епископ Виталий (Гречулевич)

Постепенное раскрытие обетованией и пророчеств о Христе спасителе33

Христос раждается, славите! Христос с небес, срящите!

Уже около пяти недель слух наш, возлюбленные братья-христиане, стал оглашаться сей священной песнью Церкви Божией. Православная Церковь столь благовременным, и столь многократно повторяемым благовестием желала сколько можно лучше приготовить нас к достойнейшему воспоминанию и празднованию того величайшего события, которого весь род человеческий ожидал со времен Адамовых, и к которому Бог многочастно и многообразно приготовлял людей более пяти тысячелетий!

В этом-то и открывается все величие сретаемого нами преславного Рождества Христова, и той безмерной милости к нам Божией, по которой мы удостоились торжествовать исполнение того, что прародители наши, св. праотцы и все ветхозаветные праведники видели и целовали, – радостно приветствовали только лишь издалеча (Евр. 11:13), хотя и для них, точно так же, как и для нас, то была единственная надежда спасения. Братья-христиане! Если когда, то особенно ныне, как бы в самом преддверии благознаменитейшего праздника Рождества Христова, воссиявшего миру свет разума, всего приличнее обозреть нам, хотя в кратком очерке, как этот свет постепенно воссиявал покрытому греховной тьмой роду человеческому – в постепенных откровениях об Искупителе, от первого обетования о Нем, и до самого явления Бога во плоти.

Подлинно, глубокая тьма объяла души прародителей наших, когда, быв увлечены князем тьмы, чрез обаяние змия искусителя, дерзнули они нарушить заповедь Божию! – Омрачился их ум, в котором родилась безумная мысль – укрыться от вездесущего Мздовоздаятеля; помрачилась их совесть, в которой невинность и правота заменились рабским страхом и лукавством; вся жизнь, ожидавшая их и все потомство их в будущем, представлялась им в самом мрачном и безотрадном виде; ибо после изнурительных трудов и тяжких болезней, она неминуемо должна была оканчиваться смертью, и смертью вечной.

В этом-то всестороннем мраке, объявшем падших в грех прародителей, Господь Бог, по бесконечному милосердию своему, озарил их души и сердца первым лучем небесной надежды на избавление, – первым обетованием, или, как называют св. Отцы, первоевангелием о Христе Спасителе, возвестив осужденным, что Семя Жены сотрет главу змия (Быт. 3:15., с подл.), то есть, что Сын Девы победит царство дьявола, овладевшего человеком.

Поняли всю важность этого утешительного обетования наши прародители; и оно было для них столь вожделенно, что, желая в самом первенце своем видеть обетованное Семя, наименовали его Каином, то есть приобретением от Бога. Хотя вскоре и увидели они свою погрешность, и потому второго сына своего назвали Авелем, что значит плач; но это, без сомнения, только усилило их желание и ожидание Искупителя. Ах, они не ведали, что еще родятся и исчезнут с лица земли миллионы их потомков, пройдут тысячелетия, пока родится Обетованный!

Не ведали; а потому и ближайший потомок их, Ламех, тоже надеясь увидеть в сыне своем обещанное успокоение людей, назвал его Ноем, то есть, успокоением, – глаголя: упокоит нас от дел наших, и от печали рук наших, и от земли, юже прокля Господь Бог (Быт. 5:29).

Сам Ной уже прозорливее выразил свою веру и надежду – в благословении, данном Симу, и из трех сынов своих, его назначил уже не обетованным, а только родоначальником обетованного Семени. И рече: благословен Господь Бог Симов, – да распространит Бог Иафета, и да вселится в селениях Симовых (Быт. 9:26,27).

Нельзя не заметить и того, что при всей таинственной неопределенности первого обетования о Спасителе, данного прародителям, Богу угодно было пролить на него и некоторый особенный свет, представив им и прообраз будущей спасительной смерти Искупителя, – в жертвах, которых употребление видно еще в семействе Адамовом. И сокровенный смысл сего прообраза, если и не был постигаем их разумом, то, без сомнения, был доступен их вере, как и говорит Апостол: верою множайшую жертву Авель паче Каина принесе (Евр. 11:4).

Греховная тьма, особенно открывшаяся в Каине, и от него распространившаяся на все потомство его, обуяла весь мир допотопный крайним нечестием и безбожием, так что свет веры в Бога и Христа едва сохранился в семействе Ноя. – За то и одно лишь семейство Ноя спаслось тоюже верой, тогда как все тогдашнее человечество погибло в волнах потопа.

Новый мрак идолопоклонства распространился в самом потомстве Ноя, или лучше в потомстве злонравного сына его, Хама; и свет обетования Божия о Христе Спасителе, казалось, снова был в опасности, померкнуть! Но то был свет, который и во тме светится, и тма его не объят (Ин. 1:5).

Не объяла тьма язычества столь вожделенного света; но по чудному промышлению всеблагого Бога, в сии несчастные времена он еще более прояснился. – Ибо, для сохранения истинной веры и начатков Церкви Христовой, Бог отделил из всего рода человеческого одно племя Авраамово, и дал Аврааму обетование, что именно от него произойдет то Семя, или тот Божественный Потомок, о котором благословятся вся племена земная (Быт. 12:8, 18:18, 22:16–18, сн.Гал. 3:16).

Аврааму же, в яснейшем виде, указан был и прообраз Искупителя, предающего самого Себя в жертву за род человеческий, – в сыне его, Исааке, когда, по повелению Божию, он, имея обетования, приносит в жертву единородного (Евр. 11:17)! И как радостно было для сего отца верующих созерцать живой образ спасительной смерти и живоносного воскресения Искупителя, засвидетельствовал сам Он, Господь наш Иисус Христос, говоря: Авраам отец ваш рад бы был, дабы видел день Мой, и виде, и возрадовася (Ин. 8:5,6).

Обетование, данное Аврааму, о благословении всех народов земных, чрез его во веки благословенного Потомка, преемственно повторено было преемникам его веры, сыну и внуку, Исааку (Быт. 26:4) и Иакову (28:14). Чрез Иакова же Господь Бог озарил новыми и разительнейшими лучами благодатное обетование о Христе, в точнейшем указании рода грядущего Искупителя, времени Его пришествия, цели явления Его в мир, и обращения к Нему язычников. – Потухающий взор умирающего патриарха прояснел Божиим светом, и он, благословляя сына своего Иуду, изрек: не оскудеет князь от Иуды, и вождь от чресл его, то есть не прекратится власть верховная в колене Иудином (и она не прекратилась до времен Рождества Христова), дóндеже приидут отложенная ему, то есть, пока не придет Примиритель, и Той чаяние языков (Быт. 49:16).

Новый свет для веры во Христа открылся во времена Моисея. – Моисей предрек о грядущем Искупителе, что Он будет Пророк, подобный ему: Пророка от братии твоея, якоже мене, воздвигнет тебе Господь Бог твой. Того послушайте (Втор. 18:15, 18,19).

Но не только в лице самого Моисея, пророка и боговидца, и вместе – законодателя, посредника между Богом и людьми, и избавителя своего народа, верующие израильтяне могли видеть живой образ пронареченного им Христа Спасителя, которого небо хранило в себе даже до лет устроения всех (Деян. 8:21)! Для утверждения своей веры в Обетованного, народ Божий, во времена Моисея, был озарен множеством прообразований будущих времен Искупителя. – Изведете сынов Израиля из Египта, из дому работы; пасхальный агнец, и своей непорочностью, и обрядами при вкушении его, и особенно своей кровью, спасавшей израильтян от ангела погубляющего; переход по сухому дну Чермного моря, действием крестообразного начертания жезлом; манна, хлеб ангельский, сходивший с неба; вода из камня, составлявшая для верующих питие духовное, от духовного последующаго камене – Христа (1Кор. 10:4); медный змий, вознесенный на древо во спасение взиравших на него с верой в Господа, от уязвления змиев смертоносных, и, наконец, вообще вся судьба израильтян в те времена: все это имело, по слову Апостола, смысл прообразовательный: вся сия, говорит он, образи прилучахуся онем (1Кор. 10:11). Особенно же, весь обрядовый закон Моисеев, во всех своих обрядах жертвоприношений, очищений, окроплений, праздников, по слову Апостола, как не заключал в себе самаго образа вещей божественных, то имел только сень грядущих благ (Евр. 10:1), то есть, событий новозаветных; все это было тенью будущего, а телом во Христе (Кол. 2:17)!

В сии-то столь обильные преобразованиями времена, в сени и гаданиях времен подзаконных, и вне Церкви израильской уже довольно светлое пророчество изречено устами Валаама: возсияет звезда от Иакова, и востанет человек от Израиля, и обладает языки многими, и возрастет царство Его; благословящии Его, благословени, и проклинающии Его, прокляти (Числ. 24:3–9, 15–17).

С течением веков, все более и более проясняясь, в таинственном сумраке времен ветхозаветных, благовестие о грядущем Искупителе, является как бы полным сиянием луны в богодухновенных псалмах царя Давида; а вызванный Богом, в последующие времена, целый сонм Пророков, как светоносный лик звезд небесных, до того озарил души верующие, и столь многоразличными чертами прояснил откровение о Христе, что, подлинно, ничего уже более не оставалось, как только ожидать утренней зари, полного рассвета, появления самого Солнца правды, Христа и Бога, – как это выразил св. апостол Петр в своем послании братиям, уверовавшим из иудеев: и имамы известнейшее пророческое слово, емуже внимающе, якоже светилу сияющу в темнем месте, дóндеже день озарит, и денница возсияет в сердцах ваших (2Петр. 1:19).

После того, как из обетований Божьих, данных Аврааму, Исааку и Иакову, уже известно было избранному народу, что Христос от них имел произойти по плоти; после того, как в частности, по откровению Божию, патриарх Иаков предсказал, что из числа двенадцати сынов его, собственно из колена Иудова произойдет Мессия: сыну Иессея, царю Давиду Бог указал, еще частнее, ту отрасль колена Иудова, от которой должен был родиться ожиданный веками Избавитель, – открыл, что обетованное Семя, которого престол будет управлен до века, которому Бог будет во Отца, и который Богу будет в Сына, произойдет именно из рода Давидова (2Цар. 7:12–19. Пс. 88:29–38).

Озаренный Духом Божиим, богоотец Давид провидит в сем благодатном Семени своем, и обетованном Искупителе, своего Господа, седящего одесную Бога: рече Господь Господеви моему: седи одесную Мене (Пс. 109:1), и, в духовном восторге, взывает к Нему: престол Твой Боже, в век века; жезл правости, жезл царствия Твоего. Возлюбил еси правду, и возненавидел еси беззаконие: сего ради помаза Тя, Боже, Бог Твой, елеем радости паче причастник Твоих (Пс.44:7,8).

Сей-то Господь, седящий одесную Господа, Бог, помазанный от Бога, Сын Божий, рожденный от Отца предвечного прежде денницы (Пс. 2:7, 109:8), прежде всех веков, – в пророческих созерцаниях, изображенных псалмопевцом, то изъявляет Богу Отцу готовность принять тело, для принесения Себя в жертву за человеков, – благоприятнейшую паче всех жертвоприношений и всесожжений прообразовательных (39:7), как вечный Иерей по чину Мелхиседекову (109:9): то предуказывает своего предателя, ядущего с ним хлебы, и поднимающего на него пяту (40:10, 108:6), и лжесвидетелей на суде беззаконном (84:11); то, предъизображая Себя терпящим, за спасение мира, неописанные страдания, вопиет к Отцу небесному: Боже, Боже мой, Вскую Мя оставил еси (21:2)? и, предрекая будущее, как уже сбывшееся, (сбывшееся у креста), взывает: сонм лукавых одержаша Мя! Ископаша (то есть, пронзили) руце мои и нозе мои, исчетоша вся кости моя; разделиша ризы моя себе, и о одежди моей меташа жребий (Пс. 21:27–10); и даша в снедь мою желчь, и в жажду мою напоиша мя оцта (68:22); вместо еже любити мя, оболгаху мя, покиваша главами своими (108:25)! То предсказывает Христос устами Давидовыми Свое сошествие во ад, и – что не останется там душа Его, и не увидит истления, но что воскреснет Он (15:10. Деян. 2:30), – со славою вознесется на небеса, как Царь славы и Господь сил (Пс. 23:7,10), и воссядет одесную Отца (109:1); а возшедши на высоту небес, примет и будет разделять дары человеков (67:19). Затем, псалмопевец пророчески взывает к народам и царям земным, почто восстают они тщетно против Господа и Христа Его (Пс. 2:1. и д.), – призывает всех израильтян обратиться к Богу Спасителю (Пс. 94:1), предъизображает распространение евангельской проповеди, – как во всю землю изыдет вещание и в концы вселенныя глаголы провозвестников ее (18:5), как, пренебреженный зиждущими, камень соделается во главу угла (117:12), – основанием Церкви вселенской, и как сему основанию или главе ее, Христу не только поклонятся все Ангелы Божии (76:7), но и цари земные и народы соберутся вкупе, еже работами Господеви (Пс. 101:28), – принесут дары и воспоют возшедшему на небо небесе (67:29–86), и обратятся ко Господу вси концы земли, и поклонятся пред Ним вся отечествия язык (21:28–82); и будет имя Его благословено во веки, прежде солнца пребывает имя Его; и благословятся в Нем вся колена земная, и вси язы́цы ублажать Его (71:17).

Пророки, сии от Святаго Духа просвещаеми, святии Божии человецы, являясь один за другим, изглаголали все свойства и все обстоятельства земной жизни Христа Спасителя, и плоды пришествия Его на землю.

Иона, (живший во времена Иеровоама 2-го, царя израильского), еще за 800 лет до Рождества Христова, действием Божественного провидения, пребывая невредимо во чреве китове три дни и три ночи, представил в себе прообразовательное знамение тридневного воскресения Христа Спасителя (гл. 2. Мф. 12:40).

Амос, смиренный пастырь овец, живший немного после Ионы (за 780 л. до Р.X., во дни Озии, царя Иудина), получив от Бога вдохновение и дар пророчества, предсказал, что не в конец отвержен будет дом израилев, – что возстановит Бог скинию Давидову падшую, то есть Церковь Божию, и возградит, или возсозиждет ее навсегда, якоже дние века, и взыщут Бога истинного вси язы́цы, в нихже призвася имя Его в них (9:11,12).

В тоже время, и еще в многие годы, предшествовавшие и последовавшие пророческому служению Амоса, – (при иудейских царях Озии, Иоафаме, Ахазе и Езекии, 803–728 г. до Р.X.), пророчествовал о Христе Исаия, с такой ясностью, что отцы Церкви называют его ветхозаветным евангелистом. В его пророческих вещаниях уже слышится и глас Предтечи Христова, вопиющаго в пустыни: уготовайте путь Господень (Ис. 40:8). Он предсказывает, что Божественный Спаситель рода человеческого родится от Девы: се Дева во чреве примет, и родит Сына, и наречеши имя Ему Еммануил! – С нами Бог (7:14, 8:8)! – и, уже созерцая, в пророческом духе, событие сего предречения, имевшего исполниться только лишь спустя более 700 лет, описывает неизреченное величие Богомладенца, говоря: Отроча родися нам, Сын, и дадеся нам, егоже начальство бысть на раме Его, и нарицается имя Его: велика Совета Ангел Чуден, Советник, Бог крепкий, Властелин, Князь мира, Отец будущаго века (9:6). – Вот устами пророка сам Мессия говорит о Себе, что Дух Господень помазал Бго, то есть, сообщил Его человечеству чрезвычайные дары божественные, для того, чтобы благовестити нищим, исцелити сокрушенныя сердцем, проповедати пленником отпущение, и слепым прозрение, нарещи лето Господне приятно, и день воздаяния, утешити вся плачущия (61:1,2)! – С особенной силой изображает Пророк Его кротость и милосердие, Его святость и безгрешие (42:1–4, 57:9).

Но, Господи, восклицает Исаия, кто верова слуху нашему? и мышца Господня кому открыся! – Той язвен бысть за грехи наша, и мучен бысть за беззакония наша (53:5); Он плещи свои вдаст на раны, и ланиты свои на заушения, лица же своего не отвратит от студа заплеваний (50:6); как агнец незлобивый, Он будет веден на заклание, и Тот, в устах коего и лесть не обретеся, вменится с беззаконными, и возмется от земли живот Его! Но язвою Его мы исцелеем: Той наследит многих, и крепких разделит корысти (58:4–12); Он полагается в основание Сиону – Камень многоценен, избран, краеуголен, честен, – в основание Церкви Божией, сего новоблагодатного царства, в которое призовутся и язычники, неведавшие прежде имени Бога истинного, и веруяй в Онь не постыдится (28:16, 65:7). Запечатлев уверовавших в Него своим знамением, Он пошлет спасенных от них во языки, во все концы земли, да соберутся, приидут и узрят славу Его (66:18,19). И коль красны ноги блаювествующих мир, благовествующих благая (Ис. 52:7), торжествующих над земной мудростью (29:14)! От Сиона бо изыдет закон, и слава Господня от Иерусалима (2:4). И вот, волки пасутся с агнцами, и львы с тельцами, и вся земля наполняется ведения Господня (11:6–9), спасительной веры в Того, кто дан в завет рода, во свет языком, даже до последних земли (49:6)!

Современник Исаии, Михей, (749–679 г. до Р.X.), пророчественно предуказывая место рождения Искупителя, возвестил, что именно Вифлеем Евфрафов, или Иудейский, прославится тем, что из него изыдет обетованный Вождь израилев, предвечно раждающийся от Бога Отца, изначала, от дней века (5:2).

Почти в тоже время пророк Иоиль, (за 700 л. до Р.X.), по вдохновению от Бога, предвозвестил обильнейшее излияние Духа Святого в новом Израиле, – на всех истинно верующих во Христа (2:28, 29:82), и суд над врагами Церкви (гл. 8).

Не прошло еще и столетия после сего Пророка, – Иеремия, (призванный Богом к пророчеству в 30-й год Иосии, при последних царях иудейских Иоакиме и Седекии, 638–597 л. до Р.Х.), предвозвещал, что грядущий Искупитель, святая отрасль дома Давидова (33:15), потребитель грехов (50:19,20), коего имя – Господь праведен наш (23:5,6, 38:16,17), воцарится на престоле Давидовом (33:22–32). Он-то завещает дому Израилеву и дому Иудину Завет новый, совершеннейший того, который был дан отцам их, по изведении их из Египта, быв написан на скрижалях каменных: Он даст законы в мысли их, и на сердцах людей напишет их (81:81–84)!

Вот прошло еще несколько лет, и богоглаголивый Аввакум, (в царствование Манассии, за 608 л. до Р.X.), сокрушаясь о нечестии, господствовавшем в его отечестве и об угрожавших ему бедствиях, утешался грядущим пришествием Христовым, и проповедывал, что Искупитель идый приидет, и неумедлит, и праведный от веры в Него жив будет; и что с Его пришествием наполнится вся земля славы Господни, якоже вода многа в мори покрыет я (2:8, 4:14). Предсказывая столь дивное Богоявление, во спасение верующих, и, то поражаясь божественным величием грядущего Господа, то возвеселяясь о Нем, Боге Спасителе, Пророк восклицает: Господи, услышах слух Твой, и убояхся; Господи, разумех дела Твоя, и ужасохся. Внегда приближитися летом, познаешися; внегда приити времени, явишися. Бог от юга приидет, и Святый из горы приосененныя чащи. Покры небеса добродетель Его, и хваления Его исполнь земля. Изшел еси во спасение людей Твоих, спасти помазанныя Твоя. Аз же о Господе возрадуюся, возвеселюся о Бозе Спасе моем (3:1–3, 13:18).

Иезекииль, во времена плена Вавилонского (за 600 л. до Р.X.), предрек, что рассеянные овцы, – истинные израильтяне – все верующие в грядущего Искупителя, соберутся, и сей истинный Давид будет единым Пастырем народов во веки (34:23,24); – совершится очищение людей, дано будет им сердце ново и дух нов (11:18,19), и утвердится завет мирен и завет вечен, и тогда сам Бог вселится с ними на веки (37:26 – 28). Даниил (за 530 л. до Р.X.), со всей точностью определил время пришествия Христа Старейшины, Святого Святых, седмьюдесятью седминами, то есть семилетиями (гл. 9:24–27). Он же предсказал, что Камень, отторгшийся от горы без руки, силой сверхъестественной, – (а Камнем называли Пророки самого Христа) – истнит и развеет вся царства нечестия, и восстановит Бог небесный царство благодати, еже во веки не разсыплется, наполнив собой всю землю (2:84–45)!

Аггей (516 л. до Р.X.), по возвращении Иудеев из 70-ти летнего пленения Вавилонского, убеждая к воссозданию храма иерусалимского, тем, которые видели храм сей в славе его прежней, и потом – яко не суща пред собою, предрек, что велия будет слава второго храма последняя, паче первыя, поелику в нем явится Тот, кто даст мир всякой душе верующей (2:10).

В тоже время, Захария предвозвестил торжественно радостное, но вместе кроткое и смиренное вшествие Искупителя, как Царя праведнаго и спасающаго, во Иерусалим (9:9), предание Его за тридесять сребренников (11:12), – предсказал, как с поражением сего Пастыря душ, расточатся овцы стада, рассеются Его ученики (18:7), но впоследствии – и самые Иудеи обращенные воззрят с верой на Того, егоже прободоша (12:10), – которого пронзили копием.

Наконец, Малахия (за 412 л. до Р.X.) заключил пророчества ветхого Завета, явным указанием на Предтечу Завета нового. Он предвидел, как в след сего Предтечи, облеченного духом Илии (3:1, 4:5), внезапу приидет в церковь свою Господь, и Ангел Завета (3:1).

Столь ясные предсказания о Христе Спасителе делали Его для душ истинно верующих уже довольно близким; а тяжкие бедствия, которыми испытывал Бог, в продолжение уже многих веков, род человеческий, и особенно избранный народ Свой, – при свете заповедей Божиих, возбуждая в людях живое сознание своей греховности и гнева Божия, постепенно усиливали в них желание скорее видеть обетованного Избавителя от зол внешних и внутренних. Это желание ясно выражали Пророки.

Так Иеремия, в живом ощущении душевных и телесных болезней, и многоразличных скорбей, постигающих человека, взывал ко Господу Спасителю: чаяние Израилево! Исцели мя Господи, и исцелею; спаси мя, и спасен буду (17:13,14). Ожидание Израилево Господи, Спасителю наш во время скорби! – не забуди нас (14:8.9)! И могло ли быть для всех вообще людей избранного народа Божия какое-либо утешение большее того, что Желанный ими уже скоро придет? О, как памятны были всем чадам Церкви ветхозаветной слова последнего из Пророков: внезапу приидет в церковь свою Господь, егоже вы ищете, и Ангел Завета, егоже вы хощете: се грядет (Мал. 8:1)!

Посему-то во времена Маккавеев все ожидали Мессию в непродолжительном времени; и вот, по свидетельству книги Маккавейской, благоволиша Иудеи и жерцы быти Симону вождем и архиереем в век, дóндеже востанет Пророк верен (1Мак. 1:4,41), то есть, Христос.

С течением времени, ожидание сего верного паче всех Пророка, Божественного Наставника истины и Совершителя спасения, все более и более усиливалось, и наконец, пред самым пришествием Иисуса Христа, блаженное царство Мессии сделалось первейшим предметом желаний каждого, даже последнего израильтянина, как и видим в самой Евангельской истории, что во время земной жизни Иисуса Христа, – сего обетованного Сына Давидова уже знали все! Жена самарянская говорила: вем, яко Мессия приидет, глаголемый Христос: егда той приидет, возвестит нам вся (Ин. 4:25). Нищие и слепцы, и даже жена хананейская знали о Христе, – и веровали в Него; а желая выразить свою веру в Господа Иисуса, что Он-то и есть Христос, называли Его Сыном Давидовым.

Итак, настало, наконец предопределенное судьбами Божьими время; настало время явиться Востоку свыше; приблизился восход Солнца правды, Христа истинного Бога!

Как в царстве природы, пернатые своим пением встречают восход дневного светила; так в царстве блаженных духов чистейшие сонмы Ангелов Божиих спешат встретить явление в роде человеческом Света незаходимого, и воспеть славу в вышних Богу, возвестить земли мир и человекам – Божие благоволение! Христос раждается, славите! Христос с небес, срящите! Зрите, чада веры: вот уже явился на земли Свет истинный, просвещающий всякаго человека, грядущаго в мир Божий. Слава небесная осиявает смиренных пастырей вифлеемских, и один из небожителей благовествует им радость сию; чудная звезда являет это необычайное событие восточным волхвам, да приидут они и поклонятся рождшемуся Христу!

Приидем и мы, верные люди, грядите, воспоим песнь Господеви, и возвеличим Христа, от Девы рождшагося, и возблагодарим Бога, сподобившаго нас быть чадами света и дне (Еф. 5:9, 1Сол. 5:5), – зреть в полном сиянии то, чему наши прародители, праотцы, пророки, внимали только то светилу, сияющу в темнем месте, в сени и гаданиях времен ветхозаветных, и, послушествовани бывше верою, не прияша обетования, – не получили Обещанного, Богу лучшее что о нас предзревшу, да не без нас совершенство приимут (Евр. 11:40).

Мы же, братие, сынове суще дне, да трезвимся, оболкшеся в броню веры и любве, и шлем упования спасения; яко не положи нас Бог в гнев, но в получение спасения Господем нашим Иисусом Христом (1Сол. 5:8), Ему же подобает всякая слава, честь и поклонение, со безначальным Его Отцем, и с Пресвятым и благим и животворящим Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

* * *

33

Слово в Неделю пред Рождеством Христовым (24 декабря 1850 г.), произнесенное в Казанском собор.



Источник: Санкт-Петербург. 1868.От Санкт-Петербургского Комитета Духовной Цензуры печатать позволяется. Санкт-Петербург, июня 1 дня, 1868 года. Цензор, Архимандрит Сергий. Цензор, Архимандрит Фотий.

Вам может быть интересно:

1. Слова и речи. Том II – Слово в день Вознесения Господня митрополит Никанор (Клементьевский)

2. Собрание слов и размышлений епископ Вениамин (Платонов)

3. Мои дневники. Выпуск 3 архиепископ Никон (Рождественский)

4. Простые краткие поучения. Том 1 протоиерей Василий Бандаков

5. Историческое учение об Отцах Церкви. Том II – § 188. II. Догматическое учение его. ІІІ. Труды его для истории. святитель Филарет Черниговский (Гумилевский)

6. Православная Богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь. Том I – Антипатр профессор Александр Павлович Лопухин

7. Опыт нравственного православного богословия в апологетическом освещении. Том II – Нравственные отношения и обязанности христианина в отношении к Богу протоиерей Николай Стеллецкий

8. Проповеди – Слово на литургии в день Усекновения главы Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна протоиерей Ливерий Воронов

9. Христианские рассуждения и размышления, предложенные и в особых статьях, и в словах, беседах и речах. Том III епископ Виталий (Гречулевич)

10. История Российской иерархии. Часть 4 – Д епископ Амвросий (Орнатский)

Комментарии для сайта Cackle