Источник

О совершении таинства причащения

Таинство евхаристии совершается у несториан во время литургии, а потому мы и представим чинопоследование литургии, как она совершалась у них в последнее путешествие Баджера, именно в 1850 году.

Литургия Нестория125

Священник: «Слава в вышних Богу и на земли мир, в человецех благоволение».

«Отче наш» и проч. – Молитва:

«По Твоему, Господи, милосердию укрепи нашу немощь, чтобы мы могли совершать св. таинства, дарования во спасение нашего рода по щедротам возлюбленного Сына Твоего, Господи всего, Отче, Сыне и Св. Душе. Аминь».

Затем следует отдел из какой-нибудь кафизмы «марфима», состоящий из двух или более псалмов для воскресных и всех великих праздничных дней, как показано в «Кудре», а во все другие дни читаются псал. XV, CL и СХѴІІ.

Канон

«Сподоби мне стоять пред престолом Твоим, Господи, с чистым сердцем».

Диакон: «Мир да будет с нами». Молитва:

«Пред обитанием величия Твоего, пред высоким и превознесенным престолом сияния Твоего, пред покланяемым седалищем силы Твоей любви, пред алтарем прощения, даруемого по Твоему благоволению, и местом жилища Твоей славы, мы, люди Твои и овцы пастбища Твоего, с тысячами херувимов, поющих аллилуия, и с мириадами серафимов и архангелов, прославляющих Тебя своею песнею: Свят, Свят, Свят, – мы припадаем к Тебе, благодарим и славословим во всякое время Тебя, Господи всего, Отче, Сыне и Св. Душе. Аминь».

Затем «онима канке», или «антифон алтарный», как показано в «Кудре», для воскресных дней и главных праздников. Этот антифон поется диаконами при царских вратах. – Молитва:

«Если благоухание любви Твоей, Господи Боже наш, проникнет в наши умы, и наши души озарятся познанием Твоей веры; то мы чрез это становимся способными встретить Твоего Возлюбленного в день Его пришествия с неба, и славословить Тебя непрестанно в Твоей церкви торжествующей, одаренной всякою помощью и милостью; потому что Ты – верховный Творец всего, Отче, Сыне и Св. Душе. Аминь».

Диакон: «Тебя, Господи, благодарим; Тебе, Христе Иисусе, приносим славословие; потому что Ты тот, который оживляешь наши тела и спасаешь души наши». – Молитва:

«Ты, Господи, по истине оживитель наших тел и спаситель наших душ, и постоянно промышляешь о нашем составе. Тебе, Господи, мы обязаны во все времена воссылать благодарение, поклонение и славословие, Тебе, Господи всех, Отче, Сыне и Св. Душе. Аминь».

Диакон: «Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Бессмертный, помилуй нас».

Священник: «Ты свят, достопокланяем, Ты крепок и един бессмертен, обитающий во святых, творящих волю Твою, молимся, призри, умилосердись и помилуй нас по обыкновению Твоему, Господи всего, Отче, Сыне и Св. Душе. Аминь».

Затем следуют два чтения, указанный в «Кариане». Прежде чем диакон начнет читать, священник должен сказать:

«Благословен Бог, дарующий нам мудрость чрез свое святое научение, и ниспосылающий милость свою на чтеца и слушателей во все века. Аминь».

По окончании чтений следует «прокимен», после которого священник говорит следующую молитву:

«Озари, Господи Боже, движения наших мыслей, чтобы мы могли внимать сладостному звуку Твоих жизнеподательных и божественных заповедей и уразумевать их, и по Твоей благодати и милости сподоби нас извлечь из него плоды любви, надежды и спасения, полезный нашим душам и телам; мы же будем всегда и непрестанно воспевать хвалы Тебе, Господи всего, Отче, Сыне и Св. Душе. Аминь».

Пред началом, чтения Апостола диакон возглашает: «Благослови, Владыко».

На это священник отвечает: «Господь да подаст тебе мудрость, и да соделает тебя полезным всякому, кто будет внимать тебе».

По окончании апостола диакон говорит: «Слава Христу, Господу нашему». После этого священник втихомолку читает следующую молитву:

«Тебе, сиянию славы Отчей, образу ипостаси Отца, явившемуся в нашем человеческом теле и озарившем мрак наших умов светом своего Евангелия, Тебе мы приносим благодарение, поклонение и хвалу во всякое время, Господи всего, Отче, Сыне и Св.Душе. Аминь».

При раскрытии книги Евангелия, священник должен сказать про себя:

«Да будет слава за постоянно ниспосылаемые нам щедроты Твои Христе, свет мира и жизнь всего, во веки веков. Аминь».

Священник в то время, как несет Евангелие от престола до царских дверей, говорит про себя:

«Твоим законом умудри нас, своею мудростью озари движения наших сердец, освяти наши души Твоею истиною и сподоби нас быть послушными Твоим глаголам и исполнителями Твоих повелений во все времена, Господи всего, Отче, Сыне и Св. Душе. Аминь».

В то время как кладется ладонь в кадило, священник произносит следующее:

«Господи! благоволи, чтобы то самое благовоние, которое распространилось от Тебя, когда грешница Мария возливала на Твою главу драгоценное миро, сообщилось и этому ладону, приносимому нами пред Твое величие во оставление наших грехов и преступлений, Вседержителю Отче, Сыне и Св. Душе. Аминь». Диакон: «Стой готовым нести св. Евангелие».

После этого священник имеет читать дневное Евангелие, начиная приветствием: "Мир вам». На что все отвечают: «тебе и твоему духу». После наименования Евангелия, из которого заимствовано чтение, диакон говорит: «слава Христу, Господу нашему». По окончании Евангелия диакон имеет прибавить: «слава Христу, Господу нашему», и «все мы сами себя и друг друга предадим Отцу, Сыну и Св. Духу».

Затем следует ектенья, во время произношения которой диаконом, священник берет дискос и потир с жертвенника и говорит следующий антифон:

«Нищие имеют есть и насытиться».

«Тело Христа и Его бесценная кровь – на святом престоле; приступим же все мы к Нему со страхом и любовью и вместе с ангелами будем петь Ему: «Свят, Свят, Свят Он, Господь Саваоф». (Это место повторяется).

Затем священник берет чашу в правую руку, а дискос в левую, и, при крестообразном положении рук, говорит:

«Сподоби нам всегда и во все времена возносить хвалу славной Троице Твоей, Христе, принесшийся в жертву за наши грехи и заповедавший нам держать в памяти Твою смерть и воскресение. По Своей милости и благости приими от рук наших это приношение. Аминь».

После этого священник трижды ударяет потир и дискос один об другой, говоря:

«Согласно с заповедью Твоею, Господи Боже наш, эти покланяемые, святые, Животворные и Божественные Таинства да поставляются на сем престоле во отпущение грехов и совершаются до второго пришествия с небес Господа нашего, которому да будет слава во все времена и веки. Аминь».

Поставивши чашу и дискос па престол, священник осторожно покрывает их платком (воздухами) и говорит:

«Слава Отцу, и Сыну, и Св. Духу».

«На сем св. престоле да будет воспоминание о Марии, Матери Христовой».

Диакон: «Как было с начала, так да будет и теперь, и всегда, и во веки веков».

«Апостолы Сына и любящие Единородного молитесь о мире во всем мире».

Священник: [ И все люди пусть говорят: «аминь, аминь"].

«Да пребудет намять о тебе (здесь произносит имя святого, которому посвящен храм) на святом престоле вместе с памятованием о Праведнике вознесшемся и о мучениках, приявших себе венцы».

Диакон: «Все умершие почили в надежде на Тебя, что своим славным воскресением Ты воскресишь их в славу».

Затем священник отдает крест и Евангелие в руки диаконам, которые с ними входят в алтарь, а священник говорит:

«Христос Господь наш да сподобит вас встретить Его с открытым лицом. Аминь».

По окончании ектеньи священник говорит:

«Молим и просим Тебя, Господи Боже всемогущий, творить в нас Твою волю, и излить по нам свою благодать, щедроты и милосердие Твоего божества; благоволи даровать народу Твоему отпущение грехов и пастве пажити Твоей прощение неправд по благодати и милости Твоей, Вседержителю Отче, Сыне и Св. Душе. Аминь».

Затем диакон громогласно произносит: «преклоните головы ваши для возложения рук и приимите благословение». При этом диаконы и народ наклоняют свои головы, и священник тихим голосом говорит следующее:

«Господи, Боже сильный! (это дважды произносится). Святая кафолическая церковь, искупленная страданием Твоего Христа, – Твоя; Твоя и паства Твоей пажити; и по благодати Св. Духа Твоего, истинно славного Существа, поданы различные степени возложения рук, принадлежащего к служению истинного священства. По своей благости, Ты, Господи, нас, при немощной природе, сподобил сделаться истинными членами в великом теле святой кафолической церкви и преподавать духовные дары душам верующих: Господи, сотвори милость Твою в нас, ниспосли ее чрез наши руки, простри до конца Твои щедроты и Твое божественное милосердие к нам и к этому народу, который Ты избрал для Себя самого, (за сим громким голосом). И сподоби по благости Твоей, Господи, во все дни нашей жизни всем нам свидетельствовать пред Твоим божеством добрыми делами правды, угодными и приятными Твоей достопокланяемой воле, и, при помощи Твоей благодати, приносить Тебе славу, честь хвалу и поклонение во все времена, Вседержителю Отче, Сыне и Св. Душе. Аминь».

Затем диаконы выходят из алтаря и провозглашают следующее:

«Всякий, кто не крещен, пусть выйдет. Кто не получил знака жизни, да удалится. А кто и принял его, но не вольно, да удалится. Вы же, слушатели, стойте и стерегите двери».

Завеса отодвигается на сторону. После этого поется установленный антифон диаконами и народом, и священник повторяет то же самое, припевая во имя св. Троицы.

И когда священник спускается со ступеней престола, диаконы наклоняет пред ним голову, и он говорит:

«Господь Бог да примет ваши службы, да украсит вас всякою красотою и да ущедрит вас всяким добрым даром во веки веков. Аминь».

Затем, приближаясь к царским вратам, наклоняет голову и говорит:

«С сердцами, окропленными и очищенными от всяких дурных помыслов, мы способны войти во Святое святых и явиться пред Твоим престолом в чистоте и святости и с истинною верою принести Тебе духовные и разумные жертвы».

Затем становится пред престолом с распростертыми руками и вслух всех читает «никейский символ веры». После чего диакон приближается к престолу с тремя коленопреклонениями, и в то время как священник делает поклоны пред престолом, последний говорит:

«Бог, Владыка всяческих, да будет с нами своею благодатью и милостью ныне и навсегда. Аминь».

Диакон: «Помолимся. Да будет мир с нами. Принесем молитву поминовения».

Священник (диакону): «Бог, Владыка всяческих, да даст тебе силы воспеть Ему хвалу».

Священник обращается лицом к престолу, и, подходя к нему, делает три земных поклона при каждом коленопреклонении. (Здесь следует длинное правило касательно того, как делать коленопреклонения). Во время поклонов он тихо произносит следующую молитву126:

«Господи Боже наш, благодарим Тебя за преизобильное богатство Твоей к нам благодати (это дважды произносится) по-толику, по-колику мы грешны и несовершенны; но множеству щедрот Твоих, Ты сподобил нас служить при святых тайнах Тела и Крови Христа Твоего. Молим Тебя, подкрепи наши души Твоею помощью, для того, чтобы мы с совершенною любовью и в истинной вере теперь могли преподать Твой дар к нам. Не зри, Господи, не зри на множество грехов наших, величество Твое да не презрит нас за тяготу беззаконий наших, но, по своей чрезмерной благости, приими от рук наших сие приношение и даруй ему силу и действенность в очищении наших грехов, так, чтобы мы, когда Ты явишься в последний день в человеческом, воспринятом Тобою от нас, естестве, могли обрести благодать и милость у Тебя, и способны были восхвалять Тебя со всеми духовными небожителями, говоря (здесь священник читает молитву Мар-Варсумы, несколько приклонясь к престолу): слава Тебе, собравшему вместе рассеявшихся; слава Тебе, сблизившему находящихся в отдалении; слава Тебе, направившему заблуждавшихся в познание веры; слава Тебе, Господи, призвавшему, но Твоей милости, меня немощного, по своему милосердно, привлекшему меня к Себе, сделавшему меня истинным членом в великом теле святой церкви и сподобившему меня принести Тебе сию живую, святую и приятную жертву в воспоминание страдания, смерти и воскресения Господа и Спаса нашего Иисуса Христа, чрез которого Ты благоволил простить грехи всего рода человеческого».

Канон

«Чтобы Тебе, Боже, истинный Отче, Твоему Единородному Сыну и Твоему Святому Духу, Подателю жизни, мы могли восписывать славу, честь, хвалу и поклонение ныне и во веки веков» (Произнося это, священник делает на себе крестное знамение, а народ отвечает: аминь).

Священник: «Мир всем вам».

Чтец: «Тебе и духу твоему».

Диакон: «Станем приветствовать друг друга по любви Христовой».

Затем диакон читает поминания, или, так называемый диптих. По окончании этого чтения произносит следующее:

«Станем в чистоте и сокрушении сердца благодарить Господа и вознесем к Нему наши молитвы и прошения. Стойте благоговейно и будьте внимательны к тому, что имеет теперь совершаться – к святым тайнам, которые сейчас имеют быть освящены, – потому что священник уже приступил к молитве о том, чтобы чрез него умножился мир между вами. Опустите глаза долу, усердно устремитесь сердцами своими горе, бдительно и в настоящие минуты усердно молитесь и просите. Никто не смей говорить, и всякий молящийся пусть молится про себя, пусть все стоят со страхом и молча. Мир да будет с нами».

Пока диакон читает только что изложенное, священник про себя произносит следующее:

«Господи, Боже великий! (дважды). По своей милости подкрепляющий нашу немощь, и по своей благодати соделавший нас способными принести Тебе это приношение для того, чтобы оно могло быть на пользу всему этому собранию и во славу Твоей славной Троицы, Отца, Сына и Св. Духа. Аминь».

Возглас:

«Благодать Господа нашего Иисуса Христа и любовь Бога и причастие Св. Духа да будет со всеми вами». (Говоря это, священник творит крестное знамение на веществах – хлебе и вине).

Чтец: "Аминь».

Священник: «Горе, в высоту высот и в священное место хвалы, где не прекращается махание крыльев херувимских и где не бывает перерыва херувимскому «аллилуия» или песни серафимов: «Свят, Свят, Свят», – туда вознесите ваши сердца».

Чтец: «К Тебе, Боже Авраама, Исаака и Иакова, Царю славы».

Священник: «Живое и умное приношение первородного из нас бескровная и приятная жертва Сына рода нашего, таинственно предизображенная пророками, открыто возвещенная апостолами, запечатленная кровью мучеников, истолкованная в церквах мудрыми людьми, освященная священниками на св. престоле, принесенная руками левитов и принятая мирянами в отпущение грехов их, да принесется она Богу Вседержителю за весь род человеческий».

Чтец: «Достойно и праведно».

Диакон: «Припомним дивное промышление Христа Господа нашего, явленное Им к нам, как Он своим Телом превратил нашу печаль в радость и своею Кровью окропил наши сердца. Бодрствуйте и молитесь искренно. Мир нам».

Священник про себя читает следующие молитвы. Молитва первая:

«Господи, покланяюсь благоутробию Твоему (дважды) и благодарю Твои щедроты, потому что Ты, по своему милосердию, сподобил меня, недостойного, привести Тебе достопокланяемые и божественные тайны. Молю Тебя, Господи, и прошу, чтобы, по Твоей благодати, они послужили в пользу миру, в успокоение творения и в воскресение Твоей верующей церкви, во благо священникам Твоим, в назидание всех, верующих в Тебя, и в сохранение оправданных Тобою, в прощение и отпущение грехов кающегося, на обращение заблуждающихся, во спасение всех людей и, по Твоей благостыни и милости, на устранение невежествий всего Твоего народа и служащих ныне предстоящих пред Тобою, во веки веков. Аминь».

Другая молитва:

«Тебе Господи, Боже великий, существо которого вечно, Отче всемогущий (дважды), Тебе, который всегда был, есть и будешь одним и тем же, достойно и праведно нам всегда и во всякое время приносить хвалу, поклонение, честь и славу. Ты Бог истинный, непостижимый, бесконечный, неизъяснимый; невидимый, бестелесный, бесстрастный, бессмертный и недоступный мыслям и понятиям всех тварей, Ты вездесущ и не живешь в каком-нибудь месте. – Ты Отец, Единородный Сын и Св. Дух. Положи, Господи, доброе слово в наши уста, чтобы мы с сокрушенным сердцем и смиренным духом могли принести Тебе духовные плоды от наших устен, устную жертву; потому что Ты один только Бог Отец, Владыка Господа Спаса нашего Иисуса Христа, надежды нашей, в котором присущи все сокровища мудрости и ведения, и от которого мы приняли познание о Св. Духе, Духе истины, »исходящем от Тебя», Отче, и единосущном Твоему Божеству, укрепляющем, освящающем и усовершающем все разумные твари видимые и невидимые. Тебе мы непрестанно, во все веки, и Твоему Единородному Сыну и Св. Духу бесконечно воссылаем хвалу и благодарение за все дела рук Твоих, – за то, что Ты из ничего даровал нам бытие и образовал нас; и когда мы преткнулись, пали и развратились, Ты обновил, поднял нас и сделал снова своими, и не преставал посещать нас, а постоянно нас оберегаешь до тех пор, пока ни возведешь нас к небу и, по своей милости, не даруешь нам будущее царствие. За все такие Твои щедроты мы благодарим Тебя, Боже Отче истины, и Единородного Твоего Сына, Господа нашего Иисуса Христа и Твоего жизни Подателя – Св. Духа, и мы покланяемся Тебе за все Твои к нам благодеяния, известные нам и неизвестные, тайные и явные. И благодарим Тебя также и за эту службу и молим Тебя принять ее от нас. Кто может изъяснить всю Твою силу или изъяснить всю Твою хвалу? Потому что, если бы даже все сотворенный существа составили одни уста и один язык, и тогда они не в силах были бы изобразить величие Твое».

Канон

«Потому что пред Твоею Троицею, Господи, тысячи тысяч, мириады мириад ангелов и архангелов стоят и летают, и громогласно непрестанно взывают друг к другу, говоря:

Чтец: «Свят, свят, свят Господь Саваоф, небо и земля наполнены Твоей славы. Осанна в вышних! Осанна Сыну Давидову! Благословен грядый во имя Господне. Осанна в вышних! » – Молитва (тихо):

«Я, немощный и грешный служитель, молюся Тебе, Господи Боже сильный, и прошу Твою милость обильную по отношению к моему слабому и греховному состоянию, прости мне мои грехи, беззакония и приими от моих немощных рук сию живую святую жертву за меня самого и за этот народ Твой, ожидающий спасения от Тебя, да будет она действительно в оставление грехов, во исцеление, помощь и во благо. И сподоби, чтобы Твое святое Тело и Кровь, когда соединятся с телами и душами Твоих рабов, очистили нас от всякой скверны греховной, избавили нас от всякаго зла и от козней врага рода нашего, и исполни нас истинной веры света познания Твоего Провидения, совершенной любви к величию Твоему и благой надежды на Твою милость. И ныне приими сию чистую службу, совершаемую пред Тобою, чтобы нам на всяком месте сердечно и единодушно сделаться способными исполнять Твою волю в истинной вере и совершенной любви и воссылать славу Твоему величию за все Твои неизреченные к нам благодеяния. И мы с небесными силами (это дважды), праведный Господи, Боже Отче милосердый, будем взывать и говорить: свят Ты поистине, и хвален во всяком деле, потому что Ты своих земнородных поклонников сделал способными уподобляться тем, которые покланяются Тебе на небе. Свят Ты, Единородный Сын, Господь наш Иисус Христос со Св. Духом, существующим с Тобою от вечности, – Сын Твоего естества, Творец всего. Господи, мы благословляем Бога Слова, непостижимо рожденного, сущего в Твоем лоне, который есть Твой образ, сияние и подобие Твоего самобытия, который, будучи Твоим подобием, сиянием и образом Твоего самобытия, не считал похищением быть равным Тебе, но Себя умалил и принял на Себя образ раба – совершенно как человек, состоя из разумной, рассудочной, бессмертной души и человеческого, смертного тела, приобщив и соединив с Собою в одну честь, владычество и славу состав подверженного страданию тела, образовавшийся силою Св. Духа для спасения всех, – произошел от женщины, был под законом, для того, чтобы искупить бывших под законом и оживить всех, умерших в Адаме, упразднивши в своей плоти закон заповедей, состоящий в приказаниях, раскрывши слепотствующие очи наших умов, указав нам путь спасения, и осветив нас светом познания божественной истины принявшим Его, Он дал власть соделаться сынами Божиими, очистил и омыл нас водою в св. крещении, и, по своей милости, освятил нас даром Св. Духа; спогребшихся с Ним в крещении в смерть, Он воздвиг и вознес и посадил с Собою на небе, согласно с своим обетованием; и, возлюбивши своих в сем мире, Он возлюбил их до конца и сделался очищением за грехи рода нашего и за жизнь всех, предал самого Себя за всех людей на смерть, под клятвою которой они были, и власти которой все подлежали, и которой мы были данниками чрез наши грехи. Он нисходил в шеол (ад), расторг узы смерти, и так как невозможно было шеолу (аду) удержать первородного нашего спасения, то Он воскрес из мертвых в третий день и сделался начатком усопших, для того, чтобы во всем иметь первенство, и вознесся на небо и сел одесную Твоего, Боже, Величества, установил для нас, во воспоминание о нашем спасении, то таинство, которое мы теперь возносим пред Тобою. Потому что, когда Ему наступило время пострадать и принести самого Себя на смерть, – в ту самую ночь, в которую имел быть предан за жизнь мира, после пасхальной вечери Моисеевой, Он взял хлеб в свои святые, непорочные и чистые руки, и благословил, и разломил, и ел, и дал его Своим ученикам, говоря: приимите и ядите все от него. Это – Мое тело, за вас ломимое во оставление грехов. И также чашу, смешавши в ней вино с водою, благословил, принес благодарение, и испил, и дал ее своим ученикам, говоря: пейте все из нее, потому что это – Моя кровь Нового завета, изливаемая за многих во оставление грехов. Совершайте это в Мое воспоминание до второго Моего пришествия; потому что всякий раз, когда вы едите хлеб сей и пьете эту чашу, пока Я не приду, вы изображаете Мою смерть. Всем, кто будет приближаться к ним и приобщаться их с истинною верою, они (т.е. св. дары) действительно послужат в отпущение грехов, в прощение беззаконий, в воскресение из мертвых и для новой жизни в царствии небесном».

Канон

«Мы приносим славу, честь, хвалу и поклонение Тебе, достопокланяемый Отче, Твоему славному Сыну и Твоему, живущему жизнодавцу Духу, ныне и во веки веков. Аминь». (В это время священник осеняет крестным знамением св. дары).

Чтец: "Аминь».

Диакон: «Просветленные очи ума устремим на кротость, уничижение и смиренномудрие Христа Спаса нашего, и с добрыми мыслями будем смотреть и взирать на Единородного Сына Отчего, доведенного до страдания крестного. Помолимся. Мир с нами».

Священник (молча): «Господи Боже милосердый, щедродательный, всеблагий, ныне я взял на себя говорить – я земля, пепел, Твой грешный и немощной раб, должник от ложесн, чужд для Тебя от утробы и нищ по отношению к Тебе от чрева матери моей; но своему милосердию яви милость ко мне, спаси меня от нужды моих грехов, извлеки и изведи от бездны моих беззаконий, и, по своей благости, исцели раны и язвы мою личность (person), так как я называюсь Твоим именем. Прими эту жертву моих слабых рук за Твоих людей и овец Твоей паствы, и я буду благодарить Твое имя и покланяться Твоему величию ныне и во веки веков. Аминь». – Другая:

«Исповедуем Тебя, Господи, сильным Владыкою и Богом Отцем (дважды), припоминая, что дано для нашего спасения, приведя на ум все дела, совершенные для нас, прежде всего мы восхотели уверовать в Тебя и исповедать Тебя, Боже, истинный Отче, и божественность вечного рождения Единородного от Тебя, с которым, по равенству с Тобою Его естества, Ты не разлучен при Его дивном домостроительстве о нас, получившем место в нашей человеческой природе (воспринятой Им) – при Его Кресте и страдании, в Его смерти и гробе, при Его воскресении после трех дней и вознесении, моих проступков своим всецелебным врачеством и сподоби мне отверзти уста мои пред Тобою и подвигнуть моими губами к Тебе, и благоволи мне ходатайствовать пред Тобою при моих невежествах, о прощении моих грехов и беззаконий и об омовении моих скверн, а также и скверн этих грешников моего собрания, и соделай меня способным просить от Тебя того, чего мы обязаны просить у Твоего Божества; потому что Тебе, у которого богатства неистощимы и сокровища неисчерпаемы, всегда благоугодны правые молитвы, и от Тебя исходят в ответ щедрые дары, и Ты не замедляешь. Не гневайся на меня Ты, праведный и долготерпеливый Боже, за то, что я не невинен пред Тобою. С уверенностью обращаюсь к Твоему величию, и с дерзновением умоляю Тебя принять на небо, при Его сидении одесную и в славном втором пришествии к нам Господа нашего Иисуса Христа, в котором и чрез которого Ты будешь судить живых и мертвых и воздать каждому по делам. Исповедуем также Св. Духа, имеющего славное существо Твоего божества, который исходит от Тебя, Отче, и с Тобою и с Твоим Единородным Сыном всеми прославляется, чтится, и которому все покланяются. Приносим Тебе сие живое, святое, приятное, славное, честное, великое и непорочное таинство за всех людей, за святую, апостольскую, кафолическую и вселенскую церковь, чтобы Ты благоволил сохранить ее от всякого сомнения, непоколебимою и безгрешною (повтор, со слов «за святую» и т.д.) без пятна, порока, кривизны или чего-нибудь другого такого, чтобы, как сказал возлюбленный Сын Твой, Господь наш Иисус Христос, и врата адовы не одолели ее; – и за всех отцов наших, за епископов, где бы они ни проповедовали слово истины о православной вере, за всех священников, исполняющих Твое священство пред Тобою в правде и чистой святости, в тайне веры и в чистой совести; – и за все собрания Твоего священного народа здесь и повсюду, и за всех тех, которые согрешили и преступили против Тебя сознательно и бессознательно, за Твоего немощного раба, которого Ты, по своей благости, сподобил принести Тебе сие приношение; – и за всех тех, которые обогащают Твою церковь делами правды, за всех, подающих милостыню бедным, за всех верующих царей и за благоустройство их царств, за всех главных начальников и (властителей) мира. Молим Тебя утвердить всех их в Твоем страхе и распространить между ними Твою веру и все варварские племена покорить им. Молим Твое, Господи, божество, прекрати насилие во всей земле и рассей народ, услаждающийся войною, чтобы нам вести тихую и покойную жизнь во всяком благочестии и честности. Просим и о всех плодах земли и о временах года, чтобы год исполнен был Твоей благости (последний период повторяется). И за этот город и живущих в нем, и за всех, обитающих в окрестности его, и за всякое место и жителей его, – помилуй их, благослови, соблюди и сохрани их Твоим милосердием.

И за всех, путешествующих вдалеке на море или суше, за всех, находящихся в беде или несчастии, за изгнанных и терпящих гонение за Твое имя. За бедственность всех узников и пленных, за всех служащих на дальних островах в тяжком рабстве, и за всех наших верующих братьев, находящихся в заложниках. Молим Тебя, Господи, помоги всем больным и недужным. Просим Твоей, Господи, милости к врагам нашим и ненавидящим нас и замышляющим нам зло; не вниди с ними, Господи, в суд, не мсти им, Ты, Боже великий, но удостой их помилования и спасения и прощения грехов, потому что Ты Сам хочешь всем человекам спастися и в разум истины приити, и Ты чрез своего Единородного Сына, Господа нашего Иисуса Христа, заповедал нам молиться о врагах наших и о всех ненавидящих нас и презирающих нас».

Канон

«И ныне, Господи, прости, остави, ослаби и не помяни ничего, в чем бы мы ни согрешили и ни преступили пред Тобою, Богом единым, правящим всеми по милости своей, для того, чтобы нам принести Тебе славу, честь, хвалу и поклонение ныне и во веки веков. Аминь». (При этом священник творит на себе крестное знамение).

Чтец: "Аминь».

Диакон: «Возведите очи ваши в высоту высот и устремите очи ума вашего и размышляйте, что содевается в настоящие минуты. Серафимы благоговейно стоят пред престолом славы Христовой и тихим голосом непрерывно поют «аллилуия» и хвалы тому Телу, которое вынесено, и той чаше, в которой произведено смешение, в то время как народ молится, и священник ходатайствует о помиловании всего мира, и мысленно говорит: мир нам». – Молитва:

«Хвала Тебе, Господи наш Иисусе Христе, по своей милости приобщивший меня в число высоких своих священников (дважды). Хвала Тебе, Господи, за включение меня в лик Твоих священников. Хвала Тебе, Господи, за присоединение меня к сонму Твоих святых. Хвала Тебе, Господи, за то, что Ты возвел меня в настоящие минуты на молитву за народ Твой. Хвала Тебе, Господи, за то, что Ты сподобил меня с дерзновением ходатайствовать о людях Твоих и облечься в ризу Твоей благостыни. Помилуй народ Твой, теперь стоящий в ожидании Твоей милости. Обрати заблуждшихся, потерявшихся из паствы Твоей пажити; прости грешников, поправших заповеди закона Твоего, и, по своей обильной благости, милостив буди и ко всякой твари. По своему милосердию прости грешников, и, по своему благоутробию, помилуй преступников; возврати заблуждающихся на Твое поле, собери рассеянных и сотвори их Твоим собственным достоянием. Своею благодатью утешь печальных, в своем покое упокой удрученных, сотвори милость носящим имя Твое и подай помощь всем, живущим верою в Тебя. Воскреси мертвых, почивших в надежде на Тебя, и, по своей милости, сподоби их стоять одесную Тебя и, наконец, услаждаться небесным блаженством в Твоем царстве со всеми праведными и благочестивыми, известными Тебе от начала. Сохрани этих людей Твоих, объединенными Твоим именем; прости их грехи; изглади их невежествия; очисти их от всякой скверны; покрой их преступления; уврачуй их недуги; исцели их болезнь, устрани их от всех их врагов; ниспровергни ненавидящих их; прости им отступления; омой их язвы и раны; восполни недостающее в них; удали их от их заблуждений; возбуди их мертвенность; облегчи их скорбь; успокой их в горе; озари их мрак; подкрепи их слабость; ущедри их нищету; подай им отраду в бедствии и приклони ухо к молениям моим о них. Призри на меня, Твоего немощного и грешного раба, которого Ты в сей день подвигнул, по своей благодати, молиться пред Тобою теперь; приди на помощь мне, обратись ко мне для спасения моего, воздвигни меня от падения моего; поставь меня выше моих несовершенств; прости мои грехи; изгладь мои преступления; услышь молитву мою и вонми молению моему; и сподоби ныне ходить по Твоим стопам; стремиться к обещанному Тобою и быть причастником Твоих таинств и, напоследок, причисли меня к тем, которые будут одесную Тебя в мире блаженства, и благоволи мне поселиться в жилище благодатном, вместе со всеми членами Твоего дома, и сподоби меня дерзновенно стать пред престолом славы Твоей со всеми Твоими святыми, и излей на мое грешное собрание дары щедрот Твоих по молитвам существующих еще в теле – земнородных, которые почитают Тебя, и по молитвам духов, славословящих Тебя над твердию – херувимов и серафимов, ангелов света, поющих пред Тобою: Свят, Свят, Свят. Аминь».

После этого священник, несколько наклонившись, говорит следующее:

«Господи Боже Отче, великий и сильный, молим Тебя (это дважды), преклоняем колена и кланяемся Тебе, обрати заблудших, озари находящихся во тьме, подкрепи слабых, восставь падших, утверди тех, которые стоят, и, по своей благости, дай каждому то, чего у него недостает. И молим Тебя, помяни при этом приношения отцев, патриархов, пророков, апостолов, мучеников, исповедников, епископов, учителей, священников и диаконов, и всех, сослуживцев наших, оставивших cию жизнь и всю нашу о Христе братию и всех, отошедших из мира в истинной вере, имена которых известны Тебе. Отпусти и прости их, в чем бы они ни согрешили, ни преступили против Тебя, видя, что они по природе были наклонны ко злу и, как люди, зачаты в беззакониях. По молитвам и прошениям всех, благоугодивших Тебе, обратись к нам и помилуй нас, и рабов Твоих и народ здесь, пред св. Твоим престолом, стоящий, и сподоби нам всем приобщиться той участи и наследия, которого достигли во свете святые. Господи! сподоби нам жить пред Тобою в сей юдоли странствия нашего с чистою любовью, с чистыми мыслями и с правым познанием святой веры Твоей; приобщи нас святых Твоих страшных и божественных тайн, так, чтобы нам, когда явимся пред страшный престол величествия Твоего, не быть посрамленными или пристыженными. И как в сем мире Ты сделал нас способными совершать святые Твои и страшные тайны, так и в будущем мире сподоби нам с откровенным лицем причаститься всех тех благословений, которые не пропадают или не исчезают. И когда ты осуществишь все то, что теперь мы видим как в зеркале или образно, сподоби нам быть уверенными в небесной обители святых. И ныне, Господи, мы, Твои слабые и грешные рабы (при этом священник падает ниц и повторяет со слова "и ныне» и т.д.), бывшие некогда вдали от Тебя, но, по Твоей обильной милости, удостоенные стоять и совершать пред Тобою сию страшную и святую службу и единогласно приносить наши

моления Твоему достопокланяемому божеству, обновившему все творение; молим Тебя, да снизойдет благодать Св.Духа, да поселится и почиет на этом приношении, приносимом нами пред Тобою, да благословит оное, освятит и сотворит этот хлеб и эту чашу Телом и Кровью Господа нашего Иисуса Христа. Преложи Ты их действием Св.Духа, чтобы эти славные и святые тайны во всех, причащающихся от них, были действенны для

В это время диакон говорит: «как важна минута эта, как страшен этот час, в который священник призывает Духа, сходящего с высоты исполнить свою волю и освящающего сию небесную евхаристию Тела и Крови Спасителя нашего во оставление грехов и в прощение беззаконий всех, причащающихся от нее. В умилении и страхе, с трепетом и благоговением стойте и молитесь. Мир нам»127

вечной жизни, для воскресения от мертвых, в прощение тела души, в просвещение мудростью, в общение с Тобою и вечное спасение, обещанное нам Тобою в Господе нашем Иисусе Христе, чтобы всем нам быть в единении, в союзе любви и мира и составлять одно тело и одну душу, точно так, как мы были призваны в единое упование звания нашего. Да никто не вкушает и не пьет от того в осуждение своего тела и души или на недуг и болезнь чрез вкушение этого Тела и испитие этой Крови недостойно; но пусть будет это нам на подкрепление и освежение во всем, угодном пред Тобою, так, чтобы с благою совестью нам быть способными причаститься Тела и Крови Помазанника Твоего».

Канон

«Чтобы, когда мы предстанем пред Тобою в славный и страшный день суда, нам обрести помилование и благоутробие пред престолом Твоего величества, и возликовать вместе со всеми благоугодившими Тебе от начала благодатью и щедротами Единородного Сына Твоего, которому с Тобою и Святым живым и Животворящим Духом мы воссылаем славу, честь, державу и силу ныне и во веки веков. Аминь» (При этом священник осеняет знамением св. дары).

Чтец: "Аминь».

Затем священник преклоняет свои колена пред престолом и говорит128:

«Благодарю Тебя Боже мой, Господь неба и земли, Отче, Сыне и Св. Душе, за то, что Ты, по великой милости Твоей, своею благодатью сподобил меня грешного и недостойного принести Тебе сии страшные, святые, Животворящие и Божественные Тайны Тела и Крови Помазанника Твоего, и чрез них для людей Твоих и овец пажити Твоея ходатайствовать о прощении им грехов, об оставлении им преступлений, о спасении их душ и соединении всего мира, о мире и благосостояния тварей ».

«Христе, мир горних и великая защита дольних, да почиет мир и защита Твоя, Господа, на четырех углах земли и особенно на святой Твоей кафолической церкви. Благоволи Твоим священникам и царям жить в единении, прекрати насилие во всем мире, рассей племена, услаждающиеся войною, для того, чтобы нам вести жизнь тихую и спокойную во всяком благочестии и честности».

Затем поют Псал. L, 1–14; CXXII, 1–4.

После чего следует молитва над ладаном.

«Господь Бог наш, умилосердись нашими молитвами и прошениями, и да будет это благовоние нашего кадила приятно Тебе, также как кадило Аарона в кивоте. Обнови наши тела и души, и, по множеству щедрот Твоих, будь милостив к Твоим тварям, Отче всяких благовоний и приятных пряностей, Господь всех Отче, Сыне и Святый Душе. «Аминь».

Затем священник приступает к осенению крестом и преломлению. Он подходит с распростертыми руками. Окуривает свои руки и лицо дымом ладона и говорит:

«Господи Боже наш, зловоние нашей скверны удали благовонием Твоей любви, и омой нас от скверны греховной. Ты Пастырь добрый, вышедший искать нас, a нашедший наши заблуждения, и желающий нас обратить к Себе. По своей благодати и милости, прости наши ведомые и неведомые беззакония (это читается трижды). Благослови, благослови, о Господи Боже наш! яви щедроты Твоей благодати, да сподобимся приблизиться к сим достопокланяемым, святым, Животворящим Тайнам, хотя мы и недостойны (трижды повторяет со слов: «о Господи Боже наш» и проч.). И при каждом повторении последней мысли, священник складывает свои руки на своей груди крестообразно и целует средину и два угла престола. После этою он берет самый верхний хлеб с дискоса обеими руками, и, возведши очи свои горе, говорит):

Хвала Твоему святому имени, Иисусе Христе Господи наш, и хвала да будет Твоему величию во все веки».

Чтец: «Аминь».

Священник: «Ты Живой и Животворящий Хлеб, сшедший с небеси, и дарующий жизнь миру, так что кто ест от него, никогда не умрет, и кто причащается его, чрез него получит прощение и спасение и будет жить во веки. Аминь».

Чтец: »Аминь».

При этом священник лобызает хлеб крестообразно сверху внизу справа налево, и говорит:

«Слава Тебе Господи (это повторяется трижды) за Твою неизреченную благость к нам во веки веков. Аминь».

Чтец: «Аминь».

Затем священник приступает к преломлению хлеба обеими руками и говорит:

«Теперь мы приступаем с истинною верою в Твое, Господи, имя, и, по Твоему благоутробию, преломляем хлеб и, по Твоей благости, знаменуем Тело и Кровь нашего Животворца, Господа Иисуса Христа, во имя Отца и Сына и Св. Духа».

Чтец: »Аминь». Призывая имена Троицы, священник преломляет хлеб, находящийся в его руках, на две части, и одну часть из левой руки кладет на свое место, впрочем не так, как была прежде, а так, чтобы разломленною стороною стояла к чаше. Частью в правой руке он осеняет крестообразно кровь в чаше от запада к востоку, и справа налево, и третью часть погружает в чашу, так, чтобы преломленная сторона была омочена, и говорит:

«Бесценная кровь да осенится Животворящим Телом Господа нашего Иисуса Христа, во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа. Аминь».

Затем он осеняет крестным знамением Тело на дискосе точно так же, как и Тело в правой руке, и говорит:

«Святое тело да осенится отпускающею грехи кровью Господа нашего Иисуса Христа во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа. Аминь».

Чтец: «Аминь».

Затем священник берет две части в руки и соединяет их, как будто они не были разделены, и говорит:

«Сии славные, святые, Животворящие и Божественные Тайны были разобщены, освящены, совершены, соединены и смешаны в славное имя достопокланяемой Троицы Отца и Сына и Святаго Духа, для того, чтобы они были для нас, Господи, во оставление наших грехов, в очищение наших беззаконий, в великую надежду на воскресение мертвых, и в новую жизнь в царствие для нас и для церкви Христа нашего здесь и везде ныне и во веки веков. Аминь».

Произнося слово »ныне», священник отделяет две частицы в сторону, между тем как одна опускается в кровь, кладет их на дискос крестообразно вместе, преломленную сторону нижней частицы обращая к чаше, а преломленную сторону верхней частицы обращая к священнику, так, чтобы преломленная сторона, обращенная к чаше, служила напоминанием о ране, открытой копьем в боку нашего Господа. После этого он совершенно вытирает свои руки и большим перстом делает крестообразное знамение между глазами, и подобными образом осеняет диаконов, говоря: «Христос да приимет ваше служение, Христос да изольет свой свет на ваше лице; Христос да сохранит вашу жизнь, Христос да питает вашу юность».

Затем священник снимает покров с дискоса и говорит:

«Слава Тебе, Господи Иисусе Христе, за то, что Ты сделал меня, недостойного, служителем и раздаятелем славных Твоих святых Животворящих и Божественных Таин. Сподоби мне, по Твоей благости, получить оставление моих грехов и «прощение моих беззаконий».

«Слава Тебе, Боже Отче! Слава Тебе, вечный Сыне, Слава Тебе, все освящающий Душе. Аминь».

Затем священник целует средину престола и говорит следующий

Канон

«Благодать Господа нашего Иисуса Христа, и любовь Бога и причастие Св. Духа да будет со всеми нами во веки. Аминь».

Чтец: »Аминь».

Говоря это, священник возлагает на себе крестное знамение сверху на голове и назади каждого плеча, так, чтобы собрание видело конец его пальцев. (После этого длинное увещание, начинающееся словами: «Приступим все мы со страхом и благоговением» – читается диаконом. Но так как это не находится в связи с литургией, то я опускаю его). Затем священник про себя говорит:

«Благословен Ты, Господи Боже Отец наших, велико и прославлено имя Твое во веки, потому что ты не сотворил с нами по грехам нашим, но, но множеству щедрот Твоих, избавил нас от власти тьмы и призвал нас в царство возлюбленного Твоего Сына, Господа нашего Иисуса Христа».

При этом священник разделяет тело и одну из лепешек окропляет несколькими каплями крови для детей. После чего диакон говорит:

«Помолимся. Мир нам».

Священник (про себя): Мир Твой, Господи, да почиет среди нас; Твой мир да обитает в наших сердцах, чтобы язык наш возвещал истину Твою, и огради нас Твоим Крестом в то время, как мы с просвещенными сердцами настраиваем устне наши на новую лиру. Сподоби нам, Господи, с дерзновением принести Тебе эту чистую и святую молитву, которой Твои Животворящие устне научили верных Твоих учеников, чад Твоих Таин, говоря: егда молитеся, благодарите и глаголите:

«Отче наш » и проч. (Молитву Господню произносят все собща129).

Священник (громко): «Господи Боже наш, молим и просим милости у Твоей благости, не введи, не введи нас во искушение, Господи, но избавь нас от лукавого и от его власти, потому что Твое есть царство, власть, слава, держава и величество на небе и на земле ныне и во веки веков. Аминь».

Священник (творя крестное знамение): «Мир всем вам».

Чтецъ: «Тебе и духу твоему».

Священник: «Святое святым».

Чтец: «Един Отец свят, Един Сын свят, Един Дух Святый свят. Слава Отцу и Сыну и Святому Духу. И ныне и присно во веки веков. Аминь».

Диакон, читающий литию, приближается к священнику и говорит:

«Помолимся. Мир нам».

Священник берет руку диакона, возлагает ее на чашу и говорит:

«Благодать Св.Духа да будет с тобою, с нами и со всеми, имеющими приобщиться от сего, в царстве небесном, во веки веков. Аминь ».

Диакон: «С тобою, с нами, и со всеми, имеющими причаститься от того в царствии небесном».

Затем диакон громко возглашает:

«Хвалите живаго Бога». После этого следует антифон алтарный, который поется диаконами при входе в алтарь. Антифоны бывают различны по различию праздничных дней.

Затем диакон, читавший апостол, подходит к священнику и говорит: «Помолимся. Мир с нами ». Диакон возлагает покров на свои плечи и руки, а священник ставит дискос своими руками на покров и говорит:

«Благодать Бога с тобою, с нами и со всеми, имеющими причаститься сего, во веки. Аминь».

Диакон, передававший народу приветствие мира, подходит к священнику и говорит: «помолимся. Мир с нами».

После этого священник влагает чашу в его руки и говорит: «Благодать Святаго Духа с тобою, с нами и со всеми, имеющими причаститься от нее, в Царствии небесном, во веки веков. Аминь».

Диакон (громогласно): «Благослови, Владыко!».

Затем священник осеняет народ крестным знамением, и вслух всех говорит:

«Дар благодати воздвигшего нас Господа нашего Иисуса Христа да совершится во всех нас по милости».

Чтец: «Во веки веков. Аминь».

Диакон: «Братия мои, приимите тело Сына, и с верою пейте из чаши в Царствии».

Когда священник подает Тело священнику, тогда он говорит: «Тело Господа нашего честному иерею во отпущение грехов». А если диакону, то говорит: «Тело Господа нашего служителю Божию во отпущение грехов». Если мирянину: «Тело Господа нашего простому верующему во отпущение грехов».

Когда диакон дает пить из чаши, тогда говорит: «Бесценная кровь честному иерею (или служителю Божию; или простому верующему) во отпущение грехов; духовное брашно в жизнь вечную».

Пока миряне приобщаются, диаконы поют антифон130 и после того, как все приобщатся, священник ставит дискос на свое место, а диакон говорит:

«Все мы, по дару благодати Святаго Духа, приступившие и сподобившиеся причаститься причастием сих славных, святых, Животворящих и Божественных Таин, единодушно возблагодарим и восхвалим Бога, даровавшего их».

Чтец: «Хвала Ему за Его неизреченный дар».

Священник (вслух): «Следует, Господи, – каждый день дважды следует нам во всякое время каждый час подобает благодарить, покланяться и восхвалять святое имя Твоего величествия, потому что Твоею благодатью Ты благоволил человеку, при слабом и смертном его естестве, славить Твое имя со всеми духовными существами, быть причастником тайн Твоего дара, услаждаться сладостными словами Твоими, и воссылать глас хвалы и благодарения Твоему мощному величию во всякое время, Господи всех Отче, Сыне и Святый Душе».

Чтец: «Аминь. Благослови, Владыко!».

Священник: «Христос Бог и Господь наш, Царь и Спаситель и Животворец наш, по своей благодати сподобивший нас приобщиться бесценного и всеосвящающего Тела и Крови, да благоволит нам угодить Ему всеми нашими словами, делами и помышлениями. И да будет, Господи, этот залог, который мы приняли и намерены еще принимать, – да будет он действительным в нас во оставление наших грехов, в прощение наших беззаконий, великим ручательством в воскресение от мертвых и в обновление жизни в Царствии небесном со всеми благоугодившими пред Ним по Его благодати и милости во веки веков. Аминь».

Когда священник говорит это, один из диаконов отдергивает завесу алтарную и священники приветствуют друг друга и поют вместе псалмы 148 и 150 и молитву Господню. Затем священник выходит за решетку и становится по правую сторону алтарной двери и благословляет народ, громко говоря:

«Ты, благословивший нас всеми духовными благословениями в небесных обителях, чрез Христа Иисуса, Господа нашего, призвавший нас в свое царство и славу и возбудивший нас к вожделенным благам, не отпадающим и никогда не преходящим, как Христос обещал своим ученикам в словах: истинно, истинно говорю вам: ядущий Мое Тело и пьющий Мою кровь, во Мне пребывает и Я в нем, и Я воскрешу его в последний день, и он не придет в осуждение, но перейдет от смерти к вечной жизни, благослови, сохрани и освяти сие собрание, которое ныне праздновало в силу славных, святых, Животворящих и Божественных Таинств Его (Христа); и да будет оно запечатлено и охраняемо знамением Животворящего и славного Креста от всякого зла видимого и невидимого, ныне во веки веков. Аминь.

Следующие молитвы произносятся при потреблении остающихся частиц и при омовении сосудов.

Первая молитва: «Освяти наши тела святым Твоим телом, прости наши грехи ради бесценной Твоей крови, очисти наши совести телом Твоего благоутробия, Христе, упование нашего естества».

Другая: «Твое, Господи, живое тело, которое мы вкушаем, Твоя бесценная кровь, наши питания, да не будут нам в суд и осуждение, но в прощение наших грехов, в отпущение наших беззаконий, в великую надежду на воскресение из мертвых и в новую жизнь в царстве небесном, со всеми праведными и преподобными, благоугодившими пред Тобою, Христе, упование нашего естества.

Третья: «После видимого приобщения тела Твоего, Христе, упование нашего естества, да обитает в нас невидимая Твоя сила, для того, чтобы мы могли выйти к Тебе навстречу с радостью и воспеть Тебе тройную песнь хвалы с праведными, сотворившими волю Твою.

Четвертая: «После того, как мы приняли Твоего тела с дискоса, и испили Твоей крови из чаши, сподоби нам воспеть Тебе хвалы в раю с разбойником и со всеми праведными, сотворившими волю Твою, Вседержителю, в горнем Иерусалиме».

Заключительная молитва: «После того, как Ты, Господи, сподобил нас приобщиться святаго Твоего тела и крови, сподоби нам также быть общниками царствия Твоего, вечного и непреходящего, со всеми святыми Твоими, ныне и во веки.

Достойно замечания, что слова, установленные в литургиях Нестория и Феодора Мопсуетскаго, стоят впереди призывания Св. Духа, между тем как в литургии апостолов они совершенно опущены. Несториане веруют в освящение и преложение веществ чрез таинственное влияние Духа Божия.

Практика настоящего времени от служащего священника требует, чтобы хлеб он клал в рот причастникам; но это, очевидно, отступление от древней практики несториан, так как из одной стихиры, положенной на большие праздники, мы узнаем, что прежде хлеб давался в руки. Стихира эта еще доселе поется диаконами во время причащения народа. Она – следующая:

«Укрепи, Господи, руки простертые, и те, которые уже приняли это святое вещество во оставление грехов, и помоги им принести плод Тебе.

По уставу несторианских чинопоследований, совершение литургии должно быть каждое воскресенье и каждую пятницу, и в каждой церкви во все праздники. Постановлено также совершать литургию каждый день первой, средней и последней недели Великого поста, за исключением Великой пятницы, а также каждый день недели, следующей за праздником пасхи. Но в настоящее время совершение литургии ограничено воскресными днями и главными праздниками, а в некоторых церквах она не совершается даже в течение нескольких недель; но это – резкое отступление от правил, постановленных в их уставе, о чем более смыслящие между несторианами сетуют и скорбят. При таких обстоятельствах священник обыкновенно читает литургию, пропуская молитву освятительную и другие части службы, и это называется д'шиле, или обедница.

По уставу несториан, священнику запрещается совершать литургию более одного раза в день, за исключением крайних случаев; и хотя бы при какой-нибудь церкви было два или более священника, но совершать литургию в один день может из них только кто-нибудь один.

Из представленного нами чинопоследования несторианской церкви видно резкое различие церкви несторианской от протестантской и католической, и притом в важных пунктах, каковы: пресуществление св. Даров, приобщение мирян под обоими видами, крещение и младенцев, погружение всего тела при крещении и тотчас следующее за крещением миропомазание. По этому, если бы протестантские миссионеры добросовестно рассказывали о составе своего богослужения и о своем вероучении, и если бы католические пропагандисты не скрывали своих отступлений от древней святыни христианской, то несториане едва ли бы сказали в своем проекте присоединения к англиканской церкви, будто церковь англиканская более всех других христианских церквей близка к церкви несторианской. Коротко об ознакомлении несториан с вероучением и устройством богослужения православной церкви и распространение истинного просвещения между ними – вот что поможет несторианам, жаждущим истины и ищущим себе поддержки и материальной и нравственной совне – указать путь к присносущному Свету, просвещающему всякого человека, грядущего к Нему. Святая православная церковь, по выражению св. Иринея, есть богатая сокровищница, в которую апостолы в полноте положили все, что принадлежит истине (Против ерес. кн. III, гл. 4). В несторианах же силен глад слышания слова истины. Жатва многа, a делателей истинных между несторианами мало. Будем же молить Господа, да послет Он к несторианам вестников истины, и да приклонит к ней ухо несториан. Обрати же их, Господи, и обратятся (Иер. XXXI, 18).

* * *

125

Я выбрал одну из трех литургий, находящихся в употреблении у несториан, потому что по ней лучше можно понять и оценить особенности мыслей, приписываемых Несторию-ересиарху. Она была уже переведена Ренодотом и Ассемани, но не внолне исправно.

Отдел службы прежде приобщения и после приобщения в литургии Нестория и Феодора взят из так называемой «литургии апостолов», и приписывается Мар-Аддан и Мар-Мари LXX .

126

Все, изложенное до сих мест, заимствовано из так называемой у Нестория «литургии апостолов», a следующая часть приписывается Несторию.

127

Этих вставочных слов диакона в некоторых списках литургий нет; но они находятся в оригинале сиро-яковитском.

128

Здесь оканчивается часть литургии, приписываемая Несторию; дальнейшее заимствовано из литургии апостолов».

129

И в древней христианской церкви во время богослужения пели все присутствующие в храме – мужчины, женщины и дети. Св. Василий Великий уподобляет их голоса шуму морскому (Толков. на 1-й псалом).

130

Этот антифон соответствует причастну в православной церкви.


Источник: Нынешние несториане, их учение и богослужение / [прот. Василий Михайловский]. – Харьков : Унив. тип., ценз. 1865. – 108 с. (Автор указан в конце текста).

Комментарии для сайта Cackle