Азбука веры Православная библиотека протоиерей Василий Михайловский Поучение в день тезоименитства о. Иоанна Ильича Сергиева, протоиерея Кронштадтского Андреевского собора


протоиерей Василий Михайловский

Поучение в день тезоименитства о. Иоанна Ильича Сергиева, протоиерея Кронштадтского Андреевского собора

p>Сказанное в Кронштадте 19 октября 1893 г.

протоиереем Вознесенской церкви в Спб. Василием Михайловским

Бывают в жизни человека события и дни, в которые особенно рассуждают или о самом событии, или по поводу его и дают разнородные выводы или умозаключения, полезные беседующим.

К числу таких событий относится и празднуемое нами сегодня тезоименитство1 дорогого пастыря, привлекшее сюда тысячи усердных богомольцев.

Господь, по слову премудрого, воздвигает на земле потребного ей благочестного мужа в известное время (Сир. 10: 4).

И мы истинно веруем и свидетельствуем, что и в наши дни являются люди света, мужи любви Христовой, носители особой благодати Духа Святого. И в наш век – изощренный и умудренный в лукавстве и развращенный – находятся избранники Божии, в коих пребывает благодать приумножившеюся, и чрез коих источаются милости Божии к верующим.

Радостно и поучительно это знамение времени! А что оно означает? И к чему оно нас побуждает?

Что оно означает? Оно означает, что есть Господь; Он царствует в Mиpе; Христос, обещавший с верующими пребывать до скончания века, живет в верующих доселе; Дух Святой ниспосылает благодать Свою в сердца достойные и доселе и будет до скончания века наставлять на всяку истину.

Значит, Церковь Христова будет стоять незыблемо, несмотря на все беззакония, и злость людскую против света, правды и благочестия. И, знаменательно, в известное, особое время Бог посылает, как и в дни Царей Израильских, особых благовестников воли своей, свидетелей истины и носителей благочестия и правды.

Вот пред нами живой пример: Отец Иоанн, дорогой именинник наш.

Господь воздвиг его во время благопотребно. Ныне время маловерия. Суемудрые думают, что все люди худы, что благодать Божия оставила мир; нет спасения; что рассказы Четьих-Миней – дела давно минувших дней или плод человеческого, праздного или благочестиво настроенного воображения. Но живой пример пред нами: прииди, маловерующий, и виждь! Виждь силу молитвы, творящей чудеса в людях, переменяющей нравственный строй в них, животворящей обреченное на смерть, вос- ставляющей маложизненное, очищающей духовно и телесно прокаженных. Виждь величие кротости и глубину смирения, не смущаемого никакими озлоблениями. Виждь обилие щедрот из бескорыстного сердца, струящихся во все концы православных земель: и на храмы, и в церковныя благочестивыя общины, и в общества просветительныя благонамеренныя и в частныя руки приемлемых всяким и православным, и иноверцем. Виждь неустанный труд, подвига служения ближнему и здесь, и там, семо и овамо! Виждь, поучайся и подражай. Иди по стопам достойно и праведно неусыпно трудящагося на ниве Божией и шествующего по узкой, не особенно удобной стезе правды. Он стоит на свещнице, да светит всем, иже во храмине суть. Нe может же град (город) укрытися верху горы стоя (Матф. 5: 11–12). (Вообще-то, это Матф. 5: 15–14 0_о)

Бывают в морях маяки, указывающие путь и пристанище тихое. Бывают в океанах скалы, высокие, из под воды вышедшие горы. Бьют волны об эти скалы с яростию, брызжут пены об их стены. А скала стоит спокойно, недвижимо. Кто из нас не видел, как кормчий среди волн ярящагося моря зорко следит за движением бурного ветра и направлением волн и умело, заботливо ведет вверенный ему корабль, чтобы он не погиб.

Все эти сравнения и подобия нам молящимся теперь на Котлинском острове 2, окруженном морем, невольно приходят в голову сегодня на торжестве высокочтимого именинника. Он поставлен Богом на скале Кронштадтской как светоч, как маяк, да указует путь ищущим спасения, да назидает он очевидцев и свидетелей его жизни и словом, и молитвою, и жизненным домашним примером и видимыми делами любви. И достоблаженны люди, умеющие во спасение духа пользоваться знакомством с ним или знанием его деяний. Отец Иоанн есть и сам скала не сокрушаемая. Около него бушуют людские страсти, дают знать человеческие немощи, свирепеет гордыня, шипит злоба, зависть, устремляются злохуления; но он любвеобильный всех и все покрывает молитвою и любовию; и дух его не возмущается; самолюбие удалено из сердца его, он служит другим, а не себе угождает. Присночтимый собрат наш есть кормчий, ведущий среди волн житейскаго моря порученный ему ковчег с лицами всякаго направления, кормчий заботящийся, чтобы ни одно соприкасающееся с ним лицо не погибло, но обрело благодать и спасение.

Да, православные, Господь сотворил и творит с нами русскими знамение во благо, да видят ненавидящие нас и постыдятся и уразумеют истину Христову и любовь и да сподобятся благодати!

Да познают братия наши по крови, заблуждающееся двести пятьдесят лет отщепенцы; да убедятся, что в их общинах благодати нет, а без благодати и Св. Таинств не спасешься, да уверуют они, что благодать Божия воочию пребывает в православной церкви и в иных чадах ея приумножается по молитве и вере и подвигам христианской души и проявляется чрез них во многих истинных знамениях.

Да убедится и мир западный, отпадший от Священства и Таинств и своим тлетворным влиянием губящий и некоторых и из нашего стада! Да постыдятся и уразумеют язы́цы, яко с нами Бог и Его благодать, а не с ними.

Явление на земле избранников Божиих служит обличительною проповедью и нам современным единоверцам их. Как древниe пророки и безмолвно, и образно и словом обличали и поучали современников; так и современные нам подвижники и молча, и в проповеди, в беседе обличительное; страшны греховной совести, приближающейся с покаянием или с праздным любопытством. Эти носители особой благодати живут и действуют, да открыются от многих сердец помышления (Лк. 2:35). И открывается разнородное настроение душ: и вера, и суеверие, и безверие, и ханжество, и особых видов промышленность около избранника Божия.

И в настоящей, торжественной, благочестной душе радостный день с одной стороны приятно сознавать, что во всей России возносятся об о. Иоанне молитвы верующими: – умилительно и здесь видеть обилие верующих, усердных, наполняющих храм сей и тем ясно говорящих, что в них живет вера Христова, а она подкрепляется общением и личным и заочною молитвою именинника. Отрадно знать и постоянно помнить, какую любовь, какое доверие являют к о. Иоанну православные, присылая ему на нужды людские десятки, сотни тысяч ежегодно.

Но в каждой, самой яркой картине, художественной, изящной, есть и тени.

И здесь теперь с другой стороны трудно скрыть стесненное чувство христианское от иных нежелательных и легко устранимых явлений около или по поводу общественного служения дорогого именинника.

Не желая омрачать торжества или умалять значение для России дорогого, любимого именинника, я воспользуюсь здесь сею минутою, чтобы, братие, уяснить неправильные отношения иных чрез меру усердных поклонников именинника, отношения, оскорбляющие христианское чувство постороннего наблюдателя.

Вот многие любят общую, иным назидательную и полезную исповедь у о. Иоанна3; но многие любят ее потому, что в ней душа открывает их тяжкие грехи без ближайшего посредства и обличения местного духовника ежегодного, а потом после такой исповеди человек мало заботится об исповеди частной. Или иные лица, свезши тяжкие грехи в Кронштадт, в остальных каются в месте своего постояннаго жительства. Это – во-первых. Во-вторых, очень, очень многие предпочитают причащаться у о. Иоанна, а не у другого священника, вне Кронштадта, или даже здесь с о. Иоанном за одной Литургией служащего. Как будто бы Святые Дары, Святыя Тайны у о. Ианна в чаше выше, лучше, досточтимее. А сколько при этом бывает шуму, толкотни, горделивого соревнования и помехи, давки, предвосхищения места более близкого к Св. Чаше, держимой о. Иоанном. И это все творится присными туземными свидетельницами частого Богослужения любимого пастыря. И думают иные, что святое приобщение без страха Божия и покаяния сокрушенного послужит им во исцеление души, а не в суд или во осуждение. Ах, братие, как жалко подобное понимание в людях святыни Господней и невнимание их к неумолкаемой проповеди о. Иоанна о благочинии в храме и о равночестности Св. Даров в той или иной чаше.

Умалчиваю о тунеядстве, о нищенстве – как о развитом здесь промысле многих злоупотребляющих милостынею о. Иоанна. Как они жалки! Какой страшной ответственности они подлежат пред Господом! Сколько сотен рублей они отнимают от истинно бедных, честных, многосемейных тружеников, которым безсребренник о. Иоанн с любовно отдал бы вверяемое ему усердием признательных душ.

Еще: многие лица в нужде, тяготе и болезнях обращаются к о. Иоанну за молитвою и иные выписывают его к себе в разные неблизкие места для той же цели, минуя своих местных святых, мощи коих в той или другой области покоятся, яко цельбоносные источники. Не умаляют ли такие люди силу, значение и ходатайство уже прославленных на небе святых наших Антония, Феодосия Печерских, Петра, Алексия, Иону и Филиппа Московских, Тихона и Митрофана Воронежских? Подумать об этом стоит особенно тем людям веры, в коих преизлишество усердия к живому благочестному деятелю нередко естественно сопровождается охлаждением к местным святым и другим уже прославленным угодникам Божиим. Господь сказал: Имейте веру Божию (Мк. 11:23), Просите и дастся вам по вере вашей (Mф. 7:7). Господь слышит молитвы веры на всяком месте владычествия Его... Молитесь святым и на иконе изображенным или их мощам, но молитесь с верою и Господь поможет вам.

Еще одно наблюдение: под разными предлогами и видами особенно под видом рассчитанного ханжества или скрытой гордыни, иные лица образуют секты и общины с именем о. Иоанна, обожаемого и ублажаемого ими, хвастаясь при этом или близостью к о. Иоанну или посещениями о. Иоанном их жилищ или испытанием на себе и других молитвенной силы пастыря Господня! Кому это неизвестно? Как тяжело это знать и видеть и обличать самому о. Иоанну, смиренномудренному, обрекшему себя на служение, а не на погибель ближним. Как жаль о. Иоанна и всех любящих его, что его имя хулится из за лицемеров и искателей приключений или самозванных лжеучителей.

Скорбны эти воспоминания в торжественный сей день; но они не безвременны, не бесполезны и не неуместны по множеству усердных посетителей храма сего, по излишеству своебразной веры в иных и вообще для отрезвления многих.

Прости, возлюбленный собрат, высокий подвижник и личный обо мне недостойном молитвенник! Прости, что я решился указать неправильные отношения людей к тебе4. Я не уничижить веру и усердие к тебе пришел сюда и не умалить честь и имя твое. Я сорадуюсь славе твоей. Но и ревность о доме Божием, о спасении душ снесть ны. (Пс. 68:10) Я желаю и молю Бога, чтобы все люди знающие тебя к тебе и к твоему благоплодному служению относились с благоговением, с должною верою без суеверия; с любовью без крайнего увлечения до потери здравого разума и истинной веры.

Искренно желательно, чтобы ты, поставленный Господом на подсвечнике, светил всем, иже во храмине, и чтобы при твоем светозарном шествии люди, видя добрые дела твои, по слову Христа, ублажали и прославляли не тебя, но Отца Небесного (Mф. 5:16), давшего тебе особую благодать во спасение душ. И сам ты себи ничего доброго не приписываешь, но все благодати Божией яже с тобою.

Днесь благовернии людие светло празднуя, вознесем усиленную молитву нашу ко Господу об имениннике, да укрепит его Господь во здравии и непременяемом благополучии, – да светит он широко, далеко и долго, да разгонится при нем и чрез него мрак неверия, маловерия, суеверия, ханжества, лицемерия, изуверства и разных лжемудровании, так печально разъединяющих членов Святой, Соборной и Апостольской Церкви. Аминь.

Протоиерей Василий Михайловский

* * *

1

Слово тезоименитство древнеславянское: оно значит одноименность: одного имени лица и живущий и св. угодник – тёзки.

2

Кронштадт стоит на острове, называющемся Котлин.

3

Общая исповедь была в древности немного времени; и она вызвана была крайне возбужденным благочестивым строем верующих, составляющих как бы одну откровенную семью; но потом по охлаждении христианской любви и по страсти людской осуждать слабости других, попрекать другого его пороками – была общая исповедь отменена. А частная исповедь всегда считалась необходимою и в уважении и силе. Но частная исповедь не ограничивалась неделями 4-х постов, а она благоплодна и в течение всего года, когда при малом числе говеющих удобно узнать душевное состояние кающейся души и преподать достодолжное увещание.

4

При этих словах о. Иоанн, стоявший и слушавший поучение в царских вратах, среди 12 сослуживших иeреев внимавших слову на солее громко изрек: «Так и нужно было сказать сегодня». Эти слова были во всю церковь повторены проповедником к сведению и успокоению иных чрез меру усердных к о. Иоанну поклонниц, тогда выдававших себя своеобразно и суемудренно.


Источник: Поучение в день тезоименитства о. Иоанна Ильича Сергиева, протоиерея Кронштадтского Андреевского собора, сказанное в Кронштадте 19 октября 1893 года протоиереем Вознесенской церкви в Спб. Василием Михайловским. - Санкт-Петербург : тип. Е.А. Поздняковой, 1893. - 16 с.

Вам может быть интересно:

1. Слово в день тезоименитства о. протоиерея Кронштадтского Андреевского собора Иоанна Ильича Сергиева протоиерей Василий Михайловский

2. Из церковной жизни православных славян: Королевство Сербия. Старая Сербия и Македония. Черногория профессор Григорий Александрович Воскресенский

3. Филарет [Дроздов], митрополит Московский, как служитель слова профессор Николай Александрович Заозерский

4. О памятнике в Москве императору Александру III Сергей Алексеевич Белокуров

5. "Не послушествуй на друга твоего свидетельства ложна" профессор Василий Александрович Соколов

6. К биографии профессора Ф.А. Терновского профессор Владимир Степанович Иконников

7. Чермное море профессор Иван Гаврилович Троицкий

8. В преддверии Великого дня епископ Иоанн (Соколов)

9. Отзыв о сочинении Г.А. Воскресенского: Древнеславянский Апостол... Иван Евсеевич Евсеев

10. Лен зеленой профессор Георгий Петрович Федотов

Комментарии для сайта Cackle