Азбука верыПравославная библиотекапреподобный Василий ПоляномерульскийПравила для Троицкого Одигитриевского женского общежития


преподобный Василий Поляномерульский

Правила для Троицкого Одигитриевского женского общежития*

1. Общежитие сие состоит под главным начальством епархиального архиерея.

2. Оно состоит из сорока лиц женского пола и нескольких новоначальных.

3. Управление общежитием вверяется начальнице, избираемой из сестер оного, благонравных и благонадежных, с их общего согласия и утверждаемой епархиальным архиереем.

4. Вторая по начальнице есть ее помощница, третья – казначея. В сии должности избирает начальница с согласием старших сестер и на вступление избранным в должность испрашивает благословение епархиального архиерея. Старшими сестрами признаются те, которые по довольном пребывании в общежитии, добрым житием и духовным рассуждением оказываются способными помогать начальнице в руководствовании прочих.

5. Желающая вступить в общежитие является к начальнице с законными письменными о себе видами.

6. Прием сестер бывает сперва в разряд новоначальных для испытания на год или более, смотря по качествам вступающей. По довольном испытании оказавшаяся благонадежною приемлется решительно в число сестер общежития и о сем доводится до сведения епархиального архиерея или, смотря по требованию обстоятельств, испрашивается его разрешение на принятие.

7. И после решительного принятия в число сестер, ежели которая станет нарушать правила сего общежития и вести себя несообразно духу оного и не покажет тщания ко исправлению, начальница, с согласия старших сестер, имеет право удалить оную из обители общежития, испросив на то разрешение епархиального архиерея.

8. Начальница и все сестры должны во все четыре поста говеть для причащения Св. Таин, а усердствующие и живущие во внимании к себе могут и чаще, с благословения отца духовного и начальницы.

9. Церковное богослужение и молитвенное монашеское правило совершаются по Уставу Церковному.

10. По возбуждении от сна прежде утрени не начинать никакого дела, даже ничего не говорить, кроме необходимого слова, и быть на утреннем богослужении по крайней мере до исполнения шестопсалмия. После сего трудящиеся или какой благосклонною виною отзываемые могут отходить на свои дела с благословения начальницы.

11. В церковь и на всякое правило собираются все немедленно и стоят каждая на своем месте благочинно в молчании, стараясь молиться с усердием и смирением, помышляя усердную молитву грешницы у ног Спасителя и смиренную мытареву.

12. Памятуя наставление Василия Великого в 1-ой главе подвижнических его уставов, яко молитву всему должно предпочитать, как начальница, так и сестры должны стараться не опускать никакого церковного богослужения и никакого соборного или келейного правила, кроме вины благословной – за послушание, наложенное от начальницы, или по болезни, о которой должно быть известно начальнице. Соборное или келейное чтение священных и духовных книг также должно иметь за важнейшее упражнение Богу посвященной жизни.

13. После ужина все сестры общежития, не расходясь, должны слушать молитвы на сон грядущих, а которые не ужинали, те имеют право совершать оные в своих келиях в то же время или несколько ранее или позже. После вечерних молитв да охраняются все от всяких разговоров, кроме необходимого слова, но одним общим земным поклоном да просят друг у друга искренно прощение, помышляя каждая: «Может быть, мне ныне одр мой гроб будет», – и так да расходятся ежедневно с мирным духом ко всем, по реченному: «Солнце да не зайдет во гневе вашем».

14. Гнев имеющим не давать ни пить, ни есть до тех пор, пока примирятся; и если сие продолжится целый день, то дать только мало хлеба и воды в вечер, а которая и в три дня примириться не захочет, таковую удалить от прочих и в последний раз увещевать, чтобы смирилась и за упорство во гневе и соблазн понесла приличную епитимию. Если и за сим не смирится, то, по правилу Василия Великого, «яко неизцельно недугующую», непременно от сестер отлучить и из обители отпустить.

15. В недоуменных случаях по общежитию надлежит просить разрешения епархиального архиерея.

16. Как новоначальные для испытания своих поступков имеют старших сестер, а сии начальницу, то и самой начальнице благопотребно такое же пособие в испытании себя; и как для утверждения истинного мира и любви в общежитии нужно, чтобы в нем господствовала между всеми совершенная искренность и откровенность, с соблюдением, впрочем, порядка подчиненности, то начальница позволяет, и даже требует, чтобы каждая старшая сестра открывала ей наедине помыслы свои о погрешностях самой начальницы или о своем или учениц своих на начальницу неудовольствии, но при сем как подчиненная должна говорить со смирением и готовностью признать погрешительность своего помысла, так и начальница должна слушать со смирением и готовностью признать свою погрешность; и буде она в чем обличена справедливо, то должна сознаться и просить прощения и молитв в помощь себе ко исправлению; а если в чем несправедливо обвиняют ее, то с кротостью должна объяснить обвиняющим их ошибку, и они должны принять от нее с верою и просить прощения. (Зри пространных правил Василия Великого главу 27.)

17. Все сестры должны содержать себя в таком расположении, чтобы, услыша от начальницы назначение какого послушания или предлагаемый совет, немедленно и беспрекословно в точности исполнить, хотя бы то казалось трудным или неприятным. (Зри в конце слова Василия Великого о подвигах иноческих и в кратких правилах его главу 121 и в подвижнических его уставах главу 23.)

18. Делать рукоделие не должны сестры по своему выбору, но как кому назначит начальница, и отдавать оное в ее распоряжение. (Зри пространных правил Василия Великого главу 41.)

19. От светских людей предлагаемые на заказ работы принимать только вещей служащих на церковное или домашнее полезное и нужное употребление; а работ мирских и к роскоши относящихся отнюдь не брать, и, для избежания многих сношений с мирскими, заказы работ должна принимать только одна казначея или другая сестра по назначению начальницы.

20. Каждая сестра должна соблюдать совершенное нестяжание, то есть не иметь ничего собственного, даже и того, что носит и что имеет у себя необходимое, не признавать своим и всегда готовой быть отдать другой сестре, ежели от начальницы повелено будет, и ни одна ничего не должна у себя иметь иначе, как по благословению начальницы, и даемое посторонними, принявши по ее дозволению, полагать в общину, чтобы всё у всех почиталось общее; впрочем, одна у другой отнюдь ничего не должна брать без ведома той, у которой берет, и без благословения начальницы или своей старшей. (Зри слово Великого Василия о подвигах иноческих и в кратких его правилах главы 85, 86 и 87, и в подвижнических его уставах главу 34.)

21. Внутри келий никакого излишнего и роскошного убранства не попускать, но во всем да является простота и смирение, а посему даже и святых икон в богатых окладах в келиях не держать, но поставлять их или в церкви, или в общей молитвенной келии.

22. Одежду носить из черных тканей, приличную смиренному пустынному житию; а посему тонкое белье и всякое изысканное по светскому обычаю украшение или убеление возбранять, но токмо как в одеждах, так и в келиях наблюдать приличную чистоту и опрятность.

23. Поступившие в число сестер и полагающие твердое намерение пребыть с помощью Божиею до конца жизни в общежитии могут получать благословение и употреблять и наглавие монастырское.

24. Начальница с одною или двумя старшими сестрами должна нечаянно два раза или по крайней мере один раз в год осматривать все келии и имущество каждой сестры. Для того сие необходимо, что иная несмелая и совестливая и о том, в чем и нужду имеет, не скажет, а у иной по слабости жизни и невниманию вкрадется что-нибудь и излишнее. Вследствие осмотра нуждающейся выдать немедленно потребное из общего имущества, а у которой найдется непозволительное излишество, таковую стараться убедить по совести, чтобы сама охотно отдала излишнее в общину, дабы не быть нарушительницею устава и соблазном обществу, чего не должно попускать. Впрочем, если у которой окажется что-либо хотя не нужное, но несоблазнительное или маловажное, можно по рассуждению начальницы делать снисхождение. Только денег оставлять ни у которой не должно.

25. Новопришедшая должна отдать все свое имущество под сохранение обители, и дается ей год времени, по прошествии коего должна объявить свое решительное расположение, и ежели не желает жить в обители, то возвращается ей все ее имущество; а если останется, то причитается сама к числу сестер, а имущество ее поступает в собственность общежития, после чего, если и пожелает выйти из обители, ничего уже из прежнего своего имущества не имеет права требовать обратно по применению к правилам Кормчей книги 2-ой части.

26. Если которая и после искуса не может решиться отдать всего своего имущества, но усердно желает жить в обители для спасения души своей, то не принимать ее решительно в число сестер, доколе не покорится сему правилу; впрочем, можно оставить ее как бы в разряде новоначальных, ежели только она не в тягость и не в соблазн всему обществу.

27. В приеме сестер всего более смотреть на намерение к очищению сердца и желание спасения с благопокорным отсечением своей воли и всячески остерегаться, чтобы не имеющих сего расположения не принять по каким-либо посторонним видам, а имеющих оное не отвергнуть по их бедности или другим недуховным причинам.

28. Жить одной по себе новоначальной не должно попускать до времени, а также молодым двум или более вместе жить без старшей отнюдь запрещает Василий Великий; но начальница должна поручить их старшим келейным наставницам по своему усмотрению; потому что, ежели в начале новопришедшая не отсечет вконец воли своей, то и сама себе, и другим будет в тягость, и нет надежды, чтобы совершила жизнь свою в обители.

29. На основании правил и завещаний святых отец (о чем зри пространных правил Василия Великого главы 10, 26 и 46, кратких его правил главы 110 и 111, и в Добротолюбии Каллиста и Игнатия главы 14 и 15, и Симеона Нового Богослова в Добротолюбии же главы 41 и 129, и Иоанна Лествичника в четвертой степени) все сестры обители должны быть со всею искренностию откровенны во всем своей начальнице, чтобы она, ведая их склонности, чувства, мысли и желания и все деяния и поступки целой жизни их от младенчества и видя совесть каждой, могла безошибочно управлять ими и охранять их от всего душевредного. Ибо, не зная склонностей и искушений сестер, начальница по неведению может поручить им такие дела, которые будут увеличивать их искушения, например корыстолюбивую может избрать в казначеи, склонную к рассеянию и суетным беседам употребить в послушание гостеприимства, невоздержную в пище или пристрастную к лакомству поставить распорядительницею трапезы или клюшницею, нескромную и слабую против соблазнов посылать на послушания для нее опасные, гордую и высокомыслящую о своей святости оставить жить в безмолвии и в усиленном посте, тщеславной поручить высшую должность или поручить таковым учениц, слепых слепым водительницам, отчего вместо спасения может последовать вред и совершенное в сестрах расстройство, за что начальница должна отвечать Богу. Посему, если которая из новоначальных не хочет откровенна быть во всем начальнице, таковой до времени оказать терпение, пока сама увидит и узнает, какая великая польза и облегчение совести и утешение души (как говорит Симеон Новый Богослов) происходит от чистой откровенности, а до тех пор не принимать ее в число сестер.

30. Каждая сестра, открывши однажды все о себе чистосердечно начальнице, должна после сего каждый вечер говорить откровенно со своею наставницею, коей поручена от начальницы, о ежедневных своих погрешностях и просить у нее прощения и молитв и помощи к исправлению. (Зри Симеона Нового Богослова главу 122.)

31. Келейные же наставницы во всем должны относиться к начальнице и по воле и совету ее управлять порученными им. Если что случится важное, о чем новоначальная не может сказать своей старшей, то немедленно да открывает оное самой начальнице. Если же и ничего, при помощи Божией, нет важного, при всем том как старшие, так и ученицы их должны по крайней мере раз в месяц быть у начальницы для духовной откровенной беседы или наедине, или вместе с другими, как которой нужно и по чувствам, и по обстоятельствам, ибо от сего более усиливается любовь и доверие у сестер к начальнице, а у начальницы к сестрам, «а человек без совета и сам противу себя супостат» (Притч. Глава 11, стих 14).

32. В отсутствие начальницы до ее возвращения от новоприходящей никому никаких таин не изведывать, но еще и внушать ей, чтобы без благословения начальницы не была ни с кем откровенна. (Зри кратких правил Василия Великого главу 229 и слово о рассуждении Кассиана Римлянина в Добротолюбии в 4 части.)

33. Находящимся еще в искусе, пока привыкнут, хотя и можно в некоторых отношениях делать позволительные послабления и снисхождения; но при том надлежит внушать им, чтобы старались с самого начала исполнять все правила под опасением, что после времени искуса им труднее будет, поелику обыкновенно с первого вступления более бывает горячности и охоты на все труды и подвиги, а особливо у молодых; и если таковые не самочинно, а с благословением будут следовать своим первым усердным движениям, то придут в благое навыкновение, а если сначала не покажут ревность, то нельзя не опасаться, что по времени еще более ослабеют.

34. Впрочем, всем вообще стараться провождать жизнь тихую, уединенную, подвижническую, молчаливую, а наипаче в святую четыредесятницу тщательно наблюдать строгое безмолвие, так чтобы и в келлии одна к другой, кроме субботы и воскресенья, не ходили и избегали всяких бесед по видимому и полезных, ибо молчание и безмолвие приносит высшую пользу (по Григорию Синаиту в главе 104 в Добротолюбии). Дни поста суть дни плача, покаяния и очищения. В сие время преимущественно должно стараться сердечною верою и любовию сострадать страданиям Искупителя, пролившего святейшую кровь Свою за грехи наши. В сие священное время дается более свободы на занятия духовные от дел обительских.

35. Впрочем, сверх установленного поститься, или молиться, или какое подвижническое дело творить не должна никоторая сестра самочинно и скрытно от начальницы; а должна взять на то каждая благословение у начальницы или у своей келейной старшей, опасаясь прелести вражией. (Зри кратких правил Василия Великого главы 137 и 138.)

36. В праздники Христовы не ходить никогда в светские домы для славления. Вообще никуда не ходить из обители без дозволения начальницы. Для необходимых же нужд обительских по усмотрению посылаться будут могущие безвредно исполнять поручаемые дела и служения.

37. О посещающих давать знать начальнице и принимать по ее рассуждению и по ее дозволению.

38. На трапезе должны быть предлагаемы, по приличию дня, сообразно с Уставом Церковным, иногда с рыбою, иногда с елеем, а иногда и без елея, в простые дни два кушанья, в праздники – три, а в большие праздники – четыре.

39. Молочной пищи вообще не употреблять, в подражание некоторым святым пустынножителям, а токмо разрешать на оную в честь великих двунадесятых праздников и в те седмицы, в которые по преданиям святых отец положено таковое разрешение, частию во славу великих праздников, частию в противоположность обычаям еретиков.

40. Как сама начальница, так и все сестры должны стараться ходить всегда за общую трапезу, кроме вины благословной или болезни. Для немощных и болящих можно приготовлять и особенную пищу по усмотрению начальницы.

41. За трапезою сидеть благочинно и слушать внимательно священное чтение.

42. Дабы обитель не имела попечения ей несвойственного, поставляется в правило и для посетителей не иметь в обители вина и не приготовлять яств, с вышеизложенными правилами несообразных.

43. Если по опыту окажется нужным сделать в настоящих правилах некоторое изменение или дополнение без нарушения главного основания, то начальница с согласием старших сестер представляет о сем на благоусмотрение епархиальному архиерею, с испрашиванием разрешения и благословения.

44. О денежном приходе и расходе вести записку в книге, которую по окончании года представлять епархиальному архиерею при рапорте о благосостоянии общежития и краткий отчет о хозяйственном состоянии обители.

45. Для надзора за сим общежитием в отношении к благочестию и благонравию епархиальный архиерей определяет над ним благочинного из монашествующих, мужа зрелых лет, назидательного и опытного в жизни духовной.

46. Для наблюдения со стороны духовного начальства, соблюдаются ли сии правила и соответствует ли общежитие своей цели, назначенный благочинный посещает оное не менее одного раза в год.

47. Кроме наблюдения над состоянием общежития он старается споспешествовать к большему усовершенствованию оного, подавая сестрам и начальнице потребные духовные советы и наставления.

48. После каждого такового посещения доносит он епархиальному архиерею обстоятельно, с приложением именного списка сестер общежития, со своими о них замечаниями и со свидетельствами начальницы.


1

Традиционно составление «Правил Троице-Одигитриевского женского общежития» на основе правил Борисо-Глебского и Спасо-Бородинского монастырей приписывается святителю Филарету Московскому. Действительно, указ Святейшего Синода предписывал составить правила для общины сестер, которую возглавляла игумения Вера (Верховская), на основании правил упомянутых монастырей. Однако в «Деле об открытии Троице-Одигитриевой общины» находится заслуживающая внимания резолюция митрополита Филарета, согласно которой составление правил поручалось игуменье Вере с учетом правил, уже существующих в общине. Можно с достаточным основанием предполагать, что под ними подразумевались правила, составленные монахом Зосимой в 1822 году в городе Туринске для Свято-Николаевского монастыря. Покинув с преданными ему сестрами Туринск, отчасти и потому, что в обители стало невозможно проводить монашеское жительство по правилам святых отцов, старец Зосима основал новое общежитие в Москве. В это время, как говорится в житии преподобного Зосимы, «при трудном устройстве обители он не только не упускал из виду устройства внутренне-духовного в ученицах своих, но даже более имел о том попечения».

Митрополита Филарета в качестве автора правил Троице-Одигитриевского общежития могли указать как потому, что он принимал непосредственное участие в деле об открытии общежития, так и потому, что для официальных документов подобная формулировка была более весомой. Сам митрополит Филарет в письмах к А. Н. Муравьеву пишет о том, что уставы Борисо-Глебского Аносина, Спасо-Бородинского и Одигитриевского общежитий отличаются: «Правила общежития Борисо-Глебского сделались потом правилами общежития Бородинского, прежде, нежели оно преобразовалось в монастырь, и теперь служат правилом общежития Одигитриевского. Перейдя от одного общежития к другому, они пересматривались и получали изменение или дополнение в некоторых частях». «Посылаю правила общежитий Спасо-Бородинского и Одигитриевского. Первые писаны для новоначальных, а другие для имевших уже некоторые опыты жизни по подобию монастырской».

При сопоставлении текстов трех упомянутых выше уставов видно, что Спасо-Бородинский и Борисо-Глебский не имеют между собой принципиальных отличий, а Одигитриевский устав, совпадая с ними в некоторых официальных положениях (подчинение монастыря правящему архиерею и тому подобное), существенно отличается в изложении вопросов, касающихся духовной жизни сестер обители. Он содержит в себе такое понимание внутреннего духовного делания, которое характерно для «Поучений о послушании» преподобного Зосимы Верховского, по своему духу близок к творениям преподобного, а в некоторых пунктах почти дословно совпадает с уставом Свято-Николаевского Туринского монастыря.

Для нас правила Троице-Одигитриевой женской обители представляют значительный интерес прежде всего тем, что содержат в себе именно святоотеческое учение о монашеской жизни: они написаны на основании творений Василия Великого, Иоанна Лествичника (как известно, на основании трудов именно этих отцов старец Зосима составил устав Туринского монастыря), Каллиста и Игнатия, Симеона Нового Богослова, Иоанна Кассиана Римлянина, Григория Синаита и содержит множество ссылок на них. Именно этим объясняются характерные особенности устава, отличающие его от уставов Спасо-Бородинского и Борисо-Глебского монастырей и совпадающие с учением старца Зосимы:

1. Сестрам заповедуется в церкви «стараться молиться с усердием и смирением, помышляя усердную молитву грешницы у ног Спасителя и смиренную мытареву», что может служить указанием на то, что во время церковной молитвы сестры должны были молиться молитвой Иисусовой.

2. Очень четко прописаны правила, относящиеся к такому монашескому деланию, как ежедневное откровение помыслов, указана его польза как для внутренней жизни, так и для назначения послушаний.

3. Для новопоступивших назначается определенный испытательный срок, достаточный для того, чтобы внутреннее расположение сестры и ее готовность нести тяготы монашеского пути стали известны ее духовным наставникам.

4. Указывается на то, что новоначальной недопустимо жить одной.

5. Проводящим монашеское жительство с усердием и вниманием к себе разрешалось, по благословению духовных наставников, причащаться чаще установленных обычаем четырех раз в год. (Установившаяся в XVIII веке практика причащаться четыре раза в год, в каждый из многодневных постов, или даже один раз в год, то есть в Великий пост, была обычной как для Русской Церкви, так и для других православных поместных Церквей, например для Элладской Церкви. Тем не менее эта практика противоречила учению святых отцов, говоривших о необходимости для всех православных христиан, а тем паче для монашествующих, причащаться как можно чаще, по возможности ежедневно. Это святоотеческое учение подробно изложено в труде преподобного Никодима Святогорца «Книга душеполезнейшая о непрестанном Причастии Святых Христовых Таин». Таким образом, данное установление в «Правилах» Троице-Одигитриевой обители восходит к исконной святоотеческой традиции.)

6. Не дозволяется принимать сестру в общежитие окончательно, до тех пор пока она не решится отдать в общее пользование всего своего имущества. (Туринский устав вообще запрещал принимать таковых, устав Троице-Одигитриевой обители разрешает держать их в разряде новоначальных.)

7. Предписываются очень строгие меры для исправления гневливых, вплоть до удаления их из обители при явном нежелании исправиться.

8. Полагалось, «в подражание некоторым святым пустынножителям», употреблять молочную пищу только в двунадесятые праздники и сплошные седмицы.

Наконец, скажем и о том, что приведенные нами черты монашеской жизни, отмеченные в уставе Троице-Одигитриевой обители, характеризовали и жизнь сестер в Туринске, как мы можем видеть из жизнеописания старца Зосимы, составленного игуменией Верой (Верховской). Это может послужить еще одним доказательством в пользу нашего заключения об авторстве устава.

(Данное исследование было проведено А. Н. Щукиной в рамках написания квалификационной работы на кафедре истории Русской Церкви Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета.)



Источник: Печатается по изданию: Душеполезное чтение: год двенадцатый. М. 1871. Ноябрь. С. 98–107.

Помощь в распознавании текстов