иером. Макарий Симонопетрский

Источник

Память святого равноапостольного Наума Охридского, исповедника

Св. Наум родился в Византии ок. 843 г., в то самое время, когда Церковь вновь украсилась святыми иконами. Он стал учеником великих просветителей славян: равноапп. свв. Кирилла (Константина), Мефодия и Климента – и вместе с ними отправился в миссионерское путешествие по варварским краям, лежащим в глубине европейского материка666. Незадолго перед тем возникшее Великоморавское княжество667 объединяло различные славянские племена, сохранявшие варварские обычаи и нравы. Новым апостолам Христовым приходилось проповедовать слово Божие, переходя из селения в селение, преодолевая безлюдные пространства, терпя всевозможные лишения, подвергаясь насмешкам и оскорблениям язычников, перенося голод, холод и побои. Тяжкий труд святых подвижников не замедлил принести обильные плоды. В отличие от франкских миссионеров, прибывших из Германии и пытавшихся насадить среди славян латинский язык и богослужение, православные проповедники знали язык местного населения и даже начали переводить на славянский Священное Писание и литургию св. Иоанна Златоуста. Поскольку славяне не были еще знакомы с письменностью, святые просветители создали для них азбуку. Таким образом, зарождение книжной культуры в славянских землях стало прочным основанием их миссии.

Достигнув немалых успехов в своих трудах, святые просветители отправились в Рим, дабы заручиться поддержкой папы Адриана II. При дворе патриарха Запада миссионерам был оказан великолепный прием, призванный воздать им честь как истинным посланцам Божиим. Выполненные ими переводы были сопоставлены с греческими текстами и найдены совершенно верными и пригодными для благовестия славянским народам. Папа с радостью преподал им благословение, рукоположил в священство некоторых учеников этих просветителей и велел отслужить в некоторых городских церквях славянскую литургию.

Благодать Господня столь зримо пребывала на Его верных служителях во время их пребывания в Риме, что они единым взглядом исцеляли больных и скорбящих, которые приходили к ним за молитвенной помощью. Св. Наум, будучи моложе других годами, не уступал спутникам в апостольском рвении и даре чудотворения.

Св. Константин остался в одном из городских монастырей, где мирно окончил свои дни с монашеским именем Кирилл. А св. Мефодий и его сподвижники отправились в обратный путь к бескрайним северным равнинам. Папа Римский поставил св. Meфодия архиепископом Паннонии, с резиденцией в древнем епископском центре – Сирмии и с юрисдикцией, распространявшейся на населенные славянами земли Паннонии, Моравии, Словакии и Посавской Хорватии. Там они продолжили начатые труды.

Однако положение дел уже изменилось. Правитель Великой Моравии, искавший покровительства франкского короля Людовика Немецкого, открыл свои земли для германских миссионеров. Они принялись распространять еретическое латинское учение об исхождении Святого Духа не только от Отца, но и от Сына и стали повсюду насаждать литургию на латыни, позволяя использовать славянский язык лишь для проповеди. Когда архиепископ Мефодий и бывшие с ним греческие миссионеры прибыли в свою епархию, франки отказались признать их полномочия и объявили узурпаторами, а затем самым бесцеремонным образом схватили и тайно заключили в темницу на территории Швабии.Там святые были лишены даже самого необходимого, при этом страдая от сурового климата.

Пребывая в заточении, св. Наум вновь явил чудодейственную силу своей молитвы, действием которой отворились двери узилища. Наконец, святые были отпущены на свободу и продолжили дело устроения славянской Церкви в Центральной Европе, непрерывно преодолевая разного рода трудности и испытания, более со стороны франкского духовенства, чем от варваров-славян.

Сразу же после смерти св. Мефодия в 885 г. его преемник Горазд и наиболее видные ученики: Лаврентий, Климент, Ангеляр и Наум – были брошены в тюрьму усилиями немецких миссионеров, а трое последних отправлены затем в изгнание. Тогда они направили свои стопы в православное Болгарское царство, где их с радостью и почетом принял царь Борис [2 м.]. Он создал святым миссионерам самые благоприятные условия для продолжения их трудов и для свободного использования славянского языка.

Во время миссионерских странствий св. Наум основал на южном берегу Охридского озера монастырь, носящий с тех пор его имя. В этой обители после блаженной кончины св. Наума были упокоены его мощи, поныне окруженные благоговейным почитанием местного населения.

* * *

666

Ок. 863 г. См. также жития свв. Кирилла (Константина) и Мефодия [11м.] и житие св. Климента Охридского [27ил.]. Согласно службе св. Науму, другой день его памяти 20 июня.

667

По среднему течению Дуная, на территории нынешних Чехии, Словакии и частично Венгрии.


Источник: Синаксарь: Жития святых Православной Церкви: В 6 т. / Адаптир. пер. с франц. / авт. сост. иером. Макарий Симонопетрский М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2011. / Т. 2. Ноябрь-декабрь. – 912, [48] с. ISBN 978-5-7533-0552-7 (т. 2).

Комментарии для сайта Cackle