Некролог. Завещание. Последнее слово

Источник

Содержание

Некролог Завещание касательно погребения моего Предсмертная молитва и последнее слово  

 

Некролог

Октября 20 дня сего 1883 года, в первом часу пополудни, скончался в Вологде один из старейших священнослужителей не только Вологодской, но вероятно и большей части других отечественных епархий, известный всей России своими проповедническими трудами, настоятель Вологодского кафедрального Софийского собора протоиерей Василий Иванович Нордов, на 87-м году от роду, на 60-м служения в священном сане и на 43-м настоятельства в Вологодском кафедральном соборе. Урожденец Вологодской епархии г. Устюга Великого причетнический сын (род. в 1797 году, 14-го февраля), воспитанник третьего курса Московской духовной академии; в Бозе почивший о. протоиерей, по окончании в 1822 году академического курса со степенью кандидата, определен в том же году 5 [...]тября в Никольское духовное училище исправляющим должность ректора и учителем в высшее отделение. В 1824 году, июня 24 дня, епископом Вологодским Онисифором произведен во священника к Спасообыденной всеградской церкви г. Вологды с оставлением училищной службы; в том же 1824 году, 20 сентября, по особом испытании Московской академической конференцией, с утверждения Комиссии духовных училищ, возведен на степень магистра. В 1826 г., 28 марта, за ревностное служение и похвальное поведение награжден набедренником, а 9 сентября определен членом в учрежденную, по предписанию Комиссии духовных училищ, особую комиссию для ревизии Вологодской семинарской экономии за сем лет. В 1829 году в декабре командирован в Тотемский Спасо-Суморин монастырь для личного обозрения братии, по случаю произшедшего тогда в монастыре пожара. В 1830 году, 2 января, определен присутствующим в Вологодскую духовную консисторию и того же года, 13 апреля, за отличное служение и разные по службе труды преосвященным Стефаном возведен в сан протоиерея. В 1831 году, 4 сентября, по отношению Вологодского гражданского гебернатора командирован в село Кубенское и полусело Новленское, состоящие в Вологодском уезде, для увещания крестьян, нарушавших повиновение начальству, по случаю превратных о губительной болезни (холере) толков. В 1833 году, 31 мая, перемещен в г. Устюг штатным протоиереем в тамошний Успенский собор и в том же году, 13 [...], определен ректором Устюжского дух. училища и учителем высшего отделения; а 17 ноября членом Устюжского духовного правления. В 1836 году, 7 мая, по распоряжению Комиссии дух. училищ, определен первым членом комитета для [пер]естройки каменного дома, занимаемого Устюжским дух. училищем. В 1840 году, 17 июня, по поручению Вологодского семинарского правления, с разрешения местного преосвященного, обозревал Яренское и Усть-Сысольское духовные училища. В 1841 году, 12 июня, преосвященным Иннокентием, епископом Вологодским, переведен в настоятели Волог. каф. собора и 28 июня того же года, за приведение Устюжского Успенского собора в отличное устройство по внутреннему и внешнему положению, награжден палицей; в том же году, 28 октября, Святейшим Синодом снова определен присутствующим в Вологодскую дух. консисторию. В 1842 году, 10 марта определен ректором Волог. дух. училища и был в этой должности до 1857 года. В 1844 году, 21 февраля, за содействие новым его проектом к умножению ежегодного свечного дохода [на] 6900 руб. серебр. против прежних годов, объявлена ему от преосвященного Иринарха совершенная благодарность; того же года, ноября 25 дня, за труды, понесенные по построению соборного каменного дома с соблюдением весьма значительной экономии, снова объявлена ему Архипастырская благодарность. В 1847 г., 15 ноября определен членом в комитет, учрежденный для возобновления кафедрального софийского собора. В 1848 году определен членом в строительный Комитет, наряженный Св. Синодом для перестройки двух каменных домов духовного училища в Вологде. В 1852 г., [...]юля, за труды по возобновлению Софийского собора, засвидетельствована ему от преосвященного Евлампия архипастырская благодарность. В 1853 г., 20 [...], объявлено ему, по должности ректора училищ, благословение Св. Синода, а в 1855 г., по той же должности награжден окладом годового ректорского жалованья. В 1869 году, июня 21, Св. Синодом определен штатным членом Вологодской дух. консистории и состоял в этой должности до 1876 года, в котором добровольно ее оставил. С 1841 по 1882 год был цензором очередных проповедей Вологодского городского и близгороднего духовенства, а с 1864 года и до последних месяцев жизни состоял цензором местных Епархиальных Ведомостей, успеху которых весьма много содействовал, как собственными сочинениями, печатавшимися в этих Ведомостях, так и своими разумными советами редакции и художественной окончательной отделкой многих сотруднических статей, доставлявшихся в редакцию. При ревностном исполнении всех, возлагавшихся на него должностей и поручений, покойный о. протоиерей постоянно занимался составлением церковных поучений и других духовного содержания сочинений, которые, в числе 12-ти книг, были напечатаны в разных годах и одна из них, под названием «Краткое изображение церковного Устава», была по определению Св. Синода 1865 года, принята в руководство при преподавании церковного Устава в духовных училищах. За примерно ревностную и усердную службу о. протоиерей был Всемилостивейше пожалован: в 1832 г. – скуфьей, в 1839 г. – камилавкой, в 1842 г. – наперсным крестом от Св. Синода выдаваемым; в 1850 г. – орденом Св. Анны 3-й степ., в 1854 г. – орденом Св. Анны 2 степ.; в 1859 г. – тем же орденом и той же степени с Императорской короной; в 1867 г. – орденом св. Владимира 3 степ., в 1880 г. – золотым наперсным крестом с драгоценными камнями из кабинета Его Величества. Имел бронзовый на Владимирской ленте крест в память войны 1853–1856 годов.

Кроме Высшего Начальства, достойно ценившего и награждавшего заслуги о. протоиерея, и местное Вологодское общество, духовное и светское, всегда с глубоким уважением и сочувствием относилось к нему и свое уважение и сочувствие выражало ему при всяком удобном случае, особенно при важных обстоятельствах его жизни. так в 1872 и 1874 годах, с разрешения местных Преосвященных, отправлены были в вологде два празднества в честь о. протоиерея. первое в память 50-ти летия его службы, второе в память 50-ти летнего служения его в священном сане; во время второго из этих юбилеев, Вологодским обществом с Высочайшего разрешения, поднесен ему золотой наперсный крест с драгоценными украшениями.

Такова была, в главных чертах, многолетняя доблестная служебная жизнь почившего о. протоиерея, столь долго бывшего украшением церкви Вологодской.

Предсмертная болезнь усопшего, или, правильнее сказать, последний период его старческого изнеможения, окончившийся смертью, начался с наступлением нынешнего 1883 года. Хотя и с половины прошлого года он был очень слаб, однако все еще довольно не редко ходил в собор и совершал литургии в воскресные и праздничные дни; но в нынешнем году он не совершил уже ни одной литургии, а только участвовал в двух архиерейских литургийных служениях в праздники Крещения и Пасхи и сверх того еще три раза являлся в собор, а именно: в день своего рождения 14 февраля, в день своего ангела 28 февраля и в день коронации 15 мая: в этот последний день он в последний раз был в соборе и слушал богослужение в алтаре сидя. Впрочем, до конца мая он был бодр: писал почерком твердым, занимался несколько чтением и, принимая приходящих, не помалу беседовал с ними. Но затем последовал в нем быстрый упадок сил: с июня он проводил время большей частью в постели, а с конца августа почти не вставал с нее. 28 августа Высокопреосвященнейший архиепископ Ярославский Ионафан, на обратном пути чрез Вологду из Тотьмы после погребения там архиепископа Феодосия, навестив болящего старца, нашел его в крайне изнеможенном состоянии и на свое приветствие ему и благожелания мог услышать от него, уже бывшего не в силах приподняться в постели, только одно, несколько раз повторенное: «благодарю, благодарю». В сентябре и октябре больной несколько раз был напутствован святыми тайнами исповеди и причастия, а за три недели до кончины принял и таинство елеосвящения. Наконец 20 октября господу угодно было воззвать к Себе душу Своего верного служителя.

На третий день после кончины, 22 октября, утром, по окончании соборной литургии, последовал вынос тела усопшего в Печерскую церковь, находящуюся в нижнем этаже теплого Воскресенского собора. Здесь оно оставалось в продолжении трех суток до дня погребения и во все это время читалось над ним днем и ночью Евангелие священниками и диаконами поочередно и пелись многочисленные панихиды; 23, 24 и 25 октября совершены были в Печерской церкви ранние заупокойные литургии, а вечером накануне 25 октября заупокойное всенощное бдение.

Отпевание и погребение происходило 25 октября. В этот день перед началом литургии гроб усопшего перенесен был из Печерской церкви в холодный Софийский собор. Заупокойную литургию совершал настоятель Духова монастыря архимандрит Нафанаил в сослужении четырех протоиереев: Дмитрие-Наволоцкой церкви В. Писарева, Спасовсеградской – И. Кузнецова, соборного ключаря Н. Якубова, Введенской кладбищенской церкви – А. Левитского и шести священников: Казанской церкви – А. Мальцова, Зосимосавватиевской – К. Голубева; соборных Н. Кирикова и В. Сиземского, Владимирской ц. И. Добрякова и Лазаревской кладбищенской И. Анурьева, в присутствии г. вице-губернатора и многих других начальственных лиц города, при необыкновенно многочисленном собрании народа, не вмещавшегося в стенах обширного собора. На отпевании участвовали, кроме поименованных выше лиц духовенства, ректор семинарии протоиерей П. Л. Лосев, настоятель Спасоприлуцкого монастыря игумен Павел и почти все остальное городское духовенство. Как на литургии, так и на отпевании не было произнесено, согласно письменному завещанию покойного, ни надгробного слова, ни речей, а вместо их, согласно тому же завещанию, ключарем собора прочтены были, после чтения разрешительной молитвы, «Предсмертная молитва и прощальное слово», составленные покойным о. протоиереем еще за 24 года до его кончины. Чтение этих умилительных излияний благочестивой и [...] души произвело сильное впечатление на присутствовавших и вызвало у многих слезы. По окончании отпевания, гроб усопшего, на раменах священников, в сопровождении всего присутствовавшего духовенства, при стройном пении погребальных песней, обнесен был чрез северные двери храма вокруг собора и опущен в могилу, приготовленную на месте, которое избрано самим покойным и указано в его вышеупомянутом завещании, в ограде Софийского собора, подле северной стены храма, неподалеку от соборного дома, в котором более 30-ти последних лет службы жил покойный о. протоиерей.

Примечания:

I. Вот перечень всех печатных сочинений покойного о. протоиерея. 1. Беседы на Божественную Литургию, 1842 года, имели три издания. 2. Беседы на блаженства Евангельские, 1843 года, два издания. 3. Церковные поучения 1850 года, два издания. 4. Слова приходского священника к своей пастве, 1855 года, пять изданий. 5. Беседы в воспоминание празднуемых церковью священных и великих событий, 1856 года, три издания. 6. Поучения православного священника к своим прихожанам, 1860 года, четыре издания. 7. Беседы в воспоминание древних священных событий и приснопамятных лиц, 1862 года, три издания. 8. Поучения (с портретом автора), 1864 года, одно издание. 9. Церковно-проповедническое трехлетие, три части, 1867 года, одно издание. 10. Беседа самого с собою или мысли на досуге, 1868 года, одно издание. 11. Краткая священная история церкви, 1850 года, два издания. 12. Краткое изображение Церковного Устава, 1866 года, два издания. – За два года до смерти покойный о. протоиерей, нуждаясь в средствах к жизни, продал право издания своих проповедей С.-Петербургскому книгопродавцу И. Л. Тузову, которым они и напечатаны в нынешнем году, компактно, в двух томах, с портретом автора, под названием: «Сеятель благочестия». – Кроме вышеисчисленных сочинений, перу о. протоиерея принадлежит еще «Ауафист Ипостасной Премудрости Божией», напечатанный в Волог. Епарх. Ведомостях 1868 года.

II. За несколько месяцев до кончины о. протоиерею от имени всего Вологодского общества предложено было, не желает ли он быть погребенным в Печерском храме Воскресенского собора, и он изъявил свое согласие, если будет на то дозволение от Высшего Начальства. Поэтому Вологодское общество, после кончины о. протоиерея, и утруждало Св. Синод просьбой о дозволении похоронить усопшего в Печерском храме; но как дозволения не последовало, то и погребен он, с разрешения местного гражданского начальства, в ограде собора.

III. Немедленно после кончины о. протоиерея посланы были в разные места, разным лицам, в том числе нескольким архиереям, уведомительные телеграммы с просьбой помолиться об усопшем. Олонецкий (бывший некогда Вологодским) преосвященный Павел на посланную ему телеграмму отвечал: «Сочувствую Вологжанам в утрате доблестного пастыря и примерного служителя церкви, незабвенного отца протоиерея Василия Нордова. Горячо молюсь о причтении святопочившего к лику святых Божиих.»

Завещание касательно погребения моего

1) Когда душа моя разлучится от тела, завещаю грешное тело мое облечь в собственные мои одежды. для сего приготовлены и хранятся у меня: сорочка, подрясник, подризник, епитрахиль, набедренник, палица, пояс, поручи, риза и воздух.

2) Руки мои положить на груди раздельно, держащими в правой крест, а в левой Евангелие. Крест и Евангелие с медной золоченой отделкой также приготовлены и находятся в кабинете моем при иконах. Они должны остаться в руках моих до будущего воскресения. разрешительную молитву положить под Евангелие.

3) На грешную главу мою возложить скуфью, на перси – крест. Скуфья и крест (медный золоченый) также приготовлены и лежат при облачении.

4) Гроб купить обыкновенный.

5) По смерти моей вскоре вынести тело мое в церковь Печерских Чудотворцев.

6) Знаков отличий отнюдь при гробе моем не полагать и в шествии с гробом не нести. Земное должно остаться на земле.

7) При выносе тела в церковь и после на место погребения завещаю и прошу нести большой образ Пресвятой Богородицы Одигитрия, находящийся в моем кабинете, привезенный мной из Устюга. Да благословит Она Пречистая отшествие мое в страну загробную!

8) [...] прошу, при погребении моем, по прочтении разрешительной молитвы, прочесть кем-либо из священников или диаконов составленные мною «Предсмертную молитву и прощальное последнее слово».

9) При погребении моем смиренно прошу речей не говорить. А если кто имеет ко мне расположение, тот да сотворит молитву о мне грешном, и за сие сам да приимет милость от Господа.

10) Места для погребения тела моего определенно не назначаю, а желал бы (простите безумию моему!) лечь в соборной ограде подле северной стены большого Софийского собора. Впрочем воля начальства да будет.

11) Ежели смерть моя последует на службе моей при соборе, то все касательно погребения моего исполнить желаю по вышеписанному; а ежели вне службы, то пусть похоронят меня на Лазаревском кладбище, и погребение совершит один местный священник.

Вологда, 23 мая 1880 года.

Протоиерей Василий Нордов.

Предсмертная молитва и последнее слово

Слава Тебе, Господи, слава Тебе! Слава Тебе, Господи: Ты даровал мне бытие и жизнь и ввел меня в мир сей, сотворив меня разумною тварию и запечатлев божественным образом Твоим. Слава Тебе, господи: Ты даровал мне и пакибытие, омыв меня святою и таинственною водою и возродив в новую, благодатную и духовную жизнь. Слава Тебе, Господи: Ты просветил меня святым и божественным словом Твоим и дал мне уразуметь чудеса от закона Твоего. Слава Тебе, Господи: Ты поставил меня в чине служителей Твоих в благодатном дому Твоем и, презрев мои великие скверны греховные, облек в священную лепоту служителя божественных таин Твоих. Слава Тебе, Господи: Ты сподобил меня послужить Тебе и приношением чистой бескровной жертвы, и молитвою веры, и словом спасения. Слава Тебе, Господи: Ты даровал мне Твою великую милость и благодать причащаться пречистого божественного Твоего тела и животворящей и спасительной Твоей крови во оставление грехов и спасение души. Слава Тебе, Господи: Ты ниспослал мне от всещедрой десницы Твоей великие и богатые дары Твои, здравие, мир, благоденствие и довольство земных благ. Слава Тебе, Господи: Ты избавлял меня от бед и напастей и неоднократно удержал и исхитил меня от преждевременной напрасной смерти. Слава Тебе, Господи: Ты прилагал мне дни на дни, умножил лета живота моего и, сподобив достигнуть старости, привел меня на покаяние. Слава Тебе, Господи, слава Тебе.

Помилуй мя, Господи, помилуй мя

Помилуй мя, Господи: согрешил я и беззаконовал, неправдовал пред Тобою вся дни живота моего. Помилуй мя, Господи: Ты веси, яко бездна грехов душа моя, но помяни. яко и немощен есмь, в беззакониях зачат и во гресех рожден. Помилуй мя, Господи: грехи мои безмерны, но и милость Твоя неизследима и человеколюбие Твое неизреченно. Помилуй мя, Господи: помяни, яко Твое есмь создание и не презри дел руку Твоею. Помилуй мя, Господи: помяни Твое крайнее к роду человеческому снисхождение, егоже ради Сам пришел еси взыскати и спасти погибших. Помилуй мя, Господи: помяни Твое страдание и крестную смерть, которые Ты подъял за спасение наше и для очищения грехов наших. Помилуй мя, Господи: не вниди в суд с рабом Твоим, яко не оправдится пред Тобою всяк живый, но пощади и спаси мя Твоею благодатию и милостию. Помилуй мя, Господи: вем, яко согреших Тебе, но и каюсь, и стеню, и слезю, и ненавижу грех, и люблю Тебя, и хощу быти с Тобою. Помилуй мя, Господи: обращаюсь к Тебе, как блудный сын, прошу милости Твоей, как мытарь, плачу, как блудница, и вопию, как разбойник: помяни мя. Помилуй мя, Господи: облеки меня в одежду спасительных Твоих заслуг, покрой меня искупительным Твоим ходатайством, оправдай меня божественною Твоею правдою. Помилуй мя, Господи: воззри на печать сыноположения, которую таинственно положила на мне церковь Твоя, усмотри во мне собственное божественное тело Твое и собственную пречистую и животворящую кровь Твою, которых я, персть, брение и скверна греховная сый, причащался по безмерной милости Твоей, и таким образом соделался общником Твоих спасительных страстей, да буду общник и живоносного воскресения Твоего. Помилуй мя, Господи, рцы душе моей: спасение твое есмь Аз. Помилуй мя, Господи, помилуй мя.

Сподоби, Господи, сподоби мя

Сподоби, Господи: даруй мне кончину христианскую, безболезненную, непостыдную, мирную. Сподоби, Господи: сохрани и соблюди бренное тело мое, егда по глаголу Твоему и в землю обратится, для будущей бессмертной и вечной жизни. Сподоби, Господи: приими разлученную от тела душу мою, избави ее от нападения воздушных врагов, огради ее святыми ангелами Твоими. Сподоби, Господи: благоволи, да предстанет смиренная душа моя пред Тебя, Творца и Искупителя моего, в радости и в надежде жизни и славы вечной. Сподоби, Господи: егда приидет кончина века и вострубит глас архангела, восстави бренное тело мое, и соедини его с душею моею, да живу во веки. Сподоби, Господи: егда и Сам приидеши во славе суд праведный сотворити, милостивно воззри на мя, сподоби стати одесную Тебе и услышати Твой вожделенный глас, призывающий благословенных. Сподоби, Господи: сподоби и мене недостойного со святыми Твоими в вечной славе Твоей царствовати, выну зреть неизреченную красоту пречистого и божественного лица Твоего, вечно радоваться о Тебе, вечно благодарить Тебя, вечно славословить Тебя с Единосущным Твоим Отцем и с Божественным Твоим Духом. Сподоби, Господи, сподоби мя. Аминь.

Радуйся, Благодатная!

Пречистая Дево, Богоневесто Владычице! Ты моя радость, Ты мое прибежище, Ты мой покров и заступление. К Тебе прибегаю, непостыдное предстательство христиан. К Тебе взываю, непреложное ходатайство ко Творцу, Тебя молю, Рождшая Спаса и Избавителя миру, услыши мя в час смерти моей, предстани мне, Благоутробная и Милосердая, покрой меня Твоим Богоматерним покровом, простив мне вся прегрешения моя, вознеси смиренную душу мою к Сыну Твоему и Богу нашему, сподоби мя по кончине моей и по кончине мира всецело и всеясно зрети Тебя, Пречистая, славить Тебя, радоваться о Тебе, и блаженствовать с Тобою в небесном царствии Сына Твоего, Господа и Спаса нашего Иисуса Христа. Сподоби, молю Тя, Всемилостивая, сподоби и меня грешного и непотребного раба и служителя Твоего вкупе с небесными силами и всеми святыми вечно взывать к Тебе: радуйся, Благодатная!

Радуйтеся, праведнии!

Ангеле Божий, хранителю мой! Не остави меня грешного, не отступи от мене в час смерти моей, но соблюди мя и сохрани, огради смиренную душу мою предстательством Твоим от всех наветов врагов наших, мирно, небоязненно и невредимо возведи ее в горняя селения, и буди мне ходатай вечного блаженства и славы в великом и чудном дому Божием. Вси Святии, имущии дерзновение ко Христу Богу, воззрите на меня грешного в час смерти моей, и святыми и богоприятными молитвами вашими избавьте мя вечного осуждения, и испросите мне милость и благодать от Господа, Творца и Искупителя нашего, да и в будущей вечной жизни сподоблюся прославлять вас, и с любовию взывать к вам: Радуйтеся, праведнии!

Господи, благослови!

Ударил последний час. Простите.

Прости вселенная, Богом Творцом устроенная и содержимый мир, да вниду в другой, невидимый божественный мир. Прости небо, поведающее нам славу Божию, да узрю новое небо, исполненное вечной и непостижимой славы Божией. Прости солнце, освещающее и веселящее земнородных, да узрю вечное Солнце правды – Христа. Прости луна, простите звезды, просвещающие твердь небесную, да воссияют предо мною лики праведных, аки светло[...] тверди и аки звезды во веки. Прости земля, содержащая нас, и питающая нас своими благами, да наследую новую землю, и да сподоблюсь видеть благая на земли живых. Прости церковь святая, благодатное царство Божие, да узрю церковь первородных на небесех, вечное и неприступное царство славы Божией. Простите храмы Божии, земные домы Господни, да вниду, недостойный, в превышеземной дом Небесного Отца, у Негоже обители многи. Прости служба священная, песнопение церковное, славословие Божественное, да услышу пение ангельское, глас празднующих на небе, и непрестанно славословящих Господа. Прости божественное священнодействие, которое я, недостойный и грешный, сподобился совершать здесь в земном дому Божием, да сподоблюсь и там – в небесном дому Божием вечно, богоугодно и богоприятно служить Богу живу и истинну. Прости жертва бескровная, таинственный Агнец Божий, Его же аз окаянный тысячекратно сподобился с верою и любовию причащаться, да подаст мне Господь и в будущем невечернем дни царствия небесного истее причащаться божественного Агнца – Христа. Простите отцы и братия, сослужители и смолитвенники мои к Богу. Молитесь за себя и за меня Господу, да сподобит и в будущей жизни совокупно покланятися Ему и славословить Его. Простите дети мои, простите сродники мои. Да даст Господь всем нам, и по смерти, узреть друг друга, и неразлучно жительствовать в радости и наслаждении небесных благ. Простите все православные христиане. Простите вся моя прегрешения, елика согреших в жизни моей словом, делом, помышлением, ведением и неведением и всеми моими чувствы. господь да простит всех нас, Господь да помилует нас, Господь да сохранит нас, Господь да спасет нас, Господь да сподобит нас царствия небесного!

Простите и благословите меня. Разлучаюсь с вами. Оставляю мир. Иду со страхом и радостию к Спасителю нашему Богу.

Господи Иисусе, приими дух мой. Аминь.

Протогрешник Василий.

На подлинном приписано: «С написанного 15 марта 1858 года переписано 21 мая 1879 года».


Источник: Протоиерей В.И. Нордов. Некролог. Завещание. Последнее слово // Вологодские губернские ведомости. (Часть неофициальная). 1883. № 46. С. 9; № 47. С. 6.

Комментарии для сайта Cackle