протоиерей Василий Михайловский

6. О браке.

Брак есть таинство, в котором, при свободном пред священником и Церковию обещании женихом и невестою всегда хранить супружескую верность, благословляется их супружеский союз во образе духовного союза Христа с Церковью, и испрашивается им благодать чистого единодушия к благословенному рождению и христианскому воспитанию детей.

Какие есть постановления о браке?

Так как лица, вступающие в брак, получают иногда важные гражданские права, а вообще-то важные обязанности по рождению и христианскому воспитанию детей; то и Церковь и государство вступление в брак предупреждают своими ограничениями и уставами, а именно:

Лица, Православного исповедания всех, без различия, состояний могут вступать между собою в брак, не испрашивая31 на сие ни особого от правительства дозволения, ни увольнения от сословий и обществ, к коим оне принадлежат (Т. X. часть 1-я Зак. Гражд. ст. 1).

Но при этом запрещено вступать в брак лицам мужеского пола ранее восемнадцати32, а женского ранее шестнадцати лет от роду33 (там же стат. 3). Священник, диакон и причетник за браковенчание таких лиц, кои не достигли ещё возраста, для вступления в брак определённого, если дознано будет, что они не употребили должных мер к дознанию о сем, наказываются без отрешения от мест своих посылкою в монастырь: священник на половину того времени, сколько не доставало брачившимся до гражданского совершеннолетия; а диакон и причетник на половину того времени, на сколько послан священник. Но если до совершеннолетия не доставало более года, то священник отрешается от места и низводится на причетническое по выше означенному расчёту времени. (Уст. Д. Конс. ст. 199).

Запрещается вступать в брак мужчине, имеющему более восьмидесяти лет от роду, а женщине, прожившей на белом свете уже шестьдесят лет (там же ст. 4).

Запрещается вступать в брак с безумными и с сумасшедшими (Там же ст. 5).

Лицам, не имеющим гражданского совершеннолетия (21 года) и гражданской самостоятельности «запрещается вступать в брак без дозволения родителей, опекунов и попечителей. (Там же ст. 6).»

Брак не должен быть совершён без взаимного и не принуждённого согласия жениха и невесты. Поэтому запрещается родителям своих детей, опекунам лица, вверенныя из опеке, принуждать к вступлению в брак против их желания (там же ст. 12). Брачные сопряжения, совершённые по насилию или обману одного из брачуюшихся, законными и действительными не признаются. (Устав. Дух. Консист. Стат. 217).

Святая Православная Церковь вместе с гражданским правительством со своей стороны запрещает:

Вступать в новый брак во время существования прежнего, законом не расторгнутого (Св. Зак. Т. Х. ч. 1 ст. 20. 6-й Всел. Соб. Пр. 87. Вас. В. пр. 77).

Запрещает вступать в четвёртый брак34 (там же ст. 21).

Поэтому гражданское правительство для предупреждения двойных и четвёртых браков, постановило:

В паспортах, выдаваемых купцам, мещанам и крестьянам для отлучек по торговле и промыслам, всегда35 означать, кто женат или холост, или вдов, и если вдов, то после которого брака.

На выданных лицам обоего пола для временного или постоянного где-либо пребывания, паспортах и других видах, в случае вступления сих лиц в брак, отмечать о том рукою священника, с означением, с кем именно, когда и в какой церкви совершено венчание. Сообразно с этими отметками военные и гражданские начальства, при перемене или возобновлении упомянутых паспортов и видов, означают в них и брачное состояние тех лиц, коим они выдаются.

Солдатских вдов венчать не иначе, как по сообщении священниками удостоверений о смерти их мужей (Там же, ст. 22).

Вдовцов и вдов после второго брака, желающих вступить в третий, священно-церковнослужители должны венчать не иначе, как по разрешению епархиального начальства, которое, во избежании большого зла, дозволяет вступать и в третий брак, но при этом на новобрачных возлагает (по 4-му правилу Св. Василия Великого) пятилетнюю епитимию. Об этом даётся знать священно-церковнослужителям, имеющим венчать брак, указом от духовной местной консистории.

Запрещается вступать в брак в степенях родства и свойства36.

В каких же степенях родства брак запрещается?

Родство бывает двух родов: плотское (кровное) и духовное.

В родстве кровном по линиям прямых (восходящей и нисходящей)37 брак всегда запрещается; напр. Брак отца с дочерью, сына с матерью, деда с внучкою, прадеда с правнучкою и т.д.

В боковых линиях38 кровного родства и в свойстве двухродном брак запрещается до четырёх степеней включительно (Указ Св. Синода. 1810 г. января 19).

Именно: в родстве кровном не позволен брак: 1) братьев (родных) с сёстрами (2я ст.); 2) дяди с племянницею (3-я ст.); 3) двоюродного брата с двоюродною сестрою (4 ст.). В свойстве или, что тоже, в родстве двухродном запрещается брак: 1) отца с снохою (женою сына) или зятя с тёщею (1 ст.); 2) отчима с падчерицею или мачехи с пасынком (1 ст.); 3) отца и сына с матерью и дочерью (2 ст.); 4) отчима с дочерью пасынка или падчерицы (2 ст.) и т. д.

Что же касается духовного родства, образующегося при крещении воспринимаемого; то крестное родство следует наблюдать только между восприемником, плотскими родителями крестника и сим последним; то есть, напр. Крестный отец не может жениться на родной матери своего крестника, в противном случае следует их развести; также крестный отец не может жениться на крестной дочери своей.

Строгие и подробные постановления касательно браков в близких степенях родства, – кроме того, что ограждают нравственные чувства набожного человека от соблазна и предохраняют от кровосмешения, – они весьма много содействуют размножению здоровых, здравомыслящих и, следовательно, полезных людей в государстве. Потому что из новейших статистических исследований39 известно, что от браков в близких степенях родства в большей части случаев не бывает прочного и здорового плода, и притом последствия таких браков иногда обнаруживаются не только прямо на детях, но и на внуках40. Так; от таких брачных сочетаний происходят дети или глухонемые, или слепые, или полуумные, или совсем без ума41. Явление это поразительно страшное. Благодарение Богу, что подобные брачные сочетания, а от них и печальные плоды, у нас на Руси42 редкость, и, конечно, вследствие строгого правительственного ограждения родственных, близких связей от позорного общения.

На основании вышеизложенных постановлений и церковных и гражданских священно-церковнослужители должны принять все предосторожности касательно законности имеющего быть брака, и поэтому наводят всевозможные справки, известные под именем обыска. Именно для удостоверения в совершеннолетии жениха невесты требуются их метрические свидетельства; – для убеждении в их православии и настроении непременно требуются исповедные свидетельства, знание молитвы Господней, Символа Веры Православной и десяти Заповедей; – от неслужащих и не имеющих гражданского совершеннолетия требуется согласие родителей, опекунов и попечителей, а от служащих требуются свидетельства от начальства о дозволении. Если же жених принадлежит к купечеству или мещанскому сословию, то требуется свидетельство о беспрепятственности к браку, выданное от купеческой или мещанской управы (Указ 1825 г. янв. 6-го). При этом священнослужители разбирают степени родства. И после всего этого о том, – нет ли препятствий ко вступлению в брак желающим сего жениху и невесте, – объявляется в церкви в три ближайшие воскресные или другие праздничные дни после литургии. За тем, если и здесь препятствий не оказалось, то приступают к составлению обыска, в котором прописывается всё требуемое законами и церковными и гражданскими, – записываются все полученные по справкам сведения и, в удостоверение истинности их, скрепляются рукою жениха и невесты и двумя либо более поручителями, как со стороны жениха, так и со стороны невесты. Эти поручители называются в общежитии дружками или шаферами, а в богослужебных книгах – восприемниками или кумовьями; значит, они должны быть на столько знакомы с супружескою жизнию, с её радостями и скорбями, что могли бы руководить своею опытностию и советами только что вступающих в брак, подобно тому как восприемники при купели крещения вообще предполагаются более понимающими веру и жизнь христианскую, чем воспринимаемый. А поэтому-то молодые холостые люди восприемниками при венчании едва ли уместны. Такими восприемниками должны быть ближайшие родственники; напр.: родные братья (σύντεχνος).

Когда же дозволяется венчать?

Браки должны совершаться днём, а не после вечерней службы и не в вечернее время. (Инстр. Благоч. п. 24). Самым благоприятным временем для совершения брака считается время после литургии (Корм. Гл. 50) так, чтобы жених и невеста приступали к таинству брака, по крайней мере, до принятия пищи и пития в память того, что в древности, жених и невеста, пришедшие в церковь для бракосочетания, не выходя из нея, приобщались Святых таин43.

Не дозволяется венчать брак в следующие дни в году: 1) С кануна рождественского поста или с 14 ноября по 6-е января. 2) От недели мясопустной (т.е. С воскресенья перед масленицей) до Фомина воскресенья. 3) Во весь Петров пост (т.е. От первого воскресенья после Троицина дня до 29-го июня); 4) во весь Успенский пост от 1-го до 15-го августа). 5) Кроме того не дозволяется совершать браков по вторникам и четвергам или, что то же, в вечерия среды и пятка, а также накануне 29-го августа, и накануне великих44 праздников и дней воскресных в продолжении целого года.

Законный брак между частными лицами совершается в церкви, в личном присутствии сочетающихся, во дни и часы для сего назначенные, непременно при церковниках, при двух или трёх свидетелях, совокупно с обручением и во всём сообразно правилам и обрядам Православной Церкви. (Т. Х, ч. 1. Зак. Гр. ст. 31. Инстр. Благ. п. 24).

Брак, совершённый тайно без свидетелей, законным не признаётся (Корм. гл. 50).

Не дозволяется венчать несколько браков вместе, но каждый должен быть венчан отдельно. (Опр. Св. Синода 1733 г. июня 3-го дня).

Что значат Церковные обряды, совершаемые во время бракосочетания?

В назначенный день и час приводятся в храм жених и невеста в сопровождении свидетелей. После того, как жених и невеста и поручители по них удостоверять своею подписью произведённые обыски, священнослужители выходят из алтаря на средину храма с Крестом, как со знамением присутствия Христова на браке, и с Евангелием, как с руководством по жизни, и полагают их на аналогий (налой).

Священнослужители прежде обряда венчания приступают сначала к совершению обручения, которое в прежние времена иногда задолго до свадьбы делалось в домах; а теперь, в предостережение расторжений и отказов между обручёнными, постановлено обручать в церкви уже пред самым венчанием.

Обручение начинается с того, что жених по правую сторону, а невеста по левую становятся вдали от налоя, а в иных церквах почти у самой паперти. Священник принимает от жениха и невесты обручальные кольца45, как знаки неразрывной вечной любви между обручающимися. Кольца эти полагает священник на престол для их освящения и для видимого удостоверения в том, что Сам Бог освящает и благословляет обручающихся.

Возвратившись из алтаря, священник подаёт жениху и невесте зажжённые свечи в знак духовной радости, а также и того, что у обручающихся побуждения к браку самые светлые, чистые и свободные от всяких предосудительных расчётов.

Начинается священнодействие. После обыкновенного, первоначального на священнодействии, благословения священнического диакон произносит об обручающихся ектению. Именно он приглашает всех46 присутствующих помолиться об обручающихся друг другу, о том, чтобы Господь исполнил все, яже к их спасению, прошения, – об их любви, совершенной, мирной, об единомыслии, твёрдой вере, о непорочной жительстве и чадородии. После ектении священник молит Бога о благословении обручающихся, и вслед затем обручает кольцами жениха (золотыми), а невесту (серебряным) с троекратным произношением слов над каждым из обручающихся: «обручается раб Божий N рабе Божей N во имя Отца, и Сына, и святого Духа, ныне и присно и во веки веков. Аминь».

Восприемник, как ручающийся за согласие обручившихся и как опытный уже в супружеской жизни, только что обручённые священником кольца должен обменять: – жениху дать кольцо невесты серебряное, а невесте женихово – золотое. Эта мена колец у жениха с невестою означает то, то теперь обручённые должны входить во все нужды друг друга, жить друг для друга; муж, принявший серебряное кольцо, должен любить и беречь жену, снисходить ей и помогать ей по причине слабости женщины. А что жена приняла золотое кольцо с руки мужа, это значит, что она уже участвует в правах, преимуществах и в почёте мужа, и вообще будет ему участницею и помощницею во всём добром, хотя иногда и скорбном.

По возложении колец на пальцы правой руки жениху и невесте, священник читает молитву о том, «чтобы Господь утвердил обручение их в вере, в единомыслии, истине и любви, и чтобы Ангел Божий сопутствовал и предшествовал им во все дни их жизни».

Ектенией о Царе, о Св. Синоде и об обручившихся заканчивается церковный обряд обручения.

Венчание начинается с того, что обручившиеся с зажжёнными свечами при торжественном пении певчими стиха: «Слава Тебе, Боже наш! Слава Тебе47», ближе подходят к аналогию уже для самого венчания; и, в знак одной участи, предстоящей им, становятся на одну подножку, т.е. На разостланный платок48.

Священник вслух всей церкви при свидетелях спрашивает жениха и невесту о том, добровольно ли и в полном ли сознании о важности брака вступают они в супружество и не обещались ли они с другими вступить в супружество. После безукоризненного ответа начинается самое священнодействие т.е. Венчание обручившихся.

В первой ектении диакон приглашает всех помолиться о радостной и незазорной жизни в супружестве, и о благочадии сочетавающихся друг другу в общение брака. Священник после этой ектении молит Бога о ниспослании благословения на бракосочетавающихся, о целомудрии, любви, долгоденствии и благоденствии и о семени долгожизненном. При этом поминает в молитве и родителей, воспитавших сочетавающихся. Мало того; молит Бога, чтобы Он не оставил Своею милостию и сочувствующих бракосочетанию, рабов уневестившихся49, сшедших в радость сию.

После молитв священник возлагает на головы первобрачных венцы. Это возложение венцов служит с одной стороны наградою брачующимся за сохранение ими целомудрия50, а, с другой, в знак того, что венчающимся предстоит честь быть виновниками, быть может, многочисленного потомства с добрым именем, а также и в знак того, что муж и жена должны владычествовать первее всего над своими страстями и за тем уже, в силу Божия благословения, царствовать на земле, населяя её своим потомством и обладая ею. По сотворении Адама и Евы Господь сказал им: раститеся и множитеся и наполняйте землю и господствуйте над нею. (Быт.1:28).

Возложивши венцы, священник, в радостном настроении о новом брачном союзе, молит Господа благословить эту чету славою и честию. Он три раза произносит пред увенчанными лицами молитву: Господи, Боже наш! Славою и честию венчай я (т.е. их). После этого читается Апостол, объясняющий главные обязанности и отношения супругов друг к другу. Эти отношения определяются в примере отношений Христа с Церковью. Муж и жена должны друг друга любить, друг другу снисходить, руководясь законом и страхом Божиим. Жены! Своим мужьям повинуйтеся, как Господу. Мужья! Любите своих жён, как свои тела; кто любит свою жену, тот себя самого любит (Еф5:22,25,28).

Христианский Православный брак есть великое таинство и потому, что имеет первообразом единение Христа с Церковью51, и потому, что служит основанием благоденствия не только в семье, но и в целом государстве.

После Апостола читается Евангелие о браке в Кане Галилейской, удостоившемся личного посещения Самого Спасителя нашего (Иоан.2:1–11).

После молитвы священника и ектении, священник говорит: и сподоби нас Владыко, со дерзновением и пр. поётся Отче наш». Вслед за тем подаётся венчающимся вино, растворённое с водою для вкушения. Что же это всё значит? Венчающиеся вкушают вина из так называемой общей чаши в знак того, что им обоим придётся вкушать и делить одну общую судьбу свою: и радости и горе, – во-вторых, в память о присутствии Христа на браке в Кане Галилейской, претворившей воду в вино, и, в третьих, в воспоминание о древнейшем обычае, когда новобрачные причащались Св. Даров в храме в день своего бракосочетания. На это-то причащение и указывает пение – пред общею чашею – Молитвы Господней, которая, как известно, поётся на литургии пред причащением.

Священник, в знак нерасторжимости брачного союза, соединивши руки венчающихся под епитрахилью, как под покровительством и благословением церковным, во время торжественного пения стихов, напр. «Исайе ликуй» и пр. три раза, в выражение духовной радости, обходит с ними вокруг аналогия, а, так называемые в церковном чине о браке, кумовья, т.е. Восприемники, идя сзади за венчающимися, поддерживают венцы на главах венчающихся.

Снимаются венцы52 с голов при приличных к тому вразумлениях новобрачным. Священник делает отпуск, после которого бракосочетавшиеся лобызают друг друга в знак нерасторжимой любви.

Так глубокознаменательно бракосочетание в Православной церкви. Ах! Если бы все вступающие в брак сознавали святость брака, важность обязанностей мужа, отца, воспитателя и домохозяина. Тогда меньше было бы семейных раздоров, больше бы мира и благонравия в детях и благосостояния в хозяйстве. И расторжение браков было вы явлением редким.

О расторжении браков.

По учению Святой Церкви, брак не должен быть расторгаем. Но бывают и печальные исключения.

Брак может быть расторгнут только форменным судом по просьбе одного из супругов: 1) В случае доказанного прелюбодеяния другого супруга или неспособности его к барчному сожитию, доказанной трёхлетней жизнью53. 2) В случае, когда другой супруг приговорён к наказанию, сопряжённому с лишением всех прав состояния. 3) В случае пятилетнего безвестного отсутствия другого супруга (Т. Х, Част. I, ст. 45).

Замечено, что чем легче в государстве расторжение браков, тем сильнее в обществе упадок нравственности; потому что тем ниже взгляд на женщину.

Кроме расторжения брака бывает ещё почти равносильное расторжению признание брака незаконным и потому недействительным. Брак признаётся незаконным и недействительным в следующих случаях: 1) если он совершён по насилию, или в сумасшествии одного или обоих брачующихся; 2) – или в близких степенях родства кровного, или духовного, или в свойстве; 3) если брак заключён при жизни супруга от первого брака, ещё не расторгнутого; 4) – брак несовершеннолетних, или вступивших в четвёртый брак; 5) – брачное сопряжение монашествующих, а равно и посвящённых уже в иерейский или диаконский сан; 6) брачные сопряжения лиц православного исповедания с нехристианами.

О браках лиц христианского не православного исповедания с лицами православного исповедания.

Браки лиц всех вообще христианских исповеданий, после законом указанных предосторожностей, должны быть совершаемы по их закону духовником той церкви, к которой принадлежат вступающие в супружество (т. X. Част. I Зак. Гр. ст. 65).

Если жених или невеста принадлежат к Православному исповеданию, в таком случае требуется: чтобы лица других исповеданий, вступающих в брак с лицами Православного исповедания, дали подписку в том, что не будут поносить своих супруг за Православие, ни склонять их чрез прельщение, угрозы, или иным образом, к принятию своей веры. И так как Православная церковь, чуждая деспотизма папского, католического, и вольномыслия протестантского, есть виновница благоденствия нашего отечества и хранительница неземных благ для человека; то от всех русских подданных иноверцев (кроме природных финляндцев) пред вступлением в брак с православными требуется подписка54 в том, что рождённые в сем браке дети будут крещены и воспитаны в правилах Православного исповедания.

Эти подписки в январе следующего года представляются местному архиерею. (Ук. Св. Синода 25 авг. 1865. Сн. Дух. Беседа. 1865. Ц. Лет. № 39).

Такие браки расторгаются не иначе, как по определению епархиального суда с утверждением Святейшего Синода.

Браки лиц Православного исповедания с лицами римско-католического, совершённые одними Римско-католическими священниками, почитаются недействительными, доколе тот же брак не обвенчан Православным священником (т. Х, Ч. 1. З. Гр. ст. 72).

О браках христиан с нехристианами.

Российским подданным Православного исповедания брак с нехристианами вовсе запрещается (т. Х, ч. I, ст. 85).

Но лице не христианского исповедания, по восприятии им Св. Крещения, может пребывать в единобрачном сожительстве с некрещёною (одною только) женою, и без утверждения оного сожительства венчанием по правилам Православной Церкви (там же стат. 79).

* * *

31

При всём этом запрещается лицам, состоящим в службе, как военной, так и гражданской вступать в брак без дозволения их начальств, удостоверяемого письменным свидетельством (Г. X част.1-я Зак. Гражд. ст. 9).

Находящиеся в отпуску штаб и обер-офицеры испрашивают позволение на вступление в брак от местных окружных генералов отдельного корпуса внутренней стражи (там же ст. 10).

Нижним чинам холостым и вдовым, уволенным в бессрочный отпуск, дозволяется вступать в законный брак, не испрашивая особого от военного начальства разрешения в том внимании, что в выданных им полковых билетах означается: женаты ли они или холосты или вдовы и после которого брака вдовы. Но при таком вступлении в брак сих нижних чинов священники, венчающие их, обязаны подписывать на тех же билетах, когда и с кем они венчаны. Точно также отмечается на билетах рождение детей, прижитых во время отпуска, и смерть их, буде таковая воспоследует (там же ст. 11).

32

Впрочем совершеннолетним мужчинам не имеющим плотской возможности к супружескому сожитию житейское благоразумие не дозволяет вступать в супружество.

Также запрещено вступать в супружество мужчинам и совершеннолетним, неимеющим нравственной возможности; так монашествующим и посвящённым в иерейский и диаконский сан, доколе они в сем сане пребывают, брак вовсе запрещается, на основании церковных постановлений (Прав. Св. Апост. 26 и т. X част. 1-я Зак. Гражд. ст. 2-я).

33

В Закавказском крае природным жителям дозволяется вступать в брак по достижении женихом пятнадцати, а невестою – тринадцати лет.

34

И третий-то брак православная церковь не охотно дозволяет, так что на троебрачного налагает епитимию т.е. Лишает его приобщения святых даров в течении пяти лет, допуская его только до слушания Св. Писания в Церкви (Пр. Вас. Вел. 4-е). Мало того; о вступающем и во второй брак Св. Церковь молит Бога, чтобы Он простил грех вступающего во второй брак; и при этом налагает на второбрачного двухлетнюю епитимию.

35

К сожалению и к большому затруднению для желающих вступить в брак, не всегда-то присутственные места на паспортах прописывают о том, холост или женат кто, или вдов, и особенно не прописывают, после которого брака вдов. На эти упущения следовало бы обратить должное строгое внимание гражданскому и особенно земскому начальству.

36

Родством называется связь нескольких лиц, имеющих одного родоначальника, т.е. Отца или деда или прадеда – и потому оно называется однородным. Когда же одно такое родство вступает в связь с другим чрез брачный союз, то происходит свойство или родство двухродное. Степенью же родства называется такое или иное расстояние по рождению одного лица от другого родственного.

37

Когда отыскивается родство известного лица с его предками, – это называется линией восходящей; а если с потомками – линией нисходящей.

38

Если отыскивается родство известного лица с такими лицами, от которых оно происходит, и которые сами от него не происходят, напр. С племянниками, то этот род рождений называется линией боковою.

39

См. напр. Gazette medicale de Paris. 1863. # 7, 14 Fevrier.

40

Вот пример: в госпительной газете ( Gazette de hopitaux) от 7 окт. 1862г. Сказано: что М. Д. Женат на Б. Своей двоюродной сестре. Оба они были самого безукоризненного телосложения, и происходили от родителей, которые также наслаждались прекрасным здоровьем. В предшествовавших поколениях этого семейства никогда не было ни глухоты, ни другой какой-либо наследственной болезни. От этого брака М. Д с Б. Родились две дочери, из которых одной теперь 13 лет, и другой 10 лет: обе немы.

41

См. об этих поразительных примерах вне России – в журн. «Духов. Вестник» Май. 1863. Харьков. Стр. 74–82.

42

Так мне достоверно известно, что один лютеранин у нас на Руси, женатый на родной своей племяннице (от брата) получил от неё детей: старшего сына идиота, который помер отроком, дочь и ещё сына глухонемых, живущих доселе. Подобные браки – явный вред государству, и вечная кара для бракосочетавшихся.

43

Тертул. Ad uxor. I. II. C.9.

44

К числу великих праздников должно относить и высокоторжественные – день коронования и день восшествия на престол Государя Императора.

45

Обручальное кольцо у жениха, по уставу церковному, должно быть золотое, а у невесты только серебряное. Это различие ценности металла для колец указывает на различное значение мужа и жены, на зависимость жены от мужа, на относительное меньшинство женщины по правам.

46

А все ли молятся в церкви за обручающихся? Не часто ли приходится замечать, что даже лица, родственные жениху и невесте, и другие знакомые, приглашённые в храм, а отсюда в дом радости и мира, во время обручения и венчания проводят в праздных разговорах, позволяют себе улыбки, невежливое положение к иконостасу, и совершенно забывают, что они находятся в доме молитвы и для молитвы о близких к себе, а не в каком либо пиру, где, может быть, уместны расшаркивания, смех, улыбки и цветы остроумия. Друже! Како вшел еси симо, не имый одежды брачныя? Нечего и говорить о неприличии любопытных зрителей при совершении браков. Никогда, кажется, во время священнодействия православный народ не ведёт себя так неблагоговейно, как во время совершения браков, и, что особенно прискорбно, не вразумляется он никакими увещаниями священнослужителей к благочинию.

47

Этот стих есть только ответ хора на каждый произносимый священником стих псалма 127-го о блаженстве людей боящихся Бога и о благословении Божием, почивающем на доме и семье таких людей.

48

Есть суеверие, что невеста, для будущего господства над своим мужем, должна стать на эту подножку вперёд жениха.

49

А молятся-ли сами-то сшедшиеся в радость брачующихся? Не приходится ли замечать, что они вовсе не слушают таких молитв церкви и всё время бракосочетания «тратят на смехи и разговор» (Злат. Бесед. 9-я о покаян.).

50

Оттого-то по уставу церковному, и не должно возлагать венец на главу вступающего во второй, а тем более в третий брак.

51

Именно: как Христос есть Глава Церкви, так муж есть глава жены; но муж должен быть не властолюбивым и тираном в отношении к своей жене и семье, а рассудительным, любвеобильным к своей жене и детям, как к самому себе. Жена должна быть покорна и почтительна к мужу, но без унижения своего личного нравственного достоинства и без раболепства.

52

В древности новобрачные носили эти венцы целых семь дней, проводя это время благоговейно; на осьмой же день являлись к священнику для снятия венцов после его молитвы и благословения на обычные житейские занятия.

53

Знаменательно, что плотская неспособность мужчины к брачному сожитию даёт жене свободу от брака. А нравственная распущенность мужа, его постоянное пьянство, мотовство, совершенное расстройство хозяйства, и постоянные побои жене и детям до сих пор ещё не дают свободы жене от брака с таким супругом. А жаль видеть тяжкие, не всегда выносимые, страдания невинной жены, иногда оканчивающиеся самоубийством ея или убийством детей.

54

Вот форма этой подписки: «нижеподписавшийся или нижеподписавшаяся (звание, имя, фамилия, вероисповедание) сим удостоверяю, что вступаю в брак с (звание, имя, фамилия) православного исповедания, в воспитании обоего пола детей от сего брака буду поступать согласно с законами государства Российского, то есть: буду крестить и воспитывать их в православной вере». (Прил. К ст. 67 по Х Тому 1-й части).


Источник: О святых таинствах в православной церкви и об отношении к ним православных / Сост. законоучитель Первого воен. Павлов. уч-ща свящ. Василий Михайловский. – Санкт-Петербург : тип. В. Безобразова и К°, 1866. – 44 с.

Комментарии для сайта Cackle