иером. Макарий Симонопетрский

Источник

Память священномучеников Сергея Феноменова, Василия Колмыкова, Филиппа Шацкого, Владимира Дмитриевского, пресвитеров, и преподобномученика Мелетия (Голоколосова), иеромонаха (1918), священномучеников Василия и Парфения Красивских, пресвитеров (1919), священномучеников Андрея Дальникова и Феофана Соколова, пресвитеров (1920), священномучеников Владимира Садовского и Михаила Сушкова, пресвитеров (1921), священномученика Николая Сущевского, пресвитера (1923), священномученика Евфимия Круговых, пресвитера, и с ним четырех мучеников (1924), священномученика Романа Марченко, пресвитера (1929), священномучеников Алексия Зиновьева и Илии Бажанова, пресвитеров (1937), и священномученика Петра Сорокина, диакона (1953). Память святого мученика Харитона, брошенного в ров с известью. Память святого мученика Архонтиона, принявшего смерть от голода70. Память святых семи мучеников Нишапурских71. Память благочестивого императора Константина Младшего72. Память святого мученика Полидора Новоефесского73

Память святого мученика Полидора Новоефесского

Св. Полидор родился в Никосии, столице о. Кипр. Он был сыном Луки Паломника и Лурданы. Достигнув взрослого возраста, юноша покинул родину и отправился в Египет, где занялся торговлей. Однажды в праздник Полидор злоупотребил вином. Пользуясь этим мусульманские друзья Полидора убедили его отречься от веры и принять ислам.

Придя в себя, Полидор осознал всю тяжесть своего греха. Мучимый раскаянием, он отправился в Бейрут исповедоваться местному епископу. Предстоятель велел ему Великим постом удалиться для покаяния в один из монастырей в Ливанских горах. После Пасхи Полидор решил смыть грех своей кровью и отплыл обратно в Египет, но буря заставила его высадиться на о. Хиос. Оттуда он добрался до Смирны и стал советоваться со многими духовными наставниками, но все они не одобряли мысли принять мученическую смерть, опасаясь, что это может спровоцировать гонения.

Полидор вернулся на Хиос и пошел к св. Макарию Коринфскому [17 ап.], который посоветовал ему сначала испытать свое решение сугубым подвижничеством и покаянием. После сорока дней уединения в монастыре, где он ревностно предавался посту, бодрствованию и слезам раскаяния, Полидор, при посредничестве духовного отца, примирился с Церковью через разрешительную молитву, миропомазание и причастие Святых Таин.

Получив благословение исполнить задуманное, Полидор спешно отправился в Новый Ефес74. Он предстал перед турецким судьей и заявил, что несколькими годами ранее перешел из христианства в ислам, но теперь снова стал христианином и готов подвергнуться наказаниям, которые закон предусматривает в таких случаях. Судья проявил безразличие к религиозным вопросам и, чтобы побыстрее избавиться от нежелательного затруднения, предоставил Полидору поступать по своему усмотрению. Но мученик так настойчиво исповедовал Христа единственным Спасителем, что был заключен в колодки и брошен в тюрьму.

Турки мучили его целую ночь, заставляя держать под мышками раскаленные кирпичи. На следующее утро святой предстал перед судом. Нисколько не утратив уверенности, он отвечал на вопросы, которые ему задавали, и с нетерпением глядел на виселицу. Поскольку все попытки вернуть Полидора в ислам не увенчались успехом, его приговорили к смерти и повели к месту казни. В шуме волнующейся толпы он один сохранял спокойствие. Когда ему на шею надели веревку, он только воскликнул: «Христианин, христианин, я христианин!» – и отошел ко Господу. Это славное мученичество совершилось в 1794 г.

* * *

70

Память св. Архонтиона и св. Харитона содержатся в византийских Синаксарях. В Месяцеслов Русской Православной Церкви они не включены.

71

Упоминаются в «Календаре» Аль-Бируни (начало XI в.), древнейшем мелькитском календаре, в котором сохранились сведения о святых, почитаемых в занятых арабами областях и не вошедших в Константинопольский Синаксарь (РО 10, 312). В Месяцеслов Русской Православной Церкви данная память не включена.

72

Вероятно, имеется в виду четвертый сын императора Ираклия, Константин III (иначе Ираклий Константин), который был известен благочестием и православием. Он правил всего несколько месяцев после отца и умер в тюрьме, куда был заключен мачехой Мартиной и патриархом Пирром, еретиком, 23 мая 641 г. Согласно другим источникам, речь идет о Константине IV (668–685), отразившем арабскую угрозу и созвавшем в 680 г. в Константинополе VI Вселенский Собор против монофелитов. («Константинопольский Синаксарь» под 3 ноября говорит о «новом Константине в Святых Апостолах»: Константин VII Багрянородный в трактате «О церемониях», 42, упоминает, говоря о храме Святых Апостолов, только гроб Константина IV). В Месяцеслов Русской Православной Церкви данная память не включена.

73

Св. Полидор почитается в Греческой Церкви. В Месяцеслов Русской Православной Церкви данная память не включена.

74

Ныне г. Кушадасы, недалеко от развалин древнего Ефеса.


Источник: Синаксарь: Жития святых Православной Церкви: В 6 т. / Адаптир. пер. с франц. / авт. сост. иером. Макарий Симонопетрский - М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2011. / Т. 1. Сентябрь-октябрь. – 944, [48] с. ISBN 978-5-7533-0551-0 (т. 1)

Комментарии для сайта Cackle