Источник

Еврейские цари: Саул, Давид и Соломон

Саул

Измена Израиля теократическому принципу была наказана через посредство первого же его царя. Не отличаясь «душевными доблестями», «Саул (к тому же) был одержим демоном» 723. И только игра Давида на гуслях заставляла демона на время покидать свою жертву» 724. «Поскольку Давид приял благодать Божия Духа725, то, когда действовал Дух сей через Давида, дух лукавый оставался в бездействии» 726. – Тот же дух лукавый, который «давляше» Саула, наводя на него тоску и беспокойство, «возмутил»727 царя и против избранника Божия и любимца народа Давида. Видя в последнем своего врага, готового отнять у него царство, Саул начал гнать Помазанника728. Однажды он послал своих слуг взять Давида, но слуги, встретившись с сонмом пророков, и сами стали пророчествовать. С другими и третьими слугами, посланными Саулом, случилось то же, что и с их предшественниками729.

«У Владыки различны способы уловления.... Сих... уловил пророчественною благодатью и тем воспрепятствовал убить Давида» 730. «Разгневавшись, Саул сам пошёл в Раму.... (но) и на него сошёл Дух Божий, и он шёл и пророчествовал...»731. «Саул не имел в себе (отселе) постоянного пророческого дарования; пророчествовал же (только) в это время, – в доказательство и явление духовного дара, подобно 70-ти старцам, избранным Моисеем» 732. – После того, как Бог оставил Саула за его ослушание воле Божией, выраженной через пророка733, царя всюду стали преследовать неудачи. Одна из таких неудач заставила Саула решиться даже на самоубийство. На Израильтян ополчились Филистимляне. Чтобы узнать исход этой войны, Саул обратился к Аэндорской волшебнице. Явившийся ему здесь пророк Самуил объявил, что предстоящее сражение будет для Израильтян неудачным. «Завтра ты и сыны твои, сказал ему пророк, будете со мною; и стан Израильский предаст Господь в руки Филистимлян»734. Явление Саулу тени Самуиловой, говорит Бл. Феодорит, не было делом искусства волшебницы, ни действием демона. «Сам Бог всяческих, как ему было угодно, представив образ Самуилов‚ произнёс определение» 735. – Сражение, происшедшее на другой день, действительно было проиграно, и Саул, в порыве отчаяния, заколол себя собственным мечом736.

«И оплакал Давид Саула и сына его, Ионафана, сею плачевною песнью:.... Горы Гелвуйские! Да не сойдёт ни роса, ни дождь на вас, и да не будет на вас полей с плодами; ибо там повержен щит сильных, щит Саула, как бы не был он помазан елеем...»737. Давид заклял Гелвуйские горы. «Сие показывает чрезмерность скорби (его). Как те, у которых болит какая-либо часть тела, ударяют руками в стену, или в кровать, по причине сильной боли; так и сей божественный муж, воспаляясь от сильной горести, заклял неодушевлённые горы» 738.

Давид

Ещё при жизни Саула Господь повелел Самуилу помазать на царство Давида. Услышав такое повеление, пророк сильно смутился, боясь гнева отверженного царя739, «потому что был не только пророк, но и человек» 740; однако же исполнил повеление Господне741. «И почивал Дух Господень на Давиде с того дня и после»742. Все предприятия его увенчивались успехом. – Военные успехи Давида и со дня на день возраставшая к нему любовь народа стали беспокоить Саула, и он старался погубить его. Заметив, что юноша любит его младшую дочь, Мелхолу, царь, в виде вена, заставлял его убить 100 филистимлян, втайне надеясь, что и сам Давид погибнет при исполнении этого порученя. Но Давид убил 200 филистимлян, остался жив, и царь должен был сделать его своим зятем743. Это супружество не доставило Давиду безопасности. Саул ещё более начал бояться его; и по мере успехов, какие имел Давид над Филистимлянами, возрастала ненависть к нему Саула. Вскоре Давид одержал новую победу над Филистимлянами, и Саула начала опять давить тоска; дух лукавый встревожил его. Давид взял арфу и стал играть, чтобы успокоить его; между тем как царь думал, как бы убить своего мнимого врага. В то время, как Давид играл, Саул бросил в него копьё, чтобы пронзить его; но Давид уклонился, и копьё ударилось в стену. Была ночь. Давид бежал и скрылся в своём доме. Саул поставил стражу вокруг дома, приказавши, с наступлением утра, захватить и умертвить Давида. Мелхола, узнавши об этом, спустила Давида через окно, и таким образом он спасся. Сама, между тем, положила на его постелю истукан, где быть голове – косматую козью кожу, чтобы представить подобие лежащего человека; и прикрыла одеялом. Эта хитрость Мелхолы дала возможность Давиду убежать и скрыться в Раме, у пророка Самуила744. Бежавший от Саула и спасённый вышеуказанным способом Мелхолою, «Давид предуказует Того, кто от Давида. Помазанный означает Христа; а гусли суть телесное человеческое орудие; песнь на гуслях – слово, откровенное Воплотившимся, делом Которого – уничтожить наваждение демонов, чтобы не были уже «бози язык бесове» (Пс. 95, 5). А тот царь, имеющий в себе демонов, как скоро духи бегут от игры на гуслях с пользою употребившего на сие орудие, поражает копьём (копьё же есть древо, вооружённое железом), но копьё, вместо игравшего на гуслях, принимает на себя стена; а под стеною разумеем земную храмину, и в ней дознаём то тело, при котором усматриваем древо креста и железо. Но этот Давид и помазанник, и царь не подлежит страданию, потому что Божество не пригвождается ко кресту гвоздями. Услышав и о Мелхоле, происходящей от Саула, с которою вступил в общение Давид, не подивимся сему, взирая на последствие. Ибо знаем, что Бог смерти не сотворил, но отцом смерти соделался царь злобы, сам себя лишивший жизни. Ибо «завистью диаволею смерть вниде» (Прем. Сол. II, 24)..... Но Апостолу желательно, чтобы не «царствовала» она более в нас, «в мертвеннем» нашем «телеси» (Рим. VI, 12), Посему за всех Вкусивший смерти пребывает в дому у происшедшей от мысленного нашего Саула, – имя же ей Мелхола, и значение сего имени есть царство, потому что дотоле над естеством человеческим царствовал грех. Но Пребывающий в сем доме Сам исходит в окно; окно же означает возвращение снова во свет Того, Кто явил Себя «седящим во тьме и сени смертней» (Матф., IV, 16). А «тщепогребальная» Его усматриваются на одре. Ибо и Ангел ищущим Господа во гробе говорит: «что ищете живого с мертвыми? Несть зде, но возста» (Лук. XXVIII, 5, 6); вот и «место, идеже лежа» (Матф., XXVIII, 6). Гроб, в котором был погребён Господь, ищущие Его увидели пустым, без искомого ими Тела; были же в нём одни погребальные пелены. Посему разумеем, что восстание Господне из гроба означает собою «тщепогребальная» на одре Давидовом, которыми совершается действительное отвращение от нас смерти. Поскольку же в пронзённой стене, которую приняли мы за тело, нет крови; то, чтобы не было недостатка в самом существенном из представляемого нами в таинстве, которым мы искуплены, сказываю, что эта кровь находится в «тщепогребальных». Ибо во внутренностях одна печень служит источником крови и местом, где она составляется; без печени невозможно образоваться и естеству крови. Посему, если кровь из печени, а в «тщепогребальных» есть печень, то нет недостатка крови и в том, что для естества человеческого соделалось средетвом, отвращающим смерть. Да и род животного, от которого взята печень, тот же, какой назначен для умилостивительных жертв за грехи. А сверх сего, из этого же рода берётся животное и для пасхи (Исх., XII, 5). И также Моисей говорит, что сие животное должно избирать для отпущения за грех народа (Лев., XVI, 7–10), когда из двух представленных козлов, по жребию, отделяются они на два дела: один приносится в жертву Богу, а другой, с возложенным на него грехом, отпускается в пустыню. А вследствие всего этого и подобно тому печень сего животного взята в знаменование крови, которою совершилось отвращение смерти от заболевших смертельно, по причине воскресения из мёртвых Господа нашего, которое означают «тщепогребальная»» 745. Скрываясь от Саула, Давид пришёл в Номву, где, для утоления голода, получил от священника хлебы предложения746. «Вкусив предоставленного одним священником хлеба, Давид предъизобразил ту таинственную трапезу, которая предлагается ныне всем благочестивым. Ибо не одни священники приобщаются Владычного тела и крови, но и все приявшие Св. Крещение» 747.

Смерть Саула прекратила бедствия Давида. Помазанный Богом, он был признан всеми коленами за своего царя.

«Известно, что у Давида от природы была особенно сильная страсть похотливости, ибо не имел бы он многих жён, если бы не побуждала его к тому сама природа» 748. Эта-то «страсть» царя и довела его до падения. Прельстившись женой одного воина, Урии, – Вирсавией, Давид пользуется войной и устраивает так, что Урию убивают на поле сражения, а Вирсавия переходит в дом царя749. Сознав своё преступление, Давид горячо раскаялся перед Богом, и был прощён Им. Ребёнок, родившийся от Вирсавии, вскоре же умер, ибо «оставаясь в живых, был бы обличением беззакония и укоризною (покаявшемуся уже) благочестивому царю» 750.

При мудром и успешном правлении Давида, царство его возрастало и народонаселение увеличивалось. «И восстал сатана на Израиля, и возбудил Давида сделать счисление Израильтян»751. Когда перепись была окончена, Давид сам почувствовал, что побуждением к этому народосчислению было одно тщеславие752. «И не угодно было в очах Божиих дело сие, и Он поразил Израиля»753 моровою язвою754. – Наказывая царя, Бог попустил быть казни и за грехи народа. «Народ наказан за собственные свои беззакония, – за возмущение против Давида, с Авессаломом» 755.

Соломон

Давид скончался мирно, в глубокой старости. Преемником ему, ещё при его жизни, был избран Богом и помазан священником Садоком и пророком Нафаном сын его, Соломон756. Помазание Соломона священником Садоком на царство таинственно прообразовало собою новозаветное таинство миропомазания» 757. «И послал Хирам, царь Тирский, слуг своих к Соломону, когда услышал, что его помазали в царя на место отца его»758. «Как друг отца Соломонова, (Хирам) подавал (этим) свой голос за возведение Соломона на царство» 759 и, через своих посланных, приветствовал нововозведённого на трон. Таким образом, посольство Тирского царя было актом признания Соломона Израильским царём со стороны соседней державы. – «И сел Соломон на престол Давида, отца своего, и царствоване его было очень твёрдо»760, мудро и справедливо. Действие прозорливости и правосудия его первый испытал на себе брат его Адония, которого Соломон повелел казнить, лишь только заметил в нём ничем не исправимый дух неподчиненя и крамолы 761. Совершая такой поступок, Соломон был прав как юридически, так и нравственно, перед судом своей совести. В самом деле, «Различна жизнь человеческая. Одни упражняются в высоком любомудрии, другие – в так называемой гражданской добродетели; иные управляют царством; иные войском. Поэтому, надобно судить каждого по тому роду жизни, какой он проходит. Следовательно, от Соломона должно требовать не пророческого, или апостольского совершенства, но – сообразного царям. А он знал, что Адония желает самовластия» 762 и, следовательно, опасен для спокойствия государства. Поэтому и поступил так, как внушил ему долг царя, заботящегося о благе своего народа. – Вместе с царством, Соломон принял от Давида и мысль построить Храм Господу во Иерусалиме. Но, пока этого храма ещё не было, «народ приносил жертвы на высотах»763. Здесь не в идолослужении обвиняет их (Евреев) Писатель, а говорит только, что приносили жертвы Богу не по закону, на местах высоких. Ибо закон повелевал совершать богослужение на одном месте. Впрочем, Израильтянам было сие извинительно, потому что не был ещё построен Божий храм» 764.

После Соломона Еврейское царство распалось на два: Израильское и Иудейское.

* * *

723

Тв. Бл. Феод., I, 348–9, Толк. на I к. Цар., воп. 46.

724

I Цар., XVI, 14. 23.

725

I Цар., XVI, 13.

726

Тв. Бл. Феод., I, 345, Толк. на I Цар., воп. 39.

727

I Цар., XVI, 14.

728

I Цар., XVI, 13.

729

I Цар., XIX, 20–21.

730

Тв. Бл. Феод., I, 350–1, Толк. на I кн. Цар., воп. 50.

731

I Цар., XIX, 22–23.

732

Тв. Бл. Феод., I, 336. Толк. на I кн Цар., воп. 21.

733

I Цар., XV гл.

734

I Цар., XXVIII, 19.

735

Тв. Бл. Феод., I, 363, Толк. на I кн. Цар., воп. 63: как должно разуметь повествуемое о волшебнице?

736

I Цар., XXXI, 4.

737

II Цар., I, 17. 21.

738

Тв. Бл. Феод., I, 370, Толк. на II Цар., воп. 6.

739

I Цар., XV, 1–2.

740

Тв. Бл. Феод., I, 344, Толк. на I Цар., воп. 35.

741

I Цар., XV, 13.

742

Ibidem.

743

I Цар., XVIII, 14–27.

744

I Цар., XVIII, 28 – XIX, 1–24.

745

Тв. Св. Григ. Нисск., т. II, Москва, 1861 г., стр. 186–189, о надписании псалмов, гл. 16.

746

I Цар., XXI, 1–6.

747

Тв. Бл. Феод., I, 353, Толк. на I к. Цар., воп. 52.

748

Ibidem, стр. 386, Толк. на II Цар., воп. 24.

749

II Цар., XI.

750

Тв. Бл. Феод., I, 391, Толк. на II Цар., воп. 25.

751

I Парал., XXI, 1. – II Цар. XXIV, 1.

752

I Пар., XXI, 2. 8; II Цар., XXIV, 10.

753

I Пар., XXI, 7;

754

II Цар., XXIV, 15–25, I Пар., XXI, 14–28.

755

Тв. Бл. Феод., I, 411, Толк. на II Цар., воп. 45.

756

III Цар., I, 5–53.

757

Тв. Св. Кир. Иерус., Слова Тайновод., стр. 366, III-е Тайн. Сл.

758

III Цар., V, 1.

759

Тв. Бл. Феод., I, 497, Толк. на III Цар. воп. 20.

760

III Цар., II, 19.

762

Тв. Бл. Феод., I, 421, Толк. на III Цар., воп. 7.

763

III Цар., III, 2.

764

Тв. Бл. Феод., I, 423, Толк. на III Цар., воп. 12.


Источник: Протопопов В.И. Библейские ветхозаветные события по толкованиям святых отцов и учителей Церкви. Казань: типо-лит. Имп. ун-та, 1896. - 202 с. Отдельный оттиск из Протоколов Казанской духовной академии за 1895 год.

Комментарии для сайта Cackle