иером. Макарий Симонопетрский

Память священномученика Николая Казанского, пресвитера (1942). Память преподобных Иоанна Отшельникаи девяноста восьми его сподвижников, Критских541

Память преподобных Иоанна Отшельникаи девяноста восьми его сподвижников, Критских

Св. Иоанн Отшельник и тридцать пять его товарищей были родом из Египта, но время жизни преподобных неизвестно. Прочитав в Священном Писании, что Господь сказал Аврааму: Пойди из земли твоей, от родства твоего и из дома отца твоего и иди в землю, которую Я укажу тебе (Быт 12,1), они отправились вести добродетельную подвижническую жизнь на о. Кипр. Там они нашли тридцать девять других подвижников, которые присоединились к ним, видя их подвиги и любовь к Богу. Чтобы и кипрские монахи также могли вкусить благодати добровольного изгнания, они все вместе отбыли в Атталию, в Памфилии, где к ним присоединились еще двадцать четыре монаха. Так образовался гармоничный хор девяноста девяти отцов. В Своем Промысле Господь пожелал соединить их именно в этом числе, чтобы сотым стал сам Христос – их Глава, источник жизни и соединяющая их связь.

Избегая славы и почитания со стороны людей, они вновь отправились в другое место, на сей раз на Крит. Там они разделились на две группы и поселились в двух пещерах, которые находились по разным сторонам одной реки, в уединенном и диком ущелье, выходящем к морю542. Они жили в молитве и созерцании, питаясь лишь тем, что можно было найти среди диких растений.

Иоанн, желая беседовать с Богом в полном уединении, испросил у братий благословения нарушить объединявшую их видимую связь и жить отдельно вплоть до своего ухода из этого мира. В уединении Иоанн вел столь суровую подвижническую жизнь, что по прошествии некоторого времени мог покидать пещеру лишь на четвереньках, чтобы собирать скудную пищу.

Однажды юный пастух, охотившийся в окрестностях, заметив издалека четвероногое создание, выпустил в него стрелу, и Провидение направило ее прямо в сердце святого. Однако у того хватило сил доползти до своей пещеры, где его и нашел пастух, шедший по следам крови. Каково же было его изумление и крики отчаяния, когда он понял, что смертельно ранил не зверя, а слугу Божьего. Рыдая, он бросился к ногам Иоанна. Прежде чем отойти к Богу, подвижник успел даровать ему прощение и благословил провести остаток жизни в покаянии.

В день смерти Иоанна братия вознесли к Богу пламенную молитву, прося, чтобы все они покинули преходящую жизнь в один день и вместе пребывали в Царстве Небесном. Господь исполнил просьбу девяноста восьми сподвижников преподобного. И между третьим и седьмым часом они все уснули вечным сном: одни – опираясь на посох, другие – стоя на молитве, третьи – на коленях, дабы присоединиться к сонму святых.

* * *

541

Несмотря на мнение некоторых историков, местная традиция отличает его от св. Иоанна Критского, поминаемого 20 сентября. Видимо, он жил вскоре после освобождения острова от власти арабов (961). Их почитание было установлено Константинопольским Патриархатом в 1632 г. и перенесено с 6 на 7 октября. В Месяцеслов Русской Православной Церкви данная память не включена.

542

На северо-западном склоне гор. Акротири, на севере от Ханьи. В XVI-XVII вв. чудеса, творимые мощами святого, привлекали многочисленных паломников. Важный центр паломничества, под названием Кафоликон, был построен в месте, где находилась эта пещера, на землях монастыря Гувернето, основанного в предшествующем веке в верхней части ущелья.


Источник: Синаксарь: Жития святых Православной Церкви: В 6 т. / Адаптир. пер. с франц. / авт. сост. иером. Макарий Симонопетрский - М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2011. / Т. 1. Сентябрь-октябрь. – 944, [48] с. ISBN 978-5-7533-0551-0 (т. 1)

Комментарии для сайта Cackle