иером. Макарий Симонопетрский

Источник

Память преподобного Ромила

Прп. Ромил родился ок. 1300 г. в гор. Видине на берегу Дуная. Его семья была благочестивой, отец родом из Греции, мать – болгарка. Родители назвали сына Райко. С детских лет он выказывал большую любовь к учению и удивлял учителей сообразительностью и умом.

Вопреки желанию родителей Райко хотел стать монахом, поэтому тайно бежал из родного города в монастырь Богородицы Одигитрии в Тырново. Пробыв некоторое время послушником, он принял постриг с именем Роман. Ему поручили следить за порядком в церкви, и он с радостью исполнял послушание.

В это время прп. Григорий Синаит [27 сен.] и его ученики оставили Афон и удалились в Парорию279. Роман был наслышан об этом учителе внутренней молитвы и о жизни исихастов. Он получил разрешение отправиться к нему вместе с монахом Иларионом и подвизаться под руководством старца (1340). Прп. Роман был человеком крепкого телосложения и брал на себя самые тяжелые работы, выказывая полное послушание прп. Григорию. Кроме того, ему была поручена забота о больных. Среди них был один раздражительный старец, который нуждался каждый день в свежей рыбе для поправки здоровья. Роман относился к нему с величайшим терпением. Он ходил на соседнюю реку и даже зимой ловил для него рыбу, пробивая прорубь во льду. Добродетели Романа сделали из него добровольного мученика, ежеминутно жертвующего своей душой ради любви к ближнему.

Через некоторое время старец умер, а вслед за ним преставился и прп. Григорий (1346). Роман и Иларион избрали себе другого духовного отца. Однако им пришлось перебраться в окрестности Стары Загоры из-за многочисленных разбойников, появившихся в тех местах. Там их духовный отец вскоре скончался. Тогда Роман избрал своим отцом во Христе Илариона, который был немного старше него.

В это время болгарский царь Иван Александр (1331 – 1371) по просьбе их соученика, прп. Феодосия [27 н.]280, избавил край от разбойников. Монахи вернулись в Парорию (1350), чтобы постоянно предаваться внутренней молитве и общению с Богом. Добродетели, приобретенные прп. Романом, стали его второй природой, а его полная сосредоточенность на молитве принесла ему другие дары, такие как постоянные слезы.

После пострижения в схиму с именем Ромил он получил от Илариона разрешение жить в полном одиночестве. Около 1355 г. на эти земли напали турки и разорили многие монастыри, в том числе в Парории. Прп. Ромил вновь отправился в Загору, а затем на Афон, где поселился близ Великой Лавры вместе с учеником Григорием (1360). Афонские отцы быстро оценили его добродетели и стали часто приходить к нему в келью для душеполезных бесед. Прп. Ромил некоторое время наставлял их, а затем ушел в более отдаленную келью на склоне Горы Афон.

Война, начатая турками против сербов и болгар, и гибель деспота Иоанна Углеши в битве при Марице (1371) заставили многих монахов ради предосторожности покинуть Святую Гору. Прп. Ромил последовал за ними и ушел в Авлону, в Албании. Там он провел некоторое время, исправляя нравы и наставляя местных жителей, которые были очень далеки от Христа.

Однако он жаждал одиночества, необходимого для общения с Богом, и по совету одного афонского старца, жившего в Константинополе281, в 1375 г. уехал в Сербию и поселился близ монастыря Раваница282. Прожив там несколько лет в покое, он отошел ко Господу. Его святые мощи источали Божественное благоухание, и приходящие с верой получали от них исцеление.

* * *

279

Ныне Странджа Планина, в Болгарии.

280

В «Житии прп. Феодосия Тырновского» многократно упоминается некий Роман, но, видимо, это другой человек, хотя он и прп. Ро- ман-Ромил должны были жить в одном монастыре. После смерти прп. Григория Роман стал духовным чадом прп. Феодосия, который перевел его с Афона в Сливен. Затем они поселились в районе

281

Некоторые полагают, что имеется в виду свт. Киприан, митрополит Московский [16 сен.].

282

Этот монастырь, в котором впоследствии был похоронен св. князь Лазарь [15 ин.], стал местом паломничества и центром сербской религиозной культуры. Поэтому турки многократно поджигали его, а в 1686 г. убили большую часть монахов. В 1717 г. единственный уцелевший монах восстановил обитель, которая в начале XIX в. снова была разрушена. Во время немецкой оккупации в годы Второй мировой войны монастырь сильно пострадал, но был восстановлен трудами свт. Николая (Велимировича) [5 мар.]. Сейчас это крупнейший женский монастырь в Сербии.


Источник: Синаксарь: Жития святых Православной Церкви: В 6 т. / Адаптир. пер. с франц. / авт. сост. иером. Макарий Симонопетрский - М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2011. / Т. 1. Сентябрь-октябрь. – 944, [48] с. ISBN 978-5-7533-0551-0 (т. 1)

Комментарии для сайта Cackle