Библиотеке требуются волонтёры
Азбука веры Православная библиотека архиепископ Виталий (Максименко) Архиепископ Виталий (Максименко). Исторический портрет к 50-летию со дня кончины
диакон Андрей Псарев

Архиепископ Виталий (Максименко). Исторический портрет к 50-летию со дня кончины

Источник

Содержание

Архиепископ Аверкий (Таушев) Архиепископ Алипий (Гаманович) Архимандрит Константин (Зайцев) Архимандрит Киприан (Пыжов) Архимандрит Флор (Ванко) Протопресвитер Валерий Лукьянов Митрофорный протоиерей Борис Киценко Архимандрит Иов (Котенко) Митрофорный протоиерей Алексей Охотин Заключение  
 

Василий Максименко родился 8-го августа 1873 года в местечке Глафировке, на берегу Азовского моря, возле Ейска, в семье диакона Иоанна Васильевича Максименко. Быт в котором воспитывался мальчик был суровым.1 Из всех детей в живых осталось семь. «Помню, на крестинах младшего брата Спиридона – вспоминал Владыка Виталий – меня мальчика 4–5 лет угощали водкой. Она была горькая, я кривился, но все же омокал хлеб и ел, а отец приговаривал: „Горькая? Ничего. Ешь- ешь! Вырастешь, пьяницей не будешь“».2 Жалованья которое давал приход семье не хватало и отцу приходилось заниматься «апостольским промыслом» – рыбной ловлей. От этого он и безвременно умер от простуды будучи 42 лет от роду. «Его хоронили уже весной и меня заставили у гроба отгонять мух цветущими веточками вишни – пишет Владыка. Через год от тоски умерла и мать и мы остались круглыми сиротами на руках старшей сестры лет 18-ти, Маши».3

Владыка окончил духовное училище в Мариуполе, на берегу Азовского моря.

Здесь я был вначале совершенно одинок – пишет он. – Другие товарищи ездили домой на Рождество, Пасху, летние каникулы, а я одиноко толкался на училищном обширном пустыре... Но у меня от этого времени сохранилось доброе воспоминание... Бывало, кто побогаче, имели сахар и пили чай, а мы – пролетарии, взявший добрый кусок пшеничного хлеба и горсть соли, выходили к каплице «на подножный корм.» Там росло горькое зелье. Мы его называли крес-салат. С ним очень вкусным был хлеб.4

Василий старался и даже за успехи при переходе во второй класс был награжден книгами: сказками «1001 ночь» и сочинением Дарвина.

По окончании училища Василий был принят в семинарию в г. Екатеринослав (ныне Днепропетровск на Украине). По успешном окончании семинарии он был принят в Киевскую Духовную Академию. Владыка вспоминает об академических обычаях: «Вначале учебного года старший курс младшему передавал лекции и по установившейся традиции устраивалось угощение с “крепким”, в чем принимали участие и блюстители порядка – надзиратели».5 Студенческая масса была настроена оппозиционно к администрации. На втором году учебы Василия в академии один из студентов предложил выразить протест ее ректору – известному богослову-догматисту – Епископу Сильвестру (Малеванскому, ум. 1908 г.) и не ходить на возглавляемый им чин прощения. Другие предложили не обижать старца и лучше выразить протест эконому, полагая, что он утаивает продукты, отведенные для студенческих трапез. Большинство студентов не пошли на ужин. Администрация потребовала от «забастовщиков» письменных объяснений. И вот здесь то проявился характер будущего Владыки Виталия – который отказался писать неправду о том «что к нему приехала тетя и он должен был ее встретить». Результатом явилось исключение из академии с «волчьим билетом», т.е. без права быть принятым в другие учебные заведения.

Василий не мог получить места даже преподавателя церковно-приходской школы и должен был поехать в Екатеринославскую глубинку учителем в светской школе. Эта школа открыла ряд подвигов, строительств, возрождений с нуля, прошедших через всю жизнь будущего Владыки Виталия. «Я привел школьное помещение в жилое состояние: повставлял стекла, достал дров и так занялся детьми с утра до вечера... На экзаменах моя школа, не имевшая несколько лет выпусков и считавшаяся последней, вышла первой...».6 В это время о Василии узнает ректор Казанской Духовной Академии – Епископ Чебоксарский Антоний (Храповицкий). Эту заботу о нем Владыка Антоний продлил до конца своих дней. Василий был принят на второй курс академии благодаря поручительству Епископа Антония.

Владыка Антоний сам с детства мечтавший о монашестве был способен и в других зажечь любовь к ангелоподобному жительству. Под его влиянием в течение Великаго Поста 1899 года Василий решил свою судьбу. Так как у него уже начал развиваться туберкулез, Владыка Антоний дал ему в постриге имя Виталий в переводе с латыни значащее «жизненный».7 Вскоре он был рукоположен во иеромонаха и приписан к Донскому монастырю в Москве, а потом послан преподавателем в Александровскую Миссионерскую Семинарию близ Владикавказа. Здешний климат помог его здоровью. Здесь о. Виталий посещает прокаженных и спасает семинариста который нечаянно опрокинул на себя керосиновую лампу. О. Виталий сам получил сильные ожоги.8 Эта готовность к самопожертвованию была характерной чертой характера Владыки Виталия. В начале 1903 г. о. Виталий был возведен в архимандрита и назначен проповедником в Почаевскую Лавру, по настоянию переведенного в Волынскую епархию архиепископа Антония (Храповицкого).

Здесь в Почаеве о. Виталий совершил свой следующий подвиг – возрождения Почаевской типографии. Архиепископ Никон (Рклицкий) в своих воспоминаниях9 писал, что когда о. Виталий прибыл в Почаев, то там была запущенная типография и ни одного рабочего. За короткое время был построен трехэтажный корпус, в нем помещалось восемь скоропечатных машин, а типографское братство составляло 120­150 человек. Владыка Антоний свидетельствовал, что о. Виталий:

так полюбил это дело [типографское], что набрал целую армию послушников и там в последние годы, параллельно с лаврской братией устроил свое общежитие. У него, видишь ли, были монахи и послушники, а рабочих он нанимал, и все свое жалованье отдавал им. Спал он мало и часто просто в типографии, где либо под машиной, а в своей архимандричьей келлии устроил общежитие для рабочих.10

О. Виталий жил в «маленькой комнате без мебели; прошлым летом [1908 г.] он прошел

пешком около 900 верст с проповедью, да и дома в лавре всегда беседует с

приходящими крестьянами, либо пишет статьи для Листка; худой, почти чахоточный,

никогда не смеющийся, но часто плачущий».11

Во время одного из таких крестных ходов в 1908 г. близ селения Берестечко крестьяне обратили внимание о. Виталия на валявшиеся на поле кости, принадлежавшие казакам гетмана Богдана Хмельницкого павшим здесь в 1651 в неравной битве с поляками. Во время битвы казаков ободрял посланный константинопольским патриархом святитель Иоасаф, который был схвачен и расстрелян. На о. Виталия произвели впечатление слова сказанные неким датчанином, управляющим имения гр. Граббе:

Дикий и неблагодарный вы народ. Если бы у нас, в Дании, случилось что-либо подобное, если бы наши деды таки геройски умерли за нашу родину и веру, давно мы озолотили бы место их смерти, давно поставили бы им памятник, достойный великого подвига. Каждый из нас, даже последний школьник, знал бы где то место находится и какое событие на нем свершилось.12

На месте «Казацких могил» был устроен монастырский скит. Кости казаков были собраны в нижней церкви и покрыты стеклянной крышкой. Государь император Николай Второй пожертвовал 25 тысяч рублей на это дело.13

Посвятив поистине всю свою жизнь своей пастве Владыка Виталий заботился не только об их душах, но и о теле. При его участии был создан Почаевский Народный Банк, который давал крестьянам кредиты.14 С августа 1906 г. о. Виталий возглавлял Почаевский отдел Союза Русского Народа.15 Пытаясь сплотить крестьян, Почаевская типография выпускала листовки примерно такого содержания, как это воззвание к духовенству Волынской епархии подписанное Архимандритом Виталием:

Вашему попечению Самим Господом Богом вверена забота не только о душах Ваших пасомых, но и о всем том, что может содействовать их материальному благосостоянию (...) Разъясните же Вашим прихожанам всю громадную пользу своей русской народной лавки, где бы они могли во всякое время достать необходимый им товар, вполне доброкачественный и по дешевой цене, без обмера, обвеса и всякого надувательства.16

В 1906 г. во время революционных событий о. Виталий обличал революционеров и удерживал народ от поджогов. Член IV Государственной Думы В.В. Шульгин свидетельствовал, что ни «одного еврейского погрома, несмотря на его горячие речи, призывавшие к борьбе с революцией, на совести у архимандрита Виталия не было (...), как вообще не было ни одного насилия».17 В 1907 г. о. Виталий закупил в Сибири 75 вагонов хлеба для голодавшей Волыни, а в следующем 1908 г. он содействовал переселению членов Союза Русского Народа на плодородные забайкальские и приамурские земли.18

К концу Первой мировой войны о. Виталий был назначен духовником в действующую армию и самоотверженно разъезжал по окопам вдохновляя солдат. В одну из таких поездок ему стало плохо, и он несколько недель пролежал без сознания. Узнав об отречении императора архимандрит Виталий прибыл в царскую ставку в

Могилев, с тем чтобы умолять государя взять свое отречение назад. Но к свиданию допущен не был. 19

В январе 1918 он сослужил в Киеве новому священномученику Владимиру за несколько дней до его кончины20. В мае того же года он принимает участие в тайном монархическом съезде в Киеве.21

В марте 1919 г. архимандрит Виталий был арестован представителями Петлюровской директории и заключен в униатский базилианский монастырь в Бучаче. Архиепископ Евлогий Волынский находившийся вместе с ним в заключении вспоминал, что отношения с монахами складывались великолепно, «если бы не враждебное отношение к католичеству архимандрита Виталия. Он затевал с монахами споры, обрушивался на них, называя еретиками, отступниками... и как-то раз в запальчивости заявил: „Ваше причастие пища демонов...“».22

Будучи освобожденным через несколько месяцев о. Виталий был снова арестован уже представителями польской власти и обвинен в сношениях с партизанами. Интересно, что о. Виталий, описывая свое заключение в подводном каземате Ивангорода (в Демблине), между прочим, как бы и не о себе, упоминает, «Не ожидая такого ответа, офицер тут же перед ксендзами избил меня и приказал вахмистру отвести меня обратно в каземат. По дороге вахмистр воспользовался и сам примером офицера».23 Благодаря помощи русской сестры милосердия о положении о. Виталия узнали представители французского правительства и содействовали его освобождению.24 По приглашению Митрополита Антония о. Виталий прибыл в Югославию. Однако, поскольку в Сербии не было возможности развить типографское дело о. Виталий в 1921 году уезжает в Словакию, в г. Свидник. «Я живу – пишет он – в самом глухом ущельи Русской земли, куда не могли проникнуть влияния изовне, где сохранились обстановка и быт чуть ли не 17-го века».25 Территория эта находилась в юрисдикции Сербской Православной Церкви, однако о. Виталий, к недоумению местного сербского епископа Дамаскина, игнорировал этот факт и подчинил созданный им монастырь Архиерейскому Синоду РПЦЗ.26 «Первое время архим. Виталию было очень трудно (...) Ему предложено было надеть “реверенду” – особую одежду – и “поголиться” (побриться). Он отказал и в том и в другом. Не было храма и средств. Для совершения служб куплена была корчма. “Газдыни” – хозяйки – кормили его по очереди, как и сельского пастуха».27 О. Виталий делил комнату со своей миссионерской братией, все спали вместе на соломе. Службы совершались на втором этаже, а внизу в корчме униаты устраивали демонстрации. Из Свидника о. Виталий каждый день ходил пешком в Ладомирову, где служил литургии и совершал требы для народа. Вознаграждение ему давали продуктами, которые он должен был пять километров тащить назад своей братии.28 Спустя 40 лет он также в чемодане тащил по переходам нью-йоркской подземки джорданвильские овощи для своей епархиальной братии.

Архимандрит Серафим (Иванов) поделился с нами воспоминаниями о подвигах о. Виталия в Ладомировой:

При постройках обительских участвовал наравне с братией. Одной земли вывез не менее тысячи тачек. Участвовал и в кухонной чреде. И все это тихо, смиренно, естественно, без тени показного элемента. Однажды целую зиму еженедельно, по ночам, тайно от братии, ничего не подозревавшей, чистил собственноручно выгребную яму. А когда это случайно обнаружилось, смиренно отвечал на упреки: «назначать на такое послушание мне тяжело. Раз нет добровольцев, лучше самому это делать».29

Здесь же во Владимировой в 1928 г. отец Виталий крестил Василия Шкурлу – впоследствии нашего приснопамятного первоиерерха.

В 1925 г. был отпечатан Церковный Русский Календарь. В 1928 г. начала выходить газета Православная Карпатская Русь, ставившая своей целью защиту православного меньшинства от униатских выпадов. Братство материально находилось на полном самообеспечении. «Вначале было тяжело, – писал о. Виталия в 1926 г. Димитрию Шаховскому – но первые шаги пройдены, – труд дал некоторые плоды – сбережения, запас изданий. Сбудем эти издания, получим выручку, – сможем лучшее и большее издать (...)».30 Протоиерей Александр Цуглевич был послан в Америку для сбора средств на постройку храма во Владимировой среди карпаторосов поехавших туда на заработки.31

19 июня 1933 года скончался Архиепископ Аполинарий (Кошевой) возглавлявший приходы РПЦЗ в США и архимандриту Виталию в который раз было предложено послужить церкви в святительском сане. На этот раз Митрополит Антоний поставил вопрос однозначно: откажется о. Виталий и сейчас, то и митрополит откажет ему в своем духовном руководстве. После нескольких бессонных ночей о. Виталий послал своему авве по почте открытку со своим согласием.32

В это время в руководстве Русской Зарубежной Церкви происходит переосмысление отношений к различным течениям церковной жизни эмиграции. Прещения 1926 г. против отделившихся от Архиерейского Собора РПЦЗ Митрополитов Евлогия и Платона не привели к примирению русской церковной диаспоры. В 1934 г. умирает Митрополит Платон. Спустя несколько дней после его кончины архимандрит Виталий прибывает в Белград на свою хиротонию. Присутствуя при келейной молитве Митрополита Антония, на о. Виталия неизгладимое впечатление производит то, что тот молится об умершем под церковным запрещением: «Помяни, Господи, во блаженной памяти преставшихся: новопреставленного митроп. Платона..».33 В том же году с Митрополита Платона были сняты церковные прещения.34 Примечательно, что в одно время с архимандритом Виталием в Белград прибыл для переговоров о примирении Митрополит Евлогий Западно-Европейский. 6 мая в Белграде состоялась хиротония архимандрита Виталия. Во своем слове при вручении жезла митрополит Антоний отметил:

Тебя ли учить, как защищать себя от грехов, свойственных воспринятому тобою званию, т.е. от гордости, тщеславия и роскоши? Ты им чужд, так как твоя душа проникнута всепрощением и кротостью. Ты это доказал, когда был осыпан насмешками и изгнанием от фанатиков и даже побоями от нечестивых еретиков. Воспринял гонение от тех, кто недостоин твоей левой руки. 35

15 октября 1934 г. Владыка Виталий прибыл в Нью-Йорк и уже 27 декабря того же года наша епархия получила статус юридического лица.36 В 1935 г. Архиепископ Виталий принимает участие в Белграде в совещании иерархов, в котором принимали участие Митрополит Евлогий Западно-Европейский и Митрополит Феофил от Русской Православной Церкви в Америке и Канаде. На этом совещании удалось достигнуть восстановления церковного общения в русской церковной эмиграции. Когда Владыка Виталий, перед отъездом в Америку, спросил указаний у Митрополита Антония, то тот сказал: «скажи им, что мы не добиваемся властвования, но единства Церкви: пусть они живут по своим внутренним порядкам, мы туда не вторгаемся, а когда они обратятся по какому делу к нам, мы готовы им помочь».37

Прибыв в Америку, Владыка с той же энергией, как и на всех прошлых послушаниях принялся трудиться над созданием церковного единства, став верным соратником Митрополита Феофила на то время, что тот находился в общении с Архиерейским Собором Русской Зарубежной Церкви. Например Архиепископ Виталий в начале 1940-х годов, принимал участие в жизни Свято-Владимирской Семинарии заменяя Митрополита Феофила на посту ректора,38 председательствуя на совместном заседании Педагогического Совета с академической комиссией.39

Среди паствы Митрополита Феофила было значительное число людей выросших в Соединенных Штатах, считавших их своим отечеством и не искавших никаких связей со своей исторической родиной. Представители этого направления выступали за создание независимой православной поместной Церкви с использованием английского языка и нового календарного стиля. Прихожанами Русской Зарубежной Церкви были люди вынуждено покинувшие пределы Российской империи и желавшие вернуться на родину, как только политические обстоятельства это позволят. Они сохраняли русский язык и культуру, идеализировали ушедшую Россию. Это направление, которое отстаивал Владыка Виталий было ярко выражено в создании им Владимирского храма-памятника, заложенного в 1938 г. – в год 950 крещения Руси. В своем духовном завещании Владыка пишет:

Владимирская Горка, на которой мы собираемся ежегодно (...) – это отныне есть и на все последующие времена неизменно остается – путеводным Маяком – путеводительною хоругвию в историческом шествии Русского избранного Народа, в разсеянии по всей Вселенной сущего.

Без сего «Маяка-хоругви» он – Русский избранный народ неминуемо рассыплется и ассимилируется с едиными народами «во единый обшевселенский, безнациональный

народ», как то уже было древле перед Вавилонским Столпотворением, удержавшим насильно при себе земными благами все тогдашние народы.40

Владыка Виталий также, как Митрополит Антоний был непримиримый антикоммунист. Он в предвоенный период поддерживал антибольшевицкую подпольную организацию Братство Русской Правды,41 а в 1941 г. он обращается к Президенту Рузвельту с просьбой не открывать «Второй фронт» для помощи СССР. «Русские не будут добровольно сражаться за Сталина даже в том случае, если бы мы послали им наших лучших военных экспертов и отдали им лучшее американское вооружение» – говорится в подписанном им обращении.42

Допустимо предположить, что это письмо сыграло определенную роль в перемене отношения к Русской Зарубежной Церкви, происшедшее в результате победы над нацизмом Советского Союза – союзника США. Значительная часть эмиграции приветствовала изменение отношения к религии в СССР. Архиерейский Собор Северо-Американской Митрополии постановил возносить во всех храмах имя митрополита Сергия (Страгородского) избранного в 1943 г. патриархом.43 Новые условия внушали надежду влиятельным лицам в Северо-Американской Церкви на то, что Московская Патриархия снимет запрещения наложенные на ее архиереев в 1935 г. и представит митрополии фактическую автокефалию.

Поскольку Русская Зарубежная Церковь не признала канонически правильными выборы патриархов Сергия и Алексия, а Московская Патриархия наложила в 1935 г. запрещение в священнослужении на всех архиереев РПЦЗ, Северо-Американская Митрополия на Седьмом Все-Американском Соборе (26–29 ноября 1946 г.) приняла решение прекратить административное подчинение Русской Зарубежной Церкви. Архиепископы Тихон, Виталий и епископы Иоасаф и Иероним не признали это решение законным. 4-го марта 1947 г. они были приняты в состав Архиерейского Собора РПЦЗ. 28-го марта вышепоименованные архиереи были исключены из состава Северо-Американского Митрополичьего Округа.44 27–28 мая 1947 года совещание архиереев проходившее в Свято-Троицком монастыре в Джорданвилле, приняло решение о восстановлении «Соборной Православной Русской Церкви».45

Примечательно, что Архиепископ Виталий не хотел покидать Северо-Американский митрополичьи округ, полагая, что нужно создать в нем внутреннюю оппозицию, по образцу англиканского сообщества, где существуют «Высокая» и «Широкая» Церкви.46 В письме своему кириарху Архиепископу Тихону он пишет, «Брать на себя инициативу разделения нам не следовало: пусть она останется на их душе». 47 В письме епископу Макарию (Ильинскому) перешедшему в 1946 г. в Московский Патриархат, Владыка Виталий писал:

Ваше письмо от 26-го января с.г. я получил. Что же будем действовать каждый по совести пред Богом. Нам уже мало осталось времени здесь на земли. Все мы любим свою Православную Русскую Церковь и не хотели бы быть вне ее. Но, по-моему, важнее стараться быть верными и вместе с свв. Владимиром, Антонием, Сергием, Серафимом и другими Богу угодными, с исповедниками и в наш век страдающими и даже жизнь отдавшими за Веру, чем с официальными представителями, которые могут и не представлять Церковь и сойти с церковного пути, как бывало много раз в истории. Дай Боже, чтобы современные официальные представители были действительными у Бога представители и я рад был бы в том убедиться (выделено мною – АП), но пока дела и поведение их не позволяет.

Жили мы с Вами в любви и согласии. Так и надальше останемся. Буду молиться, как и все время молился о Вашем здравии и спасении. Если можете, то прошу и Вас о том же. Дай нам, Боже, и в будущем веке встретиться вместе. 48

Этот исторический контекст дает понимание следующего суждения Владыки в его статье «Догмат о Церкви Христовой»: «Патриархия нарушила существенный догмат о Церкви Христовой, отвергла ее существенное назначение – служить возрождению людей и заменила противоестественным для Церкви служением безбожным целям коммунизма. Это отступление горшее всех прежних арианств, несторианств, иконоборчества и прочих».49 В этой статье Владыка Виталий классифицирует Московскую Патриархию, как отступническое сообщество. Однако тут же, на той же странице он называет ее «Матерью Церковью»: «Мы не нуждаемся в созыве нового Вселенского Собора для решения этой нашей тяжбы с нынешней иерархией нашей Матери Церкви (выделено мною – А.П.)».

В 1946 г. благодаря стараниям Владыки Виталия братия монастыря Преп. Иова в Ладомировой прибыла в Соединенные Штаты, укрепила Свято-Троицкий монастырь и развила в нем печатное дело. Архиерейский Синод в Женеве мог существовать благодаря пожертвованиям которые посылал Владыка. Он же выступал на заседании американского конгресса объясняя сенаторам кто такие русские Ди-Пи и ладомировские монахи.50

В 1948 г. архиепископ Виталий стал первым избранным братией настоятелем Свято-Троицкого монастыря. 13-го октября того же года Архиерейский Синода в Мюнхене утвердил открытие Свято-Троицкой Семинарии. «Свято-Троицкая Духовная Семинария – писал в своих воспоминаниях о Владыке Епископ Лавр – всецело обязана своим существованием Владыке Архиепископу Виталию. Он первый понял важность воспитания пастырей в строго монастырской среде».51

Владыка Виталий был также озабочен созданием женского монастыря и поручил его устройство в качестве строителя и духовника протопресвитеру о. Адриану Рымаренко. Название монастыря «Ново-Дивеево» было дано епископом Серафимом (Ивановым).52

С Владыкой Виталием поддерживали отношения другие православные церкви. В 1936 году, он принял участие в архиерейской хиротония митрополита Антония (Башир) Антиохийской Православной Церкви в Северной Америке.53 В 1948 г. он сослужил при епископской хиротонии архимандрита Михаила (Константинидеса) с 1949 по 1958 предстоятеля Греческой Архиепископии Северной и Южной Америки.54

Владыка холоднокровно, истинно по христиански, относился к своему приближающемуся переходу в вечность. В письме Митрополиту Анастасию от 28 сентября 1955 г. он пишет:

Высокопреосвященнейший Владыко, благословите! Желаю Вам крепкого здравия.

Сам я не могу похвалиться и каждый день считаю для себя последним на земле.

Слышно и Вы также не можете похвалиться. И если мне прийдется первому отойти от сего жития, то было бы для меня самым спокойным и желанным. Но горе будет мне, если Вы первый поспешите, а меня оставите здесь одиноким и не ориентированным.

Я этого больше всего боюсь.

Поэтому усердно прошу Вас и заклинаю именем Божиим: напишите мне ясно и строго вроде завещания, что мне делать в случае такой неожиданности. Ни очередных общецерковных дел, ни их теперешнего состояния я не знаю. Горе мне! Прожил я все время беспечно за Вашими плечами, а теперь что может выйти? Лучше было бы, что бы я как жил раньше, так бы и отошел беспечно. 55

Владыка умирал стоя. Секретарь епархиального управления С.Ряснинский вспоминал, что несмотря на болезнь Владыка заставлял себя заниматься делами, приходил каждый день в канцелярию. Он как бы стеснялся своего прогрессирующего склероза.56 8/21 марта 1960 в Нью-Йорке Архиепископ Виталий Восточно­ Американский и Джерзейситский отошел в вечность.

Воспоминания современников

Архиепископ Аверкий (Таушев)

Никогда не забуду моей первой встречи с Архиепископом Виталием, когда он был еще Архимандритом, в Ладомировой на Карпатах (...) Архимандрита Виталия я дома не застал, и очень пожалел об этом, так как много о нем слышал. Братия предложили мне переночевать в келлии своего настоятеля. (...) Вместо постели стояли грубо- сколоченные козлы, поперек которых были положены три доски. Сверху была постелена овчинка, а для прикрытия во время сна одеялом служила другая овчинка. Никакой печки, никакого отопления, хотя зимой здесь бывает 30-ти градусный, по Цельсию, мороз. Столом служил ящик, вместо стула – обрубок дерева. Вот и все, что было в келлии. Помню, однако, что никогда мне так хорошо не спалось, как на этих досках между двумя овчинками.57

Архиепископ Алипий (Гаманович)

Владыка Виталий был настоятелем Свято-Троицкого монастыря и преподавал нам Ветхий Завет. Владыка Виталий указывал те места, которые употребляются в богослужении. У него не было какого-то исследовательского подхода. Помню, что Владыка Виталий приходил к нам на уроки английского языка и слушал. Кажется он принял американское гражданство, чтобы американцы больше считались.

Николай Николаевич Александров был связующим звеном между монастырем и американским миром. Где-то сгорела одна фабрика и оставшийся кирпич привезли на постройку нашей церкви. Его надо было разбивать, очищать от цемента и потом его использовали для внутренней части храма. Владыка Виталий тоже принимал участие в этих работах. К концу жизни Владыке стало тяжело приезжать в монастырь, память у него ослабела и он не служил. 58

Архимандрит Константин (Зайцев)

Некоторую отчужденность всегда ощущал в отношении меня Владыка – в какой то мере «оутсайдером» оставался я для него, монаха от младых ногтей. Но это не только не мешало мне, а, может быть, даже способствовало, и видеть его светлый образ, в его подлинном существе, и ощущать спасительное влияние его. Поражала и умиляла цельность его личности, до конца честной и всегда – и с Богом и с людьми. При этом с людьми Владыка никогда не ощущал себя один на один – а всегда в присутствии Бога. Отсюда простота общения с ним – при всех условиях и во всех случаях. (...) Он мог босиком принести в келью нужную вещь и он мог коснуться самых глубин духа неожиданно метким словом, как и публично, при случае и без случая, выразить порицание или похвалу – точно, ясно, предметно, с полным спокойствием незамутненного ничем духа.59

Архимандрит Киприан (Пыжов)

Владыка не был многоречивым, но и не был слишком замкнутым, – с ним всегда можно было побеседовать и получить назидание от его советов; всегда в лаконической форме. (...) На похвалы он не был расточителен, это допускалось лишь по отношению к «препростым», как Владыка называл поселян, на них он смотрел, как на детей, они и называли его «Отец Владыка». Это наименоване «Отец» как-то само привилось там на Карпатах и вошло в обыкновение. С легкой руки архимандрита Серафима [Иванова], [братия] стала добавлять к его епископскому титулованию на ектениях: «Господина и отца нашего Епископа Виталия». Это не было угоднически приклеенным добавлением, – никакого «культа личности» Владыка не допустил бы, это лишь выражение народной признательности. – «Отец Владыка», – часто можно было слышать из уст простых крестьян-карпаторуссов, к которым он проявлял отеческую заботу.60

Архимандрит Флор (Ванко)

Это было где-то в 50-ый год. Был семинарист из Тегерана и он занимался индуизмом (йогой?). Владыка Виталий, переживал о нем, приходил к нему, чтобы он не пропал. Ему было важно удержать человека, а не так просто: «Ну иди куда хочешь». Он был очень доступный, к нему можно было придти, поговорить. У него был список братии и он спрашивал по нему, кто на молитвах не был. Он первый приходил в пять на полуночницу61 и ложился не позднее десяти вечера. Вот что он написал мне мальчишке на ладомировском молитвослове: «Благоговейному иподиакону Флору: да не отступит книга сия от уст твоих. Молись и обо мне. + Архиепископ Виталий. 17–30 марта 1947 г. Св.-Троицкий монастырь.»62

Протопресвитер Валерий Лукьянов

Я с ним несколько раз встречался на Владимирской горке. Он беспокоился о том чтобы отстроить храм, потому что там был только нижний этаж, а верхний был в процессе строительства. Помню такой случай на очередной Владимирский день. Владыка Виталий был еще в силах, а я как раз участвовал во Владимирских кружках Владыки Аверкия, с которым был тесно связан. Владыка Виталий обратился к молящимся – «Братья и сестры надо поднять храм! Надо пожертвовать!» Это было уже после литургии. Он вытащил из кармана подрясника кошелек, раскрыл, перевернул и тряхнул. – «Вот надо так давать, братья и сестры! » На меня это сильно подействовало. Вот такой был человек. И конечно тогда очень много людей откликнулись, пожертвовали. Потому что он первый показал пример как, а не просто призвал. Я бывал на службе с ним, помню как он служил. Во время службы у него была исключительная простота. Не было никакого музыкального подхода, а очень просто, сердечно, непосредственно, молитвенно. Он был доступный, простой человек, но строгий к себе, к другим. Это не значит, что сердитый, просто сосредоточенный, но суровый. Если говорил правду, то прямо в глаза. Если он думал что-то, то высказывал прямо. Он никогда не лукавил, никогда не ловчил. – «Ну брат, надо потрудиться», – и так скажет, что невольно захочешь работать.63

Митрофорный протоиерей Борис Киценко

Он был интересный человек. Совершенно не любил двуличия. Не выдерживал. Когда я пришел в семинарию, в 1950 г., там церковь строилась, мне было 24 года, он меня спрашивает: «Ты Тараса Бульбу читал?» – «Читал» – «Будь Остапом, а не Андреем».

Я в Бронксе служил четыре года с 1957 по 1961, был вторым или третьим священником. Приезжает батюшка из Бразилии, очень видный протоиерей, служит артистически. А владыка Виталий любил просто. Спрашивает его: «Отец Александр, куда Вы едете?» – «В Сан-Франциско», он говорит «Вот туда и поезжайте». Потому что он не любил, когда человек начинал превозноситься. Он говорил – «Будь, а не кажись».64

Архимандрит Иов (Котенко)

Когда я приехал в монастырь, в 1949 г., я сразу сказал Владыке Виталию, что приехал в монастырь с целью стать монахом. Владыка Виталий часто приходил в коровник, смотрел, ободрял. По хозяйству мы садили картофель, у нас был свой погреб. На сбор картофеля все выходили. Это было общее послушание, вл. Виталий тоже выходил. Самое главное чтобы ободрить братию. В субботу с утра он ехал в Нью- Йорк, там он служил в Бронксе, а в понедельник возвращался. Он всегда стоял в алтаре, а мы были чтецами на клиросе. Владыка Виталий поправлял ударения. Он молился в алтаре и слышал когда мы читали неправильно, например «в скОрбех, не скорбЕх». Он был удивительно приятный человек.65

Митрофорный протоиерей Алексей Охотин

Он был настоящий монах на все 100 процентов. Он был очень строгий, но чувствовалась любовь ко всем нам. Когда я был поваром в монастыре, над трапезной была большая комната, Он больной там лежал. Я к нему пришел: «Я хочу принести Вам что-нибудь поесть». «Нет». «Но почему?» – «Ничего, я сойду, у монаха не должно быть еды в келье. Только стакан воды и лекарство».

У него висела зимняя ряса, зимний подрясник и легкая ряса и легкий подрясник. И все. Как-то когда я с ним разговаривал, он сказал – «имей ввиду, пока ты учишься в семинарии – ты монах. Ты живешь с монахами, ты с ними спишь, ты с ними ешь, ты с ними молишься, ты с ними работаешь. Когда ты кончишь курс, ты сделаешь выбор – останешься в братии или выберешь другой путь. Но пока ты тут, ты живи как монах». Это были 1953–1954 гг.

А когда я поступил в семинарию, 1953 г., тогда был созван Архиерейский Собор, как раз в Джорданвилле. Это был октябрь и владыка сказал братии, что надо идти собирать капусту с полей. И я тоже пошел, там каждый выполнял свою работу. А архиереи разбрелись по монастырю. А Владыка Виталий работал на огороде со всеми – «Я же монах». И братия ничуть не удивлялись.

Мы чувствовали его любовь к нам. Владыка говорил проповедь как-то, а я что-то сказал в это время. Он прервался, на меня посмотрел, ничего не сказал, но я на всю жизнь запомнил.66

Заключение

Вот такая была у Владыки Виталия «житийная» жизнь. Всеми своими качествами он был образцом монашества. Отдельный интерес представляет участие отца Виталия в монашеском съезде, проходившем в 1909 г. в Троице-Сергиевой Лавре, издание им журнала Русский инок, участие во Всероссийском поместном соборе 1917–18 гг.

К сожалению историческое исследование не возможно без критического осмысления прошлого. В данном случае я бы хотел отметить два проблемных аспекта:

контрпродуктивный эффект деятельности Союза Русского Народа на Волыни противопоставлявшей православных граждан – гражданам иудейского вероисповедания, и тем самым способствуя обособлению последних;

оторванность от реальной жизни российского народа выразившаяся в обращении к президенту Рузвельту с призывом не допустить открытия «Второго фронта».

Отношение Владыки Виталия к Московской Патриархии содержит в себе т.с. блаженную непоследовательность и не дает возможности заключить, что Владыка считал Московскую Патриархию лже-церковью со всеми вытекающими из этого суждения выводами. Тяжело представить, чтобы в наше время Владыка Виталий выразил бы свое непослушание Архиерейскому Собору РПЦЗ, возглавил бы одну из отделившихся от нее групп и отказался бы от священнослужения в Почаевской Лавре.

Вся жизнь Владыки Виталия была подвигом послушания Церкви Христовой, которой он посвятил всю свою жизнь без остатка. Плод его служения это почаевские типографские братства в Германии, Бразилии, Канаде и США. Православная Русь, Свято-Троицкая семинария – вот, то наследие Владыки которым мы все до сих пор пользуемся. И особо дорогой нам все подарок от Владыки Виталия – используя выражение протоиерея Андрея Папкова67 – это приснопамятный Владыка Митрополит

Лавр, для которого Архиепископ Виталий (Максименко) служил путеводным маяком всю его жизнь.

Заканчиваю этот портрет штрихом рисующим Владыку таким каким бы я хотел чтобы он остался в нашей памяти. Когда Владыка Виталий прибыл в Америку, то узнал, что в Нью-Йорке уже около тридцати лет «подвизается» Иван Кузьмич Окунцов, который вместе с Владыкой учился в Казанской Духовной Академии. Когда тот заболел Владыка Виталий посетил Окунцова в больнице и они принялись вспоминать события сорокалетней давности. Казалось бы это событие никак не должно было бы заслуживать нашего внимание, если бы не тот факт, что в США Окунцев являлся одним из крупных деятелей партии социалистов революционеров. Через несколько дней Иван Кузьмич решил пригласить священника, говорить он уже не мог и слеза скатившаяся из его глаз явилась его исповедью...68

* * *

1

Сведения о начальном периоде жизни взяты из «Что я помню о себе», Мотивы моей жизни (Джорданвилль: Типография Преп. Иова Почаевского, второе издание без указ. года).

2

Там же. С. 169.

3

Там же. С. 170.

4

4Там же. С. 170–171.

5

Там же. С. 171.

6

Там же. С. 173.

7

Н.Д. Тальберг, «Жизненный путь архиепископа Виталия», Православная Русь 3 (февраль 1959): 4.

8

Архиепископ Антоний (Медведев), «Приснопамятный Архиепископ Виталий, Восточно-Американский и Джерзиситский: к 25-летию его кончины», Православная Русь 6 (март 1985): 9–10.

9

«Архиепископ Виталий: к столетию со дня рождения», Церковная жизнь 5–7 (май-июль, 1973): 55–71.

10

Н.Д. Тальберг, «Жизненный путь архиепископа Виталия». С. 5.

11

Из ответа Архиепископа Антония (Храповицкого) Н.А. Бердяеву помещенному в Московском еженедельнике в 1909 г. Цит. по протопресвитер Михаил Помазанский, «Архиепископ Виталий и его деятельность в сане архимандрита Почаевской Успенской Лавары», Православная Русь 5 (март, 1973): 5.

12

Архиепископ Никон, «Архиепископ Виталий». С. 60.

13

Там же. С. 61.

14

После революции 1917 г. о. Виталий был захвачен большевиками в Почаеве. Комиссар приговорил его к расстрелу. «Послухай, Петре – спокойно обратился Владыка Виталий к комиссару – ты вот хочешь меня расстрелять, – неужели за то что, помнишь, я тебя спас от разорения позычкой из нашего Почаевского банка?» Лидия Бодасюк, «К прибытию архиепископа Виталия», Православная Карпатская Русь 23 (1934): 1.

15

В.И. Косик, «Виталий (Максименко)», Православная Энциклопедия 8 (Москва: Православная Энциклопедия, 2001 г.), 562.

16

Почаевский листок 23 (18 июня, 1910).

17

Дни. Цит. по Н.Д. Тальберг, «Жизненный путь архиепископа Виталия». С. 6.

18

Архиепископ Антоний (Храповицкий) цит. по протопресвитер Михаил Помазанский, «Архиепископ Виталий». С.5.

19

Архиепископ Никон, «Архиепископ Виталий». С. 62.

20

Архиепископ Антоний, «Приснопамятный Архиепископ Виталий...» С. 10.

21

Н.Д. Тальберг, «Жизненный путь архиепископа Виталия». С. 6.

22

Путь моей жизни: Воспоминания Митрополита Евлогия (Георгиевского) изложенные по его рассказам Т. Манухиной (Московский Рабочий: Москва, 1994), 298.

23

«Демблин», Мотивы моей жизни. С. 184.

24

Н.Д. Тальберг, «Жизненный путь архиепископа Виталия». С. 6.

25

«Речь при наречении во епископа», Мотивы моей жизни. С. 9.

26

С. Ряснянский, «К столетию со дня рождения Архиепископа Виталия», Православная Русь 15 (Август 1973):

27

Н.Д. Тальберг, «Жизненный путь архиепископа Виталия». С. 7.

28

[Архимандрит Серафим (Иванов)] «Отец-Владыка: К прибытию в Обитель пр. Иова – строителя ее Архиепископа Виталия», Православная Русь 15 (1935):1.

29

Там же.

30

Архиепископ Иоанн (Шаховской), Биография юности (Париж: Имка-Пресс, 1977), 378.

31

Архиепископ Амвросий, «Памяти Архиепископа Виталия», Православная Русь 15 (Август 1973):12.

32

Архиепископ Антоний, «Приснопамятный Архиепископ Виталий...» С. 10.

33

Архиепископ Виталий, «Факты для установления мира всей Русской Православной Зарубежной Церкви», Мотивы моей жизни. С. 13–14.

34

Архиепископ Антоний, «Приснопамятный Архиепископ Виталий... » С. 10.

35

Протоиерей Николай Депутатов, «На смерть Высокопреосвященнейшего Виталия, Архиепископа Восточно-Американского и Джерзейситского», Православная Русь 13 (июль 1960): 7.

36

«Первая моя поездка в Америку 1934–35 года», Мотивы моей жизни. С. 158.

37

Архиепископ Виталий, «Памяти Митрополита Феофила: Дополнение к посланию», Мотивы моей жизни. С. 123.

38

OCA Archives. XI-Records relating to Church institutions. «U,» St.Vladimir's Orthodox Theological Seminary. 1. Correspondence and reports. Благодарен архивисту Алексею Либеровскому за сообщение мне этой информации.

39

Журнал заседания Педагогического Совета Свято-Владимирской Православной Духовной Семинарии 16 января 1946 г. Holy Trinity Seminary’s Archives. N. Talberg Collection. R.P.Ts.Z. Box 13 Folder 7.

40

«Духовное мое завещание: 24 июля/6 августа 1956 г.», Православная Русь 6 (март 1960): 8.

41

«Христос Воскресе!», Мотивы моей жизни. С.8.

42

«Против диктатуры безбожников в России красной», Мотивы моей жизни. С. 162.

43

Русская Православная Церковь в Северной Америке: Историческая справка (Джорданвилль, Н.Й: 1955), 95. Примечательно, что владыка Виталий в своих писаниях, так же именует его этим титулом.

44

Там же. С. 136.

45

Там же. С. 137.

46

Archbishop Vitaly, Letter (December 16, 1946, OCA Archives, Series IV – Records of the All-American Councils, 6S Pre 7S, 4:79). Цитируется по: Nikolaj L Kostur, The Relationship Between the Russian Orthodox Church in North America and the Russian Orthodox Church Abroad from 1920–1950 (Crestwood, N.Y.: M.Th. Thesis, St. Vladimir’s Orthodox Theological Seminary, 2009), 110.

47

Holy Trinity Seminary’s Archives. N. Talberg Collection. R.P.Ts.Z. Box 13 Folder 7.

48

Письмо от 17 апреля, 1947 г. Там же. Folder 6.

49

Очевидно статья написана после разделения с Северо-Американской Митрополией, Мотивы моей жизни. С. 25.

50

Глеб Бенземан, «Богатырь духа», Православная Русь 15 (Август 1973): 15–16.

51

Епископ Лавр, «Архиепископ Виталий Максименко», Православная Русь 6 (Март 1970): 4.

52

Архиепископ Никон, «Архиепископ Виталий», С.70

53

Bishop Hilarion of Manhattan, Deputy Secretary [of Synod of Bishops]. «Answers to Questions Posed by the Faithful of the Orthodox Parish in Somerville, South Caroline.» 1992 (Архив Архиерейского Синода РПЦЗ в Нью-Йорке. File: Sts Cyril & Methodius Orthodox Church).

54

Там же.

55

Архив Синода. File: 11/35, Архиепископ Виталий.

56

«К столетию со дня рождения Архиепископа Виталия». С. 14–15.

57

«К столетию со дня рождения Архиепископа Виталия. 1873–1973», Православная Русь 15 (август 1973): 9.

58

Личное сообщение автору. 2010 г.

59

«Памяти Владыки Виталия», Православная Русь 6 (март 1961): 6.

60

«Слово, прочитанное Архимандритом Кирпианом на панихиде в день Ангела Архиепископа Виталия 25 января 1975», Православная Русь 4 (февраль 1975): 6.

61

Время установления молитв в Джорданвилле взято из Ладомировского устава.

62

Личное сообщение автору. 2010 г.

63

То же.

64

То же.

65

То же.

66

То же.

67

Из доклада на празднике Свято-Троицкой Семинарии 11-го февраля, 2010 г.

68

Н. Бобров, «Вечная Память», Православная Русь 6 (март, 1 970): 6.


Источник: Псарев А. Архиепископ Виталий (Максименко): Исторический портрет к 50-летию со дня кончины // Троицкое наследие. 2010. № 1 (20).

Комментарии для сайта Cackle