Источник

15. О мирском мученичестве

Есть христиане, которые завидуют мученикам и их великим подвигам и чудесам, которые совершают сии при помощи благодати Божией; но св. мученик Понтий говорит: «мученик не тот только, кто проливает свою кровь; но и тот, кто без крови каждый день ради Христа старается умереть греху, распиная плоть свою со страстьми и похотьми». Итак, желаешь угодить Богу и заслужить славу и честь равную с мучениками, – умерщвляй и распинай свои страсти, то есть не исполняй ни одного грешного своего желания, не поступай по своей воле. У тебя родилось желание напиться, но воздержись от этого желания, и благо тебе будет; явилось недоброе желание осудить ближнего и оскорбить, – удержи себя от этого. Ты наблюдай за своими мыслями, желаниями и за своей волей: неужели не отличишь худых мыслей и желаний от хороших, грешных от не грешных? Быть не может, что согласно с заповедями Божиими и с Евангелием, то все хорошо и законно; а что противно заповедям и словам Евангелия, то греховно и пагубно. Говорю, если ты желаешь быть мучеником, получить долю с мучениками, наслаждаться вечной славой наравне с мучениками, то Бог никому в этом не откажет; но только требует, дабы и мы понесли крест страданий, не телесный, но душевный, который бывает далеко тяжелее и мучительнее телесного: испытай, попробуй. Отказывай себе во всем, чего тебе хочется, что взбредет на мысль, а решись во всю жизнь быть кротким, смиренным, и ты понесешь крест, – смирение есть фундамент, основание, камень, на котором утверждается крест. Решись прежде никого в мире не обидеть и ничем не обижаться; попробуй не обижаться ни словами, ни действиями ближнего, ты будешь нести крест, ты будешь страдать, но страдания твои не останутся без вознаграждения. Попробуй не смотреть на то, что приятно очам, не слышать того, что приятно слуху, решись внимательно наблюдать за каждой своей мыслью: какая она? Хорошая или худая, святая или грешная – и худые, и грешные мысли выбрасывай из головы, а старайся думать о чем-нибудь святом, Богу приятном. При этом следи внимательно за своими желаниями: чего тебе хочется? Если Богу молиться, слушать или говорить наставление, читать святую книгу, пойти в церковь Божию, – хорошо: это исполняй; а если на грех тянет сердце – удержи себя, подумай и скажи сам себе: «не хочу, не пойду – это грешно, это Богу неприятно». Вреднее всего на свете для нас наша воля, потому что воля на деле выполняет то, что разум подумает, а сердце захочет. О! Воля – величайшее для нас зло! Чтоб побороть волю – самое лучшее дело подчинить себя чужой воле – чьей бы то ни было: старший ли тот, кто нами управляет или младший – все равно. Только тогда не слушай, когда повелевающий тобой советом своим ведет тебя на грех; да неужели ты этого не угадаешь? Но все дело в нашем спасении, в наших заслугах перед Богом самое первое: отказаться во всех делах от своей воли, а слушаться всегда или отца, или доброго друга, или наставника, а еще лучше святого Евангелия. Я все это говорю тому христианину, который желает получить венец мученический. О, братие! Лучше себя – свои желания, мысли и волю свою распять ради Христа и получить вечное спасение, вечную награду наравне с мучениками, нежели при вашей мирской гордости, своемыслии, своежелании, своеволии – погубить навеки свою душу и быть вечным рабом страстей, мира и диавола – и здесь, и во аде.

Господи! Вразуми нас, и не лиши нас награды мученической. Аминь.


Источник: Простые и краткие поучения на дни воскресные и праздничные протоиерея Василия Бандакова – Изд. второе испр. доб., Т. 8. – Мариуполь: Тип. А.А. Франтова, 1885. – IV, 368, II с.

Комментарии для сайта Cackle