протоиерей Виктор Гурьев

22. О почитании св. икон

(Из жизни преподобн. Симона мироточивого. Пат. ч. 1, стр. 305,306).

Православная Церковь учит нас чтить и поклоняться св. иконам, т.е. священным изображениям Господа, Пречистой Его Матери и Святых. Но, уча сему, она вместе заповедует воздавать почтение не веществу, из которого сделаны иконы, и не краскам, представляющим лики священные, но первообразному; т.е. учит, чтобы мы, при поклонении иконам, возносили ум и сердце наше на небо, или к Самому Господу или к Святым, смотря потому, Кому молимся. Но к несчастью многие из невежд вовсе не хотят знать этого учения и думают получить милость не от Самого Того, Кто написан на иконе, а от самой последней и потому, смотря на икону как на божество предпочитают одни иконы другим, и одни из них принимают, а другие отвергают. Так недугую- щие расколом молятся лишь на старые иконы, и не хотят знать новых; а из простецов, иные – большой образ предпочитают малому и т. п. Знают ли подобные люди, что чрез свое невежество они грешат пред Богом и впадают во власть диавола? Если не знают–то пусть узнают. И дай Бог, чтобы то, что они услышать, послужило им к тому, чтобы они навсегда оставили свое грубое суеверие относительно икон, и воздавали им почтение разумно,– не боготворя их, а вознося, при поклонении им, ум и сердце на небо, к Тому, Кому они молятся.

В годовую память св. Симона Мироточивого, во время великой вечерни, вошел в церковь один брат, именем Савва, из обители св. Дионисия, что на Олимпе, чтоб приложиться к святому лику преподобного. Но заметив, что икона очень мала, оскорбился и сказал: „я не хочу кланяться такому образу.» Конечно это было следствием его невежества, а не пренебрежения к преподобному, однако ж непосредственно затем одно страшное сновидение вразумило его, ему приснился страшный змий, готовый пожрать его, инок Савва, вне себя от страха и трепета, завопил: „Преподобный Симеоне, помоги мне! и, в это мгновение пробудившись с ужасом, пошёл в церковь, где пав на колена пред образом преподобного, с любовью лобызал его несколько раз, так что все, бывшие тут, удивились перемене сего брата, ибо лицо его было бледно, как у мертвеца. Тогда же рассказал он всем, что за свое невежество пострадал от сатаны. „Малый образ, брат мой,» заметил при этом один из старцев, „при теплоте веры и благоговении, при чистоте ума и непорочности тела, ничем не различается от большого; посему будь внимателен, воздавай достойную честь Святым и священным их ликам,–малые они или большие.» Таким образом исправленный брат воздал славу Богу и благодарение преподобному (Пат. ч. I, стр. 805–806).

Оставьте же свое грубое заблуждение вы, предпочи- тающие одну икону другой. Не для того даны иконы, чтобы мы боготворили их и тем оскорбляли Бога; а для того, чтобы, взирая на них, вместе с тем верою созерцали Господа и Святых Его, на небо устремляли ум и сердце, с неба просили помощи и заступления. „Не веществу,» говорит св. Иоанн Дамаскин, „поклоняемся, а Тому, Кто на иконе изображен. Не веществу, из которого сделаны Евангелие или Крест кланяемся, но Тому, что ими изображается.» (Точн. излож. Прав. веры кн. 4, гл. 16). Оставьте же, повторяем, ваше заблуждение, и на будущее время положите себе за непременное правило не делать различия между тою или другою иконою, старой или новой, малой или большой, а воздавая честь ей и вместе возносясь вашими мыслями и чувствами к небу, просите молитв и ходатайства пред Богом у святых Его. Так от образов возноситесь вашею душою к изображаемым и к Первообразу всех совершенств и всякой святости–Триипостасному Богу. Аминь.


Источник: Виктор Гурьев, протоиерей. Поучения по руководству Патерика Печерского / Сост. прот. Виктор Гурьев; Афон. Рус. Пантелеймонов монастырь. — Москва : Афонск. рус. Пантелеймонов монастырь, 1912 (типо-лит. И. Ефимова, преемник И. С. Ефимов). — 162, II с. : ил.

Комментарии для сайта Cackle