иером. Макарий Симонопетрский

Источник

Память блаженного Андрея, Христа ради юродивого

Св. Андрей по происхождению был скифом, то есть славянином. Он являлся рабом у важного сановника из императорской гвардии, протоспафария, и жил в Константинополе, вероятно, на рубеже IX-X вв.470 Андрей быстро освоил церковную и светскую литературу и ученостью вызывал восхищение окружающих.

Однажды ночью во время молитвы ему было видение: он с ужасом увидел, как войско эфиопов готовится напасть на отряд белых людей. Вступив в единоборство с варварским богатырем, Андрей поверг его, а в награду получил от Ангела три венца. Ему явился Христос в образе юноши и сказал: «Веди этот праведный бой обнаженным и стань ради Меня юродивым, чтобы удостоиться Царства Небесного!»

На рассвете, повинуясь божественному предначертанию, Андрей вступил на путь юродства Христа ради. Он мечом изрубил в лоскутья свою одежду, издавая при этом крики, напугавшие домочадцев. Его хозяин решил, что раб сошел с ума, велел заковать его в цепи и отвести в храм Святой Анастасии Узорешительницы [22 дек.].

Андрей жил при храме, симулируя безумие многими странными действиями, а по ночам молился. Ему явилась св. Анастасия, укрепив на этом пути. Однажды ночью на него напали бесы, но он призвал на помощь св. Иоанна Богослова, который явился в раскатах грома и рассеял бесов цепью, сковывавшей Андрея, обещав ему помогать и далее.

Юродивый удостоился и другого ночного видения, в котором его пригласили служить при царском дворе, где ему давали в пищу снег, превращавшийся в Небесные благовония. Ему дали также горькие плоды – символ предстоящего ему тяжкого пути, а затем он получил чудесную пищу и пришел в состояние божественного восхищения.

После четырех месяцев заточения в церкви Андрей был выпущен, он стал жить в миру, подражая св. Симеону Юродивому471. Но если Симеон симулировал безумие в форме иронии и насмешки для обличения грешников и суетных ценностей этого мира, то св. Андрей шутками вызывал на себя презрение и побои в подражание Христу, чтобы явить юродство слова о Кресте (см.: 1Кор 1, 18). Буквально следуя словам апостола: Мы безумны Христа ради (1Кор 4, 10), он охотно предавал себя насмешкам и побоям окружающих, становясь сором для мира, как прах, всеми попираемый (1Кор 4, 13), чтобы обрести Царство Небесное и привлечь туда других.

Войдя однажды в «дом терпимости», он, будучи под покровом благодати Божией, хранил бесстрастие, несмотря на все ухищрения блудниц. Тогда они сорвали с него одежды и выставили на улицу, прикрытого циновкой, ставшей с тех пор его обычным одеянием. Он скитался по улицам, не имея жилища, и раздавал бедным полученное им подаяние. Никогда он не просил пищи, довольствуясь куском сухого хлеба в день, а иногда оставаясь и вовсе без еды целыми неделями. Чтобы утолить жажду, он лакал из грязной лужи, при виде чего возмущенные прохожие бранили и били его.

Ночью он спал вместе с бродячими собаками. Однажды зимним вечером, когда он попытался прижаться к одной из них, чтобы согреться, та пренебрежительно оттолкнула его и ушла. Очутиться в самом полном одиночестве и покинутости было для блаженного большой радостью.

Молитва никогда не сходила с его уст, так что в любое время можно было слышать звуки некоего кипения у него во рту, как у апостолов в день Пятидесятницы. Во время ночных молитв он часто воспарял над землей, а дух его восхищался в несказанном блаженстве.

Однажды в зимнюю ночь, когда даже бродячие псы отстранились от него, он оказался восхищен Господом, освобожден от тяжести плоти и в сияющих одеяниях был увенчан, словно царь. Он очутился посреди чудесного сада с необыкновенными растениями и золотыми птицами, в центре которого рос большой виноградник с огромными гроздьями. Дальше Ангел повел его на вершину небесного свода и там, в месте неописуемой красоты, он увидел крест с четырьмя пеленами. Другой Ангел повел его еще выше, где он увидел два креста, подобные первому, затем он был препровожден на третье небо, видеть которое до него удостоился только св. Павел. Там Андрей созерцал три креста, ослепительные, словно молния, окруженные Небесным Воинством, славящим Господа. Тогда он прошел сквозь пелену из льна и пурпура и достиг еще более сияющего места, где находилось множество юношей, сияющих ярче солнца. Ангел приоткрыл последнюю пелену – и Андрей смог созерцать Престол Господа, без опоры парящий в воздухе, из которого исходило белое пламя. На нем восседал Христос, и Он приглушил всего лишь на мгновенье Свое сияние, чтобы

Андрей смог узреть великолепие Его Богочеловечества, а затем стал невидим. И тут голос слаще меда трижды произнес три Божественных таинственных имени, после чего святой был низведен в тот же сад, где он встретил сияющего мужа с крестом. Этот муж благословил юродивого словами: «Блаженны вы, безумцы, ибо обладаете большой мудростью. Да будет с тобою распятие Господа нашего Иисуса Христа».

Затем Андрей был возвращен обратно, чтобы сокрушить князя мира сего, добровольно принимая на себя насмешки и гонение от людей. После этого святой продолжал юродствовать с удвоенным мужеством.

Однажды Андрей познакомился с Епифанием, восемнадцатилетним знатным юношей, целомудренным и приветливым. Он стал защитником и духовным сыном юродивого. Ему Андрей предсказал рукоположение в патриарха Константинопольского472. Святой, поселившись в доме Епифания, обличал в форме притч грехи слуг, принадлежавших к разным национальностям, на их родном языке. Он отказался от ложа, которое ему предложили в доме, и ночевал во дворе на навозной куче.

Вскоре юродивый Андрей возобновил бродячую жизнь на улице. Там над ним по-прежнему издевались озорные мальчишки и поколачивали прохожие. Обращаясь к людям, он всегда называл их «безумные» или «неразумные», но и себя осуждал с глубочайшим смирением.

В новом видении перед святым предстал лукавый с бесовским воинством и укорял Андрея за то, что тот привел к раскаянию бывших под его властью людей, показав им их грехи своими пророческими поступками. Андрей горячо спорил с князем тьмы, не имевшим никакой власти над ним, ибо он был свободен от всех земных привязанностей. Как-то ночью бес столкнул его в ров. Но как только Андрей обратился к свв. Петру и Павлу, апостолы явились, извлекли его из трясины, а дальше путь ему указывал светящийся крест.

Во время сильной эпидемии чумы, разразившейся в столице, несмотря на насмешки прохожих, святой со слезами на глазах ходил по улицам и площадям и молил Господа простить людям грехи. Во время молитвы он был восхищен и оказался в Анапле, на Босфоре. Там он встретил св. Даниила Столпника [11 дек.], который предложил ему вместе молиться о спасении города. Тогда с неба снизошел огонь и изгнал беса, наславшего мор.

Св. Андрей неустанно направлял людей к покаянию, либо предупреждая их, либо говоря о каре, которая всегда настигает грешника. Проходя однажды по рынку мимо лотков с роскошными товарами, он воскликнул: «Солома и мусор!» В другой раз бродяги в шутку предложили ему красивые свежие фиги, выставленные в лавке огородника на рынке. Андрей стал жадно их есть, пока хозяин предавался отдыху. Когда торговец проснулся и застал юродивого, он схватил палку и избил его. Андрей не уклонялся от ударов, а позже сознался, что как он был побит за чревоугодие, так нераскаявшиеся грешники будут вечно нести кару Божию.

Наделенный даром прозорливости, святой обличал лицемерную набожность тех, кто даже в церкви не оставлял мыслей о мирском или пел, побуждаемый тщеславием и похвалой. Он умел видеть бесов равнодушия, лености и уныния, которые наущали своих жертв уйти из церкви раньше окончания службы. В конце Великого поста он видел духовное состояние каждого: добродетельные были в тонких льняных одеждах, а грешники в одеждах, усеянных бесчисленными насекомыми. Но главные его заботы были о духовном воспитании Епифания – единственного, с кем он говорил как разумный человек. Андрей мудро обучал его борьбе с бесами, иногда позволял им искушать юношу, чтобы закалить в терпении и чтобы, пройдя через огонь испытаний, тот стал хлебом, достойным Христа. Святой просвещал его, рассказывая о тайнах творения, о духовном мире.

Кроме этого, Андрей открыл ученику многое, не известное из Священного Писания, о том, что произойдет в конце мира. После страшных испытаний, нашествий и стихийных бедствий император ромеев возложит свой венец на Крест в Иерусалиме, после чего тот будет вознесен Ангелом на Небеса. Так закончится время христианской империи, созданной св. Константином. После этого Константинополь – а византийцы той поры считали, что стоять он будет вечно – будет поглощен волнами, как Вавилон (ср.: Откр 18, 21), а в Иерусалиме восстановится иудейское царство. Все поверят в антихриста, который будет править там единолично и преследовать христиан. Затем явится Христос, чтобы вести великую битву против антихриста, а когда победит, то поведет и его самого, и его воинство на Божий Суд. В это время протрубит труба, объявляя о воскресении мертвых. После Страшного Суда с четырех сторон света появятся четыре Ангела и по повелению Господа свернут небо (ср.: Ис 34,4). Вся вселенная обновится, появятся новые небеса и новая земля (ср.: Откр 21,1), под стать нетленным телам воскресших людей. Все станет тогда нетленным и вечным, и несказанное благоухание наполнит мир, освещенный светом невечерним.

Однажды Андрей и Епифаний отправились во Влахернскую церковь на еженедельное всенощное бдение и удостоились увидеть у царских врат в сонме святых, среди которых были Иоанн Креститель и Иоанн Богослов, Пресвятую Богородицу, покрывающую народ Своим омофором473.

В другой раз, когда Андрей читал ученику из св. Василия Великого, Небесное благоухание распространилось вокруг них. На вопрос Епифания святой ответил, что это благоухание приносят Ангелы от Престола Господня для каждения и для того, чтобы услаждать людей в трех случаях: когда они молятся, когда читают священные книги и когда терпеливо переносят страдания из любви к Господу.

Вскоре после того как ему были видения о конце света, св. Андрей объявил Епифанию о своей близкой кончине, но при этом запретил почитать его память и хранить мощи, так как принес обет Богу не быть прославленным на земле. Он подтвердил ученику свое предсказание об избрании его патриархом, обещав свое невидимое покровительство при условии, что тот будет помогать бедным, вдовицам, сиротам и всем страждущим. Затем юродивый отправился на ипподром, где под портиком находились блудницы, и целую ночь молился за весь мир. Закончив молитву, блаженный лег на землю и, глядя на сонм святых, собравшихся вокруг него, с улыбкой отошел ко Господу, завершив подвижническую брань, которую вел в течение шестидесяти шести лет под покровом безумия.

Жившая поблизости бедная горожанка почувствовала запах фимиама, заполнивший окрестности, прибежала на место упокоения и обнаружила тело святого. Но когда туда собралась толпа людей, которым женщина рассказала о случившемся, сама женщина вдруг бесследно исчезла, восхищенная Господом неизвестно куда. В ту же ночь Епифанию было видение: перед ним предстала душа духовного отца, блиставшая всемеро ярче солнца и воспарявшая на Небеса, в окружении Ангелов.

* * *

470

Его биограф Никифор, составивший «Житие» между 920 и 956 г., допускает анахронизм, указывая на время его жизни в царствование Льва I (457–474).

471

Св. Симеон, живший в VI в. [21 ил.], является главным и самым ярким представителем этого рода святости, которому редко советуют следовать святые отцы. В Греческой Церкви почитаются также свв. Исидора Тавеннисиотская [1 м.], Павел Коринфский [6 н.], Савва Ватопедский [5 окт.], Никодим Новый [24 н.] и другие святые, которые на некоторое время принимали облик безумных, напр. свв. Максим Кавсокаливит [13 ян.] или Гедеон Каракалльский [30 дек.]. Между тем такая форма святости приобрела особенное распространение в России. Русская Церковь канонизировала тридцать семь юродивых, среди которых свв. Иоанн Власатый Ростовский [3 сен.], Киприан Суздальский [2 окт.], Симеон Юрьевский [4 н.], Максим Московский [11 н.], Прокопий Вятский [21 дек.], Михаил Клопский [11 ян.], Галактион [12 ян.] и Феодор Новгородские [19 ян.], Ксения Петербургская [11 сен., 24 ян.], Николай [28 фев.] и Исидор Ростовские [4 м.], Иоанн [29 м.] и Прокопий Устюжские [8 ил.] и др.

472

Речь может идти о свт. Полиевкте (956–970) [5 фев.] или свт. Антонии III (974–980) [12 фев.].

473

В отличие от привычного чуда, совершавшегося еженедельно по пятницам в этом святом алтаре, когда пелена, покрывавшая икону Богородицы, сама приподнималась и парила в воздухе, это чудо стало отмечаться как праздник Покрова Богородицы [1 окт.]. Он был установлен в России, вероятно, в XII в., а оттуда распространился в XIX в. и в Грецию.


Источник: Синаксарь: Жития святых Православной Церкви: В 6 т. / Адаптир. пер. с франц. / авт. сост. иером. Макарий Симонопетрский - М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2011. / Т. 1. Сентябрь-октябрь. – 944, [48] с. ISBN 978-5-7533-0551-0 (т. 1)

Комментарии для сайта Cackle