Источник

Слова, сказанные Царской Семье

Приветственное слово Царской Семье в день освящения памятника императору Александру II Освободителю в Московском Кремле 128

Благочестивейший, Богом венчанный Государь Император! Священный дееписатель, повествуя об освящении храма Истинному Богу, замечает, что в то время царь сотворил великий праздник с народом своим у построенного храма, и весь народ радовался и благодарил Бога о благих, яже Он сотвори ему (3Цар.8:65).

Нечто подобное сотворил сейчас Ты в нашем первопрестольном граде Москве – этом храме и сердце России.

Торжествует и твой народ, взирая на чудный памятник, воздвигнутый его любовью своему царю-освободителю, и имея невыразимое счастье видеть на этом празднике тебя, Богом венчанную царицу и многих членов Царствующего Дома. Радуется он и глубоко благодарит Всевышнего, что Он удостоил его принести царю своему этот дар благодарной любви. Пройдут годы, пронесутся столетия – и доколь жива Россия, этот памятник будет живым воспоминанием о величайшем из царей – Александре II, царе-освободителе, царе-крестоносце, царе-мученике.

Но это – памятник рукотворенный, а для его бессмертного духа наиболее благоугоден памятник другого рода, памятник нерукотворенный, в душах наших воздвигнутый. К утешению своему и почившего Августейшего страдальца, мы можем сказать, что у нас есть надежда на доставление ему и сей радости. Ибо невинно пролитая им на Русскую землю кровь его не должна пропасть для него даром, бесследно. Но как кровь христианских мучеников служила для мира семенем веры и истины, так и кровь царя-мученика послужит для нашего Отечества семенем отрезвления, нравственного исправления и обновления. Как некогда на гробницах мучеников устраивали престол Христов, так и на костях царя-мученика создается мало-помалу алтарь веры и верности долгу, строгой, но гуманной, чуждой себялюбия, исполненной законности, уважения к правде и порядку, честности в стремлениях и действиях. И благодарение Богу! Этот алтарь уже созидается. Начало ему положено блаженной и вечной памяти достойным Августейшим родителем твоим – императором Александром III, этим носителем идеала Русского царя и народа. Бодро вступив на прародительский престол в смутное время крамолы, он твердо повел Россию по пути веры и верности коренным и здравым началам народной жизни и в короткое время своего царствования возвел ее на такую высоту, до которой она прежде никогда не достигала. Но вот, волею Божией, он умер – но не умерло Его дело, преданное им в твои надежные руки.

Благочестивейший Государь! Не из слов только твоих, с восторгом недавно прочитанных нами, но и из дел твоих мы убеждаемся, что ты с царицей нашей выше всего чтишь и любишь свою родную Православную Церковь и, будучи воспитан в правилах своего родителя, ведешь свою Россию тем же путем Господним, которым вел ее и он. Горячо молим Всевышнего, да продлит Он Свою милость к нам под твоим мудрым управлением и да сотворит Он тебя достойным продолжателем великого дела создания нерукотворенного памятника Августейшему деду твоему, Императору Александру II, а ему да усвоит еще имя спасителя России от современных ее заблуждений и развращений.

Да будет благословенно вхождение Твое к нам и исхождение Твое от нас!

Речь при вступлении их Императорских Величеств в Успенский собор 129

Благочестивейшие Государь и Государыня! Духовно радуемся, что, по третьегоднему примеру, Вам благоугодно еще раз провести с первопрестольною столицей великие дни Страстной и Пасхальной седмиц, еще раз поклониться ее святыне и исполнить здесь христианский долг говенья по правилам Православной Церкви.

Благословенно Ваше благоволение к древней столице и благоговение к ее древней святыне! Сугубо благословенно Ваше общение с Церковью и участие в Святых ее Таинствах!

Как поучительно и отрадно для народа это участие особенно в наши лукавые дни, когда враги нашего Отечества так много употребляют усилий к подрыву нашей Веры и Церкви, выходя, конечно, из того убеждения, что там, где падают алтари, падают и престолы! Общение царя и царицы с народом в религиозной и церковной жизни есть самый животворный источник единства и силы государства.

Православная вера есть душа русского народа, а Церковь – его мать, его учительница и воспитательница. Под руководством Церкви воспитался нравственный характер и великий дух его. С жизнью Церкви сопряжена его собственная жизнь, с ее целостью – его безопасность, с его процветанием – его слава и преуспеяние. Вот почему всюду известная любовь и преданность русского народа своим царям и царицам никогда не вспыхивает таким ярким пламенем, как при единении их с Церковью, при общении их с народом в его религиозных событиях и торжествах. Это видели Вы здесь же и в эти же самые дни три года назад – видите и сейчас, когда вот этот стеною стоящий народ с таким неудержимым взрывом восторга напутствует Вас на молитвенный Ваш подвиг.

Широко отверзаем двери сего храма в надежде, что Вы не останетесь здесь одинокими в Вашей молитве. С нею сольются не только видимые молитвы беспредельно преданного Вам народа и служителей алтаря, но и более мощные невидимые молитвы Ваших предков, собирателей земли русской, и целого сонма святых, нетленно почивающих в сем храме.

Да услышит же Всевышний эту молитву! Да сотворит Он по сердцу Вашему! Да ниспошлет Он на Вас то небесное благословение, которое и стропотное обращает в правое, и острое – в пути гладки (Ис.40:4)! Да рассеет Он ту печальную смуту, упоминание о которой в недавнем твоем, Государь, манифесте звучит такой грустной нотой, острой болью отзываясь как в Твоем любящем отеческом сердце, так и во всех сердцах Твоих верноподданных.

Слово при встрече Императорской Семьи в Успенском соборе Московского Кремля 29 мая 1912 года 130

Благочестивейший Государь! Еще в древности один из великих мудрецов заметил, что царь в своем царстве то же, что солнце в природе. Солнце зайдет на закате за горизонт – и всюду мрак и темнота, все живущее предается бездеятельности и сну. Солнце затмится луной, и у всей природы печальный вид, среди дня наступает ночь, везде недоумение и страх. Солнце скроется за тучу, и уже не так ясно, не так отрадно, не то небо, не та земля, не те все вещи. Таково солнце по действию на природу – таков и царь по действию на его верноподданных. Опытно изведала это за последние годы наша первопрестольная Москва, когда после разразившейся над ней революционной тучи она, быть может, в наказание за то, что не сумела предотвратить ее, в течение девяти лет лишена была твоего лицезрения. Невесело, тоскливо, сумрачно было за это время и в наших душах, как в природе без солнца, и чем тягостнее было это состояние, тем сильнее была жажда Твоего лицезрения. Но вот, наказав нас посещением краткой печали, Милосердный Господь изобильно исполнил сердца наши радостью и весельем, даровав нам утешение в виде тебя на нашем патриотическом торжестве со всем твоим домом. Говорю: изобильно, потому что всегда светлое твое лицезрение ныне светит нам новым, особенно ярким лучом! Среди твоего благословенного семейства древняя столица в первый раз видит Государя Наследника, эту светлую надежду, этот плод горячих своих молитв, это сокровище русского сердца. Видит она это и с чувством невыразимой радости усматривает здесь исполнение над тобой древнего благословения: созижду в род и род Престол Твой, и «будут сынове и дщери Твои яко новонасаждения масличная, яко тако благословится царь, бояйся Бога» (Пс.88:5; 127:3–4).

Благочестивейший Государь! Взгляни на эти жаждущие взоры, коими объемлет народ тебя и твое семейство, прислушайся к этому громогласному взрыву неудержимого восторга, коим он напутствует тебя в этот храм твоего царского освящения, – и утешься мыслью, что в этой царской молитве твоей ты не будешь одинок, но всеобщая радость, воспламенив благочестивые сердца, устроит из них одно кадило пред Богом, чтобы совознести к престолу Его благодати фимиам Твоего сердца.

Речь при встрече Государя Императора в Бородино 25 августа 1912 года 131

Благочестивейший Государь! Великие цари великих народов, увековечивая память славных дел и событий, чествуют обыкновенно не одни только победы и победителей, но и тех воинов, которые падают жертвами на поле брани. Поступая так, они совершают дело любви и правды. Ведь первые виновники побед, истинные победители – едва ли не те, которые полагают жизнь свою на поле битвы. Они принимают первые удары врага и, отразив их от своих соратников, открывают им путь к поражению врага, к победе. Мертвые тела сраженных служат ступенями, по коим восходят сражающиеся воины и достигают побед. Оказание почестей таковым не есть ли поистине дело любви и справедливости?

Такое именно дело совершаешь сейчас и ты, Государь, начиная юбилейное торжество Отечественной войны с молитвенного поминовения воинов, павших на Бородинском поле. Эти приснопамятные герои, принявшие первые удары врага, хотя и не узрели своими глазами победы, но о грудь их разбилась крепость вражеских полчищ. Бородинское поле – это убийственный камень преткновения для торжествующих врагов, преддверие блистательных побед над ними, заря славы, осиявшей русское воинство лучами бессмертия.

А потому с чувством радости и благоговения приветствуем настоящий твой, Государь, молитвенный подвиг и усердно молим Всевышнего, да примет Он его в воню благоухания духовного, да увенчает Он бородинских героев-мучеников небесною славою, а ныне действующее войско да окрылит тою мыслию, что за Русским царем и народом служба, как за Богом молитва, не пропадет.

Речь при входе Государя Императора в Успенский собор 27 августа 1912 года 132

Благочестивейший Государь! Празднуя столетие Отечественной войны, ты с августейшим своим семейством подъял на себя труд личного посещения всех тех мест, на коих в особенности видимы были шествия Бога... Царя нашего, Иже во святем (Пс.67:25), то есть где Он особенно давал чувствовать Свою всесильную помощь.

Третьего дня и вчера мы видели тебя на месте, на котором гордый, не знавший равных себе противников враг наш преткнулся на своем завоевательном пути, а ныне ты уже в Москве – на месте, где он окончательно упал. Ты приближаешься к всероссийскому алтарю, к тому жертвеннику, на котором многострадальная Москва принесла свою искупительную жертву самосожжения, и приближаешься в том благочестивом намерении, чтобы воскурить в нем кадило своей благодарности, в молитве излить свою душу. Глубоко веруя, что благоденствие народов зависит и от царей их, что благочестие владык низводит благословение Божие на царство, православная Москва в восторге поет тебе: Осанна, благословен грядый во имя Господне! Широко растворяем двери этого храма и мы, священнослужители, имея высокое утешение в такой знаменательный момент соединить с твоею царскою молитвою и нашу смиренную молитву и из глубины души воззвать: Премилосердный Боже! Ты чудесно избавил наше Отечество от лютого и страшного внешнего врага. Слава и благодарение Твоему милосердию о нас! Но Ты видишь, Всеведущий, как страдает оно сейчас от другого, не менее, а гораздо более страшного и опасного, чем Наполеон, врага внутреннего – духа безверия и безбожия. Между тем как тот, действуя огнем и мечом, истреблял только материальное богатство России и убивал только тело русского человека, а этот, действуя губительным учением космополитизма, социализма и анархизма, расхищает его духовное сокровище, убивает его душу, его веру. Пробави, Господи, милости Твою над нами и сейчас – помоги преодолеть и этого врага, как помог победить всемирного деспота и тирана сто лет назад.

* * *

128

Московские церковные ведомости. 1898. № 34. С. 452–453.

129

Произнесено 30 марта 1903 года. Московские церковные ведомости. 1903. № 14. С. 174–175.

130

Московские церковные ведомости. 1912. № 24. С. 573–574.

131

Там же. № 36–37. С. 787–788.

132

Там же. С. 788–789.


Источник: К вам мое слово любви, вразумления и утешения…: проповеди, слова, поучения / священномученик Владимир (Богоявленский; 1848-1918), митрополит Киевский и Галицкий. — Тверь: Булат, 2008. — В 3-х том. (Духовное наследие мучеников и исповедников Русской православной церкви). / Т. 1. — 526 с.

Комментарии для сайта Cackle