Источник

Глава I. Об именах и святости церквиГлава III. О святом престоле и его принадлежностях

Часть первая. О церкви вообще, о всех частях ее и о всех вещах и утварях, к ней принадлежащих

Глава II. О главнейших частях церкви

§1. Части храма

Церковь, принимаемая в значении храма Божия или дома молитвенного, разделяется главным образом на две части: алтарь и собственно храм; но часто к этим двум частям прилагается и третья, притвор или предхрамие; почему и храм разделяется по обыкновению на три главные части: алтарь, собственно храм и притвор.

§2. Различие в частях храма

Из всех частей церкви алтарь есть главнейшая, потому что он назначен для священнослужения, почему и не дозволяется входить в него непосвященным; храм назначен для верных, а притвор для оглашенных и кающихся, т.е. таких людей, которые не получили еще права входить в храм. Такое различие частей церкви повелевают соблюдать 19 и 43 правила собора Лаодикийского и 69 шестого Вселенского, в которых сказано: что в алтарь дозволяется входить только священникам для священнодействия и царской власти для причащения и приношения Даров.

§3. Первое знаменование церкви

Разделение церкви на две части, т.е. алтарь и храм, имеет четыре значения. Симеон Солунский (в главе 4, о храме) назвав алтарь невходным, т.е. местом, куда не всем позволяется входить, а только посвященным, а храм входным, куда все христиане входят, дает этим частям следующее значение: 1) они знаменуют Христа, Бога и вместе Человека, первое, т.е. Божество Иисуса Христа невидимо, а второе – Человечество видимо; 2) человека, состоящего из души и тела; 3) таинство Троицы, Которая непостижима по существу, но познается по Своему промыслу и силам, и 4) видимый мир и невидимый: алтарь означает небо, а храм землю.

§4. Второе знаменование церкви

Но церковь, разделенная на три части, т.е. алтарь, храм и притвор, имеет другие значения. Симеон Солунский в той же главе говорит: «и с другою целию храм разделяется на три части: на притвор, находящийся пред храмом, храм и алтарь; эти части знаменуют: 1) Троицу, 2) Горние силы, разделяющиеся на три чина, 3) благочестивых людей, разделяющихся на иереев, верных и находящихся в покаянии и 4) трехчастный образ храма означает то, что на земли, что на небеси и что превыше небес; паперть означает землю, храм – небо, а святейший алтарь то, что превыше небес».

§5. Ангелы и люди разделяются на три чина

Выше было сказано, что храм, разделенный на три части, уподобляется ангелам и людям; здесь следует объяснить, в каком смысле принимается деление ангелов и людей на три разряда. В первой части Православного исповедания, в ответе на вопрос 20-й, приводятся следующие слова св. Дионисия Ареопагита: «Ангелы», пишет он, «разделяются на десять ликов, а сии на три чина. В первом чине находятся те, кои ближе к Богу, как то: престолы, херувимы и серафимы. Во втором чине: власти, господства и силы. В третьем: ангелы, архангелы, начала. Они поставлены в таком порядке, что низшие ангелы получают просвещение и благодеяния Божия чрез высших». То есть, в первом чине находящиеся ангелы, прежде всех получая Божественное осияние и принимая оное без всякого посредства, передают тем, которые не имеют такого осияния, какое они получают. И посему первые чины, по воле Божией, причастны бывают и высших и низших чинов; так серафим может назваться ангелом и силою, но ангел не может назваться серафимом, потому что ангелы не достигают той горней страны, где находятся серафимы. Серафимы прежде всего принимают просвещение светом Божественным, а от них передается озарение прочим чинам, и потому первая третица священноначальствует над второю, а вторая над третьею. Таким образом и люди разделяются на три разряда. Симеон Солунский (в 133 гл.) говорит: «внутрь алтаря входит иерарх, носящий образ Богочеловека Иисуса и силою Его священнодействующий, другие же священные лица, каждый по своему чину, знаменуют и апостолов, и в особенности архангелов и ангелов». В 26 гл., о храме, он же говорит: «иереи, начинающие Божественные песни внутри алтаря, изображают собою первые, высшие к Богу чины; а диаконы, чтецы и песнопевцы, по порядку продолжающие Божественные псалмы и Священное Писание, образуют средний чин небесных сил; православный же народ, стоящий в храме и просящий у Бога милости, означает последний чин ангелов».

§6. Почему церковь разделяется на три части?

Церковь наша или храм разделяется на три части по примеру скинии Моисеевой и храма Соломонова, в которых было по три части. Так апостол Павел пишет к Евреям: имеяше убо первая скиния святое же людское: скиния бо сооружена бысть первая яже глаголется святая: по вторей же завесе скиния глаголемая святая святых (Евр.9). Одно из сих отделений, внешнее, предназначалось для евреев, еллинов, одним словом для народа. Затем была устроена завеса, отделявшая внешнюю часть храма: за эту завесу, внутрь храма всякий день входили священники для приношения жертвы; эта часть называлась святая. Далее была устроена еще вторая завеса, за которой была третья часть храма, святая святых: туда только один раз в год входил первосвященник для принесения жертвы. Все эти части храма были образом наших храмов, так как сень образовала истину. А почему как ветхозаветные, так и новозаветные храмы разделяются на три части, тому Василий Великий в своем трактате о Св. Духе (гл. 27) полагает следующую причину: «Великий Моисей», говорит он, «хотел выразить тем, что не всем дозволено приступать к тому, что было священного в храме; он вне храма назначит место для мирских людей, а в самый храм, т.е. в святая, предоставил право входить избранным. Левитов удостоил быть служителями Божиими; священникам предоставил право совершать заколения и всесожжения и совершать прочие священнослужения. Из сословия священников он избрал одного, который однажды в год, в известный день и в известный час, должен был входить в неприступное место (святая святых), для того, дабы и он сам по трудности и редкости со страхом взирал на святая святых».


Источник: Новая Скрижаль или объяснение о церкви, о литургии, и о всех службах и утварях церковных, Вениамина, архиепископа Нижегородского и Арзамасского (1739-1811). В четырех частях. М.: Издательство Православного Братства Святителя Филарета Митрополита Московского, 1999. - 309 с.

Комментарии для сайта Cackle