иером. Тихон (Васильев), иером. Зосима (Мельник), схим. Евфросиния (Бондаренко)

О единстве русской православной церкви

Как решительно обличал отец Зосима пагубность раскола, так же горячо он сам молился и призывал молиться всех о неделимости Русской Православной Церкви, которая является последним оплотом единства славянских народов и гарантом стабильности во всем православном мире: «Молитесь! Призываю всегда молиться, прежде всего подчеркиваю всегда: за Церковь молитесь. Мы слышим, у нас особенно в мятущемся состоянии на Украине Церковь находится, в тяжелом состоянии. Молимся о единстве Церкви, в скорби и обстоянии сущей. Вздохни каждый о Церкви, чтоб нам сохранил Господь Единую Святую Русскую Православную Церковь. Не эту раскольническую, политическую, которую нам пытаются навеять, навести, в которую они захватывают храмы и увлекают насильно души человеческие – в ложь и обман. А дай нам, Господи, в законной, в Единой Святой Соборной и Апостольской Церкви... особенно о Церкви молиться».415

Церковь, как многонациональная семья, объединяет собой множество народов. Батюшка Зосима на примере основанной им обители показывает возможность единения и мирной жизни общества, основанных на единой вере и взаимной христианской любви: «Не разделяемся, хоть среди нас есть и русские, и греки есть, и болгары есть, и цыгане есть. Еще кто у нас тут есть? И хохлы, конечно ж, есть, и бандеровцы есть – они добрые наши тоже прихожане. Так что мы не разделяемся по национальному признаку, мы все являемся братьями и сестрами, мы все являемся единой семьей духовной, Святой нашей Русской Православной Церковью. И дай, Господи, чтобы эта семья единая духовная нашей обители святой служила добрым примером и для государства нашего, чтоб мы не разделялись, а объединялись в единую семью Руси Святой и спасались все вместе, как спасались наши деды-прадеды».416

Глубоко переживал Святейший Патриарх Алексий II произошедший на Украине филаретовский раскол, но, находясь уже в пределах другого государства, мог лишь словом проповеди увещевать верных чад Русской Церкви на Украине: «По долгу Предстоятеля нашей Церкви я призываю всех вас ревностно хранить единство церковное, попираемое духами злобы поднебесными (см.: Ефб, 12). Призываю вас соблюдать в чистоте святоотеческие традиции... противостоять влияниям и учениям, чуждым Святой Церкви, благоговейно чтить национальные православные святыни, созидать и укреплять православную семью – залог и основание доброй нравственности, воспитывать детей в страхе Божием, в любви к Церкви Православной и к Отечеству».417

Отечеством для отца Зосимы была вся Русь Святая – наши народы, объединенные единой верой, единой Церковью, как земной, так и Небесной, Глава которой – Сам Христос Спаситель. «Вот какова была Русь наша – единая, могучая, неделимая. Вот такой она и должна быть и в последующих поколениях. Неразделимая, чтоб не было этой Украины, России, земля Русская... чтобы объединила нас всех, чтобы мы были единой духовной семьей и... братиями и сестрами во Христе, Господе нашем».418

Святейший Патриарх Алексий II в одном из своих обращений к верующему народу так говорил о ценностях, которые нельзя забывать, об исторической памяти, об актуальности знаний, передающихся из поколения в поколение верующих: «Наша Церковь является хранительницей духовного наследия, она будет неустанно беречь то единство духа в союзе мира, благодаря которому Святая Русь остается единой, несмотря на государственные границы, всевозможные разделения, существующие в мире сем... Мы благодарны всем тем, кто мужественно отстаивает канонические устои законного единства, особенно в трудных условиях современной жизни... Единство

Церкви – это драгоценное сокровище, и мы будем поддерживать руки всех тех, кто его сохраняет».419

Одним из самых активных хранителей и ратоборцев единства Русской Церкви был схиархимандрит Зосима. Несмотря на свои тяжелые болезни, он находил силы для того, чтобы организовывать и возглавлять группы верующих, ездить с ними в Москву, поддерживая каноническую Церковь на Украине. Непрестанно отец Зосима твердил следующее: «Взор только на Москву, только на Россию, только на единство наше со Святой Русью – там спасение».420 «В Киеве, святом граде, святой князь Владимир – его памятник с крестом – куда он смотрит? На Москву, на Восток смотрит – его надежда, взор княжеский; там спасение, от града Москвы, – от Запада не будет спасения. Богдан Хмельницкий – в Киеве памятник, – куда он булавой указывает? На Москву, на Восток, на Третий Рим, а четвертому не бывать, там спасение наше».421

В продолжение XIV – первой половины XV века неоднократно предпринимались попытки разделить Русскую Церковь, создав на территории захваченных Польшей и Литвой русских земель отдельную митрополию. Это удалось сделать к середине XV века, после чего на отторгнутых землях началось стремительное насаждение унии и латинства. Этот исторический урок показал, что лишь при условии сохранения единства Православной Церкви возможно противостоять агрессии папского Рима.

Святой священномученик Иларион (Троицкий), архиепископ Верейский, в своих трудах о Церкви писал, что ни в коем случае нельзя замалчивать и сводить к нулю тот факт, что Римская Церковь отпала от единства Вселенской Церкви: «Не будем закрывать глаза на печальную действительность, не будем бояться признать, что мы не принадлежим вместе к единой Христовой Церкви! Говорить о единении и ради этого уничтожать и помрачать идею единой Христовой Церкви – будет ли это полезно для самого дела единения? Зачем строить здание на песке, когда есть надежная и несокрушимая скала единой Христовой Церкви?422

То, что раскол Православия на русских землях если не инспирировался, то всегда поддерживался римским католичеством, подтверждают факты истории. В XV в. разделение единой Русской Церкви было осуществлено отнюдь не по воле православных иерархов или светских властителей, а по повелению Римского папы Каллиста III. 21 июля 1458 г. он, по совещании со своими кардиналами, решил отторгнуть от Русской Церкви ее западную часть, которая находилась в областях Литвы и Польши, и передать особому митрополиту, признающему папу Римского. Польский король Казимир, исполняя волю папы, отнял все литовско-польские православные епархии у святого митрополита Ионы и передал их униатскому митрополиту Григорию. Так совершилось разделение единой Русской Церкви на две митрополии – Восточно-Русскую Московскую и Западно-Русскую Литовскую. Этот сценарий, но с небольшими изменениями, похоже, хотят отработать и теперь – постепенно раздуть масштаб раскола до размеров всей Украины, а затем отделившуюся часть Русской Церкви подчинить Риму.

Блаженнейший Патриарх Антиохийский и всего Востока Игнатий IV говорил в своем выступлении на Архиерейском Соборе РПЦ в 1992 г.: «Украинский вопрос – это вопрос целостности Православия во всем мире. Когда мы говорим о расколе Церкви, мы не говорим о Церкви Поместной: мы говорим о Православии Вселенском».423

Божественный Глава Церкви – Христос Спаситель в Своей архиерейской молитве просил: Отче Святый! соблюди их во имя Твое, тех, которых Ты Мне дал, чтобы они были едино, как и Мы. Да будут все едино, как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино, – да уверует мир, что Ты послал Меня. И славу, которую Ты дал Мне, Я дал им: да будут едино, как Мы едино.424 Нельзя сказать, что католический Запад действует согласно духу евангельскому, христианскому. Отделившись от Вселенской Церкви, он перетягивает на свою сторону сначала умы и души, а затем и канонические территории исконно православных народов. Об этом отец Зосима говорил следующее: «Идет путем скорбей Церковь Христова до сего дня. Гонения, ненависть, духовные расколы в Церкви, ненависть к единству Церкви, хоть святые отцы и заповедовали нам: «Верую во Единую Святую Соборную и Апостольскую Церковь"".425 «Печаль только за Украину нашу: в сатанинском безбожии, в нищете, в национализме сатанинском пребывает сейчас Украина, во злобе к земле Русской пребывает, антирусская пропаганда несется. Против русского языка восстают, какой-то западенский язык нам навязывают, который и сами они мало понимают, – полупольский, полумадьярский, полу Бог знает какой, полурумынский, смесь какая-то, полунемецкий язык этот. Нападение на веру православную, расколы, тьма какая-то, смерч какой-то над Украиной стоит тяжелый, только лишь надежда на Русь Святую».426

Проблема еще видится в том, что элита, управляющая государством, удалена от жизненных интересов простого верующего народа, который не только не хочет отделения от Матери-Церкви, но и готов жизнь свою положить за ее единство. Одним из таких ревностных представителей Святой Руси является святой преподобный Лаврентий Черниговский, говоривший: «Уходят в раскол и в ересь только недостойные милости Божией и великие грешники, которые не хотят знать: «Верую во Единую Святую Соборную и Апостольскую Церковь!» Господь Иисус Христос создал одну Церковь (а не Церкви), которую не одолеют и врата адовы. Одна только Церковь Православная, Святая Соборная и Апостольская. Другие, называющие себя Церквами, не Церкви, а плевелы диавола среди пшеницы и скопища диавола».427

Если этой позиции придерживались великие столпы Церкви относительно католиков, давно отошедших от церковного единства, то тем более это относится к вновь учиненному расколу, претендующему на автокефалию. Основой идеологии «авто- кефалистских тенденций» сегодня, как и в 1920-е, и в 1940-е годы, по-прежнему остается украинский национализм. Самостоятельная Поместная Церковь – некий необходимый атрибут независимой государственности, ее идеологическая база. Эта позиция устраивает Ватикан. Вся предыдущая история доказывает, что в униональной стратегии Ватикана планы расчленения Русской Православной Церкви с целью последующего поэтапного проведения унии занимают важнейшее место.

«А мы должны быть верны, как старец Софроний. Это святое завещание нам великий старец дал всем. Это великое духовное богатство, это письмо нам прислал всем с Афона-горы, чтоб только держаться единой Патриаршей Церкви под омофором Святейшего Патриарха Московского и всея Руси, в ней спасение»428 – так отец Зосима говорил о письме архимандрита Софрония (Сахарова), присланном со Святой Горы Афон в 1991 году (текст письма был приведен выше. – Примеч. ред.)

И этому посланию батюшка Зосима остался верен до своей кончины, всех так и учил, что спасение только в лоне Русской Православной Церкви. Но как определить, где каноническая церковь, а где раскольничье гнездо, закамуфлированное под православный храм? На этот вопрос он отвечал так: «Знамение истинной веры – это патриарх Алексий у нас на Руси Святой. Ага, пришли в церковь. Поминает в церкви батюшка Великого Господина и Отца нашего Алексия, Святейшего Патриарха Московского и всея Руси. О, это наш батюшка. Молимся, благословение берем, исповедуемся и причащаемся».429

Именно в полнокровной церковной жизни, которая основана на регулярном участии в святых Таинствах, в горячей молитве за наше Отечество и отпавших братьев и сестер видится отцу Зосиме выход из тяжелого положения Русской Церкви и общества вообще: «Будем молиться – значит выстоим. Не будем молиться – все рассыплется и лишимся мы последней радости, последнего оплота нашей Руси – единства Святой Русской Православной Церкви. Только молитва нас спасет, защита только от Бога и от нашей молитвы... Только единство Церкви Святой Русской Православной спасет нас от всех бед наших в дальнейшем».430

Хранить историческую память, не быть «Иванами, не помнящими родства», дорожить своими святынями и единством Церкви всегда призывал батюшка Зосима своих духовных чад, в чем видел залог нашего благополучия в земной жизни и надежды на жизнь вечную: «Все мы – русские люди, и Русью должно пахнуть, и Русь Святая должна жить в наших сердцах».431 «И дай Господи, чтобы... мы в Единой Святой Русской Православной Церкви стояли, молились, каялись, причащались и умирали все в Единой Русской Православной Церкви и все наследовали жизнь вечную. Аминь».432

О грядущем

«И чувствовать духовным оком нужно: конец действительно приближается... Конец. Времена антихристовы уже вот-вот, приближаются. Печать антихристова уже скоро, будут бедствия тяжкие, будут скоро уже. Приближаются...»433

«Гнев Божий – войны – приближается стремительно, и никуда мы не денемся. Как бы мы ни кричали о мире, как бы и то и другое... Мы сами уже гнев Божий приближаем. На наши главы упадет эта огненная чаша гнева Божия, беда будет».434

«Если вы видели конец своих детей, которых вы собираетесь зачинать, то никто не подумал бы об этом даже, чтобы этого заведомого мученика родить, на белый свет пустить. Да на что ж оно нужно?! Вот такие времена наступают. Блаженны те, которые не рождали, и те сосцы, которые не питали... Будет тяжкая только жизнь и тяжкое горе со слезами и кровью будет... Тяжкие времена идут. Сами видите: бомбы падают. Сегодня – на Сербию. Завтра, придет время, эти натовцы-сатанисты будут на Киев бросать эти бомбы и на Москву пойдут».435

«И скоро придет время, преступников будет больше, чем нас, нормальных еще более или менее людей».436

«Времена тяжкие, не надейтесь на лучшее. Будущее поколение еще хуже: стеклянные глаза все, оружие везде. Он может в любую минуту в тебя выстрелить ради забавы. Такое время сейчас лукавое идет, мир в тяжком зле лежит. Уже борьба приближается антихристова и жуткое растление и падение нравов у общества нашего, что мы и видим».437

«Какое попущение будет! Будет та же самая Гефсимания, повторится и у нас в скором времени, она уже готовится. Предательство Церкви, предательство Родины, предательство всего святаго».438

«Выгонят автокефалисты, где-нибудь Господь даст приют. Тюрьма всех нас ждет. Там полочку уже дадут как-нибудь, да и все, «от тюрьмы и сумы никогда не отрекайся» – так народ говорит, вот так».439

«Хохлы-западенцы как закрутят-завертят против веры святой православной. Ну что ж, надо в тюрьме посидеть. Не будешь священником, если в тюрьме не побудешь. И к этому готовиться нужно, и к пути исповедничества. Ну, как Бог даст. Краще избежать ее. Но от тюрьмы и сумы николи не отрекайся. Кругом Бог – и в тюрьмах, и где только ни находимся, – кругом Бог. И с Богом ничего в жизни не страшно никогда».440

«Время антихриста близко уже. Сами мы чувствуем, как беззаконие усиливается в мире, как Евангелие – слово Божие – скоротечно проповедуется во всем мире и как люди отходят от Церкви, во зле, в гордыне пребывают, в своем «я» сектантском пребывают, заблуждаясь сами и людей заблуждая, на путь лжи наставляя».441

«Будет стоять монашество войском против антихриста до скончания века. Сколько еще преподобномучеников будет монахов, сколько еще подвижников иноков будут, которые мужественно встанут, когда все поклонятся антихристу».442

«Мы стоим в храме Божием, и нам Господь кое- кому уготовал уже венец мученичества. И нам кое-кому придется и страдать, и кровь пролить, и невинные тяжкие страдания – Голгофу пройти, чтобы, через это очистившись от грехов, дойти до Небесного Царствия, до вечности дойти».443

«Так что дух Руси могучий, непобедимый всегда!.. Медведь-то русский спит-спит, терпит-терпит, но уж как проснется, как в лапу мохнатую эту дубину возьмет, как раскрутится, то и вся масонская Европа полетит тогда от этой дубины настоящей, русской, святой».444

«Самое страшное будет для антихриста – это монашество и монашеская одежда. Бояться будет этого апостольника и мантии монашеской антихрист. Хоть и будет мучить монахов крепко, но победить их не сможет».445

«Придет время Поместного Собора 2000 года от Рождества Христова. И тогда Церковь уже, принесшая полное покаяние о цареубийстве (весь народ русский покаялся), тогда уже прославится Царская семья в лике святых угодников Божиих в нашей Церкви Русской Православной, в наши дни во славу Божию».446

«И сейчас, в наше время, колотня с Киева вся начинается – матери городов русских, с колыбели. И оттуда покатится эта колотня по всей земле Русской, не минует ни Россию, ничего, кругом будет беснование. Но Россия устоит, и там будет очень благодать большая, даже силы ада, антихриста, не одолеют Русской Православной Церкви».447

«Святые старцы говорили: «Православие в чистоте сохранится лишь только в Русской Православной Церкви. Остальные все отойдут, все впадут в прелесть бесовскую, а Русская Православная Церковь сохранит чистоту веры до пришествия антихриста»... Вот последний денек антихриста. На Руси будут гореть светильники истинной веры. И не погасит их ни прелесть бесовская, ни гонения, ни какие-то другие ухищрения сатанинские. Светильники будут гореть на земле святой русской».448

Мазепа

«Отлучаются также и государственные тяжкие преступники на Руси от Церкви Божией, как Емелька Пугачев – разбойник и вор, Стенька Разин – разбойник и вор, Мазепа – предатель, хоть его сейчас делают у нас лжегероем каким-то. Он предатель Руси Святой».449

«Иуду этого – Мазепу, предателя проклятого, сейчас героем каким-то ставят. Он проклятый Богом, и народом Украины, и Церковью. Эти десятки нынешние не подавайте мне, прошу, в алтарь. И в руки сами их не берите, то скверные деньги, десятки, где предатель Мазепа нарисован. Их нужно бы в печку кидать... (жалко только, це ж гроши), но обязательно плюнуть надо на диавола, когда он попадется, тьфу всегда, чтоб знал диавол – предатель несчастный. А сейчас пацюки-нацюки чуть ли не святым считают Мазепу. Так Петр I дал ему, этому предателю! Полтавская битва совершена – рассыпан этот Запад, прогнал Петр этих шведов-католиков, шедших на Русь Святую полонить нас, в католическую веру обратить. Вот какова была акция шведская... в 1709 году. Так Петр там дал перцу этому Западу. Еле убежали этот Карл, несчастный швед, да Мазепа-предатель. Смылись с поля битвы».450

Сербия и НАТО

«Трагические события в Сербии идут. Это борьба не против сербов, а против веры православной злых сил масонских, сатанинских. Скорбеть и молиться. И, Господи, только нас, славян, нашу Русь Святую сохрани от этого фашистского НАТО, от этих сатанистов всех – тех, кто нас толкает к Западу. Прихвостнями этими западными стали, подонками западными. От этого сохрани нас Господь! Дух святой веры сохрани на Руси Святой и единство Святой Русской Православной Церкви».451

«На Псалтири поминайте многострадальную сербскую Церковь. Потому что беды от этих фашистов, от этого НАТО и нас всех ждут. Даже не думайте, что там где-то что-то творится, а нас ничего не достигнет. Очень печально, что наши хлопцы на стороне врагов наемники. Против сербов воюет Украина, наемники. С турками этими, с католиками. Как это печально! Как это в Чечне с мусульманами воевали эти наши наемники?! Доллары получали сатанинские. Кричали: «Убей русского!» Убивали. Их побили там. Так еще этот сатанист Филарет во Владимирском соборе отпевал как героев их, этих наемников несчастных, убийц, предателей. Да их и в страну нашу нельзя было завезти, предателей славян и веры православной».452

«Беснуется НАТО – бомбит по-прежнему сербов, наших братьев. Молимся и скорбим о единоверных сербах наших. Да еще печально, что наш президент453 едет в гости к натовцам, врагам злейшим нашим. Но Бог ему Судия да будет. Еще ему как не стыдно присылать мне бумагу, поздравление с Пасхой. Я ее порвал, – ну ее, нехорошая эта бумага».454

Место проповеди слова Божия

«Церковь, христиан православных обвиняют: а чего вы по телевизору не выступаете, а чего вы не идете в клубы, не проповедуете? Нам там делать нечего. Бог нам дал храм Божий. Шоу устраивать нечего, сатанинские эти спектакли. Какой прок? Один раз, я помню, пригласили, смирился, пошел на шахту, посмотрел на это. Им абсолютно это не нужно, непробиваемые все! Чего же идти, бисер свиньям метать? Чтобы они его попрали? Бог дал храм нам, амвон священный и слово Божие – кому нужно, тот придет».455

Посещение кладбищ на пасху

«А сейчас – абсолютно тризна языческая. Советская власть крепко поработала. Пожрите, попейте на костях умерших, потом морды побейте друг другу – все, вот это они помянули. Ну что ж, Бог им Судия да будет. Такая и радость им, бедным, кто умер. Но наш долг – понести радость Воскресения Христова и в сегодняшний день Пасхи. Пойдем и пропоем им вечную нашу христианскую память и «Христос Воскресе!» умершим».456

«Сегодня, конечно, не положено на кладбище ходить по уставу, пьянь ту смотреть, но уже так советская власть научила всех. Сегодня все пьют на тех гробках бедных, на костях умерших. Не пойди – роптать будут: «Попы зажрались, заелись и все прочее, не хотят прийти на кладбище.» Надо, наверное, смириться – пойти да общую панихиду отслужить».457

«Не устраивайте тризну на кладбище – это грех осквернения памяти умершего. Кто пил водку на кладбище – каяться должны в этом грехе, что оскверняли память умерших и могилы костей умерших наших оскверняли. Языческая тризна у нас осталась еще, от языческих дохристианских времен – водкой пить поминать и все прочее».458

* * *

415

Схиархимандрит Зосима (Сокур). Слово о Святой Руси. С. 29.

416

Там же. С. 148.

417

Алексий II, Патриарх Московский и всея Руси. Пасхальное послание архипастырям, пастырям и всем верным чадам Русской Православной Церкви//Журнал Московской Патриархии. М., 1993. № 4. С. 2–3.

418

Схиархимандрит Зосима (Сокур). Слово о Святой Руси. С. 150.

419

Слово Святейшего Патриарха Алексия II в храме Христа Спасителя в день тезоименитства Его Святейшества 25 февраля 2008 г. //http:// pravoslavie.ru/news/080225192138

420

Схиархимандрит Зосима (Сокур). Слово о Святой Руси. С. 232.

421

Схиархимандрит Зосима (Сокур). Слово о Святой Руси. С. 232.

422

Сщмч. Иларион (Троицкий). Христианства нет без Церкви. – М.: Изд-во Сретенского монастыря, 1999. С. 95,152.

423

Из выступлений участников Архиерейского Собора (31 марта – 5 апреля 1992 г.)//Журнал Московской Патриархии. М., 1992. № 8. С. 3–8.

425

Схиархимандрит Зосима (Сокур). Слово о Святой Руси. С. 186–187.

426

Там же. С. 231.

427

Преподобный Лаврентий Черниговский: Житие, поучения, пророчества и акафист. – Почаевская лавра, 2001. С. 148–152.

428

Схиархимандрит Зосима (Сокур). Слово о Святой Руси. С. 295.

429

Схиархимандрит Зосима (Сокур). Проповеди Великого поста: Неделя Торжества Православия. 28 марта 1999 г.

430

Схиархимандрит Зосима (Сокур). Проповеди Великого поста: Мариино стояние. 1999 г.

431

Схиархимандрит Зосима (Сокур). Слово о Святой Руси. С. 236.

432

Там же. С. 233.

433

Там же. С. 58.

434

Схиархимандрит Зосима (Сокур). Слово о Святой Руси. С. 58.

435

Там же. С. 170.

436

Там же. С. 59.

437

Там же. С. 72.

438

Там же. С. 326.

439

Схиархимандрит Зосима (Сокур). Слово о Святой Руси. С. 77.

440

Схиархимандрит Зосима (Сокур). Проповеди Рождественского поста: Слово на Введение во храм Пресвятой Богородицы. 4 декабря 1997 г.

441

Схиархимандрит Зосима (Сокур). Слово о Святой Руси. С. 190.

442

Там же. С. 229.

443

Схиархимандрит Зосима (Сокур). Слово о Святой Руси. С. 245.

444

Там же. С. 317–318.

445

Схиархимандрит Зосима (Сокур). Проповеди Великого поста: Неделя о Зак- хее. 24 января 1999 г.

446

Схиархимандрит Зосима (Сокур). Проповеди Великого поста: Память святого праведного Иова Многострадального.19 мая 1997

447

Схиархимандрит Зосима (Сокур). Слово о Святой Руси. С. 105.

448

Схиархимандрит Зосима (Сокур). Проповеди Великого поста: Неделя Торжества Православия. 28 марта 1999 г.

449

Там же.

450

Схиархимандрит Зосима (Сокур). Слово о Святой Руси. С. 235.

451

Схиархимандрит Зосима (Сокур). Проповеди Великого поста: Седмица 6-я Великого поста. Память преподобной Марии Египетской. 1999 г.

452

Схиархимандрит Зосима (Сокур). Проповеди Великого поста: Седмица 6-я Великого поста. Память преподобной Марии Египетской. 1999 г

453

Президентом Украины в 1999 г. был Л. Д. Кучма.

454

Схиархимандрит Зосима (Сокур). Слово о Святой Руси. С. 161.

455

Там же. С. 67.

456

Схиархимандрит Зосима (Сокур). Слово о Святой Руси. С. 156–157.

457

Там же. С. 156.

458

Там же. С. 160–161.



Источник: О чем душа скорбит: Жизнеописание, пастырские труды, воспоминания духовных чад схиархимандрита Зосимы (Сокура) / Авт.- сост. иеромонах Тихон (Васильев), иеромонах Зосима (Мельник), схимонахиня Евфросиния (Бондаренко). — 2-е изд. — М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2013. — 672 с.: ил., [16] с. цв. ил. — (Серия «Подвижники благочестия XX века»).

Комментарии для сайта Cackle