иером. Макарий Симонопетрский

Источник

Память преподобного Иоанна молчальника, бывшего епископа Колонийского401

Св. Иоанн родился 8 января 454 г. в гор. Никополе402 провинции Понт в христианской семье. В восемнадцать лет, после смерти родителей, он отрекся от мира и вместе с десятью товарищами, разделявшими его стремление к подвижнической жизни, основал небольшой общежительный монастырь.

Молва о добродетелях Иоанна стала со временем столь громкой, что он против своего желания был рукоположен в епископа гор. Колонии (481)403, но и тогда нисколько не изменил привычного образа жизни. Все его усилия были направлены к единой цели – непрерывно очищать сердце целомудрием, постом и молитвой, чтобы в нем, как в сияющем зеркале, мог отражаться Божественный Свет. Через девять лет пастырского служения, прошедших в неустанной борьбе за благочестие и истинную веру в его епархии, преподобный, огорчаемый суетностью мирской жизни, решил втайне от всех уйти в Иерусалим и сделаться отшельником.

Прожив некоторое время в приюте для старых людей, основанном императрицей Евдоксией, св. Иоанн увидел чудесное знамение: перед ним появилась яркая звезда в форме креста и послышался голос: «Если ты хочешь спастись, следуй за этой звездой!» (491). Звезда привела преподобного в лавру св. Саввы, где под началом этого аввы подвизались сто пятьдесят мужественных отшельников. Настоятель, дабы испытать терпение и послушание нового инока, о котором он еще ничего не знал, поставил его вместе с другими послушниками в помощники монастырскому эконому. Назначенный два года спустя заведовать монастырской гостиницей и кухней, св. Иоанн неизменно был рад со всем усердием служить всем отцам, с искренним сердечным смирением почитая себя рабом каждого из них.

По окончании срока послушничества (493) преподобный удалился в келью, где пребывал в молчании и посте пять дней в неделю, по субботам и воскресеньям участвуя в совместных богослужениях и святых Таинствах, а также в общей трапезе с остальными братиями. Для всех монахов преподобный служил примером смирения и сокрушения сердца.

В свою очередь св. Иоанн был поставлен заведовать монастырским хозяйством. Служение его было столь безупречным, что сам прп. Савва обратился к Иерусалимскому патриарху Илии [20 ил.] с просьбой рукоположить Иоанна в священнический чин. Возражения инока настоятель приписал его обычному смирению (496). Представ перед патриархом, св. Иоанн попросил дозволения поговорить с ним наедине, чтобы сообщить о неких обстоятельствах, которые не позволяют ему принять священство. С великим удивлением узнав о том, что этот смиренный монах был когда-то епископом и добровольно отказался от всех почестей ради того, чтобы самому служить ближним, патриарх просил настоятеля не настаивать на рукоположении и позволить Иоанну и дальше спокойно жить в затворе. Вначале св. Савва глубоко огорчился тем, что ошибся в Иоанне и счел достойным того, кто достойным не был. Позднее он получил откровение свыше о том, кем на самом деле был этот монах, но сохранил услышанное в тайне и не тревожил более отшельника.

Через четыре года прп. Савва вынужден был покинуть монастырь из-за возмущения против него части братии. Тогда пятидесятилетний Иоанн удалился на шесть лет в пещеру в пустыне Рува, где жил в полнейшей изоляции от остального мира, единственно желая в тишине беседовать с Богом, посредством аскезы все более очищать и просветлять внутреннее око и преображаться от славы в славу, чтобы открытым лицом взирать на славу Господню (см.: 2Кор 3,18). И Бог Сам споспешествовал Своему верному рабу, подкрепляя его благодатью и чудесами.

Однажды святой ходил по пустыне в поисках съедобных трав и, заблудившись, упал в овраг и потерял сознание. Тогда действием благодати Божией он по воздуху был перенесен обратно в келью, которая находилась в семи с половиной километрах от того места. В другой раз, когда сарацины свирепствовали в пустыне, грабя и убивая всех, кто попадался им в руки, св. Иоанн, отказавшись укрыться в Великой лавре св. Саввы, благополучно оставался в своей пещере, уповая во всем на Господа. Бог послал огромного и свирепого льва день и ночь пребывать рядом с пещерой преподобного и отгонять приближавшихся к ней варваров, удостоившись от Всевышнего дара прозорливости и различения помыслов, св. Иоанн с готовностью помогал всем, кто обращался к нему за помощью, облегчая лежавшее на их совести бремя и отражая силой молитвы бесовские наваждения и соблазны.

В 509 г. святой возвратился из пустыни в монастырь и затворился в келье, лишь в редких случаях общаясь с окружающими через одного из учеников. В продолжение многих лет единственной его пищей была жидкая похлебка, к которой он незаметно примешивал пепел из кадила. Однажды его ученик и биограф, по имени тоже Иоанн, случайно застал его пересыпающим пепел в свою миску. Святой был весьма опечален этим, ибо, почитая грехом любую добродетель, о которой становится известно людям, он вынужден был теперь отказаться от этого обыкновения.

В другой раз, желая знать, откроет ли ему Господь двери Своего Царства, преподобный дерзновенно просил Бога о каком-либо знамении. Затем в присутствии учеников он положил смоковничное зернышко на раскаленную высохшую скалу, стоявшую над его кельей, и – о чудо! – прямо на голом камне зерно проросло, дало побег, затем листья и цветы и, наконец, произвело три плода смоковницы, которые старец, со слезами возблагодарив Господа, разделил между учениками.

Св. Иоанн не покидал затвора до 547 г., когда игуменом монастыря стал один из последователей Оригена. Тогда вместе с другими монахами, сохранившими верность Православию, преподобный ушел на Масличную гору, где оставался до тех пор, пока игуменом лавры вновь не был избран православный. С этого времени св. Иоанн начал приготовляться к смерти и, исполненный благодати, с миром окончил земное поприще в возрасте ста четырех лет в 558 г.404

* * *

401

Мы опускаем здесь память сщмч. Феодора, архиепископа Александрийского, поскольку все события его жизни настолько сходны с описанными в «Житии» соименного ему святого, празднуемого 12 сентября, что, несмотря на различие в положении (один был мирянином, другой – епископом), в них безусловно имеется в виду одно и то же лицо.

402

Ныне Девриги в Турции.

403

Этот город был столицей провинции Первая Армения, а затем одноименной византийской фемы. Теперь он называется Себин-Карахисар.

404

Согласно грузинскому переводу его «Жития», написанного Кириллом Скифопольским, святой умер 8 января 559 г.


Источник: Синаксарь: Жития святых Православной Церкви: В 6 т. / Адаптир. пер. с франц. / авт. сост. иером. Макарий Симонопетрский М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2011. / Т. 2. Ноябрь-декабрь. – 912, [48] с. ISBN 978-5-7533-0552-7 (т. 2).

Комментарии для сайта Cackle