Азбука веры Православная библиотека святитель Василий (Богдашевский), исповедник Слово в день Крещения Господа нашего Иисуса Христа. О христианской правде


святитель Василий (Богдашевский), исповедник

Слово в день Крещения Господа нашего Иисуса Христа. О христианской правде

Произнесено в великой церкви Киево-Братского монастыря 6-го Января 1912 года.

«Остави ныне: тако бо подобает нам исполнити всяку правду» (Матф. 3:15).

Сын Божий, Сын человеческий, приходит на Иордан ко Иоанну креститися от него (Матф. 3:13). Какое величайшее смирение, какое божественное самоуничижение! Имел ли нужду в крещении во оставление грехов (Лук. 3:3), в крещении покаяния (Матф. 3:11) Тот, Кто греха не сотвори, ни обретеся лесть во устех его (1Петр. 2:22), Кто искушен был по всяческим по подобию, разве греха (Евр. 4:15), Кто сам о Себе говорил своим врагам: кто от вас обличает мя о гресе (Иоан. 8:46)? Иоанн трепещет, по откровению от Духа знает, что Пришедший к нему крепче его есть (Матф. 3:11), что, хотя Он приходит по времени после него, но по достоинству Он пред ним (Иоан. 1:27), что поэтому он не достоин отрешити ремень сапогу его (Иоан. 1:27; Матф. 3:11). И Иоанн Креститель возбраняше ему глаголя: аз требую тобою креститися и ты ли грядеши ко мне (Матф. 3:14)? Но Сын Божий, Сын человеческий, не выделяет Себя из других сынов человеческих: Он подчиняется закону. Крещение Иоанна было божественным установлением (Матф. 21:25) и Он исполняет его. Остави ныне: тако бо подобает нам исполнити всяку правду. «Я пришел разрешить клятву, лежащую на вас за преступление закона; потому должен прежде Сам исполнить весь закон и освободить вас от осуждения и, таким образом, прекратить действие закона»!1. Христос Спаситель был под законом, да подзаконныя искупит, да всыновление восприимем (Гал. 4:5).

Братие! Ныне на место закона правда Божия явися, свидетельствуема от закона и пророк (Рим. 3:21). Нужно нам исполнить всяку правду, – не ветхозаветную, упраздненную Христом, а правду новозаветную, правду Христову. Пусть эта правда проникнет все наши отношения: семейные, общественные, государственные; пусть она одухотворяет нашу науку, наше искусство, проникает нашу промышленность. Много ныне говорят об отношении личности и общества; взаимодействие между ними, несомненно, самое живое и тесное. Но Христово учение требует прежде всего личного духовного творчества, оно обращается прежде всего к отдельной личности. Пусть последняя всецело проникнется правдой Христовой, соделает ее своей внутренней жизненной силою, станет, по слову Апостола, рабом правды (Рим. 6:19), и тогда все просветлеет, все преобразится, все будет служить нам во благо. Правда Христова – это жизнь мира, без которой он разлагается; она – соль земли (Матф. 5:12), предохраняющая мир от гниения.

Аще не избудет правда ваша, говорит Господь, паче книжник и фарисей, не внидите в царствие небесное (Матф. 5:20). Правда Христова, вопреки правде фарисейской, есть правда внутренняя, очищающая сердце, обновляющая всего человека. Будьте смиренны, сокрушенны духом, будьте милостивы, чисты сердцем, любите мир и творите среди людей мир, страдайте за правду, – вот чему научает нас Христос Спаситель. Уважайте бесконечно личность другого, никого не осуждайте, будьте целомудренны, прощайте обиды, наносимые вам, воздавая добром за зло, не привязывайтесь к земному, помышляйте о небесном, душу свою спасайте – вот требования Христовой правды. Правда эта не ищет внешности, показности, а совершается в глубине кроткого и молчаливого христианскаго духа. И наша милостыня, и пост, и молитва должны иметь внутренний характер, служить к возвышению и очищению нашей души. Что пользы в милостыни, если мы совершаем ее для того только, чтобы вострубить о ней всем? Какое значение имеет пост, при котором страсти греховные со всею силою воюют в нас? Молимся ли мы действительно, если наша молитва не бывает всецелым устремлением нашей души к Богу? Правда Христова требует внутреннего единения христианского слова и христианского дела, – той гармонии, которая встречается в жизни сравнительно так редко. Не всяк глаголяй ми: Господи, Господи, внидет в царствие небесное, но творяй волю Отца Моего, Иже есть на небесех (Матф. 7:21).

Правда Христова есть правда вечная, неизменная, никогда не преходящая. Она не делает никаких уступок нашей нравственной косности, она не приспособляется к нашим слабостям, нашим привычкам, нашим вкусам, нашему современному состоянию жизни. Она, подобно солнцу, сияет над нами, и Христос есть Солнце Правды. Лучи этой правды падают на нашу грешную землю и, поскольку они проникают и оживляют ее, постольку человеческая жизнь, ее устроение, имеет для себя вечную незыблемую основу. Идеал правды Христовой бесконечный, неисчерпаемый. Будьте совершени, якоже Отец ваш небесный совершен есть (Матф. 5:48). Эта правда есть живая вода, являющаяся для человека источником воды, текущия в живот вечный (Иоан. 4:14).

Подобает нам исполнити всяку правду. Христос Спаситель исполнил ветхозаветную правду, подчинившись закону, хотя Он есть господин субботы (Марк. 2:28). И мы, отложивши всякую гордость и «запинающий нас грех» (Евр. 12:1), подчинимся игу Христову благому и легкому (Матф. 11:29), приобщимся Христу, духовно сроднимся с Ним. Елицы бо во Христа крестистеся, во Христа облекостеся (Гал. 3:27). Нужно жизнью своею показать, что мы действительно облеклись в нового человека, совлеклись ветхого с деяньми его (Кол. 3:9–10; Ефес. 4:23–24). Нужно опытно подтвердить, что мы христиане не по имени только, что мы действительно очищаем, убеляем во Христе ризы свои (Апок. 7:14). Обычное возражение против силы и действенности христианства, будто оно оказывает малое влияние на жизнь людей. Но вина здесь, конечно, не христианства, а вина всецело падает на нас, желающих всячески приспособлять божественное к своему человеческому, «слишком человеческому». Великое, как известно, не перестает быть великим потому, что оно немногими настоящим образом понимается, находит мало истинных ценителей, самоотверженных служителей и исполнителей. Правда Христова, как она ни высока, может быть осуществляема во всяком звании и состоянии. Когда говорится об этой правде, то исчезает различие между высшим и низшим, между богатым и бедным, варваром и скифом, рабом и свободным (Кол. 3:11): для всех она одинаково обязательна, в душе каждаго является животворящим началом.

В наше время, быть может, больше, чем когда либо, нужно возводить мысль и сердце людей к высоте Христова учения, ибо жизнь наша, при ее видимых успехах, безконечно далеко отстоит от христианской правды. Есть люди, которые к этой правде совершенно равнодушны: они живут так, как будто она никогда не открылась в мире; они всегда готовы, в ответ на речи о правде, сказать то, что в свое время говорили афиняне, когда св. Апостол Павел проповедывал о воскресении: «об этом послушаем тебя в другое время» (Деян. 17:32). Для них основою жизни является: «станем есть и пить, ибо завтра умрем» (1Кор. 15:32). Жалкое жизнепонимание, приводящее к гибели, поселяющее в конце концов полное отвращение к самой жизни! Есть такие умствователи, которые, на ряду с вопросом: что́ есть истина? (Иоан. 18:38), готовы поставить вопрос: что́ есть правда? Для них истинно то, что можно видеть и осязать; для них справедливо то, что́ выгодно, полезно; другой правды они не знают, кроме торжества силы, внешней мощи. Но уразумеют они правду Божию тогда, когда откроется день правды, явится праведный Судья, пред Которым все объявлено (Евр. 4:13), Который во свете приведет тайная тьмы и объявит советы сердечныя (1Кор. 4:5). Есть в наше время и такие люди, которые, повидимому, очень много размышляют о христианской правде и желают всячески провести ее в жизнь. Но христианскую правду они понимают не столько как правду духа, сколько как правду внешних, материальных отношений; они представляют ее силою, наружным образом уравнивающую людей. Но христианское учение бесконечно далеко от такого внешнего уравнения, достигаемого при том иногда насильственным путем. Оно ясно, как мы сказали, говорит, что во всяком звании, во всяком состоянии и положении христианин может осуществлять правду Христову. Не имеет никакого значения внешнее уравнение, если бы оно было возможно, когда мы внутренно, духовно разъединены.

В чем состоит правда, что нужно делать, этот вопрос всегда занимал и занимает человечество. Когда-то многочисленные толпы народа стекались на Иордан к великому проповеднику покаяния – Иоанну Крестителю. «И спрашивал его народ: что́ же нам делать? Он сказал им в ответ: у кого две одежды, тот отдай неимущему; и у кого есть пища, делай то же» (Лук. 3:10–11). Христианское милосердие, милосердие свободное, вытекающее от любвеобильнаго сердца, – вот великая сила в осуществлении христианской правды. Оно выводит из нужды, избавляет от горя и страданий; оно облегчает тяжелую, особенно в наше время, так называемую, борьбу за существование; оно сострадает, помогает, ободряет и утешает, а не механически уравнивает... «Пришли – читаем в Евангелии – и мытари креститься и сказали ему: учитель! что нам делать? Он отвечал им: ничего не требуйте больше определеннаго вам. Спрашивали его также и воины: а нам что делать? И сказал им: никого не обижайте, не клевещите и довольствуйтесь своим жалованьем» (Лук. 3:12–14). Каждый будь справедлив; честно исполняй вверенное тебе Богом служение; в каком бы звании ни был, ходи достойно того звания, в которое ты призван; будь бесконечно далек от проявления какой бы то ни было несправедливости.

Правда Христова не может быть вполне осуществлена в этом мире греха и тления. Здесь она встречает сильнейшие препятствия в нашем себялюбии, честолюбии, мамонослужении. Мы по слову Господа, чаем нового неба и новой земли, на которых живет правда (2Петр. 3:13), где она царствует. Но мы должны жить так, чтобы христианская правда все более и более нас одухотворяла, проникала все наши взаимные отношения. Повинитеся Богу, – научает Апостол – смиритеся под крепкую руку Божию (1Петр. 5:6), повинитеся всякому человечу созданию Господа ради (1Петр. 3:23), повинуйтесь от души (Кол. 3:23), по совести, повинуйтесь друг другу в страхе Божием (Ефес. 5:21), – вот чего требует христианская правда. Мы ежедневно молимся, да приидет царствие Твое, а вместе с сим да приидет правда этого царства.

Существует божественное учреждение, основанное на земле для того, чтобы воспитывать людей, облекать их во Христа, облекать в совокупность христианских добродетелей и, таким образом, приводить их к Богу. Это есть Церковь Христова. Она столп и утверждение истины (1Тим. 3:15) и всякой правды. Она действует внутренним образом, подобно закваске; она должна постепенно оквасить все тесто (Матф. 13:33). Она научает каждого из нас жить по правде Божией; она вводит животворные христианские начала в семью, в общество, в государство. Отделять государство от Церкви, о чем теперь некоторые говорят, это то же, что отделять тело от души, без которой тело мертво есть (Иак. 2:26). Нет такой силы на земле, которая могла бы заменить собою великую, животворную, неисчерпаемую силу Церкви, ибо, основанная Христом, она есть неизменная носительница вечных, божественных христианских начал. В наше время некоторые желают созидать на земле царствие Божие, не будучи сами членами этого царства, – не принадлежа к Церкви, не питаясь ее живительными соками. Попытки их пустые, совершенно безполезные и ни к чему положительному оне не приведут. Нельзя строить, не имея крепкого основания. «Естественный прогресс», «естественная нравственность», «естественное развитие» – это такие понятия, в которых сами защитники этой «естественности» не дают себе ясного отчета. Норма жизни заимствуется не из того, что человек есть, а из того, чем он должен быть, а это должное совершеннейшим образом указывается христианством. Мечтают некоторые о водворении здесь какого-то земного рая без христианства, без христианской правды. Жалкие, пустые, не имеющие никакого смысла мечтания!

Христос Спаситель есть Солнце правды. Принявши крещение от Иоанна, сошедши, будучи Безгрешным, в воды Иордана, где крестились во оставление грехов, Он показал этим, что Он омоет все наши грехи, очистит нас от всяких нечистот, даст новый путь правды. Он наша правда и освящение, и избавление (1Кор. 1:30). Он вознес наши грехи на древо, чтобы мы, «избавившись от грехов, жили для правды» (1Петр. 2:24). Пожрите жертву правды (Псал. 4:6). «Приобретайте правду, приносите правду; тот дар Богу – величайший, та жертва Ему приятна, то приношение весьма Ему благоугодно», которое состоит «в совершении праведных дел». Для такой жертвы «ни бедность не служит препятствием, ни недостаток средств – остановкою, ни место, ни что нибудь другое подобное»!2. Св. Апостол наставляет своего ученика Тимофея: гони правду, благочестие, веру, любовь, терпение, кротость, подвизайся добрым подвигом веры, емлися за вечную жизнь, в нюже и зван был еси (1Тим. 6:11–12). Гони правду, – всецело ею одушевляйся, соделай ее началом своей жизни, все более и более в ней преуспевай, ибо она есть совокупность всех христианских добродетелей. Подобает нам исполнити всяку правду. Блаженны страдающие за Христа и Его правду (Матф. 5:10–12). Блажени, алчущии и жаждущии правды, яко тии насытятся (Матф. 5:6). Аминь.

* * *

1

Св. Иоанн Златоуст, Творения, VII, 1, стр. 123.

2

Св. Иоанн Златоуст, Творения, V, I, стр. 27.


Источник: Прот. Д. Богдашевский. Слово в день крещения Господа нашего Иисуса Христа. О христианской правде. // Журнал «Труды Киевской духовной академии" - 1912. - Том I. - Киев: Типография Акц. Об-ва "Петр Барский в Киеве", 1912. - С. VIII-XV. [Ос. паг.]

Вам может быть интересно:

1. О крещении младенцев: Беседа со штундо-баптистами протоиерей Дмитрий Боголюбов

2. О христианском терпении. Слово в пяток первой Недели Великого Поста святитель Василий (Богдашевский), исповедник

3. Поучение на первый день Светлого Христова Воскресения протоиерей Василий Бандаков

4. Из чтений по христианской апологетике протоиерей Василий Рождественский

5. Смысл преподавания нравственного богословия в духовных академиях: по поводу современных толков об этом предмете Александр Александрович Бронзов

6. Существенная историческая справка по ламскому вопросу Евстафий Николаевич Воронец

7. Значение Новгорода в истории русского искусства профессор Алексей Афанасьевич Дмитриевский

8. О развитии приходской жизни во Франции протопресвитер Борис Бобринский

9. По поводу статьи свящ. Дим. Силина: "К вопросу об оживлении церковно-общественной деятельности" профессор Василий Никанорович Мышцын

10. Родное слово в наших духовно-учебных заведениях: наблюдения и заметки профессор Александр Иванович Пономарёв

Комментарии для сайта Cackle