архиепископ Вениамин (Краснопевков-Румовский)

 ОглавлениеГлава II. О главнейших частях церкви 

Часть первая. О церкви вообще, о всех частях ее и о всех вещах и утварях, к ней принадлежащих

Глава I. Об именах и святости церкви

§1. Что есть церковь?

Слово церковь имеет два значения. Во-первых, церковь означает общество истинных христиан, рассеянных по всему земному кругу, и объемлет их, на каком бы месте и в какое бы время истинно верующие ни жили. Принимая в сем значении слово церковь, св. Герман, Патриарх Константинопольский, называет ее телом Христовым и Христовою невестою, которая очищена водою св. крещения, орошена честною кровию Искупителя, брачно одеяна и запечатлена миром Св. Духа. Сию-то церковь, продолжает тот же св. Герман, патриархи прообразовали, пророки провозвестили, апостолы основали, иерархи украсили и мученики прославили. Глава сей церкви Христос: потому что она управляется одним законом евангельским, воинствует под одним знамением Христовым и стремится к единой блаженной цели. Во-вторых, церковь есть храм Божий или молитвенный дом, куда верующие собираются славословить Бога и молиться Ему. В сем последнем значении слово церковь и принимается в настоящей книге, в которой имеют быть объяснены все части церкви, утвари и молитвы, в ней совершающиеся. Слово церковь не русское, но происходит от греческого χυριαχόν, что значит дом Господень. Из сего, с переменою букв χ на ц и υ на е, образовалось слово церковь, которое тоже значит дом или храм Господень. В самых российских словах многие буквы переменяются, напр., вместо на реке говорится на реце, вместо в человеках говорится в человецех и проч.

§2. Название церквей

Церкви или молитвенные храмы бывают многоразличны. Одни освящаются во имя Всесвятой и Живоначальной Троицы, или одного из Лиц Троицы; другие во имя Пресвятой Богородицы, а некоторые во имя ангелов, апостолов, или одного из иерархов, мучеников, святого или святой. Посему храмы и носят имена тех святых, которым они посвящены. Так мы говорим: пойдем к Троице, пойдем к Рождеству Христову, пойдем к такому-то святому, иерарху или мученику, т.е. в храмы тех святых, именам которых они посвящены. Впрочем, все эти храмы без исключения суть храмы Господни, храмы Божии и селения славы Всесвятой Троицы. Все они одинаково освящаются Божественною благодатью Отца и Сына и Святого Духа, во всех одинаково совершаются священнические молитвы и все одинаково помазуются Божественным миром. Симеон, епископ Солунский (в главе 128), пишет: «всякий храм посвящается Богу; это дом Его, и Он живет в нем: и раб Божий, которого имя носит храм, обитает в нем, как своем жилище, невидимо является там духом, часто тут полагаются и мощи его, и он действует Божественною благодатию и силою».

§3. Церковные вещи святы

О вещах, при молитвах в церкви употребляемых, и вообще о всех утварях церковных, тот же Симеон Солунский так рассуждает: «в вещах сея церкви благодать Божия приходит и пришедши пребывает: когда мы молимся, она действует по благоволению Отца и милости Сына, Который воплотился нас ради и возродил нас сошествием и щедротами нераздельного с Ним Св. Духа. И это мы видим ясно, потому что в храмах совершаются Божественные силы и чудеса, бывают явления ангелов и знамения святых, исполняются прошения и даруются исцеления. Потому-то в храме, где призывается имя истинного Бога, все свято, и Он Своею Божественною благодатию действует, врачует и спасает всех».

§4. Прообразование новозаветных церквей в ветхозаветных жертвенниках

Человек, прежде нежели чрез Моисея получил от Бога закон, воздвигал храмы и жертвенники и на них приносил жертву Богу; и все таковые жертвенники были святы. При Адаме Авель создал жертвенник: и хотя этот жертвенник был устроен из вещества, но был свят; и принесенные на нем в жертву Богу дары, хотя и состояли из закалаемых животных, также были святы, потому что посвящены были Богу; Бог явился верху их, или, как пишется, призре Бог на Авеля и на дары его (Быт.4:4). Ной, вышедши из ковчега, создал Богу жертвенник. Авраам, намереваясь принести в жертву сына своего Исаака, созда жертвенник, и рече ему Бог, глаголя: Аврааме, Аврааме! да не возложиши руки твоея на отрочища: ныне бо познах яко боишися ты Бога (Быт.22:12). – И Иаков также из камня устроил жертвенник, освятил его во имя Божие и видел при нем Бога. Но самый высокий и многознаменательный жертвенник устроил Моисей: это скиния, которая была образом храма, и которая лучше, нежели прежние жертвенники, прообразовала все вещи и таинства новой благодати. Симеон Солунский (в гл. 125) говорит: «все, что устроил Моисей внутри скинии, а особенно ковчег и трапеза, прообразовавшие Богородицу, называлось святая святых. Посему, если кто-либо кроме посвященных дерзал прикоснуться к этим вещам, погибал и умирал: так Оза, иже простре руку свою, да поддержит кивот... умре ту пред Богом (1Пар.12:9–10). Были в скинии и хлебы предложения, двумя своими составами означающие Хлеб живой и небесный, т.е. два естества, Божеское и Человеческое».

Просфора двусоставная

В подражание сему и в христианских храмах хлебы или просфоры делаются двучастные; и двумя своими частями ясно означают Божество и Человечество Иисуса Христа. «Была в скинии», продолжает тот же Симеон Солунский, «и вода очищения, означающая св. крещение, елей святой, прообразовавший миропомазание, светильник, – огонь священный и кадильницы; и все это было свято. Потому-то на чело Озии, имевшего в руке кадильницу, проказа взыде пред священники в дому Господни: не его была обязанность кадить фимиамом Господеви, но обязанность священников из племени Ааронова (2Пар.26)». В том же духе св. Герман пишет о новоблагодатной церкви: «церковь есть храм Божий, т.е. отдельное место Божие, святилище святое и дом молитвы, где воспоминаются распятие, погребение и воскресение Христово; дом прославленный паче скинии свидения и призывающий людей к покаянию и молитвам».

§5. Церковные вещи должно почитать

Если уже ветхозаветные жертвенники, и все вещи, бывшие прообразованием настоящих, были столь святы: то тем более мы должны благоговейно чтить новоблагодатные храмы и все принадлежащие к ним вещи и утвари. Симеон Солунский в той же главе рассуждает: «всякую вещь, посвященную имени Божию, должно почитать, какая бы она ни была, глиняная, каменная, деревянная или другая какая-нибудь. Все это освящено именем Божиим. И так как эти вещи носят на себе имя Божие, то им никто не может дать другого назначения. Мы во многих местах и не раз видали, что презирающие святых и храмы Божии и похищающие священные вещи погибали: домы, в которые положены были камни и дерева, церкви принадлежащие, совершенно разрушались и никто в них не мог жить». Итак, блажен человек, который щедротами своими созидает храм, попечениями и трудами приносит прибыль и пользу, украшает их, или, предупреждая разрушение, возобновляет старые. Всякий из нас сам знает, что этот человек своими пожертвованиями чтит и славословит Бога, и многие чрез его дела спасаются. Такой благотворитель душ привлекает себе любовь Божию, и воздаяние ему будет благое. И сама церковь об этих усердствующих, под именем создателей, плодоносящих, добродеющих и благотворящих Божиим церквам, во многих местах всенародно приносит Богу молитвы.



Источник: Новая Скрижаль или объяснение о церкви, о литургии, и о всех службах и утварях церковных, Вениамина, архиепископа Нижегородского и Арзамасского (1739-1811). В четырех частях. М.: Издательство Православного Братства Святителя Филарета Митрополита Московского, 1999.

Вам может быть интересно:

1. Сорок бесед на Евангелия святитель Григорий Великий (Двоеслов)

2. Толкование Воскресных Евангелий с нравоучительными беседами. Часть 2 архиепископ Никифор (Феотокис)

3. Сборник статей по истолковательному и назидательному чтению Четвероевангелия. Том I Матвей Васильевич Барсов

4. Руководство к изучению Нового Завета. Евангелие профессор Александр Васильевич Иванов

5. Толкование Евангелия – Глава 37. Беседа Иисуса с Апостолами о разрушении Иерусалима и о кончине мира. Притча о десяти девах и талантах. Рассказ о Страшном Суде. Борис Ильич Гладков

6. Толковый Типикон – ЕВАНГЕЛИЕ профессор Михаил Николаевич Скабалланович

7. Руководство к изучению Священного Писания Нового Завета. Четвероевангелие – ЧАСТЬ ТРЕТЬЯ. ПОСЛЕДНИЕ ДНИ ЗЕМНОЙ ЖИЗНИ ГОСПОДА ИИСУСА ХРИСТА архиепископ Аверкий (Таушев)

8. Омилии святитель Григорий Палама

9. Евангельская история протоиерей Павел Матвеевский

10. Священная Библейская история Нового Завета епископ Вениамин (Пушкарь)

Комментарии для сайта Cackle