П.В. Громов

Источник

Приложения

№ 1

«Лета семь тысяч сто семдесят седмого. (1669) Сентября в восмыйнадесять день, по Указу Великого Государя Царя 1 Великого Князя Алексея Михайловича, всеа великие и малые и белые России Самодержца, и Государя Благоверного Царевича и Великого Князя Алексея Алексеевича всеа великие и малые и белые России и Государя Благоверного Царевича и Великого Князя Сердора Алексеевича всеа великие и малая и белые России, и Государя Благоверного Царевича и Великого Князя Ионна Алексеевича всеа великие и малые и белые России Память выркуцкой острог приказному Енисейскому, сыну Боярскому Первому Самойлову. В нынешнем во 177 году Сентября в 14-й день, бил челом Великим Государем, а в Енисейском всеезжей избе Стольнику и Воеводе Кирилу Аристарховичу Иаковлеву подал челобитную Старец Герасим, завел де он на Ангаре реке Пустыню и чтоб Великие Государи пожаловали его Старца Герасима велели для монастырского строения дать под хлебную пашню и под сенные покосы и под скотской выпуск земли ниже Иркуцкова острогу за Ангарою рекой на сосновой веретее, и от той веретеи в гору прямо и на низ по Ангаре реке. И как к тебе ся Память придет и тебе сыскать Иркуцково острогу всякими жилецкими людьми, та земля, о которой бьет челом Великим Государем старец Герасим: впустель лежит и не владеет ли кто по данным Гocyдаревым, пащенным крестьяном утесненья не будет ли; а буде по сыску объявится, что та земля лежит впусте и никто ее не владеет и пашенным крестьяном утесненья не будет, и тебе ехать на тое землю и по тамошнему рассмотрению под монастырь и под хлебную пашню и под сенные покосы и под скотской выпуск земли отвест ему старцу Герасиму, и той отводной земли учинить межи и грани, и всякие межевые признаки сновой той земли за руками прислать в Енисейской острог и велеть подать в съезжей избе стольнику и Воеводе Кирилу Аристарховичу Иаковлеву, а ся Память отдать ему старцу вместо данной; а той земли Старцу никому не продать, не заложить до Указу Великих Государей владеть самому. У сей Памяти Великого Государя Царя и Великого Князя Алексея Михаиловича всеа великие и малые и белые России Самодержца, и Государя Благоверного Царевича и Великого Князя Алексея Алексеевича всеа великие и малые и белые России, Государя Благоверного Царевича и Великого Князя Феодора Алексеевича всеа великие и малые и белые России, и Государя Благоверного Царевича и Великого Князя Симеона Алексеевича всеа великие и малые и белые России, и Государя Благоверного Царевича и Великого Князя Иоанна Алексеевича всеа великие и малые и белые России печать земли Сибирские Енисейского острогу Стольник и Воевода Кирило Аристархович Иаковлев приложил.

Справа Никиты Гусева.»

№ 2

«Лета 7183-го (1675) г. Октября в 30 день, по Государеву Цареву и Великого Князя Алексея Михайловича всеа великие и малые и белые России Самодержца, и Государя Благоверного Царевича и Великого Князя Феодора Алексеевича всеа великие и малые и белые России, и Государя Благоверного Царевича и Великого Князя Иоанна Алексеевича всеа великие и малые и белые России, и Государя Благоверного Царевича и Великого Князя Петра Алексеевича всеа великие и малые и белые России указу, а по Енисейской съезжей избе Памяти Стольника и Воеводы Михаила Васильевича Приклоненного велено отвест Иркутскому приказному Енисейскому сыну боярскому Первому Самойлову Иркуцково ж монастыря Вознесенского Строителю Старцу Герасиму збратиею земли где буде обыщут; и по обыску Вознесенского Монастыря Строителя и по челобитной их збратиею, Иркутской Приказной, Енисейской сын боярской Первой Самойлов ездил служивыми людьми земли осматривать спятидесятником Сонисимом Михайловым да срядовыми Совторком Фроловым, Сывашком Игнатьевым, Иркуцкой Приказной, Енисейской сын боярской первой Самойлов, по досмотру сслужилыми людьми спятидесятником Сонисимом Михалевым и срядовыми Совторком Фроловым, Сывашком Игнатьевым земли досмостря, отвел и велел на ту землю Вознесенского Монастыря Строителю Старцу Герасиму збратиею, Данную – дать на пустую землю вновь нароспашь под хлебную пашню и под скотинной выпуск и под дворовые поставки, а та земля на Енисейской стороне по Иркуту вверх, на левой стороне ялани от Гнилой Курьи вверх по Иркуту до Елового острова до утесу, и по правою сторону счерными лесами, а згнилой Курьи – сустья грани загранены на толстой сосне, и на лиственице на толстой же – суковатой, прямо по той Курье до камени, и ему Старцу Герасиму збратиею втех урочищах землю распахать под хлебную пашню, и владеть ему Старцу Герасиму збратиею тою землею до Указу Великих Государей, а на сторону той земли ни кому не продавать и не заложить, владеть самими и со всеми угодьи и срыбными ловы для брацкого прокормления; а по досмотру Иркуцкого приказного Енисейского сына боярского Первова Самойлова и служилых людей Анисима Михалева, стоварищи, от них Старца Герасима ясачным людям и пашенным крестьяном утеснения никакова не будет, а пашенные крестьяна от них Старца Герасима Займки вдаАт,-пом растоянии. К сей Данной Иркуцкой Приказной, Енисейской сын боярской Первой Самойлов печать приложил.»

№ 3

«Божиею милостию Великий Господин Преосвященный Павел Митрополит Сибирский и Тобольский, по благодати, дару и власти Всесвятого и Живоначального Духа данней нам от Великого Архиерея Господа нашего Иисуса Христа. В нынешнем РПИ (1680) году Августа д. били нам челом Великому Господину Енисейского Уезду Иркуцкого Острогу Вознесенской Пустыни черной поп Тарасий збратиею и совкладчиками и служилые люди тоя пустыни прихожаня, в прошлом де во РПЗ году Декабря в 27 день волею Божиею в той пустыне церковь Вознесения Господа Бoгa и Спаса нашего Иисуса Христа со всякою церковною утварью згорела без остатку, и чтоб нам Великому Господину пожаловати их благословити и волетиб им лес ронить, и в той Вознесенской Пустыни вновь воздвигнуть церковь во имя Вознесения Господня, да предел Пресвятой Богородицы Одигитрия, а как совершится освятить и дать Антиминсе, мир и масло, и мы Великий Господин слушав их челобитья пожаловали и благословили и велели им лес ронить и в той Вознесенской Пустыни вновь воздвигнуть церковь во имя Вознесения Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, да предел Пресвятые Богородицы Одигитрия и строить со всяким церковным строением невозбранно, а верхи рубить нa шатровые клетцы и олтариб были круглые, а царские двери посреди церкви, а по сторонам двои двери одне южные, другие северные, a подле царских дверей на правой стороне поставить настоящий образ Вознесения Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, а по левую сторону царских дверей поставить образ Пресвятые Богородицы с Превечным, а протчие иконы ставить подле тех икон по церковному чину, и в предел двери прорубить с паперти, а как церковь совершена будет на готово, и мы Великий Господин указали настоящую церковь и предел освятить Илимского Острога протопопу Афанасию, а на освящение Антиминсы, мир и масло дано тоя Пустыни Старцу Никону. К сей благословенной Грамоте Великий Господин Преосвященный Павел Митрополит Сибирский и Тобольский велел печать свою приложить.»

№ 4

«0т Великих Государей Царей и Великих Князей Иоанна Алексеевича, Петра Алексеевича Великие Гооударыйи Благоверные Царевны и Великие Княжны Боѳіш Алексеевны веса великие и малые и белые России Самодержцев Окольничему Нашему и Воеводе Федору Алексеевичу Головину стоварищи: в прошлом во 186 году послана Брата Нашего Великих Государей блаженные памяти Великого Государя Царя и Великого Князя Феодора Алексеевича всеа великие и малые и белые России Самодержца грамота в Енисейск к Боярину Нашему и Воеводе ко Князю Ивану Петровичу Борятинскому, да к Дьяку Нашему к Василию Телицыну, велено Монастыри и монастырские земли и сенные покосы и скотинные выпуски и всякия угодья и крестьян и бобылей и всяких людей которые живут за монастыри, переписать и земли перемерить в десятины, и тем землям учинить межи и написать в книги, а которые люди объявятца за монастыри тамошних Сибирских городов и острогов жители и ссыльные; прихожие из Русских городов, каки люди или иноземцы купленые и крещены, и тех Русских людей, сибирских жителей и ссыльных из монастырей велено взять и послать в те Сибирские Городы и остроги, где кому быть указано, а на новокрещенов взять крености и розыскать про них и их допросить; не ясачные ли они люди и их дети и братья и племянники были? и в монастыря куплены ль? или в полон взяты и проданы? и тем новокрещеном и прихожим из Русских городов людем велено быть за монастыри до Нашего Великих Государей указу, а впредь никаких земель и угодий в монастыри давать и покупать и закладывать и за вклад иметь оброчить, и крестьян беглых и никаких людей во крестьяне и в бобыли принимать не велено; а в 190-м году писал к нам Великим Государем изыркуцкого ты Иван Власов и прислал Иркуцкому Вознесенскому монастырю и того монастыря деревням и пашенным, и не пашенным землям и сенным покосам и всяким угодьям и крестьянам и вкладчикам переписные книги, а в книгах написано: Монастырь Вознесенской на берегу Ангары pеки от Иркутского острогу в трех верстах, а у того монастыря монастырской пашенной земли двадцать десятин да перелогу и лесом поросло десять десятин, монастырские вкладчики пашут четыре десятины всего пашни пахатные и перелогу и лесом поросло тридцать четыре десятины в поле, a в дву потомуж лесу на шесть верст, сенных покосов по Ангаре и меж поль на семь сот на восемдесят копен; и по скаске де Строителя Ефрема обратею владеют они тою землею по старым межам прежных Властей, от монастыря вверх по Ангаре реке до Большой Курьи, а Большею Курьею до большой дороги, что ездят из монастыря на Иркут, а большою дорогою до Ботогоновых юрт, а от юрт на тонкой ручей, а от тонкого ручья прямо в горою лесом на низ до Еловой речки, а Еловою речкою до Ангары реки: на правой стороне земля Вознесенского монастыря, а на левой стороне земли и лес Наших Великих Государей ясачных людей; да за рекою Ангарою против монастыря на лугу на речке монастырскя мельница колотовка а на той мельнице для скотинного выпуску, да на лугу три десятины, да на Ангаре реке остров, выше Еловой речки; а на том острове сенные покосы Вознесенского монастыря; а сколько на том острову сена покосов, того в переписных книгах не написано; тогож – монастыря деревня вверх Иркута реки на правой стороне, а в ней семь дворов крестьянских123, пашни пахатные и перелогу, а длиною поля шестьдесят одна десятина в поле, а вдву потом уж лесного места на восемь верст, сенных покосов по Иркуту реке и по заполью на тысячу на шесть сот на восемдесят копен да вверх по Иркуту на правой стороне на ключах пруд, а на пруду мельница у той же мельницы из реки Иркута залив на полверсте, а в том заливе на Монастырь ловят рыбу; а по сказке де Строителя Ефрема збратиею владеют де они тою землею вверх по Иркуту по старым межам от Гнилой Курьи по обе стороны Иркута реки, а у Гнилой Курьи, на левой стороне на берегу Иркута реки на сосне: старая грань, а стое сосны прямо налиственницу на ней стараяж грань, а от тое лиственицы прямо в гору до камени, а поправую сторону Иркута реки черные леса и сенные покосы до Елового острова тогож монастыря на реке Белой деревня Бадай, а в ней крестьянских семь дворов, пашни пахатные и перелогу и дикого поля восемдесять три десятины сполудесятиною в поле, а в дву потомуж, лесу на пятнадцать верст, сенных покосов по Ангаре и побелой на островах на две тысячи копен; а по сказке Строителя Ефрема збратиею владеют де они тою землею от Ангары реки, от устья Белой реки по обе стороны, на устье Белой реки три островка, а на тех островках сенных покосов три десятины, по правую сторону с устья вверх Белой реки, по Ангарскому увалу до Балаганской дороги, а по левую сторону с устья Белой реки вверх по Ангарскому увалу на сосну, а та сосна стоит по край монастырского лугу, а на той сосне насечена вновь грань, а стое сосны прямо на черемховой куст, а с черемхова куста до малой речки Тайтурки, a речкою Тайтуркою до Белой реки и чрез Белую реку до Балаганской дороги, а Балаганскою дорогою прямо на лиственицу суковатую, а та лиственица стоит на левой стороне дороги, на ней насечена вновь грань, а от той лиственицы прямо дорогоюж до Ангары реки, на правой стороне земля и лес Вознесенского монастыря, а на левой стороне земля и лес Наших Великих Государей ясачных людей; да вверх Белыяж реки от Соснового мысу прямо до устья Бударя речки, а речкою Буларем вверх до большова увалу на пять берез, на одной березе насечена вновь грань; а с пяти берез прямо на Сосновый мыс; всего Иркуцкого уезду Вознесенского монастыря две деревни да заимка, а в них четырнадцать дворов крестьянских, монастырской и крестьянской пашни пахатные и перелогу, и дикого ноля сто восемдесять четыре десятины ополудесяг тиною в поле, а в дву потомуж лесу на двенадцать верст, сенных покосов на четыре тысячи на четыт рдота на шездесят конен; а по какому Нашему Великих Государей указу те земли и сенные покосы и всякие угодья, в тот Иркуцкой Вознесенской, монастырь даны и какие люди во крестьянство у них поселены, того в Сибирском Приказе неведомо и в переписных книгах именно не написано; и в нынешнем во 196 году писали вы к Нам Великим Государем и под отпиеною своею прислали, Иркуцкого Вознесенского монастыря Строителя Исаия збратиеею челобитную, а в челобитной их написано: в прошлых де годех построен выркуцком вновь Вознесенской монастырь, тому лет спятнадцать, напустой порожней земле а крестьян у них за монастырем нет ни одного двора кроме вкладчиков, которые пашут пашню про их монастырской обиход и на себя по данной их порозжей земле, да их же монастырских вкладчиков берут на всякие Наши Великих Государей изделья непрестанно и подводы гоняют, и в прошлых де годех, тому лет здесять, волею Божиею тот их монастырь со всякою церковною утварью и колокола пригорели, и от того до пожарного времени и от всяких зделий и от подвод тот их монастырь оскудел великою скудостию; а которая де порозжая земля дана им выркуцком в монастырь под пашню и под сенные покосы и под скотинный выпуск во 177 и во 188 и во 184-м годех по их челобитью и о той же де отводной земле даны из Енисейска выркуцкой к приказным людям памяти, а почему им тою отводною землею вечно втадеть, и о том де Наших Великих Государей грамоты выркуцкой не послано, и Нам Великим Государем пожаловатиб их для их скудости и пожарного раззоренья о отводе их монастырской земли ведеть им Наших Великих Государей указ учинить; а по сказке, в Сибирском Приказе того Иркуцкого Вознесенского монастыря Старца Никона, который прислан к Москве для челобитья, теми де землями и сенными покосы и всякими угодьи, которые и в переписных книгах написаны, владеют они по данным из Енисейска из Приказной избы, а даны де им те земли по их челобитью испорозжих мест во 177 во 183 и во 184-м годех при Воеводах Кириле Яковлеве и при Михайле Приклонском, и Енисейские де Указные Памяти на те данные земли у них в монастыре есть; а в монастырских де их деревнях, в крестьянских дворех живут и пашню на монастырь и на себя пашут их монастырскии вкладчики, которые давали вкладу в монастырь извольных гулящих людей и теде их вкладчики поженились на монастырских иноземских девках, которых девок давали в монастырь за вклад служилые люди купленных своих и полоненных, и тем де вкладчикам для пашенного заводу давали из монастыря подмогу лошадьми и животиною, а Наших де Великих Государей тяглых никаких людей за монастырем их нет; и Мы Великие Государи указали Вознесенского монастыря Строителю Старцу Исаию збратиею землею и сенными покосы и всякими, угодьи которые даны им выркуцкой Вознесенской монастырь по Воевоцким дачам иснорозжих земель владеть против иных монастырей по прежнему, для того, что в тот монастырь церковные руги и Братие денежного и хлебного жалованья Нашие Великих Государей казны не дают; а впредь в тот монастырь никаких.. земель и лесов и покосов и угодей никаких без Нашего Великих Государей Указу и без грамот сдавать невелено, И как к вам ся Наша Великих Гооударей Грамота придет и выб учинили о том по сему Нашему Великих Государей вышеписанному У казуса прочет с Наших Великих Государей. Грамоту велел списать снее список, и тот список оставили в Приказной Избе, ты Семен за своею приписью, а сю Нашу Великих Государей Грамоту отдали выркуцк в Вознесенской монастырь Строителю Исаию збратиею почему им впредь тою землею владеть. Писан на Москве Лета 7196 году Февраля в 10 день.»

Подлинная Великих Государей Грамота, за приписью Дьяка Михайла Прокопьева.

За справою подьячего Якушки Васильева.»

№ 5

«От великого Государя царя и великого Князя Петра Алексеевича всея великие и малые и белые России самодержца в Сибирь, в Нерчинском. Стольнику нашему и воеводе Петру Caвичу Мусину Пушкину с товарищи. В нынешнем 1706 году Апреля в 17 день бил челом нам великому Государю Нерчинский сын боярский Никита Варламовых. Служит де он нам великому Государю лет пятьдесят. И для проведыванья и познания Даурской земли посылан с Москвы в Даурские страны сотник и воевода Афонасий Пашков, a с ним было с городов стенных и новоприбыльных служилых людей пятьсот человек, и прошли тунгускую и братскую землицы, и неприятельских воинских людей побивали, и землю, где ныне стоят острожки очищали, и неприятельских людей к верности, в вечной ясачной платеж приводили, и будучи в Нерчинску всякую нужду терпели, и томною голодною cмертью за скудостию хлеба помирали, и землю, где ныне стоит Нерчинск, очистили, и взяли неприятельских людей в вечной ясачной плaтеж. А ныне те служилые люди престарели, и за старостию oт службы отставлены; a вместо их нашу великого Государя службу служат дети их и внучата. И те престарелые служилые люди желают постричься. А в Нерчинску де монастыря не бывало, и по се время нет. И нам Великому Государю пожаловать бы его велеть монастырю в Нерчинску быть, как и в прочих Сибирских городех, и под монастырь, и под хлебную пашню, и под сенные покосы, и под скотинной выпуск дать порожней новой неотводной земли, где пристойно монастырю быть, не во утеснение служилым людем, и пашенным крестьяном, приискать по рекам по Ингоде или по Шилке. А они де служилые люди будут строить монастырь своими старками. И как к вам ся наша великого государя грамота придет и быв в Нерчинском для пострижения нерчинских отставных престарелых служилых людей, которые в службу и ни к каким делам не годны, где пристойно велели им служилым людем построить монастырь своими проторьми, чтоб от того монастыря нашему великого государя ясашному сбору помешки, и тамошним всяких чинов жителем и пашенным крестьяном утеснения не было. А под тот монастырь и под селидьбу пашенных крестьян под двадцать человек, и под пашню и под сенные покосы и под скотинной выпуск отвест порозжей новой неотводной земли, где они служилые люди по рекам по Ингоде или по Шилке приищут сколько пристойно, чтоб впредь в той земле ни от кого спору, и в ясашном сборе порухи небыло. А к тому монастырю крестьян селить из гулящих людей, и из иноземцев, которые вновь крещены, и которые похотят в работу в монастырь всякого чина люди, кроме посацких людей, которые не в тягле будут, и пашенных крестьян. А как они монастырь будут строить, и в то время, и до смерти монастырь будут строить, и в то время, и до смерти монастырь ведать и над ними расправу чинить ему Никите. А как он Никита пострижется, и ему Никите быть строителем, и монастырскую всякую казну и крестьян ведать ему Никите, а после его Никитиной смерти выбрать для строенья монастыря и управления крестьян из вкладчиков доброго человека, когоб с такое дело стало; а архимандритам и игуменам того монастыря и крестьян не ведать, а ведать им токмо церковь Божию, монастыря братию, и церковников и служебников и церковное правило. А для пропитания того монастыря собранной братье и для постройки мельниц дать речку Туру с рыбными ловлями. А в каких угодьях и на которой реке под тот монастырь земли отведено будет, о том к нам великому государю писали бы, а велели подать в Сибирском Приказе князю Матвею Петровичу Гагарину с товарыщи. А прочет сию нашу великого государя грамоту, и списав с нее список, за рукою оставили бы в приказной избе, а подлиную отдали ему с роспискою впредь для иных наших воевод и приказных людей. Писан на Москве лета 1706 мая в 31 день. Диак Иван Чепелев. Справа Якова Щетинина. Уподлинной же его царского величества печать приложена, и под печатию пониже подписано тако: в Сибирь в Нерчинской стольнику нашему и воеводе Петру Савичу Мусину-Пушкину с стоварыщи. При подлинной же подписано: 1707 года ноября в 9 день подал сию великого государя грамоту Нерчинской конной казак Тимофей Борода».

№ 6

Промемория из Иркутской Провинциальной Канцелярии в Иркутский Архиерейский Приказ.

Сего 1728 года Декабря 16 дня в присланной промемории из оного Архиерейского приказу в Иркутскую Провинциальную Канцелярию написано: в прошлом 727 году Сентября 25 дня требовано из архиерейского Приказу промемориею в Иркутском Магистрате об отводе по указу Его Императорского Величества Преосвященному Иннокентию, Епископу Иркутскому и Нерчинскому для приезду в город на постои двора бывшего Бургомистра Михайла Сухова, и оной магистрат ответствовал, что де того двора Его архиерейству отвесть не возможно, понеже де оной двор имеется по присланному охранному листу от графского сиятельства от всяких постоев, освобожден, и ни кого де ставить не повелено до его приезду из Китая; а ныне оной Граф Савва Владиславич уже путь свод из Иркутска возымел, а на оном бывшем дворе Михайла Сухова ныне постою ни кого нет, того для Преосвященный Иннокентий, Епископ Иркутский и Нерчинский приказал из своесго архиерейского приказу в Иркутскую Провинциальную Канцелярию об отводе Его архиерейству для приездов в город на постой вышеописанного двора приездов в город на постой вышеписанного двора послать промеморию, и чтоб Иркутская Провинциальная Канцелярия об отводе на постой для приезду в Иркутске Его Преосвященству показанного двора да благоволила учинить по указу Его Императорского Величества.

И сего ж 728 году Декабря 16 дня по Его Императорского Величества указу, и по состоявшемуся приговору в Иркутской Провинциальной Канцелярии, за отбытием из Иркутска за Байкал море в Селенгинск для приему Государственного каравана Лейб-гвардии Капитан-поручика Иркутского Провинциального Воеводы Михаила Петровича Измайлова, велено для приезду в Иркутск Его Преосвященству показанной двор Иркуцкого сын Боярского Дмитрия Елезова Городничему Кашаеву очистить и о том для известия в Иркуцкой архиерейский Приказ послать промеморию.

Иркутский архиерейский Приказ о вышеписанном да благоволит быть известен. Декабря 16 дня 1728 года. № 1880.

Ассессор Федор Петров.

Подканцелярист Иван Беляев.

№ 7

«Выпись с Иркутских переписных книг переписи Иркутские приказной избы подьячего Тимофея Пежемского. За Иркутским вознесенским монастырем крестьян по Белой реке деревня Бадай, а в той деревне во дворе крестьянин Ивашко Лукьянов сын Волков, у него сын Стенька десяти лет; во дворе крестьянин Мишка Лукьянов сын Волков; во дворе крестьянин Ивашко Алексеев сын Большой, у него два сына, Ивашко шти лет, Андрюшка двух лет и проч.

По Белой же реке тогож вознесенского монастыря деревня Малтинская, а в ней четырнадцать дворов крестьянских, до дворе крестьянин Волотка Афонасьев сын Пахтусов, у него два сына, Тимошка тринатцати лет, Максимко девяти лет во дворе крестьянин Стенка Евсивьев; во дворе крестьянин Еремка Артемьев сын Зайковых, у него шесть сынов, Афошка четырнатцати лет, Карпушка двенатцати лет, Федка шти лет, Стенка четырех лет, Тимошка двух лет и проч. втой же Малтинской деревни умершего Пашенного Крестьянина Ивашка Самбурского дети Стенка, да Сенка, да Якушка, а пашни на монастырской обиход еще не пашут, потому, что оне в малых летах: а за тем же иркутским вознесенским монастырем по Иркуту реке деревня, а вней девять дворов крестьянских, во дворе крестьянин Екимко Тарасов сын Сверловых, у него сын Сенка трех лет; во дворе крестьянин Федка Лазарев сын Кичигин, у него два сына, Куска десяти лет, Игнашка шти лет и проч. Вмонастыре живут крепостные крестьянские дети, а работают монастырскую работу холостые, Федка Акинфеев, Егорко да Петрушка Петровы дети, Окованцовы, Петрушка да Ивашка Семеновы дети, Гришка Лукин, Лучка Степанов сын Пенских, Федка Устинов сын Молев, женат на монастырской вкладной на русской девке, а вдопросе он Ивашко Лукьянов, сын Волков, стоварыщи сказали, в прошлых де годех в иркутской вознесенской монастырь во крестьянство давались оне повольно, из гулящих людей, и на монастырских их вкладных бабах и девках поженились, и денежную и хлебную в скотинную ссудy, и подмог и всякой пашенной завод из того монастыря взяли, и ссудные жилые записи в тот вознесенской монастырь оне на себя дали, что жить им Ивашку стоварыщи за тем иркутским вознесенским монастырем вокрестьянех с женами из детьми вечно, посмерть их, и пахать им и сеять повся годы на монастырской обиход всякому человеку по десятине ржи на год, и подопросу оне Ивашко с товарыщи впереписные книги написаны, и внынешнем СB (1694) году октября в 6 день.

По указу, Великих Государей Царей и Великих Князей Иоанна Алексеевича и Петра Алексеевича всея великие и малые и белые россии Самодержцев, и по приказу стольника и князя Ивана Петровича Гагарина, и по челобитью оного вознесенского монастыря строителя старца Исаия збратиею дана сия выпись спереписных книг им старцу Исаию збратиею натех пашенных крестьян на жен их и на детей впредь для владения, лета ЗСГ (1695) году февраля в 1 день. Ксей выписи Великих Государей, Царей и Великих Князей Иоанна Алексеевича и Петра Алексеевича всея великие и малые и белые россии Самодержцев печать земли сибирские города Иркутска стольник и воевода князь Иван Петрович Гагарин приложил.

На подлинной пишет тако:

Князь Иван князь Петров сын Гагарин.

Справил Тимошка Пежемской.

№ 8

«Се аз Иркутской посадской человек Епифан Юрьев сын Мезенцов здетми своими продали есмы в Иркутском городе на посаде двор свой со всяким дворовым строением Иркутского Вознесенского монастыря строителю старцу Исаии з братиею, а тот мой двор в Иркутском на посаде наниз поангаре поконец слободы против солодовни гостя Ивана Ушакова124 наувале, a подле того моего двора от проезжие дороги поставил избу вновь присыльной человек Иван Костянтинов, а натом моем дворе строения изба, против избы сени да анбар, a под анбаром жилье ж сзакромы исмостом, баня спередбаньем, к избе прирублена конная стая на ней нарублено где метать сено безкровли, круг двора городба, и круг огорода конгаре реке под горою кбани гостя Ивана Ушакова честоколом стоячим, а взял я Епифан здетми своими у него строителя Исаии збратиею за тот свой двор и совсяким дворовым строением тритцать рублев денег наперед все сполна, а тот мой двор окроме я их старца Исаии збратиею, и со всяким дворовым строением наперед сей купчей иному никому непродал и незаложен, и по души в монастырь и приходским церквам ни поком не отказан, и невкаких крепостях ниукого нивчем ненаписан, и неукреплен, a хто в тот мой двор совсяким дворовым строением что писано какова строения всей душей выше сего, у него строителя старца Исаии збратиею учнут вступятся и великим Государем бити челом покаким нибуди крепостям или безкрепостей и мне Епифану здетми своими ево строителя старца Исаию збратиею втом проданом дворе и со всяким крепостей и безкрепостей очищать, проторей и убытков никаких недоставить, а буде я Епифан и здетми своими ево старца Исаию збратиею втом своем проданом дворе и со всяким дворовым строением кто учнет вступятся по каким крепостям или безкрепостей неочищу, и втом моем неочищении учинятся им какие харчи и убытки, и ему старцу Исаии збратиею взять намне Епифане и надетях моих те свои истинные тритцать рублев денег назад и харчи и убытки все сполна поих скаске, анаподворную и огородную землю данная, которая дана мне из отдана им строителю старцу Исаии збратиею, а нато послуси Иркутские приказные изби подьячей Иван Иванов, да конной казак Яков Стефанов сын Лобашков, да площадного письма окупщик Федор Диомидов сын Садовников, а дворовую купчею писал в Иркутском болшей казак Андрушка Свинцов, лета ЗРЧФ(1691)-го году Августа в 25 день.

Ксей купчей в место продавца Иркутского и посадского человека Епифана Юрьева сына Мезенцова з детми ево что он двор свой продал и денги тритцать рублев взял по ево велению Иркутской десятник казачей Алешко Дмитриев Злыгостев руку приложил.

Впослусе написан, Ивашка Иванов руку приложил.

Впослусе написан Якушко Лобашков руку приложил.

Послух Федка Садовников руку приложил.

№ 9

«Ce аз Нерчинской казачей Бpaт Яков Ларионов сын Плотников, будучи в Нерчинску тысяча семь сот первом году Июля во второй день дал поступную во вклад Селенгинского Троицкого монасттыря Архимандриту Мисаилу, еже о Христе з Братиею в том, что положил я Яков в монастырь Живоначальной Троицы за детей своих за Василья да за Лариона вкладом за сто рублей денег, купленного своего дворового парня мунгальской породы крещенного, именем Минку з женою ево Мариною Микитиною дочерью, да з дочерью ево Минкиною девкою вечно. И им архимандриту з братиею дать из монастыря за тех парня с семьею детям моим по вкладной Василью да Лариону по пятидесяти рублев в вечно, как и прочим вкладчикам даютца вкладные. А тот парень мой опричь того монастыря никому на сторону не продан и не заложен, и не в каких посменных крепостях не укреплен. А буде какие племянные крепости у кого на того парня и на жену ево и на дочерь явятца и мне Якову отовсяких писмянных крепостей очищать их архимандрита и з Братиею своими деньгами. Да и прежнюю я Яков крепость нa того парня отдал в той же монастырь архимандриту з братиею а иных у меня Якова писменных крепостей на того парня нет. А у сей поступной свидетели и в послусех писали: Нерчинокой приказной избы подьячей Иван Архипов, да Нерчинской конной казак Никифор Поскотиной. Поступную писал Нерчинской площадной откупщык Савка Детков, лета от Рождества Христова 1701 году, Июля вышеписанного числа. Писана в Нерчинску в приказной избе.»

№ 10

«Благородный господин, господин Лаврентий Лаврентиевич (так именовал Святитель Лоренца Ланга)! Мой всегдшний друг! В нынешнем 729 году Февраля 28 дня додал нам мунгальской школы (которая заведена в Иркутском Вознесенском монастыре) учитель, некрещеной лама Лапсан доношение, и объявлял, что де он учит собранных детей во оной мунгальского языка школе, а книг де у него мунгальских малое число, а которые есть, и те де иные ученики изучили, и уже де учить стает не почему, и опасается, чтоб во учении той школы не учинилось остановки, и ему то не причлось в вину. А есть де книги за Байкалом морем у разных лам, без которых во учении мунгальской грамоты пробыть не возможно: a какие по названию книги, и у котррых лам, приобщил при том доношении реэстр, и просил, чтобы оные книги указом Его Императорского Величеста от лам для переписки были взяты в Иркутскую школу; а когда оныя перепишутся, то тем ламам отдадятся.»

«И прошлого 728 года в Июле месяце против словесного объявления того учителя Лапсана о вышеупомянутых же книгах, посылал я в Иркутскую провинциальную Канцелярию премеморию о посылке за море к кому надлежит Его Императорского Величества указа для взятия ради переписки тех книг у лам, а сего года марта 18 дня ответствовано из оной канцелярии ко мне тако: что де к комисару Чечеткину в прошлом же году в Июле месяце 29 числа об отобрании тех книг и о присылке в Иркутск для переписки: было писано, но от оного де комисара и по ныне ответствия не было в канцелярию; a ныне де к Комисару Бейтону о том же подтвердительный указ послан.»

«Того ради прошу вашего благородия поетаратися о отобрании оных книг у лам, и о присылке к нам в Иркутск для преписки их; а как переписаны будут, то старые тем паки ламам для возврату, к вашему благородию пришлю. A какие книги, и у кого именно, и которые нужнейшие, тому прилагается при сем моем письме реэстр. Понеже я надеюся сему от вашего благородия статися скорее, нежели от Бейтона. Марта 29 дня 729 году.»

№ 11

«Высокоблагороднейший господин, тайный советниу Алексей Львович!

«Уведомившися от певных куриеров, что по указу Ее Императорского Величества нашей всемилостивейшей Государыни Анны Иоанновны ваше высокоблагородие изволили в Тобольск град прибыть и правление губернии восприять, на котором правлении при моем покорном поздравлении желаю вам от всея вселенные Правящего Всемудрого всея твари Творца, да даст вашему высокоблагородию право правити как государственная, так и партикулярная дела, и вашему высокоблагородию и всей вашего высокоблагородия фамилии здравие и многая лета.

При сем всепокорно ваше высокоблагородие прошу умилосердитися на мое прежнее странничество125. А о чем, тому явствует посланное всепокорное мое доношение Ее Императорского Величества в Тобольскую Губернскую Канцелярию, а именно: 1. в прошедшем 1721 году послан я по указу блаженной и вечно достойной памяти Его Императорского Величества Петра Первого для проповеди и размножения в Китайском Государстве Православно-Кафолическо-восточные Церкве веры, и определено мне жалованья из Государственной казны по 1500 рублей (о чем и Тобольская губернская канцелярия известна), и оное получал сполна по 1725 год, и странствовал переезжая из града во град, ожидая себе приему в Китай. 2. И прошедшего 1726 года по указу блаженной и вечно достойной памяти Ее Императорского Величества Екатерины Алексеевны, повелено мне из Иркутска паки тракт иметь до Селенгинска с графом Саввою Владиславичем и ожидать приему в Пекин. А жалованье взято на оный год в Иркутской Провинциальной каццелярии за деньги мягкою рухлядию по оценке Иркутской Провинциальной Канцелярии для того, что в Пекине российские деньги не ходят, с которым жалованьем имел я тракт до показанного Селенгинска, где и жил, ожидая паки приему в Китай. А понеже в 1727 году, по указу Ее Императорского Величества, путь мне в Китай весьма пресечен, а повелено выехать из Селенгинска в Иркутск, и в тое время оную рухлядь в Селенгинску продать было не возможно, вывез с собою. И прошедшего 1730 года Мая 28 дня просил я Ее Императорского. Величества в Иркутской Провинциальной Канцелярии для продажи тоя мягкой рухляди на китайские товары в кяхтинском посте о дропуске указа, чтоб оная рухлядь от долгого лежания во все не испортилась, и по оной моей просьбе о пропуске для продажи служителям нашим и указ был дан, по которому указу оная рухлядь на китайские товары и променена; а сколько оной рухляди было и начто променено, тому прилагаю при сей моей просьбе до вашего Высокоблагородия реэстр. И сего 1731 года в Марте месяце из Иркутской Провинциальной Канцелярия, как со оной мягкой рухляди Государевой мне в жалованье данной, так и е вымененных на оную рухлядь китайских товаров, по присланному указу из Тобольской Губернской Канцслярии в казну Ее Императорского Величества пошлина требуется не отступно. И просил я, дабы оная Иркутская Провинциальная Канцелярия о взятье тех пошлин до указу паки из Тобольской Губернской Канцелярии благоволила помедлить, но однакож из оной канцелярии от мене оной пошлины и. ныне требуют, не дожидая повторительного указа. Того ради я ваше высокоблагородие смиренне прошу, дабы надо мною умилосердитися для многолетнего Ее Императорского Величества здравия и коронации, по милостивым Ее И. В. указам, оную пошлину оставить. Понеже Ее И. В. жалованья уже пять лет не получаю, от чего пришел в самую скудость; такожде и оный товар променял не для торговли, но для пропитания и одеяния с домовыми служителями. За что облигуюся до кончины моея за ваше высокоблагородие Господа Бога молить, застою сми...»

№ 12

В Архиве Иркутского Кафедрального Собора сохранилась книга в кожанном переплете из 38 листов, скрепленная по листам Коменданто Лаврентием Ракитиным, а с Мая 1726 года и Протопопом Петром Григорьевым. На первом листе книги следующее воззвание:

«Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.

«В державе благочестивейшего великого Государя царя и великого князя Петра Алексеевича всея великие и малыя и белые России самодержца, в Сибирской страны в граде Иркуцком повелено построить соборную церковь каменную во имя Святаго Богоявления, и на то церковное каменное строение христолюбивые православные христиане, кто что от своих праведных трудов приложить, и тот приклад записывать в сей книге имянно.

«К тому же благими трудами на благохваление и славу Богу в Троице славимому, сотворшему вся, и Пречистой Владычице нашей Богородице и Приснодеве Марии, к Ней же вопием: в храме стояще славы Твоея, яко на небеси стояти мним, Богородице дверь нелепая, отверзи нам двери милости Твоея потом и на предстательство всех Святых надеющеся зовем: Господи, аще не быхом Святые твоя имели молитвенники и благостыню твою милующую нас, како смели быхом, Спасе, пети Тя, Его же славословят непрестанно Ангели? да сих Святых молитвами и благостынею своею праведною благоволит милосердый Господь Бог устроить вышеписанный Святый Храм, и даровать тем боголюбивым ктиторам в нынешнем веце мирное пребывание, здравие телесное, нужных изобилие, век долголетний, а по старости довольней в будущей жизни в нерукотворенном Его Небесном Храме и вечное водворение, и царствие небесного вечное наследие, да зовем: блаженны живущии в дому твоем, в веки веков восхвалят Тя.»

Сбор по сей книге денег и вещей на строение нового каменного Богоявленского Собора производился по 15 Мая 1717 года при старосте Матвее Гранине, потом при сыне его Иване Гранине, который на начальное строение Собора купил бутовый камень, 200050 тысяч кирпичу (по 1 р. 33 к. за тысячу) и 700 бочек извести (по 30 к. за бочку) в Иркутском Вознесенском монастыре. За Граниными были старосты Степан Рупышев, Гаврило Бронников и с Мая 1726 года Андрей Дементьев Мясников.

Во главе вкладчиков стоят Комендант Лаврентий Родионович Ракитин с братом Иваном, подписавшие 200 рублей.

Достойно внимания, что с половины 1721 года многие вклады стали приноситься Богородице Казанской. Так торговый человек Соливычегодской Михайло Кузмин Новосельцев пожертвовал новому строению каменному церкви Пресвятой Богородице Казанской, серги алмазные по московской цене 31 рубль. Жена подьячего Александра Литвинцева приложила постав пятиланный Богородице Казанской. 1722 года Ноября 23 дня в Богоявленскую Соборную церковь образу Казанской Богородице приложил в приклад Михайло Никифоров цепочку женскую, колчетую, серебряную, золоченую, весом в пятнадесять золотников новую. 13 Апреля 1723 года Устюжанин Алексей Кузнецовский приложил Богородице Казанской два рубля денег. 19 мая Никита Хабаров приложил в казну Богоматери 8 алтын 2 деньги; 28 мая – Федор Максин Богоматере полтоpa рубля один алтын четыре деньги. 15 Июня дочь Ильи Юренского приложила Богородице крест серебряный весом 8 золотников. 18 Июня Идинской служилый человек Сергей Решетников приложил в казну Богоматере пять рублев. 5 Июля Иерофей Васильев Фирсов приложил в казну Богоявлению и Богородице Казанской три рубли. Подьячей Гаврило Карпов приложил в дом Богоматери один рубль. 2 Августа Никита Бояркин приложил в казну Богоявлению безмен (2 фунта) воску, а из того воску выскана местная свеча Богоматери. 13 Сентября Якова Мохрова жена приложила Богородице в казну серьги маленькие серебреные с китайскими камешками. 22 Октября Посадский человек Илья Зубов приложил Богородице на церковное строение в казну постав камки семиланной. В феврале 1724 г. Троицкого монастыря монах Силвестр Богоматере в казну приложил два рубля, да кожан126 половинчатой, а тот кожан продан за семь гривен. В 1725 году, Кабанского острога Михайла Саватиева жена приложила Богородице серги сребряные, с финифтом, под золотом, в средине камешки красные с китайским жемчугом. Много было подобных Богородице Казанской вкладов и от других лиц – из коих последний значится в Апреле 1731 года от Устюжанина посадского Ивана Тихонова Иконникова и состоял в прикладе церкви Богоявления Господня и Богородице Казанской пуда воску.

Отсюда можно заключать, что при Соборе Богоявленском в 1722 году был особенно Чтимый Образ Казанской Богоматери, и, конечно, тот самый, который доныне, яко Чудотворный, чествуется Жителями Иркутска, и окрестными селениями. Но, к сожалению, мы еще не открыли, когда, кем и откуда внесен этот Образ в Иркутский Кафедральный Собор. Сочетание же слов жертвователей, что они вносят свои вклады, к церкви Богоявления Господня и Богородице Казанской, ведет к тому заключению, что новый каменный Собор предполагался двухпрестольный во имя Богоявления Господня и Казанской Божией Матери. Но на каком основании, коль скоро зимний отдел храма был окончен постройкою, освящен он 12 мая 1724 года, во имя Первоверховных Апостолов Петра и Павла, тогда как разрешение у Тобольского Митрополита было испрошено на построение храма Богоявленского, а народное усердие выражалось в желании видеть при Соборе еще храм Богоматери в честь Иконы Ее Казанской? – Или Митрополит Феодор, в бытность свою в Иркутске, дополнил первое свое распоряжение личными указаниями, чтоб храму быть начально во имя первоверховных. Апостолов Петра и Павла, или, освящавший храм Петра и Павла иеромонах Корнилий руководился советом Святого Странника Иннокентия, в это время уже проехавшего чрез Иркутск за Байкал, и, без сомнения, не без особенного воззрения на новостроющийся в Иркутске вторый (после Спасского) каменный Собор.

Святый Иннокентий, по принятии управления Иркутскою Епархиею, предпочитал служить в освященном при новом Соборе зимнем отделе во имя Первоверховных Апостолов Петра и Павла, как более поместительном, чем прежний Спасский Собор, не имевший еще в то время пристроенных в посоедствии Приделов. Но особенною заботою Первосвятителя было достроить холодный отдел нового, Собора, предназначавшийся во имя Богоявления Господня. И вот что в показание этой заботливости, представляет упомянутая нами приходорасходная книга:

В 1727 году подрядчиками Петром Пахаевым, Васильем да Иваном Кирпишниковым, Посадским человеком Иваном Корюкиным да служилым Иваном Поповым, поставлено кирпичей, первым 30 т., вторым 20 т. и последними 20 тысяч, по 3 рубля за тысячу.

В следующем 1728 году плачено за возку кирпичей с заводов нa место постройки Павлу Кучумову до 50 тысяч, и Федору Максимову за 40 тысяч, по 24 к. с тысячи.

В 27 день Августа тогоже 1728 года выдано подмастерью каменного дела Василью Гаряеву 15 рублев.

Декабря 3 числа 1730 года Посадский человек Петр Пахаев взял на себя у старосты Дементьева подряд сделать на своем заводе для церковного строения 55 т. кирпичу доброго на сроки к 20 числу Июля будущего 1731 года 3 т., а остальные 25 т. к 15 числу Августа. Мера кирпичу: длина полсема (6) вершка, широта З вершка, толщина 1 вершка, цены рядили с каждой тысячи по два рубля с полтиною. В случае же непоставки к сроку кирпичей, подрядчик обязывался сделать их вдвое.

12 числа того же месяця принял на себя подряд поставить такое же количество кирпичу и на тех же условиях Иркутский служивый Василий Гилишев.

23 Декабря на тех же условиях взял подряд на 12 тысяч кирпичей Иркутский служивый человек каменщик Афанасий Курносов.

17 числа Января следующего 1731 гуда Посадский человек Семен Ефимов Ракин подрядился сделать к Ильину дню 20 тысяч кирпичу доброго красного по той же цене, по 2 р. 50 к. за тысячу.

20 числа Января Посадские люди Иван Михайлов Мальцев и Леонтий Данилов Ярыгин подрядились на тот же срок и по той же цене доставить 10 т. кирпичу.

Апреля 7 числа 1731 года, вышеупомянутый Павел Кучумов подрядился возить кирпич из-за полисаду от кирпичных сараев Пахаева уже не по 24 копейки, как прежде, а по две гривны с тысячи. Последним сроком было 1-е число Октября 1731 года.

Июня 16 числа 1731 года Василий Гаряев подрядился у старосты Соборной Богоявленской церкви Андрея Дементьева робить на олтаре четыре перемычьки с четырех сторон ради утверждения шеи и главы, а та шея вывести выше кровли на аршин, а рядил за работу десять рублев из готового товару.

В 23 день Августа того же 1731 года Яренчены Дмитрий да Андрей Тучнолобовы подрядились у Соборного старосты у Андрея Дементьева покрыть на олтаре Богоявленской церкви кровлю двойным тесом, добрым мастерством безохульно, а за работу рядили двадцать рублей, и деньги все наперед взяли,

Вожен тес на крышу алтаря, от возки дана Василью Рыбину полтина.

Пояснение при сем прилагаемых снимков с почерков

1. Святителя Иннокентия Кульчицкого.

2. Митрополита Филофея Лещинского (в схиме – Феодора).

3. Митрополита Антония Стаховского.

4. Архимандрита Антония Платковского.

5. Архимандрита Селенгинского Мисаила столетнего.

6. Игумена Нафанаила, до определения в Нерчинский монастырь, бывшего Духовника Святителя.

7. Корнилия, Духовника Святителя после Нафанаила.

8. Священника подгородной Китойской церкви Григория Иванова (Громова) прадеда автора сей книги.

9. Comes Sawa Wladislavitz (графа Саввы Владиславича).

10. Князя Михайла Долгорукова Губернатора Сибирского (жившего в Тобольске).

11. Михайла Измайлова, последнего Иркутского Boeводы (которых заменили с 1731 года вице-губернаторы).

Снимок почерков святителя Иннокентия и некоторых современных ему лиц

* * *

123

Деревня Максимонская

124

От этого Ушакова получила свое название речка Ушаковка, близ которой он жил, и на которой имел мельницу.

125

И убожество. Но это слово в отпуске с письма зачеркнуто.

126

Кожаном в Иркутской губернии называется верхняя одежда из кожи выделанной в виде ровдуги.


Источник: Начало христианства в Иркутске и святый Иннокентий, первый епископ Иркутский : Его служение, упр., кончина, чудеса и прославление : С литогр. раскрашенным изображением Святителя, и со снимками с почерков его и некоторых современных ему лиц / [Кафедр. прот. Прокопий Громов]. - Иркутск : тип. Окр. штаба, 1868. - [8], 408 с.

Комментарии для сайта Cackle