Распечатать
Скачать как mobi epub fb2 pdf Оригинал (djvu)
 →  Чем открыть форматы mobi, epub, fb2, pdf?


игумен Варсонофий (Верёвкин)

Учение о молитве по Добротолюбию

Глава 1

   

Кандидатская диссертация студента Петроградской Духовной Академии В. С. Веревкина

Содержание

    От составителей
    От издательства
    Вступительное слово митрополита Германа
    Предисловие ко второму изданию
Глава 1. «Добротолюбие» — фундаментальный источник учения о молитве 1.1. Введение 1.2. История создания «Добротолюбия» 1.3. «Добротолюбие» — сборник, ярко живописующий неизреченную красоту жизни во Христе 1.4. Всестороннее рассмотрение молитвы на страницах «Добротолюбия» Глава 2. Сущность молитвы и многообразие ее видов 2.1. Определения, данные молитве святыми отцами 2.2. Божественное установление молитвы 2.3. Многообразие видов молитвы 2.4. Общедоступная молитва устами Глава 3. Первая степень молитвы — молитва устами 3.1. Борьба с помыслами во время молитвы 3.2. Молитвенное правило, его разнообразие, цель и значение 3.3. Плоды надлежащим образом исполняемого правила. Повесть о юноше Георгии 3.4. Молитвы утренние и вечерние и их значение 3.5. Благие плоды молитвы в ночные часы 3.6. Осенение молитвой всякого дела 3.7. Молитва в посты и праздники 3.8. Молитва в храме 3.9. Молитва в тихой и несветлой келлии 3.10. Плоды домашней и церковной молитвы 3.11. Почитание икон, святого креста и святых мощей 3.12. Значение крестного знамения и земных поклонов Глава 4. Вторая степень молитвы — молитва сердечная 4.1. Первый признак второй степени молитвы — участие внимания и ума 4.2. Второй признак — участие сердца 4.3. Смирение, радость, благоговение — дары второй степени молитвы Глава 5. Третья степень молитвы — молитва благодатная, или духовная 5.1. Третья степень молитвы как неизреченное действие благодати Святого Духа в смиренном сердце 5.2. Возможность отсутствия внешних приемов при третьей степени молитвы 5.3. Три вида духовной молитвы 5.4. Духовная молитва — плод пламенной сердечной молитвы Глава 6. Молитва Иисусова, или умная молитва 6.1. Происхождение молитвы Иисусовой и глубина ее содержания 6.2. Краткость — необходимое условие умной молитвы 6.3. Формы и виды произношения молитвы Иисусовой 6.4. Сведение ума в сердце при молитве Иисусовой 6.5. Толкование слов Спасителя: «От сердца исходят помышления» 6.6. Цель упражнения в умной молитве 6.7. Сведение ума в сердце вместе с вдыхаемым воздухом 6.8. Цель постоянного творения молитвы Иисусовой — стяжание дара благодатной непрестанной молитвы Глава 7. Благодатная непрестанная молитва 7.1. Описание состояния человека, получившего дар непрестанной молитвы 7.2. Особые высочайшие духовные состояния, их редкость и проявление в виде дара откровений 7.3. Краткое описание всего процесса постепенного совершенствования в молитве 7.4. Необходимость многих и великих трудов для достижения ощутимого единения с Богом в чистой молитве 7.5. О навыках и постоянстве и о содействии Божественной благодати в деле стяжания чистой 7.6. Примеры стяжания дара благодатной молитвы людьми, живущими в миру Глава 8. Сердечные мысли и чувства, присущие молитве христианина 8.1. Постепенный переход в молитве от прошения земных благ к благодарению Бога 8.2. Глубокий внутренний смысл молитвы: «Господи, помилуй!» 8.3. Образцы молитв святых подвижников 8.4. О необходимости начинать молитву с исповедания грехов своих 8.5. Причины, по которым нельзя в молитве настаивать на исполнении желаемого и просить высших дарований Божиих 8.6. Советы святых подвижников о том, что можно и должно просить в молитве 8.7. Призыв святых отцов к молитве за ближних 8.8. Обязательность и польза молитвы за врагов 8.9. О необходимости при прошении молитв у праведника и самим творить молитвы и добрые дела 8.10. Призыв святых отцов к благодарению Бога 8.11. Основные элементы, присущие христианской молитве Глава 9. Плоды молитвы 9.1. Неисчислимость благодеяний, получаемых молящимися 9.2. Уверенность святых отцов в том, что Бог слышит взыскующих Его 9.3. Молитва — источник небесных даров 9.4. Молитва — пища души 9.5. Молитва — ключ к различию добра и зла 9.6. Молитва — источник истинного ведения 9.7. Дары молитвы — мир душевный и светлое, радостное настроение 9.8. Молитва — оружие против страстей 9.9. Молитва — оружие против злых демонов 9.10. Молитва — мать всех добродетелей 9.11. Молитва — просвещение и освящение ума, тела и души 9.12. Молитва — средство единения человека с Богом 9.13. Наивысший результат молитвы — спасение человека по дару благодати Божией Глава 10. Условия плодотворной молитвы 10.1. Молиться необходимо с чистым сердцем, с любовью и со слезами 10.2. Предстоять перед Богом на молитве нужно со вниманием, страхом и трепетом 10.3. Гнев, многоядение и печаль — причины рассеянности на молитве 10.4. Необходимость борьбы с помыслами во время молитвы 10.5. Разумное благочинное пение и знание смысла молитвословий — помощники в борьбе с помыслами 10.6. Послушание старцу-руководителю и помощь Божия — средства, облегчающие достижение чистой молитвы 10.7. Внешние приемы борьбы с помыслами 10.8. Созерцание красоты окружающего мира, чтение Святого Писания и писаний святых отцов — орудия, способствующие чистой молитве 10.9. Воздержание от неполезных бесед, понуждение себя к молитве из глубины сердца, хранение совести, отрешение от суетных забот, а также трезвение — помощники на пути к чистой молитве Глава 11. Добродетели, необходимые для совершенной молитвы 11.1. Зависимость силы молитвы от исполнения заповедей 11.2. Смирение — первая добродетель, способствующая истинной молитве 11.3. Дом молитвы — терпение 11.4. Слезы во время молитвы — знамение милости Божией 11.5. Умиление сердечное — необходимое условие истинной молитвы 11.6. Любовь к ближним — и как результат молитвы, и как ее опора Глава 12. Препятствия к чистой молитве и пути их преодоления 12.1. Празднословие, нецеломудрие, сребролюбие — несовместимы с чистой молитвой 12.2. Память о смерти — мать непрестанной молитвы 12.3. Второстепенность доброгласия при молитве 12.4. Значение внешнего положения молящегося 12.5. Советы святых подвижников о том, как поступать при ослаблении молитвы от утомления 12.6. Уныние и леность, их причины и меры борьбы с ними 12.7. Влияние различной литературы на состояние духа молящегося 12.8. Необходимость внимания к внутренним желаниям и стремлениям воли 12.9. Содействия промысла Божия и дара Духа Святого на пути к чистой молитве Глава 13. Искушения от бесов во время молитвы 13.1. Искушения от бесов через мысли 13.2. Искушение от бесов через ощущение «света» 13.3. Явление бесов в виде ангелов или даже Самого Христа 13.4. Устрашения со стороны бесов через разные привидения 13.5. Причины, по которым не следует бояться устрашений со стороны бесов 13.6. Признаки, позволяющие отличить посещение благодати Божией от искушений со стороны лукавого 13.7. Совет святых отцов: не принимать видений 13.8. Прелесть, происходящая от воображений в уме духовных предметов 13.9. Второй вид прелести, имеющий начало в сладострастии 13.10. Советы святых отцов о том, как избегать прельщения 13.11. Указания святых подвижников о том, как различать явления прелести и благодати 13.12. Описание духовной молитвы, свободной от всяких представлений и воображений 13.13. Опасность желания скорее стяжать высшие дары молитвы Глава 14. Конечный предел молитвы 14.1. Сердечная теплота — признак совершенной молитвы 14.2. Веселие духа при чистом уме — другой признак совершенной молитвы 14.3. Предел молитвы — соединение с Богом чистой и нераздельной любовью 14.4. Признаки того, услышана молитва или нет 14.5. Три способа достижения того, чтобы молитва была услышана 14.6. Причины, по которым молитва может быть неуслышанной 14.7. Важность сохранения плодов молитвы 14.8. Пример из жизни святителя Григория Паламы, показывающий, что все христиане имеют долг всегда пребывать в молитве Глава 15. Необходимость духовного руководства при прохождении молитвенного подвига 15.1. Причины, в силу которых молящемуся необходим старец-руководитель 15.2. Примеры того, к чему приводит подвиг, совершаемый без совета старца 15.4. Описание того, как смирение и рассудительность приобретаются под руководством старца 15.5. Священное Писание о старчестве 15.6. Советы святых отцов относительно выбора старца Глава 16. Молитва — пища и жизнь для души 16.1. Только любовь выше молитвы 16.2. Молитва человеку необходима, как вода рыбе 16.3. Торжественный призыв святых подвижников к постоянной молитвенной связи с живым всемогущим Богом Заключение 1. Краткое изложение содержания данной работы 2. Молитва — путь к вечной блаженной жизни в Царстве Небесном Отзыв о сочинении студента Владимира Веревкина на тему «Учение о молитве по «Добротолюбию»

Игумен Варсонофий написал диссертацию по известному сборнику «Добротолюбие», содержащему извлечения из письменных творений тридцати восьми отцов Церкви IV-XIV веков.

Несуетная мудрость в благодати Духа Святого и истинная красота этого святоотеческого наследия были так глубоко прочувствованы и восприняты отцом Варсонофием, что диссертация может по праву считаться уникальнейшим в своем роде и самостоятельным трудом по исследованию учения о молитве Древней Православной Церкви.

Этот авторский труд способен принести благочестивому читателю большую духовную пользу и поддержку в стяжании дара молитвенного подвига.

От составителей
   Труд, который читатель держит в руках, скромно именуется диссертацией студента Петроградской Духовной Академии В. С. Веревкина «Учение о молитве по Добротолюбию». Создавался он в тяжелейший период истории России и церкви. Страна, пережив революцию и гражданскую войну, лежала в руинах. Обстоятельства жизни были очень тяжелыми — голод, холод, притеснения, гонения на православную веру. И именно в это время совсем молодой человек, вступающий на путь духовного возрастания, берется за огромную работу — изучение наследия святых отцов о молитве.
   Примечательно, что эта диссертация была одной из последних, рассмотренных советом Петроградской Духовной Академии перед ее закрытием.
   В течение многих десятилетий рукопись этой работы хранилась в семье, тесно связанной с игуменом Варсонофием. Написана она простым карандашом на больших листах сшитой тетради. Почти на каждой странице множество аккуратных вклеек с исправлениями и дополнениями. Судя по датам, проставленным на полях, автор начал писать свою работу весной 1920 года и закончил ее через год. На последней странице написано: «12 часов ночи, 17 марта 1921 года».
   Профессор Петроградской Духовной Академии А. А. Бронзов в своем отзыве на диссертацию отметил главную ее особенность: «При чтении сочинения г. Веревкина бросается в глаза та необыкновенная любовь, какою автор, бесспорно, был проникнут по отношению к его теме. Видно, что молитва интересовала его не просто как предмет лишь изучения, а гораздо больше. Как нечто самое близкое и дорогое его сердцу... Автор, знакомясь со святоотеческими воззрениями, плодом зрелым и жизненно полезнейшим, видимо, желал бы провести их, эти воззрения, в свою собственную жизнь... Приходится только удивляться, как он при самых неблагоприятных условиях, в каких находился во время изучения вопроса о молитве, сумел так внимательно и глубоко вдуматься в дело».
   В своем отзыве профессор Духовной Академии написал еще и такие слова: «Можно было бы высказать пожелание, чтобы его труд в будущем увидел свет в печатном виде. Отпечатанный — он явился бы прекрасным дополнением к работе на однородные темы, уже существующим в отечественной богословской литературе. Ведь святые отцы, всю жизнь проводившие молитвенно и в молитве, являются наилучшими в данном случае руководителями».
   Высказано это было в тот момент, когда не только опубликовать большим тиражом, но и напечатать на машинке эту работу было невозможно. Прошло восемьдесят лет — и на древней ярославской земле, где по промыслу Божию собрались члены той духовной семьи, к которой принадлежит и игумен Варсонофий, появилась возможность исполнить это. Слава Богу!
   Диссертация игумена Варсонофия является торжественным гимном молитве, сотканным из тех слов святых отцов, которые вошли в «Добротолюбие». Много книг написано о молитве. Эта диссертация отличается от них тем, что автор не включил в нее своих личных мыслей относительно молитвенного делания. И тем не менее читатель ясно увидит его пламенную любовь к данной теме, почувствует его восхищение глубиной мысли святых отцов, ярко живописующих неизреченную красоту жизни во Христе.
   В процессе всестороннего освящения темы о молитве автору приходилось для связности изменять обороты речи святых отцов. При этом он эти слова все равно заключал в кавычки, давая соответствующую ссылку на «Добротолюбие». Издателями все ссылки были просмотрены и при наличии отклонений от текста кавычки были сняты. Следует заметить, что если имя святого отца отсутствует в тексте, то оно приводится в ссылке. Для более глубокого проникновения в тему игумен Варсонофий предлагает сравнивать высказывания об этом нескольких авторов. Чтение труда игумена Варсонофия с «Добротолюбием» в руках принесет Боголюбивой душе и пользу, и радость. Радость от отклика в глубине его сердца на пламенный призыв святых отцов иметь постоянную молитвенную связь с Живым Богом.
   Автор разбил диссертацию на главы, но названия им не дал. При подготовке рукописи к изданию составители дали главам названия и разбили их на параграфы: первая цифра — номер главы, вторая — номер параграфа. Названий параграфов в самом тексте нет, они приводятся в оглавлении. Всего диссертация имеет 16 глав и 118 параграфов.
   Ознакомившись с оглавлением, читатель сразу увидит, что тема молитвы раскрыта в данной работе исключительно глубоко и широко. Переход от одной мысли о молитве к другой отцу Варсонофию всегда удается осуществить очень естественно. Он вселяет в сердце читателей новую мысль очень бережно, стремится напитать ее словами святых отцов так, чтобы восхождение его на гору добродетелей было приемлемым, легким. Так обучает своего духовного сына благодатный старец.
   Литературный редактор этой книги, Лидия Леонидовна Шаматонова, глубоко проникнув в тему о молитве, сумела обеспечить высокий научный уровень данного издания. Книга готовилась ею к выходу в свет с большой любовью как к самой теме, так и к ее автору. Эта любовь помогла ей благодушно, с благодарностью к Богу, переносить тяжелую болезнь. Ее чаяние скончаться, закончив полностью этот труд, по милости Божией осуществилось.
   Издание посвящено памяти митрополита Гурия Егорова. Именно он положил начало той духовной семье, в которую входил и игумен Варсонофий. К ней принадлежат такие служители православной церкви, как ныне здравствующие митрополит Волгоградский и Камышинский Герман Тимофеев и архиепископ Ярославский и Ростовский Михей Хархаров, протоиерей Леонид Кузьминов, протоиерей Леонтий Никифоров, протоиерей Иоанн Беляков, а также почившие митрополит Иоанн Вендланд, архиепископ Иннокентий Тихонов, архимандрит Варлаам Сацердоцкий, архимандрит Серафим Суторихин, протоиерей Игорь Мальцев и многие другие.
   Митрополит Гурий был одним из основателей Александро-Невского братства. Оно образовалось в 1918 году по благословению ныне причисленных к лику святых Святейшего Патриарха Тихона и священномученика митрополита Вениамина. Вся жизнь игумена Варсонофия, включая его труд «Учение о молитве по Добротолюбию», служила основному делу Александро-Невского братства — сохранению веры, надежды и любви к Богу в тяжелые годы гонений.
От издательства
   В стихире, прославляющей святителя Николая, которая поется на утрене по 50-м псалме, говорится, что кротость святителя Христова «извествоваше слово молчаливое», т. е. слово, сказанное им, потому свидетельствовало о его кротости, что произносилось с благоговением, с трепетом, с любовью по отношению к ближнему. Слово, наполненное страхом Божиим и потому тихо и легко воспринимаемое сердцем слушающего, творец стихиры образно, ёмко охарактеризовал как «слово молчаливое».
   Каждое слово святых отцов о молитве, содержащееся в пяти томах «Добротолюбия», по самой своей сущности есть «слово молчаливое». Создав из этих слов стройное «Учение о молитве», будущий исповедник игумен Варсонофий не дерзнул при этом высказать свое мнение о данном предмете. Он умолчал о нем, и в результате сохранилось основное — творческая, благоухающая сила слов святых отцов. Творческой силой наполнено «Учение о молитве» также и потому, что работа писалась с молитвой, смиренной и сокрушенной. Автор научился ей и от чтения творений святых отцов, и от благодатного общения с юности со старцами Валаама и Оптиной пустыни. Священномученик митрополит Вениамин в 1921 году обратил особое внимание на этот «источник живой молитвы», и всемилостивый Господь сподобил его в 1922 году за четыре месяца до принятия им мученического венца создать при этом «источнике» тайную женскую монашескую общину, состоящую всего из пяти сестер. Обитала община в Старом Петергофе в помещениях опустевшего подворья Серафимо-Дивеевского монастыря. Время было сложным: голод, холод, постоянное ожидание ареста. И несмотря на это, в общине в течение десяти лет текла жизнь, наполненная, по слову друга отца Варсонофия, архимандрита Варлаама, духовного увеселения, непередаваемой радости, небесного благоухания. В основе этой жизни лежала молитва как келейная, так и церковная. Отец Варсонофий и сестры, пока это было возможно, занимались с детьми Законом Божиим, сердцем же их евангельской проповеди была чуткость к окружающим — стремление всем помочь и никого не осудить. Это было «слово молчаливое». О такой молчаливой проповеди Евангелия и говорится в жизнеописании игумена Варсонофия, которое составлено племянником одной из сестер.
   Знаменательно, что по промыслу Божию авторские права первого издания кандидатской диссертации игумена Варсонофия «Учение о молитве по «Добротолюбию"", 2002 года, принадлежат архимандриту Кириллу (Павлову) — духовнику Троице-Сергиевой Лавры. Ибо тот же тихий свет «слова молчаливого» мы чувствуем при общении с ним. Пока отец Кирилл был в силе, он принимал множество людей, обремененных скорбями. С необыкновенной чуткостью он выслушивал каждого и, тихо, ласково сказав ему одно или несколько слов, затем, щедро одарив его, отпускал. В результате мрак скорбей у этого человека рассеивался, и он преображался. Источником этой преображающей силы была, есть и будет непрестанная молитва отца Кирилла о даровании великой и богатой милости Божией всем чающим Христова утешения.
   Издательство надеется, что новый вариант книги, впервые содержащий изображение животворящего креста, подаренного патриархом Тихоном Александро-Невскому Братству, поможет читателю спокойно, мудро нести тот жизненный крест, который возложен на него Живоначальной Троицей.
ВСТУПИТЕЛЬНОЕ СЛОВО МИТРОПОЛИТА ГЕРМАНА
   В юбилейном 2000 году по благословению архимандрита Кирилла (Павлова) в Волгоград приехал Сергей Андреевич Зегжда, и здесь началась наша совместная работа по изучению духовного наследия Александро-Невского братства. В результате ее, по милости Божией, была опубликована книга: Зегжда С. А. Александро-Невское Братство. Добрым примером, житием и словом. Издательский дом «Новости МИРА», 2009. — 488 с.†вкл.
   Возникло Братство на основе той живой церковной общины, которая по инициативе священномученика митрополита Петроградского Вениамина зародилась осенью 1917 года при его крестовой церкви в честь Успения Божией Матери. Одними из первых вошли в эту общину тетя Сергея Андреевича — монахиня Сергия (Анастасия Сергеевна Заспелова), и его мама — Варвара Сергеевна. В годы моего обучения в Питере в Духовной семинарии, а затем в академии я часто бывал в гостях у этих благочестивых сестер, которые всегда с радостью меня принимали и угощали.
   Из отцов Братства сестры Заспеловы ближе всего знали и больше всего любили игумена Варсонофия (Владимира Сергеевича Веревкина), ученика Оптинского старца Анатолия (Потапова). Игумен Варсонофий был особым делателем на ниве Христовой. Добродетелью истинного Христова смирения были проникнуты все его слова, все дела, весь его облик. Он, обладая даром духовного утешения, даром непрестанной сердечной молитвы, даром прозорливости, уклонялся от ответов на задаваемые ему вопросы.
   Ласково, проникновенно взглянув на вопрошающего, он говорил ему: «Я пирожок ни с чем». И вскоре обстоятельства складывались так, что вопрос этот разрешался сам собою. Было это одной из характерных форм общения благодатных пастырей со своими духовными чадами в то время слежки и коварных гонений. Необходимо было скрывать свои духовные дары. По слову Иоанна Златоустого, «жизнь жительствовала», но происходило это все сокровенно.
   По слову Спасителя нашего, Господа Иисуса Христа: «Нет ничего тайного, что не сделалось бы явным» (Мк.4:22). Тайно, бережно хранилась в семье Заспеловых-Зегжда рукопись кандидатской диссертации игумена Варсонофия «Учение о молитве по «Добротолюбию"". Ныне же явным стал этот замечательный труд, опубликованный в 2002 году в Рыбинске, а теперь выходящий в свет в Сергиевом Посаде. Тайным было и то, что всякий обращающийся в молитве к игумену Варсонофию за помощью получает просимое. И вот, будучи в воскресенье 7 сентября 2003 года в Новгороде, я, совершив по благословению архиепископа Новгородского Льва Божественную литургию в храме апостола Филиппа, посетил могилу игумена Варсонофия. Здесь, отслужив панихиду, я обратился к нему с очень важной для нашей Волгоградской епархии просьбой. И молитва моя была услышана. Мало было надежды, что дело это так благополучно устроится. Совершилось явное чудо.
   Игумен Варсонофий научил сестер Заспеловых трепетно, смиренно прикасаться к тому, что относится к духовной жизни и беречь сокровенно святыни. И Господь сподобил их быть хранителями великой святыни: животворящего креста, подаренного Братству патриархом Тихоном.
   Крест этот до кончины митрополита Гурия (Егорова) в Крыму 12 июля 1965 года хранился у него в келлии.
   Старшим из духовной семьи владыки Гурия был на его похоронах архимандрит Михей (Хархаров). Он знал, что и семье Заспеловых-Зегжда с особым благоговением чтится память об игумене Варсонофии и бережно хранится нее, что связано и с ним и вообще с жизнью и деятельностью Братства в целом. Поэтому он и решил дать крест для хранения в эту семью. Из нее на погребении владыки Гурия были Варвара Сергеевна Заспелова и ее сын Сергей Андреевич Зегжда. Тогда и возвратился животворящий крест в город на Неве.
   Теперь, слава Богу, сей животворящий крест пребывает в Волгограде, в Свято-Духовом монастыре.
   В 1990 году было обращено внимание на то, что подпись, сделанная рукой патриарха Тихона на обратной стороне креста, тускнеет. В связи с этим было решено отразить все, что написано на кресте. Вот что тогда было зафиксировано:
   «19 марта 1990 г. Понедельник Крестопоклонной седмицы».
   На основной горизонтальной полосе креста написано:
   «Животворящий крест сей смиренно преподносится
   от Общества за Россию Великому Господину Святейшему
   Тихону Патриарху Московскому и всея Руси»
   На наклонной полосе креста начертано:
   «В день поставления на Патриарший престол
    21 ноября 1917 года»
   Ниже на вертикальной полосе креста патриарх Тихон поставил крестик, а затем написал:
   «Братству при Александро-Невской Лавре в Петрограде
   Смиренный Патриарх Тихон
    3 июля 1921 года»
   Крестик, поставленный патриархом, и сейчас хорошо виден. Слова же, начертанные им, потускнели.
   Святейший патриарх Тихон при написании даты часто пользовался новым стилем. Это следует, в частности, из опубликованного в упомянутой выше книге о «Братстве...» рапорта, поданного 1225 марта 1925 года святейшему патриарху Тихону епископом Иннокентием (Тихоновым). Накладывая резолюцию, патриарх поставил дату: «25 марта 1925 года». В книге: «Акты Святейшего Патриарха Тихона» дата на многих резолюциях патриарха также соответствует новому стилю.
   На кресте написано: «3 июля 1921 года». По новому стилю это был день воскресный — день Всех Русских святых. О том, что данное знаменательное событие в жизни Братства произошло в день этого праздника, говорит, в частности, то, что в годы гонений при жизни золотого фонда Братства в Средней Азии службы тайно совершались в доме на престоле в честь Русских святых. Знаменательно и то, что 3 июля — день перенесения мощей святителя Гурия, архиепископа Казанского, покровителя владыки Гурия.
   Особо же знаменательно то, что через два дня после (того, 5 июля 1921 года, профессор Петроградской Духовной академии А. А. Бронзов в своем отзыве на диссертацию будущего исповедника игумена Варсонофия написал: «При чтении сочинения г. Веревкина бросается в глаза та необыкновенная любовь, какою автор, бесспорно, был проникнут по отношению к его теме. Видно, что молитва интересовала его не просто как предмет лишь изучения, а гораздо больше. Как нечто самое близкое и дорогое его сердцу... Автор, знакомясь со святоотеческими воззрениями, плодом зрелым и жизненно полезнейшим, видимо, желал бы провести их, эти воззрения, в свою собственную жизнь... Приходится только удивляться, как он при самых неблагоприятных условиях, в каких находился во время изучения вопроса о молитве, сумел так внимательно и глубоко вдуматься в дело».
   Есть в этом прекрасном отзыве знаменитого профессора и такие слова: «Можно было бы высказать пожелание, чтобы его труд в будущем увидел свет в печатном виде. Отпечатанный — он явился бы прекрасным дополнением к работам на однородные темы, уже существующим в отечественной богословской литературе. Ведь святые отцы, всю жизнь проводившие молитвенно и в молитве, являются наилучшими в данном случае руководителями».
   Молитва ко Господу нашему Иисусу Христу в тропаре Честному Кресту заканчивается словами: «...и Твое сохраняя Крестом Твоим жительство».
   Действительно, «дивны дела Твои», Господи! (Пс.138:14). В условиях голода, холода и лютых гонений на православную веру сохраняются и диссертация, и крест. И вот теперь, через 90 лет, выходит в свет второе издание данной диссертации, и оно осеняется животворящим крестом патриарха Тихона. Какая великая милость Божия, какое великое утешение!
   О том, что крест — источник радости, на Крестопоклонной седмице в Триоди постной читаем: «Предлагается днесь живоносная радость, приидите вси, поклонимся со страхом Христову Честному Кресту, да приимем Духа Святаго»1.
   И да дарует нам Дух Святый уразумети учение о молитве святых отцов. Аминь. Аллилуиа.
ПРЕДИСЛОВИЕ КО ВТОРОМУ ИЗДАНИЮ
   Первое издание кандидатской диссертации студента Петроградской Духовной академии В. С. Веревкина «Учение о молитве по «Добротолюбию"" было осуществлено к 2002 году издательством ОАО «Рыбинский Дом печати». Оно было подготовлено к печати духовными чадами митрополита Иоанна (Вендланда) и архимандрита Кирилла (Павлова) и посвящалось митрополиту Гурию (Егорову). Ярославской епархией управлял тогда воспитанник владыки Гурия — архиепископ Михей (Хархаров). Диссертацию будущего игумена Варсонофия он внимательно прочел в дни своей юности, горячо полюбил автора и всегда с особым благоговением вспоминал о нем в беседах со своими духовными чадами. Об этом говорит, в частности, следующий замечательный факт. В 2001 году накануне Успения Божией Матери владыка Михей тяжело заболел — инсульт был обширным и глубоким. Несмотря на это, он ровно через два месяца, находясь в Москве в больнице, собрался с силами, сосредоточился и на поданном ему на койку листе бумаги, не отрываясь, написал:
   «Бог благословит издание диссертации игумена Варсонофия (Веревкина). Весьма полезный труд для людей, ищущих путей приближения к Богу. Самым главным из них является молитва. Дай Бог, чтобы она нашла своих читателей, которые бы в ней обрели самый правильный путь, основанный на творениях святых отцов.
    † Михей Архиепископ Ярославский и Ростовский. 27 октября 2001 г.»
   Диссертация написана простым карандашом на 224-х страницах размером 22 х 33 см. Писал игумен Варсонофий на обеих сторонах бумаги. Листы аккуратно сшиты в семь тетрадей. На многих страницах имеются вклейки с исправлениями и дополнениями. Начиная с двадцатой страницы автор на полях стал писать даты, и первой из них является 28 апреля 1920 года. Анализ проставленных дат, а их всего 95, с точки зрения их связи с непереходящими двунадесятыми праздниками, а также с днями Великого поста и святой Пятидесятницы, показал, что они соответствуют новому стилю. На последней странице написано: «12 часов ночи, 17 марта 1921 года». Это был четверг первой седмицы Великого поста. Работа завершена — на следующий день исповедь, и в субботу причащение святых Христовых Тайн. Работа перед этим была очень напряженной. С 23 ноября 1920 года (45 стр.) даты идут почти непрерывно. За три с половиной месяца выполняется 80% всей работы.
   Диссертация игумена Варсонофия является торжественным гимном молитве, сотканным из тех слов святых отцов, которые вошли в «Добротолюбие». Много книг написано о молитве. Эта диссертация отличается от них тем, что автор не включил в нее свои личные мысли относительно молитвенного делания. И тем не менее читатель ясно увидит его пламенную любовь к данной теме, почувствует его восхищение глубиной мысли святых отцов, ярко живописующих неизреченную красоту жизни во Христе.
   В процессе всестороннего освящения темы о молитве автору приходилось для связности изменять обороты речи святых отцов. При этом он эти слова все равно заключал в кавычки, давая соответствующую ссылку на «Добротолюбие». При подготовке первого издания к печати все ссылки были просмотрены и при наличии отклонений от текста кавычки были сняты. Следует заметить, что если имя святого отца отсутствует в тексте, то оно приводится в ссылке. Для более глубокого проникновения в тему игумен Варсонофий предлагает в ссылках сравнивать высказывания по данному предмету нескольких авторов. Чтение труда игумена Варсонофия с «Добротолюбием» в руках принесет боголюбивой душе и пользу, и радость. Радость от отклика в глубине его сердца на пламенный призыв святых отцов иметь постоянную молитвенную связь с живым Богом.
   Автор разбил диссертацию на главы, но названия им не дал. При подготовке рукописи к изданию главам были даны названия, и они были разбиты на параграфы: первая цифра — номер главы, вторая — номер параграфа. Названий параграфов в самом тексте нет, они приводятся в содержании. Всего диссертация имеет 16 глав и 118 параграфов.
   Ознакомившись с содержанием, читатель сразу увидит, что тема молитвы раскрыта в данной работе исключительно глубоко и широко. Переход от одной мысли о молитве к другой отцу Варсонофию всегда удается осуществить очень естественно. Он вселяет в сердца читателей новую мысль очень бережно, стремится напитать ее словами святых отцов так, чтобы восхождение читателя на гору добродетелей было приемлемым, легким. Так обучает своего духовного сына благодатный старец.
   Литературным редактором первого издания была кандидат филологических наук Лидия Леонидовна Шаматонова. Глубоко проникнув в тему о молитве, она сумела обеспечить высокий научный уровень данной публикации. Книга готовилась ею к выходу в свет с большой любовью как к самой теме, так и к ее автору. Эта любовь помогла ей благодушно, с благодарностью к Богу, переносить тяжелую болезнь. Ее чаяние скончаться, закончив полностью этот труд, по милости Божией осуществилось. Второе издание публикуется без изменений в тексте диссертации.
    С. А. Зегжда


1   Среда 4-й седмицы, трипеснец, глас 1, песнь 3, тропарь 2.

Глава 1