протоиерей Тимофей Буткевич

(21.02.1854–13.02.1925 года)

Богословие

Церковная история. Жизнеописания

Философия. Публицистика

Религиоведение

протоиерей Тимофей Буткевич
Протоиерей Тимофей Буткевич

Богослов, историк Церкви, писатель и публицист, профессор Харьковского университета.

Биография

Семья. Образование

Тимофей Иванович Буткевич родился 21 февраля 1854 года в семье священника в селе Большая Рогозянка Харьковской губернии; дед был дьячком, прадед — священником. В 1869 году окончил Харьковское духовное училище; через 6 лет — Харьковскую духовную семинарию; в 1879 году — Московскую духовную академию со степенью кандидата богословия.

Священство, преподавание

В ноябре 1878 года рукоположен в священники к Троицкой церкви слободы Беловодская Старобельского уезда (тогда Харьковской губернии, ныне Луганской области); потом переведен в Покровский собор Старобельска, преподавал Закон Божий в городском детском приюте.

С 1882 года священник кладбищенской Иоанно-Усекновенской церкви Харькова. Через 2 года переведен в Харьковский кафедральный Успенский собор. Был председателем совета Харьковского епархиального женского училища, законоучителем Мариинской женской гимназии. В 1884 году получил степень магистра богословия.

В 1893 году возведен в сан протоиерея, был профессором богословия Харьковского университета, настоятелем университетской церкви. В 1903 году стал доктором богословия.

Общественная деятельность

В 1893–1897 годы заседал в Харьковской городской думе, был избран одним из 6-ти почетных членов Харьковского отдела Союза русского народа.

В 1906 году назначен членом Святейшего Правительствующего Синода и избран в Государственный Совет от белого духовенства. Трудился в Особом совещания при Святейшем Синоде по миссионерству, в синодальной комиссии по сектантским делам, в комиссии по старокатолическим и англиканским вопросам при Синоде, до апреля 1917 года входил в Учебный комитет Синода.

В Петербурге стал активным членом старейшей монархической организации — «Русского собрания», где выступал с докладами. Его доклад «О вторжении евреев в лоно Церкви Христовой», прочитанный в сентябре 1911 года, вызвал такой интерес, что ему через месяц пришлось повторить его. Доклад «О смысле и значении кровавых жертвоприношений в дохристианском мире и о так называемых „ритуальных убийствах“», прочитанный в 1913 году по поводу дела Бейлиса1, был издан отдельной брошюрой.

В 1912 году высочайше утвержден членом «при Святейшем Синоде постоянного, впредь до созыва собора, предсоборного совещания».

После Февральской революции в передовице официального издания Синода «Церковный вестник», которое он редактировал, выразил удовлетворение отстранением от власти императора Николая II, заявляя, что Дух Господень отступил от него, как некогда от Саула (см. 1 Цар. 16:14). По-видимому, батюшка, как и многие в то время, подпал под влияние направленной против государя и монархии разнузданной пропаганды, потому что писал о царе совершенно безобразные вещи и был уверен, что страной и Церковью управлял Распутин, что вовсе не соответствовало действительности.

После 1917 года вернулся в Харьков, служил в кафедральном соборе, потом настоятельствовал в Николаевской церкви. С 1919 года был одним из 3-х членов Епархиального совета, временно управлявшего Харьковского епархией в отсутствие правящего архиерея; в 1920 году возглавил избранный Харьковский Епархиальный совет, ликвидированный большевиками в марте 1921 года.

Умер 13 февраля 1925 года в Харькове; погребен на кладбище возле Иоанно-Усекновенской церкви в одной ограде с матерью и дочерью (захоронение впоследствии было уничтожено).

Научные труды

Отец Тимофей Буткевич отличался многосторонними научными интересами, его исследовательский талант раскрылся как в больших аналитических работах, так и в публицистических статьях на актуальные темы богословия, церковной истории. В магистерской диссертации «Жизнь Господа нашего Иисуса Христа» (1883), направленной в первую очередь против рационалистического толкования Нового Завета (Ж.Э. Ренан, Д.Ф. Штраус и др.),автор попытался дать обоснование святоотеческой точке зрения на происхождение Евангелий и события земной жизни Спасителя.

Одним из главных научных трудов Буткевича является трактат «Религия, ее сущность и происхождение» (2 кн.). Главный редактор журнала «Душеполезное чтение» профессор Алексей Иванович Введенский считал, что в этой работе «собрано всё значительное по вопросу о сущности и происхождении религии и критическое обозрение неправильных мнений доведено до самых последних веяний — до Ницше включительно». Т.И. Буткевич пишет, что монотеизм является основой религиозного сознания, все другие формы религиозности есть искажение или отступление от него в силу исторических и национальных особенностей.

В церковных периодических изданиях Буткевич опубликовал многочисленные статьи по философии (в частности, критиковал религиозные идеи С.Н. Трубецкого, Н.М. Минского, Л.Н. Толстого), апологетике, современному состоянию католичества и протестантизма, о русских сектах.


1 Дело Бейлиса — судебный процесс, проходивший в Киеве в сентябре – октябре 1913 года. Обвинялся Менахем Мендель Бейлис, приказчик кирпичного завода, в ритуальном убийстве 12-летнего Андрея Ющинского, ученика подготовительного класса Киево-Софийского духовного училища, происшедшем 12 марта 1911 года.