Азбука веры Православная библиотека Жития святых Пустынница Фотиния в пустыне Иорданской



архим. Иоаким (Специерис)

Пустынница Фотиния в пустыне Иорданской

На нашем нелегком жизненном поприще мы нуждаемся в светлых примерах, которые бы вдохновляли нас, укрепляли в духовном подвиге, помогали идти по пути спасения. Жизнеописание пустынницы Фотинии, составленное афонским старцем конца XIX - начала XX века архимандритом Иоакимом (Специерисом), как раз и является таким светлым примером, имеющим огромную духовную ценность. Книга выдержала в Греции одиннадцать изданий. Мы надеемся, что и российский читатель по достоинству оценит историю подвижнической жизни пустынницы Фотинии.


Пролог

Высокопреосвященнейшего митрополита Касторийского Серафима


Святитель Василий, архиепископ Кесарийский, которого потомки назвали Великим и небоявленным, сокровищницей догматов и золотым соловьем Церкви, замечает следующее о женском монашестве: «У Христа воинствует и женский пол».

Рядом с монахами-воинами, вступающими ежедневно в бой «к началом и ко властем и к миродержателем тьмы века сего, к духовом злобы поднебесным», стоят и женщины, которые не отвергаются «за телесную немощь», но, по причине отличающего их духовного мужества, также вписываются «в воинство».

У нас есть не только мужи-монахи, прославившиеся в «земле непроходне и безводне» (Пс. 62, 2) и ставшие земными ангелами и небесными человеками, подобно учителю пустыни Антонию Великому и множеству преподобных Отцов по всей земле, но и жены, которые подчас оказались выше мужей: «Есть и такие, что даже более прославились».

Одни относятся к лику девственниц, другие запечатлели свою жизнь исповеданием имени Христова и страшным мученичеством, иные достигли через подвиг и юродство ради Христа высокой меры добродетели. Таким образом, «теми и другими совершалось служение Спасителю».

В это доброе воинство, как называет его Василий Великий, была сопричислена, в нем прославилась и достигла победы Фотиния, пустынница Иорданская, жизнь которой с таким старанием и нежностью представил нам блаженной памяти архимандрит Иоаким (Специерис) Святогорец. Читая книгу старца Иоакима, понимаешь, что эта жена, кроме стольких добродетелей и дарований – даров Всесвятого Духа, была наделена и дарованием духовного мужества.

(Фрагмент)


Содержание


Предисловие митрополита Касторийского Серафима. 9
Примечание Издателя. 13

ЧАСТЬ ПЕРВАЯ
Первый исход старца Иоакима в пустыню

ГЛАВА ПЕРВАЯ
По направлению к ближним местам Иордана


1. Отправка из монастыря святого Саввы; прибытие в монастырь аввы Герасима, его история. Игумен Пахомий. Островок в Иордане между двумя его рукавами. 17
2. Путь к Иордану, захватывающее описание островка. Чудо избавления от саранчи. 19
3. Чудотворное исцеление одной из жен палестинского Рауп-паши и данная Пахомию привилегия. 21

ГЛАВА ВТОРАЯ
На другом берегу
Встреча с таинственной личностью


1. Обед на иорданском островке. Переправа на другой берег. Блуждание по пустыне и странный голос. 23
2. Явление таинственного человека, его черты. Прибытие к маленькой пещере. 25

ГЛАВА ТРЕТЬЯ
Описание жилища и продолжение диалога


1. Вход в пещеру, описание предметов внутри нее. Беседа, полная откровений. 28
2. Первые расспросы о жизни. 30

ГЛАВА ЧЕТВЕРТАЯ
Происхождение, воспитание и образование пустынницы Фотинии


1. Родители, рождение, Крещение. 32
2. Смерть матери, нежная забота отца и начало обучения. 33
3. Отсутствие отца и болезнь Иоанна. 34
4. Совет врача переменить климат. Отъезд в Пирей через Смирну. 35
5. Прибытие в Пирей и обучение в школе. 38
6. Аттестат Греческой школы и поступление в гимназию. 41
7. Летние каникулы на Идре. Посещение святых обителей и желание монашеской жизни. 45
8. Возвращение в Пирей. Воспоминания о святой монастырской среде. 48
9. Путешествие в Константинополь. Поступление в Богословский институт на о. Халка. 50
10. Возвращение старца Иоакима из Переи. Посещение монастыря аввы Герасима. 51

ЧАСТЬ ВТОРАЯ
Второй исход старца Иоакима в пустыню

ГЛАВА ПЕРВАЯ
Продолжение путешествий и исканий пустынницы Фотинии


1. Пустынница продолжает повествование. 57
2. Прибытие в Афины и путешествие в Смирну. Возвращение в Афины и возрастание желания монашеского жития. 58
3. Обучение и слушание лекций на Филологическом и Богословском факультетах. Болезнь и смерть отца. Поездка в Салоники и мысль о посещении Святой Горы Афон. 61
4. Возвращение в Афины. Поездка на Кефаллинию. Посещение монастырей Кипуреев (Садовников) и преподобного Герасима. 63
5. В Александрии и Иерусалиме. 64
6. В монастыре святого Саввы и в женском монастыре Великой Панагии. 66

ГЛАВА ВТОРАЯ
Желание пустыни


1. Поездка во Святой град Иерусалим, в монастырь святых Феодоров, в Вифлеем, в монастыри святого Саввы и святого Георгия Хозевита, а также в пещерные келлни потока Хораф. 68
2. По следам преподобной Марии Египетской. Путь к Иордану. 70
3. Прибытие на скалу. Явление во сне преподобной Марии Египетской. 72
4. Трапеза в пустыне. 74
5. Радостный концерт. 76

ГЛАВА ТРЕТЬЯ
Продолжение божественного повествования


1. Поучительная перепалка. 78
2. Фотиния приводит в порядок внутренность пещеры и территорию вокруг нее. 81
3. Пища. 82
4. Распорядок дня и ночи. 83
5. Пещера краше царского дворца. 86
6. Место, в котором упокоилась преподобная Мария Египетская неизвестно. 86
7. Терпение одиночества. 87
8. О старце Варнаве. 88
9. Борьба с одиночеством. 89
10. Помощь Пресвятой Богородицы в борьбе с ненавистником добра диаволом. 90

ЧАСТЬ ТРЕТЬЯ
Плод духовной борьбы - мед покоя

ГЛАВА ПЕРВАЯ
«Чувство Духа»


1. Молитва «в чувстве сердечном». 95
2. Предназначение человека - вечная радость и нескончаемое веселие. 95
3. Человек становится счастливым в меру своей добродетели. 96
4. «Восхищение» во время молитвы. 97
5. Огонь божественной Любви. 98
6. «Сия измена десницы Вышняго». 99

ГЛАВА ВТОРАЯ
«Превыше всех добродетелей есть рассуждение»


 1. Тело - орудие души. 100
2. Чувство времени. 101
3. Полудикие бедуины. 102
4. Находка улья, полного меда. 102
5. Непрестанная молитва. 103
6. Святые выше Ангелов. 104
7. У человека великое предназначение. Высшее благо и величайшее зло. 104
8. Добродетельный человек предвкушает будущие блага, а делатель зла - будущий ад. 107
9. «Именем Иисусовым бичуй супостатов». 112

ГЛАВА ТРЕТЬЯ
Бесстрастие или свобода во Христе


1. Достигается сердечной молитвой. 116
2. Деятельные добродетели являются основой созерцательной добродетели. 117
3. «Это счастливый для меня день». 120
4. «Исповедь заключает в себе смирение, которое является надежным якорем спасения». 123
5. «Вот мой сад». 125
6. Радость от надежды. 128

ГЛАВА ЧЕТВЕРТАЯ
Причастие Фаворской славы


1. Сердечная молитва достигается настойчивостью и терпением. 130
2, «Добро есть нам зде бытн» (Мф. 17,4). 132

ЧАСТЬ ЧЕТВЕРТАЯ
Чередование духовного и телесного делания

ГЛАВА ПЕРВАЯ
Утешение и борьба с тоской


1. «Благословенна ты в поле». 135
2. Телесный труд. 138
3. «Жени его» (Случай с одним послушником). 139
4. Склад гумно, пекарня. 140
5. Возвращение с поля и вечерние компаньоны. 142

ГЛАВА ВТОРАЯ
Духовная стража и бодрствование ума


1. Истинная радость. 146
2. О душе и душевном покое. 149
3. Где ты оставил сокровище? 151
Дополнительные сведения о жизни пустынницы Фотинии. 155
Дополнительные сведения – воспоминания Старца Иоакима. 157
Призывание пустынницы Фотинии! 164
Примечания. 169


Данный труд пока не переведён в текстовый формат. В виде сканированного документа вы можете ознакомиться с ним по ссылке ниже.

Читать в формате pdf


Предлагаем помочь распознать текст этой книги и открыть его для тысяч читателей. Это можно сделать самостоятельно или привлечь профессионала. Предварительно просим уточнять, не взята ли эта книга на распознавание, написав по адресу otechnik@azbyka.ru


Источник: Пустынница Фотиния в пустыне Иорданской [Текст] / архимандрит Иоаким (Специерис) ; [пер. с греч. - Евгения Жукова]. - Москва : Данилов мужской монастырь, Даниловский благовестник, 2011. - 175 с. : ил.; 21 см.; ISBN 978-5-89101-457-2

Комментарии для сайта Cackle

Открыта запись на православный интернет-курс