иером. Макарий Симонопетрский

Источник

Память праведной Тавифы, воскрешенной апостолом Петром в Иоппии и впоследствии скончавшейся в мире. Память преподобной Матроны (Власовой), исповедницы, инокини (1963). Память святых мучеников Валерия и Хрисанфа, усеченных мечом. Память святого мученика Савина, принявшего смерть в огне. Память святых Папия, Диодора, Конона и Клавдиана, предшествовавших святому Нестору в принятии мученичества. Память святых мучеников Фавста, Василия и Лукиана, усеченных мечом. Память святых мучеников Никифора и Стефана, с которых заживо сняли кожу. Память святых Филадельфа и Поликарпа, почивших в мире. Память двух святых мучеников Фракийских, раздавленных между скаламиПамять великого и страшного землетрясения, потрясшего Константинополь при императоре-иконоборце Льве Исавре (740), дабы христиане раскаялись в многочисленных прегрешениях. Память перенесения из Фессалоники в монастырь Пантократора в Константинополе иконы святого Димитрия, лежавшей на его гробе

26 октября

Память святого великомученика Димитрия Солунского, Мироточивого

Св. Димитрий жил в Фессалонике ок. 306 г., в правление Максимиана Галерия. Он происходил из знатнейшей семьи провинции Македония и был всеми любим не только за знатное происхождение и прекрасный облик, но также за добродетель, мудрость и доброту, которыми превосходил и старцев. Искушенный в воинском деле, Димитрий, несмотря на юность, был назначен776 начальником войск в Фессалии и проконсулом Эллады.

Но почести не заставили его забыть об иной, более важной стороне жизни. С сердцем, исполненным веры, Димитрий не ценил мирской славы и большую часть времени проводил в наставлении и толковании слова Божия для народа. Речи его были весьма убедительны, а жизнь, целиком исполненная справедливости, мира и любви к ближним, явным образом их подтверждала. Поэтому множество язычников обратилось в истинную веру, несмотря на преследования, начатые императором против христиан.

Незадолго до этого Галерий одержал ряд блестящих побед над варварами и по пути домой сделал остановку в Фессалонике, чтобы насладиться единодушным одобрением народа и принести благодарственные жертвы идолам. Некоторые язычники города воспользовались присутствием императора, чтобы из зависти к успехам Димитрия донести, что тот – христианин, удивление тирана сменилось яростным гневом, когда он узнал, что Димитрий не только разделяет веру последователей Христа, но и с успехом ее проповедует, пользуясь своим высоким официальным положением. Когда он ехал на устроенные в честь победы игры, к нему подвели Димитрия, и тот без колебаний подтвердил свою веру.

Тогда император повелел заключить его в грязном помещении в подвалах бани, неподалеку от дворца. Когда Димитрий входил в узилище, к его ноге подполз скорпион и приготовился нанести смертельный укус. Но святой крестным знамением заставил его исчезнуть. Пребывая в темноте и зловонии, Димитрий не обращал на это никакого внимания, исполненный радости при мысли, что скоро в полной мере сможет приобщиться спасительным Страстям Христовым. Его печалило лишь ожидание мученического венца, поскольку еще оставалось время до конца празднеств, устроенных в честь императора.

По обычаю Галерий устроил в амфитеатре Фессалоники игры и бои гладиаторов. Он привез с собой богатыря из племени вандалов, могучего, как Геркулес, по имени Лий. Вандал обладал такой силой и ловкостью в рукопашном бою, что никто не мог его одолеть.

Нестор, молодой христианин, живший в городе, видя, как победы великана наполняют императора суетной гордыней, решил показать Галерию, что лишь Христос обладает подлинной силой. Он побежал к баням, где был заключен Димитрий, и попросил его молитвенной помощи для схватки с великаном. Мученик начертал знак креста на лбу и сердце юноши и благословил его, как Давида на битву с Голиафом (ср.: 1Цар 17).

Нестор пришел в амфитеатр в ту минуту, когда глашатаи призывали любого, кто захочет, вступить в бой с Лием. Юноша вышел вперед к трибуне императора и бросил на землю свою тунику со словами: «Господи Димитрия, приди мне на помощь!». И когда богатырь бросился на хрупкого юношу, тот увернулся и с одного удара пронзил ему сердце клинком. Все застыли от изумления при виде чуда и не могли понять, как непобедимый варвар мог столь легко пасть от руки юноши, почти мальчика. На самом же деле христианин не полагался ни на свою силу, ни на оружие, но возложил все упование на Господа, Предводителя брани, предающего в руки верных их врагов.

Император не внял знамению и не покорился воле Божией, но пришел в страшную ярость и приказал немедленно схватить Нестора и отсечь ему голову за пределами города. Он слышал, как юноша призывал Господа Димитрия, и решил, что святой применил колдовство. Тогда Галерий приказал воинам пронзить мученика копьями прямо в темнице, без всякого судебного разбирательства. Несколько христиан присутствовали при казни святого, они дождались ухода солдат, забрали тело и погребли с почестями.

Присутствовал там и Луп, слуга св. Димитрия. Во время погребения он забрал омоченную кровью тунику святого и надел себе на палец императорский перстень, который носил господин. С помощью этих святынь Луп затем совершил много чудес и исцелений. Узнав об этом, Галерий послал воинов, чтобы они отрубили голову верному слуге [23 авг.].

Так великомученик Димитрий удостоился победного венца воина Христова и с тех пор пребывает в Царстве Небесном. Уже более тысячи шестисот лет он неустанно охраняет гор. Фессалонику, жители которого почитают Димитрия как своего Небесного покровителя777. Он защищал город от варварских набегов.

Так осенью 586 (или 597) г. аварский каган осадил Фессалонику с огромной армией, объединившейся с многочисленными славянскими племенами. Защитников из-за недавней эпидемии оставалось совсем мало. Тогда святой явился на стенах города, воодушевил жителей на продолжение битвы, и они смогли отразить и попытки штурма, и удары осадных орудий. На седьмой день, когда варвары готовились к последнему, решающему штурму, св. Димитрий явился в сердце их лагеря на белом коне во главе сильного войска. Враг обратился в бегство, и жителям города даже не пришлось начинать сражения.

Через несколько лет, ок. 615 г., обосновавшиеся в Македонии славяне предприняли новую осаду Фессалоники. И вновь святой явился в ореоле славы, которой он удостоен во Христе, на стенах города и среди вражеских кораблей, готовых к проникновению с моря. Он внес во вражеский стан такое смятение, что суда стали биться одно об другое, а люди в попытке перебраться на другие корабли пускали ко дну и эти последние. Наконец, спасаясь от смерти в глубине вод, варвары стали убивать друг друга, так что море покраснело от крови.

Славяне поняли, что в этот раз им не удастся проникнуть в город, находящийся под защитой святого мученика, и через два года заключили новый союз с аварским каганом и булгарами, чтобы совершить внезапное нападение объединенными силами. Жители бросились на стены, чтобы приготовиться к осаде, вдохновляемые епископом Иоанном, которому было видение св. Димитрия. Когда варвары стали приближаться к укреплениям с осадными башнями и катапультами, один христианин взял камешек и написал на нем: «Во имя Божие и святого Димитрия». Он бросил камень, и в полете тот столкнулся с огромным снарядом, выпущенным из катапульты. От удара снаряд полетел назад и раздавил катапульту и тех, кто из нее стрелял. А вслед за этим чудом землетрясение после полудня пошатнуло стены, так что варварам показалось, будто все рушится. Они бросились на приступ, но натолкнулись на укрепления, которым ничего не сделалось, и встретили отпор со стороны горожан, воодушевляемых епископом. Однако лишь через тридцать три дня осады и переговоров варвары окончательно покинули Фессалонику.

Так благодаря покровительству Небесного защитника Солунь выстояла в пяти осадах славянами и аварами. И его же предстательству приписывают освобождение города от турецкого ига в 1912 г. Множество раз св. Димитрий защищал город от землетрясений, эпидемий и голода. Больные, находившиеся в пристройке к храму Святого Димитрия, превращенной в госпиталь, получали исцеление по заступничеству святого, являвшегося им во сне. Совершенные самим святым или с помощью его мира778 чудеса столь многочисленны, что попытавшийся их перечислить уподобился бы человеку, решившему перечесть песчинки на морском берегу.

Знаменитая церковь Святого Димитрия была построена в V в. на месте могилы святого. Ее возвел префект Иллирика Леонтий, чудесным образом исцелившийся от недуга (412–413). В VII в. она сгорела. Вновь отстроенная, церковь затем подвергалась многочисленным перестройкам, а в 1493 г., при султане Баязиде, была превращена в мечеть. В 1912 г. она вновь стала православной церковью, но в 1917 г. сильный пожар почти уничтожил ее, погибли великолепные мраморные украшения и часть мозаик. В наше время этот храм отреставрирован и является центром почитания св. вмч. Димитрия.

* * *

776

Назначил его Галерий, в то время цезарь на Востоке.

777

Первый сборник чудес, составленный архиепископом Солунским Иоанном в эпоху славянских и аварских набегов (нач. VII в.), остается самым важным источником для истории Фессалоники и Балкан в византийское время. См.: LemerleP. Les anciens recueils des Miracles de saint Demetrius. Paris, 1979–1981. По мнению некоторых ученых, св. Димитрий пострадал в гор. Сирмий, и лишь затем его реликвии были перенесены в Фессалонику.

778

В самых древних источниках говорится о lythron – земле, пропитанной кровью святого, а примерно с X в. описываются знамения и чудеса, произошедшие от мира, то есть душистого масла, источаемого в большом количестве могилой св. Димитрия или источником в крипте. Никита Хониат пишет, что когда город в 1185 г. взяли норманны, они кощунственно использовали миро для жарки рыбы. Последнее свидетельство о святом мире приводит русский паломник, монах Исаия в 1489 г. Четыре года спустя церковь перестроили в мечеть и миро прекратило течь, а крипта была закрыта, но некоторые монастыри на Афоне и по сей день хранят его среди своих реликвий. С тех пор как мощи святого вернулись в Фессалонику, они каждый год источают небольшое количество мира, которое смешивают с благовонным елеем и раздают верующим.

Память праведной Тавифы, воскрешенной апостолом Петром в Иоппии и впоследствии скончавшейся в мире. Память преподобной Матроны (Власовой), исповедницы, инокини (1963). Память святых мучеников Валерия и Хрисанфа, усеченных мечом. Память святого мученика Савина, принявшего смерть в огне. Память святых Папия, Диодора, Конона и Клавдиана, предшествовавших святому Нестору в принятии мученичества. Память святых мучеников Фавста, Василия и Лукиана, усеченных мечом. Память святых мучеников Никифора и Стефана, с которых заживо сняли кожу. Память святых Филадельфа и Поликарпа, почивших в мире. Память двух святых мучеников Фракийских, раздавленных между скаламиПамять великого и страшного землетрясения, потрясшего Константинополь при императоре-иконоборце Льве Исавре (740), дабы христиане раскаялись в многочисленных прегрешениях. Память перенесения из Фессалоники в монастырь Пантократора в Константинополе иконы святого Димитрия, лежавшей на его гробе

Источник: Синаксарь: Жития святых Православной Церкви: В 6 т. / Адаптир. пер. с франц. / авт. сост. иером. Макарий Симонопетрский - М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2011. / Т. 1. Сентябрь-октябрь. – 944, [48] с. ISBN 978-5-7533-0551-0 (т. 1)

Комментарии для сайта Cackle