Распечатать
Скачать как mobi epub fb2 pdf
 →  Чем открыть форматы mobi, epub, fb2, pdf?


Поучения сердца моего

Часть 1

   

Содержание

    Предисловие к русскому изданию
    Предисловие
Слова Святая молитва Искушение человека с восьми сторон Искушение сзади Искушение спереди Искушение слева Искушение справа Искушение сверху Искушение снизу Искушение извне Искушение изнутри Правая вера румынского народа Двенадцать ступеней греха Семь причин греха Слово на начало великого поста, 1986 год О любви к Богу Два естества во Христе Об обманчивых снах и видениях О вере Рассказ о действенной вере Будем остерегаться видений Рассказ об одном ложном видении Вне церкви нет спасения Об апостолах и церковной иерархии Об исповеди О рассудительности О стойкости Себялюбие Добрый совет Как читать священное писание Молитва о мире Слово на погребение отца Каллиопия (Апетри), май 1978 года Притча о немилосердном богаче и нищем лазаре Рассказы Беседа в поезде Подвиг и милостыня Должен ли монах подавать милостыню? Есть ли какая-нибудь уважительная причина для того, чтобы копить деньги? Так Бог говорит с нами История священника Илия Роль женщины в семье, обществе и церкви Диалог с сектантом Диалог с иеговистом О пятидесятниках О колдуньях и гадалках О непостижимых судах божиих О послушании родителям и чуде святой литургии Беседы с отцом Иоанникием Беседа 1. О браке и обязанностях супругов и детей 1. Как молодёжи готовиться к браку? 2. Каковы канонические правила, которым должен отвечать христианский брак? 3. Каковы степени родства, препятствующие заключению брака? 4. Может ли священник в исключительных случаях сам принять решение о том, чтобы разрешить родственникам вступить в брак? 5. Сколько раз Церковь разрешает вступать в брак? 6. Какова евангельская цель христианского брака? 7. Какой грех совершают те, кто живут невенчанным браком и имеют детей? Что им делать, чтобы спастись? 8. Как нужно выбирать крёстных для Крещения и посажённых родителей для Венчания и каковы обязанности восприемников по отношению к своим духовным детям? 9. При каких условиях Православная Церковь допускает развод? 10. Какие канонические основания имеются для развода? 11. Чему учат нас святые отцы касательно рождения детей? 12. Что делать супругам, чтобы иметь хороших и здоровых детей? 13. Каковы главные обязанности родителей по отношению к детям, согласно Священному Писанию? 14. Каковы обязанности детей по отношению к родителям, по учению Священного Писания? 15. Как учат святые отцы о душе? Каково происхождение души и когда она соединяется с телом? 16. В чём заключаются образ и подобие Божие в человеке и в какой его части они располагаются? 17. Почему аборт считается убийством и так решительно осуждается Святой Церковью? 18. Какую епитимию назначили святые отцы женщинам, идущим на аборт или убеждающим других совершить этот страшный грех и помогающим им в этом? 19. Где пребывают души убитых во чреве младенцев и какой будет их участь на Страшном Суде? 20. Как остановить этот страшный грех детоубийства, свирепствующий сегодня во всём мире? 21. Может ли Святая Церковь согласиться на планирование рождаемости по социальным причинам, каковы голод, болезни, нужда и т. д.? 22. Какие последствия аборта тяжелее всего для тела и души? 23. Что делать беременной женщине, если муж заставляет её сделать аборт? А если она тяжело больна и у неё много детей? 24. Что вы скажете о воздержании вообще? 25. Каков порядок воздержания (чистоты) и сожительства супругов? 26. Как искоренить грех блуда в среде наших верующих? 27. Как бороться со страстью пьянства в среде верующих и каковы самые страшные последствия этого тяжкого греха? 2. О молитве, слезах, духовничестве и обязанностях священников 28. Отец Клеопа, какова связь между страхом Божиим и любовью к Богу? 29. Как распределять нашу любовь между Богом, ближним и собой? 30. Сколько видов любви существует, согласно святым отцам? 31. Что такое крылья души, на которых она может достигнуть жизни вечной? 32. Каков самый большой дар, который мы должны принести Богу? 33. Как достигнуть познания Бога? Какой путь духовного познания самый высокий? 34. Какая молитва самая сильная, способная соединить человека с Богом? 35. Кто лучший учитель молитвы? 36. По какой причине мы не можем сегодня молиться, как молились отцы в древности, и не имеем терпения на святой молитве? 37. Расскажите мне о кротости и смирении Господа. 38. Расскажите мне о совести. 39. Как стяжать мир сердца и совести? 40. В чём высшее богословие христиан? 41. Расскажите о любви к себе. 42. Какой совет вы дадите верующим и монахам об употреблении в пищу мяса? 43. Как очистить сердце от страстей? 44. Что такое плач и скольких видов он бывает? 45. Сколько видов слёз бывает и какие из них спасительны? 46. Каковы духовные делания ума, согласно святым отцам? 47. Каковы духовные движения ума? 48. Какова польза размышления о творении Божием? 49. Как христианину с большей лёгкостью восходить умом, то есть путём размышления, от тварей к их Творцу — Богу? 50. Какая молитва более всего подходит новоначальным монахам и мирянам? 51. Расскажите мне, пожалуйста, подробнее о том, что такое молитва ума и что такое молитва сердца, и как можно достичь чистой молитвы сердца? 52. Если мы не можем стяжать высокой молитвы сердца, сможем ли мы спастись одной устной молитвой и молитвой ума? 53. Чему учат нас святые отцы, говоря о сердце? 54. Как вы думаете, в наши дни есть ещё монахи или миряне, стяжавшие духовную молитву сердца? 55. Почему так велика сила смирения в сравнении с другими добродетелями? 56. Какие добродетели больше содействуют достижению совершенства — молитва, смирение или любовь? 57. Какую добродетель в их иерархии вы считаете величайшей? 58. Какую пользу приносит размышление о смерти? 59. Что вы скажете о верующих, посещающих монастыри? 60. Как подобает нам, монахам, вести себя с мирянами? 61. Хорошо ли принимать мирян на исповедь? 62. Какое из семи Таинств тяжелее всего совершать? 63. Кого из членов Церкви тяжелее всего исповедовать? 64. Каковы главные канонические условия для принятия кандидатов на рукоположение? 65. Каковы обязанности священников после рукоположения? 66. Что делать духовнику с клириками, совершившими грехи, препятствующие им продолжать священнослужение? 67. Какие наиболее важные советы вы даёте духовникам? 68. Как духовнику лучше рассчитать епитимию на исповеди? 69. Когда духовник соблазняется грехами исповедующихся, он подпадает под епитимию? 70. Каковы действия Святой Исповеди и Святого Причастия? 71. Какова участь душ, умерших исповеданными, но не выполнившим епитимию на земле? 72. Какова связь между научением и добродетелью? 3. Об ангелах, смерти, будущей жизни и страшном суде 73. Когда человеку даётся Ангел хранитель: при зачатии, рождении или в Святом Крещении? 74. Неверующие, язычники и еретики тоже получают от Бога Ангелов хранителей? 75. Каково предназначение Ангела хранителя в жизни верующего и как он ему содействует в спасении? 76. У христианина имеется также и злой ангел, следующий за ним всю жизнь? Какова цель злого ангела? 77. Как человек может избавиться от искушений злого ангела, то есть диавола, следящего за ним всю жизнь? 78. Когда христианин грешит по собственной воле, от него отходит Ангел хранитель? А когда совершает доброе дело, злой ангел отбегает от него? 79. Как христианину следует соработничать своему Ангелу хранителю, чтобы достигнуть Царствия Божия? 80. Как Ангел хранитель помогает душе в час смерти и до какого времени остаётся при ней после смерти? 81. Придёт ли на всеобщее воскресение Ангел хранитель человека? 82. Как радуются Ангелы на небесах о кающемся грешнике и как они печалятся, когда он грешит? 83. В чём высшая мудрость христианина? 84. Как понимать слова: поминай последняя твоя, и во веки не согрешиши (Сир. 7:39)? 85. Что мы понимаем под смертью? 86. Что мы понимаем под частным судом и где водворяются души людей после смерти? 87. Чем отличается рай от Царства Божия? 88. Какими свойствами обладает душа после смерти? 89. Узнают ли друг друга души праведников в раю? А грешников в аду? Какая связь существует между пребывающими в раю и аду и теми, кто находится на земле? 90. Как понимать слова Господа, когда Он говорит: Я иду приготовить место вам, и: в доме Отца Моего обителей много (Ин. 14:2)? 91. Почему Бог, ещё прежде рождения нашего знающий, кто спасётся, не принуждает человека идти путём спасения? 92. Как Церковь может помочь душам усопших после смерти? 93. Что такое воздушные мытарства, через которые проходят души после смерти, и сколько их? 94. Почему в некоторых краях усопших раскапывают через семь лет? 95. Какие признаки характерны для мощей святых? 96. Отец Клеопа, почему должен наступить конец света? 97. Когда будет конец света? 98. Какие из знамений, предваряющих Пришествие Христа на Страшный Суд, самые важные? 99. Что делать нам, христианам, чтобы обрести милость в день Суда Христова? 100. Как понимать апокалиптическое число 666, о котором говорится в Апокалипсисе, глава 13, стих 18? 102. Почему тела всех людей должны ожить на Страшный Суд? 103. Когда и где будет грядущий Суд? 104. По каким законам будут судимы все колена земные? 105. Поскольку праведные в раю уже спасены, для чего им воскресать из мёртвых и быть судимыми во второй раз в Последний день? 106. Почему на Страшном Суде исследуются только дела милосердия, а остальные дела нет, как говорит Евангелие от Матфея, глава 25, 31—46? 107. Скольких видов бывает христианская милостыня? 108. Какие дела вещественной милостыни самые великие? 109. Каковы дела милостыни душевной? 110. Какое дело любви к Богу самое великое? А в любви к ближнему? 111. Молитва о ближнем — это наш долг или дело милостыни? 112. Как может подавать милостыню бедный, которому нечего подать? 113. Должны ли монахи подавать материальную милостыню? 114. Каково значение милостыни для спасения души? Может ли милостыня заменить собой все остальные добродетели? 115. Почему сребролюбие, то есть любовь к деньгам, удовольствиям и имуществу, называется идолослужением? 116. Что такое эгоизм и как может христианин избавиться от него? 4. Иные назидательные слова 117. Отец Клеопа, что полезней всего в жизни для нас, монахов? 118. Какова духовная связь между молитвой и чтением священных книг? 119. Дайте мне совет касательно молитвы: иногда у меня есть время молиться, а помысл внушает мне сделать что-нибудь полезное, в другой же раз у меня нет времени, но хочется молиться. 120. Что понимать под молитвой, совершаемой «в духе и истине»? 121. Как мы можем достигнуть этой духовной молитвы? 122. Всякой ли молитвой мы можем достигнуть пламенной молитвы сердца? 123. Вы знали кого-нибудь из монахов или мирян, имеющих молитву сердца? 124. А мы, не достигшие в меру истинной молитвы, можем спастись? 125. Что вы скажете о воображении, которое неистовствует во время молитвы? 126. Чем человек выше всех тварей? 127. Можно ли тому, кто не исполняет всецело волю Божию, увещевать других к деланию добродетелей? 129. Где легче спастись монахам: в общежительном монастыре или в особножительном, в отшельничестве? 130. По уставу монашеской жизни, каковы канонические мотивы, по которым монах может уйти из родного монастыря, в котором принял постриг? 131. Если монах послан из своего монастыря в другое место, а он из него не уходит, это грех? 136. Старые монахи говорят, что сначала вы не хотели принимать рукоположение во священство. Кто убедил вас сделать это? 137. Сколько лет вы были настоятелем монастыря Сихастрия? 138. Каким для вас было послушание настоятеля Сихастрии? 139. Какие особые духовные радости были у вас в монастыре Сихастрия в годы молодости? 140. Какие монахи высокой жизни подвизались по 50 лет в окрестностях Сихастрии? 141. Вы когда-нибудь хотели уединиться в безмолвии на Святой Горе Афон? 142. В завершение этой беседы какие советы вы дадите тем монахам, которые знают и ценят вас? 143. Какой особый совет вы дадите ученикам вашего преподобия, которых вы воспитали и научили воле Божией? 144. Какое желание у вас ещё есть в душе? 145. Отец Клеопа, в заключение скажите и мне слово на пользу души. Беседы с паломниками Беседа с группой монахов и мирян Вопросы о вере Отличия между православной и римо-католической церковью Духовные советы Вместо заключения Школа мудрости  

 
Предисловие к русскому изданию
   Старец Клеопа — совершенно особый святой. Как все благодатные старцы, он обладал духовными дарами, за что был весьма любим народом. К нему ездили целыми автобусами, приезжали и из других стран. Народ всегда толпился у его кельи, а на похоронах к монастырю Сихастрия и вовсе нельзя было приблизиться. Но имелись у великого старца и другие таланты, редкие и уникальные — он был одарен от Бога феноменальной памятью и недюжинными умственными способностями. Поэтому какую бы книгу он ни читал, она запечатлевалась у него в уме, как на воске.
   И вёл Бог Своего избранника совершенно особым путём. Родиться ему определил в чистой, набожной, патриархальной крестьянской семье, где и понятия не было о грехе. Благочестивые родители и благочестивые братья и сёстры четверо из них, помимо старца Клеопы, станут монахами. Тесное общение со схимником с самого отрочества, научение монашеской молитве, приобщение к глубинной, духовной жизни. Начальная школа и с юных лет отшельничество в горах с отарой овец и чтение святых отцов каждую свободную минуту.
   В 15 лет будущий великий старец увидел предел своих желаний — монастырь Сихастрия, в 17 лет поступил в него. Послушание получил то же, что и дома, пастушеское. И снова овцы, овчарня, костёр и чтение святых отцов. В лесах встречи с отшельниками-исихастами, которыми изобиловали карпатские дебри, беседы с ними. И так ещё 13 лет, в течение которых будущий старец-самоучка сделался одним из образованнейших богословов XX века. Он как никто знал наизусть Священное Писание, множество творений святых отцов и огромную совокупность канонов Православной Церкви. И в ответ на любой вопрос он всю оставшуюся жизнь тут же с лёгкостью приводил аргументы сразу из трёх областей: Священного Писания, святых отцов и канонов Церкви.
   В 30 лет будущий старец будет призван из лесу сразу на настоятельское служение — он, никому не ведомый пастух, в котором даже монастырские братия не подозревали ничего особенного. Затем будет расцвет его настоятельства, гонения атеистических властей, начавшиеся после войны, и снова отшельничество, снова лестные дебри, голод и холод. Затем в 1964 году будет послабление гонений, возвращение в монастырь — замечательные проповеди, духовничество и популярность старца, возраставшая лавинообразно.
   Свидетелями уникальных талантов великого и любимого румынского духовника станем сегодня и мы, читающие эту книгу. И надо признаться, что поспеть за старцем Клеопой бывает нелегко: цитаты, которые он с лёгкостью приводит на память, трудно бывает отыскать и при современных возможностях поиска с использованием компьютерных технологий! Однако, как это ни удивительно, в результате старец Клеопа всегда оказывался точным в своих ссылках.
   Не менее важна чистота православного учения, которое преподаёт нам мудрый старец. Это особенно ценно сегодня, в наш век смешения всего и вся, когда даже искушённым читателям нелегко бывает отделить зёрна от плевел.
   Наконец, в книге старца Клеопы мы узнаем много нового, как это ни удивительно. Нам теперь кажется, что о Православии уже написано всё, однако здесь мы увидим, что это не так. Есть много таких творений святых отцов, которые ещё не переведены на русский язык и которые цитирует старец. В них содержатся очень важные истины, поэтому книга эта вносит определённую новизну в наш кругозор.
   Напомним также, что большинство текстов, содержащихся в данной книге, были записаны на магнитофон поклонниками старца. Это устная речь старца, живая и тем более ценная.
   В настоящий том вошли 3 выпуска из серии «Нам говорит отец Клеопа», изданные румынским монастырём Сихастрия, где и подвизался старец. Всего в серии 18 выпусков: первые 3 уже вышли на русском языке одной книгой под названием «Ценность души» (М., 2014), а остальные 12 ещё ждут своего часа.
   Благодарим монастырь Сихастрия за безвозмездное предоставление авторских прав на издание настоящей книги. Благодарим всех, кто помог сохранить и донести до нас бесценные слова великого румынского старца. Благодарим старца Клеопу за мудрые наставления. Да пребудут его святые молитвы со всеми читающими эту книгу.
Предисловие
   Благодатью и благословением Благого Бога, трудами досточтимого архимандрита Иоанникия (Бэлана) широкому кругу читателей, и в первую очередь священникам и православным верующим, предлагается третий том книги «Ne vorbeçte Pärintele Cleopa» ["Нам говорит отец Клеопа"].
   Воспитанный в атмосфере исихазма, от Бога одарённый интеллектом и памятью, просвещёнными Духом Святым, отец Клеопа, словно живительный родник, более полувека поит души, жаждущие Бога, словами Священного Писания, поучениями из творений святых отцов, отеческими советами и наставлениями. Самый великий духовник нашего времени, он, подобно драгоценнейшему камню, сияет в венце славы Румынской Православной Церкви.
   Отец Клеопа обошёл всю Святую Землю, там благоговейно преклонял колени, молился и лобызал следы ног Спасителя; он совершенствовался в духовническом служении и исихастском делании, собирая прекраснейшие цветы православной духовности и подвижничества на Святой Афонской Горе; он окормляет и назидает иерархов, иереев и ведущих православных богословов, вразумляет людей иных вероисповеданий, приезжающих к нему со всех уголков света, но более всего учит толпы верующих, каждый день стекающихся к нему в монастырь Сихастрия со всех концов нашей Румынской земли.
   Круг познаний отца архимандрита Клеопы огромен и богат, и это находит отражение в настоящем томе, где он трактует такие богословские темы, как вера и любовь к Богу, почитание Пресвятой Богородицы и апостольское преемство.
   Как великий духовник, его преподобие предлагает читателям свои мудрые советы и оригинальные рассказы, а также наставления касательно поста и исповеди.
   Автор настоящей книги — опытный апологет и пламенный борец за чистоту православной веры. Это явствует из его приводимых далее бесед с адептами сект свидетелей Иеговы, пятидесятников и различных неопротестантских культов, где он авторитетно и с прекрасным знанием дела вскрывает различия между учением Православной Церкви и этих сект, а также римо-католическим учением. Увенчивает же книгу наставление о том, как читать и объяснять Священное Писание — источник Божественного откровения.
   В нашем лице читатели выражают слова огромной благодарности и признательности как автору, так и неутомимому труженику — досточтимому архимандриту Иоанникию (Бэлану), собравшему эти редкостные духовные сокровища в ходе беседы с без малого девяностолетним старцем Клеопой. Он составил из них три тома1, взял на себя труд по их изданию и тем самым предложил широкому кругу читателей эту подлинную сокровищницу нашей православной духовности и опыта.
   Благословляем архиерейским благословением как авторов, так и читателей настоящей работы.
   20 июля 1996 года
    ИОАКИМ, епископ Хушский


1    Со временем число этих томов росло, и в 2012 году их стало уже 18. (Примечания без подписи составлены переводчиком.)

Часть 1

Помощь в распознавании текстов