архиепископ Вениамин (Краснопевков-Румовский)

Новая Скрижаль

 ОглавлениеГлава II. О главнейших частях церкви 

Часть первая. О церкви вообще, о всех частях ее и о всех вещах и утварях, к ней принадлежащих

Глава I. Об именах и святости церкви

§1. Что есть церковь?

Слово церковь имеет два значения. Во-первых, церковь означает общество истинных христиан, рассеянных по всему земному кругу, и объемлет их, на каком бы месте и в какое бы время истинно верующие ни жили. Принимая в сем значении слово церковь, св. Герман, Патриарх Константинопольский, называет ее телом Христовым и Христовою невестою, которая очищена водою св. крещения, орошена честною кровию Искупителя, брачно одеяна и запечатлена миром Св. Духа. Сию-то церковь, продолжает тот же св. Герман, патриархи прообразовали, пророки провозвестили, апостолы основали, иерархи украсили и мученики прославили. Глава сей церкви Христос: потому что она управляется одним законом евангельским, воинствует под одним знамением Христовым и стремится к единой блаженной цели. Во-вторых, церковь есть храм Божий или молитвенный дом, куда верующие собираются славословить Бога и молиться Ему. В сем последнем значении слово церковь и принимается в настоящей книге, в которой имеют быть объяснены все части церкви, утвари и молитвы, в ней совершающиеся. Слово церковь не русское, но происходит от греческого χυριαχόν, что значит дом Господень. Из сего, с переменою букв χ на ц и υ на е, образовалось слово церковь, которое тоже значит дом или храм Господень. В самых российских словах многие буквы переменяются, напр., вместо на реке говорится на реце, вместо в человеках говорится в человецех и проч.

§2. Название церквей

Церкви или молитвенные храмы бывают многоразличны. Одни освящаются во имя Всесвятой и Живоначальной Троицы, или одного из Лиц Троицы; другие во имя Пресвятой Богородицы, а некоторые во имя ангелов, апостолов, или одного из иерархов, мучеников, святого или святой. Посему храмы и носят имена тех святых, которым они посвящены. Так мы говорим: пойдем к Троице, пойдем к Рождеству Христову, пойдем к такому-то святому, иерарху или мученику, т.е. в храмы тех святых, именам которых они посвящены. Впрочем, все эти храмы без исключения суть храмы Господни, храмы Божии и селения славы Всесвятой Троицы. Все они одинаково освящаются Божественною благодатью Отца и Сына и Святого Духа, во всех одинаково совершаются священнические молитвы и все одинаково помазуются Божественным миром. Симеон, епископ Солунский (в главе 128), пишет: «всякий храм посвящается Богу; это дом Его, и Он живет в нем: и раб Божий, которого имя носит храм, обитает в нем, как своем жилище, невидимо является там духом, часто тут полагаются и мощи его, и он действует Божественною благодатию и силою».

§3. Церковные вещи святы

О вещах, при молитвах в церкви употребляемых, и вообще о всех утварях церковных, тот же Симеон Солунский так рассуждает: «в вещах сея церкви благодать Божия приходит и пришедши пребывает: когда мы молимся, она действует по благоволению Отца и милости Сына, Который воплотился нас ради и возродил нас сошествием и щедротами нераздельного с Ним Св. Духа. И это мы видим ясно, потому что в храмах совершаются Божественные силы и чудеса, бывают явления ангелов и знамения святых, исполняются прошения и даруются исцеления. Потому-то в храме, где призывается имя истинного Бога, все свято, и Он Своею Божественною благодатию действует, врачует и спасает всех».

§4. Прообразование новозаветных церквей в ветхозаветных жертвенниках

Человек, прежде нежели чрез Моисея получил от Бога закон, воздвигал храмы и жертвенники и на них приносил жертву Богу; и все таковые жертвенники были святы. При Адаме Авель создал жертвенник: и хотя этот жертвенник был устроен из вещества, но был свят; и принесенные на нем в жертву Богу дары, хотя и состояли из закалаемых животных, также были святы, потому что посвящены были Богу; Бог явился верху их, или, как пишется, призре Бог на Авеля и на дары его (Быт.4:4). Ной, вышедши из ковчега, создал Богу жертвенник. Авраам, намереваясь принести в жертву сына своего Исаака, созда жертвенник, и рече ему Бог, глаголя: Аврааме, Аврааме! да не возложиши руки твоея на отрочища: ныне бо познах яко боишися ты Бога (Быт.22:12). – И Иаков также из камня устроил жертвенник, освятил его во имя Божие и видел при нем Бога. Но самый высокий и многознаменательный жертвенник устроил Моисей: это скиния, которая была образом храма, и которая лучше, нежели прежние жертвенники, прообразовала все вещи и таинства новой благодати. Симеон Солунский (в гл. 125) говорит: «все, что устроил Моисей внутри скинии, а особенно ковчег и трапеза, прообразовавшие Богородицу, называлось святая святых. Посему, если кто-либо кроме посвященных дерзал прикоснуться к этим вещам, погибал и умирал: так Оза, иже простре руку свою, да поддержит кивот... умре ту пред Богом (1Пар.12:9–10). Были в скинии и хлебы предложения, двумя своими составами означающие Хлеб живой и небесный, т.е. два естества, Божеское и Человеческое».

Просфора двусоставная

В подражание сему и в христианских храмах хлебы или просфоры делаются двучастные; и двумя своими частями ясно означают Божество и Человечество Иисуса Христа. «Была в скинии», продолжает тот же Симеон Солунский, «и вода очищения, означающая св. крещение, елей святой, прообразовавший миропомазание, светильник, – огонь священный и кадильницы; и все это было свято. Потому-то на чело Озии, имевшего в руке кадильницу, проказа взыде пред священники в дому Господни: не его была обязанность кадить фимиамом Господеви, но обязанность священников из племени Ааронова (2Пар.26)». В том же духе св. Герман пишет о новоблагодатной церкви: «церковь есть храм Божий, т.е. отдельное место Божие, святилище святое и дом молитвы, где воспоминаются распятие, погребение и воскресение Христово; дом прославленный паче скинии свидения и призывающий людей к покаянию и молитвам».

§5. Церковные вещи должно почитать

Если уже ветхозаветные жертвенники, и все вещи, бывшие прообразованием настоящих, были столь святы: то тем более мы должны благоговейно чтить новоблагодатные храмы и все принадлежащие к ним вещи и утвари. Симеон Солунский в той же главе рассуждает: «всякую вещь, посвященную имени Божию, должно почитать, какая бы она ни была, глиняная, каменная, деревянная или другая какая-нибудь. Все это освящено именем Божиим. И так как эти вещи носят на себе имя Божие, то им никто не может дать другого назначения. Мы во многих местах и не раз видали, что презирающие святых и храмы Божии и похищающие священные вещи погибали: домы, в которые положены были камни и дерева, церкви принадлежащие, совершенно разрушались и никто в них не мог жить». Итак, блажен человек, который щедротами своими созидает храм, попечениями и трудами приносит прибыль и пользу, украшает их, или, предупреждая разрушение, возобновляет старые. Всякий из нас сам знает, что этот человек своими пожертвованиями чтит и славословит Бога, и многие чрез его дела спасаются. Такой благотворитель душ привлекает себе любовь Божию, и воздаяние ему будет благое. И сама церковь об этих усердствующих, под именем создателей, плодоносящих, добродеющих и благотворящих Божиим церквам, во многих местах всенародно приносит Богу молитвы.



Источник: Новая Скрижаль или объяснение о церкви, о литургии, и о всех службах и утварях церковных, Вениамина, архиепископа Нижегородского и Арзамасского (1739-1811). В четырех частях. М.: Издательство Православного Братства Святителя Филарета Митрополита Московского, 1999.

Комментарии для сайта Cackle