иером. Макарий Симонопетрский

Источник

Память священномученика Евфимия, епископа Сардийского, исповедника

Св. Евфимий родился в VIII столетии в гор. Узары, у границ Ликаонии. Он был отправлен родителями в Александрию получать образование. Вернувшись спустя несколько лет на родину, Евфимий принял монашеский постриг в одном из расположенных поблизости монастырей. Выказав большое преуспеяние в смирении, послушании и прочих монашеских добродетелях, он в скором времени был рукоположен в диакона, а затем в священника.

Слава об учености и добродетелях Евфимия распространилась среди христиан. И верующие гор. Сарды пригласили его занять место недавно почившего епископа этой епархии. Воспротивившись поначалу такому предложению, смиренный инок все же покорился воле Провидения и сделался, по примеру Христа, добрым пастырем духовного стада. Стараясь во всем быть скорее служителем всех, нежели наставником, он данной ему властью проповедовал слово истины и особенно отличался усердием по отношению к бедным.

В 787 г. императрица Ирина и ее сын император Константин созвали в Никее Седьмой Вселенский Собор, призванный осудить иконоборчество. Св. Евфимий находился в числе трехсот шестидесяти семи соборных отцов и поражал присутствующих глубокими познаниями в церковном предании. На четвертом заседании Собора именно он огласил официальное определение о почитании святых икон. Немаловажная роль, которую св. Евфимий играл на этом Соборе, снискала ему расположение и доверие императора Константина VI и впоследствии император доверил епископу ряд ответственных миссий.

Однажды, в правление императора Никифора I (802–811), Сардийский митрополит предоставил убежище одной девушке, которую против ее воли принуждали ко вступлению в брак с высокопоставленным императорским сановником, и оградил деву от посягательств священным покровом монашеского сана. Придя в ярость, несостоявшийся жених возвел на святого клеветнические обвинения перед императором и добился его смещения с епископской кафедры и ссылки на о. Пантеллерия.

Проведя несколько лет в изгнании и претерпев немало скорбей от варваров, св. Евфимий в 814 г. был возвращен в Константинополь, где его ожидали новые испытания. Император Лев V Армянин, вновь начавший гонения против святых икон, призвал святого, всеми силами стремясь привлечь на свою сторону. Однако Лев столкнулся с решительным отказом святого защитника икон, бесстрашно исповедавшего перед лицом правителя истинную веру. За это император отправил св. Евфимия в ссылку в гор. Ассос707.

Св. Евфимий с неизменной радостью претерпевал лишения и страдания за имя Христово, возлагая на Него все упование. После смерти Льва V новый император Михаил II708 призвал к себе св. Евфимия, а также св. Мефодия [14 ин.], другого славного исповедника иконопочитания. Не убоявшись могущества грозного владыки, св. Евфимий, исполненный ревности о Боге, подобно древним пророкам, воскликнул, обращаясь к императору-иконоборцу: «Всякий, кто не воздает почитания образу Господа нашего Иисуса Христа, изображаемого в Его человечестве, да будет анафема!» Разгневанный правитель приказал немедленно отправить святого исповедника в новую ссылку на мыс Акрит, на восточный берег Ионического моря. Там св. Евфимий томился в тесной и мрачной темнице, наполненной нездоровыми испарениями.

По прошествии трех лет исповедника призвал в столицу Византии император Феофил (829–842) – последний, но не менее яростный враг иконопочитания. Св. Евфимий явил перед ним всю ту же несокрушимую стойкость и с невозмутимостью перенес четыреста ударов бичом. На втором допросе святой бросил императору суровые обвинения в нечестии. За это он был подвергнут новому бичеванию бычьими жилами с такой жестокостью, что тело его покрылось страшными язвами и распухло. Брошенный в мрачный каменный застенок, святой прожил еще восемь дней в ужасных мучениях, после чего 26 декабря 831 г. предал душу Господу как мужественный воин Христов, сражавшийся до конца.

От мощей св. Евфимия сразу же стали происходить многочисленные чудеса и исцеления. Несколько веков святыня покоилась в Константинополе. После завоевания византийской столицы турками мощи были тайно доставлены в Хилею709, близ Халкидона. Когда греческое население Maлой Азии подверглось изгнанию со своей родины в 1922 г., жители Хилеи забрали в Грецию главу святого как свое самое ценное сокровище, а затем воздвигли в Пирее храм в его честь. Там бесценная святыня по сей день окружена усердным почитанием.

* * *

707

В малоазийской провинции Троада (Геллеспонт), на побережье пролива Митилини, напротив о. Лесбос.

708

820–829 гг.

709

Иначе Хили.


Источник: Синаксарь: Жития святых Православной Церкви: В 6 т. / Адаптир. пер. с франц. / авт. сост. иером. Макарий Симонопетрский М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2011. / Т. 2. Ноябрь-декабрь. – 912, [48] с. ISBN 978-5-7533-0552-7 (т. 2).

Комментарии для сайта Cackle