протоиерей Виктор Гурьев

24. Родители и дети должны взаимно трудиться для спасения души

(Из жития св. Саввы Сербского. Пат. ч. 1, стр. 217–225).

Все мы знаем, братья, что на детях, по отношению к родителям, между другими лежит и та обязанность, чтобы питать и покоить родителей во время болезни и старости. Но все ли знаем, что, при старости и болезни родителей, дети также должны пещись и о спасении их? И знают ли в свою очередь родители, что они могут созидать свое спасение при помощи своих детей? И знают ли, что в деле спасения, они взаимно могут помогать и ободрять друг друга? Если знают и поступают так – хорошо, а если нет, то пусть и те другие поучатся сему из примера нижеследующего.

Св. Савва, впоследствии Архиепископ Сербский, в юности жил вместе с отцом своим, блаженным старцем Симеоном, в монастыре Ватопедском, на св. горе. Единомысленные во всем, они разделяли между собою труды и молитвы: сын учил подвигам отца, но старец, как старец, не мог следовать по стопам его, и потому юноша старческую немощь восполнял избытком своих сил,–постился и трудился и за себя и за отца. Чуден был этот старец: не имея сил исполнить все сам, он лежа собирал плоды сыновние,–собирал с сокрушением сердца и со смирением души, проливая от сердечного умиления много слез. Юноша трудился, а старец болезновал мысленно, творя столько же поклонов, сколько и тот, и состраждущею ему душею, при всенощном его распинании, как бы поддерживал простиравшиеся долу члены своего сына. Усугублял ли юноша пост за себя и за старца,–усугублял и старец слезы и воздыхания за себя и за юношу, ибо плакал и о своем бессилии для подвигов, и о том, что не мог страдать вместе с сыном. Унылый и дряхлый, с трясущеюся от ветхости головою, он укорял себя и сидел, а юноша старчески утешал отца: „не унывай, батюшка! мое стояние, мой пост и поклоны пусть будут и твоими; я приемлю твои труды на себя, ибо ты послушал меня, и от меня взыщет Господь душу твою (Пат. ч. 1, стр. 217). Таким образом, труды доблестного сына и воздыхания отца его к Богу, равно как сугубая молитва их, сливались воедино,–и оба они веселились о Господе, оба ограждали внутренно душу свою (стр. 218). Далее, Савва все отеческое почитал своим, равно как и отец все свое почитал сыновним, кроме разве одной души, да и ту, Бога ради, готов был отдать сыну: такова была любовь между отцом и богодарованным ему сыном. Старец почитая Савву не человеком, а как бы ангелом, совестился принимать от руки его какую-либо услугу. За то и сын, с своей стороны, служил ему во всём как раб, и никому не уступал этой священной обязанности. Старец, с полною утешения душою, непрестанно молился о нем, а Савва щитом молитвы мужественно ограждался от искушений бесовских (стр. 225).

Итак, вот вам, родители и дети, урок относительно того, как взаимно созидать спасение ваше. Сын твой молод? Пусть он с внутренним богопочтением, на глазах твоих соединяет и внешнее: служит Богу и постом и поклонами. Ты стар? Покажи пример сыну чрез благоугождение Богу сердечное: служи молитвенными слезами и воздыханиями. У тебя потих голос, но уста твои еще могут шептать теплые молитвы; у тебя померкли глаза, но они могут еще пролить горячие слезы; у тебя ослабела грудь, но она еще может издавать глубокие вздохи. Так рука об руку и идите в царствие Божие, и друг другу соревнуйте в добродетели, и друг друга ободряйте. Тако тецыте, да постигнете. Аминь.


Источник: Виктор Гурьев, протоиерей. Поучения по руководству Патерика Печерского / Сост. прот. Виктор Гурьев; Афон. Рус. Пантелеймонов монастырь. — Москва : Афонск. рус. Пантелеймонов монастырь, 1912 (типо-лит. И. Ефимова, преемник И. С. Ефимов). — 162, II с. : ил.

Комментарии для сайта Cackle