Источник

Диавол

«Откуда диавол, если зло не от Бога?» Что скажем на это? То, что и на этот вопрос достаточно нам того же рассуждения, какое представлено о лукавстве в человеке. Ибо почему лукав человек? По собственному своему произволению. Почему зол диавол? По той же причине, потому что и он имел свободную жизнь, и ему дана была власть или пребывать с Богом, или удалиться от Благого. Гавриил – Ангел и всегда предстоит Богу. Сатана – ангел и совершенно ниспал из собственного своего чина. И первого соблюло в горних произволение, и последнего низринула свобода воли. И первый мог стать отступником, и последний мог не отпасть. Но одного спасла ненасытимая любовь к Богу, а другого сделало отверженным удаление от Бога. И это, отчуждение от Бога, есть зло. Небольшое обращение глаза производит, что мы или на стороне солнца, или на стороне тени своего тела. И там просвещение готово тому, кто взирает прямо; необходимо же омрачение тому, кто отвращает взор к тени. Так и диавол лукав, имея лукавство от произволения, а не природа его противоположна добру.

«Отчего же у него брань с нами?» Оттого, что, став вместилищем всякого порока, принял в себя и болезнь зависти и позавидовал нашей чести. Для него несносна была наша беспечальная жизнь в раю. Kоварством же и хитростями обманув человека и употребив средством к обману то самое вожделение, какое имел человек уподобляться Богу, показал он древо и обещал, что через вкушение этого плода человек станет подобен Богу. Ибо сказал: если вкусите… будете как Боги, знающие добро и зло (Быт. 3:5). Поэтому он не создан нашим врагом, но завистью приведен во вражду с нами. Ибо видя, что сам низринут из Ангелов, не мог равнодушно смотреть, как земнородный через преуспеяние возвышается до ангельского достоинства.

А поскольку стал он врагом, Бог соблюл в нас противление ему, когда, относя угрозу к нему самому, сказал зверю, который служил ему орудием: вражду положу между тобою… и между семенем тоим (Быт. 3:15). Ибо, действительно, вредны сближения с пороком; потому что у сближающихся такой союз дружбы возникает обыкновенно вследствие уподобления друг другу. Поэтому справедливо сказанное: худые сообщества развращают добрые нравы (1Кор. 15:33). Как в странах нездоровых понемногу вдыхаемый воздух неприметно зарождает в жителях болезнь, так дурное сообщество вносит в душу великое зло, хотя вред в настоящее время и неприметен для ощущения. Посему-то непримирима вражда со змием. Если же орудие достойно такой ненависти, то не тем ли паче должны мы враждовать на действовавшего орудием? (1)

* * *

Диавол стал нашим противоборником вследствие падения, до которого доведены мы древле его злобой. И по Господню домостроительству у нас с ним борьба, чтобы преобороли его послушанием и восторжествовали над противником. Иное дело, если бы он не сделался диаволом, но пребыл в том чине, в каком вначале поставил его Чиноначальник! Но поскольку стал он отступником, врагом Бога и врагом человеков, сотворенных по образу Божию (по той же причине он человеконенавистник, по какой и богоборец: он ненавидит нас как тварей Владыки, ненавидит и как Божии подобия), то мудрый и благопромыслительный Домостроитель дел человеческих воспользовался его лукавством к обучению душ наших, как врач употребляет яд ехидны в состав спасительного врачевства.

«Кто же такой диавол? Какой его чин? Какое достоинство? И почему, собственно, называется он сатаной?» Он – сатана, потому что противоборствует добру. Ибо такое значение еврейского слова, как знаем из книги Царств. Ибо сказано: воздвиг Господь противника (satan) на Соломона – Адера, царя сирского (3Цар. 11:14). Диавол же он потому, что бывает и пособником, и обвинителем нашим в грехе; радуется нашей погибели и выставляет на посмешище наши деяния. А природа его бесплотна, по словам апостола, сказавшего: наша брань не против крови и плоти, но… против духовов злобы (Еф. 6:12). И достоинство его начальственное. Ибо сказано: против начальств, против властей, против мироправителей тьмы мира сего (Еф. 6:12). Место же начальствования в воздухе, как говорит тот же апостол: по воле князя, господствующего в воздухе, духа, действующего ныне в сынах противления (Еф. 2:2). Поэтому называется и князем мира, потому что начальство его в странах надземных. Так и Господь говорит: ныне суд миру сему; ныне князь мира сего изгнан будет вон (Ин. 12:31). И еще: идет князь мира сего, и во Мне не обретет ничего (Ин. 14:30). Когда же говорится о воинстве диавола, что это духи злобы поднебесных (Еф. 6:12), то надо знать, что Писание обычно называет небом воздух; например: птицы небесные (Мф. 6:26); и: восходят до небес (Пс. 106:26), то есть высоко поднимаются в воздух. Поэтому и Господь видел сатану, спадшего с неба, как молния (Лк. 10:18), то есть свергнутого с собственного своего начальства, поверженного долу, чтобы попирали его возложившие упование на Христа. Ибо Он дал ученикам Своим власть наступать на змей и на скорпионов и на всю силу вражью (Лк. 10:19).

Поскольку же лукавое его мучительство свергнуто и надземные места очищены спасительным страданием Умиротворившего все, что на небесах и что на земле (Кол. 1:16), то нам проповедуется уже Царствие Божие. Так, Иоанн говорит: приблизилось Царство Небесное (Мф. 3:2); и Господь повсюду проповедует Евангелие Царствия (см. Мф. 4:23); и еще прежде возглашают Ангелы: слава в вышних Богу, и на земле мир (Лк. 2:14); и веселящиеся о вшествии Господа нашего во Иерусалим восклицают: мир на небесах и слава в вышних (Лк. 19:38). И вообще тысячи есть победных гласов, свидетельствующих о конечном низложении врага; почему нам не остается никакой борьбы и никакого подвига в горних, никто не противится и не отклоняет нас от блаженной жизни, но беспечально можем простираться вперед, чтобы всегда наслаждаться древом жизни, которого приобщиться воспрепятствовало нам вначале коварство змия; потому что поставил Бог пламенный меч… охранять путь к дереву жизни (Быт. 3:24) (1).


Источник: Симфония по творениям святителя Василия Великого. - М. : ДАРЪ, 2008. - 512 с. ISBN 978-5-485-00227-5

Комментарии для сайта Cackle