иером. Макарий Симонопетрский

Источник

Память священноисповедника Варнавы, епископа Хвостанского837

Св. Варнава родился в 1914 г. в США и происходил из благочестивой семьи сербских эмигрантов. В миру его звали Воислав Настич. Среднее образование он получил в Сараеве. По благословению св. епископа Охридского Николая [5 мар.] Воислав блестяще продолжил занятия богословием в Белграде – столице недавно провозглашенного Югославского королевства и, еще не приняв постриг, выказывал поведение, достойное монаха.

Получив в 1937 г. диплом, он вернулся в Сараево и начал работу в двух школах. Благодаря педагогическому дарованию, а еще более – примеру, который он подавал собственной молитвенной жизнью, Воислав завоевывал сердца учеников и зажигал в них огонь божественной любви. Унаследовав ресторан, он бесплатно кормил нуждающихся. Желая отдать Христу всю свою жизнь без остатка, Воислав принял иноческий постриг от сщмч. Петра, митрополита Сараевского [15 ин.], в 1940 г. в монастыре Милешево.

Во время ужасных гонений, которые в годы Второй мировой войны переживала Сербская Церковь, молодой диакон Варнава был призван хорватским диктатором Анте Павеличем, который хотел сделать его епископом «Православной хорватской Церкви». Так называлась созданная им раскольническая организация. Св. Варнава решительно отказался, как позднее он не стал сотрудничать и с партизанами-коммунистами. В конце войны он принял рукоположение в священника. Чтобы противостоять атеистической пропаганде в новой послевоенной Югославии, возглавляемой коммунистами, Варнава, не уступая безбожникам ни в чем, брал пример со святых исповедников веры. Уже готовилось дело, чтобы осудить его.

В 1947 г. он был возведен в сан викарного епископа возвратившимся из Дахау патриархом Гавриилом. По этому случаю св. Варнава произнес речь, в которой напоминал, что самопожертвование – это призвание апостолов и всех, кто следует этим путем: «Все, что могу сказать, и большее из того, что могу сказать: хочу радостно взойти на свою Голгофу и эту честь никогда не променяю ни на какую другую честь под Божиим солнцем... Епископ не имеет своей личной радости и не имеет своего личного горя. Радость Церкви – его личная радость, и печаль Церкви – его личное горе... Всякая хула на Бога падает на епископа как личная обида, и всякое оскорбление на Сына Божия – как поругание его самого... Да, епископство – это Голгофа, ибо епископ должен истину ставить превыше жизни, а мы знаем, что много раз в истории следование истине означало смертный приговор»838.

Прибыв в Сараево, епископ Варнава оказался под надзором тайной полиции. Католический архиепископ Загреба уже был осужден режимом, поэтому коммунисты считали необходимым поступить так же по отношению к православным. Спустя лишь пять месяцев после рукоположения епископ Варнава был арестован. Первого марта 1948 г. его приговорили к одиннадцати годам принудительных работ под предлогом того, что в своей интронизационной речи он подстрекал народ к неповиновению властям.

Вначале святого содержали в темном, сыром подвале, затем перевезли в Зеницу, где лишили рясы и обрили наголо. В тюрьме, несмотря на унизительные работы, к которым его принуждали, он сохранял спокойствие и отвечал на насилие со стороны охранников пением тропарей и молитвами. Ему запретили принимать Святое Причастие и молиться вслух. В 1951 г. руководство тюрьмы, не зная, что делать с этим неудобным заключенным, решило перевести его в Сремску Митровицу

Закованного в наручники, его вместе с другими заключенными случайно оставили в отцепленном вагоне на запасном пути. Около полуночи в вагон на полном ходу врезался локомотив, и епископ с раздробленными руками и ногами был выброшен наружу. Из всех заключенных, находившихся в этом вагоне, уцелело всего одиннадцать человек. Св. Варнава семь месяцев провел в госпитале в Сремской Митровице, а вскоре после возращения в тюрьму был освобожден благодаря ходатайству одного американского сенатора.

Он был отпущен на свободу под надзор властей и при условии, что уйдет на покой. Св. Варнава поселился в монастыре Гомионица, в епархии Баня Лука в Боснии. Пять с половиной лет он пребывал под непрестанным надзором полиции. В 1959 г. он по приглашению епископа Сремского поселился в монастыре Крушедол, а оттуда в 1963 г. переехал в монастырь Беочин, в Воеводине. За всеми его передвижениями постоянно следили агенты в штатском. Много раз святой епископ просил разрешить ему вновь приступить к своим обязанностям, но безуспешно, из-за противодействия коммунистических властей. Все годы затвора он возрастал в подвиге и молитве. Святой ничего не ел по понедельникам, средам и пятницам и лишь по субботам и воскресеньям добавлял в пищу растительное масло. Он никогда не жаловался на судьбу, прощал врагов, ни разу не сказал слова в гневе, на лице его никогда не было хмурого выражения. Он часто повторял слова апостола: « Радуйтесь всегда в Господе» (Флп 4, 4). В письмах, большая часть которых была уничтожена, он утешал, ободрял и пастырски поддерживал тех, кто к нему обращался.

В 1963 г., когда Ассамблея епископов и мирян Сербской Церкви в США запросила перевода епископа Варнавы в эту страну, слежка только усилилась. Несмотря на это, епископ сделал несколько попыток обратиться к властям, которые, однако, не захотели допустить деятельности выдающегося исповедника веры за рубежом.

Двенадцатого ноября 1962 г. святой епископ скоропостижно скончался от сердечного приступа. Высказывались мнения, что он был отравлен, но доказательств не обнаружили. На погребении св. Варнавы служили три епископа в присутствии патриарха.

Долгие года, вплоть до падения коммунистического режима, не говорилось ни слова о крестном пути святого исповедника. С тех пор как Сербская Церковь официально объявила о канонизации сщмч. Варнавы, свеча, ранее скрытая под сосудом, светит всем людям.

* * *

837

Его почитание признано Сербской Православной Церковью в 2004 г. В Месяцеслов Русской Православной Церкви данная память не включена.

838

Прот. Саво Йович. Священномученик Варнава (Настич). Белград, 2004. С. 51–58. Пер. Юрия Максимова.


Источник: Синаксарь: Жития святых Православной Церкви: В 6 т. / Адаптир. пер. с франц. / авт. сост. иером. Макарий Симонопетрский - М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2011. / Т. 1. Сентябрь-октябрь. – 944, [48] с. ISBN 978-5-7533-0551-0 (т. 1)

Комментарии для сайта Cackle