Азбука веры Православная библиотека протоиерей Василий Певцов О трудах Святых Апостолов в распространении веры Христовой

О трудах Святых Апостолов в распространении веры Христовой

Источник

В прошедшей беседе мы говорили о трудах святого апостола Павла. Настоящая же наша беседа будет о том, как потрудились прочие святые апостолы Христовы, распространяя на земле веру христианскую, и как жили первые христиане, наученные апостолами.

Спаситель наш сказал однажды ученикам своим, что с Его учением будет похоже на то, что бывает с зерном горчицы: оно очень мало, но когда посеют его, из него выходит большое растение и так разрастается, что под ним вьют гнезда птицы небесные. Общество христиан, называемое святою Церковью Божиею, сперва было также весьма не велико, но потом день ото дня, год от года, оно разрасталось, увеличивалось, стало огромной семьей христианской из многих миллионов людей, распространилось по всему свету. Матерью святых Церквей Божьих или православных христианских обществ во всех странах был святой город Иерусалим. Там началась Церковь Божия, – то есть там было первое общество христиан, – и оттуда распространилась вера Христова и церковь Божия по всей земле. Апостолы Христовы, по повелению Спасителя, должны были начать труды свои с города Иерусалима и с еврейской земли.

После вознесения Господня на небо, апостолы оставались в Иерусалиме и никуда из него не отлучались, ожидая, когда, по обещанию Спасителя, сойдет на них Дух Святый. Здесь они жили все вместе и все время проводили в общей молитве с Божиею Матерью и с прочими учениками Христовыми. Всех верующих во Христа было там около 120 душ. Местом собрания их был дом в той части города Иерусалима, которая называлась Сион. Там Спаситель совершил накануне страданий Своих святое Причащение; там жила Богоматерь с любимым учеником Христовым Иоанном, который был для Неё вместо сына.

Обещание Спасителя исполнилось на десятый день после вознесения Его на небо. У евреев тогда был великий праздник, называемый пятидесятницею; в этот день они вспоминали, как Господь дал евреям чрез святого пророка Моисея, на горе Синае, закон. Этот же день Господь избрал и для того, чтобы даровать апостолам силу для распространения по всей земле нового закона, то есть учения Христова.

Апостолы Христовы с прочими учениками Христа, по обыкновению, тогда молились все вместе в своем доме на Сионе. В 8-й час дня по еврейскому счету, а по нашему – в 9-й час утра, вдруг сделался шум, как будто пронесся сильный ветер, и апостолы увидели разделившиеся огненные языки, которые спускались на каждого из них, – это было знамением того, что на них сошел Святый Дух и дал им способность проповедовать Христово учение разным народам. Его дар и силу они тотчас же почувствовали в себе, в радости начали говорить и прославлять Господа на разных языках, как вразумлял их Дух Святый.

На шум бури, пронесшейся над домом апостолов, сбежался народ. Туг было множество людей, пришедших на богомолье в Иерусалим, по случаю праздника, из разных чужих стран. Все они изумились, когда услышали, что апостолы говорят на разных языках. Каждый из чужестранцев слышал свой природный язык; а между тем было известно, что эти люди (то есть апостолы) природные евреи и жили в еврейской земле. В удивлении все спрашивали: «что это значит?» Нашлись и такие, которые стали насмехаться и говорили про апостолов: «они напились сладкого вина». Тогда апостол Петр, вставши вместе с прочими 11-ю апостолами, объяснил собравшемуся народу, что значит такое дивное происшествие. С помощью Святого Духа, он начал говорить об Иисусе Христе, показал, что Тот Самый Иисус, Которого евреи распяли на кресте, есть истинный Спаситель, Сын Божий, что Он воскрес из мертвых и вознесся на небо, и что Он теперь послал на учеников Своих Святого Духа, Который дал им такую способность говорить на разных языках. Речь Петра так подействовала на слушавших, что они с умилением стали говорить апостолам: «что-же нам делать, братия?» – «Покайтесь и примите крещение во имя Иисуса Христа, чтобы получить прощение в грехах», – ответил Петр, и много другого говорил в поучение им. От этой проповеди его в тот же день уверовало во Христа и крестилось около трех тысяч душ.

С этого дня, вера христианская начинает, с Божиею помощью, быстро распространяться. Научаемые Духом Святым, апостолы смело проповедуют всем в Иерусалиме об Иисусе Христе и о воскресении Его из мертвых. Святому делу их Господь помогал знамениями и чудесами.

Раз апостолы Петр и Иоанн шли в церковь на вечернюю службу. У дверей церковных сидел человек, от роду хромой; его каждый день приносили сюда и он просил милостыни у проходящих. Увидевши Петра и Иоанна, он попросил милостыни и у них. Петр посмотрел на него и сказал: «серебра и золота у меня нет, а что имею, то и даю тебе: во имя Иисуса Христа встань и ходи», и, взявши его, за руку, поднял. У несчастного тотчас-же выпрямились и окрепли ступни и колени; он стал ходить прямо, скакал от радости, громко хвалил Господа и пошел за апостолами в церковь. Все знавшие хромого, были в изумлении и ужасе от такого происшествия. А как исцелившийся не отходил от Петра и Иоанна, то к ним сбежалось множество народа. Тогда апостол Петр обратился к народу с такою речью: «чему дивитесь, братия, что смотрите на нас? Не нашею силою или благочестием сделалось то, что этот человек стал ходить. Вы отреклись от Иисуса Сына Божия и предали Его на смерть; Бог же воскресил Его из мертвых, и вот Его сила и вера в Него подала исцеление этому человеку». При этом апостол убеждал всех покаяться пред Богом и уверовать в Иисуса Христа. Слова его имели такую силу, что из числа слушавших его около пяти тысяч челов. обратилось в христианскую веру.

Чудеса и знамения, которые творились апостолами, были велики и многочисленны. Всем было явно, что с апостолами – Господь, что чрез них действует сила Божия. Число уверовавших, день ото дня, увеличивалось в Иерусалиме. Выносили на постелях больных и клали на улицах, чтобы хотя тень от апостола Петра, когда он проходил по улице, упала на которого-нибудь больного. Из других соседних городов приводили и приносили в Иерусалим, к апостолам, множество разных недужных, и все они получали от апостолов исцеление. За такие чудеса народ прославлял апостолов и с любовью слушал учение их.

Враги Иисуса Христа, еврейские начальники, предавшие Его на смерть, весьма встревожились, когда увидели, что верующих во Христа становится больше и больше. Им было и завидно, что апостолов так все любят, и досадно, что апостолы проповедуют всенародно о воскресении Иисуса Христа из мертвых. Но, сделать какое-нибудь зло ученикам Христовым, или погубить их, начальники побоялись; они опасались, чтобы из-за того не вышло неудовольствие в народе. Посоветовавшись между собою, они положили сперва, пригрозить апостолам; позвали Петра и Иоанна на суд свой, и дали им строгое приказание, чтобы они отнюдь не смели говорить или учить об Иисусе Христе.

Не взирая на такие запрещения и угрозы, апостолы продолжали свое святое дело, которое повелел им Господь. И какая дивная перемена произошла с ними с тех пор, как Дух Святый сошел на них! Прежде они были так робки и боязливы, что когда Иисус Христос предан был на суд, они все от страха разбежались и оставили Его, и самый твердый из них по душе своей, Петр, отрекся было от Христа перед служанкой. Теперь же они не только всему народу, а и на суде еврейском с такою смелостью проповедуют о Христе Спасителе, что ей дивились сами враги Христовы.

Начальники еврейские, узнавши, что ученики Христовы не слушают их приказаний и продолжают учить народ вере Христовой, сильно озлобились на них, велели схватить и посадить их в темницу. Но ангел Господень ночью отворил двери темницы, вывел их оттуда и велел проповедовать народу во храме учение Христово. Апостолы исполнили это повеление. На другой день по утру, собрались архиереи и старшины еврейские и послали привести апостолов из тюрьмы; но с великим удивлением услышали от посланных служителей, что двери темницы заперты и сторожа стоят у них, а учеников Христовых там нет. Тут кто-то пришел и донес начальникам: «вот те люди, которых вы заключили в темницу, учат народ во храме». Тотчас же посланы были за ними служители. Когда апостолы явились перед судбищем еврейским, начальники с упреком сказали им: «разве мы не запретили вам учить об Иисусе? А вы наполнили весь Иерусалим учением своим и хотите сделать нас виноватыми в смерти этого человека». Апостолы ответили: «Богу надобно повиноваться больше чем людям», и перед всем судом засвидетельствовали, что Иисус есть посланный на землю Спаситель людей, и что Он воскрес из мертвых. У врагов Христовых сердце рвалось от таких слов; они замышляли убить апостолов. Но один еврейский ученый человек, уважаемый всем народом и рассудительный, посоветовал ничего не делать с апостолами и рассуждал так: если это дело, которое делают апостолы, угодно Богу, то невозможно будет помешать ему и нельзя идти против Бога; если-ж оно только людьми начато, не по Божьей воле, то само собою рушится. На такое рассуждение он привел и примеры, бывшие незадолго перед тем временем. Начальники еврейские послушались этого умного совета и отпустили апостолов; впрочем, наперед побили их и еще раз строго запретили им говорить об Иисусе Христе. Апостолы радовались тому, что удостоились принять бесчестье и побои за Христа, и не переставали каждый день, в храме, учить народ об Иисусе Христе.

Уверовавших в Иисуса Христа в Иерусалиме было много; но все они составляли как-бы одну семью, и жили в полном согласии; у всех было одно сердце, одна душа. Апостолы Христовы были между ними как отцы, а прочие христиане были как братья между собою и назывались братиями. Все было у них общее. Всякий, у кого было какое-нибудь имущество, не считал его своим, но по доброй воле отдавал на общую потребу, продавал его и деньги приносил к апостолам; а они выдавали каждому то, в чем кто нуждался. Зато и не было между этими первыми христианами бедных, никто из них не оставался в нужде. Нашлись было, правда, и между первыми христианами такие люди, которые вздумали поступить лукаво, обманным образом захотели показать, что и они пристают к этой одной семье христианской, но в тоже время не оставили своей любви к корысти. Господь, в пример другим, наказал их за неправду и лукавство. Это было так: один из христиан, по имени Анания, с женою своею Сапфирою, продал, как и другие христиане, свой участок земли и принес к апостолам часть денег, вырученных от продажи, а другую часть утаил у себя. Апостол Петр сказал ему: «Анания! зачем ты дал сатане научить тебя лгать перед Духом Святым и утаивать часть денег? Не в твоей-ли воле было продавать имущество и принести деньги за него? За чем же ты обманываешь? Ты солгал не перед людьми, а перед Святым Духом». Услышавши такие слова Анания тут же упал мертвым; его подняли и понесли хоронить. Пришла после и жена его, не ведая что случилось с мужем. Апостол Петр спросил со, за ту-ли цену они продали свою землю, какую показывал муж её. Она отвечала, что за ту самую. Тогда апостол сказал ей: «что это вы сговорились испытывать (ложью своею) Духа Святого? Вот идут хоронившие мужа твоего; они и тебя понесут». Вдруг Сапфира упала у ног апостола бездыханная; её также вынесли и похоронили подле мужа. Такое происшествие навело великий страх на всех видевших и слышавших об этом.

Как мы уже сказали, апостолы из общего имущества христианского выдавали каждому то, в чем имел каждый нужду, и делали это, конечно, со всею справедливостью; но от некоторых людей, которые были родиной не из еврейской земли, послышались жалобы, будто-бы при этой раздаче бывает пристрастие и будто вдов их обделяют при этом.

Апостолы, узнавши про такие жалобы, созвали христиан и сказали: «неудобно нам оставлять преповедание учения Христова и заботиться о продовольствии вашем. Выберите у себя семь людей благонадежных и мудрых; мы поставим их над этим делом, а сами будем постоянно заниматься молитвою и проповедованием слова Божия». Христиане выбрали таких людей. Апостолы помолились, положили на них руки свои и поставили их на эту службу, чтобы заботиться о раздаче пособий нуждающимся. Их назвали диаконами.

Один из числа семи диаконов, Стефан, скоро после того, как был избран в диаконы, удостоился пострадать и умереть за Христа. Он много творил чудес и знамений в народе силою Святого Духа, пребывавшего в нём. Некоторые из ученых евреев вступали с ним в споры о вере христианской, но не могли устоять против его мудрости, которая дана была ему от Святого Духа. В злобе на него они подучили некоторых людей сказать, будто Стефан говорил дерзкие слова против Бога и Его закона. Стефана схватили и привели на суд. Здесь выступили против него обвинители и ложные свидетели. Праведник стоял перед судом с чистою совестью, со спокойным духом; Господь укреплял его; лицо его сияло, как у ангела Божия. Когда его спросили, так ли дело было, как показывают против него, Стефан обратился ко всему собранию с речью, и высказал, что как в прежние времена прадеды евреев часто оказывались непокорными Господу, не слушались Его святых пророков, так и теперь еврейские начальники не захотели уверовать в обещанного от Бога Спасителя и убили Его. При этой речи, сердце начальников еврейских рвалось от злобы; они скрежетали зубами; Стефан же, поднявши глаза к небу, сказал: «вот я вижу небо отверстое и Господа Иисуса, одесную Бога (то есть в такой же славе, как и Бог Отец)». Судьи не стали больше выносить его слов, заткнули уши свои, с криком бросились на Стефана и поволокли его за городские ворота на поле. Там они начали побивать его камнями. Стефан молился: «Господи Иисусе! прими душу мою!» – и ставши на колена сказал: «Господи! не поставь им это во грех». С этим словом он скончался. Тело его было брошено на съедение зверям; но верующие тайно взяли его, похоронили и горько оплакивали его.

Святой Стефан был первым мучеником за Христа. Смертью его началось в Иерусалиме великое притеснение христианам; враги Христовы начали отыскивать их, таскать в темницы, предавать суду и мучить. Но этим не только не уничтожили веры Христовой и не уменьшили числа верующих, а еще больше размножили их; потому что христиане уходили от гонения в разные другие города, и везде проповедовали о вере христианской. Сами апостолы посещали из Иерусалима другие города еврейской земли и обращали ко Христу многих, как своим учением, так и великими чудесами, которые Бог творил через них. Раз апостол Петр, бывши в одном еврейском городе (Лидде), увидел человека, лежавшего в расслаблении уже восемь лет. Петр сказал ему: «исцеляет тебя Иисус Христос, встань с постели и ходи», и больной тотчас выздоровел и встал. В другом соседнем городе, который назывался Иоппией (ныне зовется Яффа), этот святой апостол воскресил умершую девицу, по имени Тавифу, она была добрая христианка, весьма милостивая к бедным и добродетельная. Случилось, что она вдруг заболела и скончалась. Жившие в городе христиане, очень любившие добрую Тавифу, тотчас послали к апостолу Петру попросить, чтобы он поскорее пришел к ним. Петр не замедлил. Когда он вошел в дом, где лежала умершая, его окружили вдовы и со слезами показывали ему рубашки и платья, какие шила она для бедных. Апостол Петр выслал всех из горницы, стал на колена, помолился Господу и потом, обратившись к телу умершей, сказал: «Тавифа! встань!» Умершая открыла глаза и села. Петр подал ей руку, поднял её и, призвавши христиан, поставил её живою перед ними. Оба эти чуда разгласились по всем соседним городам и многие уверовали из-за них в Иисуса Христа.

Из еврейской земли, вера Христова стала расходиться и по другим странам отдаленным, прежде чем апостолы отправились в эти страны проповедовать её.

Из числа уверовавших во Христа в тот день, когда Дух Святый сошел на апостолов, много было таких, которые пришли тогда из разных языческих стран. Они-то в первый раз и принесли с собою веру Христову в эти страны, возвратившись из Иерусалима. Замечателен еще случай, как один знатный человек, или вельможа, приехавший в Иерусалим на богомолье из дальней земли, воротился домой христианином. На возвратном пути своем из Иерусалима этот человек, сидя на своей колеснице, читал святое Писание. В это время ангел Господень повелел одному из семи диаконов, Филиппу, идти на ту дорогу, по которой вельможа этот ехал. Филипп пошел, встретил на дороге вельможу и, подошедши к его колеснице, по внушению Божию завел с ним беседу. «Понимаешь ли, что читаешь?» спросил он странника. «Как я могу понимать, если кто-нибудь не вразумит меня?» отвечал вельможа и попросил Филиппа сесть с ним в колесницу и растолковать ему то, что читал. А читал он в это время то, как пророки предсказывали о страданиях Спасителя еще задолго до Его рождения на земле. Филипп, объясняя вельможе святое Писание, начал проповедовать об Иисусе Христе. Сердце этого набожного человека, с Божию помощью, обратилось к Спасителю; Господь дал ему уверовать во Христа. На дороге встретился источник воды. Вельможа сказал: «вот вода; что мешает мне принять крещение?» «Можешь, если веруешь от всего сердца», ответил Филипп. «Верую, что Иисус Христос есть Сын Божий», сказал вельможа, и, приказавши остановить колесницу, принял святое Крещение. В это время Дух Святый сошел на крещаемого, а Филипп внезапно взят был ангелом Божиим и поставлен в другом месте. Вельможа продолжал путь свой радуясь, что просветился верою Христовою и святым Крещением.

К вере христианской сперва обращались только евреи, а из чужих стран такие люди, которые содержали веру еврейскую. Учить ей язычников апостолы еще не решались, без особого на то повеления Божия. Язычники считались у евреев нечистыми перед Богом, закон запрещал евреям сообщаться с ними. Сами апостолы полагали, что всякий язычник, прежде чем захочет сделаться христианином, должен принять сперва еврейский закон. Но Господь скоро показал апостолам Своим, чтобы они не гнушались никаким человеком неверным, не лишали бы и язычников учения Христова, всем проповедовали его без различия. Это было таким образом: В одном городе, находившемся в еврейской земле, Кесарии, жил некий язычник, сотник, или начальник над сотнею солдат, по имени Корнилий. Это был такой человек, каких весьма немного было между язычниками. Он почитал одного Бога и был очень набожен, добр и милостив. Однажды вечером явился перед ним ангел Божий и сказал: «Корнилий! молитвы и милостыни твои дошли до Бога. Пошли в ближайший город (Иоппию) за человеком, который называется Симоном Петром, и позови его к себе: он тебя научит тому, что нужно для твоего спасения. При этом ангел указал ему, как найти Петра. Корнилий послал слуг своих. Апостол Петр тогда гостил в городе Иоппии, или Яффе, в том самом, где он воскресил умершую девицу. В то время, как прийти слугам от Корнилия, апостол Петр молился в горнице своего дома; и вот, ему представилось чудное видение: с неба спустилась перед ним как будто большая скатерть, а в ней были разные животные, птицы и гады, считавшиеся у евреев нечистыми (погаными). Голос с неба говорил ему: «заколи это, Петр, и ешь». Петр ответил: «нет, Господи, я никогда не ел ничего скверного». Голос сказал ему: «что Бог очистил, того ты не считай скверным». Это повеление было ему до трех раз и потом все скрылось. Петр не понимал, что значит такое видение? В это время приходят посланные от Корнилия и спрашивают о Петре. Святый Дух сказал апостолу: «поди с ними нисколько не сомневаясь, Я послал их к тебе». Петр понял тогда, что Господь научал его, через видение, не считать скверным или нечистым ни одного человека. Он сошел к слугам Корнилия, выслушал, за чем пришли они, угостил их и, на другой день, пошел с ними. Корнилий, в этот день, собрав у себя всех родственников своих, вышел навстречу Петру и поклонился ему до земли. Петр сказал: «встань, я тоже человек» и, вошедши в дом, стал беседовать с ним. Корнилий сказал ему, как являлся ему ангел Господень, и попросил Петра научить его, как спастись. Апостол сказал: «теперь я вижу, что человек богобоязненный и поступающий по заповедям Божиим, из какого-бы народа он ни был, приятен Господу», и начал проповедовать всем собравшимся в доме Корнилия о Спасителе Иисусе Христе. Еще не кончил он речи своей, как Дух Святый сошел на слушавших и они стали говорить на разных языках. Апостол тотчас же совершил над ними святое Крещение и пробыл с ними несколько дней, поучая их истинной вере. После такого происшествия, апостолы больше уже не сомневались проповедовать учение Христово язычникам.

Между тем, притеснения христианам от еврейских начальников продолжались. Тогдашний царь еврейский, Ирод, внук того Ирода, при котором родился Спаситель, приказал схватить апостола Иакова, брата святого евангелиста Иоанна Богослова, и предать его смерти. Этот апостол, вместе с Петром и братом своим Иоанном, был самый близкий ученик Иисуса Христа, вместе с ними был свидетелем славного преображения Его на горе Фаворе и предсмертной молитвы Его в саду Гефсиманском. В житии святого Иакова рассказывается, что его осудили на смерть по неправедному доносу одного еврея, который сам раскаялся на суде в своем поступке, объявил себя христианином и вместе с апостолом приговорен был к смерти. Доносчик этот просил у него прощения, идя с ним на казнь; апостол Иаков обнял его и сказал: «мир тебе, сын мой, мир и прощение». (Память святого апостола Иакова 30 апреля).

Казнь Иакова была очень приятна врагам Христовым. Увидевши это царь Ирод, чтобы еще более угодить еврейским старшинам, велел схватить апостола Петра. Так как в то время наступил великий еврейский праздник пасхи, то казнь апостола Петра была отложена. Его посадили в тюрьму, сковавши двумя цепями; 16-ть солдат стерегли его там. Между тем все христиане в Иерусалиме прилежно молились о нем Богу. Праздник прошел и день казни уже был назначен. В ночь накануне этого дня апостол Петр спал в темнице между двумя солдатами. Вдруг чудный свет осиял темницу, явился ангел Господень, разбудил Петра и сказал ему: «встань скорее, оденься, обуйся и ступай за мною». Цепи упали с рук Петра; он сделал, что повелел ему ангел, и пошел за ним. Прошедши мимо сторожей, они подошли к железным городским воротам, которые сами собой отворились перед ними. Петр не знал, во сне или наяву он видит это. Вдруг ангел стал невидим. Осмотревшись и увидевши себя одного на улице города, Петр понял, что Господь послал ангела Своего избавить его от смерти. Он пришел к дому одного ученика Христова (евангелиста Марка), где христиане собравшись молились, и постучался у ворот. Вышла служанка и, узнавши Петра по голосу, от радости, не отворяя дверей, побежала и объявила всем, что Петр стоит у дверей. Ей не поверили и сказали: «в своем ли ты уме?» Та стояла на своем. Тогда верующие сказали: «это, верно, Ангел его»; наконец двери отворили. Увидевши в самом деле Петра, все изумились, апостол Петр рассказал им, как Господь вывел его из темницы и тотчас же ушел в другое место. На другой день Ирод, не нашедши Петра, приказал казнить сторожей тюремных.

Апостолы пробыли в еврейской земле около 12-ти лет после вознесения Господа нашего, проповедуя учение Христово евреям в Иерусалиме и в соседних городах. Когда вера христианская здесь уже достаточно распространилась, святые апостолы, совершивши пост и молитву, пошли проповедовать её в разные языческие страны. Каждый шел туда, куда указывал ему Господь. Своею проповедью, которую внушал им Дух Святый, при помощи многих и великих знамений и чудес, которые Господь творил через них, святые апостолы в короткое время обратили ко Христу множество язычников и распространили Христово учение до самых отдаленных стран. «Во всю землю изыде вещание их и в концы вселенныя глаголы, их», говорит о них слово Божие (Рим. 10:18); то есть: повсюду прошел голос их и до концов земли учение их. Много трудов понесли они для своего святого дела, много бед и страданий они претерпели за него и почти все они закончили свои труды страдальческою смертью. Расскажем вкоротке о трудах и кончине некоторых из них.

Святой апостол Петр, обошедши разные страны языческие, прибыл в тогдашнюю столицу всего мира – город Рим в одно время со святым апостолом Павлом. Проповедуя здесь учение Христово, апостол Петр встретил здесь противника себе, некоего волшебника Симона. Этот Симон за несколько лет перед тем, бывши в еврейской земле, видел многие чудеса, какие творили апостолы, и, удивляясь им, сам принял христианскую веру. Но ему хотелось тогда и самому получить от апостолов такой же дар Божий, какой был в них, для своих выгод. Он принес денег апостолу Петру и просил его продать ему этот дар. Петр сказал ему: «погибни ты с деньгами своими, ты думаешь купить ими дар Божий; покайся и молись Богу, чтобы он простил тебе лукавство твое». Симон покаялся, но не от чистого сердца. После он отрекся от христианской веры и принялся за волшебство. Обходя многие города в разных странах, он выдавал себя за какое-то божество и обольщал народ своими волшебными хитростями. В Риме он опять встретился с апостолом Петром и, из зависти к нему, смущал многих людей, чтобы они не верили учению Петра. Святой апостол всенародно посрамил этого обманщика. Однажды Симон взялся показать перед народом свою силу и воскресить умершего сына одной знатной вдовы, с тем условием, чтобы народ убил апостола Петра. Своими хитростями он сделал только то, что мертвый стал шевелиться, но жизни возвратить ему не мог. Петр же апостол помолился Господу, чтобы Он показал обольщенному народу Свою всемогущую силу, и, обратившись к умершему, сказал: «юноша, встань; воскрешает тебя Господь Иисус Христос». Мертвец встал. Изумленный народ бросился на Симона волхва чтобы убить его за его обманы; но Петр апостол остановил их и сказал: «Господь наш и Учитель не велел отплачивать злом за зло, отпустите его». Многие тогда уверовали во Христа, силою Которого апостол творил чудеса. Потерпевши такой позор, Симон и после того не переставал обольщать многих. Он обещался перед глазами всех подняться на воздух. Святой апостол Петр, находившийся между собравшимся народом, молился, чтобы Господь не допустил Симону соблазнять людей. Симон упал с высоты на землю и разбился до смерти.

Своим учением апостол Петр обратил в Риме многих в христианскую веру и между ними одну из жен тогдашнего римского царя Нерона. Этот царь оставил по себе позорную память жестокостью, бесчеловечностью и безумными поступками своими. Он захотел однажды полюбоваться видом пожара и подослал слуг своих поджечь свою столицу Рим в разных местах. Страшный пожар истребил большую часть города. Всю вину Нерон сложил на христиан, которых язычники не любили. В другой раз мы объясним, отчего родилась такая ненависть к ним. По приказанию царя, христиан стали хватать и жестоко мучить. Вот как описывает эти мучения один язычник, написавший историю того времени (Тацит): «схвачены были сначала признавшиеся христианами; а потом, по их указанию, уличено было бесчисленное множество других, которых обвинили не только в поджоге, но и в ненависти к человеческому роду (так думали тогда язычники о христианской вере); к казням прибавили еще поругания. Их покрывали шкурами зверей и травили собаками, других распинали на крестах; иных, одевши в платье, пропитанное горючими веществами, зажигали и таким образом они горели ночью вместо факелов. Нерон царь отдал сады свои для такого зрелища и устроил в них при этом лошадиные скачки, на которых присутствовал сам одетый кучером». Во время такого ужасного гонения, христиане упросили апостола Петра уйти из Рима, Петр уступил их просьбам. Когда апостол Петр выходил ночью из города, ему представилось видение: явился Иисус Христос идущий в город. Петр спросил Его: «Господи! куда идешь?» – «Иду в Рим, чтобы опять быть распятым», – ответил явившийся Спаситель и стал невидим. Тогда апостол Петр понял, что ему следует возвратиться в Рим и пострадать за Христа, потому что в страданиях христиан, в теле их, страдает Сам Спаситель. В Риме апостол Петр был схвачен и в оковах заключен в тюрьму. Эта тюрьма – ужасное подземелье, вырубленное в скале, мрачное, сырое, сохранившееся в Риме до сих пор. Рассказывают, что святой апостол Петр во время заключения своего обратил ко Христу несколько тюремных сторожей и крестил их водою, которая просачивалась из стен тюрьмы. Нерон царь осудил апостола на распятие, прогневавшись на него особенно за смерть любимца своего Симона-волхва и за обращение в христианство одной жены своей. Отведенный на место казни, апостол Петр просил палачей, чтобы они распяли его вниз головою, потому что считал себя недостойным умереть подобно Спасителю. Кончина его последовала 29 дня июня месяца, 24 года спустя после воскресения Христа из мертвых. Христиане похоронили святое тело его вместе с святым апостолом Павлом, пострадавшим в том же году.

Спутником и помощником апостолу Петру в его трудах был святой евангелист Марк, написавший для христиан жизнь и учение Спасителя или Святое Евангелие, названное Евангелием от Марка. Он был с апостолом Петром и в Риме; оттуда отправился в город Александрию, который находится в египетской земле, и там, спустя год после смерти учителя своего, апостола Петра, пострадал от язычников. В темнице, куда он был брошен, Спаситель утешил и укрепил его явлением Своим. Язычники волокли его нагим по острым камням, и в этих страданиях святой Марк предал душу свою Господу. Его святые мощи находятся в итальянской земле в городе Венеции.

Когда святые апостолы разошлись по всему миру, в Иерусалиме оставался учителем и пастырем тамошних христиан святой апостол Иаков, сродник Иисуса Христа по плоти, называемый братом Господним. Он был первым архиереем в городе Иерусалиме. Он вел необыкновенно-строгую постническую жизнь, ел только один хлеб и пил одну воду; в еврейском храме Божьем его постоянно видели молившимся Господу; от частого стояния на коленах при молитве кожа на коленах его отвердела. За праведную жизнь уважали его сами враги Христовой веры и называли его праведником. Когда еврейские начальники увидели, что число христиан увеличивается не смотря ни на какие угрозы и притеснения, они вздумали однажды через святого Иакова подействовать на народ и остановить распространение Христовой веры. В свой праздник Пасхи, когда народу собралось в Иерусалиме множество, они окружили Иакова в храме и сказали: «просим тебя, праведный, вразуми народ, ведь он заблуждается и почитает Иисуса за Христа-Спасителя. Все знают, что ты свят и справедлив, тебя послушают. Стань же на крышу церковную, чтобы все могли тебя видеть и слышать». За тем собрали народ, поставили Иакова на крыше церкви и сказали: «праведный! все тебе должны верить; скажи этому заблуждающему народу, за кого следует признавать Иисуса распятого?» Святой Иаков громко стал проповедовать перед народом, что Иисус пострадал по доброй воле, воскрес из мертвых, вознесся со славою па небо, и опять придет на землю судить всех людей.

Услышав это, христиане в народе начали прославлять Иисуса Христа, а раздосадованные враги Христовы кричали: «о! и праведник заблуждается!» – взбежали на крышу, в злобе столкнули его с неё и начали бросать в него камнями. Святой Иаков расшибся о каменный помост двора церковного, но еще был жив и молился за убийц своих: «Господи! прости им, они сами не знают, что делают». Один из евреев закричал в защиту Иакова: «перестаньте, что вы делаете? Праведник молится за вас», – но в это время один из злодеев схватил тяжелую скалку и расшиб ею голову страдальца. Христиане похоронили его за городом против храма. Над его могилою и доселе стоит памятник. Смерть его последовала спустя 30 лет после вознесения Господня. Когда, скоро после того страшные беды постигли евреев и разорен был Иерусалим, многие из евреев считали это карою Божиею за убийство Иакова, – так велико было почтение к нему.

Святой апостол Андрей был брат апостола Петра и прозван первозванным, потому что он первый сделался учеником Иисуса Христа. Россия почитает его как апостола своей родной земли. Обошедши многие страны, святой Андрей посетил области, находящиеся за Кавказом (Осетию и Абхазию) и проповедовал веру Христову в Крыму, останавливался там в Херсонесе или Корсуни – в том самом, где наш русский князь святой Владимир принял святое крещение. Следы этого города доселе видны около Севастополя. Есть старинное русское сказание, что святой Андрей из Крыма, по реке Днепру, доходил до того места, где стоит теперь город Киев, остановился тут с учениками своими, поставил крест и сказал им: «видите эти горы? на них воссияет благодать Божия, будет город великий, воздвигнутся церкви многие, и свет истинной веры отсюда пойдет по всей стране этой». На том месте, где поставлен был апостолом крест, ныне находится в Киеве церковь во имя святого Андрея Первозванного. Затем святой Андрей прибыл в город Византию, который после назван Константинополем или Царьградом. Здесь и в соседних городах он распространил веру христианскую. В греческой земле он скончался мученическою смертью. В одном городе он обратил ко Христу множество язычников и, в числе их, жену начальника той страны. Начальник, усердный язычник, посадил апостола в тюрьму; но народ толпами приходил сюда послушать учение святого апостола. Видя, что христиан становится все больше, начальник призывал к себе апостола, уговаривал его отказаться от Христа. «Как можно веровать в того человека, который был распят на кресте, как злодей!» – говорил он. Святой Андрей объяснял ему веру христианскую, но начальник остался неверным и осудил его на распятие. Апостол с радостью шел на смерть и, увидевши приготовленный для него крест, сказал: «о крест мой любимый! возьми меня от людей и отдай меня Учителю моему, Который спас меня через тебя». Вися на кресте святой апостол два дня учил окружавших его твердо хранить веру и не бояться смерти. Между тем, весь народ в городе был весьма огорчен поступками начальника. «За что страдает этот святой человек?» – говорил он и требовал, чтобы святой Андрей был снят со креста. Начальник стал опасаться бунта и на третий день сам пришел снять апостола; но святой Андрей, окруженный чудным сиянием, отдал душу свою Господу. Память его 30 ноября.

Один только из всех святых апостолов скончался мирною смертью и жил дольше прочих учеников Христовых, – это возлюбленный ученик Спасителя Иоанн Богослов. Во время Своих страданий на кресте Спаситель поручил ему Пресвятую Матерь Свою; Иоанн принял Её в дом свой, бывший в городе Иерусалиме, и служил Ей, как сын. До дня честного успения Её, святой Иоанн не оставлял Иерусалима и проповедовал веру Христову живущим там и в соседних городах евреям. После же успения Богоматери, он отправился, как и прочие апостолы, в языческую страну, называемою Малой Азией; теперь она составляет часть турецкой империи. Главным местом, которое избрал он для жительства своего, был знаменитый город Ефес (об нем мы уже упоминали, когда была речь о святом апостоле Павле). Здесь уже было много христиан, обращенных святым апостолом Павлом. Из Ефеса святой Иоанн посещал и другие города, бывшие в той стране, поучать верных христиан; но дальше этой страны он не ходил и, до самой кончины своей, заботился, чтобы тверже укоренить здесь христианскую веру. Когда все святые апостолы Христовы скончались страдальческою смертью, Господь хранил для христиан святого Иоанна. В Ефесе он дожил до глубокой старости. В последнее время его жизни Господь судил ему претерпеть от язычников страдание за Христа. Тогдашний римский царь (Домициан), считавший христиан за злоумышленников и врагов своих, приказал истребить их во всех подвластных ему странах. Он не пощадил даже близких родственников своих, которые приняли христианскую веру. Начальник города Ефеса отправил святого Иоанна, как главного учителя христиан, в город Рим на суд царский. Там сперва хотели уморить его ядом, но отрава не подействовала на него; потом бросили его в котел с кипящим маслом, но Иоанн силою Божьею остался невредим. Тогда царь, считая святого апостола волшебником, приказал сослать его в заточение на один остров, по имени Патмос. В ссылке святой Иоанн пробыл недолго и обратил к вере Христовой жителей острова – язычников. Здесь он удостоился от Бога чудных видений: в один Воскресный день явился ему Спаситель и показал ему, что будет потом с христианами, что случится в последние времена, как наступит конец мира и какова будет будущая жизнь праведников. Все это апостол записал в книгу; эта священная книга называется у нас Апокалипсисом или Откровением святого Иоанна Богослова, апостол Иоанн после смерти того царя, который сослал его в заточение, был освобожден и снова возвратился в Ефес. С горячею любовью заботясь о христианах, святой Иоанн, не смотря на старческие годы свои, не редко обходил города той страны, где жил, неустанно наставлял их, поучал христиан беречься разных нечестивых учителей, которые стали тогда появляться между ними, вразумлял заблуждающихся, исправлял порочных. Следующий пример показывает, с какою любовью святой Иоанн заботился о спасении заблудших. Однажды пришлось ему быть в одном городе и учить там христиан. В народе он увидел одного молодого человека, который очень ему понравился. Иоанн, заметил в нем хорошую душу. Обратившись к архиерею города, апостол сказал: «тебе особенно поручаю этого юношу». Архиерей обещался позаботиться об нем, взял его к себе, учил и потом крестил его; но после, мало-помалу стал меньше надсматривать за ним. Юноша воспользовался этим и начал водить знакомство с негодными людьми. Эти люди так успели развратить его, что он составил из них шайку разбойников и стал начальником её. Спустя несколько времени святой Иоанн пришел опять в тот город и спросил архиерея об этом юноше. «Он погиб!» – ответил архиерей со слезами, и рассказал Иоанну про юношу. Глубоко огорчился Иоанн, выслушавши это. «Так ли следовало тебе заботиться о душе брата твоего!» – сказал он епископу; сейчас же потребовал себе лошадь и проводника и поехал верхом в те горы, где скрывалась разбойничья шайка. Там разбойники схватили Иоанна и повели к своему начальнику, – это и был тот самый развратившийся юноша. Как только увидел он святого Иоанна, бросился со стыда бежать. Апостол, не смотря на старость свою, погнался за ним и кричал ему вслед: «остановись, сын мой, подожди меня! Господь послал меня. Послушай меня и не бойся! Еще есть надежда спастись тебе. Я буду отвечать за тебя перед Богом». Юноша остановился, задрожал и с горькими слезами упал в ноги к Иоанну. Старец обнимал его, плакал, целовал руки его, обнадеживал Божьею милостью, и наконец упросил его возвратиться в город. Здесь апостол сам постился с грешником, молился, вразумлял и успокаивал его, оставил его только тогда, когда тот загладил грехи свои чистосердечным покаянием.

Уже ослабевши от старости, Иоанн не переставал посещать христиан, когда они собирались на молитву. Его носили к ним на носилках. Наставляя христиан, он часто повторял одну заповедь: «дети! любите друг друга». Раз его спросили, от чего он часто повторяет эти слова, Иоанн ответил: «в этом состоят все заповеди Господни».

По просьбе христиан он написал для них святое Евангелие.

Святой апостол и евангелист Иоанн Богослов скончался в городе Ефесе, имея от роду больше 100 лет. Говорят, что пред смертью он велел ученикам своим выкопать могилу, лег в неё и мирно предал Богу святую душу свою. Это было спустя 100 лет после рождения Христова на земле.

Память его христиане празднуют два раза: 26 сентября, в день кончины его, и 8 мая, в воспоминание многих чудесных исцелений, которые получали христиане, бравшие прах с его могилы.


Источник: О трудах Святых Апостолов в распространении веры Христовой / свящ. Певцов. – Изд. Барона Косинскаго. - Санкт-Петербург : Типогр. и Литогр. Кн. В. Оболенскаго, 1874. - 28 с. (Чтение для народа).

Комментарии для сайта Cackle