Распечатать
Скачать как mobi epub fb2 pdf
 →  Чем открыть форматы mobi, epub, fb2, pdf?


иерей Вадим Коржевский

Пропедевтика аскетики*

Часть 1

   

Содержание

    Предисловие
    Введение
Часть I. Предмет психологии Глава 1. Психология как наука Глава 2. Сравнение научной и святоотеческой психологии Глава 3. Проблема изложения святоотеческой психологии Часть II. Изложение психологии Отдел I. Естественное состояние человека Глава 1. Создание человека 1.1. Творение 1.2. Состав человеческой природы Глава 2. Природа первозданного человека 2.1. Тело 2.2. Душа 2.2.1. Свойства души 2.2.2. Природа души 2.2.3. Строение души 2.3. Связь души с телом и их взаимное влияние 2.4. Состояние составных частей и сил естества человеческого Глава 3. Значение и назначение человека. Отдел II. Нижеестественное состояние человека Глава 1. Грехопадение человека 1.1. Падение 1.2. Следствия падения Глава 2. Природа падшего человека 2.1. Состояние падшего человеческого естества 2.2. 2.2.1. Происхождение души 2.2.2. Адамово наследство 2.3. Состояние естества падшего человека в его составных частях 2.4. Состояние сил падшей человеческой души 2.4.1. Состояние познавательных сил Разум Рассудок Ощущение, воображение и память 2.4.2. Состояние чувствующих сил Духовные чувства Душевные чувства Низшие чувства 2.4.3. Состояние желательных Совесть Воля Чувственные пожелания Глава 3. «Ветхий человек» — его жизнь и развитие Отдел III. Сверхъестественное состояние человека Глава 1. 1.1. Воплощение 1.2. Условия спасения человека Глава 2. Природа обновленного человека 2.1. Подблагодатное состояние человеческой природы 2.2. Подблагодатное состояние естества человеческого 2.3. Подблагодатное состояние сил человеческой души 2.3.1. Состояние познавательных сил 2.3.2. Состояние чувствующих сил 2.3.3. Состояние желательных сил 2.4. Будущее состояние человеческой природы Глава 3. «Новый человек» — его жизнь и развитие Часть III. Применение психологии Глава 1. Аскетика как наука Глава 2. Психология как пропедевтика аскетики Глава 3. Необходимость аскетики  

 
Предисловие
   Из всех ценностей, которыми обладает человек, одна ценность несравненно ценней других — это человеческая душа. Наука, изучающая область души называется психологией. То, что впоследствии было названо психологией, сначала представляло собой совокупность знаний о душевных силах человека, входящих в ту или иную философскую систему. Когда же психология выделилась из философии и оформилась в самостоятельную дисциплину, ее предмет изменился. Предметом традиционной психологии стала та самая психика, которая, будучи «свойством высокоорганизованной материи» и «формой отражения субъектом объективной реальности», как особый «функциональный орган», присуща не только человеку, но и животным. В связи с этим психология перестала пониматься как наука о человеке.
   В настоящее время в психологической науке отсутствует такое направление, которое прямо было бы ориентировано на изучение собственно человеческой души. Помимо этого, некогда единая психология разделилась на большое число отдельных отраслей психологического знания, изучающих предметы необходимые в различных условиях жизнедеятельности человека. К примеру, «педагогическая психология», стала исследовать особенности развития детской души, «инженерная психология» — особенности взаимодействия человека с техникой, а «социальная психология» — механизмы взаимодействия людей в социальных структурах. Из этих «психологий» трудно и практически невозможно стало составить общее представление о действительной психологии человека. Поэтому есть необходимость создания особой науки, изучающей психологию человека в ее специфике, ориентированной на понимание внутренней жизни человека. Такой наукой вполне может стать христианская, святоотеческая психология. Источниками ее знаний являются Священное Писание, учение святых Отцов Восточной Православной Церкви, работы христианских богословов, тексты богослужебных книг. Задача этой науки — систематично привлечь и использовать эти писания для решения основных психологических проблем и отдельных пунктов о душе. Труд составления такой науки предпринимается ради заботящихся о своем спасении христиан, монашествующих и особенно тех, кто поставлен руководителем душ человеческих к новой благодатной жизни. В процессе ее изложения мы увидим, какое большое значение придавали святые Отцы — познанию и врачеванию своей души и душевной своей жизни. Они делали то же самое, что «делают и врачи, которые рассекают мертвые тела, чтобы рассмотреть устройство тела и познать по мертвым оным телам, что находится в телах живых людей, и этим знанием пользоваться потом при врачевании болезней, невидимых наружно». И как врач, не знающий законов развития жизни человека и его телесного организма, не сможет правильно поставить диагноз болезни и определить систему лечения, так и духовный врач, не сможет никому подать руку помощи, не имея знаний о душе и душевной жизни и не уяснив законов духовного делания и законов духовной жизни ни в личном опыте, ни через изучение духовного опыта других.
   Озаряемые светом Слова Божия, светящего нам из Священного Писания и из Писаний святых Отцов, мы предлагаем здесь изложение основ святоотеческой психологии. Предлагаем сообразно скудости знаний наших и способностей, а особенно же сообразно скудости духовного преуспеяния нашего. Это изложение не претендует на полноту, по причине ограниченности немощного человеческого ума, не могущего ничего познать в полноте и совершенстве. Совершенное знание принадлежит одному Уму совершенному!
Введение
   Великолепна видимая нами природа! Великолепием своим проповедует она бытие Бога и Его благие свойства. Справедливо она называется одеждой Бога, через которую Он невидимый облеченный в эту одежду видится. Но и эта видимая природа является непостижимой для человеческого ума. Непостижимость ее от того, что она — произведение непостижимого Бога! От Него непостижимого и премудрого получила она свое бытие, от Него же получила она и законы своего бытия. Открытие этих законов составляет славу для ума человеческого, который должен сознаться, что открытое им ничтожно перед неоткрытым. Открыта лишь малая доля того, что можно открыть при ограниченных способностях человеческих. Бесчисленное множество осталось сокрытым. Бесчисленное множество сокрытого не может быть открытым по невозможности открытия. Человеческий ум, создавший грандиозные сооружения и измеривший пути планет в необъятном поднебесном пространстве, останавливается в недоумении пред ничтожной травкой, небрежно попираемой ногами. Он не может объяснить, в чем заключается жизнь и деятельность этой травки. Одна и та же вода, привлеченная ее корнем, иначе питает сам корень, иначе стебель, иначе листья, иначе плод. Как из одной и той же влаги в винограде составляется вино, а в маслине — масло? Как в одном и том же растении вода переходит в противоположные качества и может быть горькой в древесном соке и сладкой в плоде? Даже в вещах самых маловажных сокрыта великая премудрость! А кто сможет объяснить удовлетворительно движение звезд и обширность вселенной? Кто знает уставы неба (Иов.38:33)? Что значит солнечный луч или молния, исходящая от востока и являющаяся даже до запада (Мф.24:27)? На чем столпи земли утверждени суть (Иов.38:6) — на что опирается этот огромный и неудержимый груз земли, что за сила, поддерживающая ее и как возможно повесить землю ни на чемже (Иов.26:7)? Каким образом водное естество повсюду разлитое вокруг земли, будучи текучей, и по скату обыкновенно падающая вниз, остается висящей и никуда не стекающей? Где путь к жилищу света и где место тьмы (Иов.38:19)? Сходных вопросов можно предложить бесчисленное множество и никогда рассуждающий о сих предметах ум человеческий не в силах будет постигнуть до конца сущности этих или подобных им явлений.
   Но не только вопросы мироздания занимают людей. Часто люди задают себе и другие неразрешимые вопросы. Отчего один родится в богатстве и знатности, другой в нищете и в среде людей презираемых? Отчего иной умирает дряхлым старцем, иной в цвете юношеского или мужеского возраста, а иной даже кратковременным младенцем? Отчего один пользуется здравием и благополучием, другой томится в болезнях и предается скорбям и бедствиям? Подобные вопросы однажды заняли ум великого пустынножителя египетского Антония. Когда святой старец утомился от бесплодного размышления, последовал с неба глас к нему: «Антоний! Это судьбы Божии. Исследование их душевредно. Себе внимай»! Вот слова, достойные глубокого нашего внимания. «Себе внимай, о человек! — восклицает некто взявший из этого урок. — Вступи в труд и исследование существенно нужные для тебя, необходимые. Определи с точностью себя, твое отношение к Богу и ко всем частям громадного мироздания, тебе известного». Все усилия христианина, прежде всего, должны быть направлены к познанию самого себя, к изучению своей души.
   У древних наука самопознания пользовалась величайшим уважением. Изречение «познавай самого себя» написано было на вратах знаменитого в свое время Дельфийского храма. По высокому уважению к сему изречению верили, что оно вышло из уст какого-либо бога. Многие мудрецы имели его любимым правилом жизни. «Внимай себе» (1 Тим.4:16), — говорил апостол Павел своему любимому ученику и преемнику. Следующий этому наставлению, в процессе наблюдения за собой восклицал в недоумении: Кто я? «Кажется: что ближе ко мне меня? Что мне известнее меня? Я постоянно с собой; по естественной необходимости я должен постоянно внимать себе; и я-то, берущийся узнавать далекое в глубинах земли и моря, в глубинах поднебесной и за сводами неба, прихожу в затруднение, в совершенное недоумение, не знаю, что отвечать мне, когда услышу вопрос: кто я и что я»? Святые Отцы, вникая внутрь себя, главным образом интересовались природой человеческой и ее составом.«Прежде всего, — говорили они, — познай сам себя... Кто ты? Как ты сотворен и составлен так, что вместе и образ ты Божий и сопряжен с худшим? Что привело тебя в движение? Какая открывается на тебе мудрость? Какая тайна естества? Как ты описан местом, а ум не отделяется, но, пребывая в том же месте, все обходит? Как глаз мал, и досягает до самых дальних расстояний? Какое разделение чувств, и как через них ум беседует со внешним, и принимает в себя внешнее? Как восприемлет он образы вещей? Что такое сохранение воспринятого — память, что такое возобновление утратившегося — припоминание? Как слово есть порождение ума, и рождает слово в уме другого? Как словом передается мысль? Как посредством души, питается тело»? Итак, «внемли себе, то есть, внемли не тому, что твое и что около тебя, но одному себе; ибо иное — мы сами; иное — принадлежащее нам, а иное — что около нас. Душа и ум — это мы, поколику сотворены по образу Создавшего; тело и приобретаемые посредством него ощущения — это наше; около же нас — имущества, искусства и прочие удобства жизни. Поэтому что значит слово сие? Не плоти внемли, не за плотскими благами гонись всеми мерами, то есть, за здравием, красотой, наслаждением удовольствиями и долголетием; уважай не деньги, не славу, не владычество; не то почитай великим, что служит для временной жизни, и в попечение о сем не будь нерадив о преимущественной своей жизни. Но внемли себе, то есть, душе своей».
   Что есть человек? Существо ли? Но он подвержен постоянным изменениям со дня зачатия своего и до смерти. Существо же, в полном смысле этого слова, не должно изменяться. Существовать может только то, что имеет и проявляет постоянно одинаковую и равную в себе силу жизни. «Я существую, — говорит один из Отцов, названный Церковью Богословом. — Скажи: что это значит? Иная часть меня самого уже прошла, иное я теперь, а иным буду, если только буду. Я не что-либо непременное, но ток мутной реки, который непрестанно протекает и не минуты не стоит на месте. Чем же из того, чем я был, есть и буду назовешь меня? Что наиболее, по твоему составляет мое я? — Объясни мне сие; и смотри, чтобы теперь этот самый я, который стою пред тобой, не ушел от тебя. Никогда не перейдешь в другой раз по тому же току реки, по которому переходил ты прежде. Никогда не увидишь человека таким же, каким видел ты его прежде». Тогда что же есть человек — явление? Но он же чувствует свое существование! Долгие годы размышлял некто об ответе на предложенный вопрос, углубляясь в себя? Плодом многолетнего размышления явилось следующее относительное определение человека: «Человек — отблеск Существа и заимствует от этого Существа характер существа». Как в капле воды мы видим всего лишь отражение солнца, но не само солнце, которое пребывает там, на высоте недосягаемой.
   Что такое душа моя? Что такое тело мое? Что ум мой? Что чувства мои? — вопросы неразрешенные и неразрешимые! В течение тысячелетий род человеческий приступал к обсуждению этих вопросов, усиливался их разрешить, и отступал от них, убеждаясь в их неразрешимости. Такая таинственность объясняется не столько самой природой человеческой, несущей в себе черты непостижимости своего Первообраза, сколько состоянием этой природы, поврежденной грехом. Поэтому «доколе я пребываю в падении моем, дотоле тайна-человек — пребывает для меня неразъяснимой: извращенный, пораженный слепотой и ложью разум мой недостаточен для раскрытия ее. Не понимаю души моей, не понимаю тела моего; понятия, которые думаю иметь о них, оказываются, при рассмотрении неповерхностном и нелегкомысленном, очень недостаточными, по большей части ошибочными. «Состав мой яко ничтоже пред Тобою» (Пс.38:6), — исповедуется Богу святой Пророк Его, исповедуется от лица всех человеков. Тело мое не есть какая-либо неизменяемая, самостоятельная сущность: оно — странное соединение стихий, по законам, мне неизвестным; оно — какое-то явление, явление непонятное, начинающееся рождением или зачатием, переходящее из состояния в состояние, кончающееся смертью. Как и когда оживился я существованием? Не помню и не знаю? Какая сила дает мне жизнь, вызывает меня в бытие из небытия? Какая сила развивает жизнь, младенца преобразует в отрока, отрока в юношу, юношу в мужа? Почему эта сила, развиваясь до некоторого времени, потом начинает оскудевать постепенно? Наконец она оставляет тело, — и тело рассыпается в прах. Какая связь между этой невидимой и непостижимой силой и видимым телом? Что — душа моя? Сущность души столько же непонятна мне, как и сущность тела. Очевидны силы, очевидны способности души: они удостоверяют в существовании ее. Собственный опыт показывает мне, что тело есть нижайшая часть существа моего, что оно, в высших силах и способностях своих, есть только орудие души. Оказываюсь я, и по душе и по телу, неизвестным, непостижимым для меня самого». Особенно непостижимым является для человека его собственная душа. И хотя она «ближе всего к нам, но, однако же, познаний о душе у нас очень мало». Ее неисследимость объясняется тем же: «некий покров злой тьмы лежит на ней, скрывая ее от постижения и не давая ее умным очам увидеть собственную суть». Именно находясь в греховном состоянии, человек «не знает своей души и знать не может». Однако «у души, отгороженной от Бога покровом страстей и заключенной в тюрьме греховной тьмы, искусное ее многоценное устройство пребывает под тем покровом цельным, каким было создано, и ничего она не может сделать, чтобы высвободиться из под гнета, кроме как только мыслить и сравнивать, рассуждая, и помнить о светлой жизни, и кричать о помощи к сущему вне покрова тьмы Господу». Потому что только Он может объяснить ей удовлетворительно ее состав, ее назначение и правильную деятельность. Он даровал ей для этого откровенное учение, которое может возвести ее к познаниям, недоступным для собственного ее постижения. В Богооткровенном учении Бог открыл человеку значение и назначение его души. Дал ему знание о его душе насколько это знание доступно уму его. Хотя, конечно, приобретаемое при посредничестве Божественного Откровения познание о человеческой душе еще остается относительным: относительным к ограниченности постижения нашего, относительным к существенной нужде нашей в познании. Полное и совершенное знание имеет один, способный к полному и совершенному знанию всего, всесовершенный Бог. Но и этого знания достаточно для того, чтобы прийти к необходимому покаянию, врачующему греховную болезнь и ведущему к соединению с Источником своего существования. А от незнания основ душевной жизни, от забвения о свойствах души и ее высоком назначении, можно всецело извратить и испортить свою временную и погубить вечную жизнь. Поэтому Слово Божие и учит, что нет большей заботы в мире для человека, как забота о вечном спасении души. Кая бо польза человеку, аще мир весь приобрящет, душу же свою отщетит (Мф.16:26). Какое поэтому большое внимание должно быть у нас к бессмертной нашей душе. Должно изучить природу души, ее свойства, потребности и законы, управляющие ею. Некогда в вечности постигнет нас глубокое и бесплодное сожаление, что были невнимательны в продолжение временной жизни к внутренней своей природе. «Есть тебе дело, душа моя, — изрек один богодухновенный муж, — исследуй сама себя, что ты такое, куда тебе стремиться, откуда ты произошла, и где должно остановиться». Изучение души очень важно, ибо Господь сказал, что Царство Божие внутри нас (Лк.17:21), т.е. имеет место в нашей душе.


*   Книга приводится без примечаний. Примечания можно посмотреть в файле PDF.

Часть 1

Помощь в распознавании текстов