С. Девятова

Источник

Новгородские подвижницы

Старица Мария (Новгородская) (1808–1918 гг.)

Старица Мария родилась в 1808 году в благородном семействе и, не давая обета иночества, жила, как монахиня, с юности посвятив себя служению Богу. По рассказам современников около 30 лет скиталась Мария по Тихвинским лесам, пока её случайно не нашли пастухи. Они и рассказали людям о подвижнице.

Вскоре старица поселилась в Троицкой Слободке в городе Новгороде. Она помогала бедным, приносила хлеб, муку, чай и даже кофе. Особенно старалась старица помочь бедным многодетным семьям, принесёт чай, сахар, сдобы и скажет: «Попейте горяченького чайку и деток напойте, вам будет веселее». Часто жители Троицкой Слободки находили в коридорах хлеб, муку, крупу и разную провизию. Прозорливая старица, раздавала всё, что ей давали. А к ней за помощью обращались люди разных сословий, по её молитвам исцеляли больные, налаживалась торговля у разорившихся купцов.

Из воспоминаний Вл. Мусатова: «…Старица молилась, трудилась, забывая о пище и сне, отдавая все подносимые ей средства на устроение храмов… Были случаи, когда старица снимала тяжёлую порчу, предотвращала дурные случайности, многие исцелялись по её молитвам… Знавшие Марию Михайловну, запомнили несколько излюбленных и часто повторявшихся ею речений: «У меня ничего нет, всё чужое, не моё, Божие». При жизни она любила напоминать: «Страшен суд Твой, Господи!» А незадолго до своей кончины говорила посещавшим её людям: «Простите меня, благословите меня, молитесь за меня»».

Когда старица стала совсем немощной, то перебралась в келью гостиницы Десятинного монастыря 50, где и прожила последние шестнадцать лет. В монастырь к прозорливой старице приезжали не только верующие из Новгорода и его окрестностей, но и из Петрограда, Москвы, Одессы и других городов России.

Из воспоминаний духовного сына старица Марии: «С первых же минут знакомства с Марией Михайловной я был поражен, прежде всего, тем, что, не зная совершенно меня, она сумела сказать, где я служу, кто я такой и кто мои сослуживцы…

До последних своих дней она жила своими трудами: шила арестантское белье без очков, равно на лазареты и больницы для больных и раненых воинов, днем работала, а ночь стояла на молитве, не снимая с себя железных вериг, врезавшихся в ее старческие плечи и грудь.

Для доказательства прозорливости старицы Марии Михайловны приведу несколько фактов, подтвержденных очевидцами.

В Новгородском Духовом монастыре имеется старинное деревянное распятие, которое находилось под землею несколько столетий; его нашли благодаря Марии Михайловне в то время, когда еще никто не подозревал о существовании этого креста, хотя старица не раз говорила, что в монастыре глубоко запрятана великая святыня, но надо ее усердно поискать. Игуменья с сестрами не знали и не могли догадаться, о какой святыне говорила старица. Под монастырскою церковью находилась кладовая, куда складывали пустые мешки. И вот понадобилось очистить ее, где, к изумлению инокинь, нашли крест – старинное распятие, по словам старицы, сделанное около 700 лет назад. Для обновления живописи позвали живописца, который никак не мог приступить к делу, чувствуя, что невидимая сила лишила его работоспособности. Тогда живописец вспомнил, что 7 лет как не говел. Немедленно исполнил он христианский долг и, удостоившись св. причастия, после строгого говения его реставрация вполне удалась.

Старица Мария высоко чтила святые иконы и часто указывала места, где разыскать заброшенные иконы… Однажды приехал к ней за хозяйственным советом юноша из деревни. Старица выслушала его охотно, и потом и говорит: «Скажи матери, чтобы она грязные горшки не покрывала иконами». Когда он приехал в родительский дом и передал слова старицы, то мать ответила, что она покрывает горшки закоптелою доскою, которая оказалась древнею иконою XVII века. Сын с благоговением вставил ее в киот и … святое изображение, само собою, стало проясняться и обновляться…

Ежегодно в июне месяце Мария Михайловна пешком ходила из Новгорода в Тихвин, к празднованию Тихвинской иконы Божией Матери на крестный ход 51. Летом 1901 года она по обыкновению пошла в Тихвин в числе нескольких паломников, не знавших дороги. Старице эти места были хорошо знакомы. Вдруг в лесу она остановилась со словами: «Мы идем не той дорогой – надо возвращаться». Отошли порядочно назад и, после короткого отдыха, старица вновь повела по прежней дороге. Дошли до того места, откуда свернули в первый раз, и видят убитого человека. Значит, старица провидела, что было идти опасно, а потому вернулась назад, ко спасению других от руки злодея…

У одного богатого Петроградского купца пошли так плохо торговые дела, что он, по слабости души, решил покончить с собою и написал даже завещание. Знакомые не раз уговаривали его посетить Марию Михайловну, которую никто ни о чем не предупреждал. Купец отправился в Новгород. Дело было в воскресенье. Старица молилась в церкви. Купец вошел в храм и, не зная Марии Михайловны в лицо, хотел пройти мимо старицы. Вдруг она ему поклонилась со словами: «Ну, что ж, закати пулю в лоб, будет хорошая лошадь сатане». Эти слова молодого человека как огнем ожгли. В келье она долго беседовала с ним, уча его, как надо жить по-христиански… (Вскоре купец разбогател.)

Многие излечивались по ее святым молитвам. Например, жену одного из новгородских священников Мария Михайловна излечила от болезни после того, как по приговору докторов, «ей ничем более помочь нельзя было».

Другой чудесный случай произошел с дочерью Петроградского купца Н.И.К.; она была так тяжело больна, что доктора сомневались в ее жизни; отец поехал в Новгород к Марии Михайловне и выслушал из ее уст совет – бросить лечение, с обещанием молиться за болящую отроковицу. Вскоре больная выздоровела.

Родная сестра ее, блаженная Анна, погребена в Петрограде, на Смоленском кладбище, и могила ее пользуется известностью и почитанием. Часто здесь служатся панихиды…

Да будут из века в век памятны имена великих страстотерпиц, готовых всегда «положить душу за други своя» и соблюдающих завет апостола, сказавшего людям, что «все минет – одна любовь не прекратится» (1Кор. 13:8)».

В 1914 году старица начала молиться за семью Романовых и предсказала, что ей предстоит встретиться с императрицей, однако ей не поверили. Говорила она необходимо передать старорусский образ Богоматери Царю Николаю. Когда началась первая мировая война, и русская армия стала терпеть одно поражение за другим, вспомнили старицу, сделали копию иконы. Эту икону 6 июля 1915 года торжественно, крестным ходом встречали в Царском Селе. Стояли в почетном карауле войска, прибыла вся царская семья… Император не оставил чудотворный образ в домашней церкви, а распорядился хранить его в 4-м стрелковом полку.

В 1916 году 107-летнюю старицу в келье Десятинного монастыря посетила Императрица Александра. Из воспоминаний фрейлина Императрицы А.А. Вырубовой: «В начале декабря 1916 года Её Величество, чтобы отдохнуть душою, поехала на день в Новгород с двумя Великими Княжнами и маленькой свитой, где посетила лазареты, монастыри, и слушала обедню в Софийском соборе… В Новгороде огромная толпа народа восторженно встречала Ее. При звоне колоколов старинных церквей Государыня шествовала, окруженная любящим и ликующим населением, посещая святыни и больных и раненых воинов. До отъезда Государыня посетила Юрьев и Десятинный монастыри. В последнем она зашла к старице Марии Михайловне, в ее крошечную келью, где в тяжелых веригах, на железной кровати лежала много лет старушка. Когда Государыня вошла, старица протянула к Ней свои высохшие руки и произнесла: «Вот идет мученица – Царица Александра!» Обняла Ее и благословила. Слова эти глубоко запали мне в душу…»

Царица Александра после посещения старицы написала Государю в Ставку: «Она лежала на кровати в маленькой темной комнатке, а потому мы захватили с собой свечку, чтобы можно было разглядеть друг друга. Ей 107 лет, она носит вериги (сейчас они лежат около нее), – обычно она беспрестанно работает, расхаживает, шьет для каторжан или солдат, притом без очков, – никогда не умывается. Но, разумеется, никакого дурного запаха или ощущения нечистоплотности, – она седая, у нее милое тонкое овальное лицо с прелестными молодыми лучистыми глазами, улыбка ее чрезвычайно приятна. Она благословила и поцеловала нас. Мне она сказала: «А ты, красавица, тяжелый крест, не страшись (она повторила это несколько раз) – за то, что ты к нам приехала, будут в России две церкви строить» (она повторила это дважды)».

Из воспоминаний духовного сына старицы: «В 1916 году, 11 декабря, наш Великий Новгород посетила Императрица Александра Феодоровна с дочерьми своими… С вокзала они проехали в Софийский собор и, побывав еще в других святых местах, проехали в Десятинный женский монастырь в 2 1/2 часа дня, где проживала блаженная старица Мария. Побывав в церкви во имя великомученицы Варвары, Государыня зашла в покои игуменьи монастыря, а затем проследовала к старице Марии Михайловне, которая, будучи больною, лежала в кровати, но при входе Государыни с великими княжнами старицу посадили в кровати. Зайдя в ее келью, Государыня подошла к кровати больной и поцеловала старицу. Старица спросила Государыню: «Ты ли матушка-царица?» Государыня ответила: «Я царица». Старица подала ей красное яблоко со словами: «Люби батюшку-царя, не обижай его; ему очень трудно; да вот свези ему от меня яблоко… Затем взяла Императрицу за руку, чтобы поближе подошла и на ухо предупредила ее, чтобы береглась 1-го марта 52. Императрица спросила: «Что же? Чернь будет бунтовать?» Старица ответила: «Будет большая каша». Про эту «кашу» старица мне лично и раньше многое что рассказывала… Все на прощание подходили к старице, целовали ее, а Императрица очень плакала. Старица всех их благословила иконами. За два года до того старица предупреждала сестер нашей обители, что к нам приедет царица, но ни одна из них не поверила, не придавая значения ее словам, а когда предсказание сбылось, тогда припомнили о словах старицы. Келью ее посещали также князья Иоанн Константинович и Андрей Александрович; старица велела им служить верою и правдою Царю и Отечеству, во всем повиноваться».

29 января 1917 года, в 3 часа утра игуменья Людмила зажгла свечу из Иерусалима около умирающей старицы, сестры читали акафист и отходную, через час свеча догорела до конца, и старица Мария отдала душу свою Господу. Перед гробом поставили икону – подарок Императрицы Александры после посещения Новгорода. На ней были изображены святые Александра, Ольга, Мария, Татьяна, Анастасия, а так же подписи государыни и ее дочерей. Кипарисовый гроб после многочисленных панихид опустили в подцерковье (подвальное помещение) собора Десятинного монастыря, где еще в апреле 1913 года был устроен придел в честь Старорусской иконы Божией Матери.

По свидетельству современников в день блаженной кончины старицы исцелилась раба Божия Александра из Петрограда. У неё очень болела рука. Она прочла псалтирь во имя старицы, приложила больную руку к веригам старицы, которые лежали «при гробе», с полною верою в силу молитвы старицы и получила исцеление.

Блаженная старица Варвара (Трофимова)

Блаженная Варвара родилась предположительно 1907 году в д. Горушко Новгородской губернии в семье сапожника Григория Трофимова. Мать Варвары, Анастасия Багрова, вторая жена отца, имела четырех сыновей и четырех дочерей, Последняя – Варвара, была крещена в д. Ефимово. При крещении священник сказал: «Эта – сразу с крестом». (Девочка родилась слепой.)

Из воспоминаний архимандрита Агафангела (Догадина): «…Голосом народа – гласом Божиим – была названа «старицей» наша матушка Варвара. И когда спрашивают, какие у нее заслуги перед Богом и добрые дела перед людьми, я отвечаю: целомудрие (чистота духовная и телесная), смирение, худоба (телесная истощенность), монашеский облик (белая лицом, словно просфора), более того, строжайшая постница (в понедельник, среду и пятницу ничего не ела), удивительная утешительница народа, приходившего к ней с разными печалями и душевными язвами …

Младшая в семье, оставшаяся без матери в возрастe пяти лет, а без отца в одиннадцать. Варвара лишь непродолжительное время пользовалась приютом старших сестер. Вскоре, дабы не становиться обузой, пошла, жить по добрым людям да церковным богадельням, нигде подолгу не задерживаясь. Много раз посещала она прославленные обители святой Руси, как, например, женский монастырь в Эстонии, который окормляла тогда игуменья Варвара, а еще раньше, до назначения последней, встречалась с юродивой монахиней Екатериной, они подолгу беседовали о спасении, Иисусовой молитве и о многом другом, о чем ведомо только Богу. Была странница в Литве, в мужском монастыре, где почивают нетленные мощи преподобномучеников Вильнюсских – Антония, Евстафия и Иоанна. Много раз навещала Псково-Печерскую обитель. Там к Варваре приходили за советом, там она получала пищу и ночлег. Архимандрит Алипий просил ее святых молитв в дни больших искушений обители… Матушка Варвара всех утешала, говоря: «Никого не бойтесь, вы под Покровом Матери Божией. Радуйся, Обрадованная, во успении Твоем нас не оставляющая». Авва Алипий проявлял великодушие к Варваре, почитал ее искренне и глубоко, и разрешал иногда, при большом стечении народа, побеседовать, дать наставления паломникам… Часто приходилось матушке Варваре менять место жительства, терпеть от злых людей: не раз по их навету вызывали еe в милицию, но видя ее кроткий, незлобивый нрав, отпускали.

Во время войны она ходила по деревням, собирала милостыню, кормила раненых и сирот. Она называла тогда себя «лесной птицей». Идя лесом, много раз встречала волков и диких кабанов. В эту опасную минуту она пела: «Заступница усердная, с нами Бог», и звери обходили еe стороной.

Постоянный приют обрела Варвара 12 лет назад в Старой Руссе. Мы выделили ей небольшую келью при нашей богадельне… Сюда за советом к ней потянулись люди, и всем она говорила: «Господи, спаси всякую душу»…

…Она… наделена была даром прозорливости. Узнав о назначении на высокий пост одного священника, вздохнув, матушка произнесла: «Ни голоса, ни волоса, ни духа, ни слуха. Вырастут гусиные крылья и улетит»… Через год упомянутый священник был уволен, потом запрещен в служении, бросил семью и занялся торговлей…

На церковных службах старица присутствовала всегда. На память знала акафисты, псалмы, стихиры, часы и многие ирмосы канонов. Хорошо знала чин «како подобает пети дванадесять псалмов особ». И если что-либо при пении пропускали, комментировала: «Евши горох, не разжевали»…

Приходящие в лице матушки находили настоящий кладезь мудрости….Она видела все – и видела лучше зрячих…

Прихожане Георгиевской церкви по сей день помнят, как приводили ее, уже больную и немощную, в храм к началу богослужения, Сидя в уголке перед Старорусской иконой Божией Матери, скрестив на коленях свой худенькие, почти прозрачные руки, она неслышно, одними губами молилась за всех – за себя, за вас, за наш богоспасаемый город и всю Россию…

Старица Варвара с одинаково чистым расположением сердца обращалась и со своими духовными детьми, и с закоренелыми грешниками: кому крестила головы, кого призывала «целовать пост», т.е. принимать пост как лекарство для обуздания плоти и для приобретения дара рассуждения…

Она и умирала мужественно: тихо, без слов, но с молитвой в слепых глазах. Так мирно отходят только истинные праведники.

Она прожила на свете свыше 90 лет, и каждый год по тяготам телесным и беспрестанности духовной брани можно считать «фронтовым».

Матушка задолго до своей кончины пророчески предсказывала, что преставится ко Господу на пасхальной неделе. Размышления о смерти были одной из ее добродетелей. Она делилась ими со всеми, ибо эти мысли содействовали обилию благодати, силой, которой мы трезвеем душой и подвергаем переоценке ценности нашей земной жизни.

Завершая рассказ о блаженной старице Варваре, трудно поставить точку: ее святой, славный путь однажды только начался на земле, а конца ему нет. И не будет. Ибо он пролегает теперь на царских небесных твердях. Для глубокого почитания старицы, чтобы стала она нашей молитвенницей, вспомним здесь слова святого Иоанна Богослова – зрителя неизреченных откровений, когда он предстоял своей душой во граде Вечной Пасхи – Иерусалиме, видя особую честь, возданную девству: «И взглянул я, – пишет он в Откровении, – и вот. Агнец стоит на горе Сионе, и с Ним сто сорок четыре тысячи, у которых имя Отца Его написано на челах». Евангелист слышал песнь, звучавшую перед престолом: «и никто не мог научиться сей песне, кроме сих ста сорока четырех тысяч, искупленных от земли. Эти старцы суть девственники, не познавшие жен. Они идут за Агнцем, куда бы он ни пошел. Они искуплены из людей, как первенцы Богу и Агнцу, и в устах их нет лукавства: они непорочны пред престолом Божиим».

Господи, упокой душу блаженной старицы Варвары, со святыми упокой!

Высказывания блаженной старицы Варвары

Врач – лекарь, да и молитва не мешает, и преданность Богу нужна – то и другое пусть идeт вместе. Не понял – перемени лекарство. Молитесь, чтобы Господь надоумил: если не надоумит, верно, лучше для вас жить с больной головой. Помоги вам, Господи, поговеть в утешение и укрепление

Сей свет вам на волю дан…

Чтобы знать Бога, быть в откровении, надо иметь терпение, главное – терпение, через это открывается воля Божия.

Кость праведника не сокрушится. (Господь обязательно сообщит, где мученик почил, где ссыльный погиб, чтобы с почестью их погребли.)

Широкая всем дорога, а ум у каждого свой, вот и разбирайтесь…

Все добро у Бога, а вывел в мир – как в море: что наберешь, так и поплывешь

Если в доме хозяина нет, худо дому. Раньше была святая Русь, а теперь живу и всех боюсь. Не стало настоящего правления на Руси, и это Господь попустил так, потому что отошли от истинного христианства, забыли Бога. За что Ему нас любить? За что добро нам делать? Но и среди хаоса Он сохраняет тех, кто Ему не изменяет, заповедей не нарушает…

…Все хотят детей хороших, а какие мы сами? Что даем доброго им? Время злодеев, сыны прелюбодеев. Раньше детям на каждом шагу говорили: это можно, это нельзя. Сейчас родили, крестили, в мир пустили. Плывите в море по волнам своей воли! А кто хочет жить своей волей, тот все потеряет. Волей Божий скорби терпеть можно, а своей – и радости не впрок, конец будет, а Господь не забудет. Как умрем, спросят нас: кто был? что делал?

От Господа дана возможность исправления. Покайся и благодари Бога. Без скорбей и труда нет дорожки Туда. Ой, друзья мои, не надо увядать, а на Бога уповать: «Господи, помоги! И он Сам все покажет».

Блаженная Мария Старорусская († 1982 г.)

Из воспоминаний иеромонаха Пантелеимона (Ледина): «…Матушка происходила из простой благочестивой семьи и в шесть лет ослепла… Семьдесят лет прожила она в детской чистоте, не видя грязи окружающего мира, в постоянной молитве к Богу, которая стала истинным дыханием ее души. За эту-то чистоту даровал Господь матушке необыкновенную прозорливость, которая поражала всех, приходивших в ней. Она была удивительно скромна и ненавязчива, не вступала в разговор, когда ее не спрашивали, не обижала резкими выражениями и словами. Ощущение, что старица Мария видит тебя насквозь, никогда не покидало меня при встречах с ней. Не встречал человека, обладавшего большим даром прозорливости!

За столом она вела себя скромно и молчаливо, не участвую в общих беседах. Вкушала пищу на удивление мало…

На молитве она преображалась, всё знала наизусть, молилась ровно, негромко, и молиться с ней было радостно и легко. Мне рассказали, что любимое время для молитвы у неё была ночь: когда бы ни заглядывали к ней в келью хозяева, всегда видели молящуюся в красном углу. Когда матушка спала – никто не знал, по крайне мере, она никогда не ложилась, только перед смертью в последний год.

Общение её с Матерью Божией было постоянное! Часто мы слышали в ответ на наши просьбы: «Что же я могу? Ведь Матерь Божия отворачивается!» Рассказывали такой интересный случай. Одна женщина пришла матушке Марии просить благословения на отъезд, но, увидев матушку, лежащую на диване, подумала, что та спит, не стала беспокоить и ушла. Пришла на следующий день утром и как только переступила порог комнатки, услышала: «Вот молодец, что сегодня пришла в платочке, а то Матерь Божия мне сказала: «Посмотри, какая бесстыдница!»» У посетительницы мурашки пошли по телу.

Была зависть и злоба по отношению к ней, приходили милиционеры для проверки, но после общения с ней уходили в слезах: матушка обновляла им душу, раскрывала сердце для Бога…»

Из воспоминаний священника Владимира Степанова (с. Бронница): «Город Старая Русса, Лётный переулок, дом 7. В этом большом темно-зеленом доме жила раба Божия Мария… Старушка лет семидесяти, худенькая, малого роста, слепая – она была истинной избранницей Божией…Сподобился я участия в её отпевании и погребении её многотрудного тела. Это было 15 августа 1982 года.

Впервые я познакомился с матушкой, приехав в Старую Руссу со своим ныне покойном отцом, протоиереем Евгением Степановым, который весьма любил общаться с Божиими людьми. Точный год этого знакомства я уже и не помню.

В большом доме, разделенном на две половины, в одной из них была комната матушки, в которой был чудный большой образ иконы Старорусской Божией Матери, перед которым она молилась. Матушка мне говорила, что раньше ночью она спать не ложилась, а всю ночь до раннего утра пребывала на молитве пред иконой Царицы Небесной, а теперь, говорит она, устану – и прилягу.

Когда я приезжал из Пскова в Старую Руссу, то с вокзала шел в Георгиевский храм и, если успевал ещё застать окончание богослужения, то в храме, как правило, встречал матушку Марию, которую приводили в храм, и она молилась в уголке напротив чудотворно Старорусской иконы Богоматери. После службы мы шли к матушке домой.

Когда придёшь к ней, она благословит, а потом встаём на молитву; матушка молится Господу, Божией Матери обо мне, грешном. Молитва незабываемая: слёзы сами катятся из глаз, таких молитв в моей жизни больше не припомню. После молитвы матушка возьмёт масло из-под иконы и помажет маслом мне и голову, и сердечко, и горло. Затем на благословение даст несколько больших конфет, которые тоже лежали около иконы. Сидим на диванчике, она спросит: как дела? Всё выслушает и даст ответ на мои вопросы. Потом хозяйка, Екатерина – добрая простая старушка – покормит меня, попьём чайку. И снова на дорожку матушка помолится и благословит, и я покидаю «райский уголок».

Матушка рассказывала, как она стала слепой. Будучи шестилетней девочкой, она в своей избе качала в люльке младенце (то ли братика, то ли сестренку). При этом она смотрела на икону Святителя Николая, перед которой горела лампада. Матушка говорит своей маме: «Мама, лампадка гаснет!». Мать посмотрела на икону и лампаду и говорит: «Да нет, не гаснет, горит хорошо». «Мама, лампада погасла…» («А это не лампада погасла, а мои глазоньки закрылись».) Вместо телесного зрения Господь матушке даровал другое, духовное зрение.

Матушка очень почитала Святителя Николая и рассказывала мне, как он, явившись ей, говорил, чтобы она каждого приходящего к ней благословляла. Она говорила Святителю Николаю: «Как мне людей благословлять?» Он отвечает: «Как священники благословляют». Она отвечает: «Я слепая, не виду, как они благословляют». Тогда Угодник Божий говорит: «Как благословишь, таково и будет на приходящих благословение…». Матушка благословляла материнским благословением…

Матушка молилась за одного мальчика. Потом он чем-то заболел, и его повезли к бабке-ворожейке, но она отказалась что-либо над ним делать, сказав, что Манюшка за него молится, я ничего поэтому не могу сделать.. В сопровождение одной или двух, а иногда и более женщин матушка изредка совершала поездки по святым местам. Она ездила в Печёры, в Новгород – на память святителя Никиты, где я её однажды и встретил…

Матушка Мария – чистая, смиренная девственница, великая молитвенница, небожитель на земле, жившая у чужих людей по плоти, но у родных по духу, не имевшая ни своего жилья, ни документов, ни пенсии, нёсшая свой жизненный крест достойно, во славу Бога, который свою избранницу хранил на земле и по кончине ее многотрудного тела вселил её ангелоподобную душу во Царствие Небесном. И мы верим и знаем, что она ходатайствует о нас перед Господом и Царицей Небесной, чтобы и нам, грешным не лишиться вечного спасения.

Отпевание матушки возглавлял архимандрит Клавдиан (Моденов) его тело погребено в пещерах Псков-Печёрского монастыря), также сослужил ему и мой отец – протоиерей Евгений († 1991 г.) и родной брат моего отца – протоиерей Василий Серебряков, также уже почивший, и я в сане диакона…

Когда я бываю в Старой Руссе, то всегда посещаю могилку дорогой для меня матушки Марии и служу о ней панихиду. Я её поминаю в молитвах как старицу Марию, каковою она для меня, да и для многих других людей и была. Мир и тишина сходят на сердце во время молитвы о её душе и также живое ощущение того, что матушка слышит наши молитвы и взаимно тотчас молится о нас Господу и Богоматери. И в эти минуты ясно понимаешь слова Священного Писания, что наш Бог – не Бог мёртвых, но живых! Аминь».

Из воспоминаний духовной дочери старицы Марии, Александры: «У меня муж очень пил и ругался. Я хотела развестись с ним. Но Манюшка мне сказала: «Не смей расходиться – ему немного осталось жить!» И через два года он умер (болели легкие), а перед его смертью ко мне пришли и сказали: «Манюшка болеет, и никого не пускают к ней». Но я знала, что она меня считает за родственницу, и я сказала: «Завтра поеду – и мне все двери будут открыты». Я приезжаю – и действительно, начиная с калитки, в доме все двери открыты. Манюшка сидела на своем диванчике. Я у нее спрашиваю: «Почему у вас открыты все двери?» Она мне отвечает: «Ты так хотела – вот и открыты двери.

Для меня Манюшка была и наставница, и мать, и подруга. Скорбь моя по ней не проходит. Перед ее смертью я была у нее в среду, а в воскресенье она умерла. Мне сказала, что старость я свою буду доживать с Наденькой, с малой дочкой. Все её предсказания сбылись.

Она мне рассказывала такую историю: «Пришел Николай Чудотворец ко мне, сел на подоконник и не идет в дом. Я ему говорю: «Николай Чудотворец, проходи!» А он ответил: «У тебя была плохая женщина, а хозяйка пол не подмела»».

Еще Манюшка рассказывала, что она часто беседовала с Царицей Небесной. Царица Небесная назвала Манюшку «моей доченькой». Это мне сама Манюшка говорила.

А ещё был случай. Приехала к ней женщина на велосипеде, посидели, и та стала уезжать. Манюшка вышла провожать ее и говорит ей: «Накачай колеса, а то они на ободах». Женщина говорит: «Я с глазами не видела, а она слепая увидела».

Из воспоминаний рабы Божией Зои: «Матушка Мария видела духовными очами меня всю насквозь, ей было по милости Божией всё открыто. Царствие ей Небесное, вечная память. И я верю, что и там, в райских селениях, она помнит нас и молится о нас. Слава Богу, за всё!

Сколько я себя помню, Манюшка никогда не обижалась на свою жизнь. Почти каждый день порог нашего дома переступали разные люди. Каждый из них обязательно получал необходимую духовную помощь. А между такими встречами Манюшка проводила время в усердных молитвах.

Часто она не ложилась спать, а родным объясняла: «12 часов ночи нельзя проспать и 3 часа ночи нельзя проспать». А утром в 6 часов она опять молилась. Так и провела Манюшка всю свою жизнь в молитвах перед иконой Божией Матери.

Манюшка никогда не жаловалась на трудности. Только в конце её жизни мы услышали от неё: «Что-то стала головка кружиться». Когда мы говорили, что нас кто-то обидел, Манюшка говорила: «Прости его, Господи!» и молилась за того человека. Всегда наставляла нас молиться Матери Божией, просить помощи, заступления Царицы Небесной и как можно чаще читать молитву «Отче наш», ходить в церковь.

Присутствие матушки Марии в нашей семье придавало нам чувство спокойствия, благодати, святости. И сейчас, приходя на её могилку, мы получаем невидимую поддержку, уходим с облегчённой душой и спокойным сердцем».

* * *

50

«Десятинов Богородицкий монастырь». Обитель была построена в Новгороде на Софийской стороне у Псковской заставы. Это урочище в старину назвалось «десятиной», поэтому монастырь получил это название. Он был основан в Х111 веке княгиней Феодосией Мстиславовной, супругой Ярослава Второго и материю князя Александра Невского. «В 1923 г. монастырь был передан в ведение Новгородского музея, у которого не было возможности обеспечить его сохранность и реставрацию. Постепенно постройки начали разбирать на кирпич. Сегодняшнее состояние сохранившихся строений вызывает глубокую печаль и тревогу». (Н. Жервэ)

51

По преданию, эта икона была принесена греками из Ольвиополя (в районе Херсона) еще в первые времена христианства на Руси в город Старую Руccv Новгородской губернии, где находилась до XVII века. Во время эпидемий 1655 года одному жителю города Тихвина была откровение, что мор прекратится, если туда будет принесена чудотворная Старорусская икона, а Тихвинская икона будет отправлена г. Старую Руссу. После перенесения икон мор прекратился, но тихвинцы не вернули икону и лишь в ХVIII веке разрешили снять копию, которая 4 мая 1768 года была привезена в Старую Руссу. В честь этого события было установлено празднество. 18 ceнтября 1888 года в Старую Руссу был возвращен и подлинник и установлена вторая праздничная дата.. Икона была поставлена в соборном храме мужского Старорусского монастыря. Дни празднования 4/ 17 мая и 18 сентября / 1 октября.

52

Ночью 1-го марта 1917 года литерный поезд, идущий из Ставки в Царское, остановили в Малой Вишере. Царя уговорили повернуть его на запад, так как пригороды Петербурга оказались занятыми восставшими. Следующей ночью 2-го марта 1917 года под Псковом царя Николая II вынудили отречься от престола.


Источник: Православные подвижницы двадцатого столетия : [70 жизнеописаний, воспоминания современников, поучения, подвиги и чудеса, молитвы] / [авт.-сост. Светлана Девятова]. - Москва : Артос-Медиа, 2008. - 413 с. ISBN 978-5-9946-0013-9

Комментарии для сайта Cackle