Источник

42. На память прп. Саввы Освященного

Мы ныне творим память преподобного Саввы Освященного. Далеко, весьма далеко от мира и людей есть пустыня и монастырь, в котором преподобный спасался: многие и после него спаслись там. Почему так далеко монахи удаляются от мира и людей? Почему эти пустынники говорят: «чем дальше от мира и людей, тем удобнее спасаться». Действительно: сколько раз был слышен и голос Бога, и голос святых старцев подвижников: «бегай людей и спасешься»! Для чего бы, кажется, бегать людей? Что было бы с того, если бы все разбежались? Правда, что пустыней называется всякое уединение и среди людей, самоуглубление, сосредоточение себя во глубине сердца; но пустыня пустыней, а мир миром. Нам кажется, что монахи удаляются в пустынные места для того, дабы совершенно отделить себя от мира, дабы не иметь с людьми общения, дабы не осталось ни малейшего пристрастия к миру; ибо «касаяйся смоле, – говорит писание, – невольно очернится»; удаляются для того, чтобы убить в себе всякую страсть самую малейшую, прервать всякое сочувствие, не оставить в сердце ни одного любимого идола и не принадлежать уже себе, не служить себе, не думать о себе, но всецело принадлежать Богу; ибо мы дотоле не будем Богу служить верно и Ему принадлежать, пока останется в сердце нашем хотя один малейший идол. Почему Бог вызвал Авраама из дома родительского? Потому именно, что семейство отца его заражено было идолопоклонством, а сам отец его Фарра делал идолов.

В мире каждый человек имеет своего душевного идола, ту или другую страсть; ни один человек, живя в мире, не хочет окончательно расстаться со своей любимой страстью, а любимая страсть непременно есть у каждого из нас: или гордость, или страсть к деньгам, или к любимому лицу, или к вещи, или к пище, или к напитку. Больно человеку разлучаться с этой любимой страстью. Даже и по удалении в пустыню, когда уже не видишь предмета своей любви, своего идола, долго, долго еще тот любимый идол будет жить в твоем уме, в памяти или даже в сердце, и не редко побеждает пустынника, не редко возвращает его из пустыни в мир. Живя среди христиан мира, среди тех, которые все имеют ту или другую любимую страсть, мы и не замечаем своего домашнего, задушевного идола. Выйди из мира, удались в пустыню, тогда твой идол тотчас покажется, подаст голос против тебя, завопит, заскорбит, поднимет против тебя войну, и тогда-то начнется душевная страшная брань, борьба человека с самим собой, или своим идолом. Победишь его, останешься в пустыне до смерти – спасешься, а победит он тебя, и возвратит в мир – погибнешь; ибо Господь сказал: «побеждающему только дам сесть на престоле Моем»30. А мы, живущие в мире, все побеждаемся своей страстью и как бы лежим связанные по рукам и ногам, не чувствуем своего поражения. Так, или всецело отдай себя Богу, беги мира и людей – и спасешься; или – побежденный плотью, миром и диаволом – падешь, со страстью своей умрешь и погибнешь навеки.

Преподобный Отче Савво, моли Бога о нас! Аминь.

* * *


Источник: Простые и краткие поучения на дни воскресные и праздничные протоиерея Василия Бандакова – Изд. второе испр. доб., Т. 8. – Мариуполь: Тип. А.А. Франтова, 1885. – IV, 368, II с.

Комментарии для сайта Cackle