Речь в Большом Московском Успенском соборе, при вступлении на архипастырское служение
Во имя Отца и Сына и Святого Духа!
В настоящее время я промыслом Божиим прислан к вам, братие, облеченный званием архипастыря московской церкви и священно-архимандрита Свято-Троицкия Сергиевой лавры.
Смутило дух мой, что так рек о мне Господь мой и дрогнуло сердце мое, когда я узнал о моем новом назначении. Идти же с жезлом пастыря на место, священное святыми подвигами святителей московских, принять бремя управления церковью московской, столь славной своими историческими деяниями, взойти на эту гору, на которой стояли великие святители, это не легко и страшно для духа и более крепкаго, чем мой. Вот почему дрогнуло мое сердце и я вступил с боязнию услышать глас угодников Божиих, святителей московских: «Друже! како вшел еси без одеяния светла?» Верую, братие, что аз не достоин внити в этот чертог Царицы Небесной, скорблю, что не могу достойным образом заместить славную кафедру святителей московских, но не своею волей я взошел сюда, а по воле Господа Бога; а кто может ей противиться. Я взошел с желанием мира, добра, любви и принести пользу церкви московской, взошел дверью «не прелазяй инуде» и буду исполнять свои обязанности по мере сил своих. О, если бы Господь Бог привел мне придтись по сердцу этой дорогой моей новой пастве. Вступаю в это служение в этом великом и знаменитом соборном храме и прошу, как и св. ап. Павел просил у римских христиан, отправляясь в Иерусалим: «Молю же вас, братия, Господом нашим Иисусом Христом и любовию Духа, споспешействуйте ми в молитвах о мне Богу». Прошу вас, также не истощаясь в приветствиях и похвалах, соединитесь в общих молитвах, чтобы мое служение было не безполезно для паствы. Но, нужно знать, при каких условиях пастырское служение может быть угодно Богу и полезно пастве. Это – вопрос весьма сериозный. Святым нравится только святое, что происходит из источника доброго и чистаго, а что идет от себялюбия, своекорыстия, угодничества и искательства, что разсчитано на свои выгоды, не может быть одобрено святыми. Если в деятельности пастыря церкви Христовой не будет светить свет, исходяй от Отца светов, то, да не дерзает такой пастырь ожидать похвалы от святых; он служит не святым, а миру. Если он будет блестеть красноречием, изящностью выражений, а не так проповедывать, как учили святые апостолы, то он может получить осуждение свыше. Если в его начинаниях будет проявляться горделивое «я», то похвала будет от мира, но не от Бога. Если он будет иметь осторожность в словах и ласковым поведением и деяниями приобретет благорасположение общества, но если успех жизни будет приобретен неправильными средствами, то он, защищенный судом человеческим, не будет оправдан на суде Божием. Если он ласкательством, человекоугодием, лестью, получит награду на земле, то он не получит ея на небе: там ему дадут имя лукавого и неключимого раба. Я это сказал затем, чтобы показать, как трудно служить у вас и чтобы мое служение не было не ложно пред Богом.
Отцы и братия, я приступаю сегодня в первый раз в Москве, на новой кафедре, к совершению безкровной жертвы. Вознесите ваши молитвы к Отцу светов, да даст Он мне не осужденно совершить сегодня божественное приношение и дабы благодать Божия не оставляла меня во время прохождения архипастырского служения в московской церкви.