каким учением напоен будет, того запах всю жизнь издавать будет. Если в страхе Господнем наставлен будет, то всю жизнь благоприятный аромат добрых нравов издавать будет; если злу будет обучен, то злобой смердеть даже до конца будет. Другой пример. Как маленькое деревце к какой стороне наклонено будет, так и до конца будет расти, так и молодой отрок: чему сначала наставлен будет, к тому и до кончины своей жизни склонность будет иметь.

* * *

Если детей, которые малыми или младенцами умирают, лишаешься, благодари Бога, что восхищает их, чтобы не изменила злоба разума их, или коварство не прельстило души их (Прем. 4, 11). И так плоды свои предпосылаешь Христу в Царствие Его небесное. Также благодари, что не будешь о них иметь попечения в воспитании и наставлении христианском: ибо родители за детей, которых по-христиански не наставляют, сильно перед судом Божиим истязаны будут. Когда взрослых лишаешься детей и богатство имеешь, что имел детям в наследство оставить, то в руки нищих – братии Христовой – с пользой душевной можешь вложить; и так не одного или трех, а многих наследников будешь иметь и обретешь то наследство со многим прибытком в будущем веке. Если нищим остаешься после смерти взрослых детей, отдай себя промыслу Христа, Сына Божия, Который всех питает и обо всех печется.

* * *

Некоторые родители так нежно и слабо детей своих воспитывают и содержат, что не хотят их за преступления наказывать, и так бесстрашно и своевольно им попускают жить, а другие безмерную строгость употребляют и более гнев и ярость свою над ними удовлетворяют, нежели наказывают их. И те и другие грешат. Везде излишество порочно: строгость и милость безрассудная во всяком чине осуждается. Одна в расслабление, своеволие, развращение и явную погибель приводит юных, от природы ко злу всякому склонных, а другая огорчение, раздражение и уныние в них поселяет. Везде умеренность и средний путь похваляется. Потому родителям благочестивым среднего пути держаться должно.

* * *

Должность родителей к детям своим.

1. Как только начнут дети приходить в разум и понимать учение, тотчас должно им вливать молоко благочестия и приводить к познанию Бога и Христа, Сына Божьего, чтобы знали: кто есть Бог Тот, в Которого веруем и Чье имя поминаем, и исповедуем, и молимся; и кто есть Христос и как Его должно почитать; ради чего на этот свет все рождаемся и крестимся и чего по смерти ожидаем. Ибо нынешнее житие наше не иное что есть, как путь, которым идем к вечности: добрый – к благополучной, злой – к неблагополучной.

Рождаемся на этот свет не ради чести, богатства, пищи сладкой, одеяния красивого, богатых домов и прочего, ибо все это при смерти оставляем. Но рождаемся, чтобы здесь благочестиво пожить, и Богу угодить, и по смерти к Нему перейти и в вечном Его блаженстве пребывать. Иначе, если бы для этой жизни рождались мы, то вовеки бы нам должно пребывать здесь, но обратное видим. Итак, для иной жизни рождаемся и на путь мира сего вступаем, чтобы к другому придти. Ради этого и крестимся, и веруем в Бога и Христа, Сына Божьего, и призываем имя Его, и в Церковь ходим и молимся – да получим от Него это будущее блаженство.

Все это и прочее нужно в начале предлагать детям юным, дабы, в возраст приходя, приходили и к познанию Бога, и должности и надежды христианской. Отсюда можно ожидать доброй надежды в юном сердце, если так воспитываться с начала будет. Как зло, так и добро в юношеском сердце крепко вкореняется, и чему в юности научаемся, в том, и в совершенный возраст придя, пребываем, как молодое дерево к которой стороне приклонится, так и стоит до конца. Поэтому нужно такое благочестивое воспитание юности. И когда сами родители или не могут или не позволяет им звание так делать, нужно им подходящих наставников искать и обучать детей. Многие детей своих учат иностранным языкам и художествам, но в деле благочестия не обучают, от чего видно, что и сами того не знают, хотя и христианами называются. Полезно ради общества и коммерции и языкам иностранным обучать, но таинствам веры обучать нужно, и нужно непременно, и одно только нужно (Лк. 10, 42). Что толку во французском или другом языке, когда язык выучен будет, а сердце не научено добру? Язык хорошо и красиво витийствует, но сердце праздно без веры и издает смрад неверия, что и для родителей небрежных, и для детей бедственно.

2. Поскольку по Писанию, начало премудрости – страх Господень (Пс. 110, 10), то вначале в юные сердца должно насаждать страх Божий, ибо юность, от природы ко злу склонная, ничем более, как этим страхом, от зла не отвращается, как и всякий человек. А чтобы страх Божий всадить в сердца их, нужно им часто напоминать, что Бог везде есть и рядом со всяким человеком присутствует, и что бы человек ни делал или мыслил, – видит, и что бы ни говорил, – слышит, и за всякое слово, дело и помышление худое гневается, и будет судить, и грешников вечному мучению предаст, а праведным и добрым людям мзду воздаст за добрые их дела и согрешающего или зло творящего может в самом деле казнить, как читаем в историях и ныне так же случается. Это им в начале нужно вкоренять, дабы не только явно, но и втайне от всякого зла уклонялись; дабы, как дети перед родителями своими, рабы перед господами своими, подвластные перед властями ничего непристойного не делают, но благоговейно поступают, так и они перед Богом, все назирающим, поступали бы и ходили со страхом и думали бы, что Бог и рядом с ними есть, и все их поступки видит, и может их казнить, когда худо будут поступать. И если даже случается, что люди худого дела не видят, то Бог, больший всего света и Судья всех, все видит. От такого учения и рассуждения о Боге может в юных страх Божий насадиться, что и пожилым и старым помнить нужно...

Детей неисправных родители должны наказывать. Так Слово Божие повелевает им: не оставляй юноши без наказания: если накажешь его розгою, он не умрет; ты накажешь его розгою и спасешь душу его от преисподней (Притч. 23, 13–14). Видим, что Сам Бог любит чад Своих, но от любви их наказывает, ибо Господь, кого любит, того наказывает; бьет же вся кого сына, которого принимает (Евр. 12, 6). Так и плотским родителям должно следовать Богу и детей своих от любви наказывать. Та любовь отчая слепа, которая оставляет детей неисправных без наказания, как истинная и мудрая та любовь, которая своевольство их смиряет наказанием. Кто жалеет розги своей, тот ненавидит сына; а кто любит, тот с детства наказывает его (Притч. 13, 25; еще см. об этом Притч. 29, 17; Сир. 7, 25; 30, 1–13).

4. В наказании не должно быть безмерной строгости, как апостол повелевает: отцы, не раздражайте детей ваших, дабы они не унывали (Кол. 3, 21), – но средним путем идти, как выше сказано.

5. В образ добрых дел самих себя им представлять надо.

Юность, да и всякий возраст, лучше наставляется к добродетели житием добрым, нежели словом, ибо особенно юные дети за правило себе имеют житие родителей своих, и что в них примечают, то и сами делают, доброе ли то будет или худое. Поэтому родителям, как от соблазнов беречь детей, так пример добродетельного жития подавать детям своим должно, когда хотят их к добродетели наставить. Иначе ни в чем не могут преуспеть. Более они смотрят на житие родителей своих и это отображают в юных своих душах, нежели слова их слушают. Всякое слово наставника, с житием сопряженное, изрядное и сильное являет собой наставление, тем более родительское наставление.

6. К любви к детям и само естество родителей влечет и убеждает, даже бессловесные любят исчадий своих. Поэтому не потребно о том и говорить, только бы не была безрассудной любовь, как выше сказано.

7. Родителям о детях своих должно молиться Богу, дабы их Сам Он наставил на страх Свой и умудрил во спасение.

8. Насколько вредно небрежение о правильном воспитании и наказании детей и самим родителям, и детям их, – от вышесказанного видит всякий и показывает история об Илии, жреце израильском, который за то, что правильно не воспитывал и не наказывал сынов своих за дерзости их, и сам был Богом наказан, и дети его (см. 1Цар. 4, 17–18).

* * *

Должность детей к своим родителям.

1. Должны дети родителей своих любить от чистого сердца и быть им благодарными, ибо от них на свет родились и ими воспитались. В этом естественный закон и совесть всякого убеждает.

2. Должное им отдавать послушание, как апостол повелевает: дети, повинуйтесь своим родителям в Господе (Еф. 6, 1).

3. Словом и делом любовное им почтение показывать.

4. Когда ими наказываются словом или делом, за благо наказание принимать, не негодовать, не роптать на них, но, признавая свое преступление, со смирением, любовью и сожалением просить прощения у них.

5. В нужде и старости их питать и со всяким усердием служить им.

6. Беззаконным детям, которые родителей своих не почитают, страшные казни в законе Господнем определены. Кто ударит отца своего, или свою мать, того должно предать смерти (Исх. 21, 21). Кто будет злословить отца своего или мать свою, тот да будет предан смерти (Лев. 20, 9).


Источник: Симфония по творениям свт. Тихона Задонского — М., «ДАРЪ», 2007. — 1328 с. ISBN 978-5-485-00154-4. «Симфония» по творениям святителя Тихона Задонского (1724– 1783) представляет собой выдержки из многочисленных сочинений святителя. Содержит высказывания, наставления и поучения по различным вопросам духовной жизни и нравственности. Сост. Т. Н. Терещенко

Комментарии для сайта Cackle