Источник

Пасха. Светлая Седмица

Пасха

Ин. 1:1–17

Деян. 1:1–8

      Во имя Отца и Сына, и Святого Духа.

Христос воскресе!

«В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог»»..

Так Святая Церковь каждый год обновляет круг евангельских чтений. Снова и снова начинается проповедь о том, что все, что есть, – все по воле Бога «начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть»; проповедь о том, что только в Боге – жизнь, которая есть единственный свет для нас, человеков; о том, что этот свет «во тьме светит, и тьма не объяла его».

Слово Божие сегодня звучит особенно торжественно, особенно победоносно, потому что оно сегодня озарено светом величайшего дела Божия, светом Его победы над грехом и смертью, светом отверстых врат Царства Небесного. Слово Божие сегодня звучит среди неповторимых пасхальных песнопений, среди непрерывных восклицаний: «Христос воскресе!». Оно звучит на разных языках, и, понимаем мы эти языки или не понимаем, все равно чувствуем всемирность Слова, для которого нет границ.

Проповедь Воскресения Христова – это проповедь живых свидетелей. Воскресший Господь сказал им:» «вы примите силу, и будете Мне свидетелями… даже до края земли»»., и каждый Апостол всюду радостно возвещал о том, что «Слово стало плотию и обитало с нами, полное благодати и истины, и мы видели славу Его». Уверуйте в Него, и он даст вам невиданную «власть быть чадами Божиими, которые ни от крови, ни от хотения плоти, ни от хотения мужа, ни от Бога родились».

От опустевшего гроба Христова свет Его Воскресения стал неудержимо разливаться по всему миру, изгоняя смерть и делая жизнь поистине жизнью. И каждый церковный праздник, каждое святое воспоминание обретает свой смысл именно в свете Воскресения. Потому что, если Христос не победил смерть, то – для чего чистота Пресвятой Девы? Для чего страдали мученики? Для чего преподобные отрекались от мира?.. и даже все воспоминания, связанные с земной жизнью Спасителя, и даже самое Его Рождество: потому что, если Христос не воскрес, то и незачем Ему было рождаться!

Вот какой сегодня день, и Церковь зовет: «просвятимся, людие: Пасха, Господня Пасха! От смерти бо к жизни, и от земли к небеси, Христос Бог нас приведе, победную поющия».

Но как важно при таком торжестве не пропустить ни одного евангельского слова! – А кто из нас остановился на таких, например, словах: «В мире был, мир чрез Него начал быть, и мир Его не познал. Пришел к своим, и свои Его не приняли…» – А ведь это говорится о Нем же, о Боге Слове, о Господе нашем Иисусе Христе! Но как же так? «Ныне вся исполнишася света, небо же и земля и преисподняя», а мир Его не познал? Адская тьма не может поглотить Его, а свои могут не принять? Может ли быть такое безумие? Но лучше вспомним читанное на страдной седмице: когда Господь сказал Апостолам: «один из вас предаст Меня», то «они все опечалились, и начали говорить Ему, каждый из них: «не я ли Господи?» (Мф.26:21–22). Так и сегодня: кто эти «свои», которые не приняли? Не я ли, Господи?

Чему я стою и радуюсь? Песнопениям? Праздничному убранств? Концу поста? Или я радуюсь только Господу, Который есть «первый и последний, Который был мертв, и се жив»? (Откр.2:8). Чего я жажду? Послабления плоти, или – наоборот: все претерпеть, чтобы только возвеличился «Христос в теле моем, жизнию ли то, или смертию»?(Флп. 1:20).

Господь сегодня зовет на Свой праздник: и тех, кто с первого часа трудился, и тех, кто с шестого: и в «единонадесятый час пришедших» призывает. Воздержанных и ленивых, постившихся и не постившихся, чтобы никто не мог отговориться. Он все глубже и глубже сходит за нами. Он поистине «снисшел… в преисподняя земли». Но и мы способны тоже – все глубже и глубже уходить от Него – в бездонную пропасть греха и богоотвержения… не я ли Господи?..

Но «да не одолеет наша злоба Твоей неизглаголанной благости и милосердия»; да разбудит нас от греховного сна всемирная весть: Христос воскресе!

О священной иерархии

Пасхальная вечерня

Ин. 20:19–25

Мы не знаем точного времени, когда воскрес Христос. Жены-мироносицы еле дождались начала дня, следующего за субботой; было еще темно, но камень был отвален, и тела Иисусова уже не было во гробе. Ангелы возвестили Его Воскресение, потом Он явился Марии Магдалине, потом – другим мироносицам, потом Петру, потом – двум ученикам по дороге в Эммаус.

И вот прошел день, и наступил вечер. Ученики Христовы собрались в месте в доме, и вдруг Сам Господь явился среди них и сказал: «Мир вам!». Он явился, когда двери горницы «были заперты». Евангелист Лука говорит, что ученики при этом, «смутившись и испугавшись, подумали, что видят духа». Но Господь показал им «руки и ноги и ребра Свои». Лука повествует также, что Господь спросил: «есть ли у вас здесь какая пища? Они подали Ему часть печеной рыбы и сотового меда. И, взяв, пред ними». Все это убедило учеников, что пред ними их Господь, что Он действительно воскрес, был мертв и вернулся к жизни, вернулся к ним. Его Тело, хотя и было Его Телом, но все же оно стало как бы другим. Теперь оно вместе с духом мог проникать сквозь материю, сквозь любые времена и расстояния, казалось бы, теперь Господь мог бы явить Себя всем людям и наглядно, неоспоримо доказать Свое воскресение из мертвых. Но Он благоволил явиться только Своим верным ученикам, свои призванным Апостолам. Он вторично сказал: «Мир вам! Как послал Меня Отец, так и Я посылаю вас». Сказав это, дунул и говорит им: «примите Святого Духа. Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся». Твердо и навсегда запомним эти слова: в них – Божественная сила. Точно так же, как когда-то Бог говорил: «Да будет» … и по каждому слову из небытия возникали одна за другой части нашего мира (Быт.1); так и здесь: Господь сказал, – и возникла священная иерархия, появились на земле люди, наделенные властью прощать грехи и тем самым соединять людей с Богом. Враги истины, не признающие священной иерархии, в своем так называемом «новом современном переводе» Нового Завета «перевели» эти слова так: «если будете прощать грехи другим, то они будут прощены и вам. И если в не будете прощать, то и вам грехи не простятся». Трудно более ясно обнаружить перед всем миром своего отца, который есть отец лжи; и трудно сильнее доказать важность этих евангельских слов, этой Божественной заповеди.

Апостолы во всей полноте получили эту власть от Самого Христа; потом они передавали ее своим преемникам: епископам и священникам тех церквей, которые возникали по их проповеди. Дошла эта власть и до современных священнослужителей; каждому из них в таинстве священства Господь сказал: «Как послал Меня Отец, так и Я посылаю вас… Кому простите грехи, тому простятся, на ком оставите, на том останутся…».

И когда мы слышим на любом богослужении: «Мир всем!» – это не что иное, как несмолкаемое приветствие, сказанное тогда воскресшим Христом. В каждом священном таинстве действует все тоже дуновение Господне. А благословляющая рука священника – это как бы живое продолжение благословляющей Господней руки.

Будем же крепче держаться за эту руку, чтобы не кончался для нас и этот благословенный День, и этот благословенный вечер, чтоб всегда перед нами был Господь с Его победоносной плотью, с Его язвами, принятыми за нас, и чтобы всегда в наших сердцах горело радостное: «Христос воскресе!».

О свидетельстве и свидетелях

Понедельник

Ин. 1:18–28

Деян. 1:12–17, 21–26

Христос воскресе!

Этими словами Святая Церковь свидетельствует пред всем миром, что замученный и убитый Иисус Христос воскрес мертвых, воскрес, чтобы никогда не умирать. Свидетельствуют обычно о том, что сами видели. И Апостолы, когда им надо было принять в число двенадцати кого-то вместо Иуды предателя, еще не зная, кого именно выбрать, твердо знали, что это должен быть непременно» один из тех, кто находился» с ними «во все время, когда пребывал и обращался» с ними Господь Иисус, начиная от крещения Иоаннова и до того дня, в который он вознесся». И свидетельствуют не только словами, но и всю жизнью, и порой самый вид свидетеля, и то, как именно он говорит, сильнее всего доказывает истину его слов.

Сегодня мы читали о самом великом свидетеле пришествия Христова. «Был человек, посланный от Бога: имя ему Иоанн… Он был свет, но был послан, чтобы свидетельствовать о свете…» (Ин. 1:6, 8). И как же он свидетельствует? Рассуждает ли? Доказывает ли? Нет, он только одно постоянно повторяет: «Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное» (Мф. 3:2). Если грозит опасность, только одно кричат: «Берегись!» Так и Иоанн постоянно повторял свое: «Покайтесь!», то есть как можно скорее исправьтесь, приведите себя в должный вид, ибо Господь приблизился.

А тут вдруг «Иудеи прислали спросить его: кто ты» Казалось, куда проще вопрос? – но как трудно стоящему перед Богом взглянуть на себя! И вот первое, что сразу отвечает Иоанн, зная за кого его могут принять: «Я не Христос!» Посланные снова спрашивают: «что же? Ты Илия? Он сказал: нет. Пророк? Он отвечал: нет».

Но люди не отстают: «Кто же ты? Чтобы дать ответ пославшим нас: что ты скажешь о себе самом?» И тогда, наконец, Иоанн говорит: «Я глас, вопиющий в пустыне…». Как – глас? Ведь это лишь мгновенное сотрясение воздуха, как круги на воде от брошенного камня. Да и глас какой-то прозвучавший? «Исправьте путь Господу». – как сказал пророк Исайя, который жил несколько сот лет назад!

Вот тот, о ком Господь сказал, что «из рожденных женами нет ни одного пророка больше Иоанна Крестителя». Вот, сам он почитает себя ничем, гласом, на мгновенье прозвучавшим по воле Божией. Истинный свидетель Божия величия тот, кто при этом увидел и свою малость, свое человеческое ничтожество.

А мы с вами, когда произносим пасхальное приветствие: «Христос воскресе!», – то заявляем себя свидетелями не только пришествия Христова, но и Его Креста, и Его славного Воскресения. Но редко увидишь на лице произносящего эти слова ту небесную радость, с которой жены-мироносицы бежали от опустевшего гроба!

И да научит нас Господь, как нам нести в мир принятое от предыдущих поколений свидетельство о Его победе над смертью, о светлом Христовом Воскресении, как нам просто даже произносить эти слова: «Христос воскресе!».

О приготовлении души

Вторник

Лк. 24:12–35

Деян. 2:14–21

      Христос воскресе!

Но разве только Христос воскрес? Воскресли и Лазарь, и дочь Иаира, и вдовы наинской. И даже может показаться, что они–то и воскресли по-настоящему. Только что лежали бездыханными, но вот – встали, возвратились в круг своих ближних, никуда не исчезают, и каждый может их видеть.

А Господь – не так. Никто не видел, как Он восстал из гроба; вот лежат Его пелены; вот о нем возвещают Ангелы. Вот, наконец, Он и Сам является мироносицам, ученикам; но эти явления кратковременны: Он внезапно возникает и внезапно исчезает, и сначала Его или не видят, или не узнают. Мария Магдалина видит Его и думает, что это садовник; Апостолы видят и думают, что это призрак.

Сегодня мы читали об одном явлении Господа, которое особенно подробно описано в Евангелии.

Два ученика шли и говорили о последних событиях. Иисус приблизился, но «глаза их были удержаны, так что они не узнали Его». Господь спросил, о чем у них беседа, и, когда получил ответ, сказал: «О, несмысленные и медлительные сердцем, чтобы веровать всему, что предсказывали пророки!» ... – и объяснил из Писания, что все именно так и должно было произойти. затем сделал вид, что хочет идти далее, но они упросили Его остаться. И вот, только в доме, во время трапезы, Он открылся, но тут же стал невидимым…

Итак, сначала Господь попустил ученикам какое-то время идти одним, рассуждать своим умом и предаваться своим чувствам. Когда они говорили между собой, то, наверное, как это бывает между своими, говорили полусловами, полунамеками. А Господь, задав вопрос, заставил их собраться с мыслями и все изложить последовательно, вроде как для другого, а на самом деле – для самих себя. И только, когда они высказали до конца все, что знали и о чем недоумевали, Господь Сам стал говорить и говорить на их языке, отвечать именно на их недоумения, продолжать именно с того момента, на котором они остановились. Они слушают, и сердца их горят неведомой радостью. Тут Господь делает вид, что хочет расстаться. И это тоже случайно: Господь побудил их удерживать Его, выражать свое желание еще и еще слушать слова истины, еще и еще чувствовать горение сердца. И Господь вошел с ними, и тут, во время трапезы, «взяв хлеб, благословил, преломил и подал им. Тогда открылись у них глаза, и они узнали Его; но Он стал невидим для них».

Вот так Господь приготовил души учеников: зажег огнем любви, напитал истиной, пробудил волю.

Как должно встречают гостя, только если ждут, думают о нем, любят его. Кто размышляет о Господе, чье сердце горит любовью к Нему, кто больше всего на свете, чтобы настало Царствие Его, – для такой души достаточно даже не то, что видеть воскресшего Господа, а просто услышать весть о Его Воскресении. И только к такой душе приложимо пророчество Иоиля: «И будет: всякий, кто призовет имя Господне, спасется». Потому что имя Господне только тогда сможет вытащить нас из бездны и вознести на небо, когда ухватится за все в нас, до последнего уголка души. Потому-то и готовит нас Церковь ко дню Воскресения Христова молитвой, постом, чтением слова Божия

О свидетелях и лжесвидетелях

Среда

Ин. 1:35–51

Деян. 2:22–36

      Евангелие говорило нам сейчас о первых учениках Господних, а книга Деяний Апостолов – о том, как они впервые вышли на проповедь. Между этими двумя событиями немногим более трех лет. Все это время Апостолы неотлучно были со Христом, много слышали, много видели, и сами сподобились благодатью Божией исцелять больных и изгонять бесов. Но все же нельзя сказать, чтобы за эти три года они заметно изменились. Все время у них то сомнения, то недоумения, то непонимание, то споры. А в последних главах мы видим даже и страх, и трусость, и предательство, и отречение.

Но вот проходит еще несколько дней, и ученики дерзновенно выходят на улицу и перед многотысячной толпой проповедают Христа. И видим, что это уже другие люди: они не оглядываются назад, не боятся не угроз, ни страданий; они ни во что не ставят и самую смерть. Что же произошло за эти несколько дней? – А произошло то, чему были посвящены богослужения страстной седмицы и последующих светлых дней: их Учитель был осужден, убит и погребен и вдруг в третий день явился к ним воскресшим! И не так, как сын вдовы наинской, или как Лазарь, которые получили только временную отсрочку. Христос воскрес, чтобы уже не умирать во веки; явился в новом духовном теле, которому уже ничто не может причинить вреда.

«Воскресение Христово видевши», Апостолы несомненно уверовали и в свое грядущее воскресение; они избавились от страха смерти, который делал их робами. Они и всю землю исходили, возвещая, что «сего Иисуса Бог воскресил, чему мы все свидетели». Для Апостолов Христос воистину воскрес, и поэтому они стали воистину другими. А значит, и люди верили им и отвечали: «Во истину Христос воскрес!» А когда мы с вами говорим: «Христос воскресе!», то в ответе слышим: «Если Он воистину воскрес, то почему же вы сами не живете по Его заповедям?» Мы говорим: «Христос воскресе!», – а нам отвечают: «Если Он воистину воскрес, то почему же вы ничуть не меньше нас привязаны к земному, к тленному, к удобствам жизни, к вещам?» – И нам нечего ответить. Мы выходим перед людьми лжецами, потому что возвещаем людям величайшее событие, а сами живем так, как будто этого события никогда не было! Епископ Феофан Затворник пишет: «Слова Ангела «тецыте и миру проповедите» в отношении к нам значат, что живите так, чтобы ваша жизнь была единым словом: «Христос воскрес», – и, чтобы, смотря на вас, все люди могли сказать: «Воистину воскрес», – потому что видимо живет в Его последователях». Христос воскресе!

О рождении свыше

Четверг

Ин. 3:1–15

И днем, и ночью приходят к Господу Иисусу ученики. Днем – те, кто нашел в себе решимость все оставить и последовать за Ним; а ночью – кто хотя и тянется к истине, но еще не в силах оставить мирских привязанностей, не в силах подняться выше мирских страхов. И Господь всех принимает: каждому дает то, что он может вместить, и каждого подвигает на большее и на лучшее.

Однажды ночью пришел и Никодим, один из начальников иудейских. Он пришел и заговорил об одном, а Господь заговорил с ним о другом, о главном, о необходимости заново родиться, если хочешь быть с Богом: «Истинно, истинно говорю тебе: если кто не родится свыше, не может увидеть Царствия Божия». Никодим не понял и удивленно спросил: «Как может человек родиться, будучи уже стар?» какое может быть рождение, когда скоро смерть? На что Господь ответил:«Истинно, истинно говорю тебе: если кто не родится от воды и Духа, не войти в Царствие Божие…»

Здесь Господь говорит о Святом Крещении. Как в рождении по плоти: младенец находится в материнской утробе в полной тьме и вдруг выходит в ослепительный свет. Его сразу окружает множество предметов, на него начинают действовать воздушные перемены, он слышит голоса родителей. Для него все новое, но ребенок не сразу осознает, что с ним произошло; лишь постепенно у него развивается способность ощущать и запоминать. Лишь постепенно он осваивается в божием мире, но потом уже и не представляет, как могло быть иначе, как он мог не существовать?

Таки во Святом Крещении: человек рождается от воды и Духа в жизнь вечную; сын плотских родителей усыновляется Небесному Отцу, Который есть Дух. и как свет Божьего мира не сравним с утробной тьмой, так и свет Царствия Небесного н сравним с этим миром; и увидевший этот свет уже не представляет, как он мог жить без него.

И даже когда крестившийся не испытывает полноты чувств, – все равно: событие произошло, и теперь при достаточной духовной пище, он будет жить и духовно расти и все отчетливее слышать голос Отца Небесного, о чем Господь сказал Никодиму: «Дух дышит, где хочет, и голос его слышишь, а не знаешь, откуда приходит и куда уходит». Не знаем от куда. Не знаем куда, но знаем, что везде звучит для нас этот голос Духа: и в церковном богослужении, и в Священном Писании, и в подвигах истинных христиан, и в премудром устроении мира. И конечно же, пасхальная радость, которую мы переживаем в эти дни, – тоже голос Духа. Казалось бы, откуда это? Мы же видим, что люди умирают, знаем, что и нас ждут врата смерти и тления. Так откуда же у нас радость, откуда надежда? Не знаем, откуда приходит и куда уходит, но знаем, что это есть. И настолько это есть, что заглушить этот голос не смогли и не смогут, как писал Апостол Павел, «ни скорбь, ни теснота, ни гонения, ни голод, ни нагота, ни опасности, ни меч» (Рим. 8:35).

И все мы с вами от этого Духа родились, и пусть мы еще младенцы духовным возрастом, но и мы в эти дни вместе с совершенными радуясь о Господе, Спасителе нашем, несем друг другу великую весть.

Христос воскресе!

О биче Божьем

Пятница

Ин. 2:12–22

Когда все свершилось, и Господь воскрес, ученики вспомнили и поняли многое, чего раньше не понимали. Вспомнили они и слова, которые однажды сказал Господь: Разрушьте храм сей; и Я в три дня воздвигну его». Вспомнили и уразумели. Что это «Он говорил о храме Тела Своего». Вспомним и мы, по какому поводу эти слова были сказаны.

Однажды Господь пришел на праздник «и нашел, что в храме продавали волов, овец и голубей, и сидели меновщики денег». Тогда Он, «сделав бич из веревок, выгнал из храма всех и деньги у меновщиков рассыпал, а столы их опрокинул» … невыносимо видеть, как дом Отца Небесного превращается в вертеп разбойников, но вес же и человек тоже призван быть храмом Духа Святого, а тут его, как скотину, гонят кнутом. И хотя мы не можем сомневаться, что в делах Иисусовых всегда – правда, но как нам-то самим поступать в подобных случаях?.. некоторые говорят: «и мы тоже должны брать в руки бич».

Но посмотрим внимательнее на это событие, посмотрим, что было до и что – после него. Когда Господь только еще подходил к Иерусалиму, то, «смотря на него, заплакал о нем и сказал: О, если бы ты хотя в сей твой день узнал, что служит к миру твоему! Но это скрыто ныне от глаз твоих, ибо придут на тебя дни, когда враги твои обложат тебя окопами и окружат тебя, стеснят тебя отовсюду, и разорят тебя, и побьют детей твоих в тебе, и не оставят в тебе камня на камне за то, что ты узнал времени посещения твоего» (Лк. 19:41). А после – книжники подошли и спросили: «Каким знамением докажешь Ты нам, что имеешь власть так поступать?» – Тогда-то Господь и ответил: «Разрушьте храм сей, и Я в три дня воздвигну его».

И вот, если уж Небесный Учитель почел Своим объясниться, то тем более ученик, желающий подражать Его ревности, тоже должен быть готов отвечать. Вот ты взял в руки бич, чтобы сурово наказать нечестивцев. Но – плакал ли ты, подобно Господу, о тех страшных бедствиях, которые они уготовили себе и в этой, и в будущей жизни?.. во-вторых, готов ли ты, как Господь, предать за них на поругание и разрушение храм своего тела? Боюсь, что все мы перед этими вопросами окажемся в положении тех иудеев, которых Господь спросил, указывая на пойманную грешницу: «кто из вас без греха, первый брось в нее камень» (Ин. 8:7). И придется нам тоже, бросая наши бичи, «уходить один за другим, начиная от старших», то есть тех, кто поумнее, и до «последних»(Ин. 8:9). А уж третий вопрос окончательно в пыль сокрушит нашу гордыню: а сможешь ли ты, как Господь, опять воздвигнуть храм своего тела?..

Нет, бич Господень не для наших рук, а для наших грешных спин. Это ясно. Вот только, почему Церковь напоминает нам именно теперь, на пасхальной седмице, когда, наконец-то, пришло время радости и утешения? ..., но в том, что мы сегодня читали, и есть как раз величайшее для нас утешение: потому что не собственно о биче напоминает Церковь, – что о нем напоминать, когда этот бич, то есть страдания и скорби, всегда либо на нас, либо перед нашими глазами. Церковь утешает нас, показывая, в Чьей руке этот бич. В руке Того, Кто не только плакал о наших грехах. Кто не только предал Себя за нас, но Кто еще и чудесно восстал из мертвых. Вот Кто стоит над всем, и в Чьей руке все и вся. И разве может от этой руки исходить что-либо злое, что-либо несовершенное, что-либо неразумное?.. И как часто в нашей жизни мы думали: пришла беда, случилось несчастье; а ведь это – Господь Своей могучей любящей рукой оттолкнул нас от края адской пропасти.

И вот, прославляя Воскресение Христово, мы сегодня с особым чувством произносим слова молитвы Господней: «да будет воля Твоя яко на небеси, и на земли». Прославляя Воскресение Христово, мы с особой радостью принимаем и прославляем эту Его спасительную власть нами. «Слава Воскресению Твоему, Христе, слава Царствию Твоему, слава смотрению Твоему, Едине Человеколюбче!»

О росте и умалении

Суббота

Ин. 2:22–23

Деян. 3:11–16

Путь к воскресению Христову начался уже в раю, когда Бог утешил падших прародителей, пообещав, что некогда семя жены сотрет семя змия. Потом Бог через пророков и праведников долго готовил людей к принятию Спасителя, а после Воскресения – через Апостолов и других святых помогал приходить к Нему. Бог вечен, и дело Его идет через тысячелетия, а дни человеческой жизни – «семьдесят лет, еще же в силах, осемдесят лет» (Пс. 89:10). И каждый кого избирает Господь, какое-то время находится как бы на самой грене дела Божия, а потом неизбежно отходит в сторону. Но Божий человек всегда остается Божиим человеком, и сегодняшние чтения показывают нам примеры таких людей и в расцвете, и на исходе их служения.

Вот Апостолы, исполненные Святого Духа, совершают чудесное исцеление. «И как исцелевший хромой не отходил от Петра и Иоанна, то весь народ в изумлении сбежался к ним…» Что же плохого в том, что собрались люди? А, между тем, Апостолы как бы отталкивают их от себя, даже укоряют за то, что они собрались: «Что дивитесь сему, или что смотрите на нас, как будто мы своей силою или благочестием сделали то, что он ходит?» – и далее Апостолы – нет, чтобы забыть все прошлое! – начинают еще и прямо обвинять собравшихся в преступлении против Христа, Которого они «предали и от Которого отреклись перед лицом Пилата, когда он полагал освободить Его. Но вы от Святого и Праведного отреклись, и просили даровать вам человека убийцу; а Начальника жизни убили…» Апостолы знали, что истинных детей спасения, тех, кого призвал Бог, – таких не оттолкнешь словами справедливого укора, но скорее приведешь к умилению и покаянию. А отойдут обиженными и разгневанными только те, кто сбежался поглазеть на них самих как невиданных чудотворцев.

Иоанн Креститель тоже на миг не обольщался, что вот, мол, идут к нему люди. И он не ласкал толпы приходящих, но жестокими словами обличал их: «порождения ехиднины! Кто внушил вам бежать от будущего гнева?..» (Мф. 3:7). А сегодня мы читаем и о времени его заката. Только недавно «Иерусалим и вся Иудея, и вся окрестность иорданская выходила к нему» (Мф. 3:5). И вот уже другой стал центром внимания. Он и крестит, Он и творит чудеса, и все идут к Нему, оставляя Иоанна. Ученики переживают за своего учителя, но сам Иоанн не скорбит, не рассуждает о неверности человеческой славы; он от всего сердца радуется и говорит ученикам: «имеющий невесту есть жених; а друг жениха, стоящий и внимающий ему, радостию радуется, слыша радость жениха. Сия-то радость моя исполнилась. Ему должно расти, а мне умаляться…» И мы помним, до какой степени умалился Иоанн: до тюрьмы, до смерти, причем, смерти-то какой: просто зарезали его в тюрьме в угоду блуднице. Но можем ли мы сомневаться, что, чем ниже умалялся этот великий муж, тем сильнее радовался о Женихе Небесном, о Господе Иисусе Христе, слава Которого возрастала с каждым днем!

Вот как истинные делатели стараются отвлечь от себя славу и радуются, когда Сам Господь отводит ее.

Мы не знаем, даст ли нам Бог потрудиться для Его дела, но знаем, что умаления не миновать никому. И вот мы вполне можем, подобно Иоанну Крестителю, при любом умалении, от чего оно ни происходило, сказать, как и он: «Ему должно расти. А мне умоляться».

Даже если не видим Христа, как видел он, даже если вокруг нас умножается нечестие и всякое зло, – все равно мы не имеем права забывать о величии и непобедимости нашего Господа. Пусть у нас уже нет сил выполнять свои обязанности, не что же, это только то значит, что, наконец-то, Господь призовет более достойных, более любящих, более бескорыстных, и теперь дело Божие пойдет так, как оно и должно идти…

Но вот уже умалилась и светлая пасхальная седмица. Сегодня последний праздничный день, и вечером закроются Царские врата. Но пусть растет наша вера в Воскресшего Господа. Ему должно расти – в нашей жизни, в наших сердцах, наших делах, а нам – умаляться пред Его бесконечной премудростью и силой.


Источник: Двести двадцать две проповеди на ежедневные церковные апостольские и евангельские чтения начиная от Пасхи / Свящ. Вячеслав Резников. - Москва : Изд-во Братства святителя Алексия, 1999. - 510, [1] с.; 20 см. - (В помощь постоянному читателю Нового Завета).

Комментарии для сайта Cackle