иером. Макарий Симонопетрский

Источник

Память преподобного Стефана Савваита, творца Канонов793

Св. Стефан родился ок. 725 г. в деревне Аль-Джулис, близ Аскалона794. В девять лет он остался круглым сиротой и его взял на попечение дядя Захария – монах, живший поблизости от лавры Святого Саввы. Он воспитал мальчика в духе истинно христианской любви. Приняв постриг из рук Захарии, Стефан не расставался с наставником пятнадцать лет, повинуясь ему во всем, как Самому Христу.

Затем Захария покинул лавру и пребывал игуменом монастырей Кастелийского и Пещерного795 недолгое время до своей кончины. Стефан же исполнял различные послушания: два года был хлебопеком, три года принимал паломников в гостинице, затем, приняв сан диакона, в течение четырех лет исполнял обязанности канонарха во время богослужений. Затем Стефан удалился в келью, оставаясь при этом библиотекарем лавры. Так прожил он пять лет, проводя все время в молитве. По субботам и воскресеньям преподобный спускался в церковь, чтобы присоединиться к общей молитве. Тогда монахи спешили благоговейно его приветствовать, как если бы в его облике с Небес сходил Ангел Божий.

Обеспокоенный этими почестями и опасаясь искушения мирской славой, Стефан испросил у настоятеля благословения удалиться и жить отшельником, но тот отказал ему. Через некоторое время святой с той же просьбой обратился к патриарху Иерусалимскому Феодору (762–767) и сказал, что если не получит благословения на жизнь в затворе, то отправится в далекие края, удостоверившись в неподдельности его стремления к Господу, патриарх написал настоятелю, чтобы тот позволил Стефану прожить в безмолвии до Пасхи.

Стефан, которому в то время было тридцать два года, поселился в старой келье, к югу от лавры, и пребывал там в молитве. Со дня памяти прп. Антония [17 янв.] до Великого Четверга его искушали бесы. Вернувшись в монастырь ради богослужений Страстной Седмицы, он с огорчением убедился, что монахи относятся к нему с еще большим почтением и благоговением.

Тогда он вернулся в свою пустынь. Сразу его осадили сонмы бесов, внушавших отказаться от воздержания и даже пытавшихся сбросить на него скалу. В этом уединении прп. Стефан провел остаток дней, упражняясь в непрестанной молитве и занимаясь ручным трудом – плетением веревок, чтобы отогнать уныние.

Трижды в год он удалялся в пустыню, расположенную на пути к Мертвому морю, в подражание прп. Евфимию [20 ян.] и отцам былых времен. Подвижник не брал с собой ничего, кроме одежды на плечах, топорика, которым срезал росшие в пустыне травы себе в пищу, и увенчанного железным крестом посоха. В уединении он избегал встреч с людьми, если только к нему не приходили испросить совета о спасении души. Непрестанно предстоя пред Богом, сосредоточенный и исполненный покаянного духа, он отважно отражал натиск злых духов и приобрел таким образом опыт духовной брани. Ослабленный постоянным постом, он совершал бесчисленные земные поклоны, пока не падал на землю в изнеможении. Однажды, истощив телесные силы в крайней степени, он в видении возвысился над своей смертной природой и исполнился радости духовной. С этого времени прп. Стефан возобновил духовную брань, не снисходя к телесной слабости.

Через пятнадцать лет подвижник согласился принять нескольких учеников, которых поселил в пустыне недалеко от своей кельи. Уходя дальше в пустыню, он брал с собой некоторых из них. Святой овладел наукой духовного руководства и угадывал тайные помыслы учеников, даже когда их не было рядом, и воодушевлял их на брань с бесами.

Когда ему было пятьдесят три года, перед ним предстал уже много лет подвизавшийся в монашестве Мартирий, родом из Герасы, который давно уже искал старца, достигшего истинной добродетели. Стефан дал ему приют в одной из келий неподалеку от той, где некогда жил прп. Иоанн Безмолвник [3 дек.], и часто навещал его, чтобы побеседовать на духовные темы. По совету Мартирия он отказался от намерения окончательно удалиться в безлюдную пустыню и согласился принимать посетителей в своей келье.

Однажды Стефан, рукоположенный в пресвитера, служил Божественную литургию в часовне в своей пустыне. В минуту, когда он произносил слова «Святая святым», благодать Духа Святого снизошла и осветила алтарь Небесным сиянием, и сам святой просиял этим светом. Видя собственное преображение в лучах Божественного света и устыдившись своего недостоинства, он вознес к Богу молитву о том, чтобы не столь щедро изливались на него потоки благодати в земной жизни, дабы в полной мере вкусить благодать в жизни вечной. Господь внял его молитве, но с этого дня, находясь перед святым алтарем, он получал божественные откровения и разрешение любого вопроса, какой бы ни задали посещавшие его люди.

Как-то Стефан пребывал в пустыне с несколькими монахами и остановился на ночлег на берегу Иордана. Оставив спящих спутников, он перешел на другой берег, шагая по водам, и всю ночь молился, воздев к небу руки, светившиеся, как два факела.

Когда подвигами, воздержанием и слезами преподобный стяжал блаженное бесстрастие, Господь даровал Своему слуге дар прозорливости, так что он различал тайные помыслы всех, кто к нему приближался, и безошибочно предсказывал будущее. Также он получил дар творить чудеса на благо людей. По его молитве был изгнан бес, жестоко терзавший девочку. Также, подобно Моисею, он ударом посоха заставил забить родник в иссохшей почве, чтобы утолить жажду учеников. Много раз Господь делал его невидимым для глаз разбойников или враждебных бедуинов, и он проходил мимо них незамеченным. Любовь и сострадание св. Стефана распространялись не только на монахов и посетителей, но и на животных, птиц и насекомых пустыни, которые приходили, чтобы получить пищу из его рук. Он ругал учеников, если им случалось раздавить ногой земляного червя у стен его кельи.

Однажды его ученик и биограф Леонтий, обуреваемый соблазном богохульства, пришел к старцу, стыдясь исповедать такой грех. Тогда святой предложил ученику положить руку ему на затылок и торжественно объявил, что сам ответит за этот насланный бесом грех перед судом Божиим. Затем он молился о нем всю ночь – и ученик полностью избавился от такого рода искушений.

В последние десять лет жизни св. Стефан, удаляясь в пустыню, брал с собой нескольких монахов из давних насельников лавры. Когда же он возвращался в свою пустыньку, к нему, особенно по великим праздникам, отовсюду стекались верующие, чтобы просить молитв или вдохновенных речей. Все они удалялись радостные и исполненные благодати, распространяя славу о подвижнике и укрепляя всех в мысли, что и в годину мусульманских гонений Господь не оставляет милостью Свой народ.

Совершив еще множество чудес, прп. Стефан почил в мире, как и предсказывал, 31 марта 794 г., в тот момент, когда произносил слова евхаристической анафоры. Он был погребен рядом с прп. Иоанном Безмолвником.

* * *

793

Из-за того, что в трудах св. Никодима имеется рассказ о двух святых по имени Стефан Савваит, их часто путали. Мы исправляем это недоразумение по древнему «Житию святого Стефана», начало которого было недавно обнаружено в арабском и грузинском переводах. Эти древние источники не содержат никакого упоминания о возведении прп. Стефана в епископское достоинство, в отличие от данных «Синаксаря» св. Никодима. Тот же святой вновь поминается под 13 июля вместе с посвященной ему службой и под 31 марта, в день кончины. Его ученик Леонтий составил «Житие св. Стефана» некоторое время спустя после расправы над монахами лавры Святого Саввы в 796 г. [20 мар.].

794

Ныне Ашкелон в Израиле.

795

См. статью о прп. Савве под 5 декабря.


Источник: Синаксарь: Жития святых Православной Церкви: В 6 т. / Адаптир. пер. с франц. / авт. сост. иером. Макарий Симонопетрский - М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2011. / Т. 1. Сентябрь-октябрь. – 944, [48] с. ISBN 978-5-7533-0551-0 (т. 1)

Комментарии для сайта Cackle