протоиерей Василий Михайловский

О таинствах вообще

Православная Церковь, как чадолюбивая Матерь, встречает и освящает молитвою первые вздохи человека1 и молитвою сопровождает последнее дыхание умирающего. Всякую важную перемену не только в нравственной жизни, но даже и в в гражданской она благословляет особыми священнодействиями.

Главнейшие священнодействия в Православной Церкви – это таинства.

Что же называется таинством?

Таинство есть священное действие, в котором Дух Святый, при посредстве священнослужащего, тайно, невидимо преподаёт человеку благодатные свои дары для его спасения и блаженства.

Для истинности и законности таинства, как христианского священнодействия, нужно: а) чтобы его совершало строго по уставу лицо священное, получившее власть на то по преемству от святых апостолов; б) а от человека, имеющего удостоиться таинства, требуется покаяние и вера.

Для совершения каждого таинства нужно приличное вещество для таинства; напр. Для крещения вода чистая, естественная и не холодная, для соборования – елей; для святого причащения – чистый вскисший хлеб и непременно красное виноградное вино с водою.

Кроме того, так как некоторые таинства христианские дают людям, сподобившимся их и права и обязанности гражданские, напр. Таинство брака, священство и т. п., то для гражданской законности их требуется ещё предварительное выполнение гражданских предосторожностей, равно обязательных как для священнослужащих, так и для мирянина, сподобившегося таинства.

Сколько Таинств в Православной Церкви?

Таинств в Православной церкви семь: 1) крещение, 2) миропомазание, 3) причащение, 4) покаяние (исповедь), 5) священство, 6) брак (венчание), 7) елеосвящение (соборование).

Одни из этих таинств не повторяются, напр. Крещение, миропомазание2, священство; а остальные повторяются.

Одни из таинств обязательны для каждого истинного христианина, как напр. Крещение, миропомазание, покаяние и причащение и елеосвящение; два же остальных таинства т.е. священство и брак назначены не для всякого православного христианина, а для способных к тому.

1. О крещении.

Что такое крещение?

Крещение есть таинство, чрез которое верующий, при троекратном погружении тела в воду с призыванием Святой Троицы, т.е. Отца и Сына и святого Духа, очищается от всех грехов, умирает для жизни плотской и греховной, и возрождается от Духа Святого в жизнь духовную и святую. (Простр. Катих.).

Без крещения невозможно сделаться членом церкви Христовой (Ин.3:5, Мк.16:16). Следовательно, оно обязательно для всех людей всякого возраста, как для взрослых, так и для младенцев.

Какие есть постановления о крещении?

Для принятия крещения требуется от крещаемого покаяние и вера, т.е. Добровольное отречение от прежнего дурного образа мыслей, от прежней дурной жизни и ознакомление с учением Православной церкви.

Поэтому то нехристиане взрослые, напр. Евреи, магометане и язычники допускаются к крещению не иначе, как когда эти нехристиане сами, будучи в здравом уме, пожелают креститься, и при том допускаются после того, как научатся истинам Православной веры. Это предварительное изустное научение истинам Православной веры называется оглашением.

С крещающимся отцем нехристианином крестятся и дети мужеского пола, имеющие не более 14 лет, а с матерью крещаемою крестятся и дети женского пола, имеющие не более 14 лет. Над детьми нехристиан, достигшими четырнадцати лет, св. крещение может быть совершаемо и без согласия родителей, хотя последние-то сами и не обратились ко Христу.

Младенцев же во христианских семействах крестят3 потому, что за их воспитание в Православной вере ручаются православные их родители и восприемники. По этому сам восприемник или восприемница не должны быть зазорной жизни или сомнительного правоверия; а также не могут быть восприемниками малолетние и даже отроки моложе 15 лет, а девицы моложе 13 лет. (Ук.1836 г. 23 мая и 1837 августа 27).

При крещаемом лице мужеского пола должен быть восприемником непременно православный. А при крещении лица женского пола восприемницею должна быть непременно православная.

При крещении мужчины достаточно иметь только восприемника, а при крещении лица женского – только восприемницу. Другое же лицо, присутствующее при крещении в звании восприемника, есть свидетель и только содействует более торжественному совершению таинства. Восприемник один без восприемницы при крещении мужчины, а восприемница без восприемника при крещении женщины с самых древних времён считались необходимыми по чувству приличия и скромности. При многих восприемниках и восприемницах, в метрическую книгу записывается только одна пара восприемников. (Указ 1834 г. июня 18).

Отец и мать никак не могут быть восприемниками своих детей от купели; иначе супружество их должно быть расторгнуто.

В случае крайней нужды, можно крестить без восприемников.

Для законности крещения нужно, чтобы оно было совершено чрез троекратное погружение в воду чистую, беспримесную и при том так, чтобы при первом погружении упоминалось имя Бога Отца, при втором имя Бога Сына, и при третьем имя Бога Духа Святого, в правильном разумении сего высочайшего догмата. Кто не крещён таким образом, тот подвергается перекрещиванию.

Крещение должно быть совершаемо преимущественно священником. Впрочем, в случае опасности для младенца, – когда, по дальности расстоянии или по другим уважительным причинам, не предвидится возможности заблаговременно пригласить священника к крещению, – дозволяется крестить младенца и диакону, и мирянину – даже повивальной бабке4, лишь бы только они совершили крещение правильно, т.е. Три раза погрузили в воду чистую и при этом произносили имя Бога Отца и Сына и святого Духа. А священник приглашается уже только для освящения крещённого младенца молитвами и для совершения над ним другого таинства: миропомазания.

А что означают обряды, совершающиеся в этом таинстве?

Прежде крещения желающему креститься нарекается новое христианское имя. Это значит, что он вступает в новое общество, и с именем того святого, чьё приемлет имя, получает себе в этом лице покровителя и пример для подражания на всю жизнь.

По этому-то каждому христианину нужно знать житие того святого, имя которого носит. А многие ли из нас знают оное?

По этому же нужно имя каждого христианина произносить осторожно и почтительно; и не простительно называть человека полъименем (напр. Вместо Иван – Ванька и пр.).

Неодобрительна также в православных разборчивость в назначении имени младенцу, и особенно – уклонение от некоторых имён христианских, как не совсем благозвучных и как будто приличных только простому народу. Святые угодники Божии всяких названий все равно великие молитвенники и ходатаи пред Богом за нас грешных.

Но те поступают нечестиво, которые христианское имя, превращенное в презрительный выговор, прилагают к известным домашним животным.

За наречением христианского имени желающему креститься следует ознакомление его с православным учением, так называемое оглашение5, т.е. Изустное наставление в Православной вере.

Оглашаемый становится лицом к востоку – к Солнцу Правды, Христу Богу нашему, Которым он желает просветиться и жить. Священник пред оглашением трижды дует в лице оглашаемому; – это в ограждение оглашаемого от нечистого духа. За тем три раза священник осеняет крестным знамением чело (лоб) оглашаемого, как место мыслей, – уста, как проводник мыслей наружу чрез слово, и перси, т.е. Грудь, как вместилище сердца – источника чувствований и похотей. Крестным знамением на этих местах на теле оглашаемого священник отражает6 от него дьявола и предназначает в оглашаемом к освящению ум, слово и сердце с волею.

Священник возлагает руку на оглашаемого. Возложение священнической руки на оглашаемого изображает церковное покровительство ему против нечистой силы и поддержку от нового т.е. Православного общества, в которое он вступает для усовершенствования себя в нравственной жизни.

После того как человек во время оглашения узнаёт истинное, христианское учение; – он уже готов отказаться от прежнего верования и от прежних привычек, укоренившихся в нём не без участия нечистой силы т.е. Дьявола. А потому-то над оглашенным священник произносит так называемую заклинательную молитву, в которой именем Господа из оглашенного изгоняет дьявола со всеми его слугами и чрез то очищает душу имеющего креститься для принятия благодати крещения. Священник, сделавши от имени Божия заклинание духу нечистому, три раза обращается и к доброй воле крещаемого с вопросом: «отрекается ли он сам-то сатаны и всех дел его и всем ангел его, и всего служения его, и всей гордыне его?» Крещаемый, или его восприемник, обратясь на запад, как место солнечного заката, откуда появляется мрак ночи – символ тёмной духовной силы, – трижды отвечает: «отрицаюсь». Для того, чтобы крещаемый как бы всеми тремя силами своей души сделал отречение от дьявола, крещаемому снова трижды предлагают вопрос: «отрёкся ли ты сатаны?» И крещаемый уверяет трижды: «я отрёкся».

Отречение от сатаны, и отвращение от него крещаемый с своим восприемником, обратясь на запад, в заключение свидетельствуют видимыми знаками отвращения от чего либо – именно дуновением и плюновением на князя тьмы.

Крещаемый отрекся от своей протекшей жизни и от власти своего прежнего сильного, невидимого властелина т.е. Сатаны. Остаётся крещаемому присоединиться к другому обществу, подчиниться другой, спасительной власти и начать другую, лучшую жизнь. Для этого, обратя его лицом к востоку, узнают об его решимости сочетаться с Христом. «Сочетаваешься ли Христу»? Спрашивает его три раза священник. И крещаемый с опущенными руками, или вместо него его восприемник три раза отвечает словом: «сочетаваюсь». Священник ещё спрашивает крещаемого: «так ты сочетался Христу»? Крещаемый говорит: «сочетался». Священник спрашивает крещаемого об его вере: «и веруешь в Него», (т.е. Во Христа)? Крещаемый свидетельствует о своей вере во Христа словами Православной Церкви. Сказавши, что он «верует во Христа, как Царя и Бога», – крещаемый или его восприемник читает символ Православной веры7. По прочтении оглашаемым символа Православной веры, священник ещё предлагает крещаемому прежние вопросы: «так ты сочетался Христу? И веруешь Ему»? После утвердительного ответа на оба эти вопроса, крещаемый произносит опять символ веры. И в третий раз предлагаются только что упомянутые два вопроса и в третий раз произносится с твёрдою решимостью и сознанием тот же ответ и то же исповедание Православной веры пред обществом людей, пред сонмом Ангелов, радующихся и об едином грешнике кающемся, и пред Святою Животворящею Троицею. Много раз испытывается крещаемый в его искренности ко Христу между прочим и для того, чтобы дать оглашенному почувствовать важность перемены в жизни и тяжкую ответственность за измену своим торжественным обетам и слову. После этого исповедания священник внушает крещаемому поклониться Христу.

Крещаемый вместе с восприемником, смиренно, как раб, совершая коленопреклонение, говорит, или, по крайней мере, должен говорить: «покланяюся Отцу и Сыну и Святому Духу, Троице единосущней и нераздельней».

Эти обряды, предшествующие крещению, имеют начало в самой глубокой древности. Об них упоминается уже во втором веке. Об оглашении8, об отречении от дьявола9 и заклинании говорит писатель второго столетия, Тертуллиан. О сочетании со Христом и исповедании веры крещаемым свидетельствуют Тертуллиан10же и ещё св. Киприан11 (живший в 3 столетии).

Как в древности вслед за исповеданием веры следовало самое крещение, так бывает и ныне по уставу Православной Церкви.

Обряды, окружающие самое совершение крещения, по важности самого священнодействия, полны торжественности и благолепия. Именно мы видим:

Священнослужители облачаются в полное, церковное, обычное облачение; восприемникам подаются зажжённые свечи в знак радости, и в знак того благодатного света, которого имеет скоро удостоиться воспринимаемый. Вода, приготовленная для крещения, согласно с древним обычаем, освящается а) молитвою, б) троекратным священническим на неё дуновением, изображающим веяние Животворящего Духа Божия, носившагося над водами в начале творения, и в) крестным знамением, которое ограждает воду от всякого дурного, вредного влияния.

На благословенной и освящённой таким образом воде три раза делается знамение елеем, т.е. Деревянным маслом.

Что это означает?

Купель крещения есть такой сосуд, в котором человек получает спасение, подобно тому как в ветхом завете люди спаслись от потопа в ковчеге Ноевом. Масличная ветвь, принесённая голубицею в ковчег Ноев, служила знаком особой милости Божией к людям, именно свидетельствовала об избавлении их от потопа и об обновлении вселенной. Так и в купели деревянное масло служит знаком того, что в купели крещения человек, по милости Божией, избавляется от скверн греха, примиряется с Богом, по Его же безмерной благости, давшей нам все средства к очищению и освящению; возрождается и обновляется для жизни чистой, святой.

А за чем вслед за этим пред самым погружением крещаемого в воду крестообразно помазуются члены его тела; именно: лоб, между плеч, грудь, уши, руки и ноги?

Это значит, что крещаемый отселе уже назначается для другой жизни, – подобно дикой маслине, прививается к доброй маслине Иисусу Христу и, помазанный елеем, подобно древним ратоборцам, имеет вступить в постоянную борьбу со всеми врагами спасения т.е. С плотью, миром и дьяволом. А, с другой стороны, деревянное масло, будучи целительно во многих случаях, служит внешним свидетельством внутреннего исцеления крещаемого чрез погружение его в воде крещальной.

Крещаемый, обращённый лицем к востоку, три раза погружается в воду чистую, без примеси. И здесь строго требуется, чтобы при первом погружении священник говорил: «крещается раб Божий N или раба Божия N во имя Отца. Аминь». При втором погружении: «и Сына. Аминь.» При третьем: «и святого Духа. Аминь. – Ныне и присно и во веки веков. Аминь».

Погружение12 в воду означает то, что крещаемый умирает для жизни греховной и спогребается со Христом, для того чтобы и жить с Ним и в Нём (Рим.6:3–11, Кол.2:12–13).»

Крещаемое лице мужеского пола воспринимает мужчина, а крещающаяся особа женского пола воспринимается женщиною, так называемою, крёстною матерью.

Крещённый облекается в белую одежду в знак полученной им душевной чистоты и в напоминание о том, что теперь крещённый должен вести жизнь в Христианском обществе чистую, безукоризненную и святую.

Эту белую одежду крещённые носили целых семь дней и благоговейно проводили всё это время, охраняя под нею помазание на своём теле святого мира. Вместе с белою одеждою возлагается на новорожденного крестик в знак того, что теперь крещённый должен исполнять волю Распятого за нас на кресте Господа Нашего Иисуса Христа, хотя бы верующему пришлось терпеть и переносить множество бед и неожиданных несчастий.

2. О миропомазании.

Вслед за крещением тотчас совершается над крещённым другое православное таинство – миропомазание, в котором после молитвы при произнесении слов священником или архиереем: «печать дара Духа Святого» сообщаются крещенному благодатные силы, необходимые для продолжения и усиления в нём жизни христианской.

Священник, после молитвы об утверждении крещённого в православной вере, помазывает миров чело (т.е. Лоб) для освящения ума или мыслей, грудь – в освящение сердца и желаний; очи, уши, уста и ноздри в освящение чувств зрения, слуха, вкуса и обоняния; руки и ноги – в освящении чувства осязания и всех поступков и похождений Христианина.

Чрез миропомазание присоединяются к православию13 лица крещённые во Имя Святой Троицы – с троекратным погружением или обливанием, но в других христианских обществах, как напр. Лютеране, реформаты, раскольники, рождённые и крещёные в расколе и те из римских католиков, которые по чему либо не были конфирмованы в своей церкви.

Русский Царь во время своей коронации вторично в жизни миропомазуется.

Миропомазание Царя Русского при короновании бывает обыкновенно в Москве в Успенском Соборе во время литургии. После того, как священнослужащие приобщатся в алтаре Святых Таин, отворяются царские врата и два архиерея идут к трону царскому и возвещают Царю о том, что для него наступило время царского миропомазания и приобщения Святых Божественных Таин. Государь, передавши шпагу свою сановнику, сходит с трона, шествует в порфире прямо к царским вратам. Пред царскими вратами Государь на время святого миропомазания и приобщения Святых Таин, отдаёт свои регалии: корону, скипетр и державу. Тогда митрополит святым миром помазует Царя на челе, очах, ноздрях, устах, ушах, на груди и на обеих сторонах руки, говоря: «печать дара Духа Святого.»

Вслед за тем другой высший иерарх отирает место помазания хлопчатою бумагою.

В завершение полученных Государем в миропомазании благодатных даров, столь необходимых для благоденственного и мудрого царствования, он сподобляется Пречистых, Животворящих Таин Христовых. Но в силу тех же полученных даров он приобщается, не как прочие миряне; но его, как помазанника Божия, вводит иерарх чрез царские врата внутрь алтаря, где Государь, ставши пред Святым Престолом, творит поклонение и от митрополита приобщается Святых Таин, особо Тела и особо Крови Христовой – как причащаются обыкновенно священнослужители. Вкусивши антидор и теплоту и умывши уста и руки, Государь выходит тем же путём из алтаря. И после многолетия возлагает корону на свою голову. По окончании Богослужения по принятии поздравлений со скипетром в руке оставляет Успенский Храм14.

Таинство миропомазания никто не может совершать кроме архиерея и священника. Освящать же самое миро для таинства может только архиерей. У нас в России миро, составленное, как следует, из отборных благовонных трав, мастей и елея, заготовляется и освящается для всех Русских православных церквей только в Синодальном доме в Москве и в Киеве (в Лавре) и при том однажды в году на страстной неделе.

При совершении таинства миропомазания над крещённым, бывает хождение священника с крещённым и его восприемниками вокруг купели с зажжёнными свечами. Это означает духовную радость всех участников в просвещении крещённого. Свечи же означают тот свет, – то озарение, которого сподобился крещённый в благодатной воде крещения.

Во время хождения вокруг купели радостно поётся стих: елицы во Христа крестистеся, во Христа облекостеся (Гал.3:27). Это означает по русски: «вы, которые крестились во Христа, во Христа облеклись», т.е. Приняли не только имя от Христа, но и обязались усвоить себе дух Христов (любовь к Богу и ближнему, готовую благодушно и смиренно переносить всё для блага общего не земного только, но и небесного), – обязались вести жизнь святую. Эта-та мысль и развивается в читаемом пред купелью Апостоле (Рим.6:3–11). Евангелие же, читаемое (Мф.28:16–20) при крещении, возвещает о радостном явлении Спасителя нашего ученикам на Галилейской горе и об установлении всем необходимого, святого крещения.

После евангелия произносится ектения, в которой просят Бога, чтобы Он сохранил новопросвещённого в вере чистого (православного) исповедания и подал милость, мир, здравие и спасение и крещённому и его восприемнику.

А что значит омовение священником помазанных миром частей тела у новопросвещённого?

Пред этим омовением читает священник молитву на разрешение т.е. На снятие белых крещальных одежд с крещённых. Эти одежды благочестиво носили в древности целые семь дней по крещении. В восьмой день крещённые приходили к священнику для разрешения их от этих одежд. Священник разрешал их от одежд и в то же время из благоговения к Св. Миру омывал помазанные им места на теле крещённого. У нас же в настоящее время это омовение делается тотчас по прочтении евангелия, потому что крестятся большею частью младенцы, следовательно, не имеющие возможности целую неделю благоговейно и сознательно носить белую одежду, а также и потому, что неудобно долго сохранять на младенцах знаки помазания миром.

Что означает последний при крещении обряд – пострижение волос на голове у крещённого?

В древности постригали рабов в знак того, что с этого времени они уже должны исполнять волю другого. Так и крестообразное пострижение волос на голове крещённого и миропомазание означает, что новопросвящённый с этого времени должен исполнять волю Господа нашего Иисуса Христа, от Которого он получил так много благодатных даров. Восприемник, как поручитель за верность крещённого Христу, принимает остриженные волосы на воск, и за тем всё это опускает в купель на воду15. Опускает он это за тем, чтобы волосы и воск, как освящённые вещества, вместе с крещальною водою были вылиты в место недоступное ни для чего не чистого, ни для попирания чьими бы то ни было ногами.

По совершении всех обрядов крещения, о крещении заносится в так называемую метрическую книгу в статью о родившихся. В ней упоминается: кто, у кого и когда родился, кто были восприемниками и кто совершал таинство крещения. Эта запись имеет весьма важное значение не только для церкви, но и для отечества, потому что по метрическим книгам узнаётся о православных число родившихся, бракосочетавшихся и умерших в государстве, в течение известного года. По этому метрические книги нужно вести священнослужителям, сколько возможно, исправно и своевременно. Правильность записи, сделанной священнослужителями в метрической книге о родившемся и крещённом или взрослом иноверце миропомазанном – должен засвидетельствовать в метрической книге подписью или родитель или участвовавший при совершении крещения, например: кум.

Родители крещённого, во избежании затруднений в будущности для дитяти, должны вскоре после его крещения запастись копией с метрического свидетельства, особенно если родители по обстоятельствам каким либо, по служебным или по частным занятиям, не имеют себе в жизни постоянного места, и должны переселяться иногда из одного края отечества в другой. От невнимательности родителей к этому делу происходит нередко затруднение в определении детей в учебные заведения, или при выдаче дочерей в замужество.

3. О причащении.

Причащение есть таинство, в котором верующий под видом хлеба и вина вкушает самого Тела и Крови Христово для благодатного мира в душе здесь на земле и для вечной жизни. Чрез причащение Святых Таин христианин теснейшим образом соединяется с самим Иисусом Христом. Поэтому от христианина требуется особе благоговение и особое приготовление к этому высочайшему таинству. О том, когда хлеб и вино пресуществляются в истинное Тело и Кровь Христову и что значат обряды при таинстве причащения, обыкновенно совершаемом на литургии, это мною уже изложено в другой моей книжке16.

Какие есть постановления касательно этого таинства?

Совершать и преподавать это таинство может только священник или архиерей.

Для таинства непременно требуется только одна просфора, один хлеб, квасный, чистый, пшеничный и незачерствелый. От этого одного хлеба причащаются все верующие. Вино же для совершения таинства требуется виноградное и непременно красное во образ крови, пролитой Христом за нас, и при том растворённое водою, в память воды, истекшей из ребра Христова.

Кто из мирян может и должен причащаться?

В Православной церкви приобщаются: а) младенцы, б) взрослые здоровые люди и в) больные.

а) Младенцев нужно приобщать, если можно, сряду же тотчас по крещении их. Приобщение младенцев удобнее всего в храме,17 потому что младенцы неспособны к принятию запасных даров.

Для здоровья детей нужно приобщать их, сколько можно, чаще Животворящих Таин.

До семилетнего возраста младенцы причащаются вообще без приготовления, определённого для мирян, и при том в самом раннем возрасте только под одним видом крови. С семилетнего же возраста и младенцы к причащению приготовляются говением т.е. Молитвою, постом и исповедью.

Есть постыдный предрассудок, по которому родители и воспитатели не допускают младенцев до причащения Святых Таин на так называемой заупокойной обедне. Почему они так делают? Бог весть. Святое таинство – одно как на праздничной литургии, так и на заупокойной; и молитвы и ектения за усопших приносятся же и на литургии обыкновенной, и праздничной, на которых однако родители не стесняются и не опасаются причащать младенцев. Или, быть может, мысль о смерти и покойниках тяготит грешные души и возбуждает опасение за жизнь младенца? Господи! Прости таковым; не видят бо, что творят. О смерти нужно вспоминать не только на заупокойной обедне, но и постоянно помнить. Помни, православный, помни последняя твоя. (Сир.7:39).

Православные! Носите и водите детей своих чаще в церковь Божию для того, чтобы они с малых лет полюбили Богослужение в храме, а также и для того, чтобы во время приобщения Св. Таин приучились не бояться священнослужителей, что приходится, к сожалению, иногда замечать в детях, не к чести родителей, мамушек и нянюшек.

б) Всякий взрослый православный и не больной должен неотменно хоть однажды в год очистить свою душу покаянием и приобщиться Святых Таин Христовых, по обряду православному, в посты или в другое время. Не хорошо делают те православные миряне, которые, не состоя под особым запрещением от духовника, под разными предлогами, не заботятся о каждогодном причащении Святых Таин, тем более, что Святая наша Церковь, как Чадолюбивая Матерь, людям кои желают причаститься, но по разным житейским причинам (как то бывает в военной службе), не имеют возможности проговеть целую неделю, – оказывает снисхождение и считает достаточным трёхдневное и даже однодневное приготовление мирян к причащению постом, молитвою и делами усиленного милосердия.

Святые Тайны должны быть принимаемы взрослыми здоровыми мирянами ничего не пившими и не евшими в день причащения. Это воздержание от пищи и пития должно начаться с вечера накануне. Только людям престарелым, детям и больным, по слабости их сил, дозволяется принимать пищу с вечера весьма немного, и при том не позже полуночи.

По причащении Св. Таинств христианин прежде должен поглотить их и поцеловать край чаши, как самое ребро Христово, из которого истекли кровь и вода; и за тем, отступив немного, должен, по чувству благодарения, сделать поклон, но не до земли (ради охранения принятых Таин), – и не плевать до тех пор, пока не вкусит антидора и теплоты; потом чинно, без всяких разговоров, должен стоять на своём месте до конца литургии и до выслушания благодарственных молитв по святом причащении.

в) Больных, даже и не особенно опасных, нужно причащать безотлагательно. Не хорошо делают те, которые приглашают священника к больному же в предпоследние минуты его жизни, как выражаются, для напутствования (на тот свет), так что священник является в такие минуты у одра больного не столько вестником мира и успокоительной благодати Божией, преподаемой в Святых Тайнах, в скорее вестником и предтечею смерти. Да в последние-то минуты жизни и сам больной не редко теряет сознание и лишается языка. Грех и ответственность за подобную промедлительность на окружающих больного! А ведь, к сожалению, приходится сознаться, что весьма и весьма многие не скоро заблаговременно допускают священника со святыми дарами к больному18; да и сами больные-то желают приобщиться большею частию накануне смерти. Приобщение Святейшего Таинства, соединяющего человека со Христом, водворяющее мир в душу болящего, и служащее залогом вечной жизни, отлагается и замедляется. – Да не будет так впредь!

Больные люди приобщаются во всякое время в домах, без соблюдения правила, положенного для здоровых, готовящихся к Св. Причащению; – но исповедь грехов требуется и от них.

Потерявшим чувство и сознание запрещено преподавать Святые Тайны.

4. О таинстве покаяния.

Покаяние есть таинство, в котором исповедающих грехи свои, при объявлении священником прощения, невидимо разрешается от грехов Самим Иисусом Христом.

Какие постановления об этом таинстве?

Покаяние или исповедь может принимать только или священник или архиерей.

С семилетнего возраста всякий православный должен, где бы он ни был, по крайней мере, хоть однажды в год исповедаться, по обряду православному, в посты или в другое, удобное для него время.

Приготовляющиеся к исповеди должны говеть (обыкновенно назначается для этого целая неделя), т.е. Должны проводить время в посте, молитве, в делах усиленного милосердия, в беспристрастном обсуждении своей прошлогодней жизни, во внутреннем осуждении себя за грехи и в примирении со всеми ближними своими. Впрочем по нужде, пред исповедью дозволяется говеть и три дня или даже один день. После такой снисходительности Святой нашей Матери, Православной Церкви, неуместными и неосновательными оказываются извинения и отговорки кающихся в том, что они не были в прошлом году на исповеди, или потому что были в услужении, или потому, что в великом посту прошлого года, напр. Мать или мамка занята была кормлением младенца грудью. Ведь, кроме великого поста во всякое время года можно говеть уже если не целую неделю, то хоть три и даже один день и потом исповедаться.

Об упорных грешниках, не бывших на исповеди сряду три года, после многих, усиленных и бесполезных увещаний пастырей церкви и духовного начальства, сообщается гражданскому начальству на его усмотрение.

Не медли, православный, обратиться ко Господу и не отлагай день от дне: внезапу бо изыдет гнев Господень и во время мести погибнеши (Сир.5:8–9.) Во время грехов покажещи обращение (Сир.18:21).

Что же значат самые обряды в Таинстве покаяния?

Пред самою исповедью кающийся со вниманием выслушивает начало ко исповеди, состоящее из трёх молитв об умилостивлении Господа к кающемуся.

Приготовленный предварительными молитвами к осуждению себя, кающийся со смирением мытаря приближается19 к аналогию, на котором находится уже Св. Крест и Евангелие, как видимые знамения присутствия Христова во время исповеди и как обличителя деяний кающегося.

Кающийся творит земной поклон. Начинается исповедь. Священник, стоящий у аналогия (налоя), по требнику или руководствуясь наставлением Церкви, располагает кающегося без стеснения открыть всю свою душу пред ним, потому что священник на исповеди есть только свидетель раскаяния и посредник, примиряющий кающегося грешника с Богом и, по благодати священства, подающий отпущение грехов20.

Грешник, примирившись с своею совестью и обдумавши беспристрастно свою протекшую жизнь, после исповедания своей веры, по символу Православной Церкви, должен без утайки и без всяких извинений (без обиняков) открыть пред духовником все свои грехи21, а особенно про главное своё греховное настроение, напр. Зависть, гордость, скупость, блуд и т.п. Должен рассказывать сам, а не дожидаться вопросов от духовника. Больной, обыкновенно, сам спешит заявить пред врачем о своих недугах.

Да, нужна устная исповедь от грешника и для духовного врача. Потому что священнику нужно же знать: кто и какого настроения кающийся, в чём он нуждается, – в кротком ли совете или в более решительном вразумлении; достоин ли он разрешения от грехов, или требует ещё предварительного руководства со стороны духовника. Последнее требование может представиться изысканным; но опыт открывает необходимость этого.

Точно также нужна устная исповедь и для блага самого кающегося – для того, чтобы возбудить и вызвать в нём самоосуждение и представить ему возможность к разъяснению многих своих религиозных недоумений и сомнений, хотя, нужно сказать, рассуждениям-то о разных недоумениях кающегося – место более удобное в частной беседе на дому, чем на исповеди. Но, к сожалению, часто духовник в доме своего духового чада не имеет входа в течение целого года, а иногда и нескольких лет.

После исповеди кающийся преклоняет колена и голову в знак своей безответности пред Богом и полной преданности в Его волю. Священник возлагает на голову покаявшегося грешника епитрахиль, в знак того, что покаявшийся, чрез разрешение грехов, уже состоит примирённым с Церковию, – под Её покровительством.

Над находящимся под епитрахилью покаявшимся священник читает разрешительную молитву и, в заключение её, творит на голове исповедавшегося крестное знамение. Это – в знак того, что отпущение грехов покаявшийся грешник получает в силу крестных заслуг Спасителя нашего, а также – в напоминание о том, что очистившийся от грехов с решимостию исправить свою жизнь должен благодушно нести крест свой с крестным знамением, т.е. Всякие неприятности, клеветы и даже гонения, памятуя при этом о невинных страданиях распятого за нас Христа.

Духовник, напутствуя исповедавшегося крестным благословением, отпущает его с миром.

Не редко духовные дети только и беседуют с своим духовником, что на исповеди. От такой разобщённости детей с духовником и происходит то прискорбное явление, что в христианских семействах гнездится много религиозных или только обрядовых недоумений, и даже суеверий, которые, естественно, были бы рассеяны при ближайшем разъяснении их в откровенной, поучительной для семьи беседе с отцем духовным. В церковных же проповедях или на исповеди нет возможности разбирать всякие недоумения каждого.

Православные! Поминайте в каждодневных молитвах своих и отца духовного, который вспоминает же вас в молитвах своих. А, ведь, сознайтесь, не каждый из вас молится за своего духовного отца. В такой молитве – великая, крепкая связь у паствы с пастырем.

Без крайней нужды не переменяйте духовника; потому что духовник, если он долгое время наблюдал над нашею жизнию, может с большею для вас пользою действовать на вас.

Не тяготитесь и замечаниями или увещаниями духовного отца. Целительное лекарство не всегда бывает приятно и по вкусу больному; но за то целительно.

Всячески старайтесь по крайней мере хоть не вредить своему духовному отцу.

5. О таинстве Священства.

Священство есть таинство, в котором Дух Святый правильно избранного, чрез рукоположение святительское22, поставляет совершать таинства и пасти стадо Христово.

Священство имеет происхождение божественное, – чрез рукоположение апостольское от Христа. Оттого-то сан священства в христианских странах пользуется особым уважением.

Степеней священства три: 1) епископ (или, что тоже, архиерей), 2) пресвитер (или, что тоже, священник) и 3) диакон. Разность между ними состоит в том, что дьякон только служит при таинствах, священник совершает таинства (все, кроме посвящения в духовный сан и мироосвящения) по благословению епископа, а архиерей не только совершает все таинства, но имеет власть и другим, чрез рукоположение, предавать благодать на совершение таинств.

Как же совершается посвящение в каждую из степеней священства. И что значат обряды посвящения?

Посвящение во все три степени священства совершается непременно на литургии в алтаре при престоле в знак того, что все эти лица назначаются быть служителями алтаря и святого престола.

На одной литургии может быть совершено посвящение только одного лица на каждую степень священства.

Пред самым посвящением произносится три раза просьба к народу, причту и архиерею о дозволении и согласии на посвящение готовящегося к этому. Именно; мы слышим: – иподиаконы, окружающие готовящегося ко диаконству, пред царскими вратами в первый раз возглашают ко всему собранию верующих: повели, т.е. Позволь, православный народ, взять из среды твоей избранное лице и дай согласие на посвящение его в сан. Во второй раз диаконы обращаются с тою же просьбою к клиру и священнослужителям со словом: повелите, т.е. Позвольте подвести иподиакона к посвящению в диакона. В третий раз, словами: «повели, преосвященнейший Владыко!» испрашивают архиерейского благоволения на посвящения и повеления на приведение к нему готовящегося к посвящению. После этого приступают уже к самому посвящению.

О посвящении во диакона.

Во диакона посвящают на литургии уже после освящения святых даров, следовательно, по совершении таинства. Это – знак того, что посвящаемый не необходим при освящении даров, что он назначается не для совершения таинств, а только для служения при них. И самое слово: диакон с греческого языка значит: служитель.

По произнесении священнодействующим архиереем оглашения: «и да будут милости Великого Бога и Спаса нашего Иисуса Христа со всеми вами», два иподиакона23 из северных дверей приводят посвящаемого к престолу, у которого находится святитель архиерей, протодиакон говорит: «повели, преосвященнейший Владыко!» и за тем в предшествии протодиакона, посвящаемый, в знак духовной радости, обходит св. Престол и каждый раз с молитвою на устах: Святый Боже! Святый Крепкий! Святый Бессмертный! Помилуй нас», целует углы святого Престола. Потом каждый раз, по обходе престола, целует одежды (омофор, палицу) и руку сидящего и имеющего посвящать епископа.

В это время поют певчие тропари, слышимые на венчании: 1) «Святии мученицы...» 2) «Слава тебе, Христе Боже, апостолом похвало», и 3) «Исайе ликуй...» и т.д. Это пение венчальных тропарей означает, с одной стороны, то, что посвящаемый удостаивается такой высокой чести; а, с другой, выражает то, что он отдаёт всего себя на служение Святой Церкви, хотя бы то пришлось ему переносить страдания, подобные страданиям святых мучеников.

По троекратной обхождении вокруг престола, посвящаемый, пред самым своим посвящением, положивши крестообразно на престол свои руки, как бы все свои силы на служение престолу, а к руках приложивши свою голову, становится по правую сторону престола на одно только колено, в знак того, что он принимает на себя не все обязанности священнослужения, каковы напр. Обязанности священника, а обязан только принимать участие в богослужении и в назидании пасомых, главным-то руководителем которых поставляется священник. Архиерей возлагает на голову ставленника омофор, читает над ним молитву и приглашает всех стоящих в церкви помолиться о посвящаемом для того, чтобы «снизошла на него благодать святого Духа». Священно-служащие в алтаре на приглашение святителя действительно отвечают троекратным пением слов: «Господи помилуй». И певчие, в свою очередь, от лица всего народа возносят ту же молитву к Господу, протяжно поемую на греческом языке: ”Ки́рие эле́исон” Эти два слова значат по-русски тоже: «Господи помилуй». Православные! Не будьте невнимательными и безучастными только зрителями совершающегося посвящения. Но принимайте участие в молитве священнослужителей, в такие минуты, когда Дух Святый чрез святительское рукоположение снисходит своею благодатию на посвящаемого.

После молитвы святительской рукоположенный встаёт с колен и принимает от архиерея священные одежды, приличные его сану. Святитель, подавая диакону каждую принадлежность его служения, говорит греческое слово ”áксиос”, что значит по-русски: «достоин». Слово это, в знак согласия с решением архиерея, три раза поётся в алтаре священнослужащими, и от лица народа на клиросе певчими.

Облекшись в священные одежды24, новопоставленный диакон принимает лобзание от диаконов в знак духовного, братского общения, а затем приступает к исполнению своей диаконской должности; именно: к служению у престола. Он становится по северную сторону престола с рипидою в руках.

Во время причастна причащается по обычаю диаконскому, и в заключение литургии произносит ектению в знак того, что произнесение ектений составляет одни из главных его обязанностей.

О посвящении в пресвитера.

Посвящение в пресвитера бывает тотчас после песни херувимской, следовательно, до освящения предложенных даров. Это значит, что посвящаемый избирается и готовится для освящения святых даров и вообще для совершения таинств.

Диаконы, после вышеприведённых воззваний к народу (словом: повели!), к церковному причту и священнодействующему сословию (повелите!), диакона, предназначаемого в иерея, вводят в алтарь, где принимают его священники. Первенствующий из ни три раза обходит вокруг престола с посвящаемым; а сей во время троекратного обхождения, подобно как было при посвящении в диаконы, лобызает с молитвою: «Святый Боже» углы престола, пред которым он имеет молиться о себе и о других, и за тем лобызает одежду и руку священнодействующего архиерея.

По совершении всего этого, ставленник с правой стороны престола, с возложенными на него руками и с наклонённую к нему головою, преклоняет оба свои колена в знак того, что он принимает на более тяжёлые обязанности, чем какие принимает диакон.

Архипастырь, после приглашения стоящих во храме к молитве за посвящаемого, чрез возложение своих рук на его голову, низводит на него благодать святого Духа; в это время и в алтаре и на клиросе поют: «Господи помилуй»; в первом по-русски, а на втором по-гречески: т.е. ”Ки́рие эле́исон”.

Архиерей вручает посвящённому священные одежды25, приличные сану священника, и кроме того служебник, т.е., книгу, необходимую при совершении богослужений в храме как-то: великого повечерия, утрени и литургий. При этом архиерей свидетельствует о достоинстве посвящённого словом: ”áксиос”. Находящиеся в храме священнослужители и клир от лица всех мирян изъявляют согласие с свидетельством святителя о достоинстве посвящённого громогласным произнесением того же слова: ”áксиос”. После облачения, священники лобызают посвящённого и ставят его в свой ряд для участия в священнослужении.

По освящении Св. Даров, архиерей подаёт посвящённому во иерея часть святого Тела Христова, которое он и держит на своих руках до времени причащения. Это значит, что он будет не только совершителем таинств Христовых, но и благоговейным хранителем и благоразумным раздаятелем их другим.

Чтение за-амвонной молитвы только что рукоположенным во священника изображает одну из главных его обязанностей: он должен молиться Богу за вверенную ему паству и за всех православных христиан, и просит им всех благо небесных и земных.

О посвящении в епископа.

Посвящение в епископа совершается с бОльшим торжеством.

Ещё до посвящения в епископа бывает избрание26 на епископский сан и наречение избранного. Оно состоит в том, что из многих кандидатов избирается собором архипастырей одно лице, на посвящение которого в епископа у нас в России Государь Император, как представитель народа и как правитель государства, предоставляющий епископу большие, гражданские права, изъявляет своё согласие. По получении Высочайшего соизволения избранному в Святейшем Синоде, в присутствии народа, объявляется воля Св. Синода и Государя. Затем первенствующий архипастырь, возложивши на себя епитрахиль, приносит, вместе с прочими членами Синода, общую молитву об избранном. Именно, обратясь к востоку, он произносит обычный возглас: «Благословен Бог наш» и пр., члены Синода поют: «Царю небесный», «Святый Боже», «Отче наш» и тропарь об избрании Господом апостолов: «Благословен еси, Христе Боже наш, Иже премудры ловцы явлей»... Первенствующий архиерей произносит ектению, в которой молится за Царя, за членов Синода и за избранного.

После молитвы избранный изъявляет своё согласие на принятие епископства в речи, обыкновенно произносимой в этом случае. И в заключение, в знак общения, лобызает руки избравшим его членам Св. Синода.

От избранного, пред самым посвящением, требуется исповедание веры. Пред литургиею, во время которой он имеет быть рукоположен, по прочтении часов, избранный на средину церкви пред членов Синода приводится старшим священником и главным диаконом (протодиаком). В слух всех читает Символ Православной веры с пространным объяснением догматов православных; и в заключение всенародно обещает с своей стороны всегдашнюю неизменную верность Св. Православной церкви и Государю Императору. Во время этого исповедания избранный стоит на круглом ковре27, на котором изображён город, а над городом орёл. Этот город на ковре изображает всю паству избираемого, а особенно город, в котором кафедра епископская. А орёл означает возвышенное служение и настроение духа в самом епископе. Как орёл высоко носится над городом, так епископ должен стоять выше всей своей паствы по образу мыслей и особенно по благочестию. Он, как светильник, поставленный на высоком месте, своим примером и учением должен светить всем, вверенным его попечению (Мф.5:16).

Посвящение же в епископа бывает на литургии после малого входа. После пения: «Святый Боже, Святый Крепкий» и пр. нареченного из южных дверей главный священник и главный диакон приводят пред царския двери главный священник и здесь передают его епископам, которые и доводят его до Св. Престола. Пред престолом нареченный, в знак преданности и готовности служить, преклоняет колена. Архиереи, совершающие посвящение, возлагают на посвящаемого руки и в тоже время на его главу возлагается раскрытым Евангелие для того, чтобы епископ жил и действовал в послушании учению евангельскому, раскрытому над его главою, и кроме того, чтобы постоянно, благовременно и безвременно возвещал своим пасомым для их назидания учение Христово, изложенное во святом Евангелии.

По возложении рук на нареченном первенствующий из архиереев произносит молитву, составляющую с рукоположением главное в таинстве.

Рукополагаемый архиерей от всех архиереев, поставляющих его, приемлет благословение на облачение в принадлежащие архиерейскому сану одежды; при облачении новопосвященного в епископские одежды произносится слово ”áксиос”.

По облачении в архиерейские одежды, новопосвященный совершает литургию вместе со всеми или с одним из рукополагавших его епископов.

После литургии епископами благословляется ему в алтаре архиерейская мантия, т.е. Длинная одежда с цветными полосами по краям, а вне алтаря в присутствии народа вручается ему жезл или, что тоже, посох (знак руководства и власти пастыря над паствою – жезл ограждения паствы от волков). Новопосвященный, взошедши на амвон по окончании священнослужения, осеняет народ на все стороны.

Какие главные постановления о священстве?

Духовного сана: диакона ли, священника или епископа может удостоиться всякий совершеннолетний, православный христианин добродетельной, не зазорной жизни и с основательным знанием православного учения и богослужения, если только он не двоеженец.

Исключительное преимущество православных священнослужителей пред всеми званиями в гражданской жизни состоит в том, что они, при свидетельстве, по закону освобождаются от присяги; закон доверяет их слову по самому сану священства28.

Священнослужители, равно жёны и дети их освобождены от телесного наказания29.

Лица духовного состояния вообще свободны от всех личных податей и от рекрутской повинности.

При сложении священнослужителями духовного сана, по их желанию, наблюдается следующее:

Священнослужители (диакон и священник) былого духовенства, просившие об увольнении их из сего звания в светское, и после трёхмесячного испытания и увещания всё-таки оставшиеся непреклонными в своём желании, с разрешения Св. Синода, слагают сан и поступают в ведение местного губернского правления.

Но при этом они возвращаются в первобытное своё состояние, и не пользуются впредь никакими иными выгодами, кроме присвоенных тому состоянию; им запрещается вступать в государственную службу всякого рода по познаниям и способностям: диаконам ранее шести лет по увольнении, а священникам – ранее десяти лет.

Имевшим до вступления в священнослужительскую должность светские чины, военные и гражданские, как сложенные ими уже при посвящении в духовный сан, оные не возвращаются, и, при поступлении их вновь на службу, прежняя служба в формулярных списках вовсе не показывается (Св. Зак. Рос. Имп. Том IX, стат. 276).

Что же касается до добровольного снятия монашествующими монашества, то им дозволяется снять его с себя, только после шестимесячных усиленных вразумлений. Оставшись непреклонным в своём желании, монах снимает свой сан, и, подобно священнослужителям былого духовенства, сложившим сан, вступает в первобытное гражданское состояние без возврата преимуществ, чинов и отличий, какие могли быть им приобретены образованием и службою до поступления в монашество. (Том XI ст. 253).

Кроме того, а) он уже не может быть определён в гражданскую службу. Не может он также иметь жительства, ни приписаться к какому-либо обществу в той губернии, где жил монахом, равно как и в обеих столицах во всё то время, в продолжении которого по церковным правилам состоит он под епитимиею для очищения своего проступка т.е. В течение семи лет. В выполнении сего берётся с него подписка, под опасением за нарушение оной быть отосланным в Сибирь на всегдашнее пребывание без разрешения и там вступить в службу (Тома IX, стат. 254). – Эти узаконения о добровольно слагающих монашество появились на свет 26 октября 1832 г. и с тех пор остаются неизменными.

Такие строгие постановления касательно добровольного снятия священства и монашества, узаконенные в ограждение священного сана и в предотвращение соблазнов, получили начало лишь в царствование Императора Николай Павловича и при том не в одно время, а с 1831 года по 1841-й год30.

* * *

1

Так; лишь только родится человек и в православном семействе, тотчас приглашается к родившей младенца священник, который в трёх молитвах просит Бога: а) о восстановлении естественно расслабленных сил родившей, б) об охранения ея и младенца от всякаго зла и в) о прощении грехов ея и об очищении дома, в котором родилось дитя.

2

Таинство миропомазания повторяется только над царём при коронации его на царство. От того то он в Православной церкви и называется по преимуществу Помазанником Божиим.

3

Не нужно замедлять с крещением младенцев в христианских семействах надолго. Чем скорее совершено крещение, тем лучше для души младенца, тем спокойнее и для совести родителей.

4

Священники должны научить повивальных бабок, как нужно крестить детей. Именно при первом погружении младенца нужно сказать: «Крещается раб Божий или раба Божия (такая-то) во имя Отца. Аминь: – При втором: и Сына. Аминь. При третьем: и Святого Духа. Аминь. Ныне и присно и во веки веков. Аминь.

5

При совершении оглашения и крещения младенца родители крещаемого обыкновенно не присутствуют. Обычай этот установился, вероятно, в то время, когда родителями были язычники, следовательно, когда они не имели права быть на только участниками, но и свидетелями совершающегося христианского таинства. Что же касается родителей христиан, то, по моему мнению, их присутствие при крещении своего дитяти, не только не излишне, но даже весьма уместно и целесообразно. Чьей молитве при купели крещения естественнее быть более всех усердною и пламенною, как не молитве родителей? К тому же в православной семье родители и при восприемниках не освобождаются от обязанности, по крещении детей, воспитывать их в благочестии и правоверии.

6

Крестное знамение есть «страх для злых духов». Оглас. Поуч. Кир. Иер.13, 36

7

По правилам церковным, восприемник или восприемница непременно должен знать по крайней мере Символ веры. (Кн. О долж. Пресвит. Приход. §80).

8

De praescr. Haer. 14.

9

De bapt. c.20.

10

De corona mil. c.3 и 4.Cypr. ep. 70, 76

11

Cypr. ep. 70

12

В крайней нужде (напр. По причине тяжкой болезни, недозволяющей желающему крещения больному подняться с одра), вместо погружения дозволяется троекратное обливание или кропление водою.

13

Священнику дозволено присоединять иноверцев к православию следующим образом. Желающего принять православие лютеранина или католика и т.п. Священник должен наставить и утвердить в учении Православной церкви. По достаточном наставлении и просвещении, от желающего быть православным берётся письменное обязательство быть верным учению и уставам Православной церкви. Это обязательство пишется в следующей форме:

«Я нижеподписавшийся или нижеподписавшаяся (звание, имя, фамилия, вероисповедание) сим объявляю решительное намерение присоединиться к Православной, Кафолической, Восточной Церкви и обещание пребывать в послушании ей всегда неизменно». (Подпись с означением времени) (указ 1840 г. февр. 20, п. Х, ; Уст. Дух. Консист. Ст. 22, 25).

После того священник выслушивает от присоединяющегося признание во грехах протекшей его жизни и, не читая над ним ещё разрешительной молитвы, составляющей существенную принадлежность таинства покаяния, недоступного для неправославного ещё, – совершает над ним таинство миропомазания. (См. Чин присоед. Инов. К правосл. Стр. 2).

И уже после этого действия, вводящаго иноверца в Церковь Православную, священник сподобляет его отпущения грехов его в таинстве покаяния и затем уже присоединённый к православию допускается к причащению св. даров в тот же день, если миропомазание над ним совершено пред литургиею.

Присоединение иноверца вносится в метрическую книгу по особой форме. (Указ 1840 г. февр. 20).

Выписка из метрической книги, вместе с письменным вышеупомянутым обязательством присоединённого к православию, священнослужителями за их подписью представляется епархиальному архиерею однажды в год; именно: в начале января следующего года. (Указ Св. Синода 25 авг. 1865 г.).

14

См. Чин действия, каким образом совершилось священнейшее коронование Его Императорского Величества Государя Императора Александра Николаевича Самодержца Всероссийского, по церковному чиноположению. Спб.1856 г.

15

При опущении воска с волосами в купель не редко случается видеть, как свидетели и даже кум или кума, из-за плеча священника, наблюдают над воском с волосами, потонет он, или нет, и при этом суемудренно умозаключают, что если потонет воск, то младенец скоро умрёт, а если не потонет, то будет жить. Особенно предосудительна такая примета в восприемниках, только что обязавшихся воспитывать крещённого в Православной вере, в совершенной чистоте от всяких предрассудков.

16

См. моё сочинение: Объяснение Правосл. Богослужения с 6-ю приложениями: 1) святцев; 2) указателя Евангельских чтений на литургии во все воскресные дни года; 3) Словаря не совсем понятных слов, встречающихся на богослужении: 4) Уяснения выражений Псалтири, каждодневно слышимых во время Богослужения; 5) краткой славян. Грамматики и 6) каждодневных молитв. Изд. 3-е. (С 1864 года). Спб. 1866 г.

17

Приносящие младенцев к святому причащению должны положить их на правую руку вверх лицем и в таком виде подносить их к причащению.

18

Примеры на это см. в 50 № Дом. Бесед. За 1865 г. в ст. «Глухая исповедь»

19

В некоторых местах приходят к исповеди с не зажжёнными свечами. Этим означается, что кающиеся угасили в себе огнь благодати, что не знают света добрых дел, и теперь, лишённые того и другого, ожидают прощения, просветления своей душе – в таинстве покаяния, очищающем её от мрака греховного.

20

Вот это увещение в полной откровенности и доверию, предлагаемое кающемуся Церковью из уст священника: «Се, чадо, Христос невидимо стоит, приемля исповедание твое, не устрашися, ниже убойся и да не скрыеши что от мене: но не обинуяся (откровенно, без обиняков) рцы вся, елика соделал еси, да приимеши оставление от Господа нашего Иисуса Христа. Се и икона Его пред нами; аз же точию свидетель есмь, да свидетельствую пред Ним вся, елика речеши мне. Аще ли что скрыеши от мене, сугуб грех имаша. Внемли убо: понеже бо пришел еси во врачебницу, да не неисцелен отыдеши».

21

Приступающий к исповеди должен заявить духовнику о том, не состоит ли он под епитимию от прошлого года.

22

Это рукоположение называется хиротонией. А возложение рук архиерейских на голову причетников при посвящении их в стихарь называется хиротесией.

23

К посвящению в диакона приводят ставленника иподиаконы (поддьяконы), потому что ставленник сам состоит в должности поддьякона, на которую он назначен архипастырским благословением, и пострижением волос с его головы посреди храма, а также и возложением ораря на плечи. Это пострижение не составляет таинства и означает только причисление известного человека к чину церковно-служащих; каковы: свещеносцы, чтецы, певцы и поддьяконы. Эти должностные лица справедливо и называются только причетниками.

24

О священных одеждах диакона см. мое сочинение: «Объяснение Православного Богослужения». Изд. 3-е 1866 г. Спб.

25

О церковных одеждах, в которые облачается священник при Богослужении, см. в моём сочинении: «Объяснение Православного Богослужения» с 6-ю приложениями. Изд. 3-е, Спб,1866 г. стр. 13

26

На таком коврике, называемом орлец, архиерей стоит и во время каждого богослужения, которое совершает.

27

Для посвящения в епископа требуется участие в его посвящении (чрез рукоположение), по крайней мере двоих архиереев.

28

Этим же правом пользуются и монахи и монахини; им доверяет закон по иноческому обещанию.

29

Это преимущественно предоставлено и монашествующим того и другого пола.

30

Замечательно, что до 1839 года законы для священнослужителей былого духовенства, добровольно слагающих сан, отличались христианскою снисходительностью. Так указом 1831 года августа 9 дня (№4765) дозволялось добровольно слагающему с себя сан священника или диакона, обращаться в прежнее своё звание и пользоваться там преимуществом, какое ему принадлежало до поступления в духовное ведомство». Указом 1893 года июня 28 дня (6289) повелено было: (в статье 3-й) «Священнослужителям былого духовенства, после трёхмесячного испытания уволенным по собственному желанию из духовного ведомства, – оставлять права, по рождению или приобретённому дворянству им принадлежащие, дозволяя вступление в государственную службу всякого рода по познаниям и способностям. В стат. 4-й сказано: «Тем же из них, кои в духовном звании имели ордена, или одну их трёх учёных степеней: магистров, кандидатов и студентов сохранять оныя. Но имевший степень доктора богословия пользуется только правом магистра». Золотыми буквами можно было бы вписать в историю это, полное любви к падшему ближнему, постановление, если бы оно осталось действующим надолго. Но к сожалению, не прошло и шести лет, как добровольно оставляющих сан священника или диакона стала постигать тяжкая участь. С 1839 года, со времени обер-прокурора графа Протасова, только что упомянутые два человеколюбивые пункта (3-й и 4-й) уже не встречаются в числе действующих постановлений, хотя пункты 1-й, 5-й и адл. Неблагоприятные для честных священнослужителей остались в действии. Указ же 1839 г. марта 20 (12148) людей, по совести не могущих исполнять честно должность священника или диакона и поэтому добровольно слагающих с себя сан, лишил прав, приобретённых образованием, или прежнею до священства службою – диакона на шесть лет, а священника на десять лет. Это иго и доселе тяготеет.


Источник: О святых таинствах в православной церкви и об отношении к ним православных / Сост. законоучитель Первого воен. Павлов. уч-ща свящ. Василий Михайловский. – Санкт-Петербург : тип. В. Безобразова и К°, 1866. – 44 с.

Комментарии для сайта Cackle