Отчимы и мачехи, пасынки и падчерицы

Источник

Есть мужчины и женщины, которые, лишившись один – нежно любимой жены, другая – нежно любимого мужа, дают обет не вступать в новый брак. „Нет, – говорят они, – не введу я в свой дом мачехи для моих детей; не дам я отчима моим детям. Я один, или одна, буду для них отцом и матерью вместе». И многим, при помощи Божьей, удается исполнить обет, данный в первые минуты горя об утрате дорогого существа. Мы знаем вдовиц, которые отвергли выгодные предложения нового супружества, и остаток дней своих посвятили делам благочестия, молитве о покойном муже и полным любви и самоотвержения заботам о детях. Мы знаем мужчин, которые, овдовев в молодых летах, не искали новой подруги жизни, редко показывались в свет, всячески стараясь избегать встреч и знакомств, которые бы могли их повести к нарушению обета верности в отношении к покойной жене, – и в уходе за детьми, в заботах об их воспитании и благополучии не уступали иной матери. Но не все овдовевшие остаются во вдовстве до конца жизни. По немощи в борьбе с плотью, по непривычке к одинокой жизни, по невозможности совместить со многими другими обязанностями и делами постоянный и бдительный личный надзор за детьми, многие вдовцы находят нужным искать себе – новой жены, для осиротевших детей – новой матери, а для дома – хозяйки. И многие овдовевшие матери охотно вступают во второй брак, чтобы в новом муже найти опору для себя и покровителя для детей своих.

Священное писание отнюдь не относится строго к второбрачным Оно не почитает грехом, если один из супругов, по смерти другого, вступит в новый брак. Святой апостол Павел говорит: „Жена связана законом, доколе жив муж её; если же муж её умрёт, свободна выйти, за кого хочет, только в Господе» (1Кор. 7:39). Он же, предлагая епископу Тимофею избирать в диакониссы старых вдовиц (60-летних), находит неблагонадежными для этой должности молодых вдовиц, и говорит о последних: «Я желаю, чтобы молодые вдовы вступали в брак, рождали детей, управляли домом и не подавали противнику никакого повода к злоречию» (1Тим. 5:14). В ветхом завете написана целая книга в похвалу благочестивой Руфи, бывшей во втором браке по смерти первого мужа, и в этом втором браке сделавшейся праматерью царя Давида, от племени которого родился Христос. Сам Давид был женат на Авигее, вдове Навала. Таким образом, в писании не только ничего не говорится против второго брака, но он еще одобряется. Следственно ничего нельзя сказать и против того, если дают согласие на брак со вдовцами или вдовицами юноши или девицы. Напротив, они даже делают доброе дело, если вместе с этим принимают на себя обязанность заменить осиротевшим детям отца или мать, сколько это для них возможно. К таковым отчимам и мачехам могут быть отнесены слова Спасителя: «Кто примет одно из таковых детей во имя Мое, тот принимает Меня» (Марк. 9:37).

Нельзя, однако, скрывать, что это высокое дело соединено с великими трудностями. Они происходят с разных сторон. Начнем с детей. Случается, что отчиму или мачехе достаются в наследство дети, воспитание которых запущено или при жизни или по смерти отца, либо матери. Новым воспитателям, заступившим место родного отца и матери, предстоит тяжкий труд перевоспитывать таких детей, и труд этот или оказывается совсем безуспешным или с чрезвычайною медленностью приносить вожделенные плоды. Таким образом, отчиму или мачехе на первых порах брачной жизни не всегда удается испытать счастье и радости, а иногда приходится лить слезы. Иная молодая женщина, заглянув в сердце своего пасынка или падчерицы, приходит в уныние при одной мысли о принятой на себя обязанности матери в отношении к ним. Затруднительны бывают отношения отчима или мачехи преимущественно к взрослым пасынку или падчерице. Случается, что последние не хотели бы видеть в своем семействе второго отца или вторую мать, и принимают их с недовольством и даже враждебным чувством, особенно когда отчим или мачеха по летам немного старше их; они затрудняются касательно того, как называть их, и неохотно называют их отцом или матерью. И вот нередко из-за одного драгоценнейшего на земле имени отца или матери поднимается в семействе война и повторяются неприятные сцены. Сторону детей первого брака держат иногда их родственники. Они стараются утвердить над ними свое влияние и поселяют в их сердцах холодность к отчиму или мачехе. Непрошенные посредники, они выведывают от детей об отношении к ним отчима или мачехи, с участием выслушивают их жалобы, и вместо того, чтобы успокоить детей, еще пуще раздражают их против тех, на кого они жалуются. Даже посторонние люди почитают себя в праве вмешиваться в дело, их не касающееся. Все хотят быть опекунами и защитниками пасынка или падчерицы. Если наказывает детей, даже иногда и несправедливо, родной отец или мать, на это никто не обращает внимания. Но если отчим или мачеха хоть раз накажет пасынка или падчерицу, и накажет за дело, – какой шум поднимается со всех сторон, как будто сделана величайшая несправедливость! „Вот, – говорят, – что значит не родной отец и не родная мать!» Как много бывает вреда от неблагоразумного вмешательства, от неблагоразумного участия сторонних людей к пасынкам иди падчерицам!

Вступившие в брак со вдовцом или вдовою иногда от них самих встречают препятствие к установлению правильных отношений к их детям. Худо, если между лицами, находящимися в таком браке, нет искреннего доверия, если одна половина, имеющая детей от первого брака, подозревает другую в нерасположении к ним и, по пристрастию к детям, сквозь пальцы смотрит на их неприличное обращение с отчимом или мачехою; тогда нет надежды, чтобы такой брак принес благословенные плоды как родителям, так и детям. Тогда дом разделяется на партии, и между ними происходит глухая или открытая война. Причиною семейных беспорядков весьма часто бывает неправильный взгляд отчима или мачехи на свои обязанности. Иногда отчим или мачеха думают, что им не принадлежит никакой власти над пасынками или падчерицами, и потому относятся к ним совсем не по-родительски. Они забывают или не хотят понять, что они получили от Бога полную власть над ними, по силе супружеского союза с их родным отцом или матерью, – и являются равнодушными к ним, как бы чужим детям. Они называют их „детьми своего мужа или своей жены», проступки их не горячо принимают к сердцу и не противодействуют их дурному поведению. Что бывает следствием этого? Дети, которых не признают „своими» отчим или мачеха, со своей стороны не считают их за родителей и обращаются с ними не так, как должно детям.

Доходит до того, что, наконец, отчим или мачеха терпят от таких детей явное пренебрежете и оскорбление и, подавленные чувством своего бессилия, только вздыхают да жалуются. Само собою разумеется, что и супружеские отношения при этом становятся нехорошими; а все оттого, что не принято ясного и твердого положения в отношении к пасынкам и падчерицам. Наконец, в неблагоприятные отношения к пасынкам или падчерицам становятся отчим или мачеха, когда оба имеют родных детей. Понятно, отчего происходят такие отношения: собственных детей, как свою плоть и кровь, отчим и мачеха предпочитают неродным детям, обращаются с родными детьми ласковее, дают им преимущество в пище и одежде, воспитывают их гораздо тщательнее и наследства отказывают им больше. Если же отчим или мачеха сами не расположены допустить такое неравенство между родными и неродными детьми, то не бывает недостатка в людях, которые успевают склонить их к этому своими советами, говоря: „Ведь это твои собственные дети, а те чужие: как же можно из твоего собственного имения награждать чужих детей наравне с родными, твоими прямыми и законными наследниками?» Следствием таких внушений бывает то, что пристрастие к родным детям и несправедливости к неродным вооружают последних против первых и также против отчима и мачехи.

О такие-то подводные камни разбиваются бедные люди! И, что особенно замечательно, больше разбиваются женщины, чем мужчины. Имя мачехи в истории является в виде более мрачном, чем имя отчима. В Священном Писании, правда, не упоминается ни об одном злонравном отчиме или мачехе; но мирская история богата подобными примерами. Уже древние греческие сказания представляют мачеху в самых черных красках. У римлян выражение:„жаловаться мачехе» значило то же, что жаловаться без успеха. Агриппина, жена римского императора Клавдия, отравила своего пасынка Британика, чтобы возвести на трон родного сына Нерона. Известно, как отблагодарил и наградил свою мать Нерон: он велел умертвить ее и глумился над её трупом. В древних немецких сказаниях (сагах) мачеха изображается как злая гонительница пасынка и падчерицы: она выпроваживает их из родительского участка, пускает их по миру и даже умерщвляет. В русских пословицах она также является в непривлекательном виде: „Мачеха добра, да не мать родна», „В лесу медведь, а в дому мачеха» . К сожалению, опыт нередко подтверждает справедливость этого приговора; кому неизвестно, как много мачех, носящих имя матери, без материнского сердца?

Как должны поступать отчим и мачеха, чтобы не плакались на них пасынки и падчерицы? Они должны принимать их во имя Иисуса Христа, руководствуясь словами Его: «Кто примет одно из таких детей во имя Мое, тот принимает Меня» (Марк. 9:37). Пасынков и падчериц дает тот же Самый Бог, который дарует родных детей. Поэтому пусть так рассуждает отчим или мачеха: „Эти дети даны мне от Бога в дар; Он вручил мне над ними власть и Он же некогда потребует отчета за них от меня. Бог, который по милосердию Своему благословил называть Себя отцом народа еврейского, когда народ сей сам по себе, как и другие народы, не имел на это права, – Бог, который соделал Своими чадами людей, утративших по грехам своим право на священное имя чад Божьих, – Бог, который меня, бедного, погибшего грешника, усыновил Себе без всякой с моей стороны заслуги,– тот же Бог дал мне детей, которые не от меня родились». Вот какими очами ты должен взирать на твоего пасынка или падчерицу. И если воспитать их кажется тебе трудно, то не забывай, что воспитание тебя самого требовало и доселе требует еще больших забот от твоего Бога. Потом как можно чаще моли Господа, да поможет тебе относиться к данным тебе неродным детям с любовью родного отца или родной матери. Всякая истинная любовь исходит от вечной любви Божьей и достигается молитвою. И Господь услышит и исполнит эту молитву. Он с радостью дает то, что составляет Его существенное свойство – любовь. И если сердце твое не лежит к пасынку или падчерице, не может привыкнуть к тому, чтобы любить их с отеческою или материнскою нежностью, и если они сами или их родные и знакомые ставят преграду между ними и твоим сердцем, то припадай к подножию креста Христова, укрывайся от скорбей твоих под его благотворною сенью, и ниспадет с него на твою душу прекрасный плод, то есть любовь, та самая любовь, которая возвела Господа на высоту крестного древа для спасения и счастья всех нас. Господь молился на кресте за Своих врагов: «Отче, отпусти им, ибо они не знают, что делают». И твой пасынок или падчерица не знают, что делают, когда относятся к тебе с холодностью и даже неприязнью. Молись только, как молился Иисус, и Святой Дух осенит и исполнит любовью и миром твою душу. Паче всего проси Господа, да укрепит тебя Своею благодатью к исполнению принятых тобою обязанностей. Ты по опыту знаешь немощь и непостоянство нашей природы. Бодрый дух дает искренний объект любви к мужу или жене и их детям, рожденным от первого брака, а немощная плоть затрудняет исполнение этого обета. Ты изнемогаешь в борьбе с разными трудностями, и то текут у тебя тихие слезы, то истощается терпение, и слова несдержанного гнева рекой льются из твоей груди. Того и другого недолжно быть. Оставайся только под древом креста, – и укрепятся ослабевшие колена, и утишится гнев. Если ты убеждён в святости принятых тобою обязанностей в отношении к пасынку или падчерице, то не одна любовь к ним, a вместе и справедливость должна руководить тобою в исполнении этих обязанностей. Помни, что власть над детьми твоей жены, или мужа, дана тебе от Бога, а потому держи эту власть в твердой руке. Будь не только ласков к ним, но вместе и строг, по требованию справедливости. Не желай, чтобы они тотчас же полюбили тебя со всею нежностью детского сердца; любовь их к тебе будет расти по мере того, как будет возрастать довеpиe их к тебе, по мере того, как они будут видеть опыты твоей любви к ним и заботливости о них. Люди могут осуждать твое поведение, твою строгость, порицать тебя за наказания, каким иногда подвергаешь вверенных тебе детей: ты не обращай внимания на эти пересуды и порицания, иди своею дорогою, будь тверд в твоих благих намерениях, и победа будет на твоей стороне; твоя справедливость, наконец, будет оценена, злые языки умолкнуть, и люди будут с почтением произносить имя твое. Дети поймут тебя, отдадут справедливость твоему поведению в отношении к ним, и со дня на день будут привязываться к тебе сильнее и сильнее.

Чтобы влияние отчима или мачехи на пасынка или падчерицу было благотворно, родные их отец или мать должны заблаговременно приготовить их молодые сердца к принятию этого влияния. Они должны предварить их, что власть свою над ними они вполне намерены делить с их отчимом или мачехою. В противном случае нельзя ожидать добра. Если, например, мачехе будет говорить муж её: „Ты не должна ничего взыскивать с детей моих; ты не должна ничего приказывать им», – то и хорошая мачеха не принесет детям пользы. Особенно вслух детей никогда не должно произносить таких и подобных слов: в памяти их они никогда не умрут и будут источником всяких огорчений для мачехи.

Истинно мудро и по-христиански поступают отчим или мачеха, если заботятся о сохранении в семействе памяти родного отца или родной матери. Добрая мачеха всегда вспоминает с детьми то время, когда была жива их родная мать, и вспоминает с одной хорошей стороны, не дозволяя себе говорить ничего такого, что могло бы в невыгодном свете представить покойницу. О погрешностях и неодобрительных качествах и поступках её лучше молчать, чем упоминать вслух при детях. Ничто так не отталкивает детей от мачехи, как холодные и презрительные отзывы её о покойной их матери. Мы знаем мачех, которые во дни поминовения родной матери своих пасынков и падчериц принимают искреннее участие в молитвах о ней мужа и детей, вместе с ними молятся о упокоении души её в церкви, на кладбище и дома. Добрая и благоразумная мачеха, если возможно, сохраняет порядки и обычаи, заведенные в доме первою женою своего мужа, матерью его детей. Все идет по-старому,– она только продолжает то, что начала покойница. Она поддерживает сколько возможно, дружбу с родственниками покойницы и, если не опасается вреда, дозволяет детям её посещать их и выезжать с ними. За доброе с одной стороны платится доверием с другой.

Господь не оставляет без награды тех, которые свято и честно исполняют обязанности отчима или мачехи. Он награждаете их благосостоянием в домашней жизни, но самая лучшая для них награда есть та, о которой говорится в словах Господа: „Кто примете одно из таких детей во имя Мое, тот принимает Меня» (Мк. 9:37). Какое счастье быть в таком тесном общении с Господом, вместе с Ним проходить путь жизни, и под сенью лица Его достигнуть небесного пристанища! Отчим или мачеха, в лице детей принимающие Самого Христа, могут встретить с их стороны неблагодарность и нелюбовь; они не должны смущаться этим, должны быть довольны тою одною наградою, что принимают Христа. Но что, если к этой награде присоединится еще не только уважение и любовь к ним детей при жизни, но благодарная память о них по смерти? Не в высшей ли степени утешительно оставлять после себя пасынка или падчерицу, которые будут говорить: „Наша мачеха была для нас родная мать, любила нас и заботилась о нашем благе, как не всегда любят и заботятся родные матери» . Эта похвала в тысячу раз дороже всякого великолепного надгробного памятника и красноречивой надгробной надписи.


Источник: Отчимы и мачехи, пасынки и падчерицы / [Соч.] Еп. Виссариона. - 7-е изд. - Москва, 1900. - 34 с. (Очерки христианской жизни).

Комментарии для сайта Cackle