С.Б. Шиндаров

Учёная и учебная деятельность профессора СПбДА В.С. Серебреникова

Источник

Содержание

1. На рубеже двух эпох 2. Ученая и учебная деятельность профессора СПбДА В. С. Серебреникова 2.1. Соискание учёной степени кандидата богословия 2.2. Соискание учёной степени магистра богословия 2.3. Основание психологической семинарии при СПбДА 2.4. Деятельность студенческого психологического общества 2.5. Соискание учёной степени доктора богословия 3. Ученая деятельность в высших учебных заведениях Северной столицы 3.1. Учёная деятельность в Первом государственном университете 4. Задачи и методы психологии проф. В.С. Серебреникова 5. Заключение Библиография  

 

1. На рубеже двух эпох

В 2009 г. Санкт-Петербургская православная духовная академия отметила 200-летний юбилей со дня своего основания. За двухвековой период своего существования высшая духовная школа внесла большой вклад в развитие богословской науки. Несмотря на множество испытаний и преобразований высшая богословская школа всегда следовала своей главной цели – это воспитание и образование высококвалифицированных специалистов для преподавательской деятельности в духовных школах. Уместно вспомнить 1909 г., когда Санкт- Петербургская духовная академия праздновала 100-летний юбилей. Это было время её расцвета, когда в профессорско-преподавательский состав входили крупные учёные богословы. Некоторые из них занимались не только научно-богословской деятельностью, но и преподавали в светских высших учебных заведениях. В настоящее время некоторые из известных богословов прошлого века, к сожалению, забыты, и их литературное наследие требует серьёзного анализа и изучения.

Например, не было ни одного исследования посвященного заслуженному профессору психологии, доктору богословия Виталию Степановичу Серебреникову (1862–1942). Не публиковались его труды, не сохранилось точных фактов биографии. Потому целью и задачей данной статьи является попытка проанализировать научное наследие В.С. Серебреникова1, связав с фактами его биографии, и тем самым восполнить существующий пробел.

2. Ученая и учебная деятельность профессора СПбДА В. С. Серебреникова

Христианский богослов и психолог, профессор Санкт-Петербургской духовной академии Виталий Степанович Серебреников родился 18 апреля 1862 г. в селе Нижне-Ильинское Нолинского уезда Вятской губернии в семье дьячка Стефана Серебреникова2. Из двух детей в семье он был младшим. Христианское воспитание будущий профессор получил главным образом под руководством своего отца.

В 1872 г. отец В.С. Серебреникова скончался, и вся тяжесть воспитания сына легла на плечи матери Фелицаты Александровны, которая сделала всё необходимое для дальнейшего образования сына. В этом же году В.С. Серебреников поступил в Глазовское уездное духовное училище, которое через четыре 3 года успешно закончил3 .

В 1876 г. Виталий Степанович поступил в Вятскую духовную семинарию, где за время обучения проявил интерес к изучению физики, математики и психологии. По окончании семинарии в 1882 г. В.С. Серебреников получил от ректора прот. Николая Попова предложение ехать в Казанскую духовную академию, но будущий учёный твёрдо отказался.

В 1882 г. в числе лучших студентов Виталий Степанович поступил в СПб- ДА на богословское отделение4 казённой вакансии5. В годы академического обучения Виталий Степанович обнаружил особенную склонность к философской и психологической наукам. Он знакомился с новейшими сочинениями в области психологии, изучал теоретический и практический курсы анатомии под руководством профессоров Военно-медицинской академии Груббера и П.Ф. Лесгафта.

2.1. Соискание учёной степени кандидата богословия

На последнем курсе академии В.С. Серебреников в курсовом сочинении на философско-психологическую тему: «Английская психология и вопрос о прирождённых началах знания и деятельности»6 изложил результаты своих первых научных исследований. Его сочинение рецензировал проф. М.И. Каринский7 .

После окончания академического курса в 1886 г. В.С. Серебреников был удостоен степени кандидата богословия с правом получения магистра богословия без нового устного испытания8. Через год решением заседания Совета академии от 28 августа 1887 г. он был назначен кандидатом на вакантную кафедру психологии. До этого кафедру психологии и логики занимал преподаватель метафизики Н.Г. Дебольский, который в связи с уходом из академии был отстранён от занимаемой должности9. Немаловажную роль в этом назначении сыграл проф. А.П. Высокоостровский, так как именно по его инициативе было решено назначить молодого специалиста на должность преподавателя психологии. Сам же проф. А.П. Высокоостровский по личному прошению занял кафедру логики и метафизики.

В начале учебного года 21 сентября 1887 г. В.С. Серебреников прочитал первую пробную лекцию на тему: «Психология как самостоятельная наука», а вторую – через несколько дней «Об узости сознания». Уже с первых шагов учёной деятельности молодой психолог проявил свой преподавательский талант: он не просто читал по конспекту сухие лекции, но умел своими словами точно и кратко формулировать результаты научных исследований.

В то же время он стал семьянином (примерно с 1887 по 1892 гг. В.С. Серебреников заключил с вдовой Елизаветой Корниловной Якимовой10 брачный союз11). Согласно архивным данным на 1929 г. детей у них не было12.

2.2. Соискание учёной степени магистра богословия

В соответствии с научными запросами времени В.С. Серебреников занимался не только опытами в психологических лабораториях и преподаванием психологии, но также и философским творчеством. За первое фундаментальное философское исследование на тему: «Учение Дж. Локка о прирождённых началах знания и деятельности. Опыт установки Локкова учения на основании историко-критического исследования и критического рассмотрения его в связи с христианским учением об образе Божием'13 почтенный психолог был удостоен 30 марта 1892 г. степени магистра богословия. Этот труд явился продолжением его курсового сочинения, которое по сути поставленного вопроса требовало логического завершения. Анализируя магистерское сочинение В.С. Серебреникова, можно выделить несколько основных тезисов:

1. «Дж. Локк по своим основным воззрениям – не сенсуалист и не представитель чистого эмпиризма.

2. По своим гносеологическим и психологическим воззрениям Дж. Локк – ученик Р. Декарта.

3. Полемика Дж. Локка против учения о прирождённых идеях и принципах, нужно думать, написана по окончании Дж. Локкова опыта и имеет значение простого добавления к нему.

4. В своей полемике против учения о прирождённых идеях и принципах Дж. Локк под идеями разумеет готовые понятия, а под принципами – готовые истины.

5. Есть основание предполагать, что существует связь между увлечением Дж. Локка Ньютоновским открытием закона всемирного тяготения и высказанной Дж. Локком мыслию о возможной – при всемогуществе Божием – материальности человеческой души.

6. Естественно-исторический метод Дж. Локка выработался преимущественно под влиянием dr. Sydenhama.

7. По учению Св. Писания, как оно интерпретируется святыми отцами и учителями Церкви, нужно различать в образе Божием две стороны: образ Божий природный и образ Божий деятельный.

8. По учению Св. Писания и Св. Предания природный образ Божий заключается во всех тех прирождённых принадлежностях души, которые, будучи аналогичны свойствам Божиим, в то же время toto депеге обособляют душевную природу человека от душевной природы животных.

9. Учение Дж. Локка, насколько оно соответствует его основным воззрениям, согласно и с христианским учением об образе Божием; взгляды же Дж. Локка, которые не соответствуют христианскому учению, не соответствуют его собственным воззрениям и не имеют научного основания'14.

Рецензентами этого философского сочинения были проф. М.И. Каринский и проф. прот. В.Г. Рождественский. Они представили свои положительные отзывы ректору академии епископу Выборгскому Антонию (Вадковскому) для утверждения Совета академии15.

В 1892 г. В.С. Серебреников обратился с прошением в Совет академии о заграничной командировке сроком на один год16. В мае того же года Святейший Синод утвердил заграничную командировку с 15 августа 1892 г. по 15 августа 1893 г. По возвращении из командировки В.С. Серебреников написал подробный отчёт об учёных занятиях за границей. Мы не будем подробно разбирать отчёт, а отметим лишь те учебные заведения, где он учился.

Итак, в течение года В.С. Серебреников ознакомился с институтами экспериментальной психологии в Лейпциге, Геттингене, Париже, Бонне, Гейдельберге и Берлине. Значительную часть времени Виталий Степанович провёл в Лейпцигском экспериментальном институте психологии, где в течение целого семестра посещал курсы по психологии проф. В. Вундта17и доцента О. Кюльпе18.

2.3. Основание психологической семинарии при СПбДА

Преподавание психологии В.С. Серебреников с первых же шагов своего профессорства стремился поставить в соответствии с научными запросами времени. После возвращения из зарубежной командировки он основывает при своей кафедре «психологическую семинарию», где уделялось особое внимание психофизическим исследованиям и экспериментальным методам. Психологическая семинария находилась в одном из кабинетов третьего этажа академии, где размещались приборы для экспериментальных опытов: а) прибор для экспериментального исследования объёма и узости ясного сознания, произвольных движений, деятельности душевных процессов, силы и качества ощущений, явлений восприятия, памяти и утомляемости; б) модели и препараты центральной нервной системы; в) различные таблицы и чертежи; г) электрический прибор для изучения явлений одновременного контраста и смешения цветов. За неимением графических приборов психометрические исследования демонстрировались исключительно на хроноскопе Гиппа19.

Следует сказать, что в 1903 г. предметом изучения были не только психофизические исследования, но также и философские аспекты, например, изучались взгляды Г. Лейбница о бессознательной душевной жизни20. Рассматривались сочинения на русском и немецком языках21. В последующие годы В.С. Серебреников на практических занятиях проводил систематическое изучение (со своими критическими замечаниями) очерков психологии Г. Эббингауза, Г. Гефдинга и В. Вундта22.

Увлечённость профессора своей работой характеризует небольшая, но яркая деталь – психофизические приборы он приобретал не только за счёт академической казны, но также за личные средства23. Труды учёного психолога на поприще преподавательской деятельности не остались незамеченными: «Указом от 15 ноября 1912 г. за № 17508 ординарный профессор по кафедре психологии, В.С. Серебреников был удостоен звания заслуженного ординарного профессора'24. В работе психологической семинарии в 1912/13 учебном году предметом практических занятий было систематическое критическое рассмотрение психологии В. Вундта и А. Пфендера25.

Таким образом, очевидно, что психологическая семинария существовала только благодаря деятельности проф. В.С. Серебреникова, который делал всё возможное для её модернизации. И отношения его со своими учениками заслуживают самой высокой похвалы. В.С. Серебреников никогда не принижал достоинства своих учеников. Тем, кому трудно давалось обучение, он всегда старался в трудную минуту помочь и поддержать, а тем, кто спрашивал у него совета, профессор помогал не только словом, но и делом26.

2.4. Деятельность студенческого психологического общества

В 1900 г. В.С. Серебреников основывает студенческое психологическое общество. В этом проявились его организаторский талант и доверительность в отношениях со студентами. Общество регламентировалось определёнными внутренними правилами, например, членами этого общества могли быть только студенты академии, которые с одобрения председателя и общего собрания писали доклады на психологические и философские темы27. Заседания общества посещались высшим руководством и профессорами академии, которые также принимали активное участие в обсуждении докладов. Председатель общества проф. В.С. Серебреников сам неоднократно выступал с докладами на философско-психологические темы28.

На базе студенческого общества была основана психологическая библиотека, в которой находилось до 750 томов сочинений по психологии и философии на русском языке. После упразднения общества эта библиотека была передана в фонд психологической семинарии29.

Тяжёлые времена Петербургских переворотов не могли не отразиться на умонастроении студентов духовных школ. После кровавых январских событий 1905 года студенты академии стали устраивать сходки. Они требовали у руководства академии прекратить на некоторое время чтение лекций. Но несмотря на различные интриги ректор академии еп. Сергий (Страгородский) академические занятия не отменил. Тем не менее, 30 сентября 1905 года в связи с обострённой политической ситуацией в стране студенты высшей богословской школы прервали свои занятия. И только с назначением нового ректора академии еп. Сергия (Тихомирова) с 10 декабря того же года академические занятия возобновились. Но деятельность студенческого психологического общества в 1906 г. была окончательно прекращена30.

2.5. Соискание учёной степени доктора богословия

На учёном заседании 12 января 1909 года рассматривалась диссертация В.С. Серебреникова на соискание учёной степени доктора богословия. Тема диссертации: «Лейбниц и его учение о душе человека». Из присутствующих 12 человек большинство было за присуждение В.С. Серебреникову учёной степени доктора богословия. И только и.д. ректора архимандрит Феофан (Быстров) и профессора А.А Бронзов, Н.К. Никольский и Н.Н. Глубоковский с мнением большинства не согласились, утверждая, что диссертация имеет больше философский, чем богословский характер31.

Проф. Н.Н. Глубоковский, настаивал на том, что настоящий труд не имеет богословского содержания, и поэтому к богословию не имеет никакого отношения. Проф. А.А. Бронзов указал на то, что из всего исследования первые 205 страниц посвящены жизни и творчеству Г. Лейбница, а последние – с 328 по 366 представляют собой список трудов о жизни и научном творчестве Г. Лейбница. И только оставшиеся 122 страницы разгонистой печати составляют, как он выразился «скромную брошюру», где исследуется учение Г. Лейбница о душе человека. В своём заключительном слове на представленную диссертацию проф. А.А. Бронзов оценил работу как нулевую для значения богословской науки32. С таким резким критическим замечанием проф. А.А. Бронзова согласиться нельзя по следующим причинам:

Во-первых, проф. А.А. Бронзовым не справедливо сказано, что все 205 страниц посвящены жизни и творчеству Г. Лейбница. Материал указанных 205 страниц разделяется на четыре главы, из которых только 43 страницы составляют первую автобиографическую главу, где рассказывается не только о его жизни, но главным образом прослеживается влияние предшественников на философию Г. Лейбница. В последующих трёх главах отражено положительное влияние на взгляды Г. Лейбница философских воззрений его предшественников Т. Гоббса, Р. Декарта и Дж. Локка, и обрисовывается в общих чертах его учение о душе человека.

Во-вторых, нельзя согласиться с мнением, что оставшиеся 122 страницы представляют «скромную брошюру». Пятая глава является основной частью диссертации, где не только раскрываются цель и задача всей работы, но и акцентируется внимание на важном богословском значении образа Божьего в человеке.

В-третьих, список литературы начинается не с 328 страницы, а с 354 и составлен для тех, кто намерен заняться специальным изучением Г. Лейбница33. И наконец, в заключительной части диссертации с 328 по 354 страницу приведена сравнительная таблица изданий, которую можно считать приложением к диссертации34 .

Несмотря на разногласия среди членов Совета академии решение было принято в пользу положительных отзывов профессоров прот. С.А. Соллертинского35 и Д.П. Миртова. Указом от 4 февраля 1909 года за № 1376 и.д. ординарного профессора В.С. Серебреников был утверждён в степени доктора богословия с присуждением премии митрополита Макария. Стоит отметить, что утвердительное решение вопроса было не без участия бывшего ректора академии протопресвитера И.Л. Янышева, который представил положительный отзыв о диссертации в Св. Синод36 .

Исходя из положительного содержания сочинения выделим центральное учение Г. Лейбница о душе человека в следующих тезисах:

1. «Душа есть абсолютно простая, всегда себе тожественная единица, монада.

2. Не завися ни от кого, кроме Бога, она есть сила, развивающая свои восприятия самопроизвольно – из первичной основы, по закону конечных причин.

3. Как сила независимая, она есть индивидуальная субстанция, имеющая в известном смысле законченную и самодовлеющую природу, которая создана Богом при начале мира и будет существовать вечно.

4. Все души, в силу предустановленной гармонии, соединены нераздельно с органическими телами и через посредство их являются индивидуальными зеркалами мира.

5. Души людей, в отличие от душ животных, наделены образом Божиим, то есть разумом и свободною волею, которые, развиваясь, постепенно приближают человека к Богу'37.

Подводя итоги сказанному, отметим, что методологическая структура диссертации имеет историко-критический характер и представляет собой не только фундаментальное исследование, но и философское раскрытие христианского учения об образе Божием в человеке. Действительно, проф. В.С. Серебреников так прямо и утверждает, что «Лейбниц развивает взгляды, высказанные святыми отцами и учителями Церкви о частных чертах образа Божия в человеке, и ставит их в органическую связь со всею своею философией. Поэтому, – пишет далее автор, – какую бы часть философии мы ни взяли, все они так или иначе предполагают собою христианское учение об образе Божием и прямо или косвенно подтверждают его'38 .

3. Ученая деятельность в высших учебных заведениях Северной столицы

В.С. Серебреников ещё до закрытия духовной академии39 вёл широкую деятельность в высших учебных заведениях Северной столицы. В 1897 г. он был назначен преподавателем истории философии в Императорском училище правоведения. Преподавание этого сложного для восприятия предмета профессор вёл не формально, но ясно и лаконично излагал философские истины40. Кроме этого В.С. Серебреников принимал участие в качестве члена Совета в философском обществе Санкт-Петербургского университета, которое было основано по аналогии с Московским обществом в 1897 г. под руководством А.И. Введенского41.

С 1 ноября 1907 года на заседании Совета Психоневрологического института42 В.С. Серебреников был избран преподавателем, а впоследствии – профессором психологии. Учебный корпус названного института тогда находился недалеко от дома профессора43 на Невском проспекте, 104.

После октябрьской революции в 1918 г. Психоневрологический институт был преобразован во 2-й Петроградский университет, при котором с 1 сентября этого же года проф. В.С. Серебреников был назначен деканом словесно- исторического отделения педагогического факультета44. В то же время он состоял товарищем председателя Русского общества нормальной и патологической психологии при Военно-медицинской академии. Вместе с председателем этого общества В.М. Бехтеревым45 он редактировал издававшийся при обществе «Вестник психологии криминальной антропологии и гипнотизма»46.

Кроме этого почтенный профессор с 1 октября того же года преподавал в институте Физического образования имени П.Ф. Лесгафта47, где с 1919 по 1925 год был деканом дошкольного отделения48. Наряду с широкой преподавательской деятельностью В.С. Серебреников принимал участие в комиссии при Учёном комитете Министерства народного просвещения по введению философской пропедевтики в мужские классические гимназии.

3.1. Учёная деятельность в Первом государственном университете

В 1919 г. 2-й Петроградский университет был объединён с Первым Ленинградским государственным университетом49. В связи с этим историко-филологический факультет был переименован в факультет общественных наук, где 21 июня 1919 года В.С. Серебреников был избран большинством голосов (35 из 41) на должность преподавателя философии50. Стоит заметить, что 25 октября того же года на заседании Факультета общественных наук в должности профессоров философского отделения были утверждены: В.А. Беляев, А.И. Введенский, А.И. Иванов, И.И. Лапшин, Н.О. Лосский, Д.П. Миртов, С.И. Поварин, В.С. Серебреников, С.Л. Франк и Ф.И. Щербатский51. Кроме того, с 28 июня 1919 года В.С. Серебреникову как самому видному учёному из Петроградских представителей экспериментальной психологии было поручено заведование экспериментально-психологическим кабинетом, находившимся до того времени в заведовании проф. А.И. Введенского52.

Таким образом, В.С. Серебреников вошёл в состав профессуры единого государственного университета, где преподавал экспериментальную психологию, а на Факультете общественных наук – историю философии. Наряду с этим с 1 января 1919 года он преподавал в Географическом институте53, который с 1 октября 1925 года был преобразован в географический факультет Ленинградского54 государственного университета.

30 сентября 1924 года в связи с сокращением штата на Факультете общественных наук В.С. Серебреников был освобождён от преподавания в университете55. Но в его личном деле есть и другие, противоречащие этому постановлению сведения. Например, в документе за № 3155 говорится о том, что В.С. Серебреников был освобождён от преподавания согласно распоряжению уполномоченного Наркомпроса уже 17 сентября 1924 г. Это один момент. В следующем документе за № 3264 указывается уже другая безосновательная причина его увольнения: не из-за сокращения штата, а в связи с ликвидацией читаемых профессором курсов. И только 4 октября 1924 года правлением университета за № 3355 было решено назначить заведующим психологическим кабинетом молодого преподавателя Басова, а проф. В.С. Серебреникова обязали сдать новому преподавателю названный кабинет с его инвентарём56.

Таким образом, в период ректорства Н. Державина проф. В.С. Серебреников был отстранён от преподавания по совершенно необъективным причинам. Во-первых, существующие фактические данные о сокращении штата на факультете общественных наук неубедительны и необоснованны. Во-вторых, нет чётких оснований о замещении известного учёного руководителя психологического кабинета молодым преподавателем, который в недавнем времени был учеником почтенного профессора. В-третьих, малопонятна формулировка «о ликвидации читаемых Вами курсов», так как по логике вещей психологический кабинет в этом случае тоже должны были ликвидировать. Остаётся только предположить, что мотивы увольнения проф. В.С. Серебреникова были связаны с его религиозными взглядами, так как в отличие от светских профессоров он был не только учёным психологом и философом, но прежде всего учёным богословом.

Несмотря ни на что почтенный профессор работу не прекращал. В своё время, 20 января 1911 года, он был утверждён членом Библиотечной комиссии, а 28 января 1916 года – председателем этой комиссии. Имея богатейший опыт в библиотечной структуре, В.С. Серебреников с 5 ноября 1925 года возобновил прежнюю деятельность в качестве библиотекаря 2-го иностранного отделения Библиотеки Академии Наук СССР, а с 1 января 1926 года утверждён научным сотрудником 1-го разряда этого же отделения. И лишь 15 августа 1929 года решением правительственной Комиссией по чистке аппарата Академии наук почтенный профессор был освобождён от занимаемой должности57.

Однако человеческий фактор не обошёлся без Промысла Божия. В связи со слиянием Географического института с государственным университетом, В.С. Серебреников с 1 октября 1925 года оставлен в должности профессора сначала на одном географическом факультете58, а с 27 октября 1926 года утверждён в должности профессора университета на Факультете языкознания и материальной культуры59. На основании ходатайства правления государственного университета от 1 марта 1928 года за № 62217 профессору В.С. Серебреникову была назначена академическая пенсия в размере полного профессорского оклада со дня подачи им заявления за № 1044 от 14 февраля 1928 года60.

Вскоре после утверждения академической пенсии преподавательская деятельность профессоров В.С. Серебреникова и Н.И. Кареева с 1 сентября 1929 года, согласно единому постановлению правления университета и комиссии по перевыборам научных работников от 11 августа 1929 года, была прекращена61. В связи с этим он подал заявление в правление университета на перевыборы в должности профессора психологии. Но 16 августа 1929 года правлением университета было принято окончательно решение отстранить В.С. Серебреникова от должности профессора как не подавшего заявления на участие в конкурсе62.

Таким образом, в период ректорства (1927–1930) М.В. Серебрякова учёная деятельность почтенного профессора психологии В.С. Серебреникова в первом государственном университете против его воли была окончательно прекращена.

И всё же как человек, любящий своё дело, он продолжал идти по избранному научному пути. В 1930 г. В.С. Серебреников работал в качестве штатного консультанта центральной психотехнической лаборатории в Ленинградском институте гигиены труда и техники безопасности63, где, по всей видимости, трудился до 1934 г.

Из последних весьма скудных сведений известно, что в 1934 г. из-за назревавших репрессий интеллигенции почтенный профессор навсегда покинул Северную столицу и уехал в свой родной Вятский край. Здесь В.С. Серебреников как неутомимый труженик трудился в отделе изучения местного края в областной научной библиотеке имени Герцена64, по-видимому, до самой своей кончины.

28 января 1942 года, заслуженный профессор СПбДА Виталий Степанович Серебреников почил. Его погребение состоялось 30 января на Петелинском кладбище65.

4. Задачи и методы психологии проф. В.С. Серебреникова

Резюмируя учёную деятельность психолога, нельзя не сказать об его основных методах, которые он использовал на теоретических и практических занятиях в психологической семинарии. С этой целью определим прежде всего задачи психологии. По мнению профессора, психология как наука ставит перед собой две задачи: 1) распределить душевные явления в таком порядке, чтобы все они, несмотря на своё разнообразие, представляли единую стройную систему; и 2) определить при каких условиях возникают душевные явления, как они изменяются и исчезают66. С учётом поставленной задачи большое значение приобретает метод определения и создания стройной системы душевных явлений. Ответом на этот вопрос до сих пор занимаются учёные психологи, высказывая самые различные мнения. Ограниченные рамками небольшой статьи мы не будем обсуждать разные точки зрения учёных, а попытаемся выяснить, с помощью какой методологии выстраивал классификацию душевных явлений проф. В.С. Серебреников.

Итак, душевные явления почтенный профессор классифицирует на три группы.

К первой группе относятся те явления, которые составляют область нашего познания: ощущения, восприятие, воспроизведение, воображение и мышление. Эти явления могут быть названы одним общим словом – представлением. Далее учёный психолог поясняет: «Во всех них (явлениях) мы полагаем разделение между субъектом и объектом: Чем бы ни были вызваны наши представления – влияние со стороны внешних предметов или нашего собственного тела, или психологическими процессами – во всех их мы ставим пред собою нечто, как объект и созерцаем его»67.

Ко второй группе, по мнению профессора, принадлежат те явления, которые составляют область простых и сложных чувствований. К простым чувствованиям относятся: удовольствия и неудовольствия, происходящие от физических причин – насыщения, голода, жажды и т.д. А к области сложных – чувствования любви, ненависти, гнева, страха и т.д.

К третьей группе душевных явлений учёный психолог причисляет желания, с помощью которых мы так же, как и в явлениях познания, созерцаем пред собой объект. Но в то же время предметы желаний могут притягивать нас к себе или отталкивать. К ним относятся стремления, хотения и страсти68.

Таким образом, вышеизложенная система суждения о душевных явлениях структурируется на три уровня: 1) представления, 2) чувствования, и 3) желания. «Отсюда, – утверждает проф. В.С. Серебреников, – возникло учение о трёх основных способностях души – уме, чувстве и воле, как трёх нераздельных сторонах единой души»69 .

На наш взгляд, в отличие от традиционной классификации, проф. В.С. Серебреников в структурировании душевных явлений применяет Кантовскую гносеологию. Для объективности наших рассуждений приведём методом сравнительного анализа несколько тезисов:

1) Кант полагает, что познание возможно потому, что мы познаём не вещи сами по себе, а их явления в нашем сознании, обусловленное не чем-нибудь внешним, а формами и категориями нашей собственной умственной деятельности70.

2) Кант утверждает, что познаваемый предмет есть наше представление: «Явления не есть самые вещи, но чистая игра наших представлений» 71.

3) Раскрывая значение чувственности, Кант считает, что чувственность – это способность нашей души получать представления от предметов путём созерцания. «Явления как таковые не могут существовать вне нас, но существуют 72 только в нашей чувственности»72 .

Проф. П.Д. Юркевич в своём труде «Разум по учению Платона и опыт по учению Канта» сделал вывод, что «для Канта быть явлением и быть представлением означает одно и то же»73.

Подобную конструкцию мы видим в первой группе душевных явлений, где учёный психолог, отождествляя познание и представление, утверждает возможность созерцания какого-либо объекта.

В отношении методологии, учёный психолог допускает мысль, что психология как самостоятельная наука о душевных явлениях и законах ими управляющих для объяснения поставленных задач пользуется определёнными научными методами. В частности, все методы психологии В.С. Серебреников разделяет на две группы: 1) методы ознакомления с единичными фактами душевной жизни; и 2) методы обработки этих фактов согласно с задачами психологии. Далее он поясняет, что «методом для ознакомления с единичными фактами служит наблюдение. Но наблюдать мы можем или собственные душевные явления или душевные явления других людей. Отсюда психологическое наблюдение распадается на внутреннее и внешнее, то есть на самонаблюдение и объективное наблюдение»74.

Нужно заметить, что всякое наблюдение основывается на непосредственном восприятии. Для того чтобы воспринять какое-либо явление, необходимо его осознать. Другими словами, из суждений нужно получить понятия, то есть разложить представления на элементы, например, распознать, что слышимый шум, есть действительно шум ветра, а не какого-либо другого постороннего объекта.

Произвести же наблюдение – значит сконцентрировать внимание на каком-либо явлении, проанализировать его дефиниции, установить между ними связь и мысленно построить из них образ целого. Например, выше анализируя классификацию душевных явлений, мы уяснили, что представления вызывают чувствования, чувствования сменяются желаниями, желания переходят в действие. В данном случае психолог допускает мысль, что на основании этих суждений мы воспринимаем свои душевные явления и в большей или меньшей степени можем производить наблюдение над ними75.

Исследуя методологическую структуру проф. В.С. Серебреникова, мы видим, что его методология основывается на двухуровневом наблюдении:

1) самонаблюдении, которое основывается на непосредственном восприятии;

2) объективном наблюдении, которое основывается по внешним выразительным движениям душевных явлений.

При всём этом психолог замечает, что «наблюдение над душевными явлениями есть величайшая сложность, так как в вызове наших душевных явлений участвуют: 1) материальный мир, 2) окружающее общество, 3) состояние нашего тела, и 4) наличный склад нашей душевной жизни. При такой сложности фиксировать какое-либо явление или заметить действительные моменты, входящие в его состав, представляется делом необычайно трудным»76.

5. Заключение

На примере учёной и учебной деятельности заслуженного профессора В.С. Серебреникова видно, что ему пришлось жить и работать в ту эпоху, когда был прерван в Санкт-Петербургской духовной академии расцвет психологической мысли. В высшей богословской школе учёный психолог стремился поставить преподавание психологии на один уровень с зарубежными университетами. В связи с этим он одним из первых в России стал применять экспериментально-лабораторный метод в психологии. В мрачную эпоху политических переворотов реакционеры не преминули взять предпринятое профессором новое направление психологии под подозрение и забили по этому поводу тревогу77. Поэтому для научной позиции, какую занял психолог, требовались не только проницательность ума, но и немалое гражданское мужество. Оставаясь верным своему призванию, В.С. Серебреников как самый видный учёный из Петроградских представителей экспериментальной психологии того времени, продолжил свою деятельность в составе известных профессоров в Ленинградском государственном университете.

Параллельно с преподавательской деятельностью в высших учебных заведениях В.С. Серебреников поддерживал связь с зарубежным учёным миром. В качестве видного русского научного работника в области экспериментальной психологии профессор принимал участие в международных психологических конгрессах78, поддерживал общение с видными профессорами экспериментальной психологии: В. Вундтом, Г. Мюллером79, О. Кюльпе и Г. Эббингаузом80, которые по праву были его лучшими учителями. Поэтому о нём, можно говорить как о виднейшем представителе экспериментально-лабораторного направления в психологии, которое основывалось главным образом на учении В. Вундта и Мюллера. Однако в рамках этого направления учёный психолог выстроил своё учение, которое сыграло важную роль в формировании экспериментальной психологии в России.

Подводя итог, отметим, что помимо занятий и опытов в области экспериментальной психологи В.С. Серебреников с успехом занимался историко-философскими исследованиями. Его перу принадлежат два капитальных историко-философских труда: «Учение Дж. Локка о прирождённых началах знания и деятельности», и «Лейбниц и его учение о душе человека». По мнению академиков Э.Л. Радлова, Платонова и Н. Марра в этих трудах немало научной новизны. Например, «в первой работе В.С. Серебреников разрушил обычное представление о Дж. Локке, как ученике Ф. Бекона, и доказал, что Дж. Локк является довольно близким последователем Р. Декарта. Во втором автор столь же убедительно и документально доказал, что создатель теодицеи Г. Лейбниц находился под сильным влиянием материалиста Гоббса»81.

Представители Российской академии наук единодушно пришли к выводу, что заслуженный профессор В.С. Серебреников по праву является основателем целого историко-философского направления, которого в течение всей своей 38-летней профессорской деятельности82 оставался убеждённым сторонником.

Библиография

Источники

Неопубликованные архивные источники

1. Архив Российской Академии Наук. Ф. 158. Оп. 3 1929. Д. 55. 12 л.

2. Архив Санкт-Петербургского государственного университета. Ф. 1. Оп. 3. Д. 2734. Личное дело профессора В.С. Серебреникова. 63 л.

Опубликованные источники

1. Журналы заседаний Совета СПбДА за 1882/83 учебный год. СПб., 1883.

292 с.

2. Журналы заседаний Совета СПбДА за 1885/86 учебный год. СПб., 1888.

384 с.

3. Журналы заседаний Совета СПбДА за 1890/91 учебный год. СПб., 1896. 281с.

4. Журналы заседаний Совета СПбДА за 1908/09 учебный год. СПб., 1909.

440 с.

5. Отчёт о состоянии СПбДА за 1903 год. СПб., 1904. 42 с.

6. Отчёт о состоянии СПбДА за 1904 год. СПб., 1905. 43 с.

7. Отчёт о состоянии СПбДА за 1909 год. СПб., 1910. 44 с.

8. Отчёт о состоянии СПбДА за 1912 год. СПб., 1913. 58 с.

9. Отчёт о состоянии Императорской СПбДА за 1913 год. СПб., 1914. 50 с.

10. Обозрение преподавания на Географическом факультете Ленинградского государственного университета на 1926/27 учебный год. СПб., 1927. 39 с.

11. Серебреников В.С. Лейбниц и его учение о душе человека. СПб., 1908. 366 с.

12. Серебреников В.С. Лекции по психологии для I и II курсов СПбДА. СПб., 1904. 263 с.

13. Серебреников В.С. Отчёт об учёных занятиях за границею в течение 1892/93 учебного года // Журналы заседаний Совета СПбДА за 1893/94 учебный год. СПб., 1894. 128 с.

14. Серебреников В.С. Подробный конспект лекций по истории древней и новой философии. СПб., 1898. 24 с.

15. Серебреников В.С. Учение Лейбница о бессознательной душевной жизни // Вестник психологии криминальной антропологии и гипнотизма. СПб., 1904. № 2. 32 с.

16. Серебреников В.С. Учение Локка о прирождённых началах знания и деятельности. Опыт установки Локкова учения на основании историко-критического исследования и критического рассмотрения его в связи с христианским учением об образе Божием. СПб., 1892. 358 с.

17. Серебреников В.С. Центральная нервная система и органы высших внешних чувств. Прибавление к лекциям по психологии за 1893/94 год. СПб., 1894. 35 с.

Исследования

1. Вопросы философии и психологии / Под ред. проф. Н.Я. Грота. М., 1892. май. (Кн. 13).

2. Карпук Д.А. История Санкт-Петербургской духовной академии (1889–1918гг.). Канд. дис. СПб.: СПбДА, 2008. 389 с.

Словари и справочные издания

1. Весь Петроград на 1916 год. СПбДА, 1916.

2. Наука и научные работники СССР. Л.: Изд-во Академии Наук, 1934. Ч. 5. 723 с.

3. Памятная книжка Петроградской духовной академиина1914/15 учебный год. Пг., б/г. 59 с.

4. Саитов В.И. Петербургский некрополь. СПб., 1913. Т. 4. (С-Ф). 747 с.

5. Энциклопедия земли Вятской: В 10 т. Киров, 1996. Т. 6: Знатные люди. 538 с.

6. Энциклопедический словарь: В 82 т. Доп. 1–4 т. / Ф.А. Брокгауз и И.А. Ефрон. Под. ред. И.Е. Андреевского и Др. СПб., 1895. Т. 27. 480 с.

7. Юбилейная памятная книжка 43 курса Императорской СПбДА 1886–1911 гг. СПб., 1914. 94 с., 82.

Литература

1. Введенский А.И. Психология без всякой метафизики. Пг., 1915. 351 с.

2. Ждан А.Н. История психологии от античности до наших дней. Учебное пособие. М.: Изд-во МГУ, 1990. 367 с.

3. Зенько Ю.М. Психология и религия. СПб.: Изд-во Алетейя, 2002. 273 с.

4. Марцинковская Т.Д., Ярошевский М.Г. 50 выдающихся психологов мира. Учебное пособие для студентов. М.: Международная педагогическая академия, 1995. 192 с.

5. Миртов Д.П. Двадцатипятилетие учёной и учебной деятельности проф. В.С. Серебреникова. СПб., 1912. 9 с.

6. Сто лет Санкт-Петербургской государственной академии физической культуры им. П.Ф. Лесгафта. СПб., 1996. 296 с.

7. Петряев Е.Д. Люди, рукописи, книги. Киров, 1970. 288 с.: ил.

8. Чистович И.А. Санкт-Петербургская духовная академия за последнее 30 лет (1858–1888). СПб., 1889. 232 с.

9. Щекинов И. Двадцатипятилетний юбилей учёной и учебной деятельности проф. Санкт-Петербургской духовной академии В.С. Серебреникова. Вятка, 1912. 29 с.

10. Юркевич П.Д. Философские произведения. М.: Изд-во Правда, 1990. 699 с.

Приложение

Работая в области экспериментальной психологии, проф. В.С. Серебреников опубликовал в научных журналах ряд учёных работ, по преимуществу общего и методологического характера. В этих работах он доказывает и разъясняет необходимость экспериментально-лабораторной разработки психологии, проводит детальный анализ важнейших достижений, показывая, как нужно разрабатывать полученные экспериментальным путём данные, чтобы они не были мёртвым капиталом, а вели к расширению и углублению научно-психологического знания83.

Смотрите об этом: Самооткровение духа как источник его познания: речь, произнесенная на торжественном акте СПбДА 17 февраля 1897 года // Христианское чтение. СПб., 1897. № 3. с. 424–439; К вопросу об экспериментальной психологии // Христианское чтение. СПб., 1895. № 7–8. с. 228–231; Лейбниц и Локк по вопросу о прирожденных идеях: доклад, читанный в «Студенческом психологическом обществе» при СПбДА 1 марта и в философском обществе при университете 22 марта 1901 года // Христианское чтение. СПб., 1901. № 5. с. 661–690; Механическое воззрение на душевную жизнь перед судом современных строго научных психологических исследований // Христианское чтение. СПб., 1897. № 3. с. 373–390; В.Н. Карпов как психолог. К столетнему юбилею его рождения//Христианское чтение. СПб., 1898. с. 688–700; Независимость психологии от физиологии // Христианское чтение. СПб., 1913. № 7–8. с. 853–871; Опытная психология и её методы // Христианское чтение. СПб., 1899. № 4. с. 639–677; Психофизические исследования и их значение для психологии: очерк по экспериментальной психологии // Христианское чтение. СПб., 1895. № 3–4. с. 288–311; Узость ясного сознания: исторический очерк по экспериментальной психологии // Христианское чтение. СПб., 1902. № 3. с. 309–326; Учение Лейбница о бессознательной душевной жизни // Вестник психологии. СПб., 1904. с. 17–32; К психологии ощущений // Вестник психологии. СПб., 1919. Ч. 1. с. 65–73; Отчёт о III международном психологическом конгрессе // Церковный вестник. СПб., 1900.

Статьи и заметки историко-философского содержания: Декарт и его философия: к 300-летнему юбилею его рождения // Христианское чтение. СПб., 1896. № 3–4. с. 455–481; Возражения Лейбница против философии Декарта // Христианское чтение. СПб., 1906. № 10. с. 487–516; Жизнь и сочинения Лейбница // Христианское чтение. СПб., 1907. № 6. с. 787–805, № 7. с. 31–51; Отчёт о II международном философском конгрессе // Вестник психологии. СПб., 1904 год№8; Учение Лейбница о нравственной свободе человека // Вестник психологии. СПб., 1905. № 8–9. с. 443–454; Учение Лейбница о свободе воли // Журнал Министерства народного просвещения. СПб., 1906. с. 356–381; Влияние философии Гоббса на Лейбница // Журнал Министерства народного просвещения. СПб., 1907. с. 62–99.

Кроме журнальных статей перу В.С. Серебреникова принадлежат два капитальных историко-философских труда: Учение Локка о прирождённых началах знания и деятельности. Магистр. дисс. СПб., 1892. 358 с84; Лейбниц и его учение о душе человека. Док. дисс. СПб., 1908. 366 с85. По замечанию академиков Э.Л. Радлова, с. Платонова и Н. Марра, эти труды выделяются точностью, документальностью, фактической обоснованностью и строгим беспристрастием86.

Опубликованные статьи в энциклопедическом словаре Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона: «Аффект» 1891. Т. 4. с. 523–524; «Спиритизм» 1900. Т. 61. с. 224–226; «Субъект» 1901. Т. 62. с. 888–890; «Эббингхаус» 1904. Т. 79. с. 105–106; «Экспериментальная психология» 1904. Т. 79. с. 285–295.

В «Православной богословской энциклопедии»: «Душа» Пг., 1904. Т. 5. с. 130–139.

Рецензии на книги: Вильгельма Вундта «Лекции о душе человека и животных» // Вопросы философии и психологии. СПб., 1895. Кн. 28. с. 372–375; Новая книга о философии Канта. М.И. Каринского «Об истинах самоочевидных» // Вопросы философии и психологии. СПб., 1894. Кн. 23. с. 404–423; Вениамина Снегирёва «Психология» // Журнал Министерства народного просвещения. СПб., 1896. июль. с. 191–209; А.И. Бриллиантова «Влияние восточного богословия на западное в произведениях Иоанна Скота Эригены» // Журнал Министерства народного просвещения. СПб., 1898. с. 469–491; И. Гобчанского «Опытная психология» // Вестник психологии. СПб., 1904. № 7.

В настоящее время в РНБ сохранились в литографическом виде лекции доцента В.С. Серебреникова по психологии за 1893/94 год, по которым он демонстрировал препарат головного мозга. Они были написаны, по-видимому, вскоре после его возвращения из учебной командировки. В приложении к ним приведены восемь таблиц с изображением важнейших органов нервной системы.

"В первой таблице иллюстрируется «Мозговой ствол с мозжечком снизу и сверху». Во второй «Сагиттальный разрез головного мозга». В третьей «Головной мозг при горизонтальном разрезе, проходящем поверх мозолистого тела с открытыми передним и задним рожками бокового желудочка». В четвёртой «Животная нервная система: головной и спинной мозг». В пятой «Головной мозг при горизонтальном разрезе, проходящем через верхнюю часть хвостатых тел и зрительных бугров». В шестой «Элементы нервной системы: клетки, волокна и поперечный разрез мозговой коры; часть спинного мозга с точки зрения его развития». В седьмой «Ассоциационные пучки, видимые через излом коры правого полушария; органы внешних чувств: зрения и слуха». В восьмой «Схема путей Варолиева моста, мозжечка и большого мозга, и путей, идущих через мост и мозжечок. Вышеназванные таблицы с рисунками сделаны по Reicherty, Wundty, Laddy, Helmholtzy, Зернову и др. Студентами СПбДА Д. Тарунтаевым и А. Ширяевым»87.

При внимательном исследовании второй таблицы, где изображен «Сагиттальный разрез головного мозга левого полушария» помещена опись терминов в рукописном виде. В таблице под описью терминов стоит личная подпись доцента В. Серебреникова. Для удобного прочтения рукописных терминов мы обозначили транслитерацию в той же нумерации.

Транслитерация терминов сагиттального разреза головного мозга левого полушария


1. Центральная борозда
2. 1-я лобная извилина
3. 2-я лобная извилина
4. 3-я лобная извилина
5. Центральная передняя извилина
6. Теменная центральная задняя извилина
7. Теменная верхняя извилина
8. Теменная нижняя извилина
9. 1-я затылочная извилина
10. 2-я затылочная извилина
11. 3-я затылочная извилина
12. 1-я височная извилина
13. 2-я височная извилина
14. 3-я височная извилина
15. Затылочно-теменная борозда
16. Сильвиева борозда
17. Дугообразная борозда

Рисунок 1 Сделан по Reicherty, Wundtu, Laddy, Helmholtzu, Зернову и др. студентами СПбДА Д.Тарунтаевым и А.Ширяевым. Подписан проф. В.С. Серебрениковым

* * *

1

В настоящей статье мы отметим только основные моменты учения проф. В.С. Серебрени­кова. Более подробный анализ содержится в нашем исследовании: «Учение о душе человека в трудах проф. В.С. Серебреникова», а также в фундаментальном исследовании Д.А. Карпука, где в историческом аспекте рассматривается научная деятельность духовной академии конца ХІХ – начала ХХ века в лице её ярких представителей. См.: Карпук Д.А. История Санкт-Петербургской духовной академии (1889–1918гг.). Канд. дис. СПб.: СПбДА, 2008. 389 c. В частности, о профес­соре В.С. Серебреникове приводятся сведения на страницах 134–137, 170.

2

Щекинов И. Двадцатипятилетний юбилей учёной и учебной деятельности проф. Петербург­ской духовной академии В.С. Серебреникова. Вятка, 1912. С. 1.

3

Там же.

4

Журналы заседаний Совета СПбДА за 1882/83 уч. год. СПб., 1883. С. 116.

5

В академию Виталий Серебреников поступил в качестве волонтера, то есть добровольцем, так как он не представил в учебную часть отношение семинарского правления. Это связано было, по всей видимости, с тем, что ректор Вятской духовной семинарии прот. Николай Попов возра­жал против поступления В.С. Серебреникова в СПбДА. Стоит заметить, что средства на дорогу от Вятки до Петербурга ему предоставили друг по семинарии (50 р.) и старший брат Николай. Таким образом, факт поступления Виталия Серебреникова на казённое содержание волонтёром вполне очевиден. См. об этом: Щекинов И. Двадцатипятилетний юбилей учёной и учебной дея­тельности проф. Петербургской духовной академии В.С. Серебреникова. Вятка, 1912. с. 4.

6

Миртов Д.П. Двадцатипятилетие учёной и учебной деятельности проф. В.С. Серебреникова. СПб., 1912. с.

7

Курсовое сочинение В.С. Серебреникова не сохранилось. Но на основании отзыва проф. М.И. Каринского можно представить следующую структуру сочинения. Объём исследования разделяется на три части. Первая часть посвящена биографическим сведениям о Дж. Локке и литературно-историческим замечаниям о его сочинениях. Во второй части раскрывается положительное учение Дж. Локка о прирождённых началах знания и деятельности. В третьей части анализируется полемика Дж. Локка против учения о врождённых идеях. См. об этом: Журналы заседаний Совета СПбДА за 1885/86 уч. год. СПб., 1888. С. 313–314.

8

Журналы заседаний Совета СПбДА за1890/91 уч. год. СПб., 1896. С. 110.

9

В то время психология и логика были предметом одной кафедры, а метафизика в составе отдельной кафедры. См.: Там же. С. 2.

10

«Е.К. Якимова [урожд. Недельнина] – вдова. Муж Иван Степанович Якимов 1847 г. рож­дения проф. СПбДА по кафедре Священного Писания Ветхого Завета, умер 16 мая 1885 г. По­сле него кафедру занял инспектор академии архим. Антоний (Вадковский). «Похоронен на Ни­кольском кладбище Александро-Невской лавры» (Саитов В.И. Петербургский некрополь. СПб., 1913. Т. 4. (С-Ф). С. 675). Интересно заметить, что И.С. Якимов и В.С. Серебреников учились в разное время в Вятской семинарии. См.: Чистович И.А. Санкт-Петербургская духовная акаде­мия за последние 30 лет (1858–1888). СПб., 1889. С. 50, 203.

11

См., например: Архив СПбГУ. Ф. 1. Оп. 3. Д. 2734. Л. 4; Весь Петроград на 1916 г. СПбДА, 1916.С.614; Юбилейнаяпамятнаякнижка43 курса Императорской СПбДА 1886– 1911 гг. СПб., 1914. С. 37.

12

Архив СПбГУ. Ф. 1. Оп. 3. Д. 2734. Л. 3–4.

13

Основные мысли этого сочинения комментирует в своей статье А.А Козлов с некоторыми критическими замечаниями. Однако автор симпатизирует философскому направлению В.С. Се­ребреникова и не пытается умалить ценность этого труда. См. об этом: Вопросы философии и психологии / Под ред. проф. Н.Я. Грота. М., 1892. Май. (Кн. 13). С. 49.

14

Серебреников В.С. Учение Дж. Локка о прирождённых началах знания и деятельности. Опыт установки Дж. Локкова учения на основании историко-критического исследования и критиче­ского рассмотрения его в связи с христианским учением об образе Божием. СПб., 1892. С. 2.

15

На основании двух положительных рецензий, которые были представлены в Совет академии, можно структурировать философское сочинение следующим образом. Объём исследования раз­деляется на три части. В первой части путём историко-критического анализа рассматривается Дж. Локково учение. Первая часть подразделяется на пять глав: в 1-й главе говорится о жизни Дж. Локка; во 2-й главе отмечаются характерные особенности его литературного произведения; в последующих трёх главах исследуется влияние на взгляды Дж. Локка философии Р. Декарта, Т. Гоббса и И. Ньютона (открытия закона тяготения).

Во второй части изложено учение Дж. Локка о прирождённых началах знания и деятельности. Вторая часть подразделяется на две главы: в 1-й главе исследуется положительная сторона этого учения, говорится о тех способностях и стремлениях, которые, по взгляду Дж. Локка, врожденны человеку; во 2-й главе разъясняется отрицательная сторона Дж. Локкова взгляда, критикуется учение о врождённых принципах, которое подразумевает не способности и стремления, а идеи и знания.

В последней третьей части анализируется Дж. Локково учение о прирождённых началах с позиции христианского учения об образе Божием. Третья часть также подразделяется на две гла­вы: в 1-й главе рассматривается христианское учение об образе Божием; во 2-й главе проводится критическое сравнение Дж. Локкова учения о прирождённых началах с христианским учением об образе Божием.

Таким образом, на основании анализа рецензентов магистерское сочинение является ценным вкладом не только в философское, но и в богословское научное наследие. См. подробнее: Жур­налы заседаний Совета СПбДА за 1890/91 уч. год. СПб., 1896. С. 98–110.

16

Журналы заседаний Совета СПбДА за 1891/92 уч. год. СПб., 1896. С. 143–144.

17

Вундт Вильгельм (1832–1920) – немецкий психолог, физиолог и философ. В 1878 г. осно­вал первый в мире институт экспериментальной психологии в Лейпциге, где изучались ощущения человека, время реакции, образование ассоциаций, внимание и чувства. Его лекции по психоло­гии состояли из введения и систематического обозрения психологического материала, которое в свою очередь разделялось на три части: «1) учение о представлениях, 2) учение о душевных волнениях и 3) критическое разъяснение о существе души» (Отчёт доцента академии В.С. Се­ребреникова об учёных занятиях его за границею в течение 1892/93 учебного года // Журналы заседаний Совета СПбДА за 1893/94 уч. год. СПб., 1894. С. 113–128).

18

О. Кюльпе (1862–1915) – ученик В. Вундта и его ассистент в Лейпциге. Он знакомил уче­ников с методами экспериментального исследования, с аппаратами, находящимися в институте, и с их употреблением. В частности, он изложил: «методы Вебера о едва заметных различиях; Вундтовские методы минимальных изменений и постепенных средств переходов; Фехнеровские методы правильных и ложных случаев и средних ошибок; и Меркелевский метод двойных раздра­жений. Показал, посредством, каких аппаратов и как изучаются с помощью этих методов сила, качество, продолжительность и протяжение ощущений (точнее: созерцаемых в ощущении объек­тов). Также Кюльпе познакомил с Гипповским хроноскопом, со способами его контролирования и с производными при помощи его исследований времён реакций» (Там же. С. 125–126).

19

Отчёт о состоянии Императорской СПбДА за 1913 г. СПб., 1914. С. 49.

20

«Учение о бессознательной душевной жизни ведёт своё начало от Лейбница. Это учение сто­ит в тесной связи с всею его философскою системою и в частности с его метафизическим учением о душе» (Серебреников В.С. Учение Лейбница о бессознательной душевной жизни // Вестник пси­хологии криминальной антропологии и гипнотизма. СПб., 1904. № 2. С. 17).

21

Отчёт о состоянии СПбДА за 1904 г. СПб., 1905. С. 25.

22

Отчёт о состоянии СПбДА за 1912 г. СПб., 1913. С. 28.

23

Миртов Д.П. Двадцатипятилетие учёной и учебной деятельности проф. В.С. Серебреникова. СПб., 1912. С. 5.

24

Отчёт о состоянии СПбДА за 1912 г. СПб., 1913. С. 16.

25

Отчёт о состоянии Императорской СПбДА за 1913 г. СПб., 1914. С. 16.

26

Щекинов И. Двадцатипятилетний юбилей учёной и учебной деятельности проф. Петербург­ской духовной академии В.С. Серебреникова. Вятка, 1912. С. 5–13.

27

Например, доклад А.И. Сырцова, который был зачитан в студенческом психологическом об­ществе на тему: «Учение проф. Снегирёва о происхождении общих представлений и понятий». См.: Христианское чтение. СПб., 1901. №11. С. 783–792.

28

В настоящее время сохранился доклад проф. В.С. Серебреникова, который был зачитан в студенческом психологическом обществе при духовной академии 3 октября 1903 г. на тему: «Учение Лейбница о бессознательной душевной жизни». См.: Вестник психологии криминальной антропологии и гипнотизма. СПб., 1904. № 2. С. 17–32.

29

Миртов Д.П. Двадцатипятилетие учёной и учебной деятельности проф. В.С. Серебреникова. СПб., 1912. С. 7.

30

См. подробнее: Карпук Д.А. История Санкт-Петербургской духовной академии (1889–1918гг.). Канд. дис. СПб.: СПбДА, 2008. С. 335–340.

31

Журналы заседаний Совета Санкт-Петербургской духовной академии за 1908–1909 учебный год. СПб., 1909. С. 270–273.

32

Журналы заседаний Совета Санкт-Петербургской духовной академии за 1908–1909 учебный год. СПб., 1909. С. 271.

33

В списке литературы указано около 240 иностранных источников о Г. Лейбнице. Также отме­чены труды авторов, которые переведены на русский язык, например, Дюбуа Р. Мысли Г. Лейбни­ца в новейшем естествознании. М., 1900; Фишер К. История новой философии, перевод с послед­него юбилейного издания. СПб., 1905. Т. 3. Среди иностранных источников указаны некоторые труды отечественных авторов. См.: Серебреников В.С. Лейбниц и его учение о душе человека. СПб., 1908. С. 354–366

34

В данной сравнительной таблице можно определить отношение издания Erdmanna к изданиям Kirchmanna, Московского Психологического общества и Cassirera, с одной стороны, Gerhardta и Dutensa, с другой. Названия источников, которые напечатаны курсивом, не принадлежат перу Г. Лейбница, а представлены издателями его сочинений. См. также: Серебреников В.С. Лейбниц и его учение о душе человека. СПб., 1908. С. 328–354.

35

Соллертинский С.А., прот. – профессор кафедры пастырского богословия и педагогики, доктор богословия. Служил настоятелем храма св. вмц. Екатерины Василеостровского района.

36

Журналы заседаний совета СПбДА за 1908/09 уч. год. СПб., 1909. С. 290–291.

37

См.: Серебреников В.С. Лейбниц и его учение о душе человека. СПб., 1908. С. 227–228.

38

Там же. С. 4.

39

Высшая богословская школа была закрыта после заседания Совета академии 12 декабря 1918 года, на котором был рассмотрен указ Святейшего Патриарха Тихона, Священного Синода и Высшего Церковного Совета от 19 октября – 1 ноября 1918 года за № 675 о невозможности для Высшего Церковного Управления ассигнования с 1919 года средств на содержание академии. Цит. по: Карпук Д.А. История Санкт-Петербургской духовной академии (1889–1918гг.). Канд. дис. СПб.: СПбДА, 2008. С. 361.

40

Структура данных лекций подразделяется на историю древней и новой философии. Исто­рия древней философии делится на три периода. Первый период, от Фалеса (род ок. 640 г. до Р.Х.) до софистов, здесь рассматривается пять школ: древне-ионийская, пифагорейская, элеатская, гераклитская и ново-ионийская. Второй период, начинается учением Сократа (470–399 до Р.Х.), продолжается Платоном и заканчивается Аристотелем (384–322 до Р.Х.). Третий период, Зенон и стоическая школа: происходит синтез учений: Гераклита, Аристотеля и Циников. Также синтезируются учения атомистов и киренаиков у Эпикура и его школы. Этот период, по мнению В.С. Серебреникова, есть период упадка, так как вместо оригинальных философских построений философы больше интересуются практическими вопросами, например, синкретическими систе­мами.

Наконец, история новой философии делится на два периода: от Ф. Бекона до И. Канта и от И. Канта до настоящего времени. В этом периоде В.С. рассматривает самых ярких философов, таких как, Ф. Бэкон, Т. Гоббс, Б. Спиноза, Дж. Локк, Г. Лейбниц, Юм и Кант. В третьем разделе под названием «История новой философии в её развитии» изложены основные тезисы философ­ских учений, что на наш взгляд, позволяет быстро и точно проанализировать конкретное учение вышеперечисленных философов. См.: Серебреников В.С. Подробный конспект лекций по исто­рии древней и новой философии. СПб., 1898. 24 с.

41

А.И. Введенский (1856–1925) – неокантианец, профессор Петербургского университета на кафедре философии и психологии. В своё время специализировался на кафедре философии у известного психолога М.И. Владиславлева. Проф. А.И. Введенский провозгласил отказ от об­суждения в психологии каких-либо философских – метафизических – вопросов. Например, в своём труде» Психология без всякой метафизики» А.И. Введенский отрицает в психологии уче­ние о душе как субстанции, так как это не поддаётся, по его мнению, научному объяснению. Его размышления сводятся к тому, что психология должна исследовать объективные познаватель­ные процессы, то есть определять состав каждого душевного явления в их взаимодействии друг с другом, например, память на мышление, мышление на память и волю и т.д. См.: Введенский А.И. Психология без всякой метафизики. Пг., 1915. С.4.

42

Психоневрологический институт основан в 1907 г. академиком В.М. Бехтеревым. Первона­чально в институте объединились известные врачи и психотерапевты физиологической и матери­алистической направленности. В числе профессоров работали П.Ф. Лесгафт, М.М. Ковалевский, Н.Я. Введенский, В.Я. Комаров, В.С. Серебреников, Е.В. Тарле, социолог Е.В. де Роберти. Од­нако не все учёные института пошли материалистическим путём. Например, «психофизиологи­ческие интересы проф. В.С. Серебреникова, – как пишет Ю.М. Зенько, – не были самоцелью, они нужны были прежде всего для выяснения более сложных проблем религиозной психологии» (См.: Зенько Ю.М. Психология и религия. СПб., 2002. С. 66, 80).

43

Проф. В.С. Серебреников жил на Невском проспекте недалеко от академии в доме № 182, кв. 4. В этом же доме в соседних квартирах жили проф. П.Н. Жукович – кв. 1; проф. А.А. Бронзов – кв. 3; проф. И.Г. Троицкий – кв. 5; проф. И.С. Пальмов – кв. 9; проф. Н.И. Сагарда – кв. 10; и проф. П.С. Смирнов – кв. 11. См.: Памятная книжка Петроградской духовной академии на 1914/15 учебный год. Пг., б/г. С. 58–59.

44

Архив СПбГУ. Ф. 1. Оп. 3. Д. 2734. Л. 60.

45

В.М. Бехтерев (1857–1927) – выдающийся клиницист, невропатолог, психиатр и психолог. К психологии он пришёл от неврологии и психиатрии, которыми занимался после окончания Медико-хирургической академии в Петербурге. Под его руководством в 1885 г. была основана первая в России лаборатория по экспериментальной психологии в Казанском университете. В Пе­тербурге В.М. Бехтерев организовал ряд лабораторий и институтов в целях исследования нервно­больных: в 1907 г.» Психоневрологический институт», в 1912 г.» Экспериментально-клинический институт по изучению алкоголизма», после революции в 1918 г.» Институт по изучению мозга и психической деятельности». «Центральная идея Бехтерева – объединение различных разделов неврологии: нейрохирургии, нейропатологии, физиологии и психологии» (Ждан А.Н. История психологии от античности до наших дней. Учебное пособие. М.: Изд-во МГУ, 1990. С. 207).

46

Миртов Д.П. Двадцатипятилетие учёной и учебной деятельности проф. В.С. Серебреникова. СПб., 1912. С. 9.

47

«В 1896 г. в Петербурге по инициативе П.Ф. Лесгафта были открыты» курсы для приготов­ления руководительниц физического воспитания и игр», на базе которых в дальнейшем было создано первое в России высшее учебное заведение в сфере физической культуры. С 1918 года В.С. Серебреников числился на кафедре гигиены в качестве преподавателя психологии, а с 1919 – деканом дошкольного отделения» (Сто лет Санкт-Петербургской государственной академии физической культуры им. П.Ф. Лесгафта. СПб., 1996. С. 25, 47).

48

Архив СПбГУ. Ф. 1. Оп. 3. Д. 2734. Л. 61.

49

Там же. Л. 45.

50

Там же. Л. 40.

51

Там же.

52

Там же. Л. 47.

53

Архив СПбГУ. Ф. 1. Оп. 3. Д. 2734. Л. 61.

54

Там же. Л. 45.

55

Там же. Л. 60.

56

Там же. Л. 40–41 об.

57

Уволен без категории, то есть с возможностью работать в системе АН с понижением в долж­ности. См., например: Архив Российской Академии Наук. Ф. 158. Оп. 3 1929. Д. 55. Л. 12; Елкина Н.Н., Рубцов В.В. Персональный состав: XVIII –ХХІ: Библиотека РАН. СПб., 2001–2009. Элек­трон. дан. (№ 000347 * тС00011). 14.12.2009.

58

На данном факультете Этнографического отделения в 1926/27 учебном году В.С. Сереб­реников преподавал экспериментальную психологию 2 часа в неделю. Курс лекций состоял из следующих учебных пособий: Эббингауз Г. Очерк психологии; Титченер Э. Учебник психоло­гии; Ланге Н. Психология; Джемс У. Психология; Челпанов Г. Введение в экспериментальную психологию. См.: Обозрение преподавания на Географическом факультете Ленинградского го­сударственного университета на 1926/27 учебный год. СПб., 1927. С. 15.

59

Согласно протоколу, за№ 14проф. В.С. Серебреников с6января1927 года на Ямфаке пре­подавал общую экспериментальную психологию 2 часа в неделю. См. об этом: Архив СПбГУ. Ф. 1. Оп. 3. Д. 2734. Л. 53.

60

Архив СПбГУ. Ф. 1. Оп. 3. Д. 2734. Л. 42–44.

61

Там же. Л. 56.

62

Там же. Л. 57.

63

«Ленинградский институт гигиены труда и техники безопасности основан в 1927 г. путём преобразования н.-иссл. сект. Л., губ. отд. труда, с 1931 года институт организации и охраны труда, в 1932 г. объединился с Л., н. – иссл. институтом под настоящим названием. В списках научных работников отдела» психофизиология» на 1934 год указан В.С. Серебреников» (См.: Наука и научные работники СССР. Л.: Изд-во Академии Наук, 1934. Ч. 5. С. 328, 592, 675). Более подробной информации о деятельности проф. В.С. Серебреникова в архиве данного института, к сожалению, не сохранилось.

64

В данной библиотеке В.С. Серебреников занимался краеведением Вятского края. В насто­ящее время библиотека имени Герцена является центральной библиотекой города Кирова. См.: Энциклопедия земли Вятской: В 10 т. Киров, 1996. Т. 6: Знатные люди. С. 403–404.

65

Петелинское кладбище находится в Ленинском районе на выезде из города Кирова – прим. ред.

66

Серебреников В.С. Лекции по психологии для I и II курса СПбДА. СПб., 1904. С. 3.

67

Там же. С. 78.

68

Там же. С. 79.

69

Там же.

70

См. об этом: Энциклопедический словарь Брокгауза Ф.А. и Ефрона И.А. Под ред. Андреев­ского И.Е. и др. СПб., 1895. Т. 27. С. 323.

71

Цит. по: Юркевич П.Д. Философские произведения // Разум по учению Платона и опыт по учению Канта. М., 1990. С. 499.

72

Там же.

73

Там же.

74

Серебреников В.С. Лекции по психологии для I и II курса СПбДА. СПб., 1904. С. 4.

75

Там же. С. 4–5.

76

Там же. С. 15.

77

Архив СПбГУ. Ф. 1. Оп. 3. Д. 2734. Л. 47.

78

Там же. Л. 49.

79

Г.Э. Мюллер (1850–1934) психолог-экспериментатор Вюрцбургской школы. «Автор трёх­томных экспериментальных исследований памяти («К анализу памяти и представлений», 1911, 1913, 1917). Мюллер сделал вывод о том, что память – не механическая способность. Он пока­зал, что в памяти действует установка на запоминание. Способы заучивания осмысленного текста отличаются от простого повторения в случае бессмысленного материала. Смысловая работа над текстом обеспечивает его запоминание» (Ждан А.Н. История психологии от античности до на­ших дней. Учебное пособие. М.: Изд-во МГУ, 1990. С. 215).

80

Эббингауз Герман (1850–1909) – психолог-экспериментатор той же Вюрцбургской школы, профессор бреславльского университета. Его труды представляли особый интерес для русских психологов. См., например: Эббингауз Г. Основы психологии. СПб.,1911. Т. 1. Вып.1–2. перевод Котляра/Под ред. В.С. Серебреникова и Э.Л. Радлова. В этом труде много говорится о строении нервной системы, об ощущениях и о памяти. Следует заметить, что «Г. Эббингауз в своей работе» О памяти» впервые разрушил стереотипы прежней экспериментальной психологии, созданной школой В. Вундта, где считалось, что эксперимент приложим только к процессам, вызываемым в сознании субъекта с помощью специальных приборов. В то время считалось, что эксперименталь­но можно изучать лишь деятельность органов чувств. Ведь только на них можно воздействовать различными приборами. Что же касается сложных психических процессов, таких, как память или мышление, то их изучение опытными, лабораторными методами не велось никем. Поэтому заслу­га Эббингауза в том и заключается, что отважился проводить опыты и эксперименты памяти на самом себе» (Марцинковская Т.Д., Ярошевский М.Г. 50 выдающихся психологов мира. Учебное пособие для студентов. М.: Международная педагогическая академия, 1995. С. 179–182).

81

Архив СПбГУ. Ф. 1. Оп. 3. Д. 2734. Л. 50.

82

Там же.

83

Архив СПбГУ. Ф. 1. Оп. 3. Д. 2734. Л. 49.

84

Печатные издания настоящего труда находятся в библиотеках: СПбДА, МДА, СПбГУ и РНБ.

85

Печатные издания находятся в биб-ках: СПбГУ и РНБ. В настоящее время в РНБ находится один авторский экземпляр под № 133 / 2088, который был определён автором 15 октября 1908 года в студенческую библиотеку СПбДА.

86

Архив СПбГУ. Ф. 1. Оп. 3. Д. 2734. Л. 50.

87

Серебреников В.С. Центральная нервная система и органы высших внешних чувств. Прибав­ление к лекциям по психологии за 1893/94 год. СПб., 1894. с. 3.


Источник: Шиндаров С.Б. Учёная и учебная деятельность профессора СПбДА В.С. Серебреникова // Христианское чтение. 2011. № 3 (38). С. 169-195.

Комментарии для сайта Cackle