Библиотеке требуются волонтёры
Азбука веры Православная библиотека протоиерей Василий Верюжский Об академических заветах: слово в день академического акта
Распечатать

протоиерей Василий Верюжский

Об академических заветах: слово в день академического акта1

«Поминайте наставники ваша, иже глаголаша вам слово Божие» (Евр.13:7).

На меня выпала весьма ответственная и трудная задача – сегодня, в день торжественного акта академии, предложить Вашему вниманию, возлюбленные братья, слово назидания. Но что лично от себя я могу сказать Вам? Пусть назидает нас сегодня сама академия, сам академический праздник и навеваемые им воспоминания.

Академический акт – это такой день, когда особенно ощутительно чувствуется и переживается назначение академии, когда особенно ясно сознается связь с академией всех ее членов, от первого до последнего и не только живых, но и почивших. Вчера, после всенощного бдения, в торжественной академической панихиде, мы молитвенно вспоминали имена своих почивших учителей и наставников, тех, кому дорога была академия и которые сами не менее дороги для нее и для всех нас. Чувствуется как-то с особенной уверенностью, что сегодня более, чем когда-либо, их бессмертные души присутствуют среди нас и участвуют вместе с нами в наших молитвах к Богу и в общем академическом торжестве. Сознание это придает особенную глубину и так сказать, мистическую проникновенность самому празднику и заставляет нас глубже всмотреться в себя самих и в свои академические обязанности. И если мы сегодня более, чем когда-либо, проникаемся академическими идеалами и стремимся к воплощению их в жизни, то наши почившие наставники уже осуществили эти идеалы, осуществили в той красоте, которая заставляет нас преклониться перед их именами и избрать их для себя примером для подражания. Все в академии напоминает о них, а вместе с тем все назидает нас (а сегодня в особенности); и общая академическая обстановка и сам дух академической традиции, незримо реющий среди нас и невольно воспитывающий всех нас, и подчиняющий своему влиянию, и могилы наших почивших наставников. Перенесемся мысленно к этим дорогим могилам и прочитаем те характерные надписи, которые сделаны на памятниках, воздвигнутых любовью учеников и почитателей почивших. Надписи эти очень много говорят нам и поучают нас. Они свидетельствуют о тех высоких идеалах, которыми жили почившие, которыми они руководились и одушевлялись в своей жизни, жизни прекрасной, всецело проникнутой веянием этих, одушевлявших их, идеалов.

Вот некоторые из этих надписей: «Блажени алчущие и жаждущие правды» (Mф.5:6); «Блажен человек, иже обрете премудрость» (Притч.3:13); «Вем твоя дела, и труд твой, и терпение твое» (Апок.2:2); «Прилежно тщашеться, всегда на великом дела тесняся, хотя исполнити отечествие свое» (Ипат. Летоп.).

Искание правды, премудрости, сокрытой в Боге, искание страстное, самоотверженное – до пожертвования жизнью своей, самоотверженный труд в достижении цели, горячая любовь к своему отечеству и стремление возвеличить его – вот о чем свидетельствуют надгробные академические надписи, вот те заветы, которые оставили нам наши почившие наставники. Идеалы, их одушевлявшие, ведь это общие академические идеалы, только, конечно, не все с одинаковой полнотой и красотой могут осуществить их. Но все мы счастливы своей близостью к ним, своим, в меру сил каждого, служением им.

И вот сегодняшний академический праздник напоминает нам об этих идеалах.

Среди разнообразных служений жизни человеческой – одно из высочайших и благороднейших, служение истине. Оно вытекает из благороднейшей потребности богоподобной природы человеческой – потребности к знанию, согласно которой человек невольно, повелительно для себя самого устремляется к чему-то высшему, выходящему из пределов того мира, в котором живет. Конечная цель этих стремлений – в Боге, так как Бог есть Высочайшая, все объединяющая Истина. Наш Спаситель, Господь И. Христос, искупительный подвиг Которого простирался на возрождение, исправление всей человеческой жизни, в том числе и знания, направлений ума человеческого, сказал о Себе, что Он «пришел в мир, чтобы свидетельствовать об истине» (Ин.18:37). И о Себе Он сказал: «Я есмь путь и истина и жизнь» (Ин.14:6). Только на этом пути гарантия для ума и воли человека не сбиться в сторону, т. е. когда он находится под руководством веры в нашего Спасителя и под руководством Его божественного учения. Здесь точки соприкосновения между человеческим знанием и откровенной верой, начало объединения двух одинаково богоподобных человеческих потребностей – потребности в знании и в религии.

Одно знание, независимое от веры и неразрывно связанной с ней христианской любви, по выражению св. Апостола, надмевает (1Кор.8:1). Сам ум приобретает в таком случае, как говорит тот же св. Апостол, характер плотского ума (Кол.2:18). И развитие человеческой науки приобретает в этом случае односторонний, узкоутилитарный характер. А в результате, такого одностороннего развития человеческой жизни, получается одностороннее ее направление, получается цивилизация блестящая по своим практическим выводам, но грубо материальная по своему характеру. Такая цивилизация возводит борьбу за существование в закон жизни, а религию и нравственность вычеркивает из факторов исторического процесса. В результате получается, хотя-бы и при наличности высокой культурности ума и при наличности самых разнообразных технических усовершенствований, нравственное одичание. Это мы и наблюдаем наглядно на примере наших теперешних противников – немцев, не признающих в теперешней войне никаких законов – ни божеских, ни человеческих, при всем своем умственном развитии позволяющих себе невероятные, часто даже бессмысленные зверства и совершенно справедливо получивших кличку культурных варваров. Отличительный признак немецкой культуры – это узко-односторонняя культивировка ума – хотя-бы и в самых разнообразных его направлениях.

Наша русская культура, поскольку она уже отметила, себя в прошлом нашей родины, отличается совсем другим характером. Это – не одностороннее развитие какой-либо одной человеческой способности, а культура целого человеческого духа, во всем разнообразии его богодарованных способностей и в неразрывной связи с вдохновляющей человека верой. «Русская культура, читали мы еще на днях в газетах суждение одного стороннего ценителя, представителя далекой Ирландии, бесконечно выше культуры германской, так как она заключает в себе не только научную и умственную культуру, но и культуру чистого христианского идеализма. Русская культура – культура сердца и души!» (См. «Нов. Вр.», за 27 февраля, 1915 г., № 13996). Наиболее типичными выразителями нашей русской национальной культуры являются великие подвижники веры: Антоний и Феодосий Печерские, Сергий Радонежский, Савватий, Герман и Зосима Соловецкие, бывшие вместе с тем и великими почитателями, как и основанные ими монастыри, духовного знания.

Но наша русская культура, отвечая запросам, потребностям и наклонностям народного духа, сама возросла всецело на почве вселенской, общечеловеческой культуры, на почве восточного православия. А наиболее типичными выразителями и носителями начал этого последнего были великие отцы и учители Церкви: Василий Великий, Григорий Богослов, Иоанн Златоуст, Афанасий Великий и другие – великие подвижники веры и вместе с тем великие подвижники знания.

И наши духовные академии и по своему происхождению наиболее народные учреждения, и по своим задачам и назначению наиболее соответствуют запросам и потребностям народного духа, а вместе с тем и потребностям духа общечеловеческого. Они ставят на своем знамени взращивать и культивировать обе одинаково богоподобные человеческие потребности – потребности в вере и в знании. И, в частности, наша академия уже явила из своей среды целый ряд подвижников духа – подвижников просвещенной веры и одухотворенного верой знания. Они – краса академии, гордость нашего отечества. Они целой своей самоотверженной, часто кратковременной, непродолжительной жизнью, своим упорным трудом, непрестанно горевшим огнем своих богатых дарований, засвидетельствовали верность своему служению. «Поминайте же наставники ваша, иже глаголаша вам слово Божие» (Евр.13:7). И пусть сегодняшний праздник и теперь, и на будущее время – всегда напоминает о них.

Вы, дорогие юноши, лучшие годы своей жизни проводите здесь, в стенах родной академии. Ваш пытливый, юношеский ум и чуткое сердце, как губка, вбирают в себя начала той жизни, которыми жила и живет академия, начала искренней, глубокой преданности вере и христианской истине. Под благотворным дыханием академической атмосферы у Вас складывается определенное мировоззрение, укрепляется нравственный характер. С таким нравственным балластом Вам не страшно потом будет выступить и в житейское море, с его бурями и напастями. А жизнь действительно подвергнет Ваши убеждения и Ваш нравственный характер серьезному испытанию.

Невольно приходят здесь на ум воспоминаемые св. церковью, собственно в академический актовый день (17 февраля), страдания св. влкмч. Феодора Тирона. Его принуждали принести жертву идолам. Но он отвечал: «Я христианин и мне велено не приносить жертвы мерзким языческим богам, ибо я поклоняюсь Иисусу Христу, Истинному Богу и Небесному Царю» (Четьи-Минеи, 17 февраля). И за Христа, за свои чистые христианские убеждения, он перенес жестокие истязания, а потом и смерть – через сожжение на костре.

Теперь нет служения идолам в христианском обществе, но человеческие страсти, олицетворением которых они служили, еще остались и дают чувствительно о себе знать. Теперь не предают физическим мучениям за христианские убеждения, но нравственные пытки, сплошь и рядом, должен переносить еще последователь Христа. Слова Спасителя: «в мире скорбни будете» (Ин.16:33) и теперь имеют свое применение, ибо, по слову св. Апостола, «мир весь во зле лежит» (1Ин.5:19). Несомненно, что и Ваши юношеские чистые христианские убеждения жизнь подвергнет потом жестокому испытанию. Конечно, и к Вам приложимы, как приложимы ко всем последователям Христа, те евангельские слова, которые Вы сегодня слышали и которые Господь сказал двум ближайшим своим ученикам – Иакову и Иоанну, просившим, по неведению, о высших почестях в Царстве Его: «Чашу, которую Я пью, будете пить и крещением, которым Я крещусь, будете креститься» (Мр.10:39). Т. е., каждый из последователей Христовых, по примеру своего Спасителя, неизбежно должен выпить до дна, соприкасаясь с враждебным его христианскому настроению «миром», предназначенную ему чашу страданий, если он не хочет изменить этому настроению и своим христианским убеждениям. Жизнь вообще нелегкая вещь и для христианина, на каком бы поприще он ни находился, она неизбежно соединяется со своего рода крестом, со своего рода подвигом. Вам, дорогие юноши, она представляется теперь, конечно в розовом свете. Но, без сомнения и Вам суждено в свое время пить из обще-христианской чаши и нести свою долю страданий.

И многие, может быть, не выдержат – пойдут по распутьям мира, вслед за господствующими течениями, изменят тем началам жизни, которым научила их служить родная академия.

Пусть же и в будущем академический праздник напоминает Вам об академии и ее заветах. Св. Ап. Павел писал своим ученикам – солунянам: «Братия, стойте и держите предания» (2Сол.2:15). Ваша наставница – академия, самим смыслом сегодняшнего праздника, тоже говорит Вам: стойте и держите те предания, те заветы и идеалы, которые здесь внушены Вам, – Аминь.

Проф.– свящ. В. Верюжский

* * *

1

Произнесено в академическом храме за литургией 8-го марта.


Источник: Христианское чтение. 1915. № 4. С. 439-444.

Комментарии для сайта Cackle