Словесные науки в Выговской Поморской пустыни
Выговская или Выгорецкая беспоповщинская пустынь, над устроением коей столько потрудились братья Денисовы, выставила в течении XVIII века целый ряд писателей, проповедников и полемистов. В настоящем очерке мы попытаемся проследить, как возникла эта литературная школа, где представители ее получили свое образование, какими учебниками пользовались, и сколь долго она существовала.
Источниками для настоящего очерка послужили нам следующие литературные произведения. История Выговской пустыни И. Филиппова, в издании Кожанчикова, СПб. 1862, и в списке, находящемся в нашем собрании № 591. Такая проверка издания Кожанчикова необходима, так как оно крайне неисправно и исполнено по списку, теперь неизвестному, в который писец внес посторонние истории произведения. Уже И. Ф. Нильский указал2, что самая история начинается лишь с XIX главы издания на стр. 76, а все предыдущие главы составляют совершенно самостоятельное произведение, которое он приписывает перу С. Денисова. Далее, на стр. 87 со слов: «сице убо сие общежительство от пустынных и освященных отец первозачатием проистече» и до стр. 95 глава XX, введена вставка из жития А. Денисова, сочинения А. Борисова3. Этой вставки нет в нашем списке Истории. Но кроме буквального заимствования, отрывок этот дает сведение об авторе его, которое не может относиться к И. Филиппову. Мы читаем на стр. 91, что известия о начале пустыни заимствованы из надгробного слова А. Денисова, посвященного Петру Прокопьеву; и далее: «Но мы грубии после приидохом за несколько лет, токмо застахом овое их боголюбивое житие, а овое слышахом от прочих с ними жителей, (т. е. первых насельников пустыни) от Захария Стефанова и от прочих про их терпение и крепость». И. Филиппов был современником Денисовых и мог пользоваться непосредственными, устными, от них сведениями, а не их произведениями; но о таких личных сведениях здесь не упоминается. Это авторское признание всецело относится к А. Борисову, пришедшему в Выговскую пустынь лишь в 1756 г.4 Таким образом, печатное издание требует особого обследования и не устраняет необходимости пользоваться списками «Истории».
Житие А. Денисова написано А. Борисовым5, собравшим и изложившим сохранившиеся в преданиях Выговской пустыни и у современников А. Денисова сведения о его жизни и деятельности. Мы будем ссылаться на список нашей библиотеки № 302 (XIX в.)6. Это сочинения старообрядцев.
Особенно важны для нас сочинения двух писателей – Г. Яковлева и А. Иродионова. Оба они пришли на Выг, большаки Выговские скоро оценили их способности и приблизили к себе: первый стал келейником уставщика Трифона Петрова, а второй – самого Семена Денисова. Впоследствии, однако, оба они покинули поморцев, перешли в православие; Г. Яковлев присоединился в 1748 г., a A. Иродионов в 1747 г. Оба они написали обличения на своих прежних одноверцев, первый – «Испытание о раскольнических мнениях и исповедание о единой соборной истинной православной церкви, вкупе и извещение праведное о расколе беспоповщины в лето 1748-е, нелицемерное мое и чистое пред Господом Богом, многогрешного Григория Иаковлева сына», а второй – три сочинения: «Беседование о расколе Российском», «Послание к Даниловским раскольникам» и «Обличение раскольнического лжеучения»; они написаны между 1746 и 1748 гг. Выдержки из сочинения Г. Яковлева изданы Н. И. Субботиным в Братском Слове 1888 г, и отдельно, М. 1888 г, а сочинения А. Иродионова, им же в Братском слове 1884, 1890 и в 1891 и отдельно в трех выпусках за те же года. Сведения, ими сообщаемые, чрезвычайно ценны, как исходящие от очевидцев, и дают материал для проверки известий, сообщаемых старообрядцами.
Кроме того, мы воспользовались самыми сочинениями писателей, составляющих Выговскую школу и учебниками, бывшими там в употреблении.
Как известно, в конце XVII в., старообрядцы избрали Поморье местом для укрывательства от гонения. Леса и болота охраняли их от преследователей; тут, в бассейне р. Выга, протекающего по Повенецкому уезду нынешней Олонецкой губернии, они раскинули целую сеть своих келий: это была как бы одна обитель, растянутая на десятки верст. Здесь-то поселился и Даниил Викулин, дьячок из Шуньги. В 1691 г. к нему пришел Андрей Денисов. В 1694 г. они вместе основали новую обитель, знаменитую Выговскую пустынь. В 1697 г. пришли к ним отец Андрея, Дионисий, с сыновьями Семеном и Иваном. Они деятельно занялись строительством, устроили общежительство. К ним стал стекаться народ. Мы не будем излагать историю пустыни и направим интересующихся к исследованиям проф. П. С. Смирнова: «Внутренние вопросы в расколе XVII века», СПб. 1898 г., стр. 11–16, и «Споры и разделения в русском расколе в первой четверти XVIII века», СПб. 1909 г., стр. 6 и след., а также к статьям почтенного профессора, напечатанным в Христианском Чтении за 1910 и 1911 г.; и перейдем к предмету нашего исследования.
Существования в Выговской пустыни грамотности особенно доказывать не приходится: несомненно, что раз ее иноки отправляли богослужение с чтением и пением, то должны были находиться люди, обученные грамоте, которые умели бы читать и справляться с церковным уставом. Но источники сохранили сведения более любопытные о том, что в пустыни занимались обучением грамоте людей приходящих: кроме того, обучали детей, которых присылали издалека родители с этой целью.
Обучением грамоте достигалась двоякая цель: первая – люди грамотные были нужны для самой пустыни; вторая – обучение в стенах пустыни укрепляло обучавшихся в твердой приверженности преподаваемому вместе с грамотою беспоповскому вероучению и отчасти способствовало распространению его среди обученных, когда последние, окончив учение, возвращались домой. «И начаша к ним людие приходити с разных мест и градов, а оные же отцы Даниил и Андрей, принимающе их с любовию и учаще и наказующе, и начаша чины и уставы церковные и монастырския хранити, молодых детей обоего полу учаху грамоте»7. По постройке Лексинской обители в 1706 г. Даниил, Андрей и Петр Прокопьев часто посещали ее, надсматривали за сестрами ее «и поучиша их к пению и ко всему церковному служению и в грамоте многих научиша»8. Петр Прокопьев «церковному пению поучаше братию и другопредельных, и своих сестер и прочих молодых учаше грамоте»9. «Еще поведаю чюдного мужа, пришедшего в монастырь с первых лет с Толвуйского села именем Григория Иванова с женою и с детьми своими»10.
Брат Андрея и Семена Денисовых Иоанн «прииде.... в монастырь еще млад сый вельми, яко десяти лет, поучен бы грамоте малое число, потом зде (т. е. в пустыни) изучися вельми горазд и остр по книгам и писати вельми изучися»11. Старица Анфиса, сродница А. Денисова, «смлада пришед в сию пустынь, изучися грамоте»12. Таковы сведения, сообщаемые И. Филипповым.
Г. Яковлев тоже повествует нам об обучении детей грамоте: «К сим еще немалая боязнь в народе по расширению прелести их раскольнической чрез детей, посылаемых неволею от родителей их, а паче же женский пол, учитися грамоте в раскол... И как здешний С.-Петербургский купец Ларион Якимов прошлой зимы, послал тамо племянницу свою грамоте по-раскольнически учиться. Так же и Алексей Андреев, лавры Свято-Троицкой Сергия чудотворца бобыль, а ныне записной раскольник, племянницу же свою давно уже тамо, и сестру свою и матерь у Мануила Петрова во лже-общежительстве содержал все неволею, обучая грамоте и всему раскольничеству. Сице и Иван Никифоров Белевец, Дорофеев детей своих девок и сестру таможе содержал и обучал на Суземке, и прочих своих сродников. И сим во всем подобных немало там имеется с Олонецкого уезду разных мест, имена же их не помню, такмо нарочитых домов девиц, неволею сперва содержимых за учением грамоте и обыкновению раскола всего, а потом приобыкших совершенно, и перекрестившихся и, конечно, в раскол ту записавшихся, но Бога иногда молящих, чтобы избыти всего того»13.
Но устроитель общежития, А. Денисов, понимал, что одной грамотности не достаточно было для обоснования нового, беспоповщинского вероучения, для защиты его и распространения. Во время частых поездок по монастырским делам и для собирания полемических материалов в монастырских библиотеках, при соприкосновении с людьми книжными, он, по-видимому, познал необходимость приемов школьного образования, самостоятельно изучил грамматику и риторику и привез эти науки на Выг, стал обучать им избранных людей из братии. В деле собирания материалов ему деятельно помогал его брат Семен.
«Объездивше – Андрей и брат его Семен – и обходивше многие места и со многими честными и учеными людьми беседоваше от книг о настоящем времени», – говорит Г. Яковлев14, а еще подробней сообщает А. Борисов: «Ведяше бо добрый пастырь, яко св. писание, толкованное разными премудрыми учители со употреблением ученых терминов, не возможно достаточно знать без учения оных обширности, и тако от сего той принужден бысть непременно изыскивать вси те правила, кои отверзают пространный ведения вход в божественное писание, ибо без орудия и видимых вещей невозможно действовати: аще же по нужде что секирою и сотворим, но не тако изрядно, яко прочими на благоизрядство устроенными стружными инструменты содеемо быти узрится. Кольми паче высочайшия от зримых разумныя вещи без учительства (открытия) орудия творити неисправно есть»15.
Последствием искания материалов явились сборники выписок, хорошо известные описателям рукописей, представляющие для них при описании скучную и бесплодную работу, при определении, откуда заимствованы эти выписки. Лучшие из этих сборников дают систематизированный материал по предметам, так что впоследствии ими очень удобно пользоваться для полемических целей.
Кроме литературных сведений, братья Денисовы собирали и археологические для доказательства древности своих обрядов16. Многие из собранных сведений, как известно, попали в Поморские Ответы.
Наконец, особенное тщание проявили они в собирании библиотеки для пустыни при помощи покупки книг и списывания их. В тридцатых годах в библиотеке пустыни числилось 257 названий книг. Список их сохранил Г. Яковлев, сняв копию с каталога, написанного собственноручно С. Денисовым, а последний, как известно, умер в 1741 г.17
Первыми учениками А. Денисова были: брат его Семен, Трифон Петров (впоследствии уставщик), Никифор Семенов, Мануил Петров и Даниил Матвеев. Их называет и Г. Яковлев и А. Борисов18. Это было первое поколение Выговских риторов и писателей: их литературные произведения дошли до нас, кроме Н. Семенова, который, по-видимому, только учил других, а сам не писал. Вот что мы знаем о литературной деятельности их.
О Семене Денисове, конечно, говорить не приходится, его писания известны.
Трифон Петров (род. в 1670, а умер 1766 г.) «паче от Андрея обучащеся грамматического искусства и риторического сочинения, что показуется ясно по сочиненным его словам и книгам, яже у меня ниже поименованные», – пишет о нем Г. Яковлев. В другом месте он перечисляет его сочинения.
Слова на все праздники Господни, Богородичны и Пасху.
Слова на рождество св. Иоанна Предтечи, тезоименный свой день, на праздник св. Иоанна Богослова, преподобных Зосимы и Савватия, преподобного Александра Свирского и св. Николая Чудотворца. Сии переплетены, все в одной имеются книге.
Книга, а в ней житие иже во мнимых мощех славимого ими Корнилия и с ним Виталия, в нем же и пророчество о Российском якобы отпадении от благочестия и суземском жительстве.
Преподобного Варлаама Керетского житие, новосочиненное им со чудесами его.
И слово похвальное о самосожженцах, иже в Сибири сгореша со лжеучителем Иваном шестьсот душ за неприсяжество свое по Императорскому Величеству при Екатерине Алексеевне.
Книга возразительная на Пращицу.
Книга зазрительная на обливательную ваптизмось.
Книга-разговор о священстве и крещении еретическом, яко неприятно есть церковью.
Книга в тетрадках, якобы о новостях в новоисправных книгах имеющихся.
Книга акибы возобличительная отчасти на новопечатную книгу Обличения раскольнических их ответов, а именно о кресте Христове, утверждая три древа с дщицею быти, имя Иисусово без иты укрепляя, и прочие подобные с своемненными доводами, сочиненная в ней от него на защищение раскольничества своего преемником их, иже книгу тайно весьма преподавая, что и храня вся та новая при себе имеет в сокровенности секретной зело.
Еще книжица о причащении без священника.
И еще выбор со истолкновением о молении за царей еретических (а сей в Манойловой книге имеется)19.
Из указанных сочинений нам известны следующие.
Житие инока Корнилия, пространная редакция, в большом числе списков. Оно озаглавлено: «Житие инока Корнилия, иже подвизася добрым подвигом и течение сконча в пустыни Выгорецкой, в пределах Олонца града». Нач. Древо вам, благочестивии слушатели, показати хощу20.
Житие преп. Варлаама Керетского издано гр. M. В. Толстым в Чтениях О. И. и Древн. 1887 г, кн. IV, стр. 162, и Пр. Знаменским в Зап. Акад. Наук т. 73, прил. к прот. стр. 49; (не принадлежит ли оно Т. Петрову?).
Слово на Богоявление с обозначением названий риторических фигур на полях в Торжественнике Поморском, Хлуд. 274, л. 176 (Описание Попова, стр. 542). Нач.: Вся убо яже от веков.
Следование правил о крещении и о священстве. Хлуд. № 272, л. 173 (Описание Попова стр. 531). Нач.: Понеже препирание имеется между прочитающими св. апостол и св. соборов правила. Тоже список нашей библиотеки № 303, л. 143: на л. 202 обозначено имя автора.
Копие: нашей библиотеки № 39, л. 68. Нач.: Прочее приидем на обискание, како Афанасием, Великим и чесо ради от двою древу кресту слагаему быти.
Слово надгробное Даниилу Викулину. Нач.: (Текст) He хощу вас неведети братие о усопших да не скорбите. Д. № 43, л. 189 и № 483, л. 119 об.
Плач церкви над пастырем (Д. Викулиным) Нач.: Се четыредесятый день сетования моего наста, о увы мне, пастырю. Д. № 43, л. 152.
Слово надгробное А. Денисову. Нач. (Текст). Блажени мертвии умирающие о Господи отныне. Д. № 43, л. 110.
Поздравительная речь С. Денисову. Нач.: Пречестнейший господин. Днесь к нам преподобный Симон памятию своею прииде. И. П. Б. Q. XVII, № 51, л. 463. (Богд. № 53, стр. 177).
П. Любопытный приписывает ему шесть сочинений (кроме утраченных, из которых некоторые были написаны прозой, а другие стихами), из них три слова на праздники21.
Мануил Петров (1691–1759 г.) с 1744 по 1758 был настоятелем Выговской пустыни. И. Филиппов называет его учеником А. Денисова22, а Г. Яковлев поясняет, что последний познакомился с ним в одну из поездок в Москве «и от него (т. е. Денисова) совершенно прельщен был»23; настоятель приблизил его к себе, брал его с собой в поездки, «начат к тому же неотлучно с ним быти и учитися от некоих с ним же, обходяся с честными и школьными некоеми людьми, грамматики и риторики внимая, с полученьми и книг таковых и слушати к тому диспутований тамо имеющихся академических и разговоров книжных и прочего честного обходительства»24. П. Любопытный называет его мужем «ученым и редких талантов, знатным писателем нравственности и торжественных слов на двунадесятые праздники, сказанные им из уст. Он был не малый участник в ответах Иеромонаху Неофиту»25, Сочинений его он, однако, не перечисляет. Мы имеем только сведения о том, что он писал об Антихристе: с ним полемизирует А. Иродионов26; кроме того, в риторике Д. .№ 153 в отделе выписок из сочинений А. Денисова и его учеников, имеются отрывки из его сочинений.
Никифор Семенов был настоятелем киновии с 1758 по 1775 г. Он был сначала настоятелем обители на р. Чаженке в Каргопольском уезде, «наставляя их во всем, уча прилучающияся ту люди, по обычаю раскола, в праздники и недельные дни, понеже отчасти учился у Андрея и Семена и Трифона грамматике и риторике»27. И. Филиппов тоже называет его учеником Андрея28. Сочинения его пока не известны.
Даниил Матвеев (1687 по 1776 г.) писатель и иконописец. И. Филиппов называет его в числе четырех учеников А. Денисова29, и о нем Г. Яковлев пишет: «при том же обучался у Андрея и Семена грамматике и риторике, что показуют сочиненные его слова и книги и рацыи, о них же писано у меня ниже именно». Далее он приписывает ему следующие сочинения.
Слова некая и послания и рацыи, а именно: Андрею, Данилу, Семену и Трифону лжеучителем и надгробные слова Андрею же и Семену.
Книга на еже креста убо образ от двою древу слагаем, утверждающая своемненными аргументы, яко троедревесный и со дщицею креста Христов в поклонении достоин быти токмо, а двочастный никако же30.
Книга великая о молении за Царское Величество с примерами идолопоклоннических и еретических царей и с примерами отступнических римских пап и случаев благоковарныя лжи во спасение всего раскольнического происхождения впредь31.
И книга лицевая: о сложении перстов по-раскольнически и кресте четырехдревесном доводы с книг, а паче же со икон старых во утверждение раскольнического своего заблуждения32.
П. Любопытный приписывает ему 15 сочинений, кроме утраченных. Из его сочинений известны:
Показательное списание на новоявленные философы и учители и иже от них списательные книги Скрижали, Жезла и Увета, показующее их древним богодухновенным писанием, еще же и к друг другу несогласное мудрование. Нач.: В сад чювственный или травник шипконосный необычный. Известно восемь списков, напр. в И. П. Б. Q. I, № 1077 (Богд. № 36, стр. 91, ХVIII в.); у Любопытного № 298, стр. 101.
Ответы древлеправославной церкви последователей на вопросы Федосеевых согласника Ильи Алексеева, 21 вопрос и ответ. Нач. Вопрос первый: До познания веры браком совокупившихся како к себе приемлете. Д. № 160, л. 127 (XVIII в.). Любопытный № 294, стр. 102.
Сочинение о молении за царей, состоящее из предложений, подтверждений, толкований и заключений. Мы знаем лишь один список. Д. № 539 на 127 листах, к сожалению, без окончания. Это, по-видимому, то сочинение, о котором пишет Г. Яковлев.
Слово надгробное Даниилу Викуличу, говоренное 12-го октября 1741 г. в годовщину его смерти. Нач.: (текст). Даждь нам помощь от печали. Д. № 43, л. 267 об. и № 483, л. 129 об.
Келейное и последнее отцеви присноглаголася приветствие, т. е. прощальное обращение к С. Денисову перед смертью его 26-го сентября 1740 г. Нач.: Вопрошаем тя, рцы нам, камо грядеши, о честный отче. Имеется в описках Д. № 43, л. 221 об. и № 483, л. 49 об.
Слово надгробное блаженной памяти премудрому Выгопустынного общежительства прелюбезнейшему о Христе отцу настоятелю Симеону Дионисиевичу. Нач. (текст): Кто есть человек, иже поживет и не узрит смерти. (Пс.88:49). О, сколь человеком преужасна смерть Д. № 43, л. 216. Слово это было произнесено 26-го сентября 1740 г.
Таким образом, настоящий список сочинений учеников А. Денисова подтверждает свидетельства источников о том, что он обучил их словесным наукам.
Кто же научил А. Денисова словесным наукам: грамматике, риторике и пиитике? Об этом мы встречаем в источниках разногласие.
Г. Яковлев пишет, что М. Петров вместе с А. Денисовым «поехали в Киев и в Польшу и во иные места, досматривая по церквам и монастырям по раскольничеству св. иконы и книги (о которых и реестр имеется у меня ниже). И начат к тому неотлучно с ним быти и учитися от некоих с ним же, обходяся с частными и школьными некоими людьми, грамматики и риторики внимая, с поученьми и книг таковых и слушати к тому диспутований тамо имеющихся академических и разговоров книжных и прочего честного обходительства33.
А. Борисов пишет, что они в августе 1718 г.34 поехали в Киев для осмотра древностей. Там знакомится Андрей с кем-то из преподавателей академии и быстро обучается риторике. Ради испытания, учитель предлагает ему тему для поучительного слова на библейский текст по его выбору. А. Денисов выбирает текст из Притчей Соломона, гл. XV, ст. 5: Сотове медовнии, словеса добра, сладость же их – исцеление души. Слово читается автором перед студентами и заслуживает полного одобрения35.
А. Иродионов свидетельствует, что А. Денисов «подошел и к тамошнему семинарии ректору и от него несколько проповедей искупил»36.
Таковы свидетельства источников. Н. И. Барсов, автор статьи о Денисовых, считает учителем А. Денисова – Ф. Прокоповича, бывшего тогда ректором Киевской академии37. Видимо, в списках Жития, бывших в руках у него, не было указания на время поездки А. Денисова в Киев. В известных нам списках Хлуд. № 281 и наших двух, № 47 и № 302 год поездки обозначен в заглавии главы XIV, сообщающей об этой поездке. Вот это заглавие: «О шествии к первопрестольному граду Киеву и о исполнении на пути премудрым отцем Андреем похваляемыя любве, иже совершив остави последнему роду дивный смотрительный образ в лето 7226-е» (1718 г.).
Между тем, известно, что Феофан Прокопович преподавал риторику в 1706–1707 г.38 и 1-го октября 1716 г. был уже в Петербурге39, а в 1718 г. преподавал эту дисциплину Илларион Левицкий40. Кроме того, известно, что сам А. Денисов, как ниже увидим, пользовался риторикой С. Лихуда в славянском переводе Косьмы, в Киеве же преподавалась она на латинском языке, которого он не знал. Наконец, та подозрительность, с которой относились в то время в Москве к Киевским ученым, вряд ли могла допустить представителя древнего благочестия искать у них науки. Естественней предположить, что риторике А. Денисов обучился либо в Москве, либо в Новгороде, где в то время находился С. Лихуд. Об С. Денисове, по крайней мере, Г. Яковлев говорит, что он по возвращении из заточения в Новгороде в 1719 г. провел в келье шесть лет «седя, книги читая и риторики с Москвы получая, и в тех упражнялся самоукой, время оное препровождая в охоте и тщании книжном»41.
Мы склонны думать, что А. Денисов получил риторическое образование в Москве или в Новгороде, а не в Киеве. К тому же имеется, как увидим ниже, экземпляр риторики С. Лихуда в переводе Косьмы писанный на Вече в 1712 г.
Следы обучения риторике усматриваются в сохранившихся словах А. Денисова, писанных по руководствам; некоторые списки слов его сохранили на полях наименования схем и риторических фигур, которыми воспользовался автор для их составления. Такие списки имеем, например, в рукописи И. П. Б. Q. XV, № 8, л. 136 – его слово о правосудии – как пример в риторике42; там же с л. 140 слово под заглавием: «Фема: Слышите, возлюбленнии мои, рече Господь: се пред вами дни скорби». Мы не будем затруднять читателя перечислением таких списков, мы приведем только свидетельство неизвестного панегириста (л. 250 об.): «И тако заблагорассудилося нам во обои сии части памяти и произношения обоих сих самобратиев43 предположенных риторических правил сочинителей прекрасных риторов положить, яко воодушевленная правила Симеона в память, а Андрея в последствующую пятую часть произношения (л. 251). При одаренной ему от всепрекраснейшего Создателя естественной памяти, еще изрядно видим был и в художественных сих спомоществующих памяти правилех» (далее следуют 12 правил и приложение).
В правиле 12 (л. 253) говорится: «учил всему тому, что сам знал, учеников и прочим желающим о сем ведать беззавистно всегда открывал».
В следующей главе (л. 254), озаглавленной: «О произношении гласа и движении тела», излагаются приемы, усвоенные Андреем Денисовым при произнесении слов: (л. 256 об.). «Наблюдал же он всегда непреложно в произношении гласа и нижеследующие правила». Этих правил 12; наиболее любопытные из них: «Дабы последние слоги в речениях чисто произносились (1-е); чтобы говорили не вельми косно и не вельми борзо, но посредственно; не зело бы кричливо, напротив же, и не весьма б тихо и не единообразно по подобию секиры, секущей лес: но по вышеобъявленному в периодах разуму. (Правила 1–3). Искусно различал гласом не токмо периоды и двоеточия, но и запятые (9-е). Крепко содержал всегда во уме грамматические правила, т. е. по силе просодии во всяком речении ударения и чтобы речения свойственными кончать слогами, а не странными: например рещи: Бог, а не Бох; в множественном числе: богов, а не богоф. (10-е правило). Часто всему оному имел обучение не токмо при людех, но и наедине будучи (11-е правило). Кроме того он прибегал к риторской жестикуляции44. Приведенные правила, видимо, применялись как руководство учениками Денисовых при обучении риторике.
Теперь попытаемся определить учебники, бывшие в употреблении в Выговской пустыни. Начнем с грамматики.
По словам E. В. Барсова в Выголексинской библиотеке сохранился экземпляр грамматики Мелетия Смотрицкого издания 1619 г. с пометами, сделанными рукой А. Денисова45.
В каталоге Выговской библиотеки, приведенном Г. Яковлевым, мы не находим упоминания о грамматиках. Но мы имеем список грамматики, современный А. Денисову, судя по написанию его. Это рукопись нашего собрания № 345. Грамматика озаглавлена: О сочинении осьми частей слова. Это, собственно, синтаксис. Он занимает 215 листов; писана ранним поморским почерком с приписками, сделанными почерками, весьма похожими на почерки первых поморских отцов, т. е. начала XVIII в. Есть вставки других почерков46.
Принадлежность этой грамматики Выговской пустыни доказывается, кроме почерка, примерами, поясняющими правила: в этих примерах прославляются Д. Викулин, А. и С. Денисовы47. Приведем некоторые из них.
«Яко Петр и Павел апостоли славнии и верховнии учением своим просветиша вселенную всю.
Даниил и Андрей настоятели честнии и благочестиви.
Симеон и Иоанн, мужи благоугодни приидоша к нам (л. 5).
Премудрейший учителей Андрей, многая словес в пользу людем сочинив, предложи.
Смиреньший настоятелей Даниил многая душ тщанием своим спасе (л. 8).
Блажейше Василия обретаю Андрея. Кротша паче Даниила обретаго Давида (л. 20 об.).
Смиреннейшему паче всех настоятелей прилепися Даниилу.
Премудрейшу паче всех философов содружися Андрею (л. 21)».
Некоторое хронологическое указание можно усмотреть в примере на л. 57: «Даниил и Андрей настоятели быста, Петр и Павел апостола быста». Даниил умер в 1734 г., а Андрей в 1730; Семен же Денисов – в 1741 г.; он как бы считается в живых. Пример, следовательно, писан ранее 1741 и после 1734 года. В других примерах редко говорится о Семене Денисове.
Примеры об учителях находятся на листах, писанных основным почерком.
Другой список грамматики поморского письма и писанный, несомненно, на Выге, находится в нашем № 155; он писан на бумаге 1779 г. и носит то же заглавие, что в предыдущий. Это более краткий синтаксис. В нем примеры короче, нет примеров о Выговских отцах. Любопытно предисловие, которое приводим здесь полностью.
(Л. 2) Колико есть добра и неоцененна предражайшая премудрость, благоразумии читателие, яко премудрейший царь Соломон дражайше всех видимых славных веществ предсудих ю быти, глаголя тако: предсудих ю паче скипетров и престолов и богатство ничтоже вмених к сравнению тоя, ниже уподобих ея каменю драгоценному яко все злато пред нею песок малый и яко брение вменися пред нею сребро; (об.) паче здравия и красоты возлюбих ю вместо света имети, яко неугасаемо есть блистание ея.
Аще же толикою превысочайшею честию толикий всемудрейший муж потче неоцененно дражайшую премудрость, то кто из земнородных не возрачительствует о стяжании ея, ибо, по его же сказанию, вся нам благая приходят, приидоша бо, рече, мне благая вся вкупе с нею и бесчислено богатство рукама ея. Она учит правде и мужеству, (л. 3) целомудрию же и кротости. В чем же она состоит и какие себе пространнейшие определения притяжет, о сем, особливо целым словом доказано будет. Ныне же вкратце чин оный зде показуется, порядок к сей предлежит в рассуждении словесного художества, наиболее орфографии, поступая в этимологию, а от сего в синтаксис, в поэтику, в логику ила в риторику. Аще же из синтаксиса поступят кто в риторику, то может и той с начетом прочих книг добре риторствова (об.) ти, присовокупя к сему Раймундову философию или метафизику.
И тако зде предлагается краткий сий и ясный новосочиненный в северных странах синтаксис, по сем, краткая и ясная приложена знатного Российского ритора Феофана Прокоповича риторика, а потом и сочиненная чрез риторская места нашим ритором Андреем Дионисиевичем предлагаются два слова, дабы желающие изучитися риторскому художеству, по изучении синтаксиса (л. 4) и риторики, чиновне умели слагати целые слова, еже и буди всем произволящим на сие дело скоропостижно получити, и все оное приобретение в славу и честь Божию употребити беззавистно же и доброхотно и иным желающим преподати по писанному: туне приясте, туне и дадите»48.
Есть еще поморского письма грамматики – И. П. Б. Q. XVI, № 7, Ο. XVII, № 52, но рукописи эти не дают никаких указаний по интересующему нас вопросу.
Во всяком случае, наличность первых двух рукописей подтверждает сообщения приведенных источников о существовании преподавания синтаксиса к Выговской пустыни по определенным учебникам.
Пиитика нашла себе тоже место на Выге, если не в полном объеме, то отчасти под названием Просодии, хотя об этой науке нет сведений в наших источниках. Но в той же вышеописанной грамматике, Д. № 345, с л. 216 по л. 259 находится Просодия. В ней повествуется о гласных и согласных, долгих и коротких буквах, сообщается о родах стихов, о метре их, преподаются правила «о стихе или виршу»49. Конечно, пиитика в полном объеме могла и не интересовать пустынножителей, но просодией они пользовались для сложения вирш. До нас дошли вирши, сочиненные Выговцами. Видимо, там существовал обычай приветствовать отцов и других выдающихся лиц виршами, сочиненными в их честь.
О знакомстве А. Денисова с просодией свидетельствуют приписываемые ему вирши: «На озлобление кафоликов»50, «Российскому орлу»51. Кроме того, E. В. Барсов свидетельствует, что на экземпляре грамматики Мелетия Смотрицкого, найденном им в числе книг Выголексинской библиотеки, на последнем листе, рукою А. Денисова написаны в виде образцов стихи: иройский, софийский, фелевский, грикопский, аскалпиадский52.
Далее, имеются псальмы, обращенные к нему: На день ангела его53, Плач о смерти его54. Рифмы вспоминательные о нем55, Стих плача56, Стих надгробного плача57, Плач от лица всей церкви58.
Семену Денисову приписывает Г. Яковлев «Плач о смерти брата Андрея», сочиненный по метру стихотворному59; этот плач указан выше. Сохранилось поздравление С. Денисову с днем Ангела60; плач о смерти его: «Плач о умершем, сочинен стихами»; у него краегранесие: Трофим плачет о Симеоне и Козьма скорбит от жалости сердца61.
Существуют рифмы вспоминательные о екклесиарсе Выговского общежительства Петре Прокопиевиче, всего его жития62. Плач о киновиарсе Данииле63. Все приведенные выше вирши относятся к первой половине XVIII века. Но традиция и школа не утратились и впоследствии; мы можем проследить Выговское стихотворство до самого падения пустыни.
Существует Канон Всемилостивому Спасу, по окончании коего, в рукописи Архива Св. Синода № 841 имеется следующее извещение на л. 224 об.: «Канон сей Всемилостивому Спасу сочинен до 7-й песни кир Андреем, a 7, 8 и 9 песни сочинены кир Гавриилом в четыредесять стоп иамбически со вмещением спондея и пиррихия; а тропари и богородичны два седальна и кондак со икосом тем же иамбом, но без равномерия, как в песнях стихами сочинены».
В оглавлении рукописи, писанном поморским почерком, написавшим оглавление многих ценных поморских рукописей, значится: «Канон Исусу Христу сочинения Андрея Борисова и Гавриила Скачкова»64. А. Борисов пришел в Выговскую пустыню в 1740 г. и был киновиархом в ней с 1780–1791 r., а Гавриил Скачков был главой Поморцев в Москве, жил с 1745 по 1821 г.
Выговцы оплакивали А. Борисова в следующем стихе: Стих Выговского общежительства о приснопамятном благопопечительном отце А. Борисовиче65.
Настоятель пустыни Кирилл Михайлович (1809–1825) тоже удостоился стиха в день тезоименитства66.
Имеется псальма Лексинских девиц67, приветственные рифмы благодетельнице пустыни H. К. Галашевской68 20-х годов XIX в. Большинство стихов положены на крюковые ноты.
Любопытно, что Выговцы внесли в сборники псальм и положили на ноты два произведения Ломоносова: Утреннее размышление о Боге и Оду, выбранную из Иова69.
Приведенными известиями подтверждается существование в Выговской пустыни искусства писать вирши.
Нам осталось еще сказать о самой важной словесной науке, о Риторике. О знакомстве Выговских писателей с риторикой, кроме самых сочинений их, свидетельствуют также некоторые поморские рукописи. Мы находим, что сочиненные слова названы Хриями, на полях некоторых торжественных слов обозначены фигуры риторические и схемы, которыми воспользовался автор при сочинении слова. Так, в Хлуд. Торж., № 274, мы имеем несколько таких слов. В рукописи И. П. Б. Q. XV, № 15 (Богд. № 45) приводятся образцы слов, поздравлений и вообще образцы красноречия, причем над строками приведены киноварью названия риторических фигур. Такие же пометки находим мы и в наших рукописях № 99 и № 385.
Из указанных слов принадлежит А. Денисову:
Образ глаголательныя хрии, еяже фема сицева есть: Начало премудрости страх Божий (Пс.110) в рукописи И. П. Б. Q. XV, № 101.
С отметками названий риторических фигур: О содержании староверства и о укоризне раскольникам. Нач.: Кто даст главе моей воду с божественным пророком Иеремиею вопию, и очима моима источник слез. В № Д. 99.
Т. Петрова, Слово на Богоявление Господне в Хлуд. 274, л. 176.
А. Борисова, Слово на Св. 50-цу на текст: Кто Бог велий. Д. № 384.
Есть и анонимные слова: Хлуд. № 274, л. 139 об. На Рождество Христово, там же, л. 143 об., Слово на тот же праздник и др. конца XVIII в.
Можно, следовательно, считать доказанным, что риторические формы были известны Выговским писателем, как начала, так и конца XVIII века.
Теперь попробуем определить, какими учебниками пользовались Выговцы.
Н. И. Барсов полагает, как мы видели выше, что А. Денисов учился риторике у Ф. Прокоповича, но следов этого знакомства нет.
В каталоге Выговской библиотеки, сохраненном Г. Яковлевым, значатся следующие книги, представляющие для нас интерес в данном случае:
Диалектика,
Логика,
Раймунда Луллия,
Риторика Лихудиева,
Риторика Козминская,
Риторика Стефана преосвященного,
Риторика преосвященного Феофана.
Оставив пока два первые заглавия книг по их неопределенности, мы приведем свидетельство Г. Яковлева70, что А. Денисов сократил Раймундову науку; но списков такого сокращения мы пока не видели. Мы встречали лишь списки книги Раймунда Луллия поморского письма.
Обратимся к риторикам. Из четырех указанных риторик, риторика Стефана Яворского, в переводе Ф. Поликарпова, издана И. О. Л. Д. Письменности. Поморских списков ее нам не попадалось; по-видимому, она не служила учебником. Риторика Феофана Прокоповича имеется у нас в поморском списке середины XVIII в. (бумага 1779 г.) в рукописи № 155 с л. 71 вслед за синтаксисом. К ней приложены два слова А. Денисова «Сотове медовни» и о «Девстве». Первое слово как бы подтверждает известие, приводимое А. Борисовым, о составлении этого слова в Киеве; но в самой рукописи ничего об этом не говорится, хотя имя А. Денисова, как мы видели, упоминается в предисловии. Более ранние списки этой риторики нам не известны, но нужно верить Г. Яковлеву, что она была в Выговской библиотеке. Краткость изложения привлекла на нее внимание составителя предисловия, но, видимо, как учебник, риторика эта не привилась.
Риторика Козьмы подробно описана X. М. Лопаревым71. Особый интерес этого руководства заключается в том, что в нее внесены примеры на современные ей темы и даже есть выходки полемические против раскольников. Г. Яковлев удостоверяет, что С. Денисов переработал ее полемические парадигмы на противуниконианские (стр. 109). Списков поморских и с переделками парадигм, о которых говорит Г. Яковлев, мы пока не знаем.
Остается риторика С. Лихуда. В И. П. Библиотеке имеются два поморских списка этой риторики: ПОГ. № 1659 (из собрания Строева) великолепно писанный, с роскошными заставками редкого рисунка, и Q. XV, № 8, отмеченный и А. И. Соболевским в его Обзоре переводной литературы (стр. 369 и 371), где он высказывает предположение, что это автограф А. Денисова. Рукопись заключает в себе текст риторики в переводе некоего «Кузьмы», a в конце ее приведены для примера два слова А. Денисова: «Слово о неправде и злобе» и «Слово о последних днях и о скорбех». Это последнее слово приводится, как пример и в другой риторике, И. П. Б. Q. XV, № 101. Итак, А. Денисов имел эту риторику в руках, по ней составил два свои слова. К изображениям фигур в виде дерев подходят его схемы. Известен еще поморский список 1712 г., находящийся в Уваровском собрании; он описан в т. IV Описания под № 2111 (318) на стр. 505. Но в указанных трех рукописях мы имеем лишь голый текст риторики Лихуда. Поздней эта риторика подверглась обработке в том смысле, что в нее, по примеру риторики Козьмы, были внесены парадигмы полемического характера, на изложенные правила приложены целые слова сочинения А. Денисова для показания способа пользования правилами и применения их. Таких рукописей мы знаем две: в И. П. Библиотеке из собрания Богданова Q. XV, № 101, и нашего собрания № 153. Вторая полней первой и обнимает всю риторику; с листа 486 по 604, т. е. до конца к ней приложены еще «Места риторические, собранные из слов А. Денисова и его учеников. Места внутренние, места внешние, тропосы и начертания». На полях против примеров поставлены инициалы авторов: А. Д., С. Д., M. П., И.Т.72 (последнего затрудняемся определить). Судя по этой позднейшей обработке, риторика эта была принята на Выге, как учебник. Теперь мы можем попытаться объяснить известие Г. Яковлева о риторике Козьмы. Ведь известно, это риторику Лихуда перевел некий Кузьма: это сведение находим в Пог. списке, в предисловии; сам Яковлев не считал себя твердым в этой науке. Быть может, говоря о том, что С. Денисов переделал риторику Кузьмы, он принял за риторику Кузьмы эту риторику, переведенную Кузьмою: тогда первоначальная переработка ее парадигм принадлежит С. Денисову73.
Кроме этих обширных Риторик, имеются в рукописях сокращенные, преподающие правила для составления «Слов». Это И. П. Б. Q XV. № 16: «Краткое изъявление великого слова тако церковного, яко гражданского». В начале, с 1-го л. «Что подобает творити имущему сочиняти всякое слово церковное, гражданское». Книга в 16-ю, на 157 лл. В конце, в виде примера, Слово А. Денисова о молитве. Рукопись поздняя. На ней приписка на переплете: Книга А. Борисовича, отдать (Это вероятно настоятеля А. Борисова).
Другая рукопись тоже поморская, но более ранняя (Д. № 531), содержит статью о периоде, а затем «О формах риторичных» приблизительно на 40 лл. Таковы дошедшие до нас учебники.
Мы видели выше, что А. Денисов ввел в Выговскую пустынь изучение риторики, мы перечислили его ближайших учеников. Теперь мы можем проследить их преемников и их учеников.
Тр. Петров, по словам Г. Яковлева, научил его «грамматического отчасти художества, несколько и риторики»74. С. Денисов взял к себе в келью А. Иродионова, определил в псаломщики, научил его петь, писать, грамматике и риторике и даже подарил последнему экземпляр Риторики С. Лихуда в переводе Косьмы75.
А. Иродионов известен, как автор книги «Зитуменос о крестном знамении»76 и науки о писании различными родами к различным лицам писем, рукопись которой имеется в И. П. Б. Q. XVII, № 200.
Г. Яковлев был по преимуществу иконописец, но все же признается, что, «согреших и аз, написах псальмы две, но не церковным гласом, похвальныя о лжеучителех Андрее и Данииле и распустих в народ на прелесть раскольничества»77.
Оба эти писателя, как известно, оставили поморское учение, перешли в православие и обличили своих учителей.
Кроме этих учеников, мы знаем еще и других. «Семен Петров и Козьма Иванов, – пишет в 1748 г. Гр. Яковлев, – иконники молодые новопроизводимые по грамматике и риторике от Мануила (Петрова) и позволенные в воскресные дни по обеде учити народ, а живут в общежительстве в келии иконнической»78.
Семен Петров (с 1715 по 1787 г.), по словам Любопытного, «знатный писатель проповедей на именитые праздники и надгробных слов Выговской киновии старшинам и наставникам»; ему приписывает он, кроме утраченных, 5 слов на праздники, два надгробных слова и два догматических сочинения. Все они пока не известны79.
Кузьма Иванов (с 1721 по 1783 г.), по тому же библиографу, «знатный писатель на некоторые праздники проповедей, надгробных слов и на построение св. часовень священных стихов». Ему приписаны 7 проповедей, три слова на возобновление молитвенных храмов в Выговской пустыни, 5 надгробных слов и статьи собора 1777 г.
Сочинения его тоже не дошли до нас, или пока не известны80.
Это новое поколение – ученики учеников А. Денисова. Но мы знаем и следующее поколение риторов: Биограф А. Денисова А. Борисов81 говорит про себя: «Но мы грубии после (смерти А. Денисова) приидохом за несколько лет». Действительно, он пришел в Выговскую пустынь82 в 1756 г. и застал там уже только учеников Денисовых. Ему, однако, принадлежит большое число сочинений: «Житие А. Денисова» и, едва ли не «Житие С. Денисова». To и другое сочинение обличают в нем писателя, искусного в риторике83. Для нас важно отметить, что слово его на Св. 50-цу, помещенное в Торжественнике84, носит на полях наименование тех же риторических фигур и писано по форме богословской, по риторике С. Лихуда.
А. Борисов умер настоятелем в 1791 г. В память его были сочинены надгробные слова; авторы их, к сожалению, неизвестны.
До нас дошло еще слово надгробное Симеону Титовичу, учителю Лексинской обители, умершему в 1791 г., сочиненное одной из инокинь этой обители. Оно напечатано В. И. Срезневским в материалах Бонч-Бруевича по списку, принадлежащему Имп. Академии Наук85.
От 20-х г.г. XIX в. сохранились слова и поздравления в честь Феоктистовых и Галашевских, игравших видную роль в жизни Выговской пустыни, снабжавших ее обильными приношениями; последнее слово в честь Прасковии Феоктистовой написано в 1833 г. Автор слов не известен. Они сохранились в рукописи собрания Вахрамеева (ныне Московского Исторического музея № 237).
Мы, следовательно, видим, что насажденная А. Денисовым риторика жила в Выговской пустыни в течение всей ее жизни. Выговские риторы пользовались ее приемами и обнаружили знакомство с ними, о чем сохранились следы в списках их сочинений. В настоящем очерке мы привели сочинения лишь тех авторов, которых сочинения являют доказательство такого знакомства. Об остальных писателях мы не сочли нужным говорить здесь, хотя таких писателей было весьма изрядное число. Имена их можно найти у Любопытного.
Относительно Диалектики и Логики мы можем пока лишь сказать, что нам известны Диалектики Дамаскина в переводе Иоанна экзарха Болгарского в списке раннем поморском, той же руки, что и Риторика Д. № 153. Это наш № 102. В этой же рукописи с л. 102 помещается Логика Дамаскина в переводе князя А. Курбского. Того же письма имеем и Гомилетику Иоанна Богомолевского (Д. № 154). Кстати заметим, что Выговские писатели переработали Арифмологию Спафария. Список ее, принадлежащий гр. Уваровой, № 2224, описал А. И. Соболевский в «Переводной литературе» (стр. 18). Мы имеем подобный же список (Д. № 151). В нашем № 165 сл. 455 по 485 имеется трактат Стефана Яворского о четырегубом разуме св. Писания. Видимо, собиратели Выговской библиотеки позаботились о пополнении ее различными пособиями.
Если нам удалось доказать, что в Выговской пустыни существовала преемственная школа словесных наук, а плоды ее известны по рукописям, то нам представляется, что школа эта может внушить особый интерес для изучения, помимо расколоведения, открывая новую страницу в истории литературы; эту область неудобно будет впредь обходить молчанием, так как она составляет самостоятельно развившуюся отрасль вне академической и школьной науки. Конечно, исследователю придется заняться определением влияния творений современных православных ораторов, Св. Дмитрия Ростовского, Феофана Прокоповича, Стефана Яворского и других на творчество Выговских риторов.
* * *
Рукописи нашего собрания будем обозначать литерой Д.
Хр. Чтение 1862 г. II, стр. 94 и 98.
Д. № 302, лл. 63 об–76.
Выговский летописец в изд. Субботина, М.1888 г, стр.153.
Исторический словарь и каталог Павла Любопытного в издании Попова, Сборник для истории старообрядчества т. II, приложение, М. 1866, стр. 53, №129. На это издание мы будем ссылаться и впредь.
Имеем под руками еще два списка этого жития: наш №47 и копию с Хлудовского № 281. В заимствуемых ссылках они одинаковы.
Филиппов, стр. 107.
Там же, стр.134.
Филиппов, стр. 157.
Там же, стр. 291. Дети его ушли потом из монастыря.
Там же, стр. 299.
Там же, стр. 346.
Г. Яковлев, стр. 100–101.
Г. Яковлев, стр. 36.
А. Борисов, Житие А.Денисова, л. 128.
«Многия бо церкви сами обходивше ныне», Г.Яковлев, стр. 38.
Г. Яковлев, стр. 125.
Г. Яковлев, стр. 79, 82, 85. Это известие подтверждает также И.Филиппов, История, стр. 216, заимствовал буквально и А.Борисов, Житие А.Денисова, л. 241 об.
Г.Яковлев, стр. 109–110.
И.П.Б.Q,I, № 1062 л.1 (Богд. №9 стр. 11), там же Q.I., № 1078, л. 1 (Богд. № 37, стр. 93) Титова, № 1159 (описание, III, стр. 464), Хлуд. № 270, стр. 524 и много других.
Стр. 180–82.
История, стр. 216.
Г.Яковлев, стр. 83.
Г.Яковлев, стр. 83–84.
Ср. 138; об участии в сочинении Ответов говорит и Г.Яковлев, стр. 84.
Сочинения, т. III, стр. 63.
Г. Яковлев, стр. 82.
История, стр. 216.
Г. Яковлев, стр. 85.
Вероятно, это сочинение упоминает П. Любопытный, стр. 101, 283.
У П. Любопытного обозначено два сочинения о царемолении, стр. 101 и 102, №№ 285 и 290.
Г. Яковлев, стр. 110–111.
Г. Яковлев, стр. 83–84.
Д. № 302, л. 130 об.
Там же, Д. № 302, л. 133.
Сочинения, т. I, стр. 13.
Братья Андрей и Семен Денисовы. М. 1866, стр. 115.
Вишневский, Киевская академия в первой половине XVIII столетия, Киев, 1903, стр. 125.
Там же, стр. 23.
Там же, стр. 153.
Сочинения, стр. 76.
Начало слова: Иже любовию друг к другу дышат, тии от конец земли познаваются.
Т.е. Андрея и Симеона Денисовых.
Д. № 531. Сборник слов А. Денисова, составленный, согласно дат на л. 260 об., в 1764 г. Эти статьи занимают в нем л.л. 250–260. В сборнике слов, находящемся в Хлуд. Библиотеке под № 268, эти статьи помещены лишь в оглавлении, а самого текста нет. См. Попов описание, стр. 521–523.
Описание Выголексинской библиотеки, Летопись занятий Археографической комиссии, т. VI, стр. 78. Оставляем это известие на ответственности автора.
Л. 30, 52 об. До 54 об., 91 об., 153 об., 154, 156, 156 об., 162 об., 164об., 167 об., 171 об., 172 об., 174 об.
Л.5, 8, 10, 19, 20, 21, 22, 23, 23 об., 30 об., 43, 46об., 55, 56, 64–71 об., 75, 80–177 об., 179, 183 об., 186.
Это предисловие имеется также в рукописи И. П. Б. Q. XVII, 200, л. 152 (XVIII–XIX в.). Богд. № 50, стр. 151, но грамматики в этой рукописи нет.
Л. 239.
Д. №67, л. 3 об. И № 239, л. 151 об.
Д. № 96, л. 292 об.
Описание Выголексинской библиотеки, Летопись занятий Арх. Комиссии т. VI, стр. 78.
Д. № 65 л. 155 об.
Д. № 486, л.83.
Напечатано в материалах Бонч-Бруевича т.I, стр. 291.
Там же, стр. 293.
Там же, стр. 293.
Там же, стр. 294.
Сочинения, стр. 108.
Д. № 145, л. 50.
Материалы Бонч-Бруевича, стр. 295; не есть ли это указание на авторов стиха?
Д. № 96, л. 165.
Д. № 96, л. 136 об.
А.И. Никольский. Описание рукописей Архива Св. Синода т.I, стр. 372.
Д. № 68, л. 110 и № 239, л. 182 об.
Д. №96.
Д. № 68, л. 116.
Д. № 341.
Первая из Д. № 65, л. 142, а вторую мы слышали в исполнении пения по крюкам.
Стр. 109.
Известия Отделения Рус. Яз. и слов. Имп. Академии Наук, 1907 г. кн. 4, стр. 146.
Т.е. А.Денисова, С.Денисова, Мануила Петрова.
Е.В.Барсов в Описании Выголексинской библиотеки указывает, что в ней были 4 списка Риторики: один – руки А.Денисова, а другие с его пометками. Летопись занятий Археогр. Комиссии т. VI, стр. 31–32.
Стр.57.
Сочинения т. I, стр. 15. Эта рукопись принадлежит гр. Уваровой, см.описание рукописей, т. IV, № 2111 (318), стр. 505–506.
Списки часто встречаются; напр. Д. № 145.
Стр. 111.
Г.Яковлев, стр. 136.
Словарь, стр. 176.
Словарь, стр. 134.
Житие А. Денисова, Д. № 303, л. 70.
Выговский летописец в издании Субботина, стр. 153.
Вспомним его отзыв о необходимости наук для изучения богословия.
Д. № 384, л. 188.
Т. I, стр. 296. Ак.Наук, № 33 (15) 135. Мы тоже имеем список этого слова.