Источник

120. На день Рождества Пресвятой Богородицы

«Слыши, дщерь, и смотри, и приклони ухо твое, и забудь народ твой и дом отца твоего. И возжелает Царь красоты твоей; ибо Он Господь твой, и ты поклонись ему. Вся слава дщери Царя внутри; одежда ея шита золотом». (Пс.44:11–12,14).

Слушая или читая со вниманием эти слова царя и пророка Давида – кто не догадается, что этот прекрасный и столь живописно и великолепно изображенный образ – есть именно образ Царицы небесной Богородицы, которой всечестное рождество мы ныне празднуем? «Слыши, дщерь, и смотри, и приклони ухо твое». И она на деле услышала голос Архангела Гавриила, благовестивший Ей о зачатии от Нее единородного Сына Божия, и приклонила ухо свое, и покорилась воле Божией, когда сказала: «се раба Господня, буди мне по глаголу Твоему». И на самом деле забыла народ свой и дом отца своего земного. Забыла потому, что Ее народ Израильский забыл, – забыла дом отца своего земного, и возлюбила дом Отца небесного – храм Божий... «И возжелает Царь красоты твоей; ибо Он Господь твой, и ты поклонись Ему». Отец небесный не усмотрел на земле прекраснее дщери, как дочерь праведных Иоакима и Анны, и возжелал красоты ее, более всякой красоты женской и избрал пресвятейшую утробу Ее в жилище единородному Сыну Своему, и Она поклонилась Ему и молилась во храме Его; ибо Он Господь Ее и Бог. «Вся слава дщери Царевой внутри; одежда ее шита золотом», – сказал пророк. «Не явно ли, что величайшая красота этой дщери заключалась внутри Ее – в Ее смирении, в Ее душевных добродетелях, в Ее уме и сердце? Ибо пророк сказал: «вся слава дщери царевой внутри», впрочем и по наружности, по лицу, по обращению с другими, по походке, по взорам и речам. Она была прекраснее всех дщерей Израильских; ибо тот же пророк сказал о ее добродетелях, что «одежда Ее шита золотом», хотя Она во всю жизнь не носила золота.

Вот образец украшения внутреннего и наружного для всех дочерей христианских! Удивительное дело, что подобной красоты, какой сияла Царица Небесная – не усматриваем ни в веках прошедших, ни в веках настоящих – между всеми девицами человеческими. Скажите: что может быть прекраснее души, которая украшает себя смирением, кротостью, благоразумием, целомудрием и всеми святыми добродетелями? Может ли мирское учение, которые ныне преподают девицам, эти их нравы, которые они перенимают одна от другой, эта бойкость в разговорах, эта начитанность светских книг заменить Богоблагодатные добродетели, которыми украшала свою душу Царица Небесная, читая постоянно пророческие книги, беседуя с ангелом во храме, размышляя постоянно о Боге, и беседуя с Ним в сердце своем? Нет! Без истинного христианского благочестия – нет! И быть не может истинного душевного украшения. Одна благодать Божия дарует душевные и сердечные добродетели; а благодать Божия стяжевается не познаниями и обычаями мирскими; но постом, молитвой, смирением, целомудрием и кротостью, – когда ты не вне, во внутри себя живешь: «вся слава дщери царевой внутри» – пророк говорит, о Царствии Небесном, следовательно, непрестанно помышлять; а ты вся вне себя, в своей наружности, в своих нарядах и украшениях живешь, стараясь повсюду показать себя. Но что в твоей наружности? Скажи: почему ты стыдишься одевать себя так же, как одевала себя и покрывала Царица Небесная? Скажешь: «обычай, мода – наряжать себя в эти чудовищные наряды»? Удивляюсь твоей слепоте! Неужели ты не замечаешь, что диавол управляет законами моды? Что значит эта женская прическа, похожая на мужскую, особенно когда ты начесываешь волосы на глаза? Что значат эти приплетки волос, у мертвецов похищаемые? Что значит вся одежда верхняя на девицах – мужская? Для оскорбления Бога диавол и в самой одежде показывает вражду свою к Богу, превращая мужчин в женщин, а женщин в мужчин: за что самое св. Ап. Павел укоряет даже идолопоклонников, говоря, что женщины заменили естественное употребление противоестественным, и мужчины наоборот поступают56. В настоящие же времена – женщины за самые должности мужчин берутся, а им поручают свои дела домашние – женские. Царица Небесная всеми женскими рукоделиями занималась теми, которыми теперь девицы в городах стыдятся заниматься, прядением и шитьем, – тогда еще этих машин не было, тогда она сама обшивала себя и свое малое семейство. О, если бы ты жила внутри себя, то не жила бы вне души своей и своего сердца! Если бы Бог был в животе твоем, так как ты называешься храм Духа Святого, то моды тебя не прельщали бы; ты не искала бы соблазнительных картинок в журналах. Ты старалась бы украшать себя не модой, а смирением, целомудрием и другими добродетелями. То-то будет дивное явление, когда на страшном суде Божием явятся мужчины в женских нарядах, с женской прической, а женщины – в мужских нарядах, – то-то будет позор перед целым миром и перед Ангелами, – один диавол будет тогда посмеиваться этому зрелищу. «Не вем вас, не знаю, не узнаю вас, кто вы таковы, – скажет Бог, – отыдите от Мене делающие беззаконие, – отыдите туда, где плач и скрежет зубам». Подумайте об этом, дочери христианские.

Царице Небесная, Богородице, прости этим юродивым девам, – они сами не ведают, что творят. Аминь.

* * *


Источник: Простые и краткие поучения на дни воскресные и праздничные протоиерея Василия Бандакова – Изд. второе испр. доб., Т. 8. – Мариуполь: Тип. А.А. Франтова, 1885. – IV, 368, II с.

Комментарии для сайта Cackle