Требуются волонтёры

святитель Василий Великий

Соблазн

Соблазнять не должно, а кто соблазнит одного из малых сих, верующих в Меня, тому лучше было бы, если бы повесили ему мельничный жернов на шею и потопили его во глубине морской (Мф. 18:6). И еще: горе миру от соблазнов, ибо надобно придти соблазнам; но горе тому человеку, через которого соблазн приходит (Мф. 18:7).

Все, противоположное воле Господней, есть соблазн...

Должно избегать и такого дела или слова, которое дозволено Писанием, когда другие чем-либо подобным располагают ко греху или к тому, что теряют сколько ни есть усердия к добру (4).

* * *

Для того чтобы не соблазнить кого-либо, должно делать и то, что не есть необходимо (4).

* * *

В исполнении воли Господней, хотя и соблазняются некоторые, должно показывать непреклонное дерзновение (4).

* * *

Должно отсекать все соблазняющее, хотя и кажется, что оно весьма близко к нам и необходимо для нас (4).

* * *

Соблазняет, кто преступает закон словом или делом и другого вводит в беззаконие, как змий Еву и Ева Адама; или кто препятствует исполнять волю Божию, как Петр Господу, сказав: будь милостив к Себе, Господи! да не будет этого с Тобою! – за что и услышал: отойди от Меня, сатана! Ты Мне соблазн! Потому что думаешь не о том, что Божие, но что человеческое (Мф. 16:22, 23); или кто настраивает мысль немощного к чему-либо запрещенному, по написанному апостолом, который сказал: ибо если кто-нибудь увидит, что ты, имея знание, сидишь за столом в капище, то совесть его, как немощного, не расположит ли и его есть идоложертвенное? – и присовокупляет к этому: и потому, если пища соблазняет брата моего, не буду есть мяса вовек, чтобы не соблазнить брата моего (1Кор. 8:10, 13). Соблазн же бывает от многих причин. Ибо соблазн или происходит по вине соблазняющего, или случается самому соблазняемому быть виной соблазна; и в них опять бывает это различно, иногда по злонравию, а иногда по неопытности или того, или другого; бывает и то, что при правом преподавании слова делается более видимым злонравие соблазняющихся. Подобно этому и в делах, ибо соблазняемый соблазняется, когда кто-либо или исполняет заповедь Божию, или без опасения пользуется тем, что в его воле. Поэтому когда люди претыкаются о что-нибудь сделанное или сказанное по заповеди и соблазняются этим, как, по свидетельству Евангелия, некоторые соблазнялись тем, что Господь делал и говорил по воле Отца, тогда надо припомнить ответ о таковых Господа, когда ученики Его, приступив, сказали Ему: знаешь ли, что фарисеи, услышав слово сие, соблазнились? И он отвечал им: всякое растение, которое не Отец Мой Небесный насадил, искоренится; оставьте их: они – слепые вожди слепых; а если слепой ведет слепого, то оба упадут в яму (Мф. 15:12–14). И много подобного этому можно найти и в Евангелиях, и у апостола. Когда же претыкается кто-то или соблазняется тем, что в нашей воле, тогда должно привести себе на память слова Господа, сказавшего Петру: итак сыны свободны; но, чтобы нам не соблазнить их, пойди на море, брось уду, и первую рыбу, которая попадется, возьми, и, открыв у ней рот, найдешь статир; возьми его и отдай им за Меня и за себя (Мф. 17:26, 27); и также написанное апостолом Коринфянам, где он говорит: не буду есть мяса вовек, чтобы не соблазнить брата моего (1Кор. 8:13); и еще: лучше не есть мяса, не пить вина и не делать ничего такого, отчего брат твой претыкается, или соблазняется, или изнемогает (Рим. 14:21). А как страшно в рассуждении того, что... в нашей воле, пренебрегать, что брат соблазняется тем, это: показывает повеление Господа, Который вообще запрещает всякий вид соблазна и говорит: смотрите, не презирайте ни одного из малых сих; ибо говорю вам, что Ангелы их на небесах всегда видят лице Отца Моего Небесного (Мф. 18:10). Свидетельствует и апостол, в одном месте говоря: лучше судите о том, как бы не подавать брату случая к преткновению или соблазну (Рим. 14:13); и в другом месте более пространным изложением сильнее запрещая это непозволительное дело, когда говорит: если кто-нибудь увидит, что ты, имея знание, сидишь за столом в капище, то совесть его, как немощного, не расположит ли и его есть идоложертвенное? И от знания твоего погибнет немощный брат, за которого умер Христос, – к этому присовокупляет: согрешая таким образом против братьев и уязвляя немощную совесть их, вы согрешаете против Христа. И потому, если пища соблазняет брата моего, не буду есть мяса вовек, чтобы не соблазнить брата моего (1Кор. 8:10–13); и еще в другом месте, сказав: или один я и Варнава не имеем власти не работать? Потом прибавляет: но все переносим, дабы не поставить какой преграды благовествованию Христову (1Кор. 9:6, 12). Когда же доказано, насколько страшно соблазнять брата тем, что в нашей воле, что сказать о соблазняющих тем, что они делают или говорят запрещенное? И особенно когда соблазняющий или оказывается имеющим в преизбытке ведение, или принадлежит к священной степени? Таковой обязан служить для других как бы правилом и образцом, и если пренебрег хоть малым чем из написанного, или сделал что запрещенное, или не выполнил предписанного, или вообще умолчал о чем-то подобном, за это одно подлежит такому суду, что, как сказано, кровь его взыщу от руки твоей (Иез. 33:8) (5).


Источник: Симфония по творениям святителя Василия Великого. - М. : ДАРЪ, 2008. - 512 с. ISBN 978-5-485-00227-5

Комментарии для сайта Cackle