схиархимандрит Авраам (Рейдман)
Преподобный Василий Поляномерульский

Иеросхимонах, основатель Поляномерульского скита в Молдавии, в котором процветало умное делание. Преподобный Василий родился в России, свою монашескую жизнь начал в Мошенских горах, недалеко от Киева. В 20-х годах XVIII века, когда для монашества в результате государственной политики секуляризации церковных земель наступили трудные времена, покинул Россию. На протяжении XVIII века многие русские и украинские иноки переселились в княжества Молдо-Влахии и были здесь благосклонно приняты гражданскими и церковными властями. Вместе с несколькими монахами преподобный Василий поселился в пустыни Валя-Шкьопулуй, потом перешел в Дэлхэуцкий скит, где был рукоположен в иерея. Поскольку инок обладал даром духовного наставничества и был богословски образован, вокруг него постепенно собралась монашеская община. Около 1730 года из-за увеличения числа братии Василий ушел из Дэлхэуцкого скита с двенадцатью иноками, подыскав себе уединенное место у истоков речки Бузэу, вблизи изгиба Карпат. С согласия братии Рымникского монастыря, которая являлась владельцем тех земель, и с позволения господаря Валахии преподобный Василий начал строительство Поляномерульского скита с деревянным храмом в честь Рождества Пресвятой Богородицы (строительство завершено в 1733 году). Василий Поляномерульский, возглавивший братство, установил в скиту общежительные правила святителя Василия Великого, богослужение по афонскому уставу, старческое руководство и умное делание. Впоследствии Поляномерульский скит стал одним из самых значительных духовных центров Молдо-Влахии, под духовным руководством старца Василия находились одиннадцать скитов и пустыней. В 1743 году в Валахию с Украины пришел рясофорный монах Платон (будущий преподобный Паисий (Величковский)), который прожил в братстве более трех лет и оставил свидетельства о подвижнической жизни учеников старца Василия.

Свои аскетические воззрения Василий Поляномерульский изложил в предисловиях к творениям преподобных Григория Синаита, Филофея Синайского, Исихия Иерусалимского и Нила Сорского. Предисловия преподобного Василия представляют собой поучения об умной молитве. Старец, в частности, указывал на неправильность мнения тех, кто думает, будто бы умное делание прилично только подвижникам, достигшим бесстрастия и святости. У Священного Синода Румынии возникли сомнения по поводу каноничности поучений преподобного. В 1749 году он был вызван в Бухарест, где с ним беседовали Патриархи Антиохийский, Александрийский и Иерусалимский, находившиеся тогда в Валахии. На все вопросы высокого собрания преподобный Василий дал исчерпывающие ответы на основе Священного Писания и святоотеческих творений. Его поучения о посте и умной молитве были рекомендованы как душеполезное чтение для монахов.

В 1750 году старец Василий прибыл на Афон изучать типиконы афонских монастырей, там он посетил преподобного Паисия, которого по его просьбе постриг в мантию. В 1764 году преподобный Василий разделил Поляномерульское братство на две части, так как братья румынского происхождения, которых в скиту стало большинство, просили старца, чтобы богослужение совершалось также и на их языке. Считая эту просьбу справедливой, старец Василий предложил румынским инокам остаться в скиту, а сам намеревался с учениками-славянами перейти в другое место. Однако румынские иноки решили уйти сами, признавая за преподобным Василием право остаться в основанной им обители. В Поляномерульском скиту активно действовал скрипторий (мастерская рукописной книги), благодаря чему в XVIII–XIX веках сочинения старца получили распространение во многих монастырях Румынии и России. Поучения Василия Поляномерульского оказали значительное влияние на русское и румынское монашество.

Святители Игнатий Брянчанинов и Феофан Затворник признавали преподобного Василия, наряду с преподобным Паисием Величковским, писателем, авторитетным в вопросах аскетического делания, тонким изъяснителем умной молитвы. Святители рекомендовали чтение трудов старца всем, кто желал успешно заниматься Иисусовой молитвой. Скончался преподобный Василий в 1767 году. 5 октября 2003 года он был канонизирован решением Священного Синода Румынской Церкви.



Источник: Краткие сведения о святых отцах, творения которых вошли в сборник «Трезвомыслие».

Помощь в распознавании текстов