иером. Макарий Симонопетрский

Источник

Память преподобного Арсения Каппадокийского, чудотворца801

Св. Арсений родился ок. 1841 г. в христианской Каппадокии, на родине отцов Церкви. Здесь, несмотря на притеснения турок, в начале XIX в. христианство удивительным образом сохраняло жизненную силу. По завершении учебы святой принял монашество и священнический сан и был отправлен в родную деревню Фарасу для обучения брошенных детей. После пешего паломничества в Святую Землю, которое прп. Арсений повторял каждые десять лет, он получил прозвание Хаджи-Эфенди, что в переводе значит «господин-паломник» .

Смиренный служитель Божий, Арсений всю жизнь был душой и отцом для местного населения. Он не только преподавал основы греческой культуры, запрещенной турецкими властями, но являл притесняемым грекам живой пример христианского благородства и достоинства. Лучше любой проповеди и наставления была жизнь самого святого: прп. Арсений являл собой присутствие Божие, изобильный источник благодати и чудесных исцелений не только для греков, но и для турок. Он никогда не пытался выяснить происхождение или вероисповедание людей, которые обращались к нему с доверием, но прежде всего старался найти подходящую для каждого случая молитву. Если он не находил ее в Евхологии802, то выбирал подобающий случаю псалом, читал отрывок из Евангелий или просто ограничивался тем, что возлагал на голову больного Евангелие. Чудеса отца Арсения стали настолько обычными, что другого врача в Фарасе и не было. Он стал для всех врачом душ и тел. Если страждущий не мог прийти, то посылал преподобному свою одежду. Св. Арсений читал тогда подходящую молитву или писал ее на кусочке ткани – и исцеление совершалось. Иногда исцеление наступало лишь постепенно, для духовной пользы тех, кому требовалось смириться и постепенно осознать помощь Божию.

Отец Арсений отвергал любые дары, которые ему предлагали в благодарность за исцеление, говоря: «Наша вера не продается!». Он искусно скрывал свои добродетели под покровом чудачеств или притворных приступов гнева, чтобы избежать почестей от людей и таким образом сохранить покой. Когда восхищались его способностью творить чудеса, он сурово отвечал: «Ну, хорошо! Вы думаете, что я святой? Но я всего лишь грешник, еще худший, чем вы! Вы разве не видели, как я впадаю в гнев? Это Христос совершает чудеса перед вашими глазами. А я только воздеваю руки и молюсь Ему». И действительно, когда он простирал руки к Богу, испрашивая Его заступничества, казалось, что душа его исчезает. Возникало впечатление, будто он обнимал ноги Христа и не отпускал их, пока его прошение не исполнится.

Св. Арсений жил в тесной келье с земляным полом, постясь, бодрствуя, пребывая в непрестанной молитве. На два дня в неделю, а часто и больше, он затворял дверь кельи, чтобы всецело предаться созерцанию, облачившись во вретище и распростершись во прахе. Те, кто приходил в эти дни просить его о помощи, найдя дверь закрытой, брали немного пыли с порога кельи и ощущали себя несомненно исцеленными.

Отец Арсений, суровый к самому себе, был весь любовь и сострадание по отношению к пастве, в особенности к тем, кто приходил исповедать свои грехи. Он врачевал грехи не столько епитимьями или выговором, сколько милосердием. Святой приходил, часто босиком, служить бдения в уединенные часовни. Верхом он не ездил, подражая Христу, Который всегда ходил пешком, но также и из сострадания к животным. Во время Божественной литургии не раз являлись святые сослужить ему, и верующие с изумлением видели, как божественный свет преображает лицо их пастыря.

Наделенный даром прозорливости, отец Арсений задолго предсказал изгнание греков из Малой Азии и организовал переселение жителей Фарасы. Когда 14 августа 1924 г. пришел приказ об изгнании, старец, как новый Моисей, встал во главе паствы во время пешего трехсоткилометрового перехода в окружении угрожавших им турок. Постоянно пребывая в единении с Богом, он тем не менее не прекращал расточать божественное милосердие, не делая различий между христианами и мусульманами.

После прибытия на греческую землю он прожил только сорок дней, как и предсказал своим чадам. Когда святого поместили в больницу, один из его близких хотел раздавить вошь, которую обнаружил у него на теле. Но отец Арсений воскликнул: «Нет, не убивай бедную! Пусть тоже отведает немного плоти! Разве она предназначена только для червей?». И затем, повернувшись к посетителям, сказал: «Душа! душа! Заботьтесь о ней больше, чем о плоти, которая пойдет в землю и станет пищей для червей!». Это было его последнее наставление и завещание. Два дня спустя, 28 октября (10 ноября н. ст.) 1924 г., он мирно предал душу Богу как верный Его служитель. Прп. Арсению было восемьдесят три года.

Часть его честных мощей находится в монастыре Суроти, близ Фессалоники. С 1970 г. множество явлений и исцелений, происходивших от святых мощей, постоянно свидетельствовали о близости к Богу, которую стяжал прп. Арсений. Его почитание было признано Константинопольским Патриархатом в 1986 г.

* * *

801

Мы даем краткое переложение книги старца Паисия Святогорца «Преподобный Арсений Каппадокийский» (Фессалоника: Монастырь Суроти, 1996; рус. изд.: СТСЛ, 1997).

802

Евхологий – одна из древнейших богослужебных книг Греческой Церкви. Представляет собой соединение Служебника с Требником. – TlpuMtx. ред.


Источник: Синаксарь: Жития святых Православной Церкви: В 6 т. / Адаптир. пер. с франц. / авт. сост. иером. Макарий Симонопетрский - М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2011. / Т. 1. Сентябрь-октябрь. – 944, [48] с. ISBN 978-5-7533-0551-0 (т. 1)

Комментарии для сайта Cackle