митрополит Вениамин (Федченков)

«И вочеловечшася. Распятаго же за ны...»

(Рождественская проповедь)

Досточтимые отцы и братия! Так Церковь поет в Символе веры. Вслед за рождением Сына Божия она тотчас же вспоминает о Его страданиях, распятии и смерти. И мы, особенно священнослужители, приветствуя ныне друг друга, задумаемся над страданием Родившегося нас ради. И это не будет случайным словом вне связи с праздником Его рождения, а наоборот – неразрывно, тесно связано одно с другим. Вертеп и Голгофа – это начало и конец одного дела, – спасения человечества.

Редко кому приходится задумываться над связью этих событий. А между тем все мы знаем, что Рождение Его сопровождалось страданиями. Только в виду чрезвычайной радости Боговоплощения мы почти не замечаем скорбей, сопровождавших Рождество Христово. А на самом деле они начались одновременно.

Воплотился Творец мира и не нашел Себе места для рождения даже в простой хижине, чего обычно не лишается и самая бедная мать.

Источник мира Сам рождается на скорби, которые начинаются с пеленок.

В восьмой день, когда Мария Дева приносит Его в храм на обрезание, Симеон Богоприимец пророчествует о том, что Младенец будет предметом споров на земле: одним Он будет на спасение, а другим – на падение. А Матери он предрек горькое предсказание: «И Тебе Самой оружие пройдет душу!». После же Он Сам скажет людям: «Не думайте, что Я пришел принести мир на землю; не мир пришел Я принести, но меч, ибо Я пришел разделить человека с отцом его, и дочь с матерью ее. И враги человеку – домашние его» (Мф.10:34–36).

Скажет Он, что кто за Ним захочет пойти, тот подобно Ему должен будет взять свой крест и последовать за Ним (см. Мф.16:24–26).

И Свой крест Он понес с рождения. Ирод будет искать убить Его, как будто конкурента по царству земному, а, не найдя Его, перебьет неповинных младенцев... И эти первенцы – мученики за Христа, пророчески предуказывают сотни тысяч, миллионы духовных «младенцев», то есть простых по душе и невинных христиан, кровь которых будет литься на земле беспрерывно даже до конца мира.

А Сам Богомладенец перед избиением младенцев Вифлеемских вынужден был искать спасения в бегстве: по повелению Ангела Он с Матерью, с мнимым отцом Иосифом, и его сыном от первой жены – Иаковом побежит во Египет; потом возвратится в Иудею, а оттуда удалится в Назарет.

В 30 лет Он выйдет на крещение и проповедь. И с той поры одни будут веровать в Него, а другие ненавидеть, и скоро поднимут камни, чтобы убить, так как Он «выдает» Себя за Сына Божия, за Бога (см. Ин.10:31; Ин.11:53).

А потом вознесут Его и на крест, как преступника, с криками: «Распни, распни Его!»

Такой крест Он терпел с Вифлеемского вертепа до Голгофы...

И после Него «меч» страданий перенесся на Его последователей: сначала мучения новых «младенцев», потом простых христиан, 300 лет! Потом – духовное мученичество тысяч и тысяч подвижников Египта, Палестины, Сирии, Афона, России, – как мужчин, так и женщин, в монастырях и пустынях; за ними – разделение Церквей; далее – отделение протестантов, сектантов; наконец, безбожие в западных странах и у нас!

И вот так почти две тысячи лет!

Откуда это? За что? Кто виноват? В чем именно?

Многие задавались и теперь задаются этим вопросом... И вот лишь на днях один молодой христианин рассказывал, как на пути его в вагоне снова поднялся этот вопрос: за что?

Неужели мы учим дурному? Неужели христианство заповедает войны и грабежи? Неужели мы учим неповиновению властям? Что дурного в нашей вере? И противники не могли ответить на это... А сочувствующие, – их было большинство из слушавших прения, – радовались тому, что молодой христианин мужественно и сердечно защищал свою веру.

И перед нами, отцы и братия, стоит этот вопрос: за что?

Церковные историки первохристианства, не только западные, но и наши православные, включая самых ученых, обычно ссылаются на естественные причины: на различие духа иудеев и христиан; на подрыв языческого идолопоклонства христианским учением о Воплотившемся и Воскресшем Христе; на подрыв будто бы государственных законов империи; на разрушение единства и целостности общества; на какие-то мистерии Тела и Крови и т. д.

Но удивительно доселе: как никто ни в семинариях, ни в академиях наших, ни в богословских книгах не говорит и не говорил о главной причине страданий Христа и христиан?!

О чем же именно? Вот задумаемся ныне над этим.

Кто первый начал открыто искушать Христа в пустыне, после крещения? – «Тогда Иисус возведен был Духом в пустыню, – говорит нам Евангелие, – для искушения от диавола» (Мф.4:1). И «сорок дней Он был искушаем от диавола» (Лк.4:2).

Почему неверующие евреи преследовали Христа? – «Почему вы, – спрашивал их Христос, – не понимаете речи Моей? Потому что не можете слышать слова Моего. Ваш отец диавол; и вы хотите исполнять похоти отца вашего. Он был человекоубийца от начала и не устоял в истине А как Я истину говорю, то не верите Мне» (Ин.8:43–45). Вот где источник неверия... Вот кто боролся против Христа, – боролся от Вифлеема до Голгофы. И только пред крестным распятием Господь сказал Своим ученикам: «Ныне князь мира сего изгнан будет вон» (Ин.12:31). «Князь мира сего осужден» (Ин.16:11). Князь мира, господствовавший до Христа над миром (ср. Еф.2:2), имел державу смертную (ср. Евр.2:14). И Христос Господь пришел на землю именно для того, «чтобы разрушить дела диавола», – говорит любимый ученик Христов Иоанн (1 Ин.3:8).

Это не я говорю, а Сам Господь и Его апостолы. Вот где причина! И потому я дивился и дивлюсь, что наши церковные историки об этом молчат, как о несуществующем и несущественном, тогда как Слово Божие иначе учит. И это касается самой сущности и цели пришествия Христова, а не чего-либо второстепенного.

И Церковь Христова в своем богослужении ясно указывает на «разрушение дел диавола» как на цель Боговоплощения. Вот что она говорит: «Во ад Божественное низшествие Твое, Христе Боже, мертвым жизнь явися: Ты бо врага связал еси державу доле, Благий Ты, Господи, пришел убити ратника», то есть врага неприятеля. «Уязвися льстец враг, Бога видя яко младенца лежаща в яслях худых, и крепкою рукою Божественною убивается, во спасение нас поющих: избавителю Боже, благословен еси» (Канон на повечерии Препдпразднества Рождества Христова, песнь 7-я. – Ред.).

Эта борьба ратника против Христа и Его Церкви будет продолжаться до конца мира, пока Христос «упразднит всякое начальство и всякую власть и силу», пока Он «низложит всех врагов под ноги Свои» (1 Кор.15:24–25).

И особенно эту борьбу придется выносить в мире пастырям Церкви, продолжателям дела Христова. Это ясно. Так предсказал Он Своим ученикам на последней вечери с ними:

«Если мир вас ненавидит, знайте, что Меня прежде вас возненавидел. Помните слово, которое Я сказал вам: раб не больше господина своего. Если Меня гнали, будут гнать и вас; если Мое слово соблюдали, будут соблюдать и ваше» (Ин.15:18,20). Когда это «прежде сказал»? Еще когда посылал Своих апостолов на проповедь. «Ученик не выше учителя, и слуга не выше господина своего: довольно для ученика, чтобы он был, как учитель его, и для слуги, чтобы он был, как господин его» (Мф.10:24–25). Поэтому «не бойтесь их!»... «Не бойтесь же: вы лучше многих малых птиц», а «ни одна из них не упадет на землю без воли Отца вашего; у вас же и волосы на голове все сочтены» (Мф.10:31,29–30). «Итак всякого, кто исповедает Меня перед людьми, того исповедаю и Я пред Отцем Моим Небесным» (Мф 10:32).

Это обещано не только Апостолам и священнослужителям Церкви, но и вообще христианам. Значит, и вам, православные люди, «братья» Христовы. И вы не удивляйтесь и не бойтесь!

Этому учит нас Церковь в первый день Его Рождения, после славословия ангельского, когда рассказывает о пришествии волхвов и о последующем избиении вифлеемских младенцев. И нужно радоваться этому! И Апостолы, когда их «били» за имя Христово, радовались, что «удостоились принять бесчестие» (Деян. 5:40–41).

Помощь в распознавании текстов