Источник

VI. Подвижник Алатырского Свято-Троицкого монастыря схимонах Вассиан, почивающий в усыпальнице сего монастыря

В г. Алатыре, Симбирской губернии, в XVII столетии, в Свято-Троицком монастыре, подвигом добрым подвизался в иноческой жизни схимонах Вассиан. О его происхождении, как и о самой его жизни, сведений не сохранилось, но несомненно то, что святостью своей жизни он угодил Богу, и Господь прославил его нетлением и чудотворениями.

О схимонахе Вассиане из книги «Памятник» известно следующее: в 1748 году, 26 августа, в царствование императрицы Елизаветы Петровны, в бытность настоятелем Алатырского Свято – Троицкого монастыря строителя Меркурия Абрамова, при очищении места для постройки в этом монастыре ныне существующего соборного Троицкого храма, найден был гроб с мощами схимонаха Вассиана. Вынутые из земли мощи стояли в течение недели на открытом месте. До освидетельствования мощи перенесены были в теплую деревянную бывшую тогда церковь во имя преподобных отцов Зосимы и Савватия, где оставались открытыми всю зиму. При освидетельствовании как самое тело, так и одежда и гроб оказались неповрежденными.

С тех пор и по настоящее время место погребения схимонаха Вассиана привлекает к себе много народа. Страждущие духом и телом служат над могилою панихиды. По установившемуся сыздавна порядку, ежегодно, 26 августа, в память о. Вассиана, на могиле его служатся общественные и монастырские панихиды, а равно и 10 октября – в день ангела о. Вассиана. Накануне же сих дней в соборном храме совершается всенощная.

В 1905 году, с благословения Преосвященнейшего Гурия, епископа Симбирского, настоятелем Троицкого монастыря архимандритом Гавриилом с братией и с помощью усердных благотворителей при усыпальнице схимонаха Вассиана сооружен алтарь и самое помещение усыпальницы, под Казанским придельным храмом собора, распространено, и, таким образом, образовалась обширная церковь, которая и освящена тем же Преосвященным 5 декабря того же 1905 г. Благодаря этому, могилка схимонаха Вассиана находится теперь в сем храме за правым клиросом. Здесь же, на гробнице о. Вассиана, лежат железные вериги с таким же крестом. Вериги эти, по преданию, носил схимонах Вассиан7. Пред гробницею теплится неугасимая лампада.

Достоверных сведений о времени кончины схимонаха Вассиана в Свято-Троицком монастыре также нет, потому что монастырский архив, в котором могли бы быть сохранены эти сведения, уничтожен пожаром. Выл ли Вассиан тем самым настоятелем и строителем Свято-Троицкого монастыря в 1697 и 1698 гг., который значится в монастырском списке настоятелей, или был простым монахом в монастыре, – предание умалчивает. Знают только алатырцы, что в Троицком монастыре жил схимонах Вассиан, вел строгую подвижническую жизнь и пользовался великим уважением среди горожан. Во время освидетельствования нетленного тела были некоторые из очевидцев его жизни, которые хорошо помнили схимонаха Вассиана и чтили его за святого подвижника. Они-то и признали найденные мощи за мощи Вассиана.

В мае 1749 года мощи схимонаха Вассиана были вторично освидетельствованы, причем оказалась та же полнейшая сохранность тела, одежды и гроба, что и при первом освидетельствовании. Можно было даже ясно прочесть вышитые на схиме слова священного писания. Над гробом схимонаха Вассиана в то время постоянно служились панихиды. Во множестве стекался народ на поклонение мощам, при чем больные отламывали от гроба щепочки; некоторые из них, как ходили слухи, тут же получали исцеление. Однако, указом Святейшего Синода предписано было епископу Нижегородскому и Алатырскому Вениамину предать нетленное тело схимонаха Вассиана земле. Это было вызвано тем, что чудесные исцеления от мощей не записывались своевременно вместе с именами лиц, получивших исцеление, п что при вторичном освидетельствовании мощей никто из жителей не подтвердил тогда достоверности этих исцелений.

Вследствие такого опущения, было признано необходимым записывать в особую книгу о совершающихся чудесах при гробе блаженного схимонаха Вассиана, по его предстательству пред Богом. Слух об этих чудесах, как проявлении силы Божией при найденных мощах угодника, под спудом почивающих, стал быстро распространяться среди верующих далеко за пределами Симбирской губернии, при чем многими из благочестивых поклонников и почитателей схимонаха Вассиана было заявлено искреннее желание, за неимением сведений о его святой жизни, иметь, по крайней мере, точные сведения о чудотворениях, совершившихся при могиле его.

В виду сего Симбирским епархиальным начальством. (Указ Консистории от 25 октября 1904 года, за № 12291), поручено было благочинному 1 округа, Алатырского уезда, протоиерею Богородицерождественского гор. Алатыря собора Николаю Диомидову проверить совершившиеся при гробе схимонаха Вассиана, записанные в особую книгу чудотворения, чрез опрос, под присягою, и ори депутатах с духовной и гражданской стороны (чиновнике полиции), как самих исцелившихся, так равно и свидетелей сих исцелений. Поручение это, в форме следственного производства, о. протоиереем Диомидовым исполнено и представлено на благоусмотрение епархиального начальства почти чрез год (8 октября 1905 года).

Обстоятельность, в большинстве случаев, свидетельских показаний, подтверждает, что не без достаточных оснований образовалась твердая вера в святость блаженного схимонаха Вассиана и в силу его молитвенного предстательства пред Богом, – как у служителей гор. Алатыря, так и окрестных селений на далекое пространство, можно сказать, даже на всю Симбирскую губернию. Вера эта разносится странствующими богомольцами по всей России до далекой Сибири, которые, направляясь к преподобному Серафиму Саровскому, считают долгом посетить и Свято-Троицкий монастырь в гор. Алатыре, для поклонения блаженному схимонаху Вассиану, почивающему под спудом в нетленном теле, как об этом повествует местное предание.

Посему, чтобы удовлетворить такому благочестивому желанию верующих и для прославления угодника Божия, наипаче же для прославления дивного во святых Своих Господа Бога, ими творящего великие знамения и чудеса для страждущего человечества, Преосвященнейший Гурий, епископ Симбирский, за следственным дознанием протоиерея Диомидова, вместе с рукописью о чудотворениях при гробе схимонаха Вассиана и ходатайством настоятеля сказанного монастыря, архимандрита Гавриила, о разрешении напечатать брошюру о сих чудотворениях представил 16 ноября 1905      года на благоусмотрение Святейшего Синода.

Святейший Правительствующий Синод, указом от 28 февраля 1906 г., за № 2433, рассмотрев поименованную рукопись, вместе с представленным дознанием относительно чудотворений при гробе схимонаха Вассиана, описанных в сей рукописи, и принимая во внимание, что все обстоятельства сих чудотворений свидетельскими (присяжными) показаниями подтвердились, указом от 28 февраля 1906      года, за № 2433, на имя преосвященного Гурия, разрешил к напечатанию рукопись под заглавием: «Подвижник Алатырского Свято-Троицкого монастыря схимонах Вассиан, почивающий в усыпальнице сего монастыря».

Предлагая вниманию благочестивых читателей сию брошюру, мы буквально излагаем здесь, в последовательном порядке, то, что записано в рукописи и подтверждено вышесказанным дознанием.

I. Явление схимонаха Вассиана и исцеление от болезни

Мещанин гор. Алатыря, Симбирской губ. Петр Евдокимов Малыгин, 59 лет, иначе прозывавшийся Злобинский, бывший крестьянин селя Злобина, передает следующее: Достигнув совершеннолетия и будучи около 23 лет, он женился. На первом году супружества однажды, в гостях на именинах у родных, от утомления у него закружилась голова; началась рвота, и он принужден был уйти домой. Молодая жена, хватившись мужа своего и получивши ответ, что он ушел домой по нездоровью, тут же, следом, пошла за ним. Войдя в дом, она видит мужа своего распростертым на полу и бьющегося об него, а изо рта его шла пена. Не зная, что с ним случилось и чем ему помочь, она пришла в великий ужас. С тех пор открылись с мужем её припадки и, время от времени, все чаще и чаще умножались; в припадках этих он получал сильные ушибы, так что стали открываться на голове, руках и ногах большие раны. Тело его отекло и предалось заживо гниению, что продолжалось тридцать лет. Из оных 30 лет он был одержим около 15 лет бесом, которого называл «Алексей Патрикеевич». Не раз был схватываем припадком бешенства и на улице: например, когда шел мимо церкви, то иногда думал о чем-нибудь божественном; но вдруг является пред ним товарищ его «Алексей Патрикеевич», начиная над ним командовать, или играть в дудки, заставляя плясать его, и он, закрывая глаза, прыгал и падал без чувств на землю или в грязь. Избившись и измучившись, лежал много времени без сознания. Часто был полицией связываем, но никакие веревки не могли удержать его. Сила его была невообразима: он рвал веревки, как паутину, даже иногда восемь человек не в силах были держать и вязать его. В продолжение этих пятнадцати лет он не приобщался Св. Христовых Таин и не ходил в церковь, кроме дня Светлого Христова Воскресения, и то только на первый день. Тогда он при начале ночи св. Пасхи слышал слова от Алексея Патрикеевича: «Вот теперь, друг Петя, иди в церковь: я ничего не могу поделать с тобою, я сам теперь скован». И он каждый год в первый день св. Пасхи бывал у богослужения, а последние дни всего года даже трудно было ему слышать что-либо про божественное. Вот в таком-то плачевном и жалком виде текла его цветущая молодая жизнь. Благодаря своему прежнему капиталу, он долго лечился в больнице гор. Алатыря, не раз ездил в г. Казань, лежал в клинике, пролечивая большие деньги. Но, к сожалению, боль его не только не утихала, а все более и более усиливалась, – так что впоследствии даже знаменитые врачи совсем отказывались его лечить, видя, что нос у него проваливается, глаза еле держатся во лбу, даже один глаз совсем выкатывался, и со стороны докторов на помощь к выздоровлению не было никакой надежды. Но вот, в продолжение тридцатилетней болезни, в 1896 году, услыхав, что есть знаменитый доктор в гор. Самаре, он немедленно собирается туда. Накануне отъезда сходил к врачу гор. Алатыря забинтоваться. Врач, перевязав его раны, выкатившийся глаз забинтовал совсем, а другой заложил картонной бумагой, прорезав в ней небольшое отверстие для света. В это-то время Господь являет больному свою милость, посылая целителя угодника Своего на помощь страждущему, схимонаха Вассиана. Идя домой, больной за стеною женского монастыря, вдруг услыхал зов: «Петр Злобинский!» – как обыкновенно его прозывали. Всматриваясь в маленькое отверстие своим больным глазом, Злобинский увидал неизвестного человека, стоящего возле него, ростом небольшого, седоватого, в длинной монашеской одежде, который спросил: «Что ты так забинтован и давно ли?» – и, получив от больного полный ответ о его продолжительной болезни, явившийся монах обратился к больному со словами: «Если хочешь быть здоровым, то исполни, что велю. Знаешь ли, что есть в Троицком мужском монастыре пещера, где покоится тело схимонаха Вассиана; там служат о нем панихиды, и по молитвам его страждущие духом и телом но вере своей получают от Бога исцеления. Вот и ты сходи, отслужи три панихиды о схимонахе Вассиане и затем благодарный молебен Спасителю и Божией Матери: тогда будешь совершенно здоров». Больной дал обещание исполнить это, но желая знать с кем говорит, хотел было спросить: кто ты и откуда? – как вдруг явившийся монах стал невидим, и Злобинский, ворочаясь кругом, искал его, но вокруг уже не было никого. Придя домой, он рассказал видение своей жене и сказал, что дал уже обещание отслужить три панихиды и молебен благодарный, после чего, как сказано, будет здоров. Жена, слыша такой рассказ, от радости и восторга плача, благодарила Бога, что Господь являет свою милость страждущему, и поняли они, что явившийся монах – тот самый схимонах Вассиан, который покоится в пещере. Отрадно было жене Злобинского слышать слова от мужа, что пойдет служить панихиды о схимонахе Вассиане. В 1896 году, августа 2 дня, пришли они в пещеру схимонаха Вассиана, где и была отслужена первая панихида. Во время панихиды больной прыгал и, ломаясь, вскричал: «Что гонишь меня?» Затем больной успокоился и тут же себя почувствовал облегченным; взял масла из лампады схимонаха Вассиана, помазал им раны свои, а по окончании третьей панихиды, 4 августа того же года, возложил на себя вериги усопшего, приложился к гробнице и со слезами просил у Бога исцеления.

Вдруг ноги его опухшие тут же опали, калоши, в которых пришел, стали велики, а придя домой и развязав лицо, увидал, что раны его все затянулись, так что струпья остались на перевязках. Глаза его, выкатившиеся за три дня до этого, как будто бы никогда не болели, а также раны на руках и ногах все пропали. По исцелении своем бывший больной отслужил благодарный молебен Спасителю и Божией Матери и с того времени дал обещание служить ежегодно в день исцеления панихиду о схимонахе Вассиане, что и исполняется им до настоящих дней. Как сам, так и жена его и все жители города Алатыря, знающие Злобинского, и доныне радуются и удивляются его чудному исцелению. Благодаря Богу и угоднику Его, схимонаху Вассиану, с тех пор начал он здраво заниматься торговлею, ходить в церковь и приобщаться Св. Христовых Таин. О болезни может свидетельствовать и изувеченное лицо его. Что и свидетельствует своею подписью мещанин гор. Алатыря Петр Евдокимов Малыгин.

Вышеписанное событие о болезни и исцелении его удостоверяет своею подписью старший городовой, унтер-офицер, из мещан гор. Ардатова, Иван Александров Ивакин.

Мещанин гор. Алатыря Петр Евдокимов Малыгин действительно неоднократно обращался ко мне за медицинскою помощью. Врач И. Болдырев.

Я, полицейский надзиратель гор. Алатыря, удостоверяю, что помянутый мещанин гор. Алатыря Петр Евдокимов Малыгин страдал припадками падучей болезни и кроме того на разных частях тела и на голове носил повязку от пробивающихся ран. Полицейский надзиратель 1 участка гор. Алатыря Ясницкий.

II. Исцеление от глухоты

Крестьянка села Ичикс, Алатырского уезда, Симбирской губ., Анна Федорова Кудимова, 48 лет отроду, проживающая в гор. Алатыре, в собственном доме, заявляет следующее: В 1897 году от простуды лишилась она совершенно слуха. Во время продолжительной болезни она неоднократно обращалась в земскую алатырскую больницу, но пользы не получала, и, по заключению врача, она должна была остаться навсегда глухой. В таком положении она была до 1899 года. Зная, что многие получают благодатные исцеления по молитвам схимонаха Вассиана, она дала обещание отслужить по схимонахе Вассиане панихиду. В 1899 году, придя со своим мужем в пещеру схимонаха Вассиана, больная отслужила панихиду, во время чего горячо просила об исцелении своем молитв схимонаха Вассиана.

Придя домой, она вскоре уснула, и видит во сне старца-монаха с крестом в руках, который дал ей приложиться ко кресту и тотчас стал невидим. Пробудившись от сна, она пришла в великое удивление, видя на подушке своей вышедшую материю из ушей своих, и тут же стала слышать ход часов. Не веря себе, она обратилась с вопросом к своему мужу, но и муж подтвердил ей то же. Исцеленная возблагодарила Бога и угодника Божия схимонаха Вассиана. С тех пор, по настоящее время, она ясно и хорошо слышит. По совету своего духовного отца, она решилась заявить в монастырь про свое исцеление настоятелю монастыря, хотя опасалась, как бы народ не счел её заявление за самохвальство, но получила наставление, что чрез это не сама она хвалится, но прославляется Бог, подавший исцеление, но молитвам схимонаха Вассиана. Вышеписанное событие свидетельствую. Вместо неграмотной жены своей Анны Федоровой Кудимовой, расписался и все вышеизложенное удостоверяю муж её, крестьянин с. Ичикс. Димитрий Андреев Кудимов.

III. Исцеление Ивана Петрова Салюкова

Крестьянин дер. Мачкас, Мурзицкой волости, Курмышского уезда, Симб. губ., Иван Петров Салюков, 39 лет, проживающий в г. Алатыре в собственном доме, состоящий на службе кондуктором Московско-Казанской железной дороги, заявляет следующее:

С 1900 года открылся у Салюкова на левой ноге под голеней большой лишай, всегда мокрый, с сильной чесоткой и болью. А в конце того же года у него открылась воспаление мочевого органа. Неоднократно обращался он за помощью к врачам в больничный покой как гор. Алатыре, так и на ст. Свияжск, но, к сожалению, ниоткуда не получил облегчения. Во время этой болезни, а именно в 1902 г., в мае месяце, ему случайно попалась книга: «Описание Свято-Троицкого Алатырского монастыря». Прочитав в той книге про бывшее открытие мощей схимонаха Вассиана, он возымел горячую веру в помощь Божию и дал обещание отслужить панихиду о схимонахе Вассиане. Вскоре он нашел время исполнить свое обещание. Придя со своим сыном в пещеру схимонаха Вассиана, отслужил панихиду, после чего, поклонившись гробу схимонаха Вассиана, надев вериги, слезно просил ходатайства об исцелении своем. И тут же почувствовал совершенное облегчение от обеих вышеупомянутых болезней. Многие, бывшие у гроба, обратили внимание на исцеленного, потому что он от радости сильно плакал и рассказывал про свое исцеление. И все тут же возблагодарили Бога, подавшего исцеление за молитвы и ходатайство пред Богом схимонаха Вассиана.

Вышеписанное событие о болезни и исцелении своем свидетельствую своею подписью, крестьянин дер. Мачкас Иван Петров Салюков. За неграмотностью своей жены Марии Алексеевой, как свидетельницы болезни и исцеления своего мужа, по её просьбе, расписался Иван Петров Салюков. Кондуктор Московско-Казанской железной дороги Иван Петров Салюков обращался в Свияжский приемный покой для излечения болезни воспаления мочевого органа. Фельдшер Свияжского приемного покоя К. Мидлев.

IV. Исцеление от болезни костоеда

Крестьянка гор. Ардатова, Cимб. губ., проживающая в гор. Алатыре, Варвара Андреева Палачева заявила: В 1901 году, когда она жила в гор. Казани, у 10-летней дочери её Марии образовалась на большом пальце левой руки небольшая шишечка, которая постепенно увеличивалась, так что ее стало больно. Затем открылось на этом месте рана, из которой шла материя. Мать, не зная, что с дочерью случилось, обратилась в гор. Казани к профессору Стефановскому, который хотя и дал лекарство, но сказал, что болезнь очень серьезная, необходимо сделать операцию, и болезнь признал костоедом. Дочь её Мария испугалась, поэтому операция была матерью отложена. Боль же её ежедневно увеличивалась; мать, не жалея своих средств, много пролечивала денег, но дочь облегчения никакого не получала. В 1902 году пришлось им из Казани переехать в гор. Алатырь, откуда тоже, не переставая, выписывали из Казани лекарства. Но видя, что боль все более усиливается, мать уговорила больную дочь свою опять ехать в Казань. Явились к профессору, и профессор объявил им, что нужно прижечь рану ляписом и сделать операцию, начала плакать и просить мать свою не решаться сделать операцию, а лучше ехать обратно в Алатырь. Приехавши в гор. Алатырь, в продолжение долгого времени лечили болезнь по рецепту профессора Стефановского. Затем мать её вздумала еще обратиться в гор. Алатыре к врачу Ивану Федоровичу Болдыреву, который и был приглашен на дом. Осмотрев больную, врач сказал, что эта болезнь очень продолжительная и серьезная и обязательно требует операции. После отъезда врача мать пришла в великую скорбь и предала болезнь дочери на волю Божию. Слыша, что многие получают исцеления по молитвам схимонаха Вассиана, и возымев горячую веру в помощь угодника Божия, мать дала обещание отслужить по нем панихиду на могиле его. На следующий день, после осмотра доктора, 1903 года 15 июля, придя в пещеру схимонаха Вассиана, дочь её Мария с бабушкой своей Пелагеей Петровой Татариновой попросили отслужить панихиду по схимонахе Вассиане. Развязав больную руку, Мария посыпала рану пальца песочком, взятым от могилки, затем помазала рану маслом из лампады его и, подойдя к изображению схимонаха Вассиана, находящемуся в пещере у могилы его, приложила больной палец к рукам схимонаха Вассиана, державшим святой крест, просила с верою и со слезами исцеления. И что же! В этот же вечер боль у ней утихла, и материя не стала течь из раны пальца; на-ночь рану вторично помазали маслом. На утро как мать, так и бабушка пришли в великую радость и удивление, что рана совсем зажила, и от радости плакали. Получив исцеление, мать и дочь вторично пришли в пещеру схимонаха Вассиана, отслужили по нем панихиду, возблагодарив Бога и угодника его схимонаха Вассиана. А про исцеление заявили лично настоятелю монастыря о. архимандриту Гавриилу. С того времени и по настоящее дочь её не чувствует никакой болезни и начала учиться грамоте. Только на память явленной милости Божией по молитвам схимонаха Вассиана остался на пальце знак от исцелевшей раны, что и свидетельствую и подписуюсь, за малолетнюю дочь свою, родная мать её Варвара Андреева Палачева.

V. Исцеление больной ноги

Мещанин гор. Симбирска, проживающий послушником в Алатырском Свято-Троицком мужском монастыре, Василий Петров Крживицкий, 22. лет отроду, заявил: В 1901 году, в сентябре месяце, он сильно простудился. От простуды образовались пять больших ран на левой ноге, из которых текла материя и распространялся тяжелый запах, при чем была сильная стрельба и ломота. Чем дальше шло время, боль все более усиливалась, так что стало ему не в силах ни ходить, ни стоять. Братия монастыря, видя у него больную ногу, советовали обратиться за помощью в больницу. Но он в конце декабря 1901 года, однажды будучи у всенощного бдения и не в силах достоять до конца, вышел из церкви, со слезами и с верою пришел в пещеру схимонаха Вассиана, взял масла из лампады его и просил ходатайства старца пред Богом о исцелении своем. Придя в келлию, помазал ногу больную маслом и снова пошел в церковь. И вот, в конце всенощной, он чувствует, что боль у него совсем прекратилась. По окончании богослужении, придя в келлию, он развязал ногу и увидел, что опухоль вся опала, и стало ему легко. Вторично он помазал ногу маслом и поутру увидал, что раны все затянуло. Отслужив панихиду по схимонахе Вассиане, он благодарил Бога и богоугодного старца, схимонаха Вассиана. В настоящее время Крживицкий не чувствует никакой боли. О болезни же его явно свидетельствуют оставшиеся чёрные пятна на тех местах, где были раны.

Вышеизложенное удостоверил собственноручною подписью мещанин гор. Симбирска Василий Петров Крживицкий.

О болезни и исцелении его свидетельствую своею подписью. Послушник Филипп Потапов Никитин.

VI. Исцеление от чахотки

Мещанин гор. Алатыря, Симбирской губ., Александр Макарович Спиридонов, имея отроду 19 лет, передает следующее:

В 1901 году, в первых числах ноября, работая с отцом в лесу, он сильно простудился. От простуды открылся у него сильный кашель, отчего харкал кровью и в изнеможении, при упадке сил, лежал неподвижно в постели до мая месяца 1902 года. В продолжение болезни родители его, не жалея средств, обращались за помощью к докторам и часто приглашали фельдшера на дом, пользуя всевозможными лекарствами, но никакого улучшения в болезни не было, да и не могло быть, так как врачи признали болезнь его чахоткой. В конце концов врачи объявили, что надежды на выздоровление никакой нет. Но некоторые добрые люди советовали обратиться в Казань или к врачу Петру Евдокимовичу Сосоеву, проживающему на станции Шихраны Московско-Казанской железной дороги, который пользует травами. Мать его, слыша от докторов алатырских, что надежды на выздоровление уже нет, в сильной скорби, не зная, что делать, обратилась слёзно к Богу, прося об исцелении сына своего. И вот накануне дня, в который собирались ехать к врачу Сосоеву, на станции Шихраны, больной после краткого дремания, проснувшись, сказал матери, что он сейчас будто бы был в пещере Троицкого монастыря, где ему показалось хорошо. Мать, услыхав это, дала обещание отслужить панихиду о схимонахе Вассиане, но уже после приезда от врача. В последних числах мая 1902 года мать и сын, ехавши к врачу на станцию Шихраны, повстречались с кондуктором Салюковым, который, видя страждущего мальчика, подойдя к матери его, спросил: «Наверное, в гор. Казань везете сына своего?» – Мать ответила, что они едут на станцию Шихраны за советом к врачу и рассказала о болезни сына своего. На это кондуктор ответил: «Я тоже хворал долгое время ногой, около 2-х лет лечился всевозможными лекарствами, но никакой пользы не получал. Но случайно мне попалась книга: «Описание о схимонахе Вассиане», я и прибегнул к его ходатайству пред Богом, и по его молитвам, не выходя из пещеры схимонаха Вассиана, я получил исцеление». В разговоре незаметно доехали до ст. Шихраны. Мать с сыном пошли к доктору Сосоеву, который хотя и дал им лекарства, но сказал, что надежды на выздоровление нет; опечаленные, они этим же днем вернулись домой в гор. Алатырь. Тогда только родители его поняли Божие указание, как в виденном сне, так и в разговоре с кондуктором, что нужно просить ходатайства и молитв пред Богом схимонаха Вассиана. По приезде от врача Сосоева, утром, мать привезла больного в пещеру, где служили пред гробом схимонаха Вассиана панихиду; взяв масла и песочку от могилки, больной стал пользоваться этим и вскоре начал ходить и поправляться здоровьем. Мать его отслужила панихиду по схимонахе Вассиане, и сын её стал совершенно здоров. Родители его, доктор и все знающие были в большом удивлении, так как видели его почти на смертном одре, даже запах был от него невыносимый; но теперь, после молитв у гроба схимонаха, все видят его в совершенном здравии, работающим с родителями на поле. В 1902 году исцеленный начал заниматься слесарной работой, а 1903 года, в марте месяце, при строгом освидетельствовании доктора, был принят в алатырские мастерские Московско-Казанской железной дороги, в слесаря. И теперь работает во славу Божию, благодарит угодника Его – схимонаха Вассиана. Вышеписанное событие о болезни и исцелении моем свидетельствую своею подписью. Мещанин гор. Алатыря Александр Макаров Спиридонов. За неграмотных родителей его, мещанина Макара Семенова и Анны Васильевой Спиридоновых, по их просьбе, расписалась мещанка гор. Алатыря девица Мария Федорова Спиридонова, что и сама свидетельствую. 1903 года, августа 21 дня, сим удостоверяю, что напутствуемый мною неоднократно больной чахоткой мещанин Александр Макаров Спиридонов в прошлом году не подавал никакой надежды к выздоровлению, и лишь только сила Божия могла исцелить его. Священник Иоанн Соколов.

Мещанин гор. Алатыря Александр Спиридонов в 1902 году обращался один раз ко мне за советом по поводу катарального воспаления легких. В настоящее время он здоров. И. Н. Чистяков.

VII. Чудо и явление схимонаха Вассиана Параскеве Ивановне Саченковой

Крестьянка села Больших Монадыш, Ардатовского уезда, Атяшевской волости, Симб. губ., проживающая в городе Алатыре, Параскева Ивановна Саченrова, 48 лет, замужняя, передает следующее:

1902 года, в день праздника Благовещения Пресвятыя Богородицы, придя утром от ранней обедни из Троицкого монастыря, стала готовить по хозяйству и когда проводила всех своих домашних к поздней литургии, оставшись дома одна, пожелала встать на молитву. Во время молитвы ей показался в окно ослепительный свет, подобно молнии, хотя на дворе была прекрасная погода. От такого видения она без чувств упала на пол; когда же пришла в сознание, то не могла говорить, и все члены её не владели. Увидав себя лежащую в сенях, она в испуге вскрикнула и обмерла. На крик её вышли их квартиранты – Татьяна Иванова с мужем своим Александром Григорьевичем Плешковым – и, увидав ее лежащую в сенях, перенесли в её помещение. Тотчас Александр Григорьевич пошел за её мужем в церковь, и когда пришли обратно в дом с её мужем и сыном, то пришли в великий ужас, не зная что с ней, предполагая, что последние часы жизни её, так как она была вся холодная, муж её счёл своею обязанностью приобщить больную Святых Христовых Таин. Но пришедший священник не нашел никакой возможности её приобщить, так как с ней открылась сильная рвота, почему приобщение Св. Таин отложено было до утра. Ночью, когда все домашние успокоились, больная, погрузившись в легкую дремоту, увидала входящего к ней монаха с деревянным крестом в руках. Приняв входящего монаха за известного ей монаха Троицкого монастыря, Прокопия, больная спросила его: «Зачем пришел?» – Но монах ответил: «Я не Прокопий, но схимонах Вассиан». Затем, когда схимонах Вассиан подошел к её постели, кто-то, обратясь к нему, сказал: «Нужно дать ей просфоры». Но схимонах Вассиан отвечал: «Пусть прежде приобщиться Св. Таин, а потом вкусит просфоры с св. водою», и в то же время будто подал ей пузырек с св. водою. Когда схимонах Вассиан и неизвестный стали отходить от нея, больная вдруг могла встать с постели своими силами, в здравом рассудке, а затем уже наяву пошла провожать их по комнате. Муж, увидав жену, идущую по комнате, и думая, что она в беспамятстве, разбудил сына своего, чтобы остановить и положить ее в постель. Но она им объяснила, что она в полной памяти и идет провожать гостей, а потом рассказала о своем видении. Все домашние возблагодарили Бога и угодника Его схимонаха Вассиана, а так как еще продолжалась ночь, то все снова предались отдыху. Утром, когда пришел священник, она исповедалась и приобщилась Св. Христовых Таин; по уходе же священника, попросила есть, и ей была подана просфора с св. водою. По принятии предложенного, она стала себя чувствовать совершенно здоровою и опять начала заниматься по хозяйству. Это выздоровление все ее домашние приписывают молитвам схимонаха Вассиана и, как прежде, а наипаче теперь, усердно прибегают во всех бедах и болезнях к заступлению схимонаха Вассиана и просят его ходатайства пред Богом о спасении душ своих. Вышеописанное событие свидетельствую. За неграмотностью крестьянки Параскевы Ивановой Саченковой, по ея просьбе, расписался сын её Иван Иванов Саченков. За неграмотностью отца Ивана Тимофеевича Саченкова, по его личной просьбе, расписались дочь его Пелагея Иванова Саченкова. Вышеписанное событие- свидетельствуем: Татьяна Иванова; и Александр Григорьев Плешковы. За неграмотную жену руку приложил он же – Александр Плешков.

В том же свидетельствую гор. Алатыря Христорождественской церкви священник Иоанн Цедринский, как духовник её, Саченковой.

VIII. Явление схимонаха Вассиана и исцеление от глазной боли

Рясофорная монахиня Алатырского Киево-Николаевского женского монастыря Матрона Максимова Дуденкова, 47 лет, передает следующее:

Будучи девочкою, имея 9 лет отроду, она страдала сильно оспой, в болезни лишилась правого глаза, так, что и поныне кривая. Но все-таки она благодарила Бога за то, что Господь не совсем скрыл от нея свет, и при одном левом глазе она пользовалась всем тем, чем и при двух. Однако Господь, желая явить милость на ней, лишает ее на время и другого глаза. В 1902 году, 1 августа, при исполнении монастырского послушания, Дуденкова сильно простудилась и от простуды лишилась, другого глаза, левого, который совсем закрылся, так что она сидела, как в темнице, не видя своих рук. В таком положении она находилась до февраля месяца 1903-года. В продолжение этого времени она испробовала все доступные народные лекарства, но, к сожалению, никакой пользы не получала, и чем дальше, тем боль её всё усиливалась. Зная, что многие страждущие духом и телом, получают исцеления по молитвам схимонаха Вассиана, и она имела сильное желание отслужить в пещере панихиду о схимонахе Вассиане, но желание свое она не могла вскоре привести в исполнение. В ночь на 30 января 1903 года, накануне праздника 3-х святителей, ей в сонном видении явился старец схимонах Вассиан следующим образом: будто она, входя в церковь мужского монастыря, была подозвана каким-то старцем – монахом, который попросил ее свести его в пещеру. Когда же она привела старца в пещеру, он велел ей приложиться к гробнице и веригам, а его поставить по правую сторону гроба, сказав, что жить ему здесь хорошо. Как только она приложилась со слезами, тотчас и проснулась. Утром Дуденкова рассказала сон свой живущей с ней монахине, после чего они решили, что нужно просить об исцелении святых молитв схимонаха Вассиана. В этот же день Дуденкова, совершенно слепая, в сопровождении послушницы Марфы, пришла в пещеру схимонаха Вассиана и, приложившись к гробнице и веригам, помазала глаз маслом из лампады схимонаха Вассиана. Вдруг глаз ея левый начал немного видеть, и она увидала на том месте, где в сонном видении ставила монаха, портрет, на котором изображен был тот самый старец-монах, которого она провожала в пещеру. Это изображение старца схимонаха Вассиана в пещере, на сем же месте, и поныне стоит. Больная, взяв масла из лампады схимонаха Вассиана и пользуясь им в течение 3-х дней, совершенно прозрела, стала хорошо видеть, как и до болезни. После совершенного исцеления, она служила панихиду о схимонахе Вассиане и поныне благодарит Бога и угодника Его схимонаха Вассиана.

Вышеписанное событие и о болезни своей свидетельствую. За неграмотную рясофорную монахиню Матрону Максимову Дуденкову, по её просьбе, расписалась послушница Киево-Николаевского женского монастыря Ксения Степанова Миронова. О болезни Дуденковой свидетельствую. Настоятельница вышеозначенного монастыря игумения Лидия.

IX. Явление схимонаха Вассиана и исцеление от ревматизма ног

Крестьянка гор. Алатыря, Симбирской губ., девица Наталья Ильинична Минеева, 16 лет, передает следующее:

В юных лет от простуды у нея была ломота в ногах. Хотя она и лечилась разными лекарствами, но облегчения не получала; болезнь её признали ревматизмом.

Время от времени ломота усиливалась, и она дала обещание отслужить в Троицком монастыре молебен пред особенно чтимой иконой Казанской Божией Матери. Время шло, но обещание она не приводила в исполнение. В 1908 году, в конце февраля, ей в сонном видении явился старец схимонах Вассиан и сказал: «Надо тебе отслужить молебен Божией Матери, и будешь здорова». Поутру она рассказала видение родителям; но родители, по не досугу, отложили до свободного времени. На третью ночь она видит того же старца плачущим, и снова он ей сказал: «Почему ты не исполняешь обещание?» Иди, отслужи молебен Божией Матери и панихиду в пещере, а пред гробницей моей повесь лампаду». Поутру она вторично передает видение родителям, и они, на отлагая времени, купили металлическую лампаду, служили молебен Царице Небесной и панихиду о схимонахе Вассиане и повесили лампаду. Благодаря Бога, с этого времени больная не чувствует в ногах никакой боли. Вышеписанное событие свидетельствую своею подписью. Крестьянка гор. Алатыря, девица Наталья Ильинична Минеева. То же свидетельствуем родители её: Илья Иванов и жена Елизавета Семенова Минеевы.

X. Исцеление от простуды

Мещанка гор. Алатыря, Симбирской губ., Наталья Алексеева Кузнецова, 42 лет, заявляет следующее:

1903 года, в конце июля, будучи в лесу, собирая ягоды, от сильной жажды, два раза пила холодную болотную воду в большом количестве, отчего скоро почувствовала кружение головы и всего тела трясение. Когда она пришла с большим трудом домой, у ней открылась сильная рвота и течь крови из носа. С этого времени она слегла в постель и лежала неподвижно целые три недели. В продолжение своей болезни она ничего не ела; но так как питья ее сильно одолевало, то она пила воду в большом количестве, отчего вся отекла и ослабла, так что ей нельзя было даже поднять головы, да еще боялась, в виду сильного течения крови из носа, как бы не изойти кровью насмерть. Но, дав обещание пред Богом не лечиться ничем, она терпеливо переносила тяжелую болезнь, сознавая, что Господь наказал ее за то, что обещалась сходить в Саров на поклонение святым мощам преподобного Серафима, но обещание свое не исполнила. Соседка, которая ухаживала за ней, Марья Николаева Соколова, видя, что болезнь Кузнецовой все усиливается, посоветовала ей полечиться и уж настояла трефоли для питья. Муж же Соколовой хотел Кузнецову везти со внукой, трехлетней девочкой Зинаидой Егоровой Красиковой, которая была с неделю слепая, в больницу. 1903 года, августа 14 дня, находясь в такой тяжкой болезни, Кузнецова сильно плакала и просила исцеления у преподобного Серафима, Саровского чудотворца. Поплакав, она погрузилась в легкую дремоту и видит во сне: прилетели три голубя, и один из них сказал: «Наталья! тяжко ты болеешь, но если ты будешь лечиться лекарствами, то тебе еще будет труднее. Ты дала обещание не лечиться, а сама хочешь ехать даже в больницу. А о чем ты так грустно плачешь?; – спросил ее голубь. Больная рассказала о неисполненном своем обещании сходить в Саров. На это в ответ голубь ей сказал: «Не плачь! Здесь тот же Саров. Иди в пещеру Троицкого монастыря, к праведному Вассиану, поклонись ему и отслужи по нем панихиду; во время панихиды выпей ложку масла из лампады его и будешь здорова, после отслужи молебен». Только что голубь кончил говорить, ее разбудила внука, лежавшая подле нея, совсем слепая, и, не видя, с кем она говорит, сказала: «Или дедушка пришел?» Но в доме не было никого. В скором времени пришла соседка, прислужившая ее, и её муж. Она рассказала им сон, и все возблагодарили Бога, дав обещание все виденное во сне привести в исполнение. 1903 года, августа 17 дня, больная со своим мужем и слепою внучкой с трудом пришли в пещеру схимонаха Вассиана; отслужили панихиду. Во время панихиды Кузнецова, подойдя к лампаде, выпила из нея ложку масла и тут же получила полное исцеление. Затем помазала маслом глаза внуке своей, которая тотчас совершенно прозрела. Отслужив молебен и возблагодарив Бога и угодника Божия праведного схимонаха Вассиана, больные пришли домой совершенно здоровыми. Вышеписанное событие о болезни и исцелении своим свидетельствую своею подписью. Мещанка гор. Алатыря Наталья Алексеева Кузнецова. То же свидетельству – муж её Сергей Николаев Кузнецов. А за неграмотную мещанку гор. Алатыря Марию Николаеву Соколову, по её личной просьбе, расписался Сергей Николаев Кузнецов.

XI. Исцеление бесноватого мальчика

АКТ

Настоящий акт составлен причтом села Кармалейского Гарта, Алатырского уезд., Симб. губ., в том, что летом 1903 года крестьянский мальчик Иоанн, сын крестьянина села Кармалейского Гарта Василия Ерофеева Земскова, получил чудесное исцеление от своей тяжкой болезни после троекратно отслуженной панихиды на могилке пред гробницей о. Вассиана, что находится в пещере в Алатырском Троицком мужском монастыре. Около шести недель мальчик Иоанн был удручен своей ужасной болезнью, которая, по словам его родителей, приключилась с ним без всякой причины. Будучи совершенно здоров и находясь в здравом рассудке, мальчик сначала сильно затосковал, потом стал лишаться рассудка, перестал узнавать своего отца и, наконец, стал неистовствовать и безумствовать, например: связанный по рукам и ногам цепями и веревками, он бился об пол, желая нанести себе рану; старался ослабить и даже развязать веревку, и когда это ему удавалось, то бросался в колодец и в реку и даже случалось – бросался с ножом, а раз с топором, на отца своего. Удивительно, что во время своей болезни, мальчик Иоанн не мог равнодушно смотреть на иконы, например: бросал в них чем попало; не мог также пить водосвятную, а равным образом и крещенскую воду, несмотря ни на какие просьбы и даже усилия родственников. После первой отслуженной панихиды о. Вассиану мальчику видимо стало легче, а когда отслужили вторую панихиду, он уже мог причаститься Святых Таин, после же третьей отслуженной панихиды по о. Вассиану мальчик перестал окончательно безумствовать и в настоящее время совершенно здоров, не имея ни малейших следов своей прежней болезни, что и свидетельствует причт села Кармалейского Гарта.

Священник Пантелеимон Троицкий, псаломщик Иоанн Десницкий.

В удостоверение хранится в монастыре подлинный акт.

XII

Крестьянин села Ждамирова, Алатырского уезда, Симбирской губ. Иван Андреев Жирнов, 35 лет отроду, заявил следующее:

В 1903 году мать его, крестьянка села Ждамирова Агриппина Спиридонова Жирнова, 60 лет, будучи в тяжкой болезни от простуды, пользовались многими лекарствами, но пользы не получала. Наконец, с трудом стала переводить дыхание, так что сын счел долгом приобщить её Святых Христовых Таин. Приобщив больную Св. Христовым Таин, он с минуты на минуту ждал её смерти. Слыша про чудесные исцеления по молитвами схимонаха Вассиана, он, возложив все упование на Господа, встал пред святыми иконами дома и стал горячо, слезно, с верою просить ходатайства схимонаха Вассиана пред Богом о исцелении своей матери, дав обещание, что если будет матери получше и поможет схимонах Вассиан, то нарочно съездит в монастырь и отслужит по нем панихиду. И что же! В эту же ночь мать его получила исцеление; так что поутру сын её видит мать свою совершенно здоровою, как будто никогда она и не хворала. Сын её 14 сентября, приехав в гор. Алатырь, в Троицкий монастырь, отслужил панихиду над гробом схимонаха Вассиана и слезно благодарил его, взял на память, в благословение о исцелении своей матери, портрет схимонаха Вассиана. Затем, пред отъездом из города домой, заехав в монастырь, еще отслужил панихиду по схимонахе Вассиане и заявил про исцелении своей матери, благодарил Бога и богоугодного старца схимонаха Вассиана.

Вышеписанное событие свидетельствую. За неграмотную крестьянку села Ждамирова Агриппину Спиридонову, по её личной просьбе, сын её Иван Андреев Жирнов расписался.

XIII. Исцеление от простуды

Мещанка гор. Алатыря, Симбирской губ., Анна Васильева Свистунова, 49 лет, передает следующее:

1903 года, в первых числах сентября, она сильно простудилась в бору, дёргая в болотах мох. Когда приехала домой, то почувствовала трудность глотать, и вскоре совсем нельзя было ни есть, ни пить, даже десять дней нельзя было говорить. Внутри горло распухло, и во рту открылся нарыв. Будучи в таком трудном положении, она, по совету близких ей лиц, хотела лечиться, но, имея веру в молитвы схимонаха Вассиана, дала обещание отслужить по нем панихиду. Вскоре ей захотелось пить. Взяв в рот немного воды, она почувствовала, что вдруг у ней нарыв прорвался, и ей стало легче. На утро, придя в пещеру схимонаха Вассиана и отслужив по нем панихиду, она получила полное исцеление, после чего отслужила молебен, благодарила Бога и праведного старца схимонаха Вассиана.

Вышеписанное событие свидетельствую. Мещанка гор., Алатыря Анна Васильева Свистунова. За неграмотную мещанку Анну Васильеву Свистунову, по её личной просьбе, расписался мещанин гор. Симбирска Василий Петров Крживицкий.

XIV. Исцеление от паралича

1903 года, октября 14-го дня.

Временно проживающий в г. Алатыре, Симбирской губ., крестьянин Казанской губ., Спасского уезда, Алькеевской волости, села Середнего-Бесемерева, Иван Фаддеев Кулагин, 45 лет, заявил, что он в настоящем 1903 году, с апреля месяца по октябрь, одержим был болезнью паралича, от которой правый бок, рука и нога совершенно не владели: не было никакой возможности поднять или что-нибудь держать рукой, а на ноге – стоять. Для лечения и за советом обращался в гор. Самаре в земскую больницу, где и лежал полтора месяца. Доктора признали болезнь неизлечимой, почему пришлось выписаться из больницы с душевною горестью. Находясь в таком безотрадном положении, он 9 октября, ночью, видел во сне какого-то старца, который ему сказал, чтобы он сходил в Троицкий монастырь, в пещеру схимонаха Вассиана и отслужил по о. Вассиане панихиду. «Я и раньше слышал от людей, что от о. Вассиана многие подучают исцеления, почему своему сновидению я поверил. 10 октября приехал в Троицкий монастырь, отслужил по о. Вассиане панихиду, возложив на себя его вериги и после панихиды тотчас же почувствовал облегчение, так что обратно из монастыря до квартиры дошел уже пешком, а 12 числа, уже один без посторонней помощи, пешком, был у схимонаха Вассиана и, возложив вторично его вериги на себя, почувствовал еще легче. 14 октября я был в третий раз в Троицком монастыре и, возблагодарив Господа, еще отслужил панихиду по о. Вассиане, с возложением его вериг на себя. В настоящее время я чувствую себя здоровым и исцеление от своей болезни я нахожу, что получил по молитвам о. Вассиана, что по сущей справедливости и подписуюсь. Крестьянин Иван Кулагин». А за него, неграмотного, по его личной просьбе, я, как знавший его при болезни, подписуюсь и могу быть свидетелем – крестьянин гор. Алатыря Степан Егоров Антюшев. В том, что действительно был, и я исповедывал и Святых Таин причастил крестьянина Казанской губ., Спасского уезда, Алькеевской волости, села Середняго-Бесемерева, Ивана Фаддеева Кулагина, проживающего в гор. Алатыре, у своей дочери, моей прихожанки, свидетельствую об исцелении его от болезни «паралича». Священник Знаменской церкви гор. Алатыря Михаил Никифоров. Я, диакон Знаменской церкви гор. Алатыря Василий Николаев Ягодинский, сим свидетельствую, что крестьянин, Казанской губ., Спасского уезда, села Середняго-Весемерева, Иван Фаддеев Кулагин действительно был одержим болезнью «паралича», но в настоящее время он, Кулагин, чувствует себя освободившимся от своего недуга. В справедливости своего показания и подписуюсь. Алатырской Знаменской церкви диакон Василий Ягодинский.

XIV

1903 года, октября 26 дня, мещанка гор. Алатыря Ольга Алексеева Авдиева-Какуйская, заявила, что она 15 лет страдала болезнью сердцебиения. В течение этих 15 лет лечилась у разных докторов и лежала в земской больнице, где доктор Иванов объяснил ей, что болезнь её вылечить нельзя. По выходе из больницы, не получивши никакого облегчения, с 1899 года начала обращаться к железнодорожному доктору господину Чистякову. Несколько раз приглашаем был господин Чистяков и на дом, но в конце концов тоже признал болезнь неизлечимой и более усиливающейся. В таком безотрадном положении Какуйская начала просить об исцелении схимонаха о. Вассиана. Спустя немного времени, она впала в сомнение, что о. Вассиан еще не прославлен и не погрешает ли она в этом, почему оставила молитву. В 1903 году, на 6-е число октября, изнуренная и утомленная от болезни, она уснула, и снилось ей, как будто в их дом приходит старец в монашеской одежде, с палкою в руках, проходит вперед, садится в передний угол и говорит: «Вот пришел к вам о. Вассиан». Потом взглянул строго на больную и сказал: «Что ты не ходишь!» – и еще что-то много говорил, но все забыла. А когда стал он выходить из дому, – сказал: «Смотри же, приходи». Тут она проснулась и рассказала свой сон семейным. 6-го же числа утром пришла в Троицкий монастырь, отслужила по о. Вассиане панихиду и дала обещание 40 дней посещать усыпальницу о. Вассиана; взяла масла от лампадки, теплющейся пред гробницей. Также служила на 2-й и 3-й день панихиды, и после третьей панихиды дали ей выпить масла из лампадки схимонаха о. Вассиана. Больная выпила и тут же почувствовала облегчение и в настоящее время совершенно здорова.

По просьбе своей матери Ольги Алексеевой, расписалась дочь её Наталья Авдеева.

Я, священник села Кулясова, Ардатовского уезда, Михаил Смеловский – двоюродный брат Ольги Алексеевой Какуйской (она же Авдеева), удостоверяю, что Ольга Какуйская долгое время была больна, много лечилась, но помощи от врачей не получала, что и свидетельствую. Священник Михаил Смеловский.

XVI

Его высокопреподобию о. архимандриту Алатырского Троицкого Сергиева монастыря Гавриилу.

Села Алова Михаило-Архангельской церкви священника Матфея Зернова заявление.

Прихожанка моя, дер. Аловой крестьянка Агриппина Филиппова Козлова, словесно заявила мне, что она, по случаю болезни дочери своей Елены, у которой была скорчена нога тринадцать лет, движимая верой в силу молитвы схимонаха Вассиана, в 1903 году, ноября 6-го дня, пришла с больною дочерью в Троицкий монастырь и, войдя в пещеру, место упокоения блаженного о. Вассиана, попросила отпеть молебен Царице Небесной и панихиду за упокой души блаженного о. Вассиана, прося его усердно помолиться Пресвятой Богородице об исцелении её дочери. Молитва праведного и усердная молитва матери за болящую были услышаны Матерью Бога Вышнего: дочь Агриппины Козловой тут же в пещере почувствовала облегчение больной ноги, а чрез три дня болезнь совсем миновала. Болевшей ногою, которой ступать не могла, при возвращении домой, уже могла ходить, а чрез три дня совершенно почувствовала себя здоровою. Свидетельствуют одножители – крестьяне: Илья Козлов, Алексей Евсигнеев, Андрей Трофимов Оленин.

О сем чудесном знамении, по молитвам блаженного схимонаха Вассиана, я, священник, считаю долгом довести до сведения вашего высокопреподобия. Дополняю: исцелившуюся девочку Елену вскоре, при посещении дома её, видел сам, она ходит свободно. Священник Матфей Зернов. Января 15 дня 1904 года приложена церковная печать. Подлинное заявление хранится в монастырских бумагах.

XVII. Исцеление от острого катара желудка

1903 года, ноября 16 дня, крестьянка села Ичикс, Алатырского уезда, приживающая в гор. Алатыре, Зиновия Сергеева Романова, 25 лет, заявила, что она несколько лет страдала катарром желудка, так что не могла принимать никакой пищи. Обращалась к местным врачам, даже ездила в гор. Казань за советом к профессору Катавщикову, который признал болезнь острым катарром желудка; но медикаменты и лекарства больной не помогали. В настоящем 1903 году, августа 12 дня, больная пришла в Троицкий монастырь, обратилась с усердною молитвою к Спасителю и просила схимонаха о. Вассиана об исцелении. Отслужив панихиду о нем, больная почувствовала облегчение. Обрадовавшись такой перемене, она вторично служила панихиду, и в настоящее время совершено не чувствует никакой боли.

По сущей справедливости, своеручно подписуюсь. Крестьянка села Ичикс, Алатырского уезда, Зиновия Сергеева Романова.

XVIII. 1904 года, января 8-го дня

У пятилетнего крестьянского мальчика деревни Аловой Космы Дерешкина в начале октября 1903 года появились на всей голове и лице сплошные гнилостные струпья, причинявшие ему чрезвычайную болезнь и страдание головы и всего организма; медицинские пособия нисколько не помогли. Отец названного мальчика, Михаил Тимофеевич Дерешкин, как он сам передавал, услыхав, что почивающий в пещере Алатырского Троицкого монастыря блаженный схимонах Вассиан подает многим исцеления от болезней, 12 декабря 1903 года отправился с болящим сыном своим в Троицкий монастырь и в пещере, с сердечною глубокою верою в помощь блаженного о. Вассиана, за молебном Заступнице христиан и за панихидой о упокоении схимонаха Вассиана, помолился об исцелении своего сына. И болезнь сына его чрез несколько дней совершенно миновала. «Как болезнь, так и исцеление сына моего подтверждают одножители мои – родственники – Иван и Прокопий Дерешкины». В удостоверение сего исцеления получено формальное донесение, за № 12, от священника села Алова Матфея Зернова, от 2-го февраля 1904 года, которое и хранится в Алатырском Троицком монастыре.

XIX. Исцеление от порока сердца

1904 года, февраля 28 дня, крестьянка села Чуварлей, Алатырского уезда, Симбирской губ., Евдокия Михайлова Шишова заявила, что она около 15 лет страдала пороком сердца; обращалась несколько раз к докторам, но никакой пользы не получала. Услышавши, что в гор. Алатыре, в Троицком монастыре, по молитвам схимонаха Вассиана при его могилке многие получают исцеления, она пожелала съездить туда. Так как пешком ей ходить совсем не было возможности, то 19 февраля привезли ее в Троицкий монастырь. Пришедши в усыпальницу схимонаха Вассиана, больная отслужила по нем панихиду, во время которой возложила на себя вериги, и тут же почувствовала облегчение, так что обратно из монастыря она уже без затруднений дошла до села Чуварлей пешком. Село Чуварлей находится в 7 верстах от г. Алатыря. В настоящее время она чувствует себя совершенно здоровою. По личной просьбе крестьянки села Чуварлей, Евдокии Михайловой Шишовой, за нея, неграмотную, подписуюсь. Послушник Алатырского Троицкого монастыря Иван Красильников.

XX. Исцеление от нервной болезни

1904 года, марта 7 дня, мещанин гор. Алатыря Михаил Васильев Кикин, 65 лет, заявил, что он страдал нервной болезнью 10 лет. В течение этих десяти лет ездил в гор. Казань и Москву за советом к разным докторам и профессорам, но они признали болезнь неизлечимой. Так как профессора лечить отказались, то за помощью больше не к кому было обратиться. В 1902 году, в начале августа, больной пришел в Троицкий монастырь и отслужил в усыпальнице схимонаха Вассиана по о. Вассиане панихиду, и так повторял несколько раз. В течение августа месяца стало ему легче- также начал пользоваться маслицем из лампадки, горящей пред могилкою о. Вассиана, и в конце августа болезнь совсем миновала, так что в настоящее время больной чувствует себя совершенно здоровым. У пятилетнего сына его Ивана долгое время болели уши, постоянно шла из них какая-то материя. Обращались с оною болезнью к докторам, но лекарства нисколько не помогали. Взявши маслица из лампадки о. Вассиана и ваты, которая на гробнице, стали маслицем мазать, а вату вкладывать в уши. В скором времени болезнь гоже совершенно прошла, и в настоящее время не заметно следа оной болезни.

По сущей справедливости своеручно подписуюсь. Михаил Васильев Кикин.

XXI. Исцеление от лихорадки

Отцу архимандриту настоятелю Алатырского Свято-Троицкого монастыря.

Настоятеля Михаило-Архангельской церкви села Алова, Алатырского уезда, Матфея Зернова заявление.

1904 года, мая 15 дня, прихожанин мой, крестьянин села Алова Павел Кудашкин, словесно заявил мне, что он три года был одержим изнурительною лихорадкою. Обращался он ко многим врачам, но прописываемые ему лекарства не приносили никакой пользы. Узнав от богомольцев, бывших в Алатырском Свято-Троицком монастыре, что по молитвам подвижника схимонаха Вассиана многие больные получают исцеления, несчастный больной, движимый верою в силу его молитв и ходатайство его пред Пресвятой Богородицей за больных, трижды посещал его могилу; три раза служил молебны Божией Матери и панихиды по схимонахе Вассиане и принял несколько капель елея из лампады над его гробницей. Чрез несколько времени он почувствовал себя совершенно здоровым и приписал свое исцеление единственно молитвам и ходатайству подвижника схимонаха Вассиана.

Об этом исцелении крестьянина Павла Кудашкина я считаю своим священным долгом довести до сведения вашего высокопреподобия. Села Алова священник Матфей Зернов. Июля 15 дня 1904 года.

При сем считаю необходимым заявить вашему высокопреподобию, что свидетелями чудесного исцеления крестьянина Кудашкина, кроме меня, были все его соседи. Села Алова священник Матфей Зернов.

XXII. Спасение от пожара церкви, в которой почивает угодник Божий схимонах Вассиан, в Свято-Троицком монастыре в городе Алатыре

В Алатырском Свято-Троицком монастыре, за молитвы угодника Божия схимонаха Вассиана, спасен от сильного пожара, бывшего 4 Июля 1906 года, пещерный храм, в котором находится гробница угодника.

Это было так: в час пополудни в гор. Алатыре возник пожар в далеком расстоянии от монастыря. При бушующем сильном ветре в сторону монастыря огонь скоро дошел до монастырских зданий, и монастырь быстро загорелся в разных местах. Загорелись сначала зимняя церковь Преподобного Сергия и надворное строение, потом настоятельский и братские корпуса и Казанский придел при зимней церкви. Затем загорелись летний собор и колокольня, одним словом, загорелся весь монастырь. При таком быстром воспламенении и при сильном ветре, несшем тучу искр с дымом, отстаивать что-либо не было возможности; но милостью Божиею, за молитвы угодника Божия схимонаха Вассиана, церковь, находящаяся тут же при зимнем храме, в нижнем этаже, под приделом в честь Казанской иконы Божией Матери, осталась цела. Море огня бушевало над этой церковью и около; ведущая в нее лестница сгорела, входная дверь выгорела вместе с рамою, вделанною в каменную стену, сверху на деревянный пол сыпались горячие уголья в два отверстия, сделанные для тяги воздуха; пол на месте падения углей загорался, и дерево там обуглилось; дым наполнял весь храм, и взойти туда от дыма и жара не было возможности. Монастырский эконом с помощью других лил из машинного рукава воду в окна церкви, дабы не перекосило железные балки, на которых устроен кирпичный свод; но что значила бы эта тонкая струя воды в море пламени, если бы не рука Господня, пощадившая храм, как веруют все очевидцы, ради почившего здесь блаженной памяти схимонаха Вассиана.

Пожар утих ночью, и на следующий день настоятель монастыря архимандрит Гавриил с некоторыми из братии, через дымящиеся развалины пробравшись в пещерный храм, воочию убедились, насколько дивно было сохранение его от огня. Жар в церкви от раскаленных стен был невыносим; иконостас и иконы были в целости, также и гробница схимонаха Вассиана, но до них нельзя было дотронуться, – так все накалилось! В алтаре облачения на престоле и жертвеннике были в сохранности, завеса у царских дверей, сшитая из голубой материи, казалась как бы новая, несмотря на жар и дым, даже незакопченные стекла в оконных рамах тоже остались целы. Вообще, хотя внутренний вид церкви был мрачен, так как стены и потолок от дыма почернели, но все, благодарение Богу, осталось сохранно от всепожирающего огня. Свидетелями этого были местный исправник с помощником и жители, в большом количестве посещавшие монастырь и с умилением убеждавшиеся в дивном событии.

Братия, осмотревшись, первым делом принялась за очистку уцелевшего храма: побелили потолок и стены, покрасили иконостас, и теперь внутренний вид почти прежний, только пол, обуглившийся у входа и перед гробницей, напоминает о милости Божией, позволившей братии, несмотря на посетившее обитель несчастие, не превращать ежедневного служения в церкви.

Настоятель Алатырского Свято-Троицкого монастыря Архимандрит Гавриил.

Все описанное о сохранении от бывшего в г. Алатыре пожара церкви, где почивает угодник Божий схимонах Вассиан, удостоверяю своим подписом. Алатырский Уездный Исправник Владимир Неофитов.

Настоятель Алатырского Богородице-Рождественского Собора и Благочинный Протоиерей Николай Диомидов.

Личный почетный гражданин Семен Виноградов.

* * *

7

Во избежании славы человеческой, пред кончиною своею, о. Вассиан вериги эти бросил в колодец, неподалеку здесь находящийся. Впоследствии, при чистке колодца, на дне его нашли эти вериги.


Источник: Алатырский Свято-Троицкий мужской монастырь и его подвижник схимонах Вассиан : с присовокуплением чудес, совершившихся при его могилке / Свято-Троицкий Алатырский монастырь. - Москва : Типолитогр. И. Ефимова, 1906. - 72 с.

Комментарии для сайта Cackle